References
1. Shokorova L.V., Kiseleva N.V. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnera. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014; 9-2 (47): 203 - 205.
2. Korolev V.A. Uchebnyjrisunok. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1981.
3. Gladyshev G.M. Hudozhestvennoe obrazovanie kak nepreryvnyjprocess formirovaniya lichnosti dizajnera: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014: 414 - 421.
4. Zinchenko V.P., Stasevich V.N. Tvorchestvo v uchebnom risunke: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 1989.
5. Shorohov E.V. Kompoziciya: ucheb. dlya studentov hudozh.-graf. fak. ped. in-tov. Moskva, 1986.
6. Medvedev L.G. Akademicheskij risunok vprocesse hudozhestvennogo obrazovaniya. Omsk: Izdatel'skij dom «Nauka», 2008.
7. Yakusheva M. S. Transformaciya prirodnogo motiva v ornamental'nuyu dekorativnuyu formu: uchebnoe posobie. Moskva: MGHPU im. S.G. Stroganova, 2009.
8. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty. Risunok, zhivopis', kompoziciya: uchebnoe posobie. Moskva; 1986.
9. Sokolov M.V. Professional'naya podgotovka hudozhnika dekorativnogo iskusstva na osnove aktivizacii proektnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2015; 11: 43 - 46.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540302.pdf
11. Amirgazin K.Zh., Udalov S.R. Formirovanie kompetentnostej v processe obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; № 2 (106): 223 - 225.
12. Sokolov M.V., Sokolova M.S. Sovremennye narodnye promysly Rossii kak sostavnaya chast' obscherossijskoj kul'tury. 2-e izd., ispr. i dop. Novosibirsk: NGPU, 2015.
Статья поступила в редакцию 13.02.17
УДК 378
Tovpich I.O., Director of School № 8 with profound study of music series "Music" of Frunze District of St. Petersburg, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Yasinskaya O.L., MA (Arts Education), sound teaching methods Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: olyasinskaya@herzen.spb.ru
MODERN RECORDING STUDIO IN THE WORK OF THE TEACHER OF MUSIC. Art is one of the most important spheres that help to form a creative personality in a student. The article discusses a new approach to the comprehension of the musical art in the process of co-creation with the students by means of digital technologies, which, in fact, are the foundation of a new domain in music education (general and vocational). Professional educational activity the teacher-musician in modern recording studio is an instrument of creativity in the high-tech information educational environment, accessible and understandable to students like music and art schools, and secondary schools. The article presents the guidelines for the employment in the modern recording studio, designated essential components of educational process in the conditions of learning music in school.
Key words: teacher, musician, sound, music and computer technology, electronic musical instruments, computer-based music creation, music education.
И.О. Товпич, директор ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
О.Л. Ясинская, магистр художественного образования, звукорежиссер учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: olyasinskaya@herzen.spb.ru
СОВРЕМЕННАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Искусство занимает одно из самых значимых мест в формировании творческой личности учащегося. Статья посвящена рассмотрению нового подхода к постижению музыкального искусства в процессе сотворчества с обучающимися посредством цифровых технологий, которые, фактически, являются основой новой предметной области в музыкальном образовании (общем и профессиональном). Профессиональная учебная деятельность педагога-музыканта в современной студии звукозаписи является инструментом творчества в высокотехнологичной информационной образовательной среде, доступной и понятной учащимся как музыкальных школ и школ искусств, так и общеобразовательных учебных заведений. В статье приведены методические рекомендации по проведению занятий в современной студии звукозаписи, обозначены необходимые компоненты организации образовательного процесса в условиях обучения музыке в школе.
Ключевые слова: педагог-музыкант, звукорежиссер, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты, компьютерное музыкальное творчество, музыкальное образование.
Формирование полноценной образовательной среды для педагога-музыканта в равной степени предполагает серьёзное методическое наполнение учебных дисциплин, связанных с преподаванием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3] и материально-технические средства для их реализации. Для процесса преподавания в новой образовательной сфере деятельности и полноценного изучения дисциплин направления «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» необходимо наличие музыкально-компьютерного класса и учебной компьютерной студии звукозаписи. [4; 5; 6]. Музыкально-компьютерный класс в основном предназначается для групповых лекционных и практических занятий, тогда как учебная студия звукозаписи - это место для практических и индивидуальных занятий. Оснащение учебной студии предполагает особую акустическую обработку помещений, со-
здание качественного цифрового звукозаписывающего комплекса, оснащение студии парком необходимого оборудования.
Программно-аппаратный комплекс студии должен быть укомплектован профессиональным студийным оборудованием и полными версиями программного обеспечения профессиональной деятельности музыканта [7; 8; 9]. Звукорежиссёр - творческая профессия, связанная с записью и обработкой звука, созданием звуковых художественных образов. Он, как правило, владеет как художественными, так и техническими аспектами работы с музыкальным материалом. Звукорежиссеру необходимо разбираться как в музыкальном материале записываемого произведения, так и хорошо знать физику звука, разбираться в музыкальной акустике [10; 11; 12], психоакустике, инструменто-ведении, владеть, в том числе, современным музыкальным ин-
струментарием - электронными музыкальными инструментами (ЭМИ) [13; 14; 15].
Рассмотрим основные направления деятельности педагога-музыканта как звукорежиссёра в учебной студии звукозаписи.
Преподаватель-звукорежиссёр производит запись, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств учебной звуковой студии. Изучение технических и музыкальных аспектов звукозаписи с учениками проводится на примере создания музыкальных композиций. Запись музыкального материала является необходимой для анализа ошибок и сохранения придуманных отрезков партий будущих композиций. Это может быть как интересный барабанный брейк, мелодичное соло, или любой другой элемент музыкального произведения.
Существует несколько уровней качества записи: черновая, многоканальная демо-запись, студийная запись.
Студийная запись производится в акустически подготовленных специализированных помещениях, на профессиональном оборудовании, силами высококвалифицированных специалистов. В результате получается готовое произведение, отвечающее требованиям современной звукоиндустрии (например, для выпуска альбома, ротации на радио, размещения в сети Интернет и др.).
На начальных этапах работы наиболее актуальными являются черновые и демо-записи. Черновая запись осуществляется на подручные средства, такие как мобильный телефон и диктофон. Такая запись выполняется для набросков будущих композиций и обеспечивает качество, достаточное для работы над материалом и его подготовкой для более качественной обработки.
Многоканальная запись осуществляется путем последовательной записи инструментов в один канал или одновременной записи инструментов в несколько каналов при помощи микрофонов соответствующего типа. Для многоканальной записи требуется дополнительное оборудование, такое как микшеры, специализированные звуковые карты, предусилители, студийные мониторы, наушники персональный компьютер с программным обеспечением для звукозаписи. Многоканальная демо-запись выполняется для ознакомления и оценки материала, поскольку она способна отразить идею и показать способности группы исполнителей. Очевидно, что черновая запись для этих целей совершенно непригодна.
Многоканальная демо-запись значительно отличается от черновой записи, но, как правило, не соответствует качеству студийной записи из-за класса используемого оборудования и опыта звукорежиссера, осуществляющего сведения. По сути, студийная запись - это многоканальная запись, произведенная профессионалами на соответствующем оборудовании, результатом которой является законченный продукт.
Основными преимуществами многоканальной записи являются:
• возможность работы с каждой партией индивидуально (детальный анализ партии, коррекция, обработка, панорамирование и т.д.);
• точность передачи звучания инструмента за счет применения индивидуальных средств съема и обработки сигнала (микрофоны с соответствующим динамическим и частотным диапазоном);
• возможность качественного сведения инструментов в общем миксе по частоте и громкости.
В процессе подготовки демо-записи учащиеся-музыканты осознают важность работы с метрономом, вникают в нюансы зву-коизвлечения и формирования звука и оттачивают мастерство. После создания хорошей демо-записи можно считать музыкантов практически готовыми к студийной записи без затрат лишнего студийного времени на подготовку материала.
Оборудование для звукозаписи. Помещение. Акустика помещения, оказывает непосредственное влияние на звучание записываемого через микрофоны сигнала, а также на воспроизведение звука через акустическую систему. Большинство обычных помещений, как правило, не подготовлены для качественной работы с аудио материалом, поскольку в них присутствует нежелательные отражения, реверберация и стоячие волны, мешающие корректной чистой записи и контролю результата. Требуется акустическая отделка помещения, в для которой применяются специальные акустических плиты, расставленных особым образом в подобранных точках.
Сведение музыки в неподготовленном помещении приводит к неправильной оценке спектрального состава сигнала и уровня
громкости тех или иных частот: звук «гуляет», сигналы близких частот произвольно складываются и вычитаются, что приводит к неразборчивости в оценке элементов композиции.
Микрофоны. Микрофоны делятся на несколько типов: конденсаторные, динамические вокальные и инструментальные, они отличаются в первую очередь направленностью (всенаправ-ленные, микрофоны-пушки, суперкардиоида, кардиоида, «восьмерка» и др.), чувствительностью (отношение сигнала на выходе микрофона к громкости входного сигнала), частотной характеристикой (чувствительностью на разных частотах) и областью применения (запись вокала, акустических инструментов, электрогитары, барабанов).
Динамические микрофоны обладают высокой перегрузочной способностью и достаточно узконаправленной характеристикой и чаще всего применяются для концертного вокала (для снижения возможной высокочастотной генерации), для съема сигнала с мощных инструментов - гитары, бас-гитары. Для съёма сигнала с бас-барабана применяются динамические микрофоны с увеличенным диаметром и линейным ходом мембраны. Конденсаторные микрофоны, как правило, используются для тех инструментов, где важна передача объема и нюансов звука, таких как студийный вокал, акустическая гитара и железо ударной установки. Следует отметить, что для таких микрофонов требуется дополнительное фантомное питание.
Микшерский пульт. Микшерский пульт при проведении зрелищных мероприятий (концерты, спектакли, публичные выступления) предназначен для съема сигналов с инструментов, находящихся на сцене, сведению общего микса в он-лайн режиме, эквализации и частотной коррекции отдельных инструментов с последующим выведением сигнала зрителям в порталы и музыкантам в мониторы. В основном, размеры микшера зависят от количества каналов. Функциональное назначение у них практически одинаковое.
В процессе звукозаписи микшер применяют в несколько иных целях. При записи большой группы учащихся может потребоваться 15 - 20 микрофонов одновременно. По сути, при наличии многоканальной звуковой карты, каждый инструмент подключается к соответствующему каналу и производится запись. В таком случае в микшерском пульте нет необходимости. Если необходимо осуществить многоканальную запись при наличии карты с 2-мя или 4-мя каналами, несколько инструментов предварительно сводятся по уровню на микшере (так же может быть добавлена компрессия, произведена эквализация и панорамирование), и стереовыход микшера выводится на линейный вход звуковой карты. Стоит отметить, что в таком случае исключена индивидуальная постобработка инструментов. Во время репетиций также активно используется микшер, например, для бочки, вокала, бэк-вокала и т. д.
Звуковая карта. Звуковая карта предназначена для усиления, оцифровки и обработки в режиме реального времени входного аналогового сигнала. В случае использования цифровых интерфейсов (MIDI, SPDIF) усиление и оцифровка не требуются. Современная полупрофессиональная звуковая карта должна иметь достаточное количество каналов, возможность расширения количества каналов, качественные предусилители сигнала динамических микрофонов, фантомное питание конденсаторных микрофонов, вход MIDI для написания барабанов и синтезаторов, цифровой вход SPDIF для записи сигнала с процессоров без двойного аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования (ЦАП-АЦП).
Существенным является наличие протокола потоковой обработки аудио - ASIO. Качество реализации данного алгоритма характеризуется временем, которое проходит с момента появления сигнала на входе звуковой карты до вывода сигнала на мониторы. На хороших моделях время задержки составляет 2-3 миллисекунды. Этот параметр особенно важен при обработке сигнала в реальном времени эмуляторами гитарных эффектов и синтезаторов (FL Studio, Guitar Rig).
Полезными при записи являются функции контроля уровня входного сигнала, возможность отключения выхода сигнала на мониторы, а также выход на независимые пары наушников для индивидуального мониторинга участников группы музыкантов.
Студийные мониторы и наушники. Студийные мониторы конструктивно похожи на обычные бытовые колонки. Однако качественные мониторы имеют линейную АЧХ, т. е. воспроизводят с одинаковым уровнем громкости все частоты в слышимом диапазоне (от 20 Гц до 20 кГц) и обладают высокой детализацией звука - партия каждого инструмента слышна отдельно. Задача
мониторов - передать звук в пространство в максимально неискаженном виде. Звукорежиссер при помощи мониторов работает непосредственно с исходным спектром сигнала, что позволяет осуществить правильное сведение. Существенное влияние оказывает расположение как самих мониторов относительно пола, стен и друг друга, так и положение слушателя. Для минимальных искажений в низкочастотной области мониторы должны располагаться в метре от стен, высокочастотный динамик (из-за узкой направленности высоких частот) должен находиться на уровне уха. Мониторы располагаются в вершинах равностороннего треугольника, в третьей вершине которого находится звукорежиссер. На мониторах должна быть выставлена одинаковая громкость. Неправильная настройка мониторов и их расположение приведут к ошибкам при сведении композиции. Отметим, что студийные мониторы не предназначены для комфортного прослушивания музыки. Их цель - показать все недостатки композиции.
Для анализа особенно ответственных моментов композиции, тихих звуков и мелких деталей звукорежиссеры используют студийные наушники. Цели и задачи у них те же, однако, они нечувствительны к акустике помещения и позволяют работать со звуком при наличии посторонних шумов. Наушники не дают адекватной стерео-картины, поэтому окончательное сведение производится на мониторах. При работе над треком необходимо иметь оба средства. (Однако основным инструментом звукоре-
Библиографический список
жиссера являются его уши. Утомленный слух или его необратимое ухудшение сведут на нет характеристики дорогостоящей аппаратуры.)
Характеристики персонального компьютера (ПК) и программное обеспечение для записи. Logic ProTools и Cubase используются на студиях во всем мире, так же как Windows и Мас. Качество обработки сигнала в основном зависит от применяемого плагина. Например, к пакету Pro Tools нужно приобрести соответствующее аппаратное обеспечение, которое будет отвечать за обработку, не нагружая процессор ПК. Используя одну из перечисленных программ, можно получить качественный музыкальный материал в учебной студии звукозаписи [16; 17].
Считаем целесообразным обучать учащихся-музыкантов основам студийной звукозаписи на примере использования программы Steinberg Cubase, что позволит в дальнейшем перейти на другое программное обеспечение. Запись и сведение звука можно осуществлять на современном двух и более ПК с объемом оперативной памяти не менее 4 Гб и объемным жестким диском, т. к. проект одного трека может занять до нескольких гигабайт дискового пространства.
Таким образом, изучение курса практической звукорежис-суры в современной студии звукозаписи позволяет учащимся-музыкантам в полной мере освоить инструменты записи, обработки и сведения музыкального материла.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2014; 4 (39): 99 - 104.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой, 2014: 32 - 38.
4. Горбунова И.Б., Брянцев М.М. Синтез информатики, музыкознания и акустики в современной творческой, педагогической и научно-исследовательской практике. Региональная информатика-2008: материалы XI Санкт-Петербургской Международной конференции. 2008: 202.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции. Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
7. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
8. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
9. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
10. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.
11. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном образовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015; 1 (42): 161 - 165.
12. Горбунова И.Б. «Акустические знания в системе музыкального образования» Ю. Н. Рагса и музыкально-компьютерные технологии в науке о музыке и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2015: 213 - 218.
13. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
14. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
15. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
17. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014; 4 (39): 99 - 104.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2014: 32 - 38.
4. Gorbunova I.B., Bryancev M.M. Sintez informatiki, muzykoznaniya i akustiki v sovremennoj tvorcheskoj, pedagogicheskoj i nauchno-issledovatel'skoj praktike. Regional'naya informatika-2008: materialy XI Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2008: 202.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika Rl-2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
8. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
9. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
10. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam ll Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.
11. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2015; 1 (42): 161 - 165.
12. Gorbunova I.B. "Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya" Yu. N. Ragsa i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v nauke o muzyke i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XlV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2015: 213 - 218.
13. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
14. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
15. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
Статья поступила в редакцию 30.01.17