Научная статья на тему 'Особенности обучения музыкальнокомпьютерным технологиям студентов немузыкальных специальностей'

Особенности обучения музыкальнокомпьютерным технологиям студентов немузыкальных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGY IN MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / MUSICAL CREATIVITY / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясинская О. Л.

Интенсивное развитие музыкально-компьютерных технологий привело к их использованию в различных видах современного музыкального творчества. Это направление находит активное развитие в системе подготовки студентов немузыкальных специальностей. Современный музыкально-компьютерный инструментарий позволяет разнообразить и обогатить варианты исполняемого музыкального и, в целом, художественного материала в реальном времени. Статья посвящена рассмотрению основных возможностей современных музыкально-компьютерных технологий в процессе взаимопроникновения и взаимовлияния компьютерных наук и музыкального творчества как средства обучения музыке студентов немузыкальных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES FOR STUDENTS OF NON-MUSICAL SPECIALTIES

Intensive development of musical computer technologies has led to their extensive use in various kinds of musical creativity. This direction is actively developed in the system of teaching modern musician. Modern music and computer tools allow diversifying and enriching options for musicians to perform the material in real time. The article studies the main aspects of the problem of finding dependence between the structure of music and its impact on the emotional state of the listener. The article discusses the basic capabilities of modern music and computer technologies in the process of interpenetration and mutual influence of computer science and music creativity as a means of teaching music to students of non-musical specialties.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения музыкальнокомпьютерным технологиям студентов немузыкальных специальностей»

Библиографический список

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; № 3: 44 - 47.

3. Белов Г.Г. , Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

4. Горбунова И.Б., Чибирев C.B. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

5. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

6. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016;1 (56): 126 - 131.

7. Музыка: Программа для 1 - S классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Авторы-составители Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. Уфа, 2003.

8. Алиев Ю.Б. Программа «Музыка» (1-S кл.). Москва Просвещение, 1993.

9. Галина Г.С. Башкирская народная музыка: учебное пособие. Уфа: Китап, 2013.

10. Рахимов Р.Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции: этноорганология. Уфа: Издательство БГПУ, 2008.

11. Ишмурзина Л.Ф. Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир: этноорганологическая систематизация. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Магнитогорск, 2013.

12. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. Уфа: Китап, 2012.

13. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. 2-е изд., ч.2. Санкт-Петербург, 1799.

14. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

15. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е и доп. Москва, 1965.

16. Сагадеева Р.Г. Гармоника в творчестве первых композиторов Башкирии. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Магнитогорск, 2014.

17. Сагитов Р.Р. Баян и цифровые технологии в башкирской музыкальной культуре. Тамбов: Грамота, 2016; Ч. 1: 129 - 133.

18. Алкин М.С. Народное пение. Методика обучения исполнителя башкирской песни. Уфа: РУМЦО МК РБ, 2004 (на башк. яз.).

19. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург, 2014: 32 - 38.

20. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

21. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

References

1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RossiJskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 3: 44 - 47.

3. Belov G.G. , Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 6: 135 - 139.

4. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-PeterburgskoJmezhdunarodnoJ konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

5. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifro-vogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

6. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016;1 (56): 126 - 131.

7. Muzyka: Programma dlya 1 - S klassovobscheobrazovatel'nyh shkol, liceevigimnaziJ. Avtory-sostaviteli N.G. Yamaletdinova, R.H. Husaino-va. Ufa, 2003.

8. Aliev Yu.B. Programma «Muzyka» (1-S kl.). Moskva Prosveschenie, 1993.

9. Galina G.S. Bashkirskaya narodnaya muzyka: uchebnoe posobie. Ufa: Kitap, 2013.

10. Rahimov R.G. Bashkirskie instrumental'nye ansambli ustnoJ tradicii: 'etnoorganologiya. Ufa: Izdatel'stvo BGPU, 2008.

11. Ishmurzina L.F. Muzykal'nye instrumenty tradicionnoJ i sovremennoJ obryadovoJ kul'tury bashkir: 'etnoorganologicheskaya sistematizaciya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Magnitogorsk, 2013.

12. Rybakov S.G. Muzyka ipesni ural'skih musul'man s ocherkom ih byta. Ufa: Kitap, 2012.

13. Georgi I.G. Opisanie vseh obitayuschih v RossiJskom gosudarstve narodov i ih zhiteJskih obryadov, obyknoveniJ, odezhd, zhilisch, veroispovedaniJiprochih dostopamyatnosteJ. 2-e izd., ch.2. Sankt-Peterburg, 1799.

14. Rudenko S.I. Bashkiry: istoriko-'etnograficheskie ocherki. Ufa: Kitap, 2006.

15. Lebedinskij L.N. Bashkirskie narodnye pesni i naigryshi. Izd. 2-e i dop. Moskva, 1965.

16. Sagadeeva R.G. Garmonika v tvorchestve pervyh kompozitorov Bashkirii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Magnitogorsk, 2014.

17. Sagitov R.R. Bayan i cifrovye tehnologii v bashkirskoJ muzykal'noJkulture. Tambov: Gramota, 2016; Ch. 1: 129 - 133.

18. Alkin M.S. Narodnoe penie. Metodika obucheniya ispolnitelya bashkirskoJ pesni. Ufa: RUMCO MK RB, 2004 (na bashk. yaz.).

19. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialyXIII MezhdunarodnoJnauchno-prakticheskoJkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg, 2014: 32 - 38.

20. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

21. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378

Yasinskaya O.L., sound engineer, Educational Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Russian State Herzen Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: vikol91@mail.ru

FEATURES OF TEACHING MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES FOR STUDENTS OF NON-MUSICAL SPECIALTIES.

Intensive development of musical computer technologies has led to their extensive use in various kinds of musical creativity. This direction is actively developed in the system of teaching modern musician. Modern music and computer tools allow diversifying and enriching options for musicians to perform the material in real time. The article studies the main aspects of the problem of finding dependence between the structure of music and its impact on the emotional state of the listener. The article discusses the basic

capabilities of modern music and computer technologies in the process of interpénétration and mutual influence of computer science and music creativity as a means of teaching music to students of non-musical specialties.

Key words: electronic musical instrument, music computer technologies, information technology in music, musical creativity, musical culture, musical education.

О.Л. Ясинская, звукорежиссёр учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: vikol91@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СТУДЕНТОВ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Интенсивное развитие музыкально-компьютерных технологий привело к их использованию в различных видах современного музыкального творчества. Это направление находит активное развитие в системе подготовки студентов немузыкальных специальностей. Современный музыкально-компьютерный инструментарий позволяет разнообразить и обогатить варианты исполняемого музыкального и, в целом, художественного материала в реальном времени. Статья посвящена рассмотрению основных возможностей современных музыкально-компьютерных технологий в процессе взаимопроникновения и взаимовлияния компьютерных наук и музыкального творчества как средства обучения музыке студентов немузыкальных специальностей.

Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке, музыкальное творчество, музыкальная культура, музыкальное образование.

Обучение музыкально-компьютерным технологиям основывается на эстетических потребностях, а также потребности к самовыражению присущих каждому человеку, поэтому огромное значение имеет социальная мотивация у студента. Нередко человек, не получивший начального музыкального образования в юном возрасте, начинает проявлять интерес к занятиям по освоению какого-либо инструмента именно в силу потребностей творческой реализации, социального престижа, принадлежности к той или иной социальной среде, в которой музыкально и художественно образованный человек оценивается высоко. Глубокое и вдумчивое освоение современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2] позволяет в значительной степени восполнить недостаток музыкального образования.

Динамично развивающиеся современные информационные технологии все больше заинтересовывают и предлагают новые возможности для творчества. На базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного университета им. А.И. Герцена проводятся занятия по предмету «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», где особая роль отведена изучению профессионального программного и специализированного аппаратного обеспечения, ориентированного на работу по созданию и обработке музыкального материала, независимо от наличия музыкального образования у студента.

Дисциплина предполагает ряд лекционных и практических занятий, посвященных освоению МКТ, в ходе которых обучающийся осваивает комплекс необходимых МКТ-программ для творчества, а также теоретические основы архитектоники музыкального звука и звукотембральное программирование, основы теории музыки, навыки музицирования на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [3; 4; 5].

Область изучения МКТ обширна и напрямую связана со сферой звукорежиссуры, поэтому студенту-немузыканту предлагается освоить ряд тем, способствующих пониманию музыки, в том числе, через освоение тем, связанных с изучением физики звука и физических процессов по его созданию: технологии звукового синтеза (см., например, [6; 7; 8]) и основы звукозаписи (методические аспекты изложения данной темы учебной дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» освещены в работах [9; 10]). Важным в методическом отношении является разработка и представление тем, связанных с изучением принципа работы современной студии звукозаписи как средства освоения художественных возможностей музыкального материала в системе современного музыкального образования (подробно изложено в трудах [11; 12; 13]).

На занятиях по дисциплине «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» студенты овладевают знаниями по следующим основным темам:

- физическое, информационное и музыкальное определение звука в музыке; теоретические основы физики звука: акустические системы, электроакустика, музыкальная акустика; физиология звука: речь и вокал, восприятие звука и основы

психоакустики, профессиональная техника безопасности; основные задачи композитора, аранжировщика, звукорежиссера. (На этом важном начальном этапе идет формирование правильного представления о деятельности звукорежиссера; закладываются знания о фундаментальных понятиях природы звука. Психологически студентам легче осваивать музыкальные инструменты с помощью MIDI-контроллера и музыкального компьютера (МК), содержащего множество различных тембров. Очень важно понимать, как формируется звук, прежде чем приступать к изучению теоретических знаний о музыке:

- общая схема студийного звукового тракта и её реализация в домашних условиях. Формирование рабочего места в домашних условиях, расстановка студийных компонентов, подготовка акустического пространства;

- необходимое программное обеспечение для начала эффективной работы; выбор музыкальной программы в зависимости от задач и возможностей; эквиваленты студийного оборудования и инструментов в программной среде; этика использования программной среды, условно бесплатные и лицензионные версии;

- необходимое оборудование для начала эффективной работы, обзор рынка музыкального оборудования, подбор оптимальных решений, аудио интерфейсы, средства акустического контроля (мониторы, наушники), контроллеры как способ тактильного взаимодействия с виртуальной средой, микрофоны;

- работа с аудиоматериалом: запись, редактирование, обработка wave-файлов, использование эффектов на примере работы в программной среде Cubase.

- разбор основных функций и рабочих областей программы, разбор всех видов дорожек (аудио, MIDI, группы, return, мастер);

- запись, редактирование и воспроизведение звука, оцифрованного с различной частотой дискретизации и разрядностью;

- полная поддержка нескольких многоканальных форматов звука (surround), вплоть до формата 6.0;

- первичная обработка записанного аудио трека, изменение основных параметров сигнала: частотная, динамическая и временная.

- работа с VST-плагинами и DX-плагинами (аудио эффектами и обработками звука в реальном времени);

- возможность подключения виртуальных синтезаторов (VST-инструментов);

- функция «замораживания» (Freeze) для VST-инструмен-тов, позволяющая экономить ресурсы процессора;

- импорт и экспорт цифрового звука в различных форматах;

- микширование сигналов и управление студийным оборудованием;

- наличие удобных средств для работы с «лупами»;

- загрузка проектов другого программного продукта фирмы Steinberg;

- возможность совместной работы Cubase5 с приложениями, поддерживающими протокол ReWire.

На практических занятиях студенты должны научиться записывать, обрабатывать и сводить аудио материал, изучить основные компоненты современной студии звукозаписи, освоив рабо-

ту с аудио материалами в современных программах обработки звука, изучить типы и виды аудио плагинов:

1. Основы сведения. Сведение композиции, восприятие звукового пространства и способы его формирования, работа со звуковым пространством или «звуковой картиной» (термин звукорежиссёра В.Г. Динова), мониторинг, инструментарий. Учащийся постепенно адаптируется в виртуальной среде и уделяет большую часть времени созданию художественного образа при обработке инструментов. Уделяется большое внимание анализу музыкальных произведений, что оказывает влияние на успешность выполненной работы.

Основы синтеза звука. Семплирование на примере VST-ин-струментов, основы MIDI. На этом этапе студенты изучают работу с VST-инструментами, и как показывает опыт, ребятам интереснее работать с тембрами, нежели с гармонической составляющей, отсюда и тяготение к различным жанрам электронной музыки. Сложносочиненные тембры виртуальных синтезаторов в сочетании с простой гармонической составляющей и многочастной формой. Как ни парадоксально, формы произведений студентов зачастую многочастные, так как в процессе сочинения музыки они могут и хотят использовать весь инструментарий, который имеется в виртуальной среде, зачастую это приводит к композиционному развитию произведения.

Библиографический список

Для студентов, не имеющих музыкального образования, работа в программах начинается с записи и редактирования аудио материала на любую из предложенных тем. Например, это может быть запись аудио сказки или редактирование заранее записанного вокала на инструментальную композицию.

Отметим также, что освоение современных МКТ является незаменимым средством приобщения к музыке студентов с глубокими нарушениями зрения. Методологической разработкой данной проблемы и её методической реализацией на практике занимается группа учёных, аспирантов, педагогов-практиков на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, что отражено в ряде учебно-методических пособий, цифровых образовательных ресурсах, научных трудах [14; 15; 16; 17].

Знакомство с музыкальными редакторами расширяет возможности студентов-немузыкантов. Осваивать музыкальную грамоту на примере данных программ намного легче [18; 19; 20]. Но одно из самых важных наблюдений, это огромный потенциал самих ребят, порой не подозревающих о своих возможностях в музыкальной среде. Благодаря виртуальной площадке и возможностям современных МКТ стало гораздо проще изучать музыкальный язык и применять его в своем творчестве, в особенности, студентам без музыкального образования.

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.

3. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

5. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

6. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: монография. Санкт-Петербург, 2006.

7. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

8. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

9. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Том 2. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016.

10. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 175 - 179.

11. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.

12. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; № 1. Available at: http://mediamusic-jour-nal.com/Issues/1_5.html

15. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 4 (75): 16 - 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: теория и практика: учебное пособие. Saarbrücken, 2016.

17. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

18. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

19. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 99 - 103.

20. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 6: 135 - 139.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjzvuk: monografiya. Sankt-Peterburg, 2006.

7. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

9. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Tom 2. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016.

10. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 175 - 179.

11. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; № 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

15. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 4 (75): 16 - 24.

16. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: teoriya ipraktika: uchebnoe posobie. Saarbrücken, 2016.

17. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

18. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

19. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 99 - 103.

20. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378

Yatsentkovskaya N.A., music teacher, GBOU Boarding School № 33 (St. Petersburg, Russia), E-mail: 239mkl@mail.ru

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A SYSTEM-FORMING FACTOR IN TRAINING OF A MUSIC TEACHER IN A NEW EDUCATIONAL CREATIVE ENVIRONMENT. The high-tech educational information environment requires searching for new approaches and fundamentally new systems of education that constitute the School of Digital Age. At present the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using Music Computer Technologies (MCT) - an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training the people with disabilities.

Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.

Н.А. Яцентковская, учитель музыки ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского р-на, г. Санкт-Петербург,

E-mail: 239mkl@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения музыке и подготовки педагога-музыканта Школы цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.

Процесс информатизации стал одним из приоритетных направлений развития образования XXI века. Информационные технологии (ИТ) в различных своих ипостасях всё больше входят и в сферу музыкального образования. Компьютер, точнее -музыкальный компьютер (МК) - стал полноправным творческим инструментом для многих музыкантов (ГГ. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, И.М. Красильников и др.: см., например, работы [1; 2]). Для музыкального и музыкально-педагогического образования всех уровней разработаны и разрабатываются комплексы дисциплин, основанные на применении ИТ (Г.Г. Белов, Н.А. Бергер, И.Б. Горбунова, А. Камерис, Э.В. Кибиткина, И.М. Красильников, А.А. Панкова и др.[3; 4; 5; 6]). Сформировано сетевое педагогическое сообщество, разработано большое количество обучающих компьютерных программ по различным музыкально-теоретическим дисциплинам, основанных на использовании музыкально-компьютерных технологий. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) рассматриваются как новая образовательная творческая среда (И.Б. Горбунова) [7; 8].

В высшем педагогическом образовании активно разрабатывается ВТИОС (высокотехнологичная информационная образовательная среда), которая рассматривается как фактор реализации «зоны ближайшего развития» студента (по Л.С. Выготскому), средство стимулирующее становление профессионально значимых качеств личности [9]. Функцио-

нирование ВТИОС, основанной «на интеграции идей научных школ» [10] создаёт условия для осуществления различных образовательных взаимодействий. Междисциплинарная деятельность педагогов рассматривается как наиболее рациональная стратегия формирования компетенций студентов.

Несмотря на это, в академическом музыкальном образовании возможности ИТ используются явно недостаточно. Так, педагогическую квалификацию по завершении обучения в консерваториях получают все студенты исполнительских и музыковедческих специальностей. Многие из них в дальнейшем совмещают исполнительскую и педагогическую деятельность или реализуют себя только в качестве педагогов детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). В учебные планы исполнительских отделений многих отечественных консерваторий не входят дисциплины, связанные с ИТ. Фактически, будущие педагоги-музыканты, преподаватели ДМШ и ДШИ оказываются не готовыми к использованию ресурсов ВТИОС. Освоение ИТ и МКТ происходит стихийно, многие их возможности игнорируются.

В учебные планы музыковедческих отделений консерваторий входят дисциплины, посвящённые знакомству и освоению ИТ, но в результате большая часть студентов-музыкантов не вполне понимает связь ИТ с дальнейшей профессиональной деятельностью - многие используют их в качестве инстру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.