Научная статья на тему 'Проблема структурирования всеобщего диапазона высот и длительностей в музыке'

Проблема структурирования всеобщего диапазона высот и длительностей в музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
210
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC-COMPUTER TECHNOLOGIES / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА / COMPUTER MUSIC / ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / ELECTRONIC MUSIC / ТЕМБР / VOICE / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК / MUSICAL SOUND / MUSICAL SCALE / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / ЗВУКОРЯД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова И.Б., Заливадный М.С.

Развитые формы применения компьютерных технологий в музыкально-педагогической сфере способствуют активному внедрению исследовательских и творческих элементов в учебный процесс. Так, в частности, практика проведения занятий со студентами Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) продемонстрировала творческие эксперименты нетривиального значения. В статье приведены результаты экспериментов по проверке эффективности ряда музыкально-теоретических идей (сложные системы микроинтервалов, нетемперированные звукоряды длительностей, основанные на принципе сложения, применение обобщающих характеристик форм и методов музыкально-теоретического развития к тембру звука) c использованием музыкально-компьютерных технологий, которые свидетельствуют о плодотворности выдвинутых гипотез и способствуют реальному приобщению студентов к творческим поискам в области «академических» жанров электронной и компьютерной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STRUCTURING A UNIVERSAL RANGE OF HEIGHTS AND DURATIONS IN MUSIC

Advanced forms of application of computer technologies in musical and educational sphere contribute to the active implementation of research and creative elements in the learning process. Thus, in particular, the practice of conducting classes with students of Saint Petersburg state Conservatory named after Rimsky-Korsakov and the Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg) demonstrate creative experiments of non-trivial values. The article presents the results of experiments to test the effectiveness of a number of musical and theoretical ideas (a complex system of microintervals, atemperature scales of durations, based on the principle of addition, application of the generalized characteristics of the forms and methods of music-theoretical development to the timbre of the sound) with using musical computer technologies that attest to the fruitfulness of our hypotheses and contribute to the real involve students in the creative search in “academic” genres of electronic and computer music.

Текст научной работы на тему «Проблема структурирования всеобщего диапазона высот и длительностей в музыке»

37. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

38. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

39. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 781.1

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

Zalivadny M.S., Cand. of Art Studies, Senior Researcher, St. Petersburg State Conservatoire (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

THE PROBLEM OF STRUCTURING A UNIVERSAL RANGE OF HEIGHTS AND DURATIONS IN MUSIC. Advanced forms of application of computer technologies in musical and educational sphere contribute to the active implementation of research and creative elements in the learning process. Thus, in particular, the practice of conducting classes with students of Saint Petersburg state Conservatory named after Rimsky-Korsakov and the Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg) demonstrate creative experiments of non-trivial values. The article presents the results of experiments to test the effectiveness of a number of musical and theoretical ideas (a complex system of microintervals, atemperature scales of durations, based on the principle of addition, application of the generalized characteristics of the forms and methods of music-theoretical development to the timbre of the sound) with using musical computer technologies that attest to the fruitfulness of our hypotheses and contribute to the real involve students in the creative search in "academic" genres of electronic and computer music.

Key words: music-computer technologies, computer music, electronic music, voice, musical sound, musical scale, musical art.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

М.С. Заливадный, канд. искусствоведения, ст. науч. сотрудник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ВСЕОБЩЕГО ДИАПАЗОНА ВЫСОТ И ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В МУЗЫКЕ

Развитые формы применения компьютерных технологий в музыкально-педагогической сфере способствуют активному внедрению исследовательских и творческих элементов в учебный процесс. Так, в частности, практика проведения занятий со студентами Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) продемонстрировала творческие эксперименты нетривиального значения. В статье приведены результаты экспериментов по проверке эффективности ряда музыкально-теоретических идей (сложные системы микроинтервалов, нетемперированные звукоряды длительностей, основанные на принципе сложения, применение обобщающих характеристик форм и методов музыкально-теоретического развития к тембру звука) c использованием музыкально-компьютерных технологий, которые свидетельствуют о плодотворности выдвинутых гипотез и способствуют реальному приобщению студентов к творческим поискам в области «академических» жанров электронной и компьютерной музыки.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютерная музыка, электронная музыка, тембр, музыкальный звук, звукоряд, музыкальное искусство.

Развитые формы применения компьютерных технологий в музыкальной сфере, аналогично их использованию в других различных областях деятельности человека, способствуют активному внедрению исследовательских и творческих элементов в музыкальное искусство и музыкально-образовательный процесс. Широкой известностью пользуется опыт такого рода во многих исследовательских центрах и университетах мира (примером могут служить специализированные курсы института IRCAM и творческие и технологические разработки института GRAME во Франции).

При условии тесного сотрудничества студентов и преподавателей в работе над конкретными темами оказались вполне достижимыми экспериментальные и творческие результаты нетривиального значения. В этом убеждает, в частности, практика проведения занятий по курсам «Математические методы исследования в музыкознании», «Музыкально-теоретические системы», «Электронно-компьютерный музыкальный инструментарий музыканта» со студентами Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург, Россия). В работах [1; 2; 3; 4; 5] нами подробно изложены практические результаты экспериментальных работ и приведены примеры выполнения творческих учебных заданий, выполненных студентами композиторского и историко-теоретического (музыковедческого) факультетов Санкт-Петербургской консерватории, наиболее зрелые по форме и содержанию, имеющие

важное значение не только для профессионального музыкального образования, но и для развития современного музыкальной науки и музыкального искусства в целом.

На рубеже ХХ и XXI веков возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием информационных технологий и электронных музыкальных инструментов - ЭМИ (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров) [6; 7; 8], новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений как в музыкальной сфере, так и в области информатики - музыкально-компьютерные технологии (далее - МКТ) [9; 10; 11]. Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ (Институт исследований и координации акустики и музыки (IRCAM) при Центре имени Ж. Помпиду в Париже; CEMAMu (Centre d'Etudes Mathématiques et Automatique Musicales) в Париже, образованный Я. Ксенакисом; Центр компьютерных исследований музыки и акустики (CCRMA) Стенфордского университета; Центр музыкального эксперимента Калифорнийского университета в Сан-Диего; Научно-учебный центр МКТ (до 2006 г. - Вычислительный центр) Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и др.); элементы музыкального программирования преподаются музыкантам в University of Hertfordshire, The University of Salford, Access

to Music Ltd., Bedford College в Великобритании; Institut für Musik und Akustik (Zentrum für Kunst und Medientechnologie) в Германии; в филиалах University of California, Stanford University, New York University, Full Sail University (Флорида) в США и др.

Сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) под руководством И.Б. Горбуновой - председателя уМс «Музыкально-компьютерные технологии» - разработан комплекс образовательных программ, ориентированных на актуальные задачи современного музыкального образования: лицензированы и внедрены профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров «Музыкально-компьютерные технологии» и магистерская программа «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», на которые с 2004 г. осуществляется набор абитуриентов в музыкальных академиях, консерваториях, педагогических вузах России. Разработаны и внедрены программы профессиональной переподготовки: «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» и «Преподавание электронного клавишного синтезатора». Подготовлено научно-методическое сопровождение учебного процесса, внедрены учебные пособия, ИУМК, ЦОРы, сетевые образовательные ресурсы. В процессе преподавания ряда дисциплин профильной подготовки по направлению «Музыкально-компьютерные технологии», среди которых: «Музыкально-компьютерные технологии», «Информационные технологии в музыке», «Архитектоника звука», «Звукотембральное программирование», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Музыкальная акустика», «Технологии и методики преподавания музыки», «Музыкально-компьютерный практикум», «Основы компьютерной аранжировки, ин-струментоведения и композиции», «Электронный музыкальный инструмент», «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество» студентам и слушателям предлагается выполнить ряд разработанных авторами исследовательских учебных заданий и творческих проектов. Опыт выполнения таких учебных экспериментов обогащает и расширяет границы профессиональной исследовательской подготовки обучаемых благодаря учёту и освоению творческих методов исследования, реально представленных в музыкально-научных работах конца XX - начала XXI вв. Методы эти составляют важный вспомогательный аппарат, способствующий ясному и отчётливому представлению об изучаемых явлениях, закономерностях их формирования и развития.

Проведённые результаты творческих экспериментов по проверке эффективности ряда музыкально-теоретических идей (сложные системы микроинтервалов, нетемперированные звукоряды длительностей, основанные на принципе сложения, применение обобщающих характеристик форм и методов музыкально-теоретического развития к тембру звука) в рамках названных учебных курсов и дисциплин свидетельствуют о плодотворности выдвинутых ранее гипотез и способствуют реальному приобщению студентов и слушателей курсов повышения квалификайии и профессиональной переподготовки к творческим поискам в области «академических» жанров электронной и компьютерной музыки [12; 13; 14; 15].

Приведём тематику разработанных экспериментальных творческих заданий и учебных исследовательских проектов, которые были выполнены студентами и слушателями под руководством преподавателей Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Проблема структурирования всеобщего диапазона высот и длительностей

1. Звукоряды высот нетемперированного строя и равномерных темпераций.

2. Темперации с октавным подобием звуков, неоктавным подобием звуков и с переменным подобием звуков, которое ме-

Библиографический список

няется от регистра к регистру (задача П. Булеза, сформулированная композитором в книге «Мыслить музыкой сегодня»).

3. Звукоряды длительностей. Октавы длительностей (2: 1) и их равномерное деление, аналогичное звуковысотной темперации (задача К. Штокхаузена. Композитор расширил пространство времени, искал пути описания единства музыкального времени; предложил 12-ти ступенную темперацию длительностей, которая была им интерперетирована на уровне темпов).

4. Неоктавные соотношения длительностей и их равномерное деление.

5. Звукоряды Эйлера. Нетемперированные звукоряды длительностей, основанные на принципе сложения.

Художественная интерпретация творческих экспериментальных работ

A. Задача на мелодические построения в рамках основных темпераций.

B. Мелодические построения в рамках неоктавных темпе-раций и темпераций с переменным подобием звуков.

C. Мелодические построения, разнообразные по длительности, в рамках неоктавных темпераций с переменным подобием звуков.

D. Мелодические построения в рамках нетемперированных звукорядов высот и длительностей (задача Эйлера - Мес-сиана). Эйлер стремился построить единую шкалу временных величин, которая охватывала бы высоты и длительности звука; его трактат посвящён, в первую очередь, анализу и разработке звуковысотной системы музыки. Мессиан в середине ХХ века актуализировал этот принцип сложения длительностей в широких масштабах (в качестве примера можно привести его 4 ритмических этюда, в особенности, № 2 «Лад длительностей и громком-стей») и др.

Проводимые занятия, благодаря использованию материала различных музыкально-теоретических вузовских курсов, выявили значительные возможности применения МКТ в системе этих курсов, с перспективой придания этой системе большей компактности и органичности и дополнительного её обогащения экспериментальными и творческими элементами.

Можно утверждать, что развитие электронных и МКТ способствовало формированию равнозначного отношению к различным музыкальным стилям, жанрам и их конкретным аспектам, включая звуковысотные музыкальные строи, что в настоящий отражено во многих музыкальных явлениях. В частности, в апреле 2017 г. на Новой сцене Александринско-го театра в Санкт-Петербурге на одном из концертов «MOVING MUSIC: КОНЦЕРТ СМАРТФОНОВ» (в рамках совместного проекта Французского института в Санкт-Петербурге и Национального центра электроакустической музыки «Grame» в г. Лион, Франция) французским композитором и импровизатором Ксавье Гарсиа были продемонстрированы композиции «Мефисто» для ударных и хора сматрфонов и «Lifelines» для электроники, видео и смартфонов при участии публики. Ранее российским петербургским композитором и преподавателем МКТ, автором-исполнителем интерактивной музыки, аудиовизуальных инсталляций и перфомансов М. Г. Светловым была проведена серия авторских концертов, где были продемонстрированы творческие эксперименты и представлены музыкальные композиции, где для реализации художественных замыслов композитор продемонстрировал созданный им оригинальный инструментарий, позволяющий ему в рамках концерта осуществить взаимодействие с музыкальным компьютером (МК) [16; 17] как со своеобразным партнёром, обладающим определённым спектром творческих возможностей.

Творческие интерпретации поставленных в статье задач, выполнение исследовательских музыкальных проектов и учебных экспериментальных заданий, их решение с использованием современных средств МКТ способствуют как разъяснению исторических опытов осмысления музыкально-звукового материала [18; 19], так и открывает возможности для постановки и развития новых направлений исследования в науке о музыке и новых подходов к осмыслению музыкально-творческих замыслов.

1. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке: Том 4: Музыка, математика, информатика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Российский государственный университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013.

2. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

4. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

5. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

8. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Сборник статей. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалыXIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.2015: 29 - 34.

12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4.

14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014: 97 - 100.

15. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016. № 9: 97-101.

16. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.

17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О необходимости обучения математическим методам исследования музыки в системе современного музыкального образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 6: 146 - 150.

18. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

19. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

References

1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke: Tom 4: Muzyka, matematika, informatika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013.

2. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XlV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

4. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

5. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

8. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena.2015: 29 - 34.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4.

14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 97 - 100.

15. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016. № 9: 97-101.

16. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O neobhodimosti obucheniya matematicheskim metodam issledovaniya muzyki v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 6: 146 - 150.

18. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

19. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

yflK 378

Davletova K.B., teaching methods specialist, City Methodological Association of Teachers "Electronic Musical Instruments", Saint-Petersburg House of Youth Creativity; teaching methods specialist, Center for Creative Development and Humanitarian Education "On Vasilievsky" (St.Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru

THE RESULTS OF RESEARCH ON THE READINESS OF THE USE OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES AND ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN THE PROFESSIONAL WORK OF MUSIC TEACHERS. The article presents the results of a study conducted among music educators of the system of additional education for children. In connection with the change in the information and educational environment, new requirements are set for the level of professional training of music teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.