Научная статья на тему 'Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества'

Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1077
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / MUSICAL COMPUTER / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES / КИБЕРНЕТИКА И МУЗЫКА / CYBERNETICS / AND MUSIC / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА / PROCESS OF MODELING MUSICAL CREATIVITY / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSIC ART / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В МУЗЫКОЗНАНИИ / MATHEMATICAL METHODS OF RESEARCH IN MUSICOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова И.Б.

Эра цифровых технологий, в которую вступило человечество на исходе второго тысячелетия, оказывает огромное влияние на все стороны жизни, в том числе и на жизнь искусства. Основа всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров. Компьютерная музыка становится важнейшей составляющей современной музыкальной культуры. Звуковой материал, представленный в цифровом формате, объективно является основой обновления музыкального искусства и музыкальной культуры в целом: появляются новые выразительные возможности, возникают новые жанры, стили, открываются новые художественные формы выражения и отображения музыкального пространства и многое другое. На рубеже ХХ и XXI веков возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронных музыкальных инструментов музыкально-компьютерные технологии. Новые высокотехнологичные творческие средства требуют от музыкантов умения профессионально владеть ими для успешного решения художественных задач, обусловленных развитием современных музыкально-компьютерных технологий. В статье рассмотрены основные направления их использования в процессе моделирования элементов музыкального творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER: MODELING OF THE PROCESS OF MUSICAL CREATIVITY

The era of digital technology, which joined mankind at the end of the second Millennium, has a huge impact on all aspects of life, including the life of art. The basis of all the new musical products in the world today is generated and written with the help of electronic musical instruments and music computers. Computer music becomes an essential component of contemporary musical culture. Sound material in a digital format is a fact of music renovation: new expressive possibilities, genres, styles, artistic forms of expression and display of the musical space. At the turn of the 20 and 21 centuries sciences notes a new direction in music and music pedagogy, due to the rapid development of electronic musical instruments musical and computer technologies. New high-tech creative means demand an ability from musicians to professionally master these technologies for the successful solution of art problems. The article describes the main directions of their use in the process of modeling elements of musical creativity.

Текст научной работы на тему «Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества»

MUSIC COMPUTER: MODELING OF THE PROCESS OF MUSICAL CREATIVITY. The era of digital technology, which joined mankind at the end of the second Millennium, has a huge impact on all aspects of life, including the life of art. The basis of all the new musical products in the world today is generated and written with the help of electronic musical instruments and music computers. Computer music becomes an essential component of contemporary musical culture. Sound material in a digital format is a fact of music renovation: new expressive possibilities, genres, styles, artistic forms of expression and display of the musical space. At the turn of the 20 and 21 centuries sciences notes a new direction in music and music pedagogy, due to the rapid development of electronic musical instruments - musical and computer technologies. New high-tech creative means demand an ability from musicians to professionally master these technologies for the successful solution of art problems. The article describes the main directions of their use in the process of modeling elements of musical creativity.

Key words: musical computer, musical-computer technologies, Cybernetics, and music, electronic musical instruments, process of modeling musical creativity, music art, music education, mathematical methods of research in musicology.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Эра цифровых технологий, в которую вступило человечество на исходе второго тысячелетия, оказывает огромное влияние на все стороны жизни, в том числе и на жизнь искусства. Основа всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров. Компьютерная музыка становится важнейшей составляющей современной музыкальной культуры. Звуковой материал, представленный в цифровом формате, объективно является основой обновления музыкального искусства и музыкальной культуры в целом: появляются новые выразительные возможности, возникают новые жанры, стили, открываются новые художественные формы выражения и отображения музыкального пространства и многое другое. На рубеже ХХ и XXI веков возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронных музыкальных инструментов - музыкально-компьютерные технологии. Новые высокотехнологичные творческие средства требуют от музыкантов умения профессионально владеть ими для успешного решения художественных задач, обусловленных развитием современных музыкально-компьютерных технологий. В статье рассмотрены основные направления их использования в процессе моделирования элементов музыкального творчества.

Ключевые слова: музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии, кибернетика и музыка, электронные музыкальные инструменты, моделирование процесса музыкального творчества, музыкальное искусство, музыкальное образование, математические методы исследования в музыкознании.

Новые направления, которые сформировались в конце второго - начале третьего тысячелетия в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловлены быстрым развитием электронных музыкальных инструментов (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров) и тем обстоятельством, что «99% всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров» [1]. Возникла новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений, как в музыкальной сфере, так и в области информатики - музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [2; 3; 4]. Наблюдаемые тенденции развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании, возможности их применения, широкая востребованность, разнообразные сферы приложения позволяют говорить о появлении феномена МКТ как новой образовательной творческой среды. Основными ее компонентами являются:

• музыкальный компьютер (МК) как основной элемент ап-паратно-инструментальной базы новой образовательной творческой среды и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса [5; 6];

• методическая система и ее методологическая основа, позволяющие адекватно использовать МКТ на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса, психолого-педагогические аспекты их применения [7; 8; 9] (особо подчеркнем, что МКТ - динамично развивающаяся образовательная среда, требующая постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий);

• МКТ как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности [10; 11].

Познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки становится более осязаемым для истинного музыканта, обогащает его творческое воображение, дает стимул к художественному новаторству. В последнее время обозначился значительный интерес музыкантов к компьютерной музыке: многогранность, глобальная

применимость её дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. И исполнителю, и композитору, и аранжировщику, и звукорежиссеру, и музыканту-педагогу сегодня уже недостаточно быть только уверенным пользователем персонального компьютера для достижения высоких профессиональных результатов и эффективного применения широкого спектра МКТ, представленных на российском и мировом рынке в данной сфере. Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ (более подробно см., например, в [12; 13]).

Совместимость компьютерной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом [14; 15; 16]. В современном электронном и компьютерном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Всё это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разбирающихся в современных МКТ; с другой, - необходима подготовка специалистов технического профиля, имеющих основы общего музыкального образования и владеющих знаниями в области программирования звука, звукосинтеза, аудиоинжиниринга, звукотембрального программирования, моделирования музыкально-творческих процессов и профессионально владеющих технологиями студийной звукозаписи, компьютерными профессиональноориентированными программами, специалистов, способных заниматься моделированием как одним из перспективных методов объективного исследования музыкального творчества [17; 18]. Так, направления исследований, в которых сегодня получают наиболее значимые и интересные результаты в данном спектре проблем, связаны со следующими музыкально-теоретическими и практическими областями: создание новых музыкальных произведений с заданными характеристиками звучания, соответствующими замыслу композитора; изучение особенностей восприятия звуковых сигналов и музыкальных произведений в целом как информационных потоков; установление принадлежности музыкальных фрагментов к определенным типам; установление авторства музыкальных произведений; восстановление утраченных фрагментов музы-

кальных произведений; создание звуковых фрагментов заданного характера и др.

Разработка подобных моделей оказалась осуществимой лишь в наше время, поскольку только сейчас открылись необходимые возможности в науке и технике. В математике получили развитие новые направления, такие, как теория групп и новые подходы к обработке статистической информации. В области компьютерной техники, лишь начиная с 80-х гг. ХХ столетия, стал возможным процесс обработки звука в реальном времени, появились новые методы интерактивного взаимодействия пользователя с моделью в процессе ее работы, оформились новые взгляды на компьютер как инструмент музыканта.

Развитие цифровых технологий производит дальнейшие усовершенствования в проявлениях закономерностей взаимодействия музыки, математики, информатики, но не отменяет сами эти закономерности, осмысление которых в их фундаментальных формах остается необходимым [19; 20].

Нужно учитывать и то, что «собственно человеческая» составляющая в этом взаимодействии является более устойчивой и эволюционирует не столь стремительно, как компьютерно-технические средства. Между тем, как справедливо отмечено в одном из примечательных научно-организационных документов недавнего времени, «само искусство, старое ли, новое ли, создается, в конечном счете, для человека и человеком» [21].

Сфера информатики содержит в себе немало возможностей, еще не используемых (или используемых в незначительной степени) музыкальной теорией и практикой - как с участием цифровых технологий и МКТ, так и независимо от них. С этой точки зрения содержание исследовательских работ, связанных с развитием данного направления, должны носить принципиально «открытый» характер, допуская, в частности, новые предложения и в отношении конкретных научных задач. Следует отметить, что постановка некоторых слишком сложных и широкомасштабных задач (например, статистического обобщения больших массивов данных) многие авторы пока сознательно воздерживаются, намеренно не используются различного рода готовые микрофрагменты, фрагменты, «заготовки» и «шаблоны». Они могут «появляться» в процессе генерации, но время жизни их ограничено временем сочинения одного музыкального фрагмента. Такой подход обеспечивает более непосредственное изучение «чистого», интуитивного процесса творчества, приближает нас к разгадке тайн самого творчества, предохраняя от практики комбинирования и тиражирования готовых штампов. Считаем постановку и решение таких задач более целесообразным в контексте разработки описанным нами ранее проектов, например, связанных с проблемой разработки интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира [22], использованием нечётких методов анализа в музыке [23], исследования проблемы когнитивного слуха профессионального музыканта [24] и др.

Очевидно, что специфика музыкальной деятельности с участием цифровых технологий необходимо требует взаимодействия музыкантов и специалистов в области естественных и технических наук. Синестетический характер музыкального мышления создает предпосылки не только для расширения и обогащения возможностей музыки с участием МКТ, но и для ее выхода в сферу других искусств (что убедительно подтверждается и практикой последних десятилетий (см., например, работы [25; 2б; 27]). Показательно, например, что на основе опыта применения графического метода композиции («сочинение музыки посредством рисунка») с участием компьютерной техники Я. Ксенакисом была выдвинута идея воспитания «художников широкого профиля» (в сущности - синтетического типа), обладающих фундаментальными познаниями в различных областях естественных и технических наук (включая информатику), равно как и в области «теоретической истории музыки и зрительных искусств». Это, однако, - тема, необходимо требующая, ввиду масштабов и сложности ее проблематики, отдельных самостоятельных исследований и разработки новых подходов к организации научных изысканий в области дальнейшей разработки комплексной модели семантического пространства музыки (см. подробнее в работах [28]).

Современные МКТ снимают принципиальные тембровые ограничения: всё определяется только творческой фантазией композитора, а также умением пользоваться специальным профессиональным музыкальным программным обеспечением. Сегодня у композиторов под руками имеется богатый спектр необходимых программных и аппаратных средств, позволяющих

быстро переключаться с одного необходимого элемента к другому. Дружественный, профессионально ориентированный пользовательский интерфейс дает возможность полностью сосредоточиться на чисто творческом процессе, совершенно не отвлекаясь на технологические вопросы. Композитор имеет возможность непосредственно влиять на процесс создания алгоритмической композиции (менять отдельные данные, алгоритмы, вторгаться в различные элементы алгоритмической композиционной структуры). Он использует МК как инструмент, обладающий широкой палитрой художественно-эстетических возможностей для создания образа и выражения музыкальной мысли.

Вопросы, связанные с программированием музыки, «программируемой музыкой», «музыкой на основе расчетов», обсуждаются достаточно длительное время [29; 30; 31]. С символикой определённых чисел связывали форму (на основе расчётов) своих произведений нидерландские мастера строгого стиля, это есть и у Баха. Так, например, известно, что Чайковский считал, что любая хорошая музыка - программна. Шестая симфония Бетховена и симфония «Манфред» Чайковского - классические образцы программной музыки, т. е. их содержание и форма были программируемы композиторами на основе внешних образных сюжетов (информация о них слушателем вычитывалась из заголовков или из специально предпосланных описаний). «В широком смысле проектирование звучания будущей композиции (например, структурно-графическая реализация проекта: чертежи, ноты, предлагаемый алгоритм действий и т. п.) есть программирование», - поясняет петербургский композитор Г. Г. Белов [32]. В целом можно отметить, что в течение XX столетия музыка от тональной системы как сравнительно объективного кода, предполагающего естественно существующие величины для оценки правильности и легальности, встала на путь «растворения» традиционных функциональных связей [33; 34]. Многие композиторы постарались выйти во «вселенную новых звучаний». Были сформированы новые идеи детерминированных структур. Благодаря интеллектуализации персональных компьютеров (возможности программирования без языков программирования, наличию встроенных систем аналитических вычислений, обилию диалоговых средств работы с табличными, текстовыми, графическими, музыкальными объектами и др.) и дружественности интерфейса происходит непосредственное вовлечение конечных пользователей - музыкантов - в творческую работу непосредственно за МК. В связи с развитием специального программного обеспечения за счет формализации языков представления предметной области, а также в связи с развитием специализированного профессионального программного обеспечения, возникли реальные возможности синтеза композиции с теорией информации, объединения музыкальных параметров с акустическими посредством серийного комбинирования с целью внесения принципа «объективности» в конечный результат. (Этот же принцип использовал ещё А. Веберн, который рассматривал серию как категорию внесубъективную: «Принципиальная простота и «системный» подход к музыкальной композиции, который проявился в сочинениях Веберна, особенно интересен и с той точки зрения, что он сродни идеям, используемым в программировании, и может быть плодотворно реализован в компьютерном творчестве» [35]).

МКТ предоставляют современным музыкантам и специалистам в области музыкальной акустики широкий спектр новых возможностей, таких, например, как цифровой синтез звука с применением различных алгоритмов, возможность исполнять музыку на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [36; 37; 38], обладающих богатой тембровой палитрой и способностью автоматизировать некоторые аспекты исполнения, создавать музыкальные произведения и аранжировки посредством компьютерных программ (в том числе, и полностью автоматически) и многие другие. С помощью современных технологий музыкального программирования, используемых для анализа музыкальных произведений и рукописей, рассматриваются некоторые аспекты музыкознания, допускающие формализованный подход. Наиболее органично эти технологии применимы, например, к проблеме распознавания нотных рукописей, написанных с помощью забытых систем нотации (например, проблема расшифровки древнерусских памятников, записанных крюковым (знаменным) или кондакарным письмом). Выявление внутренних связей в творчестве с помощью современных МКТ и доказательство их эволюционного характера позволяет подойти к решению более сложных задач - датировки, авторства и восстановления утерянных произведений. С развитием технологий музыкального

программирования возник и новый объективный метод изучения творчества - моделирование процесса музыкального творчества (воспроизведение или имитация некоторых сторон изучаемых объектов или процессов). При этом возможно не только имитировать уже известные сочинения, но и, что особенно важно, создавать новые музыкальные структуры, стили, строи, различные элементы музыкальной ткани.

С момента, когда компьютеры стали способны полноценно обрабатывать звуковую информацию в реальном времени, появились новые методы интерактивного взаимодействия пользова-

Библиографический список

теля (в том числе, учителя и ученика [39]) с музыкальной моделью, сформировались новые взгляды на МК как на инструмент музыканта. Получили развитие направления, связанные с анализом и моделированием процесса музыкального творчества, которые открывают новые возможности как в области теории музыки, так и психологии музыкального творчества в целом. Новые высокотехнологичные творческие средства требуют от музыкантов умения профессионально владеть ими для успешного решения художественных задач, обусловленных развитием современных МКТ.

1. Белоненко А.С. и др. Школа-студия электроники, акустики, музыки им. Итиро Хатояма при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (проспект). Санкт-Петербург, 1997: 2.

2. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалыXIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.

5. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

7. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

8. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

9. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 82.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.

11. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогума-нитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; Т. 2; № 5 (112): 388 - 395.

12. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

13. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4. С. 95 - 100.

14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Феномен коммуникации в контексте экспериментальной эстетики: проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Феномен коммуникации в познании и творчестве жизни. Под редакцией С.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. Санкт-Петербург, 2014: 168 - 176.

16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Комплексная модель семантического пространства музыки: сборник статей. Санкт-Петербург, 2016: 86 - 93.

17. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Компьютерное моделирование элементов музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2016»: материалы конференции. 2016: 326 - 327.

18. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. К истории изучения вероятностных аспектов музыкальных синестезий. Комплексная модель семантического пространства музыки: сборник статей. Санкт-Петербург, 2016: 42 - 46.

19. Горбунова И.Б., Хайнер Е., Заливадный М.С. О значении математических методов в исследовании музыки и профессиональной подготовке музыкантов. Университетский научный журнал. 2015.; 11: 103 - 111.

20. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: некоторые педагогические проблемы современного этапа. Современное музыкальное образование-2013: материалы xIi международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римско-го-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2013: 22 - 25.

21. Информационное письмо НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» (г. Казань) о конференции «Синестезия: содружество чувств и синтез искусств» (3-8 ноября 2008 г.). Available at: http://synesthesia.prometheus.kai.ru

22. Горбунова И.Б., Алиева И.Г. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 105 - 108.

23. Горбунова И.Б., Алиева И.Г. О нечётких методах анализа звуковысотности в музыке. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 64; № 3: 171 - 174.

24. Горбунова И.Б., Алиева И.Г. Проблемы формирования когнитивного слуха профессионального музыканта. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 64; № 3: 169 - 171.

25. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 6 (49): 456 - 461.

26. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном образовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015; 1 (42): 161 - 165.

27. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

28. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О необходимости обучения математическим методам исследования музыки в системе современного музыкального образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 6: 146 - 150.

29. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 97 - 101.

30. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О предпосылках мягких вычислений в теории музыки. Комплексная модель семантического пространства музыки сборник статей. Санкт-Петербург, 2016: 35 - 38.

31. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

32. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Кибернетика в музыкальном искусстве. Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой, 2017: 114 - 122.

33. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 175 - 179.

34. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество: философия, история, культура. 2016; 12: 138 - 143.

35. Николенков Д.В. MIDI - язык богов. Санкт-Петербург, 2000.

36. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

37. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

38. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

39. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Belonenko A.S. i dr. Shkola-studiya 'elektroniki, akustiki, muzyki im. Itiro Hatoyama pri Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N.A. Rimskogo-Korsakova (prospekt). Sankt-Peterburg, 1997: 2.

2. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: <http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html>

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIVMezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

5. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

7. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

8. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

9. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

11. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; T. 2; № 5 (112): 388 - 395.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

13. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4. S. 95 - 100.

14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Fenomen kommunikacii v kontekste 'eksperimental'noj 'estetiki: problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Fenomen kommunikacii v poznanii i tvorchestve zhizni. Pod redakciej S.V. Klyagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2014: 168 - 176.

16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki: sbornik statej. Sankt-Peterburg, 2016: 86 - 93.

17. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie 'elementov muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2016»: materialy konferencii. 2016: 326 - 327.

18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. K istorii izucheniya veroyatnostnyh aspektov muzykal'nyh sinestezij. Kompleksnaya model'semanticheskogo prostranstva muzyki: sbornik statej. Sankt-Peterburg, 2016: 42 - 46.

19. Gorbunova I.B., Hajner E., Zalivadnyj M.S. O znachenii matematicheskih metodov v issledovanii muzyki i professional'noj podgotovke muzykantov. Universitetskij nauchnyjzhurnal. 2015.; 11: 103 - 111.

20. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: nekotorye pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2013: materialy XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2013: 22 - 25.

21. Informacionnoe pis'mo NII 'eksperimental'noj 'estetiki «Prometej» (g. Kazan') o konferencii «Sinesteziya: sodruzhestvo chuvstv i sintez iskusstv» (3-8 noyabrya 2008 g.). Available at: http://synesthesia.prometheus.kai.ru

22. Gorbunova I.B., Alieva I.G. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 105 - 108.

23. Gorbunova I.B., Alieva I.G. O nechetkih metodah analiza zvukovysotnosti v muzyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 171 - 174.

24. Gorbunova I.B., Alieva I.G. Problemy formirovaniya kognitivnogo sluha professional'nogo muzykanta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 169 - 171.

25. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 6 (49): 456 - 461.

26. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2015; 1 (42): 161 - 165.

27. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

28. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O neobhodimosti obucheniya matematicheskim metodam issledovaniya muzyki v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 6: 146 - 150.

29. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 97 - 101.

30. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O predposylkah myagkih vychislenij v teorii muzyki. Kompleksnaya model'semanticheskogo prostranstva muzyki sbornik statej. Sankt-Peterburg, 2016: 35 - 38.

31. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

32. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika v muzykal'nom iskusstve. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2016: materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2017: 114 - 122.

33. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 175 - 179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 12: 138 - 143.

35. Nikolenkov D.V. MIDI - yazyk bogov. Sankt-Peterburg, 2000.

36. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

37. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

38. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

39. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 781.1

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

Zalivadny M.S., Cand. of Art Studies, Senior Researcher, St. Petersburg State Conservatoire (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

THE PROBLEM OF STRUCTURING A UNIVERSAL RANGE OF HEIGHTS AND DURATIONS IN MUSIC. Advanced forms of application of computer technologies in musical and educational sphere contribute to the active implementation of research and creative elements in the learning process. Thus, in particular, the practice of conducting classes with students of Saint Petersburg state Conservatory named after Rimsky-Korsakov and the Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg) demonstrate creative experiments of non-trivial values. The article presents the results of experiments to test the effectiveness of a number of musical and theoretical ideas (a complex system of microintervals, atemperature scales of durations, based on the principle of addition, application of the generalized characteristics of the forms and methods of music-theoretical development to the timbre of the sound) with using musical computer technologies that attest to the fruitfulness of our hypotheses and contribute to the real involve students in the creative search in "academic" genres of electronic and computer music.

Key words: music-computer technologies, computer music, electronic music, voice, musical sound, musical scale, musical art.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

М.С. Заливадный, канд. искусствоведения, ст. науч. сотрудник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ВСЕОБЩЕГО ДИАПАЗОНА ВЫСОТ И ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В МУЗЫКЕ

Развитые формы применения компьютерных технологий в музыкально-педагогической сфере способствуют активному внедрению исследовательских и творческих элементов в учебный процесс. Так, в частности, практика проведения занятий со студентами Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) продемонстрировала творческие эксперименты нетривиального значения. В статье приведены результаты экспериментов по проверке эффективности ряда музыкально-теоретических идей (сложные системы микроинтервалов, нетемперированные звукоряды длительностей, основанные на принципе сложения, применение обобщающих характеристик форм и методов музыкально-теоретического развития к тембру звука) c использованием музыкально-компьютерных технологий, которые свидетельствуют о плодотворности выдвинутых гипотез и способствуют реальному приобщению студентов к творческим поискам в области «академических» жанров электронной и компьютерной музыки.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютерная музыка, электронная музыка, тембр, музыкальный звук, звукоряд, музыкальное искусство.

Развитые формы применения компьютерных технологий в музыкальной сфере, аналогично их использованию в других различных областях деятельности человека, способствуют активному внедрению исследовательских и творческих элементов в музыкальное искусство и музыкально-образовательный процесс. Широкой известностью пользуется опыт такого рода во многих исследовательских центрах и университетах мира (примером могут служить специализированные курсы института IRCAM и творческие и технологические разработки института GRAME во Франции).

При условии тесного сотрудничества студентов и преподавателей в работе над конкретными темами оказались вполне достижимыми экспериментальные и творческие результаты нетривиального значения. В этом убеждает, в частности, практика проведения занятий по курсам «Математические методы исследования в музыкознании», «Музыкально-теоретические системы», «Электронно-компьютерный музыкальный инструментарий музыканта» со студентами Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург, Россия). В работах [1; 2; 3; 4; 5] нами подробно изложены практические результаты экспериментальных работ и приведены примеры выполнения творческих учебных заданий, выполненных студентами композиторского и историко-теоретического (музыковедческого) факультетов Санкт-Петербургской консерватории, наиболее зрелые по форме и содержанию, имеющие

важное значение не только для профессионального музыкального образования, но и для развития современного музыкальной науки и музыкального искусства в целом.

На рубеже ХХ и XXI веков возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием информационных технологий и электронных музыкальных инструментов - ЭМИ (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров) [6; 7; 8], новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений как в музыкальной сфере, так и в области информатики - музыкально-компьютерные технологии (далее - МКТ) [9; 10; 11]. Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ (Институт исследований и координации акустики и музыки (IRCAM) при Центре имени Ж. Помпиду в Париже; CEMAMu (Centre d'Etudes Mathématiques et Automatique Musicales) в Париже, образованный Я. Ксенакисом; Центр компьютерных исследований музыки и акустики (CCRMA) Стенфордского университета; Центр музыкального эксперимента Калифорнийского университета в Сан-Диего; Научно-учебный центр МКТ (до 2006 г. - Вычислительный центр) Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и др.); элементы музыкального программирования преподаются музыкантам в University of Hertfordshire, The University of Salford, Access

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.