тия системы образовательных услуг в целом (рабочие группы, постоянные семинары, советы, форумы и др.);
- площадок взаимодействия потенциальных субъектов кластеров образовательных услуг (ярмарки, выставки, встречи, ресурсные центры, переговорные площадки и пр.);
- маркетинговых служб, чей функционал связан с организацией образовательных отношений и продвижением образовательных услуг на рынке;
Библиографический список
- лабораторий мониторинга системы образовательных услуг, выполняющих двойную функцию. С одной стороны, им может быть делегирована функция мониторинга системы образовательных услуг, а с другой - они, по замыслу, обеспечивают стандартизацию и сертификацию услуг, поддерживают их качество.
Функциональная проекция, таким образом, дополняет комплексную модель процесса развития региональной системы образовательных услуг в Западной Сибири.
1. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010; 1 (3); Т. 2: 10 - 22.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А., Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. Москва: Высшая школа, 1989.
3. Ядровская М.В. Модели и моделирование в педагогике: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2014.
4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. Москва: Академия, 2008.
5. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем. Москва: Гардарики, 2006.
6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Москва: Эгвес, 2004.
7. Дворянкина Е.А. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов профессионально-педагогической деятельности. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
8. Гершунский Б.С. Философия образования дляXXI века. Москва: Педагогическое общество России, 2002.
9. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. Казань: Издательствво Казанского государственного технологического университета. Казань, 2004.
10. Трушников Д.Ю. Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011. 43 с.
11. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять организациями. Москва: Синтег, 2004.
12. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. Москва: Физматлит, 2007.
13. Васильева Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006. 144 с.
14. Матвеева Н.Н. Процессный подход в управлении качеством образовательного процесса как средство повышения качества образовательных результатов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара, 2009.
References
1. Dahin A.N. Modelirovanie v pedagogike. Ideiiidealy. 2010; 1 (3); T. 2: 10 - 22.
2. Novikov A.M., Novikov D.A., Peregudov F.I., Tarasenko F.P. Vvedenie vsistemnyjanaliz. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.
3. Yadrovskaya M.V. Modeliimodelirovanie vpedagogike: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr DGTU, 2014.
4. Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'e'tap. Moskva: Akademiya, 2008.
5. Lur'e L.I. Modelirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem. Moskva: Gardariki, 2006.
6. Novikov A.M., Novikov D.A. Obrazovatel'nyjproekt (metodologiya obrazovatel'nojdeyatel'nosti). Moskva: 'Egves, 2004.
7. Dvoryankina E.A. Modelirovanie obrazovatel'noj sistemy vuza po razvitiyu studentov kak sub'ektov professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
8. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.
9. Gur'e L.I. Proektirovanie pedagogicheskih sistem. Kazan': Izdatel'stvvo Kazanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Kazan', 2004.
10. Trushnikov D.Yu. Proektirovanie sistemy vospitaniya v universitetskom komplekse na osnove klasternogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011. 43 s.
11. Burkov V.N., Novikov D.A. Kak upravlyat' organizaciyami. Moskva: Sinteg, 2004.
12. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizacionnymisistemami. Moskva: Fizmatlit, 2007.
13. Vasil'eva L.I. Processnaya model' obespecheniya kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti v vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006. 144 s.
14. Matveeva N.N. Processnyj podhod v upravlenii kachestvom obrazovatel'nogo processa kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovatel'nyh rezul'tatov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2009.
Статья поступила в редакцию 10.04.17
УДК 378
Yasinskaya O.L., sound engineer, Educational Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Russian State Herzen
Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING TO USE MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES TO MUSIC AND NON-MUSIC STUDENTS. Intensive development of musical computer technologies has led to their extensive use in various kinds of musical activity. This direction is actively developed in the system of teaching modern musicians. Modern music and computer tools allow diversifying and enriching the options for musicians to perform the material in real time. The article is dedicated to the main aspects of the problem that are studies by modern critics and to finding the dependence between the structure of music and its impact on the emotional state of the listener. The article analyzes the way of usage of the modern musical computer technologies in the process of interpenetration and interaction of computer science and musical creativity.
Key words: electronic musical instrument, music computer technologies, information technology in music, musical creativity, musical culture, musical education.
О.Л. Ясинская, звукорежиссёр учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ И НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Интенсивное развитие музыкально-компьютерных технологий привело к их использованию их в различных видах современного музыкального творчества. Это направление находит активное развитие в системе подготовки музыкантов и студентов немузыкальных специальностей. Современный музыкально-компьютерный инструментарий позволяет разнообразить и обогатить варианты исполняемого музыкального и, в целом, художественного материала в реальном времени. Статья посвя-
щена рассмотрению основных аспектов проблемы, которой занимаются современные искусствоведы и педагоги-музыканты, и проанализировать возможности современных музыкально-компьютерных технологий в процессе взаимопроникновения и взаимовлияния компьютерных наук и музыкального творчества.
Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке, музыкальное творчество, музыкальная культура, музыкальное образование
Основными направлениями использования современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3] являются:
- МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей),
- МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения),
- МКТ в инклюзивном музыкальном образовании,
- МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями,
- МКТ как новое направление в подготовке специалистов гуманитарно-технологического профиля,
- МКТ в сфере цифровых искусств.
Основные положения рассматриваемых направлений изложены в трудах И.Б. Горбуновой, среди которых работы [4; 5; 6; 7] и др.
Таким образом, с развитием МКТ, с одной стороны, существенно расширились возможности современных музыкантов, но, с другой стороны, с их использованием могут реализовывать свой творческий потенциал и студенты, не имеющие музыкального образования, которые овладевают новыми технологиями в области создания звука, музыки.
МКТ включают в себя синтез музыки, информатики, физики и математики [8; 9; 10], поэтому процесс обучения способен увлечь как студентов-музыкантов, будущих педагогов, так и студентов технических специальностей. Необходимо применять индивидуальный подход к каждому обучаемому в зависимости от его интересов и потребностей. Процесс обучения может быть адаптирован для студента, имеющего любой уровень владения музыкальной грамотой и знаниями основ физических процессов, сопровождающих генерацию звука [11], так как это является неотъемлемой частью изучения материала на примере современных Digital Audio Workstation (DAW) (см. подробнее в работах [12; 13]).
В учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» проводится обучение как студентов, имеющих музыкальное образование и знакомых с музыкальной грамотой, так и обучающихся в области технических специальностей.
Принципиальным отличием в процессе их обучения является расстановка акцентов в изучении материала. Так, например, если музыканты акцентируют свое внимание на гармонии, фактуре, голосоведении, форме, то студенты немузыкальных специальностей, в первую очередь, обращают внимание на технические аспекты МКТ-программ, тембральные характеристики инструментов, технологии и способы звукового синтеза). Также встречаются группы студентов, где обучаются совместно студенты различных музыкальных специальностей и немузыканты. Такие группы, как правило, более продуктивно осваивают материал и создают совместные творческие проекты, имеющие дальнейшее развитие и реализацию. Это положительным образом сказывается на усвоении изучаемого материала, а также является важным элементом в формировании личностных и профессиональных компетенций студентов педагогических и творческих специальностей.
Первоначально процесс обучения выстраивается на освоении физических явлений и процессов, а именно рассматривается общая схема студийного звукового тракта и ее реализация в домашних условиях:
- Понятие о музыкальном и немузыкальном звуке, физические процессы звукообразования.
- Разбор всех звеньев «звуковой цепи» или звукового тракта.
- Формирование настольной рабочей студии в домашних условиях
- Расстановка студийных компонентов
- Подготовка акустического пространства
Благодаря знаниям о физических процессах, мы можем достигнуть желаемого художественного эффекта в музыкальной области, грамотно подготовиться к рабочему процессу и постараться достигнуть максимального в техническом и художественном аспектов результата.
Также рассмотрению подлежат темы необходимого оборудования для начала работы со звуком. А именно:
- Обзор рынка музыкального оборудования, подбор оптимальных решений.
- Аудио интерфейсы
- Средства акустического контроля (мониторы, наушники)
- Контроллеры как способ тактильного взаимодействия с виртуальной средой
- Микрофоны
Рассматривается необходимое программное обеспечение для начала работы:
- Выбор музыкальной программы в зависимости от задач и возможностей обучаемого
- эквиваленты студийного оборудования и инструментов в конкретной программной среде
- этика использования программной среды, условно бесплатные и лицензионные версии.
Актуальной является также тема, связанная с рассмотрением работы с программным лицензионным обеспечением, бесплатными тестовыми программами.
Проведя общий обзор грамотного выстраивания звукового тракта и знакомства с основами физических явлений и процессов, постепенно мы подходим к изучению виртуальных студий звукозаписи на примере программной среды Cubase. На занятиях детально разбирается виртуальный секвенсор, а именно изучаются темы, связанные с:
- подготовкой программы к работе (настройка ее взаимодействия с аудио интерфейсом и контроллерами);
- разбор основных функций и рабочих областей программы;
- разбор всех видов дорожек (аудио, midi, группы, return, мастер) и др.
Важным шагом в освоении МКТ является своевременное и непрерывное освоение музыкальной теории. Этот аспект важен, в первую очередь, для студентов немузыкальных специальностей, он помогает им понять основы выстраивания музыкального материала и получить базовые знания по теории музыки. В этот блок включены следующие темы:
- Основы музыкальной теории.
- Ритм.
- Гармония.
- Аранжировка.
- Инструментоведение.
- Освоение навыков игры на электронном клавишном музыкальном инструменте [14; 15; 16].
Занятия по данной теме пользуются популярностью и у студентов, имеющих музыкальное образование, так как в виртуальных секвенсорах имеется возможность взглянуть на партитуру не со стороны общепринятого нотного текста, а с позиции (и возможностей!) графической специфичной записи нот в редакторах [17; 18]. Тем самым, мы не только углубляем, расширяем и дополняем знания о музыкально-теоретических дисциплинах, но и заново знакомимся с новым способом выражения музыкального языка через МКТ-программу. Кроме того, изучение особенностей компьютерной аранжировки и, что особенно важно, инструменто-ведения, существенным образом дополняет творческую палитру возможностей музыканта.
После освоения теории музыки и основ физики звука, студенты приступают к практическим занятиям, создавая свои работы и приступая к завершающей, но не окончательной ступени изучения МКТ - основы сведения и обработки музыкального материала, в которую входит изучение следующих вопросов:
- задачи сведения;
- восприятие звукового пространства и способы его формирования;
- разновидности инструментов сведения и принципы их работы.
Данная тематика посвящена изучению проблем построения акустического звукового пространства, психоакустики, процесса формирования художественного образа произведения и др. Путем освоения представленных вопросов можно достичь желаемого художественного эффекта, который, в первую очередь, влияет на восприятие музыки человеком, а, значит, приводит к более глубинному пониманию музыкальной палитры в целом.
Знания, полученные студентами при изучении МКТ, позволяют раскрыть не только творческий потенциал обучаемого, но и способствует углубленному пониманию музыкального материала, и,
Библиографический список
как следствие, являются неотъемлемой частью в формировании будущего специалиста в различных областях знания, обогащая его творческий потенциал.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: 32 - 38.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
5. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
7. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
8. Горбунова И.Б., Брянцев М.М. Синтез информатики, музыкознания и акустики в современной творческой, педагогической и научно-исследовательской практике. Региональная информатика - 2008: материалы XI Санкт-Петербургской Международной конференции. Санкт-Петербург, 2008: 202 - 203.
9. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
10. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
11. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
12. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Т. 2: Лаборатория звука: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И Герцена, 2016.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
14. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.
15. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
16. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
17. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 10: 69 - 77.
18. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena: 32 - 38.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
5. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
7. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
8. Gorbunova I.B., Bryancev M.M. Sintez informatiki, muzykoznaniya i akustiki v sovremennoj tvorcheskoj, pedagogicheskoj i nauchno-issledo-vatel'skoj praktike. Regional'naya informatika - 2008: materialy XI Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2008: 202 - 203.
9. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. T. 2: Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I Gercena, 2016.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
14. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
15. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
16. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
17. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 10: 69 - 77.
18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifro-vogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
Статья поступила в редакцию 31.03.17