Научная статья на тему 'Современные принципы сведения музыкального материала в работе педагога-музыканта'

Современные принципы сведения музыкального материала в работе педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕДЕНИЕ / MIXING / ЗВУКОРЕЖИССУРА / SOUND ENGINEERING / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / MUSIC TEACHER / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ПАНОРАМИРОВАНИЕ / PANNING / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ясинская О. Л.

На сегодняшний день существует множество методик и подходов к процессу сведения. Этих вариантов настолько много, что начинающий звукорежиссер теряется в потоке информации. Особенно сложно разобраться в структуре работы со звуковым материалом на этапе сведения педагогу-музыканту, который не всегда имеет необходимые системные знания и опыт студийной работы. Однако существует базовый подход к сведению, который прослеживается практически у всех звукорежиссеров мира. На основе этих знаний педагог-музыкант может импровизировать и добавлять свои идеи в микс. В статье рассмотрены основные подходы к процессу сведения музыкального материала в работе педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRINCIPLES OF COMPUTING MUSICAL MATERIAL IN THE WORK OF THE TEACHER-MUSICIAN

Today there are many methods and approaches to the process of information. These options are so many that the beginning sound engineer is lost in the flow of information. It is especially difficult to understand the structure of work with audio material at the stage of information to a music teacher, who does not always have the necessary system knowledge and experience of studio work. However, there is a basic approach to information, which can be traced in almost all sound engineers in the world. The music teacher can improvise and add his ideas to the mix. The article considers the main approaches to the process of information in the work of a music teacher.

Текст научной работы на тему «Современные принципы сведения музыкального материала в работе педагога-музыканта»

отдельных тем уступить роль учителя кому-либо из слушателей или внешнему эксперту.

За счет использования ДТ становится возможным обучаться у мировых лидеров отрасли, ведущих ученых и педагогов, аудитория которых может составлять сотни миллионов. ИТ позволяют практически полностью преодолеть языковые, территориальные и временные барьеры. Также частично снижается влияние социальных и экономических факторов за

Библиографический список

счет открытости и доступности ДО по сравнению с традиционным обучением. За счет визуализации макро (климатические явления, вселенная) и микро (клетка, элементарные частицы) процессов доступнее и понятнее становятся многие процессы, происходящие в природе, а визуализация нематериальных явлений (например, музыки - см., например, работы [6; 7; 8]) способна кардинально изменить степень осознания изучаемого вопроса [9].

1. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Дистанционные технологии в образовании: формирование цифровой образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 236 - 239.

2. Панкова А.А. Условия использования дистанционных технологий в музыкальном образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 240 - 242.

3. Международная ассоциация ИТ-образования (МАИТО). Available at: http://iaite.sstu.ru/

4. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars, 2012. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html

5. Панкова А.А. Роль дистанционного обучения в музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 3 (64): 182 - 183.

6. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудио-визуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

9. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

References

1. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Distancionnye tehnologii v obrazovanii: formirovanie cifrovoj obrazovatel'noj sredy razvitiya odarennyh detej i talantlivoj molodezhi. Mirnauki, kul'tuiy, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 236 - 239.

2. Pankova A.A. Usloviya ispol'zovaniya distancionnyh tehnologij v muzykal'nom obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 240 - 242.

3. Mezhdunarodnaya associaciya IT-obrazovaniya (MAITO). Available at: http://iaite.sstu.ru/

4. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars, 2012. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html

5. Pankova A.A. Rol' distancionnogo obucheniya v muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 3 (64): 182 - 183.

6. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audio-vizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 378

Yasinskaya O.L., sound director, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State

Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN PRINCIPLES OF COMPUTING MUSICAL MATERIAL IN THE WORK OF THE TEACHER-MUSICIAN. Today there are many methods and approaches to the process of information. These options are so many that the beginning sound engineer is lost in the flow of information. It is especially difficult to understand the structure of work with audio material at the stage of information to a music teacher, who does not always have the necessary system knowledge and experience of studio work. However, there is a basic approach to information, which can be traced in almost all sound engineers in the world. The music teacher can improvise and add his ideas to the mix. The article considers the main approaches to the process of information in the work of a music teacher.

Key words: mixing, sound engineering, music teacher, music computer technologies, panning, electronic musical instrument.

О.Л. Ясинская, звукорежиссер УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»

РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

На сегодняшний день существует множество методик и подходов к процессу сведения. Этих вариантов настолько много, что начинающий звукорежиссер теряется в потоке информации. Особенно сложно разобраться в структуре работы со звуковым материалом на этапе сведения педагогу-музыканту, который не всегда имеет необходимые системные знания и опыт студийной работы. Однако существует базовый подход к сведению, который прослеживается практически у всех звукорежиссеров мира. На основе этих знаний педагог-музыкант может импровизировать и добавлять свои идеи в микс. В статье рассмотрены основные подходы к процессу сведения музыкального материала в работе педагога-музыканта.

Ключевые слова: сведение, звукорежиссура, педагог-музыкант, музыкально-компьютерные технологии, панорамирование, электронный музыкальный инструмент.

Сведение или микширование — это создание из отдельных трэков конечной записи, следующий после звукозаписи этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании (иногда - реставрации) исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами. В процессе сведения есть четыре основных этапа: спектральный (частотный) баланс, музыкальный баланс, панорамирование (построение пространства), финализация (соотношение уровней звуков) [1; 2; 3; 4].

Спектральный баланс включает в себя три основных диапазона:

1) Инструменты, звучащие ниже 100 Гц, к ним относятся бочка и бас, иногда могут быть синтезаторные партии.

2) Диапазон от 100 Гц до 5 кГц. В этом диапазоне находится звучание всех основных инструментов.

3) Диапазон от 5 кГц и выше. В этом спектре находится высокочастотная перкуссия (шейкер, хэт, тамбурин и т. д.).

Спектральный баланс - это расположение инструментов в частотном диапазоне. Каждый инструмент должен занять свое место в миксе. Целью спектрального сведения является устранение частотных «конфликтов» между инструментами и корректировка тембра инструментов, чтобы максимально разделить их без потери ценных гармоник. Параллельно находятся «грязные» частотные полосы, ухудшающие звучание инструментов или создающие какие-либо неприятные слуховые ощущение, в то время как некоторые полезные частоты, напротив, акцентируются (например, добавляется хрустящий верх тарелочкам). За частотную обработку отвечает эквалайзер - набор фильтров, благодаря которым мы можем повышать или понижать громкость той или иной частоты сигнала. Именно от этого прибора в первую очередь зависит чистота и прозрачность звучания композиции.

Каждому инструменту в миксе выделяется частотное место. Только в этом случае можно избежать частотных конфликтов. В диапазоне от 100 Гц до 5 кГц находятся все слышимые инструменты, и выделить фундаментальную частоту каждого инструмента недостаточно, так как еще соблдатьтесситурное распределение инструментов, например, избегать звучания двух и более мелодических линий в одной октаве и т. д.

Следующий важный момент в спектральной обработке -тайминг (временная организация трэка). Каждый инструмент должен находиться в своем временном промежутке. Чаще всего это относится к сведению ритм секции. Например, в случае, когда длительность звучания открытого хэта накладывается на звучание малого барабана, что создает неприятный эффект нечеткости звучания. Поэтому важно применять прибор динамической обработки - гейт, который работает с огибающей сигнала. Он позволяет регулировать длину сигнала, тем самым избегать наложения сигналов друг на друга.

Следующий этап - это выстраивание музыкального баланса, соотношения инструментов по громкости. Построение данной составляющей зависит от стилистики произведения. Например, в музыкальном стиле диско, где обычно присутствует бочка и малый барабан, порой он может отсутствовать и вместо него звучать хлопок. По громкости малый барабан или хлопок будет тише. В рок музыке прослеживается звучание бочки и малого барабана либо на одном уровне громкости, либо рабочий барабан звучит чуть громче. В стиле транс главная роль отводится бочке и басу. Бочка и бас звучат на одной громкости, так как важен эффект пампинга (кача) в этом направлении.

Выстраивание музыкального баланса происходит не только среди самих инструментов, но и частями композиции. На этом этапе звукорежиссер сталкивается с таким понятием, как форма музыкального произведения, её необходимо динамически разнообразить и обогатить [5; 6]. Примером может служить соотношение громкости куплета и припева. Также сама аранжировка должна постоянно развиваться благодаря добавлению в нее инструментов, или наоборот [7; 8].

Панорамирование - построение пространства музыкальной композиции. Звук имеет четыре измерения: ширина, высота, глубина и время. В процессе сведения звукорежиссер создает виртуальное пространство, руководствуясь этими четырьмя составляющими.

На протяжении разных эпох подход к сведению звука менялся.

В 1960-х гг. начали проводить эксперименты со стерео для массовых выступлений и записи. Появляется интерес к стерео записи. Ранние стерео записи поп музыки показывают экстремальные методы панорамирования, например размещение ба-

рабанов в левом канале, а их реверберация - в правом канале. Если послушать альбом «ElectricLadyLand» J. Hendrix, который был одной из первых пластинок, записаннs[ специально для воспроизведения стереозвука, то можно услышать много движения по стереобазе. Этот альбом был выпущен в 1968 г., когда профессиональные студии уже имели 8-дорожечные рекордеры. В эпоху семидесятых и восьмидесятых зародилась многоканальная запись. Благодаря появлению 16-ти канальных рекордеров произошли видимые изменения в многоканальной записи. Звукорежиссеры могли назначать каждый источник звука на отдельную дорожку. Такой способ записи давал возможность звукорежиссеру при микшировании регулировать уровни отдельных каналов, корректировать частотные характеристики, применять искусственную реверберацию и другие эффекты. Такая технология записи становится стандартом в профессиональных студиях.

Подход к пространству менялся вместе с мышлением людей. Звездные исполнители музыки расценивались как что-то недосягаемое и далекое. Эпоха рок звезд, больших концертных залов напрямую зависела и выражалась в принципах сведения. В ранних классических рок альбомах пространство строилось так, как мы его слышим на рок концерте. Представим слушателя и исполнителя, расстояние между ними может составлять примерно 15 метров, перед исполнителем может находится бас гитара, слева ритм гитара, справа орган. Сзади за исполнителем располагались бочка с рабочим барабаном и широко расставленными томами. Ширина стереобазы составляла примерно 45 градусов. Эти параметры помогали слушателю альбома представлять себя в концертном зале.

Следующей эпохой в развитии звукозаписи были 90-е гг. Это десятилетие прошло путь от простых секвенсоров к полномасштабным профессиональным инструментам. Технологии записывающих студий начали развиваться вне аппаратных средств. В начале десятилетия основой многих записей были MIDI-секвенсоры, так как компьютеры были недостаточно проверены в студиях. Настоящим прорывом стало появление первого цифрового синтезатора KorgM1, ознаменовавшего начало жизни DAW виртуальны рабочих станций. Появлялись такие DAW, как Cubase и Notator (позже - Logic), в своем первоначальном воплощении был выпущен и ProTools. В это время рождалось множество техно, хаус и другой электронной музыки. В 90-е гг. активно развивается программное обеспечение; в 1996 гг. был создан формат VST-плагина. С их помощью можно было изменять даже мельчайшие детали в звуковой ткани. Во второй половине этого десятилетия активно развивалась запись на жесткий диск, которая в скором времени достигла совершенства благодаря более мощным компьютерам и DAW, таким как ProTools. Изменилось и звучание музыки. На протяжении 90-х гг. развивалась тенденция создания мощной компрессии и жесткого лимитирования звука, благодаря чему продюсеры добивались конкурентоспособности фонограммы. Именно поэтому в 90-е гг. появилось такое понятие как «война громкости». Записи ранних лет имеют достаточно большой динамический диапазон (например, запись «Let'sDance» D.Bowie 1983 г). Музыка 90-х гг., например «Dummy» Portishead (1994 г.), звучит значительно громче. Это связано с применением большой компрессии. Появились убеждения о том, что более громкая музыка продается лучше, а значит, может быть конкурентоспособной.

Благодаря появлению DAW, специального программного обеспечения для звукорежиссеров открывались новые возможности формирования звучания на протяжении десятилетия. В этот период меняется подход к сведению музыкального материала. Мышление людей и отношение к звездам изменилось. Их стало много, они стали «ближе». Появилась тенденция помещать слушателя в процесс создания музыки. Примером могут быть ранние трэки в стиле R'n'B и танцевальной музыки. При прослушивании этого материала, складывается впечатление, что вокалист поет рядом, в нескольких сантиметрах от слушателя. Эта новая концепция популярна и сегодня. Инструменты в миксе расставлены достаточно широко. Например, в трэкеR'n'B главный вокал, бэк вокал, бас и барабаны могут звучать достаточно широко и близко по отношению к слушателю. Также присутствуют инструменты, задача которых создать дальний план. В пространстве этот инструмент отдаляют приблизительно на 15 метров.

В эпоху цифровых технологий активно применяется автоматизация, что упрощает работу звукорежиссера и расширяет его творческие возможности.

Последний этап сведения - это финализация трэка, работа с громкостью каждого инструмента в композиции при помощи эквалайзера, а не за счет громкостных соотношений фейдеров. Изменение параметров эквалайзера позволяют «посадить» инструмент в микс таким образом, что он был четко слышен в трэке.

Профессия звукорежиссера сочетает в себе музыкальные и технические знания, которые в совокупности позволяют заниматься творчеством на этапе сведения музыкального мате-

Библиографический список

риала, достигая того или иного художественного замысла [9]. С непрерывным развитием музыкально-компьютерных технологий [10; 11] меняются подходы к сведению, однако фундаментальные принципы, на основе которых происходит процесс микширования музыкального материала, лежат в основе этого процесса. Последовательный и методически выверенный процесс их изучения и применения необходимы в профессиональной деятельности современного педагога-музыканта.

1. Горбунова И.Б., Заболотская И.В., Терентьева H.A. Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании. Методические рекомендации по курсу. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горелъченко A.B. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.

3. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

4. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

5. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

9. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

10. Горбунова И.Б. Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

11. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 175 - 179.

References

1. Gorbunova I.B., Zabolotskaya I.V., Terent'eva H.A. Novyeinformacionnye tehnologiivsovremennom muzykal'nom obrazovanii. Metodicheskie rekomendaciipo kursu. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 1998.

2. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.B. Muzykal'nyjkomp'yuter (novyjinstrumentmuzykanta): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2006.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

5. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

9. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

10. Gorbunova I.B. Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.

11. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 175 - 179.

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 378

Azhiev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State

University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

FORMS AND METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS. In the article, the researchers study forms and methods of pedagogical diagnostics of formation of professional competence of future specialists. The forms of pedagogical diagnostics include an interview, a colloquium, a test, a laboratory work, a graphic, essays and other creative work, an essay, a report, a credit, an exam, a final qualifying work. The methods of pedagogical diagnostics are a module-rating system, tests, a case study, a portfolio, a developing cooperation method, a project method, a business game, "Delphi Technique".

Key words: forms, methods, pedagogical diagnostics of professional competence of future expert.

М.В. Ажиев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственнй университет»,

г. Грозный, E-mail: [email protected]

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «(Чеченский государственный

университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье изучены формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов. К формам педагогической диагностики относятся: собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная, расчетно-графическая и т. п. работа; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет; зачет; экзамен;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.