УДК 378.126
Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg,
Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com
REMOTE TECHNOLOGIES AS A UNEQUITABLE ELEMENT OF TEACHING A TEACHER-MUSICIAN. In this article, the author notes an important role of distance technologies in the modern educational process. The conditions of application and the stages of the development of distance learning in the context of music education are considered. The model for assessing the quality of the use of information technology ("SAMR") is analyzed with reference to the use of distance technologies in the teaching of a music teacher. Examples are given of the adaptation of content and actualized forms of submission of educational material, the use of which in the educational process not only leads to an increase in its effectiveness, but also to a rethinking of the pedagogical paradigm. The authors also analyze modern software for implementing distance learning in music education.
Key words: information technology, distance learning, music education, music teacher software.
А.А. Панкова, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Российского государственного педагогического университета
имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
В данной статье автором отмечается важная роль дистанционных технологий в современном образовательном процессе. Рассматриваются условия применения и этапы развития дистанционного обучения в среде музыкального образования. Анализируется модель оценки качества использования информационных технологий («SAMR») применительно к использованию дистанционных технологий в обучении педагога-музыканта. Приводятся примеры адаптации содержания и актуализированных форм подачи учебного материала, использование которых в образовательном процессе приводит не только к повышению его эффективности, но и к переосмыслению педагогической парадигмы. Также в данной статье анализируется современное программное обеспечение для реализации дистанционного обучения в музыкальном образовании.
Key words: информационные технологии, дистанционное обучение, музыкальное образование, программное обеспечение педагога-музыканта.
На сегодняшний день стремительно меняются не только средства и методы, используемые в образовательном процессе, но расширяется и сфера изучаемых объектов, появляются новые области знаний, а в вопросах, интересующих человечество уже тысячелетия (например, математика, астрономия, музыка и т. д.) открываются новые грани и даже целые направления, освоить и познать которые без использования информационных технологий (ИТ) не представляется возможным. При этом также немыслимо обеспечить соответствующий современным научным тенденциям темп развития системы образования без осознания роли информационных и дистанционных технологий (ДТ) в процессе обучения. Недостаточно просто перевести имеющуюся информацию в цифровой вид и адаптировать традиционные методы ее передачи, необходимо кардинальное переосмысление педагогической парадигмы в целом [1; 2].
Международной ассоциацией по использованию ИТ в образовании были сформулированы условия применения ИТ в обучении, которые также применимы и к реализации дистанционного обучения (ДО) [3]. Среди них: сохранение единых подходов к использованию ДТ и программного обеспечения; целесообразность и планомерность применения ДТ в рамках всего образовательного процесса; разработанность политики по использованию ДТ в обучении; достаточный уровень подготовки учителя в сфере применения ДТ; наличие технической поддержки в образовательном учреждении; осознание руководящего состава необходимости использования ДТ; наличие обратной связи с участниками образовательного процесса.
В процессе реализации ДО целесообразно учитывать модель оценки качества использования ИТ в образовательном процессе («SAMR») состоящую из 4 этапов [4].
1. Substitution — Подмена. На первом этапе ИТ не привносят ничего принципиально нового в процесс обучения. Применительно к ДО на первом этапе, как правило, реализуется размещение аудио или видеозаписей традиционных (очных) уроков и лекций без их адаптации к «удаленному» слушателю. При таком подходе наряду с повышением доступности размещенных материалов возникают и отрицательные обстоятельства. Так, при записи с единственной стационарной камеры для возможности обзора, как самого преподавателя, так и демонстрируемого им материала, ее приходится размещать на значительном расстоянии. При этом текст на презентации или доске зачастую становится нечитаемым, а звук неразборчивым.
2. Augmentation — Приращение. На втором этапе использование ДТ привносит новое качество в образовательный процесс. Так, например, основанная на модульном принципе
система интерактивных лекций с использованием гиперссылок, мультимедийных материалов и интегрированных заданий для самоконтроля позволяет существенно менять как процесс обучения, так и его результат [5]. Создание электронных библиотек открывает принципиально новые возможности поиска и обработки информации. Изменяется не только содержание, но и форма учебного материала. Так, например, нотные партитуры не просто отсканированы, а представлены в миди, аудио формате, или в формате специализированных музыкальных программ (музыкальных секвенсоров, нотных редакторов и др.) для дальнейшей работы с этим материалом. Для размещения учебного контента могут быть использованы сайты образовательных учреждений, облачные сервисы хранения (GoogleDrive, Dropbox, и др.) или платформы, специализирующиеся на размещении материалов в определенном формате (SoundCloud, YouTube и т. д.).
3. Modification - Модификация. На данном этапе происходит принципиальное изменение подхода к образовательному процессу и заметное смещение фокуса обучения с учителя на ученика. Задачи общие для всей группы, могут выполняться в цифровой среде, используя ДТ (напримерDiigo, Soundation), которые позволяют не только совместно создавать и редактировать материал, но и обмениваться мнениями всем участникам образовательного процесса (учителям, ученикам, родителям и т. д.) как в off-line, так и в on-line режимах. Также, меняются педагогические подходы, методический и учебный материал, меняется сама структура, форма и логика проведения занятий. Для размещения учебного материала используются специализированные образовательные интернет-платформы (Stanford Online, Coursera, Академия Хана, Udacity, Open Classrooms, Open Learning, Открытое образование, Универсариум и др.), имеющие специфическую архитектуру, ориентированную на создание массовых открытых образовательных курсов. Система автоматически отслеживает уровень подготовки и направленность предпочтений обучающихся и предлагает соответствующий материал (упражнения, задания и т. д.). Также данные ресурсы предоставляют аналитические сервисы (сбор и анализ данных, расчет и визуализация статистики).
4. Redefinition - Переосмысление. На данном этапе происходит переосмысление педагогических подходов, что в корне преобразуют процесс обучения. Участники ДО отчасти сами являются создателями своего курса, который может быть размещен в системах управления обучением (Google Classroom, Moodle, Edmodo, Classmill, Cloud School и др.), где обучающиеся самостоятельно могут открывать новые темы, размещать актуальный материал, делиться своим опытом. Преподаватель же выступает в качестве куратора процесса, который может в рамках изучения
отдельных тем уступить роль учителя кому-либо из слушателей или внешнему эксперту.
За счет использования ДТ становится возможным обучаться у мировых лидеров отрасли, ведущих ученых и педагогов, аудитория которых может составлять сотни миллионов. ИТ позволяют практически полностью преодолеть языковые, территориальные и временные барьеры. Также частично снижается влияние социальных и экономических факторов за
Библиографический список
счет открытости и доступности ДО по сравнению с традиционным обучением. За счет визуализации макро (климатические явления, вселенная) и микро (клетка, элементарные частицы) процессов доступнее и понятнее становятся многие процессы, происходящие в природе, а визуализация нематериальных явлений (например, музыки - см., например, работы [6; 7; 8]) способна кардинально изменить степень осознания изучаемого вопроса [9].
1. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Дистанционные технологии в образовании: формирование цифровой образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 236 - 239.
2. Панкова А.А. Условия использования дистанционных технологий в музыкальном образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 240 - 242.
3. Международная ассоциация ИТ-образования (МАИТО). Available at: http://iaite.sstu.ru/
4. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars, 2012. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html
5. Панкова А.А. Роль дистанционного обучения в музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 3 (64): 182 - 183.
6. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудио-визуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
9. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
References
1. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Distancionnye tehnologii v obrazovanii: formirovanie cifrovoj obrazovatel'noj sredy razvitiya odarennyh detej i talantlivoj molodezhi. Mirnauki, kul'tuiy, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 236 - 239.
2. Pankova A.A. Usloviya ispol'zovaniya distancionnyh tehnologij v muzykal'nom obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 240 - 242.
3. Mezhdunarodnaya associaciya IT-obrazovaniya (MAITO). Available at: http://iaite.sstu.ru/
4. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars, 2012. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html
5. Pankova A.A. Rol' distancionnogo obucheniya v muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 3 (64): 182 - 183.
6. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audio-vizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 378
Yasinskaya O.L., sound director, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State
Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: vikol91@mail.ru
MODERN PRINCIPLES OF COMPUTING MUSICAL MATERIAL IN THE WORK OF THE TEACHER-MUSICIAN. Today there are many methods and approaches to the process of information. These options are so many that the beginning sound engineer is lost in the flow of information. It is especially difficult to understand the structure of work with audio material at the stage of information to a music teacher, who does not always have the necessary system knowledge and experience of studio work. However, there is a basic approach to information, which can be traced in almost all sound engineers in the world. The music teacher can improvise and add his ideas to the mix. The article considers the main approaches to the process of information in the work of a music teacher.
Key words: mixing, sound engineering, music teacher, music computer technologies, panning, electronic musical instrument.
О.Л. Ясинская, звукорежиссер УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»
РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: vikol91@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
На сегодняшний день существует множество методик и подходов к процессу сведения. Этих вариантов настолько много, что начинающий звукорежиссер теряется в потоке информации. Особенно сложно разобраться в структуре работы со звуковым материалом на этапе сведения педагогу-музыканту, который не всегда имеет необходимые системные знания и опыт студийной работы. Однако существует базовый подход к сведению, который прослеживается практически у всех звукорежиссеров мира. На основе этих знаний педагог-музыкант может импровизировать и добавлять свои идеи в микс. В статье рассмотрены основные подходы к процессу сведения музыкального материала в работе педагога-музыканта.
Ключевые слова: сведение, звукорежиссура, педагог-музыкант, музыкально-компьютерные технологии, панорамирование, электронный музыкальный инструмент.