Научная статья на тему 'Условия использования дистанционных технологий в музыкальном образовательном процессе'

Условия использования дистанционных технологий в музыкальном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REMOTE TECHNOLOGY / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSICAL PEDAGOGY / DISTANCE MUSICAL EDUCATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INTELLECTUAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова А.А.

Информатизация в настоящее время является одним из наиболее актуальных процессов в развитии современного общества, поскольку сегодня все большее значение приобретают интеллектуальные и информационные ресурсы, и эффективность применения широких возможностей дистанционных технологий в образовательном процессе сегодня не вызывает сомнения. Использование дистанционных технологий актуально и в сфере музыкального искусства и музыкально-педагогического образования. Сегодня претерпевает изменение не только содержание, но и форма передачи учебного музыкального материала в музыкально-образовательном процессе. Обсуждению данного аспекта проблемы посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS OF USE OF DISTANT TECHNOLOGIES IN THE MUSICAL EDUCATIONAL PROCESS

Informatization is currently one of the most urgent processes in the development of modern society, since intellectual and information resources are becoming increasingly important, and the effectiveness of using the wide possibilities of distance technologies in the educational process today is beyond doubt. The use of distance technologies is also relevant in the field of musical art and music and pedagogical education. Today, not only the content, but also the form of the transfer of educational musical material undergoes a change in the musical and educational process. The research discusses this aspect of the problem.

Текст научной работы на тему «Условия использования дистанционных технологий в музыкальном образовательном процессе»

ской) музыкальной культуры [10; 11; 12; 13]. Ряд разработанных в данном направлении идей оказались полезными при составлении программы учебной дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи» (по различным предметным областям), входящей в образовательный модуль «Формирования образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи».

В последующих публикациях авторы статьи планируют более подробное изложение вопросов, связанных с содержанием самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, учебно-методическим обеспечением для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, фондом оценочных средств

Библиографический список

для проведения промежуточной аттестации магистрантов по дисциплине, шкалой критериев оценивания знаний, этапами формирования компетенций и примерных средств оценки компетенций, а также методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи», изложение содержания методических материалов, определяющих процедуру оценивания результатов освоения дисциплины, перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем) и др.

1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.

2. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

3. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузы-ка. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления Санкт-Петербург: 2016: 224 - 228.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

6. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

8. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2007.

9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.

10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

3. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya Sankt-Peterburg: 2016: 224 - 228.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

6. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

7. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

8. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2007.

9. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html

Статья поступила в редакцию 12.10.17

УДК 378.126

Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

TERMS OF USE OF DISTANT TECHNOLOGIES IN THE MUSICAL EDUCATIONAL PROCESS. Informatization is currently one of the most urgent processes in the development of modern society, since intellectual and information resources are becoming increasingly important, and the effectiveness of using the wide possibilities of distance technologies in the educational process today is beyond doubt. The use of distance technologies is also relevant in the field of musical art and music and pedagogical education. Today, not only the content, but also the form of the transfer of educational musical material undergoes a change in the musical and educational process. The research discusses this aspect of the problem.

Key words: remote technology, musical pedagogy, distance musical education, intellectual resources.

А.А. Панкова, преп. детской школы искусств № 7, г. Воронеж, Е-mail: pankovaaa@gmail.com

УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Информатизация в настоящее время является одним из наиболее актуальных процессов в развитии современного общества, поскольку сегодня все большее значение приобретают интеллектуальные и информационные ресурсы, и эффективность применения широких возможностей дистанционных технологий в образовательном процессе сегодня не вызывает сомнения. Использование дистанционных технологий актуально и в сфере музыкального искусства и музыкально-педагогического образования. Сегодня претерпевает изменение не только содержание, но и форма передачи учебного музыкального материала в музыкально-образовательном процессе. Обсуждению данного аспекта проблемы посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: дистанционное технологии, музыкальная педагогика, дистанционное музыкальное образование, интеллектуальные ресурсы.

Информатизация в настоящее время является одним из наиболее актуальных процессов в развитии современного общества, поскольку сегодня все большее значение приобретают интеллектуальные и информационные ресурсы [1; 2; 3]. Эффективность применения широких возможностей дистанционных технологий (ДТ) в образовательном процессе сегодня не вызывает сомнения и доказана многими современными исследователями. Также использование ДТ актуально и в сфере музыкального искусства и музыкально-педагогического образования. Поэтому, деятельность учителя музыки сегодня должна основываться на квалификации не только в профессиональной области, но и в области информационных технологий (ИТ) в целом и ДТ, - в частности.

В то же время, использование ДТ в образовании требуют не просто повышения качества образовательного процесса, а его переосмысления и формирования образовательных стандартов, которые актуальны и востребованы в условиях функционирования ИТ. «Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего достаточным уровнем информационной компетенции, которая позволяет ему активно включаться в учебную, познавательную и профессиональную деятельность и эффективно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения образовательных и профессиональных задач» [4, с. 83].

Сегодня умение принимать решения в условиях функционирования динамично развивающейся образовательной среды и оптимизировать собственную профессиональную деятельность - необходимые качества для учителя музыки, позволяющие применять имеющиеся знания и умения, при решении творческих задач. На первый план выходит не способность осваивать некий набор знаний, умений и навыков, а умение обучаться и, более того, самообучаться.

Особый акцент на развитии способности будущего учителя музыки к самообразованию обусловлен в том числе и существенным расширением спектра средств ИТ, используемых в профессиональной музыкально-педагогической деятельности, освоить и даже ознакомиться с которыми в рамках обучения в вузе не представляется возможным. Следовательно, процесс обучения требует пересмотра с целью формирования механизмов, «которые бы позволили преподавателю быстро и без особого труда ориентироваться во вновь появляющихся средствах ИКТ и осваивать их применение в образовательных целях. Поэтому весьма важное место в самом содержании подготовки занимает описание способов использования средств ИКТ для самообразования, повышения уровня знаний и умений педагога, использование средств ИКТ в научно-педагогической деятельности» [5, с. 301]. Для повышения эффективности процессов обучения и самообучения необходимо уделить особое внимание сетевым технологиям в целом и ДТ обучения в частности. Развитие средств доставки информации открывает широкие возможности работы в интерактивном режиме и эффективного комплексного использования различных взаимодополняющих технологий обучения. Дистанционное обучение позволяет организовать образовательный процесс, основанный на принципе активизации целенаправленной, контролируемой, интенсивной самостоятельной работы обучающегося. Для успешного использования ДТ помимо материально-технической базы и программно-методического обеспечения необходимо определить, разработать условия (модель) их реализации в образовательном процессе.

Р Пуэнтедуро была разработана модель «SAMR» (Substitution, Augmentation, Modification, Redefinition) оценивания качества использования ИТ в образовательном процессе [6]. Несмотря на то, что данная модель была разработана в 90-х годах прошлого столетия, она и на сегодняшний день остается актуальной и востребованной разработчиками электронных образовательных ресурсов. В процессе реализации ДТ в обучении целесообразно учитывать данную модель, в которой выделяются четыре этапа использования ИТ в обучении: первые два из которых отражают традиционные подходы, а последующие ведут к появлению новой «электронной» педагогики.

1. Этап: Substitution - Подмена

На первом этапе ИТ не привносят ничего принципиально нового в процесс обучения. Происходит только замена одного действия другим. Так например, обучающиеся сдают письменные работы написанные не от руки, а набранные в редакторе Microsoft Word или исполняют музыкальное произведение на электронных инструментах традиционным способом, не используя полноценно новые цифровые возможности. Также к данному этапу можно отнести сканирование учебных материалов (лекций, учебников, методических пособий и справочников, нотных текстов и т.д.) без возможности редактирования, гиперссылок на дополнительные источники и мультимедиа. Такое использование ИТ в образовательном процессе, безусловно, имеет ряд преимуществ. Например, применение электронной почты и современных средств тиражирования позволяет высвободить значительные временные и материальные ресурсы.

Применительно к ДО на первом этапе в образовательных учреждениях, как правило, реализуют размещение аудио или видео записей традиционных (очных) уроков, лекций и семинаров без их адаптации к «удаленному» слушателю. При таком подходе наряду с повышением доступности размещенных материалов возникают и отрицательные обстоятельства. Так, при записи с единственной стационарной камеры для возможности обзора, как самого преподавателя, так и демонстрируемого им материала (доска, презентация или иные наглядные пособия), ее приходится размещать на значительном расстоянии. При этом текст на презентации или доске зачастую становится нечитаемым, а звук неразборчивым с посторонними шумами. Усугубляет ситуацию и статичность «картинки», которая снижает вовлеченность обучающегося.

На следующих этапах эти обстоятельства учитываются и обучающий материал адаптируют к слушателю с учетом особенностей ДО (используются технологии видео захвата различных экранов, добавляются встроенные тесты и субтитры на разных языках и т.д.).

2. Этап: Augmentation - Приращение.

На втором этапе использование ДТ привносит новое качество в образовательный процесс. Применение ИТ при организации обучения позволяет реализовать возможности, которые ранее были недостижимы. Так, например, основанная на модульном принципе система интерактивных лекций с использованием гиперссылок, мультимедийных материалов и интегрированных заданий для самоконтроля позволяет существенно менять как процесс обучения, так и его результат [7]. Также в качестве примера можно привести создание электронных библиотек и медиа-тек, которые являются не только совокупностью оцифрованного материала, но открывают принципиально новые возможности поиска и обработки информации. Совместная работа в Google Docs прививает навык группового обучения и on-line взаимодействия в распределенных группах.

Претерпевает изменение не только содержание, но и форма учебного материала. Так, например, недостаточно нотные партитуры просто отсканировать, лучше их сделать, например в миди, аудио формате, или в формате специализированных музыкальных программ (музыкальных секвенсоров (Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Ableton Live и др.), нотных редакторов (Finale, Sibelius, MagicScore и др.) для дальнейшей работы с этим материалом. Для размещения учебного контента могут быть использованы сайты образовательных учреждений, облачные сервисы хранения (Яндекс.Диск, Google Drive, Dropbox, OneDrive и др.) или платформы, специализирующиеся на размещении материалов в определенном формате (Sounddoud, You Tube и т. д.).

3. Этап: Modification - Модификация.

На данном этапе происходит принципиальное изменение подхода к образовательному процессу и заметное смещение фокуса обучения с учителя на ученика. Так, например, задачи общие для всей группы, могут выполняться в цифровой среде, используя такие технологии (например Diigo, Soundation), которые позволяют не только совместно создавать и редактировать материал, но и оставлять комментарии и обмениваться мнениями всем участникам процесса (учителям, ученикам, родителям и т. д.), тем самым развивая критическое мышление.

Также, меняются принципы, педагогические подходы, меняется методический и учебный материал, меняется сама структура, форма и логика проведения занятий. Так, например, структура, манера изложения лекции для видео уроков отличается от традиционной лекции. Учитывая, что удаленная аудитория слушающая видео лекции может быть очень разнообразной не только по уровню знаний (подготовленности), но и по восприятию информации, преподавателю необходимо выбирать универсальный стиль общения и изложение материала.

Для размещения учебного материала используются специализированные образовательные интернет-платформы (Stanford Online, Coursera, Академия Хана, Udacity, FutureLearn, OpenClassrooms, OpenLearning, edX, Iversity, NovoEd, Coursmos, Open2Study, Kadenze, ALISON, Lynda.com, Shaw Academy, Udemy, Открытое образование, Универсариум и др.), имеющие специфическую архитектуру, ориентированную на создание массовых открытых (дистанционных) образовательных курсов. Учебный материал предоставляется обучающимся в соответствии с заданными параметрами (по календарю, или появляется новый после того, как будет пройден предыдущий). Система автоматически отслеживает уровень подготовки и направленность предпочтений обучающихся и предлагает соответствующий материал (упражнения, задания и т.д.). Помимо хранения и предоставления контента данные ресурсы содержат и аналитические сервисы (сбор и анализ данных, расчет и визуализация статистики). Существенным является наличие обратной связи со всеми участниками дистанционного образовательного процесса, реализуемой как в off-line, так и в on-line режимах.

4. Этап: Redefinition - Переосмысление

На данном этапе решаются те задачи, которые нельзя решить без использования ИТ, которые привносят переосмысление

Библиографический список

педагогических подходов и в корне преобразовывают процесс обучения.

Участники дистанционного обучения отчасти сами являются создателями своего курса, который может быть размещен в системах управления обучением (Google Classroom, Moodle, Edmodo, Classmill, CloudSchool и др.), где обучающиеся самостоятельно могут открывать новые темы, размещать актуальный материал, делиться своим опытом с коллегами по всему миру. Преподаватель же выступает в качестве куратора процесса, который может в рамках изучения отдельных тем уступить роль учителя кому-либо из слушателей или внешнему эксперту.

За счет использования технологий ДО становится возможным обучаться у мировых лидеров отрасли, ведущих ученых и педагогов, аудитория которых может составлять десятки и сотни миллионов. ИТ позволяют практически полностью преодолеть языковые, территориальные и временные барьеры. Также частично снижается влияние социальных и экономических факторов за счет открытости и доступности ДО по сравнению с традиционным обучением. С появлением принципиально новых методов обучения людей с ограниченными возможностями (синтез речи, управление средствами ИТ с использованием взгляда и т. д.) отчасти нивелируются и физиологические препятствия для получения образования. За счёт визуализации макро (климатические явления, вселенная) и микро (клетка, элементарные частицы) процессов доступнее и понятнее становятся многие процессы, происходящие в природе, а визуализация нематериальных явлений (например, музыки) способна кардинально изменить степень осознания изучаемого вопроса.

На сегодняшний день стремительно меняются не только средства и методы, используемые в образовательном процессе, но расширяется и сфера изучаемых объектов, появляются новые области знаний, а в вопросах, интересующих человечество уже тысячелетия, открываются новые грани и даже целые направления, освоить и познать которые без использования современных средств ИТ не представляется возможным. При этом также немыслимо обеспечить соответствующий современным научным тенденциям темп развития системы образования без осознания роли информационных и дистанционных технологий в процессе обучения. Недостаточно просто перевести имеющуюся информацию в цифровой вид и адаптировать традиционные методы её передачи, необходимо кардинальное переосмысление педагогической парадигмы.

В учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена разрабатывается система дистанционного музыкального образования (см., например, работы [8; 9; 10; 11]), основанного на широком использовании средств музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [12; 13; 14; 15]. Реализация системы дистанционного музыкального образования происходит в системе основного и дополнительного музыкального образования; особое значение в данном направлении приобретает система подготовки музыкантов исполнительских специальностей в связи с перспективой новых горизонты музыкального исполнительского искусства [16].

1. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. Системы и средства информатики: сборник научных трудов. Спец. выпуск. Научно-методологические проблемы информатики. Под редакцией К.К. Колина. Москва: ИПИ РАН, 2006: 7 - 58.

2. Пригожин И. Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям. Синергетическая парадигма. Москва, 2002. Available at:http:// spKurdyumov.narod.ru/pprigoj.htm

3. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars, 2012. Available at:http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/000073. html

4. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. Под редакцией К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. Москва: РЕЦЭП, 2005.

5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

6. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars. 2012. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html

7. Панкова А.А. Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.

8. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2007.

9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.

10. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

11. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

12. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

13. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

14. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.

17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.

18. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.

References

1. Kolin K.K. Stanovlenie informatiki kak fundamental'noj nauki i kompleksnoj nauchnoj problemy. Sistemy i sredstva informatiki: sbornik nauchnyh trudov. Spec. vypusk. Nauchno-metodologicheskie problemy informatiki. Pod redakciej K.K. Kolina. Moskva: IPI RAN, 2006: 7 - 58.

2. Prigozhin I. Kost' esche ne broshena. Poslanie buduschim pokoleniyam. Sinergeticheskaya paradigma. Moskva, 2002. Available at:http:// spKurdyumov.narod.ru/pprigoj.htm

3. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars, 2012. Available at:http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html

4. Bolonskijprocess i ego znachenie dlya Rossii. Integraciya vysshego obrazovaniya vEvrope. Pod redakciej K. Pursiajnena i S.A. Medvedeva. Moskva: REC'EP, 2005.

5. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014.

6. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars. 2012. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html

7. Pankova A.A. Obuchenie informacionnym tehnologiyam buduschih uchitelej muzyki obscheobrazovatel'nyh shkol v usloviyah pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

8. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2007.

9. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

13. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

14. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.

18. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 12.10.17

УДК 378

Spiridonov О.А., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev (Yakutsk, Russia), E-mail: olspi@inbox.ru

THE PROJECT "MUSIC FOR ALL" IN THE CONTEXT OF CONTINUING EDUCATION IN YAKUTIA. In 2013, the President of the Republic of Sakha (Yakutia) M. Nikolaev announced the launch of the republican project "Music for All". The organizers of this project, the Ministry of Education and the Ministry of Culture and Spirituality of the Republic, set out to help all children to master one classical musical instrument by the end of the school. For this purpose, an agreement was signed between ministries on joint work to promote the project "Music for All", developed and prepared by scientists, musicians, teachers and practitioners in our country. Since 2015, the coordinator of the project "Music for All" for the methodological support of the program was appointed Yakutsk Pedagogical College, its Music Department. The article considers the main coordinating aspects and elements of the methodological support of the project, developed by the author and aimed at consolidating the efforts of music teachers in Yakutia.

Key words: project "Music for All", music teacher, music education, music pedagogy, music-making.

О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск,

E-mail: olspi@inbox.ru

ПРОЕКТ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ

В 2013 г. президент Республики Саха (Якутия) М. Николаев объявил о запуске республиканского проекта «Музыка для всех». Организаторы проекта «Музыка для всех» - Министерство образования и Министерство культуры и духовности республики поставили целью помочь всем детям освоить один классический музыкальный инструмент к окончанию школы. Для этой цели между министерствами подписано соглашение о совместной работе по продвижению проекта «Музыка для всех», разработанному и подготовленному учеными, музыкантами, преподавателями и педагогами-практиками в нашей стране. С 2015 г. координатором проекта «Музыка для всех» по методическому сопровождению программы назначен Якутский педагогический колледж, его Музыкальное отделение. В статье рассмотрены основные координирующие аспекты и элементы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.