Научная статья на тему 'Дифференцированный подход как один из важнейших способов оптимизации процесса обучения компьютерной аранжировке'

Дифференцированный подход как один из важнейших способов оптимизации процесса обучения компьютерной аранжировке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНАЯ АРАНЖИРОВКА / COMPUTER ARRANGEMENT / ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ / TEACHING MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов С.А.

Процесс информатизации образования сегодня находится в стадии интенсивного развития. Это связано с расширением использования информационных технологий и переходом их от чисто технических сфер деятельности к гуманитарным, а также проникновением в область искусства. Дисциплины «Музыкальная информатика» и «Компьютерная аранжировка» способствуют оптимизации процесса обучения в современных условиях, более глубокому овладению обучающимися музы кантами предметов специального и общепрофессионального циклов. Данная статья призвана обратить внимание на важность именно дифференцированного подхода при изучении предмета «Компьютерная аранжировка», а также на проблему реализации дисциплины в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPROACH AS ONE OF THE MOST IMPORTANT WAYS TO OPTIMIZE THE PROCESS OF COMPUTER-ARRANGEMENT TRAINING

The process of informatization of education today is in the stage of intensive development. This is due to the expansion of the use of information technology and the transition from purely technical to humanitarian fields, as well as penetration into the field of art. Disciplines “Musical Informatics” and “Computer Arrangement” contribute to the optimization of the learning process in modern conditions, to a deeper mastering of special and general professional cycles by trained musicians. The article is intended to draw attention to the importance of a differentiated approach in studying the subject “Computer Arrangement”, as well as the problem of implementing discipline in secondary and higher musical educational institutions.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход как один из важнейших способов оптимизации процесса обучения компьютерной аранжировке»

Библиографический список

1. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России. Высшее образование в России. 2010; 12. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/ kitayskie-studenty-v-rossii

2. Мезенцева С.В. Теория музыки: учебное пособие для иностранных студентов. Ч. I. «Звук. Нотное письмо. Ритм и метр. Интервалы. Лад и тональность». Переводчик Сон А.В. Хабаровск: Издательство Хабаровского гос. ин-та искусств и культуры, 2015.

3. Сайфуллина М.В. Отражение восточной ментальности в мировой музыкальной культуре. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vostochnoy-mentalnosti-v-mirovoy-muzykalnoy-kulture

4. Словарь иностранных музыкальных терминов. Автор-составитель С.В. Мезенцева, перевод Чжоу Хунжу. Хабаровск: Издательство Хабаровского гос. ин-та искусств и культуры, 2017.

5. Стукаленко Н.М. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего профессионального образования. Международный журнал экспериментального образования. 2012; 5: 52 - 53

6. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012; 2. Availableat: http://cyberleninka.rU/article/n/sistema-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kita

7. Шведова И.А. Интернациолизация высшего образования в Китае. Вестник Томского государственного университета. История. 2013; № 1-21. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-kitae

8. Швецов Т.И. Формы организации международного образования в условиях глобализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formy-organizatsii-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-globalizatsii

9. ^ШЖШ (Ли Чунгонг). W^SiéSíffi/^B^S (Теория музыки). (Пекин: народное музыкальное издательство), 1962.

10. ШЯА Ш (Ян Тонпа). ШРЯ^ШШ (Учебник гармонии). (Пекин: народное музыкальное издательство), 2013.

11. tf^fí, Ш (Сюй Цзин, Сунь Хун). ШРвШЩ- (Сольфеджио). (Пекин: народное музыкальное издательство), 2011.

12. ffft, ^п^Ш (ЧжанНинхэ, Ло Зилан ) (Словарь иностранных музыкальных терминов)4Ьж:АЕША®Ш± (Пекин: народное музыкальное издательство), 2015.

13. ABWASMffiSi^Ä (Словарь иностранных музыкальных терминов). (Пекин: народное музыкальное издательство), 2015.

References

1. Aref'ev A.L. Kitajskie studenty v Rossii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; 12. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-studenty-v-rossii

2. Mezenceva S.V. Teoriya muzyki: uchebnoe posobie dlya inostrannyh studentov. Ch. I. «Zvuk. Notnoe pis'mo. Ritm i metr. Intervaly. Lad i tonal'nost'». Perevodchik Son A.V. Habarovsk: Izdatel'stvo Habarovskogo gos. in-ta iskusstv i kul'tury, 2015.

3. Sajfullina M.V. Otrazhenie vostochnoj mental'nosti v mirovoj muzykal'noj kul'ture. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2004; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vostochnoy-mentalnosti-v-mirovoy-muzykalnoy-kulture

4. Slovar' inostrannyh muzykal'nyh terminov. Avtor-sostavitel' S.V. Mezenceva, perevod Chzhou Hunzhu. Habarovsk: Izdatel'stvo Habarovskogo gos. in-ta iskusstv i kul'tury, 2017.

5. Stukalenko N.M. Problemy i perspektivy mezhdunarodnoj integracii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2012; 5: 52 - 53

6. Syan'yuj Huan. Sistema muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kita

7. Shvedova I.A. Internaciolizaciya vysshego obrazovaniya v Kitae. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2013; № 1-21. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-kitae

8. Shvecov T.I. Formy organizaciimezhdunarodnogo obrazovaniya vusloviyahglobalizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formy-organizatsii-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-globalizatsii

9. ^ШЖШ (Li Chungong). ШАЯЙЯШ/^ЯАШ (Teoriya muzyki). (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 1962.

10. ШМА Ш (YanTonpa). Шг^^ШШ (Uchebnik garmonii). (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2013.

11. ttWñ, Ш (Syuj Czin, Sun' Hun). ШШШД- (Sol'fedzhio). (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2011.

12. ifft, ^ПАШ (Chzhan Ninh'e, Lo Zilan) ^ШнАЙ^А (Slovar' inostrannyh muzykal'nyh terminov^itAARWAAKtt (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2015.

13. ABWASMffiSi^Ä (Slovar' inostrannyh muzykal'nyh terminov). itAARWAAKtt (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2015.

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 377.5:378.978

Morozov S.A., teacher, Kursk Music Boarding College for the Blind "KMKIS" (Kursk, Russia), E-mail: msstudio@list.ru

DIFFERENTIATED APPROACH AS ONE OF THE MOST IMPORTANT WAYS TO OPTIMIZE THE PROCESS OF COMPUTER-ARRANGEMENT TRAINING. The process of informatization of education today is in the stage of intensive development. This is due to the expansion of the use of information technology and the transition from purely technical to humanitarian fields, as well as penetration into the field of art. Disciplines "Musical Informatics" and "Computer Arrangement" contribute to the optimization of the learning process in modern conditions, to a deeper mastering of special and general professional cycles by trained musicians. The article is intended to draw attention to the importance of a differentiated approach in studying the subject "Computer Arrangement", as well as the problem of implementing discipline in secondary and higher musical educational institutions.

Key words: music computer technologies, computer arrangement, teaching music.

С.А. Морозов, преп. Курского музыкального колледжа-интерната слепых, ФКПОУ «Курский музыкальный

колледж-интернат слепых» Минтруда России, г. Курск, E-mail: msstudio@list.ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ АРАНЖИРОВКЕ

Процесс информатизации образования сегодня находится в стадии интенсивного развития. Это связано с расширением использования информационных технологий и переходом их от чисто технических сфер деятельности к гуманитарным, а также проникновением в область искусства. Дисциплины «Музыкальная информатика» и «Компьютерная аранжировка» способствуют оптимизации процесса обучения в современных условиях, более глубокому овладению обучающимися музы-

кантами предметов специального и общепрофессионального циклов. Данная статья призвана обратить внимание на важность именно дифференцированного подхода при изучении предмета «Компьютерная аранжировка», а также на проблему реализации дисциплины в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютерная аранжировка, обучение музыке.

Использование компьютерных технологий в системе музыкального образования из многообещающих инновационных проектов уже превратилось в реальность, однако и сейчас мы вряд ли можем охватить мысленно все возможности, которые могут предоставить компьютерные программы. Применение цифровых технологий прочно вошло в повседневную жизнь учащихся. Большинство студентов используют в учебных целях цифровые плейеры и диктофоны, персональные компьютеры, ноутбуки, планшетные компьютеры и смартфоны с выходом в интернет.

Внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом [1; 2; 3].

Уже сегодня можно сказать, что внедрение информационных технологий в обучение способствует:

- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;

- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;

- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;

- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;

- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;

- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности учащихся и их досуга.

Есть все основания полагать, что разработка теоретических основ электронного музыкального творчества, ее содержания и методов, составляют в педагогике одно из важных направлений фундаментальных и прикладных научно-методических исследований [4; 5; 6].

Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) - это быстро развивающаяся область знаний [7; 8; 9]. Она находится на стыке между техникой и искусством, предоставляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества и обучения [10; 11; 12].

Опираясь на разработанные методики (см., например, [13]) и собственный педагогический опыт преподавания дисциплин «Музыкальная информатика» и Компьютерная аранжировка» [14] можно сделать определенные выводы.

Дисциплина «Компьютерная аранжировка» не входит в основной курс общепрофессиональных дисциплин, а относится к вариационному циклу, поэтому реализуется далеко не всеми музыкальными учебными заведениями. Хотя практика показала, что внедрение в учебный процесс предметов «Музыкальная информатика» в связке с «Компьютерной аранжировкой» дает более полное практическое овладение МКТ и является наиболее оптимальным решением при их изучении. Этому способствуют, прежде всего, индивидуальные занятия, на которых обучающийся вместе с педагогом решают именно те задачи, которые вызывают наибольший интерес у учащегося, что способствует более продуктивному освоению материала.

Ключевой в определении «Компьютерная аранжировка», конечно же, является музыкальная составляющая, а точнее - аранжировка как творческий процесс, где музыкант выступает в роли инструментовщика, аранжировщика, композитора, исполнителя, продюсера, но, одновременно с этим являясь и техническим работником (звуковым техником, звукооператором, звукорежиссером и, в какой-то мере, программистом).

Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией. Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый. По сути это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание исполнительской специфики того или иного музыкального состава (хора, ансамбля, оркестра и т.д.). Композиция - это сочинение, предполагающее создание музыки

из ничего. Композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств.

Компьютерная аранжировка, с одной стороны, базируется на законах и принципах инструментовки и аранжировки, сформировавшихся в течение нескольких столетий, с другой стороны -имеет свои неповторимые особенности. В частности она может включать в себя как традиционные способы работы с музыкальным материалом: усложнение или упрощение фактуры, изменение тембрового решения, тональности, гармонизации, голосоведения, композиционной формы, темпа, динамики, метроритма, так и присущие только электронной музыке способы работы со спектральными и акустическими параметрами звуковой волны. В качестве первоисточника компьютерной аранжировки могут выступать устно напетая или наигранная мелодия с аккомпанементом или без (или просто сыгранный аккомпанемент или гармоническая последовательность), записанная в нотах одноголосная мелодия (с буквенно-цифровыми обозначениями или без них), музыкальное произведение, имеющее самостоятельное художественное значение, а также такие специфические формы как МЮ1-партитура или звуковой объект.

На сегодняшний день достаточно много технической информации существует не только в печатном виде, но и в виде обучающих видео на просторах интернета, о чем ещё в начале 2000-х гг. можно было только мечтать. Поэтому часть технического материала можно оставить для самостоятельного изучения, что даст нам больше времени для развития творческих способностей и их практического воплощения на занятиях.

Прежде всего, в ходе собеседования, с которого начинается первое занятие, необходимо выявить общий уровень знаний в области компьютерных в целом и музыкальных цифровых технологий в частности.

Далее - практическая проверка музыкальных данных: слуха (мелодического, гармонического, тембрового, ладового и вне-ладового); владения инструментом (в первую очередь - фортепиано); ориентации на фортепианной клавиатуре (попросить сыграть аккордовую последовательность, мелодическую фразу в разных тональностях и т. п.). Как вариант, можно включить для анализа несложную песню или инструментальную композицию для выявления навыков подбора по слуху. Проверка знаний в области теории музыки поможет в дальнейшем выбрать оптимальный язык общения в зависимости от профессиональной подготовленности обучающегося.

Полученная информация и будет отправной точкой для начала практический занятий.

Можно выделить несколько видов творческой работы, предлагаемых учащемуся, выявив его потенциал:

• создание аранжировки (минусовки) на готовую исходную композицию;

• инструментовка произведения, данного в нотном изложении;

• ремикс (кавер, ремейк) на уже существующую композицию;

• создание аранжировки на музыку собственного сочинения, или написанную (наигранную, напетую) другим автором, но ранее не аранжированную.

Основных видов не много, но формы их реализации многогранны. Это и запись аккомпанемента с использованием всего лишь одного инструмента, и обработка классических произведений, и создание оркестровой или хоровой партитуры в программе нотно-компьютерной графики и т. д. Не имеет значения, будет ли это вокальная или инструментальная композиция, важно, чтобы материал был предложен самим обучающимся или выбран с учетом его музыкального вкуса и пожеланий. Это обеспечит устойчивый интерес и послужит стимулом к работе.

С положительной стороны показала себя практика интегрированных занятий. Как пример - по дисциплинам «Сольфеджио» и «Компьютерная аранжировка» студентам было предложено проектное творческое задание, заключающееся в создании аранжировки на упражнения по сольфеджио с последующим их показом и анализом, что вызвало неподдельный интерес к предлагаемому виду работы.

В качестве исходного материала были выбраны мелодии из сборника Н.М. Ладухина «Одноголосное сольфеджио». Запись

фонограммы и сольфеджирование под нее на открытом мероприятии, превратило небольшие номера в законченные произведения со вступлением, основной частью и кодой. Студенты должны были обосновать, почему была использована именно такая гармонизация, стилистические, жанровые и темповые особенности. Насколько они соответствуют мелодической линии.

Энтузиазм студентов, с которым выполнялась данная работа, превзошел все ожидания. Они абсолютно по-новому начали воспринимать материал для сольфеджирования в целом, найдя в нем и логику развития мелодического языка, и определенную музыкальную форму. С точки зрения аранжировки учащиеся получили практический опыт эстрадной гармонизации мелодии, построения музыкальной формы, выбора стилистики, а также композиторской работы, что, безусловно, способствует развитию творческой самостоятельности при формировании профессиональной компетентности музыкантов.

Однозначно нужно отметить, что только дифференцированный подход - наиболее продуктивный путь при обучении компьютерной аранжировке. Здесь не может быть единых контрольных требований за исключением технической составляющей.

Музыкальный уровень подготовки у всех разный, как и творческий потенциал. Очень важно выбрать такой вид деятельности, при котором будет достигнут конечный результат в виде готового музыкального продукта (существует немало примеров того, как после нескольких занятий или самостоятельных попыток овладеть техникой компьютерной аранжировки у достаточно подготовленных музыкантов пропадало всякое желание продолжать

Библиографический список

развитие в этом направлении). Пусть это будет даже маленькая пьеса с использованием одного или нескольких инструментов, или несложная хоровая аранжировка, созданная в программе нотно-компьютерной графики. Главное - к студенту придет понимание того, что реализовать свои творческие замыслы не так сложно, как это может показаться с самого начала.

Практическое овладение технологией компьютерной аранжировки дает не только стимул к дальнейшему профессиональному росту музыканта, но и предполагает приобретение дополнительной, востребованной на сегодняшний день, специальности аранжировщика.

То, что МКТ необходимы в обучении студентов музыкальных специальностей ни у кого не вызывает сомнений, хотя на сегодняшний день ситуация такова, что полноценно воплотить в учебный процесс эти предметы удаётся далеко не каждому учебному заведению. Основные причины тому нехватка квалифицированных специалистов и материально-технические проблемы.

И в заключение попытаемся перечислить некоторые дополнительные направления деятельности будущих выпускников музыкальных учебных заведений, владеющих перечисленными выше компьютерными технологиями:

• нотно-издательская деятельность;

• создание аранжировок и оригинальных композиций;

• запись и обработка «живого» звука;

• реставрация аудиоматериала;

• подготовка цифровых фонограмм;

• звукооператорская и звукорежиссерская работа.

1. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Т. 4: Музыка, математика, информатика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.

2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника музыкального звука: учебное пособие. Санкт-Петербург: ИздательствоРГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

3. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

4. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

5. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

6. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: С. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудио-визуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития, 2014; 19: 162 - 168.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.

10. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016. № 2: 16-24.

11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.

13. Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы: учебное пособие. Москва: Издательство ЛКИ, 2009.

14. Морозов С.А. Практические аспекты реализации дисциплины «Компьютерная аранжировка» в учреждениях среднего и высшего профессионального музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 77.

References

1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 4: Muzyka, matematika, informatika: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013.

2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 1: Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvoRGPU im. A.I. Gercena, 2009.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

6. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: S. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audio-vizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya, 2014; 19: 162 - 168.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. V sbornike: Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost'. Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.

10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016. № 2: 16-24.

11. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

13. Haruto A.V. Muzykal'naya informatika. Teoreticheskie osnovy: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2009.

14. Morozov S.A. Prakticheskie aspekty realizacii discipliny «Komp'yuternaya aranzhirovka» v uchrezhdeniyah srednego i vysshego professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 77.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 378.126

Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg,

Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

REMOTE TECHNOLOGIES AS A UNEQUITABLE ELEMENT OF TEACHING A TEACHER-MUSICIAN. In this article, the author notes an important role of distance technologies in the modern educational process. The conditions of application and the stages of the development of distance learning in the context of music education are considered. The model for assessing the quality of the use of information technology ("SAMR") is analyzed with reference to the use of distance technologies in the teaching of a music teacher. Examples are given of the adaptation of content and actualized forms of submission of educational material, the use of which in the educational process not only leads to an increase in its effectiveness, but also to a rethinking of the pedagogical paradigm. The authors also analyze modern software for implementing distance learning in music education.

Key words: information technology, distance learning, music education, music teacher software.

А.А. Панкова, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Российского государственного педагогического университета

имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В данной статье автором отмечается важная роль дистанционных технологий в современном образовательном процессе. Рассматриваются условия применения и этапы развития дистанционного обучения в среде музыкального образования. Анализируется модель оценки качества использования информационных технологий («SAMR») применительно к использованию дистанционных технологий в обучении педагога-музыканта. Приводятся примеры адаптации содержания и актуализированных форм подачи учебного материала, использование которых в образовательном процессе приводит не только к повышению его эффективности, но и к переосмыслению педагогической парадигмы. Также в данной статье анализируется современное программное обеспечение для реализации дистанционного обучения в музыкальном образовании.

Key words: информационные технологии, дистанционное обучение, музыкальное образование, программное обеспечение педагога-музыканта.

На сегодняшний день стремительно меняются не только средства и методы, используемые в образовательном процессе, но расширяется и сфера изучаемых объектов, появляются новые области знаний, а в вопросах, интересующих человечество уже тысячелетия (например, математика, астрономия, музыка и т. д.) открываются новые грани и даже целые направления, освоить и познать которые без использования информационных технологий (ИТ) не представляется возможным. При этом также немыслимо обеспечить соответствующий современным научным тенденциям темп развития системы образования без осознания роли информационных и дистанционных технологий (ДТ) в процессе обучения. Недостаточно просто перевести имеющуюся информацию в цифровой вид и адаптировать традиционные методы ее передачи, необходимо кардинальное переосмысление педагогической парадигмы в целом [1; 2].

Международной ассоциацией по использованию ИТ в образовании были сформулированы условия применения ИТ в обучении, которые также применимы и к реализации дистанционного обучения (ДО) [3]. Среди них: сохранение единых подходов к использованию ДТ и программного обеспечения; целесообразность и планомерность применения ДТ в рамках всего образовательного процесса; разработанность политики по использованию ДТ в обучении; достаточный уровень подготовки учителя в сфере применения ДТ; наличие технической поддержки в образовательном учреждении; осознание руководящего состава необходимости использования ДТ; наличие обратной связи с участниками образовательного процесса.

В процессе реализации ДО целесообразно учитывать модель оценки качества использования ИТ в образовательном процессе («SAMR») состоящую из 4 этапов [4].

1. Substitution — Подмена. На первом этапе ИТ не привносят ничего принципиально нового в процесс обучения. Применительно к ДО на первом этапе, как правило, реализуется размещение аудио или видеозаписей традиционных (очных) уроков и лекций без их адаптации к «удаленному» слушателю. При таком подходе наряду с повышением доступности размещенных материалов возникают и отрицательные обстоятельства. Так, при записи с единственной стационарной камеры для возможности обзора, как самого преподавателя, так и демонстрируемого им материала, ее приходится размещать на значительном расстоянии. При этом текст на презентации или доске зачастую становится нечитаемым, а звук неразборчивым.

2. Augmentation — Приращение. На втором этапе использование ДТ привносит новое качество в образовательный процесс. Так, например, основанная на модульном принципе

система интерактивных лекций с использованием гиперссылок, мультимедийных материалов и интегрированных заданий для самоконтроля позволяет существенно менять как процесс обучения, так и его результат [5]. Создание электронных библиотек открывает принципиально новые возможности поиска и обработки информации. Изменяется не только содержание, но и форма учебного материала. Так, например, нотные партитуры не просто отсканированы, а представлены в миди, аудио формате, или в формате специализированных музыкальных программ (музыкальных секвенсоров, нотных редакторов и др.) для дальнейшей работы с этим материалом. Для размещения учебного контента могут быть использованы сайты образовательных учреждений, облачные сервисы хранения (GoogleDrive, Dropbox, и др.) или платформы, специализирующиеся на размещении материалов в определенном формате (SoundCloud, YouTube и т. д.).

3. Modification - Модификация. На данном этапе происходит принципиальное изменение подхода к образовательному процессу и заметное смещение фокуса обучения с учителя на ученика. Задачи общие для всей группы, могут выполняться в цифровой среде, используя ДТ (напримерDiigo, Soundation), которые позволяют не только совместно создавать и редактировать материал, но и обмениваться мнениями всем участникам образовательного процесса (учителям, ученикам, родителям и т. д.) как в off-line, так и в on-line режимах. Также, меняются педагогические подходы, методический и учебный материал, меняется сама структура, форма и логика проведения занятий. Для размещения учебного материала используются специализированные образовательные интернет-платформы (Stanford Online, Coursera, Академия Хана, Udacity, Open Classrooms, Open Learning, Открытое образование, Универсариум и др.), имеющие специфическую архитектуру, ориентированную на создание массовых открытых образовательных курсов. Система автоматически отслеживает уровень подготовки и направленность предпочтений обучающихся и предлагает соответствующий материал (упражнения, задания и т. д.). Также данные ресурсы предоставляют аналитические сервисы (сбор и анализ данных, расчет и визуализация статистики).

4. Redefinition - Переосмысление. На данном этапе происходит переосмысление педагогических подходов, что в корне преобразуют процесс обучения. Участники ДО отчасти сами являются создателями своего курса, который может быть размещен в системах управления обучением (Google Classroom, Moodle, Edmodo, Classmill, Cloud School и др.), где обучающиеся самостоятельно могут открывать новые темы, размещать актуальный материал, делиться своим опытом. Преподаватель же выступает в качестве куратора процесса, который может в рамках изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.