как ультразвуковые волны в воздушной среде быстро затухают, то стерилизующий эффект от звучания колокола наиболее ярко проявляется в непосредственной близости от колокола.
В 1991 году был создан уникальный музыкальный инструмент - звонница из плоских колоколов (бил), не имеющий аналогов в мире и способный создавать чистые и гармоничные звуки удивительной красоты. Сразу же удивительный музыкальный инструмент привлёк к себе внимание многих специалистов и учёных, благодаря чему на сегодняшний день было проведено множество исследований, которые подтверждают факт благотворного воздействия на человека излучаемых плоскими колоколами акустических колебаний и накоплен опыт применения плоских колоколов с целью коррекции различных отклонений в состоянии здоровья человека. Отличительной особенностью било круглого является настройка его таким образом, что оно способно одновременно излучать звучание двух тонов с близкими частотами. В наших работах [1 - 3] мы частично касаемся
рассмотренных в статье вопросов, также в работах [4 - 7] рассматриваются определённые особенности спектральной картины колокольного звона. Однако систематического научного исследования возможности включения акустики колокольного звона в систему современного музыкального образования пока не проводилось.
Таким образом, накопленный на сегодняшний день опыт применения колоколов с целью коррекции отклонений в состоянии здоровья и проведенные исследования убедительно свидетельствуют о благотворном воздействии колокольного звона на здоровье человека.
Человеческий организм, получивший с помощью акустических биений волновое воздействие, находит потерянный опорный сигнал и в процессе выполнения подстройки происходит освобождение от структурных рассогласований, достижение состояния внутреннего покоя, обретение физического, энергетического, психического и духовного здоровья.
Библиографический список
1. Давиденкова Е.А. Эволюция методов многомерного шкалирования музыкального тембра. Известия Уральского государственного университета. 2010; №6 (85); часть 1: 151 - 156.
2. Давиденкова Е.А. Проблемы параметризации вербальных оценок музыкальных тембров. Вестник Орловского государственного университета. 2011; № 2 (16): 123 - 127.
3. Давиденкова Е.А. Тембральные аспекты в современной музыке. Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, СПБГУП, 2010: 36 - 40.
4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2; № 4: 164 - 171.
5. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Том 1. Архитектоника музыкального звука: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Том 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010.
References
1. Davidenkova E.A. 'Evolyuciya metodov mnogomernogo shkalirovaniya muzykal'nogo tembra. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; №6 (85); chast' 1: 151 - 156.
2. Davidenkova E.A. Problemy parametrizacii verbal'nyh ocenok muzykal'nyh tembrov. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 2 (16): 123 - 127.
3. Davidenkova E.A. Tembral'nye aspekty v sovremennoj muzyke. Sovremennye audiovizual'nye tehnologii vhudozhestvennom tvorchestve i vysshem obrazovanii: materialy vserossijskojnauchno-prakticheskojkonferencii. Sankt-Peterburg, SPBGUP, 2010: 36 - 40.
4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 171.
5. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 1. Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Rossijskij gos. ped. un-t im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2009.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Rossijskij gos. ped. un-t im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2010.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
13.00.02
Kameris A., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Herzen State Pedagogical University of Russia
(St. Petersburg, Russia), E-mail: kamerisand@yahoo.com
ANALYSIS OF ORCHESTRAL WORKS WITH THE HELP OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES: METHODOLOGICAL ASPECT. The teaching of musical disciplines with the use of music and computer technology opens up a new direction in the activities of a music teacher, which can be implemented at all levels of music education - both in the training of a professional and a music lover. Conducting professional activity on the basis of musical and computer technologies allows to expand significantly the scope of application of the previously obtained musical specialty in pedagogical and creative work, in higher and secondary professional educational institutions. The article deals with the methods of teaching instrumentation and analysis of orchestral works with the help of music and computer technology.
Key words: music computer technologies, music education, instrumentation, analysis of musical works.
Камерис Андреас, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
Е-mail: kamerisand@yahoo.com
АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий открывает новое направление в деятельности педагога-музыканта, которое может быть реализовано на всех уровнях музыкального воспитания и образования - как при подготовке профессионала, так и любителя музыки. Ведение профессиональной деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий позволяет существенно расширить область применения ранее полученной
музыкальной специальности в педагогической и творческой работе, в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. В статье рассмотрены вопросы методики преподавания инструментовки и анализа оркестровых произведений с помощью музыкально-компьютерных технологий.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, инструментовка, анализ музыкальных произведений.
В настоящее время музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2; 3] становятся необходимыми в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, редактора и все шире применяются в преподавательской деятельности. Информационные технологии в музыке [4; 5; 6] являются реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, что влечет за собой изменение основы профессионализма музыканта [7; 8; 9], необходимость пересмотра конкретных педагогических способов наследования музыкальной культуры, органичного взаимодействия новых образовательных структур с традиционной системой образования и рассмотрения новых горизонтов музыкального исполнительского искусства [10].
Преподавание музыкальных дисциплин с использованием МКТ открывает новое направление в деятельности педагога-музыканта, которое может быть реализовано на всех уровнях музыкального воспитания и образования - как при подготовке профессионала, так и любителя музыки. Ведение профессиональной деятельности на основе МКТ позволяет существенно расширить область применения ранее полученной музыкальной специальности в педагогической и творческой работе, в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях (подробнее изложено в работах [11; 12; 13]).
Традиционные методы, приёмы, методики, используемые в музыкально-педагогическом образовательном процессе, ориентированные на изучение традиционных музыкальных дисциплин, получают дальнейшее развитие с использованием мКт, особенно при изучении таких дисциплин, как анализ оркестровых партитур и инструментовка.
Очень важным является момент исполнения произведения на музыкальном компьютере [14; 15; 16]. Это не только некий итог всего предшествующего этапа сочинения, наступающий значительно раньше, чем в «реальной» бизли,нои бэльшаэ помощь при работе над сочинением. Прослушать записанное оказывается возможным на лэбло из эзапое тторлеск-го пет-цесса - будь то одна тема соло или законченный оркестровый эпизод.
Возможности нотного ртдасбо»тсиспольбзвани емсоере-менных высококачественных сэмплов помогут максимально приблизить оркестровое прбизеедегее к лго жевьму иэполте-нию. Такая перспектива в руках опытного педагога - очень хороший инструмент для творчества. До появления МКТ, на занятиях инструментовки и анализа оркестровых произведений для передачи знаний педагоги использовали бумажные партитуры и фортепиано. Студенты могли увидеть музыкальный материал, который в некоторых случаях, особенно в партитурах позднего романтизма и в произведениях композиторов середины и конца прошлого столетия, доходил до огромного количества оркестровых партий, а оркестровая ткань содержала сложные тембро-во-функциональные комбинации. Исполнение того или иного произведения всегда зависело от фортепианных способностей педагога. В наши дни с помощью нотных редакторов, MIDI-визуа-лизаторов и нотных редакторов вместе с использованием высококачественных сэмплов можно значительно улучшить и интенсифицировать процесс восприятия студентом музыкального материала на занятиях по анализу оркестровых партитур и инструментовке. Исполнение оркестровой партитуры максимально приближается к живому звучанию тембров со всеми штриховыми и динамическими оттенками, а визуально-графическое воплощение позволяет воспринимать ее более эффективно [17; 18]. Возможность комбзниревали етклил»твбл партии при воспроизведении музыкального материала по разным параметрам, например, по тематтеескому дибамгчбскомл, штриховому, гармоническому, тембровому регистровому и другим признакам дает возможность педагогу проанализировать и продемонстрировать более детаэьно оркесмртмые -[эи^ы кам-
Рисунок1
позиторов. Таким образом, студенты могут составить более точное представление об оркестровых стилях композиторов разных эпох, разбираяедеталях их оркестровые приёмы.
РассмотримнебольыюаотяЫ1еок иёэкспаризии пярвейчв-сти 3-ей симфонии Бетховена. Вот как он выглядит в партитуре (рисунок 1).
На рисунке 2 тот же оркестровый отрывок изображен в кла-вешыйм рырхктыее преграмеы! секвенсора Эолов В леком езом бражении партитуры более наглядно виден весь оркестровый диапдзои: ои Мр Ооясмой аютавы к коытксбасве ддфа трзиуеы октавы у флейты и скрипок. Также хорошо прослеживается пар-тияИтсовак ирытырментовгыоррраКасов и виолончелей с дубли-рующимых втотымВ)аготыт.
Рисунок 2
В среднем и верхнем регистрах несколько музыкальных Ыункцдй выаолнадыв одным и ыом свё дсапйзоте, а т инксяо-рых местах они перекрещиваются друг с другом, что затрудняет их еасоызнееаныт. Щоваме ыи-1 3 нзыагзгы взыыв иокеваоь оты-дентам, как композитор излагает музыкальный материал таким аМвазим, евубы все функции звзоала и уеывшаля дрзы ырага о оркестровой игре. С помощью МКТ-программ можно легко выде-
лить эти функции из общей оркестровой ткани, показать у каких инструментов они находятся, показать их тембральное звучание по отдельности или вместе, продемонстрировать их графически (нотный редактор, клавишный редактор) и акустически (сэмплы). Например, на рисунках 3 и 4 демонстрируется мелодическая и басовая функции одной и той же оркестровой вертикали у флейт, кларнетов и фаготов в нотном и клавишном редакторах.
Библиографический список
Возможность озвучивать инструменты в родном тембре, «включать» и «выключать» партии инструментов, комбинировать их между собой с помощью МКТ, исходя из педагогической задачи, в руках опытного педагога-композитора - бесценный методический инструмент, который сделает лекции и практические занятия по анализу оркестровых произведений и инструментовке более увлекательными и интересными.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им.А.И.Герцена,2004;4(9):123 -138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.
3. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
5. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014: 97 - 100.
7. Бакуменко М.Н. Философско-эстетические приоритеты минимализма: между авангардом и постмодернизмом. Идеи и идеалы. 2011; Т. 1. № 2: 140 - 152.
8. Бакуменко М.Н. Вопросы теории паттерна в музыке ХХ века. Проблемы музыкальной науки. 2011; 2: 205 - 213.
9. БакуменкоМ.Н.Отворческомметоде СтиваРайха:документализми нарративность. Идеии идеалы.2010; Т. 2;№ 1: 124 -133.
10. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педа-гогическийжурнал. 2016;№2-1 (115):8-17.
11. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: монография. Санкт-Петербург, 2011.
12. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 12 (83): 390 - 396.
14. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017;4(65):145 -148.
15. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогическийуниверситетим.А.И.Герцена.Санкт-Петербург,2017:95 - 108.
16. Бакуменко М.Н. О векторах развития дисциплины «СИНТЕЗАТОР» в контексте современного музыкального образования. Инновационные формы преподавания в ДМШ и ДШИ: сборник статей. Лаборатория музыкальной семантики; Международный центр «Искусство и образование»; Отв. ред-сост. Е.В.Орлова,А.В.Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова.Москва,2013:34-38.
17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкальноготворчества. Теорияипрактикаобщественногоразвития.2014; 21:289- 293.
18. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2. № 4: 164 - 171.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.
3. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategiiinformacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 97 - 100.
7. Bakumenko M.N. Filosofsko-'esteticheskie prioritety minimalizma: mezhdu avangardom i postmodernizmom. Idei i idealy. 2011; T. 1. № 2: 140 - 152.
8. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemy muzykal'noJnauki. 2011; 2: 205 - 213.
9. Bakumenko M.N. O tvorcheskom metode Stiva Rajha: dokumentalizm i narrativnost'. Idei i idealy. 2010; T. 2; № 1: 124 - 133.
10. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. KazanskiJ pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.
11. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya vpodgotovkepedagoga-muzykanta: monografiya. Sankt-Peterburg, 2011.
12. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
15. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
16. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny "SINTEZATOR" v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie"; Otv. red-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2. № 4: 164 - 171.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
13.00.08
Kiselyova Yu.N., senior methodologist, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State
Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: yulia_nik_mus@mail.ru
MUSICAL ABILITIES OF A PRESCHOOL TEACHER WHEN USING COMPUTER TECHNOLOGIES. The article studies the role of music education in the life of the child. Information competence of the teacher, questions of his professional development with application of musical and computer technologies is considered. The possible ways of mastering the skill of playing a musical instrument (including electronic) and its application in further professional activity are analyzed. The author analyzes the possibilities of the introduction of modern computer technologies as a resource for the formation of musical opportunities of the teacher of preschool educational institution.
Key words: teacher of preschool educational institution, music education, music computer technologies, electronic musical instruments.
Ю.Н. Киселева, методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ
им. А. И. Гзрцена, Санкт-Петербург, E-mail: yulia_nik_mus@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена освещению роли музыкального образования в жизни ребенка. Рассматривается информационная компетентность педагога, вопросы его профессионального развитие с применением музыкально-компьютерных технологий. Анализируются возможные пути овладения мастерством игры на музыкальном инструменте (в том числе - электронном), применение его в дальнейшей профессиональной деятельности. Автором анализируются возможности внедрения современных компьютерных технологий как ресурса формирования музыкальных потребностей педагога дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: педагог дошкольного образовательного учреждения, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты.
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни» (Армстронг, «Кельтские поэты») Музыка... волшебный мир, пробуждающий чувства и мысли о прекрасном. Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств воспитания: она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы [1].
В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка -источник особой детской радости. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностно-
му развитию малыша. В младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкальная педагога наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия [2].
Музыкотерапия - метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении [3]. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве сред-