УДК 378
Kiseleva Yu.N., аpplicant Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: yulia_nik_mus@mail.ru
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING THE DISCIPLINE "LISTENING TO MUSIC" AT THE CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS. The subject "Listening to music" is an important link in the musical and educational process of the child. It brings up love and interest in music, teaches to understand its language, develops emotional responsiveness. The article considers some new opportunities in teaching the discipline "Listening to music", which appeared thanks to a music computer, which are used in children's music school and meet the requirements of modern pedagogy. The work describes the possibilities of MKT programs that develop the creative abilities of children using a music computer. The author considers new forms of work that became possible when using a music computer. It is shown that the use of a music computer reveals the broad prospects of using creative tasks in the lesson.
Key words: listening to music, music education, music and computer technologies, music computer, music education.
Ю.Н. Киселёва, соискатель РГПУ им. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: yulia_nik_mus@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДШИ
Предмет «Слушание музыки» является важным звеном в музыкально-образовательном процессе ребёнка. «Слушание музыки» воспитывает любовь и интерес к музыке, учит понимать ее язык, развивает эмоциональную отзывчивость. Статья посвящена рассмотрению новых возможностей в преподавании дисциплины «Слушание музыки», появившимся благодаря музыкальному компьютеру, которые начинают использоваться в детской музыкальной школе, и соответствуют требованиям современной педагогики. В работе описаны возможности МКТ-программ, развивающие творческие способности детей с использованием музыкального компьютера. Автором рассмотрены новые формы работы, которые стали возможны при использовании музыкального компьютера; показано, что применение музыкального компьютера раскрывает широкие перспективы использования творческих заданий на уроке.
Ключевые слова: слушание музыки, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, музыкальное образование.
Предмет «Слушание музыки», изучаемый в детских музыкальных школах и детских школах искусств в 1-3 классах, можно считать начальным этапом учебной дисциплины «Музыкальная литература». Неоценимую помощь в решении задачи более раннего серьезного приобщения детей к музыкальному искусству может оказать музыкальный компьютер (МК) [1; 2; 3], поскольку интерес современных детей к компьютеру огромен. Использование компьютерных технологий на уроке «Слушания музыки» позволяет более эффективно и плодотворно решать основные задачи музыкального образования: это, прежде всего, воспитание любви и интереса к музыке, понимание музыкального искусства, развитие музыкальных способностей учащихся и многое др. Но, самая главная отличительная особенность урока «Слушание музыки» с использованием МК - это возможность ученика стать активным слушателем: введение МК в данный предмет лишь совершенствует традиционное образование, которое получает юный музыкант в школе.
МК позволяет сделать процесс погружения в мир музыки эмоционально захватывающим, помогает развить навыки самостоятельного слухового наблюдения. В процессе занятий у ребят расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальное мышление и память, формируются навыки слухового анализа, необходимые для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя: «С помощью систем мультимедиа детям дается возможность собирать информацию, обмениваться ею, обрабатывать, играть с нею, визуализировать ее, спорить, критиковать, убеждать. Благодаря этим видам действия ученик достигает более глубоких уровней собственного понимания» [4, с. 21].
Многофункциональный инструмент - МК - позволяет внести новые элементы, открывающие для творчества детей новые возможности и вызывающие у них большой интерес к занятиям. Развитие творческих способностей детей имеет большое значение в музыкальном образовании ребёнка. Развитие воображения, ассоциативности мышления, чуткости и других слагаемых творческой личности - чрезвычайно важная задача. Данный музыкальный курс на основе использования МК может активно способствовать решению этой проблемы. Овладение новым музыкальным инструментом позволит учащемуся в будущем реализовать себя в роли аранжировщика и исполнителя, композитора и звукорежиссера. МК позволяет учащимся самостоятельно получать знания, искать информацию в программе, исполнять произведения на виртуальных инструментах, сочинять мелодии в определенных жанрах, записывать голос через микрофон, исполнять вокальные примеры музыкальных тем под «минусовую» фонограмму, а также рисовать музыкальные темы и двигаться
под музыку, имитируя игру на музыкальных инструментах. Все это и многое другое позволяет развивать различные модели восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Понятие «музыкальный компьютер» введено И.Б. Горбуновой, Г.Г. Беловым и А.В. Горельченко: «Таким образом, мы определяем музыкальный компьютер как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества» [1, с. 30].
Начальный период обучения наиболее сложный и ответственный как для педагога, так и для ученика входящего в сложный мир музыки. Главная задача педагога: попытаться увлечь ребёнка, сделать процесс погружения в мир музыки эмоционально захватывающим, интересным. МК окажет большую помощь педагогу при решении данной задачи. Круг вопросов и заданий может быть самый разнообразный:
- подобрать подходящую иллюстрацию к прослушанной музыке;
- подобрать стихотворение из предложенных педагогом вариантов;
- придумать название к прослушанной пьесе и напечатать на компьютере;
- заполнить таблицу;
- определить характер звучания произведения;
- найти описание музыкального героя в отрывке из литературного текста;
- изменить темп пьесы;
- учитывая особенности жанра, попробовать на уроке сочинить марш (польку);
- записать голос через микрофон;
- определить название танца по средствам музыкальной выразительности;
- составить из маркированных элементов форму музыкального произведения;
- исполнять произведение виртуальными инструментами на MIDI-клавиатуре;
- петь под «минусовую» фонограмму;
- рисовать мелодию;
- физкультминутка;
- самостоятельно найти конкретную информацию в программе.
Для организации такой работы МКТ-образовательный комплекс помимо основных составляющих: монитор, процессор клавиатура, мышь, должен иметь звуковую плату, активную MIDI-клавиатуру (удобнее 5-октавная), динамический микрофон,
наушники закрытого типа (обеспечивающие максимальную изоляцию от внешних шумов).
С помощью данного оборудования преподаватель может активно использовать индивидуально-групповую форму занятий, корректируя действия каждого ученика. Использование наушников позволяет одновременно выполнять задания всем обучающимся, не создавая помех для остальных участников учебного процесса.
Эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки во всех классах младшего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так, для учеников 1-3 классов в основном подходят фонотека, фонограммы, образовательно-игровые программы (при использовании их отдельных элементов).
Эти формы работы можно проводить на любом этапе урока. При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке. «Музыкальный компьютер выполнит функции проигрывателя и видеомагнитофона, проведет викторину, поможет увлекательно и доступно изучить особенности различных музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, структуры произведений, познакомит с инструментами симфонического оркестра, духового, оркестра народных инструментов. Использование музыкального компьютера меняет характер учебной деятельности. Преподаватель может больше не тратить время на утомительные повторы информации, а сосредоточить свое внимание на индивидуальной помощи ученикам. Музыкально-компьютерное оборудование дает возможность для экспериментирования и раскрытия творческих возможностей учащегося» [4, с. 40].
Предмет «Слушание музыки» позволяет ребёнку осознать мир звуков как особую реальность, то есть научиться понимать музыку, научиться слышать и слушать музыку. Музыкант-профессионал должен быть не только прекрасным исполнителем музыкальных произведений различных стилей и жанров, но в первую очередь подлинным проводником музыкального искусства, способным правильно оценить то или иное явление музыкальной культуры с точки зрения его гуманистической направленности, общечеловеческой значимости, степени эстетической, художественной ценности. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [5; 6; 7] начинают играть большую роль в преподавании дисциплины «Слушание музыки». МК не изменяет учебный процесс, а усовершенствует его, что наилучшим образом сказывается на усвоении материала учащимися, посещаемости занятий, дальнейшем образовании в области музыки.
Для проведения уроков с использованием МК необходимо, чтобы у каждого ученика было свое рабочее место для одновременного выполнения заданий всеми обучающимися. Основная комплектация МК - монитор, процессор, клавиатура, мышь - позволяют ребёнку свободно оперировать теоретическим и практическим материалом. Дополнительное оборудование: звуковая плата, имеющая готовые наборы тембровых коллекций (инструментальные банки) и позволяющая существенно расширить возможности обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в полноценный музыкальной инструмент, MIDI-клавиатура, позволяющая использовать на уроке активную форму деятельности - музицирование. Динамический микрофон используется для записи голоса. Наушники закрытого типа позволяют работать в классе всей группе одновременно, не создавая помех друг другу. Визуальная информация демонстрируется на настенном экране с помощью мультимедийного проектора. Для совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования все компьютеры через микшерский пульт подключаются к HI-FI усилителю и студийным акустическим системам. Все компьютеры должны иметь высокоскоростной доступ в Интернет. В настоящее время в Интернете можно найти большое количество специализированных музыкальных сайтов. Таким образом, данное оборудование позволяет использовать учебное время максимально эффективно [8; 9].
Программное обеспечение МКТ образовательного комплекса весьма разнообразно и подбирается с учетом возрастных особенностей учеников. «В младшем школьном возрасте дидактические задачи наиболее естественно решаются в игровой форме. Все образовательные программы можно сгруппировать в следующие классы: развивающие игры, обучающие игры, игры-эксперименты, игры-забавы, диагностические игры. Музыкально-компьютерные образовательные программы включают: электронный учебник - компьютерная программа, представляющая собой
банк текстов и музыкального материала, электронная музыкальная энциклопедия - компьютерная программа, представляющая банк данных, имеющая богатый видеоряд, библиотечные информационно-поисковые системы, компьютерные программы контроля знаний» [4, с. 48]. Все эти программы помогут нам в создании яркого и образного урока.
Удивительные возможности МК позволяют создать активный урок. Приведём в качестве примера изучение темы: «Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь». Изучение темы в самом начале учебного курса напрямую связано и созвучно с предметом, изучаемым в начальных классах общеобразовательной школы, - природоведением. Ребёнок познает, изучает и наблюдает за природой с самого рождения. Так и музыка окружает нас на протяжении всей жизни. Поэтому нет ничего естественнее, чем начать изучение музыкального искусства с произведений, посвященных образам природы. Изучению темы отведено 6 часов.
Главной задачей изучения данной темы является развитие наблюдательности детей, желания описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы, явлений времен года, смен состояний природы в течение суток. Основная форма занятий начального периода обучения строится в виде бесед. Перед прослушиванием музыкального произведения педагог сообщает новые сведения, кратко рассказывает о композиторе и его музыке, постоянно вовлекая в разговор детей различного рода вопросами и заданиями. Музыкальные примеры, предназначенные для прослушивания, небольшие по размеру, программные и ясные по форме. Начиная слушать музыкальный материал, предлагаем использовать игру «музыкальные коллекции», то есть коллекционировать звуковые изображения, запоминать характер музыки, выбирать каждому ребёнку для себя наиболее понравившиеся произведения музыки. Для использования данной формы работы на уроке необходимости ведения записей в тетради нет. В нашем пользовании имеется экран компьютера. Мы можем создать специальную страничку, куда будем вписывать фамилию композитора, прослушанное произведение, вносить иллюстрации портретов композиторов, исполнителей его произведений, подбирать рисунки к музыке.
Для развития словарного запаса рекомендуем использовать игровую форму работы по принципу «коллективного разума», то есть каждый из детей должен назвать одно подходящее для определения характера музыки слово и внимательно выслушать те, которые назвали его сотоварищи, чтобы не повторяться. Все названные слова мы предлагаем записывать не на доску и в тетрадь, а вносить в компьютер. В качестве вспомогательного средства здесь нам поможет словарь эмоциональных состояний в музыке, разработанный В.Г. Ражниковым. Полезной формой работы в начальный период обучения может быть создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов, рисунков.
Изучая тему «Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Разные природные явления» ученик знакомится с творчеством А. Вивальди, П. Чайковский, Э. Григ, С. Прокофьев, К. Дебюсси, Д. Кабалевского, узнает интересные факты их биографии. Подбирая рисунки и стихи к прослушанной музыке, дети познакомятся с замечательными поэтами: Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, А. Толстым, Н. Некрасовым. Прослушивая произведение Э. Грига «Утро», педагог обращает внимание детей на усиление громкости в этом произведении и затем вводит понятие динамики. Теоретический материал высвечивается на настенном экране, также дублируется у каждого в компьютере.
После прослушивания произведения и выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких средств выразительности.
На заключительном уроке данной темы дети демонстрируют свои коллекции музыкальных впечатлений и ассоциативные ряды: музыкальная пьеса - стихи - картина - рисунок. Проводится викторина из незнакомых произведений, дети должны сами предложить названия и подобрать к ним стихи и иллюстрации из заранее приготовленных педагогом. Если группа многочисленная, можно дифференцировать работу детей: часть из них отгадывает название музыкального произведения, другая часть подбирает стихи, третья - подбирает подходящие картины; затем меняем задания в группах. После прослушивания музыки педагог уточняет предложенные детьми названия, сообщает имена авторов музыки, стихов, картин и дает краткие биографические сведения о них.
Удивительные возможности МК позволяют использовать на уроке «Слушания музыки» дополнительные формы работы, необходимые для развития полноценной творческой личности: композиция, музицирование, элементы сольфеджио.
Композиция занимает важное место в образовательном процессе ребёнка. Развитие творческих способностей одна из основных задач музыкальной педагогики. Однако преподаватели теоретических дисциплин не успевают уделить достаточное количество учебного времени этой важной форме работы. Использование на уроке творческой формы работы позволяет раскрыть творческий потенциал каждого учащегося. Занятия композицией на уроке «Слушания музыки» сопровождаются музицированием на МЮ1-клавиатуре [10; 11].
Работа с элементами сольфеджио на уроке позволяет усваивать сложный теоретический материал в игровой запоминающейся форме. Это возможно благодаря МКТ-программам по
Библиографический список
сольфеджио [12]. Задачей данных программ является научить ребёнка воспроизводить (петь или играть на музыкальном инструменте) ноту, которую он видит на нотоносце. Все эти формы работы позволяют наилучшим образом выполнить одну из основных задач данного предмета - осуществление межпредметных связей.
Предлагаемый учебный материал доступен для восприятия маленькими детьми и позволяет им легко и естественно войти в большой мир музыки. Использование МКТ-программ позволяет более широко и полно раскрыть все богатство мира природы и чувств человека через музыкальные звуки. Основные моменты рассматриваемой в данной статье проблемы обусловливают необходимость разработки программы учебной дисциплины «Слушание музыки» с использованием МК для учреждений дополнительного музыкального образования детей.
1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко Д.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.
2. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.
4. Горбунова И.Б., Горельченко Л.В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Российский государственный педагогический университет им. A^. Герцена. Санкт-Петербург, 2007.
5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at:http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. A.K Герцена, 2015: 29 - 34.
8. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.
10. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.
11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко A.ß. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
12. Белов Г.Г., Бергер KA., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в Школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
References
1. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyjkomp'yuter(novyjinstrumentmuzykanta): uchebnoe posobie. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPk - Nacional'nym fondom podgotovki kadrov i Ministerstvom obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2006.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
4. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2007.
5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at:http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.
10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.
11. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
12. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
Статья поступила в редакцию 12.10.17
УДК 378
Pavlova L.E., Teacher of Keyboard Synthesizer Playing, St. Petersburg Children's Musical School n.a. M.I. Glinka (St. Petersburg, Russia), E-mail: avgusta14@list.ru
ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER AS AN ASSISTANT IN TEACHING AND DEVELOPING THE ARTS SYNTHESIS AT CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS. Modern technical means used in the system of modern music education, can significantly enrich the musical and educational process. Particularly effective use is at the stage of primary vocational education. The article focuses on the use of such tools in the work of a synthesizer teacher of a children's music school and a children's art school in cooperation