Научная статья на тему 'История педагогических поисков и традиций (к 100-летию института детства РГПУ им. А. И. Герцена)'

История педагогических поисков и традиций (к 100-летию института детства РГПУ им. А. И. Герцена) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ ДЕТСТВА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА / PRESCHOOL EDUCATION / INSTITUTE OF CHILDHOOD / HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION / PRIMARY EDUCATION / HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онищенко Элеонора Васильевна, Савинова Людмила Юрьевна

В статье представлена история создания и развития института детства как отражение происходящих в стране событий и отношения государства к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Описаны пути поиска и основные инновации в содержании, организации образовательного процесса, структурные изменения, произошедшие за столетний период развития института детства. Отображены традиции научных школ и подходов к подготовке эффективных специалистов в области дошкольного и начального образования, сделаны выводы о перспективности дальнейшего развития института детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онищенко Элеонора Васильевна, Савинова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF PEDAGOGICAL SEARCHES AND TRADITIONS (On the Occasion of the 100th Anniversary of the Institute of Childhood, Herzen University)

The article presents the history of creation and development of the Institute of Childhood as a reflection of the events taking place in the country and the state's attitude to children of preschool and primary school age. The article describes the search methods and the main innovations in the content and organization of the educational process, as well as the structural changes that have occurred over the century of the Institute of Childhood’s development. Traditions of various scientific schools and approaches to the training of effective specialists in the field of preschool and primary education are reflected, and conclusions are drawn about the prospects for the Institute of Childhood’s further development.

Текст научной работы на тему «История педагогических поисков и традиций (к 100-летию института детства РГПУ им. А. И. Герцена)»

ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА

Э. В. Онищенко, Л. Ю. Савинова

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОИСКОВ И ТРАДИЦИЙ (К 100-летию института детства РГПУ им. А. И. Герцена)

В статье представлена история создания и развития института детства как отражение происходящих в стране событий и отношения государства к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Описаны пути поиска и основные инновации в содержании, организации образовательного процесса, структурные изменения, произошедшие за столетний период развития института детства. Отображены традиции научных школ и подходов к подготовке эффективных специалистов в области дошкольного и начального образования, сделаны выводы о перспективности дальнейшего развития института детства.

Ключевые слова: дошкольное образование, институт детства, история педагогики и образования, начальное образование, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

E. Onishchenko, L. Savinova

THE HISTORY OF PEDAGOGICAL SEARCHES AND TRADITIONS (On the Occasion of the 100th Anniversary of the Institute of Childhood, Herzen University)

The article presents the history of creation and development of the Institute of Childhood as a reflection of the events taking place in the country and the state's attitude to children ofpreschool and primary school age. The article describes the search methods and the main innovations in the content and organization of the educational process, as well as the structural changes that have occurred over the century of the Institute of Childhood's development. Traditions of various scientific schools and approaches to the training of effective specialists in the field ofpreschool and primary education are reflected, and conclusions are drawn about the prospects for the Institute of Childhood's further development.

Keywords: preschool education, Institute of Childhood, history of pedagogy and education, primary education, Herzen State Pedagogical University of Russia.

Сегодня в начале XXI века история развития каждой образовательной организации отражает государственную необходимость совершенствовать данную ступень образования, а также определяется объективной потребностью общества в специалистах, связанных с этой социальной сферой. Именно поэтому можно констатировать, что отношение к подготовке педагогов дошкольно-

го и начального образования и понимание значимости данной ступени со стороны государства и общества менялось с момента ее возникновения, но всегда оставалось значимым. Попробуем рассмотреть данную проблему на примере истории института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (далее РГПУ им. А. И. Герцена).

Сам факт возникновения РГПУ им. А. И. Герцена связан с кардинальным изменением отношения Российского государства к процессу образования детей, оставшихся без родителей, и проявлением внимания, сочувствия и гуманности, которые за многие годы стали ассоциироваться непосредственно с Герценовским университетом. Поясним данный тезис. Обращение к исторической ретроспективе создания и реформирования этого учебного заведения свидетельствует о том, что уже более 200 лет назад, 2 (13) мая 1797 года, одно из благотворительных учреждений нашего города — Санкт-Петербургский Воспитательный дом (открытый в 1770 году известным российским просветителем и реформатором Иваном Ивановичем Бецким) был передан императором Павлом I под покровительство своей супруге — императрице Марии Федоровне. В это же время для Воспитательного дома был приобретен дворец графа Кирилла Григорьевича Разумовского (наб. р. Мойки, 48), который и сегодня занимает наш университет.

Именно И. И. Бецким в рамках реформирования отечественного образования было предложено создать особые педагогические учреждения — воспитательные дома для лиц третьего сословия (детей-сирот, незаконнорожденных и подкидышей), из которых он хотел воспитать благородных патриотов и подданных Российской империи. Подобная традиция приоритета воспитательных задач над учебными, а также развития у воспитанников патриотических чувств осталась в нашем университете до сих пор.

Получив новое здание, Мария Федоровна и Опекунский совет Воспитательного дома уделили особое внимание его развитию, для чего были открыты родильное отделение, лазарет для больных детей, лаборатория по созданию искусственных смесей для вскармливания детей различных возрастов. Одновременно было проведено реформирование Воспитательного дома для организации более эффективного педа-

гогического сопровождения воспитанников. С этой целью из них стали готовить собственных детских воспитателей и наставников. В частности, открывается целый ряд особых профессиональных классов для подготовки домашних педагогов, наставниц, учительниц и гувернанток.

Современные исследователи, в частности, отмечают, что в 1803 году на базе Воспитательного дома «были организованы педагогические курсы, которые состояли из двух отделений. Высшее отделение обучало общим наукам 4 года и затем еще

2 года в специальных педагогических классах, выпускницы получали звание наставниц детей. На низшем отделении обучали

3 года общим предметам и 1 год педагогическим дисциплинам, после чего выпускницы получали звание домашних учительниц» [2, с. 170]. Так было положено начало подготовке педагогических кадров для работы с детьми, в том числе дошкольного и младшего школьного возраста.

Однако обращение к опыту организации отечественного образования показывает, что требования к общекультурному и профессиональному уровню учителей в России того времени были крайне низкими: в середине XIX века, для того чтобы занять должность учителя начальной школы, не всегда нужно было иметь специальную профессиональную подготовку. Сегодня признается, что к «обучению младших школьников допускались без отбора выпускники уездных, городских, духовных училищ, духовных семинарий, женских епархиальных училищ, а также гимназий и прогимназий» [1, с. 15].

Для исправления подобной ситуации, как отмечается в исторической публикации М. А. Гончарова, «на базе Воспитательного дома была открыта и женская гимназия с педагогическими классами, а при ней — педагогические курсы для подготовки наставниц для работы с детьми дошкольного возраста» [2, с. 169]. Данное учебное заведение позже получило имя императрицы Марии, а в конце 1859 года «при Мариинской женской

гимназии открылись педагогические курсы, чтобы выпускницы могли получить дополнительное образование и ознакомиться со способами преподавания в младших классах женских учебных заведений» [8, с. 75].

Кроме этого, в 1868 году для девушек, воспитывавшихся в деревнях, при Воспитательном доме было учреждено женское училище, которое осуществляло подготовку воспитателей и младшего медицинского персонала, а также учительниц сельских школ. Разрешение женщинам-учительницам работать в любых начальных школах и в старших классах женских гимназий уже в начале ХХ века привело к существенному возрастанию спроса на женский педагогический труд. В связи с этим понимание значимости глубокой и серьезной профессиональной подготовки педагогических кадров для работы с маленькими детьми навсегда сохранилось в традициях нашего института.

Очередной этап реформирования учреждений профессиональной педагогической подготовки на территории, занимаемой нашим университетом, был связан с тем, что 6 мая 1903 года произошло преобразование женских педагогических курсов в Женский педагогический институт, целью которого было «высшее педагогическое образование женщин и подготовка преподавательниц всех классов женских учебных заведений, а также классных и домашних наставниц» [8, с. 80]. В этом институте было создано педагогическое отделение, которое предназначалось для обучения учителей народных и низших классов учебных заведений, воспитательниц для школ и семей. На этом же отделении осуществлялось обучение преподавателей педагогики и психологии для создаваемых на данном историческом этапе педагогических классов как учреждений для подготовки учителей [9].

Как показывает обращение к документации Педагогического института, «практику студентки проходили в показательной Константиновской женской гимназии с детским садом, приютом, приготовитель-

ными и педагогическими классами» [2, а 170], то есть осуществлялось активное взаимодействие реформированного института с самыми известными учебными заведениями города. На этом основании С. А. Расчетина делает в своих публикациях вполне обоснованный вывод о том, что «в институте был создан профессионально-педагогический образовательный комплекс, который включал собственно институт, гимназию, детский сад и детский приют» [9, а 14]. Это позволяет нам констатировать, что обеспечение тесной связи теории с практикой, высоких требований к подготовке воспитательниц и учительниц сохранилось в институте детства и до наших дней.

Несмотря на то, что в Российской империи дошкольное образование не входило в ведение Министерства народного просвещения, по инициативе педагогически просвещенной российской общественности на территории, занимаемой сегодня РГПУ им. А. И. Герцена, в 1871 году по предложению П. К. Задлер и Е. А. Вербер, а также при содействии передовых общественных деятелей И. И. Пауль-сона и К. А. Раухфуса было официально создано объединение первых педагогов, с энтузиазмом взявшихся за новое направление педагогической деятельности — организацию учреждений дошкольного образования. Именно ими было учреждено Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей.

Члены этого общества в первые месяцы после Октябрьского переворота 1917 года обратились к наркому просвещения А. В. Луначарскому «с просьбой о создании первого в советской России вуза по подготовке дошкольных работников, который был открыт в Петрограде 1 сентября 1918 года и получил наименование — Педагогический институт дошкольного образования (далее ПИДО)» [7, а 9]. Его основной задачей было продолжение деятельности профессиональных Фребелевских курсов, значительно расширенной и дополненной в связи с потребностями специального просвещения

народных масс. Именно эту дату мы сегодня и рассматриваем как день рождения института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура нового вуза предусматривала широкую общеобразовательную подготовку, на базе которой строилось профессиональное обучение будущих педагогов. В ПИДО было организовано три факультета: основной — трехгодичный, который давал общую и специальную подготовку, выпуская воспитателей и заведующих дошкольными учреждениями, факультет дошкольного образования и дефектологии. Помимо организации учебного процесса в институте решался и целый комплекс научных задач, связанных с изучением различных проблем дошкольной психологии и педагогики, а также распространением и пропагандой психолого-педагогических знаний среди широких масс населения. С этого времени стала прочной традиция активной научно-исследовательской работы и просвещения учителей и воспитателей по ее результатам.

Обращение к докладу ректора ПИДО того исторического периода — профессора Натальи Алексеевны Альмединген-Тумим на конференции по пересмотру работы института в 1924 года свидетельствует о том, что учебный план ПИДО был четко соотнесен с ведущими направлениями научно-исследовательской работы кафедр и отдельных педагогов института и предусматривал оценку новой внешней социальной среды, в которой развивается ребенок. Подобная деятельность проводилась сотрудниками института на основании заданий органов Народного комиссариата просвещения и предполагала последовательное освоение учебного содержания как общеобразовательных, так и специальных психолого-педагогических дисциплин.

С этой целью в течение всех лет обучения студенты проходили практику в существующих при ПИДО экспериментальных учебно-вспомогательных учреждениях (детских садах по различным авторским педагогическим системам: М. Монтессори,

Е. И. Тихеевой и Ф. Фребеля), то есть приобретали не только теоретические знания, но и практический опыт. Сегодня особую значимость имеет и тот факт, что курс обучения в ПИДО «состоял из 2 концентров, дававших законченное дошкольное образование: первый (2 года) готовил и выпускал руководителей детских садов, второй (1,5 года) — инструкторов по дошкольному образованию, которые были организаторами детских садов и преподавателями по своей специальности в различных педагогических учебных заведениях и организациях (курсы, спецсеминары, клубы)» [4, с. 18]. Одновременно в институте проводились краткосрочные курсы для отдельных групп слушателей по повышению их профессиональной квалификации в сфере дошкольного образования.

Постепенно организация педагогического процесса в институте стала изменяться в соответствии с историческими и социальными событиями в России начала ХХ века, а также с учетом возрастания идеологической направленности в работе советской системы образования. Именно поэтому в начале 20-х годов учебный план факультетов был пересмотрен, решением Государственного учебного совета Наркомпроса концентры были отменены, а основное и дошкольное отделения объединены. Обращение к архивным материалам свидетельствует о том, что данная структура ПИДО существовала вплоть до слияния педагогических институтов в Ленинграде в 1925/26 учебном году [4].

Одновременно с созданным в 1918 году ПИДО в рамках движения за укрупнение советских вузов, проводившегося в середине 20-х годов, образуется Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, где «готовили учителей для народных и низших классов средних учебных заведений, воспитательниц для школ и семейного воспитания, учителей для младших классов, школьных инструкторов и преподавательниц педагогики и психологии для вновь созданных в Советской России педагогических классов» [4, с. 35]. Именно в этом учебном

заведении обучались высококвалифицированные кадры учителей и воспитателей для младших классов советской школы.

С этой целью в 20-е годы к преподаванию стали приглашать талантливых педагогов, которыми были заложены основы советской дидактики и методики начального обучения: Н. Г. Казанский — теоретик педагогики и истории педагогики, Н. С. Попова — методист по методике преподавания математики на начальной ступени обучения, Н. А. Щербакова — методист по русскому языку I ступени, И. В. Гиттис — методист по истории и др. Все они входили в состав кафедры школьной педагогики, так как специальной кафедры педагогики начального обучения на отделении в тот исторический период еще не было.

Современные исследователи отмечают, что для реализации учебных планов и научной деятельности на дошкольном факультете ПИДО было создано несколько специализированных кафедр:

• «кафедра теории дошкольного воспитания (зав. кафедрой профессор А. П. Болтунов) вела курс теории воспитания в раннем детстве на основе психологии ребенка раннего возраста;

• кафедра, возглавляемая профессором Е. И. Тихеевой, обеспечивала курсы по организации дошкольного воспитания: «Современный Петроградский детский сад» или детский сад по методу Е. И. Тихеевой, американский детский сад (курс читала Е. Н. Янжул), система Ф. Фребеля (профессор В. В. Успенский);

• кафедра по системе М. Монтессори (зав. кафедрой профессор Ю. И. Фаусек) реализовывала курсы, знакомящие с этой системой, а также обеспечивающие введение ребенка в мир природы (профессор А. А. Быстров, Е. А. Знаменская-Бызова, С. И. Тихеева-Пфейфер);

• кафедра детской литературы, где соответствующий курс читали профессора О. И. Капица и Е. И. Привалов, а курс обучения рассказыванию — Е. И. Иорданская;

• кафедра эстетического воспитания обеспечивала курсы музыки, пения, искусства речи, рисования, лепки, ручного труда (профессора К. М. Лепилов, Е. В. Разыгра-ев, Н. Н. Доломанова и др.);

• кафедра гигиены реализовывала курс общей гигиены и гигиены детства, а также курс подвижных игр (профессор Л. И. Ти-хеева-Чулицкая)» [7, а 14].

Работа этих авторских кафедр «была направлена на обеспечение различных психолого-педагогических дисциплин в учебном плане и на исследовательскую деятельность по изучению ребенка и окружающей его социальной среды, по методикам использования различных систем воспитания дошкольников. Эти проблемы, как и сейчас, вызывали многочисленные и острые дискуссии между сторонниками различных педагогических концепций и воспитательных систем» [7, а 14]. По результатам подобных дискуссий их участники публиковали свои методические материалы и пособия.

В частности, в институте издавались работы по теории и практике дошкольного образования, руководства для практических работников и студентов, труды классиков педагогики, имеющих отношение к дошкольному воспитанию, учебные планы, программы, отдельные инструкции для детских садов и курсов, инновационные комплексные теоретико-методические материалы, отражающие авторские теоретические подходы и опыт практической педагогической работы: «Современная организация дошкольного воспитания в России» (Н. А. Аль-мединген-Тумим), «Портфель дошкольного работника» и «Словарь дошкольного работника» (Н. А. Альмединген-Тумим, Г. Г. Ту-мим), «Организация современного детского сада» (Е. И. Тихеева), «Детские сады, ясли и их значение для матерей-работниц» (Е. И. Иорданская) и др. Именно поэтому издание методической литературы стало одной из важных традиций нашего института.

Одновременно следует отметить, что в ПИДО студенты изучали все основные

авторские системы дошкольного воспитания того времени: системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, а также региональный опыт (например, работу американских детских садов) не только в теории, но и на практике, так как при ПИДО были созданы своеобразные экспериментальные площадки — детские сады по этим педагогическим системам. На этом основании у студентов возникало желание активно включаться в научно-исследовательскую работу на их базе. Особую роль в этой работе играли и специальные научные кружки, созданные на факультете:

• педагогический под руководством А. П. Болтунова;

• по изучению системы М. Монтессори под руководством Ю. И. Фаусек;

• по приобщению ребенка к миру природы под руководством А. А. Быстрова.

Постоянный научный поиск и дискуссии по усовершенствованию системы дошкольного и начального образования, как и в то время, продолжают развиваться в институте сегодня.

Таким образом, в деятельности ПИДО были заложены ценные начинания, ставшие традиционными в работе факультета дошкольного воспитания и впоследствии института детства, а именно:

• тщательная работа над учебными планами, в которых большое внимание уделялось естественнонаучной и психологической подготовке;

• последовательное методическое сопровождение учебной деятельности студентов;

• глубокая научно-исследовательская работа;

• издание пособий в помощь практическим работникам;

• разнообразие форм связи преподавателей и студентов с дошкольными учреждениями нашего и других городов, с отделами народного образования.

Подобные традиции были продолжены в 20-е годы ХХ века, когда советское правительство вынесло решение об укреплении

педагогических вузов Ленинграда, в связи с чем 9 января 1925 года Совнарком постановил объединить в одно высшее учебное заведение — Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена (ЛГПИ им. А. И. Герцена) — несколько городских педагогических вузов: имени А. И. Герцена, ПИДО, Институт воспитания нормального и дефективного ребенка. В рамках деятельности уже объединенного ЛГПИ им. А. И. Герцена были достигнуты следующие результаты:

• произошло дальнейшее развитие и повышение эффективности учебной и научной работы за счет разработки новых учебных курсов и реализации научных проектов;

• закончено оборудование необходимыми дидактическими материалами и пособиями баз практики студентов;

• осуществлен подбор преподавательских кадров, соответствующих требованиям нового вуза.

Одновременно вуз мобильно реагировал на все трансформации внешней социальной среды. Так, в конце 20-х годов ХХ века под руководством преподавателей кафедры дошкольной педагогики работало объединение педагогов для нового типа учреждений профессиональной подготовки — педагогических техникумов (педтехникумы им. Н. А. Некрасова, им. К. Д. Ушинского, им. К. Е. Ворошилова). Его деятельность была связана с разработкой очередных теоретических и практических вопросов организации жизни дошкольных отделений педтехникумов, а также подготовкой кадров для этих новых учреждений.

Традиция поиска новых партнеров в образовании для совершенствования системы в целом берет начало именно в это время. Работа этого объединения способствовала существенному улучшению качества практики студентов на дошкольных отделениях этих учреждений; помогала установлению единых требований, единого подхода к разрешению как теоретических, так и практических вопросов преподавания; улучшала

работу педтехникумов как баз практики студентов института. Именно поэтому уже в середине 30-х годов в ЛГПИ им. А. И. Герцена основное внимание стали уделять подготовке учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов. В частности, были разработаны методические пособия, раскрывающие своеобразие методики труда (И. Д. Коршунов); методики ИЗО (К. М. Лепилов); методики природоведения (А. А. Быстров); дошкольного воспитания (А. П. Усова); истории педагогики (Н. А. Альмединген-Тумим); гигиены дошкольника (Л. И. Тихеева-Чулицкая) и др.

Подобная работа была продолжена также в связи с переводом в 1936 году из Москвы в Ленинград Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (АКВ), в состав которой и был введен факультет дошкольного воспитания. Позже АКВ была реорганизована в Педагогический институт имени Н. К. Крупской, просуществовавший вплоть до 1941 года. Однако во время блокады Ленинграда решением Наркомпроса был закрыт Педагогический институт им. Н. К. Крупской, а все его дела и личный состав переданы в 1942 году ЛГПИ им. А. И. Герцена. При этом уже в 1944 году, в связи с прорывом блокады, жизнь в городе стала возрождаться, увеличилось количество школ и детских садов, а потому возникла необходимость подготовки педагогических кадров для учебно-воспитательных учреждений города.

С этой целью 1 сентября 1944 года факультет под руководством А. Ф. Успенской и кафедра дошкольной педагогики под руководством А. М. Леушиной возобновили свою работу. В этот период на факультет пришли работать такие известные педагоги и психологи, как Л. М. Арсеньев, А. М. Буянов, Л. Л. Додон, Н. Н. Петухов, С. П. Шил-легодский, Д. Б. Эльконин и др. Одновременно данный исторический этап развития института был ознаменован выходом большого числа учебников для начальной школы и студентов высших педагогических учеб-

ных заведений. Так, Н. С. Попова опубликовала «Учебник по арифметике для начальной школы», «Сборник арифметических задач и упражнений, «Методику преподавания арифметики», «Дидактические материалы по арифметике». Н. А. Щербаковой совместно с Н. П. Каноныкиным была издана «Методика преподавания русского языка в начальной школе», а И. В. Гиттис подготовила пособия «Начальное обучение истории», «Методика начального обучения истории».

В 1945 году институту была выделена в качестве базовой школа № 210 Куйбышевского района. Директором этой школы многие годы была выпускница факультета начального обучения Т. Е. Конникова, впоследствии доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена. Начальные классы этого учебного заведения стали научной базой и своеобразной экспериментальной лабораторией кафедры педагогики и методики начального обучения. Поэтому в эти годы особое внимание уделяется построению логичной системы разных видов практик. В контексте практики III курса студенты осваивали навыки методического руководства воспитательной работой в детском саду, самостоятельно вели работу с детьми, анализировали игры и занятия, уроки, активно включались в работу с родителями. Ценным начинанием, перешедшим в традицию, в этой практике было проведение студентами дней открытых дверей для родителей и открытых занятий для дошкольных работников и учителей. Одновременно научное руководство экспериментальной работой в контексте организации педагогической практики студентов остается важнейшей в институте и до настоящего времени.

Преподавательская практика учащихся в педагогических училищах проводилась на IV курсе. Студенты проводили уроки по различным дисциплинам на дневном и вечернем отделениях. Велась также разнообразная воспитательная работа, организовывались экскурсии в музеи и на выставки,

посещение театров и других культурных учреждений Ленинграда. Учебный план включал также инспекторскую практику студентов выпускного курса на базе различных учебных учреждений, то есть имела место постоянная обратная связь с оценкой практической работы учебно-воспитательных заведений города.

После окончания Великой Отечественной войны в 1946-1947 годах в институте по инициативе преподавателей Н. Г. Казанского и Ю. И. Полянского была создана кафедра педагогики начальной школы — первая и единственная в то время на территории Советского Союза. До этого педагоги, которые вели педагогику и методику начального обучения, входили в состав кафедры общей педагогики, под руководством профессора Е. Я. Голант.

Одновременно в послевоенные годы ведущей становится задача повышения идейного уровня научной работы, усиления идейно-политического воспитания студенчества. Поэтому широкое распространение получил опыт открытых занятий со студентами, которые были посвящены дискуссиям по актуальным вопросам организации учебно-воспитательной работы в школе. Благодаря их коллективному обсуждению улучшалась собственно методика преподавания и активизировалась мотивация студентов, их интерес к будущей профессиональной деятельности. В опыте работы была и совместная разработка отдельных тем курсов. Это позволяло преподавателям избежать дублирования в содержании лекций по разным предметам.

Кроме этого, преподаватели активно участвовали в реализации общегосударственных проектов, представляя их затем в Министерство просвещения РСФСР. На этом основании происходит совершенствование не только собственно учебной работы, но и других сфер деятельности института: научной работы, научно-просветительской деятельности специалистов вуза с педагогами города. Так, уже в первые по-

слевоенные годы были предусмотрены открытые научные заседания с широким участием работников города, на которых обсуждался материал работ, начатых в годы войны: «Работа детского сада Ленинграда в дни блокады» (автор Е. А. Гребенщикова); «Работа с родителями в дни блокады» (автор А. А. Люблинская и др.).

Значимыми событиями первых послевоенных лет стали также защиты диссертаций. Так, в 1956 году прошла защита докторской диссертации А. М. Леушиной на тему «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе».

На факультете ежегодно работали студенческие научные кружки и студенческое научное общество (СНО). Традиция весеннего открытого заседания СНО соблюдается в институте до сих пор.

В 1960-е годы А. М. Леушина, будучи деканом факультета и заведующей кафедрой дошкольной педагогики, выдвигает новые идеи учебных планов, перестройки преподавания, концентрируя внимание на педагогике раннего возраста.

На старших курсах вводилась так называемая фуркация (специализация по трем циклам): психолого-педагогическому, лингвистическому и биологическому. Идеи утвердились в учебных планах 60-х годов и были приняты Министерством высшего и среднего специального образования за основу работы факультетов всех педагогических институтов страны.

С 50-х годов факультет готовил кадры для социалистических, развивающихся и других стран мира: ГДР, НРБ, Кубы, Вьетнама, Йемена, Бенина, Кипра, Финляндии, Греции и др. Всего было подготовлено более 500 специалистов из 27 стран мира. Открытость института для студентов из разных стран и регионов страны также стала нашей традицией.

Необходимость повышения качества работы начальной школы потребовала подготовки учителя начальных классов с высшим образованием. В 1957 году факультет

впервые принял абитуриентов, выбравших в качестве своей будущей профессии работу учителя начальных классов. Кафедра педагогики и методики начального обучения и кафедра эстетического воспитания предоставляют возможность студентам заниматься в различных секциях студенческого научного общества, принимать участие в исследовательской работе кафедр, выступать с научными докладами.

Сегодня особо подчеркивается вклад в развитие нашего института А. А. Люблинской, известного советского психолога, научные исследования которой были посвящены психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, проблемам развития ребенка, его мыслительной деятельности, нравственного воспитания. С 1964 по 1974 год именно она возглавляла кафедру педагогики и методики начального обучения. При этом мы отмечаем, что работы А. А. Люблинской, такие как «Очерки психического развития ребенка», «Детская психология», «Воспитателю о развитии ребенка», «Учителю о психологии младшего школьника», до сих пор интересны для тех, кто занимается проблемами обучения и воспитания детей.

С 1963 по 1969 год по инициативе доцентов кафедры педагогики и методики начальной школы К. Т. Голенкиной, Т. Г. Рам-заевой и М. А. Бантовой проводился эксперимент в школах Ленинграда и Ленинградской области (Тосненский район) по созданию новых учебных программ и учебников для учащихся начальных классов. С 1969/70 учебного года по этим учебным программам и учебникам начали работать начальные классы общеобразовательных школ всей нашей страны.

Особое место в истории института детства занимает эксперимент доктора педагогических наук, профессора Игоря Петровича Иванова, которым в 1963 году была создана Коммуна им. А. С. Макаренко (КИМ) — оригинальный творческий коллектив преподавателей, студентов и выпускников

ЛГПИ им. А. И. Герцена. Коммуна являлась коллективным членом Макаренков-ской секции Педагогического общества РСФСР. Члены КИМ активно осуществляли разработку методики коллективных творческих дел и праздников, изучали и пропагандировали педагогическое наследие А. С. Макаренко.

С 1974 года кафедрой педагогики и методики начального обучения более 23 лет руководила доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО Т. Г. Рам-заева, которой была создана лингвометоди-ческая теория системы обучения родному языку с учетом взаимодействия всех его подсистем, уточнено содержание начального языкового образования, определены его структурные компоненты, коммуникативно-речевая направленность. Методическая концепция Т. Г. Рамзаевой была реализована в комплексе учебников «Русский язык» для четырехлетней начальной школы, а также учебных пособий для учителей и студентов факультета начального образования.

До 1986 года курсы психологии на факультете начального образования читали сотрудники институтской кафедры психологии, педагогические курсы — преподаватели факультетской кафедры педагогики и методики начального обучения. «Понимание значимости психолого-педагогических дисциплин в подготовке будущего учителя начальных классов, необходимость обеспечения целостности такой подготовки привели к открытию в 1986 году новой кафедры — кафедры педагогики и психологии начального обучения. Инициатором ее создания и первым ее заведующим был доктор психологических наук, профессор А. И. Раев, соавтор учебных пособий для педагогических институтов "Общая психология", "Педагогическая психология", практикумов по общей, возрастной и педагогической психологии для студентов. Научным коллективом кафедры во главе с А. И. Рае-вым была разработана система формирования общих умственных действий младших

школьников; исследовано развитие у детей таких познавательных способностей, как кодирование, прогнозирование и перенос; организовано комплексное изучение особенностей формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, становления его как субъекта социализации. С 1990 года заведующей кафедрой становится доктор педагогических наук, профессор Г. И. Вергелес, которая сама заканчивала факультет начального обучения ЛГПИ им. А. И. Герцена» [5, с. 10].

К концу 80-х годов ХХ века стало очевидно, что дальнейшее качественное совершенствование подготовки специалистов все в большей степени определяется фундаментальностью его образования, предполагающей раскрытие закономерностей той или иной науки, глубокое овладение системными знаниями, обобщенными способами действий. Особенностью деятельности учителя, работающего в начальных классах, является многопредметность: учитель должен быть энциклопедистом, владеющим не только теоретическими основами всех учебных предметов, но и методикой преподавания каждого из них. Анализ системы подготовки учителя начальных классов показывал, что четырехлетнего срока обучения недостаточно для того, чтобы выпускник вуза мог качественно решать новые возникающие задачи, чтобы был мобилен, способен овладевать обновленной информацией.

Именно поэтому в 1987 году на факультете начального образования был осуществлен переход к пятилетнему сроку обучения студентов — будущих учителей начальной школы, который позволил не только учесть возрастающие требования к результатам начального образования, но и достижения психолого-педагогической науки, а также наук, являющихся теоретической основой преподаваемых учебных дисциплин в начальных классах. Увеличение срока обучения дало возможность активнее знакомить студентов и с исследованиями, про-

водимыми сотрудниками факультета, позволило вести углубленную подготовку учителя начальных классов по циклам дисциплин: гуманитарным, естественно-математическим, эстетическому воспитанию — в соответствии с актуальными требованиями начальной школы, предполагающей включение в систему образования целого ряда новых предметов. Характерной особенностью подобной профессиональной подготовки было то, что она была подчинена идее формирования учителя начальных классов как учителя, умеющего и желающего работать с младшими школьниками.

В 1991 году ЛГПИ им. А. И. Герцена получает новый статус и становится Российским государственным педагогическим университетом (РГПУ им. А. И. Герцена). Долгие годы деканом факультета была Н. А. Ноткина, под руководством которой произошло много значимых изменений. Самое главное — из монокафедрального он превратился в подразделение, в рамках которого функционировало несколько научных направлений и соответствующих им структурных подразделений: кафедра дошкольной педагогики, кафедра психофизиологии ребенка, кафедра детской речи, кафедра раннего обучения иностранному языку, а также научных подразделений: лаборатории психофизиологической диагностики и детской речи.

С 1994 года факультет перешел на реализацию программ многоуровневой и вариативной модели высшей профессиональной подготовки в рамках обучения бакалавров, специалистов, магистров. Наряду с основной специальностью у студентов появилась возможность получить дополнительную специальность: педагог-психолог для работы с детьми дошкольного возраста, менеджер дошкольного образования, учитель английского языка для детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагог дополнительного образования.

В 1995 году Ученым советом Герценов-ского университета было принято решение

об очередной реорганизации и создании института начального и дошкольного образования, в который вошли факультеты дошкольного и начального образования, а в 2003 году произошло их объединение в единое структурное подразделение — институт детства, миссия которого «заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов нового типа в области дошкольного и начального образования, психологического и социально-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста, психофизиологии и психологии ребенка, домашнего и семейного воспитания, психотерапии семьи» [3, с. 40].

Одновременно при институте детства открывается научно-исследовательский центр раннего развития ребенка, который в начале 2000-х годов стал активным учебным и научно-методическим подразделением института детства. Его изначальной целью было внедрение результатов научных исследований в практику детского сада, проведение курсов по программе «Детство», а затем распространение опыта, накопленного преподавателями кафедры дошкольной педагогики, установление партнерских взаимоотношений с организациями, работающими в данной области, содействие практическому внедрению новаций в деятельность образовательных учреждений. При центре проводились курсы повышения квалификации педагогов разного уровня, стажировки и научно-практические семинары для работников региональной системы образования.

Сегодня мы опираемся на концептуальное положение, согласно которому «основное содержание деятельности института детства на этом историческом этапе было сосредоточено на разработке и реализации концептуально новых вариативных образовательных программ профессиональной подготовки специалистов для развивающейся системы дошкольного и начального образования в соответствии с потребностями открытого общества» [3, с. 40]. Именно поэтому новый статус института ориентировал

на органичное сочетание в его деятельности фундаментальных и прикладных разработок по изучению Детства как самоценного периода человеческой жизни. В связи с этим в 2003 году в институте началась реализация многоступенчатой непрерывной образовательной программы, включающей бакалавриат и магистратуру.

Подготовка специалистов для системы дошкольного и начального образования осуществлялась высококвалифицированным составом преподавателей, большинство из которых (65,2%) имели звания профессоров и доцентов. В течение долгих лет в институте детства функционировал специализированный ученый совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по научной проблематике в области психофизиологии и целому ряду научных специальностей в области педагогики и психологии [4].

В 2013 году в Институте прошли последние серьезные структурные изменения, и в настоящее время в нем функционирует 6 кафедр, которые продолжают развивать и совершенствовать все те гуманистические традиции, которые были характерны для деятельности наших предшественников на всех этапах существования альма-матер. Именно их изучение, развитие и совершенствование является ведущей задачей оптимизации деятельности института детства начала XXI века.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение можно подчеркнуть, что система высшего образования в России сегодня находится в состоянии глобального реформирования. Поэтому для работы института детства в качестве приоритетной выступает задача целенаправленной разработки и реализации национальной образовательной политики, связанная с ориентацией на обеспечение качества современных интеллектуальных ресурсов. В связи с этим решение вопроса о путях и средствах развития высшей школы должно происходить с учетом существующих исторических традиций [6], которые и создают условия для

того, чтобы сохранить фундаментальность в классической профессиональной подготовке, а также обеспечить ее мобильность и

адекватность изменяющимся потребностям государства, общества и личности во всем их многообразии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вергелес Г. И. Подготовка учителя начальных классов в РГПУ им. А. И. Герцена: история и современное состояние // Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: Герценовские чтения: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С. 8-16.

2. Гончаров М. А. Специфика организации и управления благотворительными педагогическими учреждениями Ведомства императрицы Марии // Наука и школа. 2012. № 3. С. 167-172.

3. Гончаров С. А., Котова С. А., Ноткина Н. А. Миссия института детства в открытом обществе // Вестник Герценовского университета. 2006. № 7 (33). С. 37-42.

4. Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / под ред. А. Г. Гогобе-ридзе; авт.: Акулова О. В., Алексеева Е. Е., Барышева Т. А., Вергелес Г. И. и др. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2017. 432 с.

5. Котова С. А. Настоящий учитель для школы. В институте детства отметили 60-летие с начала подготовки учителей начальных классов // Педагогические вести. 2017. № 10-12. С. 10.

6. Онищенко Э. В., Котова С. А., Савинова Л. Ю. Традиции профессиональной подготовки педагогических кадров в Санкт-Петербурге (на примере дошкольного и начального образования) // Университетское образование современного педагога: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 65-72.

7. Онищенко Э. В., Романюк Л. В. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. 76 с.

8. Педагогический университет им. А. И. Герцена. От Императорского Воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета / под ред. Г. А. Бордовского, С. А. Гончарова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лики России, 2007. 223 с.

9. Расчетина С. А. От Санкт-Петербургского Воспитательного дома к Российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена: история становления педагогического образования // Вестник Герценовского университета. 2007. № 5 (43). С. 8-17.

REFERENCES

1. Vergeles G. I. Podgotovka uchitelya nachalnyih klassov v RGPU im. A. I. Gertsena: istoriya i sovremen-noe sostoyanie // Podgotovka uchitelya nachalnyih klassov s vyisshim obrazovaniem: Gertsenovskie chteniya: sbornik nauchnyih statey po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007. S. 8-16.

2. Goncharov M. A. Spetsifika organizatsii i upravleniya blagotvoritelnyimi pedagogicheskimi uchrezhde-niyami Vedomstva imperatritsyi Marii // Nauka i shkola. 2012. № 3. S. 167-172.

3. Goncharov S. A., Kotova S. A., Notkina N. A. Missiya instituta detstva v otkryitom obschestve // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2006. № 7 (33). S. 37-42.

4. Institut detstva Gertsenovskogo universiteta: kollektivnaya monografiya / pod red. A. G. Gogoberidze; avt.: Akulova O. V., Alekseeva E. E., Baryisheva T. A., Vergeles G. I. i dr. SPb.: Izd-vo RGPU im A. I. Gertsena, 2017. 432 s.

5. Kotova S. A. Nastoyaschiy uchitel dlya shkolyi. V institute detstva otmetili 60-letie s nachala podgotovki uchiteley nachalnyih klassov // Pedagogicheskie vesti. 2017. № 10-12. S. 10.

6. Onischenko E. V., Kotova S. A., Savinova L. Yu. Traditsii professionalnoy podgotovki pedagogicheskih kadrov v Sankt-Peterburge (na primere doshkolnogo i nachalnogo obrazovaniya) // Universitetskoe obra-zovanie sovremennogo pedagoga: sbornik nauchnyih statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 2016. S. 65-72.

7. Onischenko E. V., Romanyuk L. V. Istoriya fakulteta doshkolnogo obrazovaniya RGPU im. A. I. Gertsena. SPb.: NII himii SPbGU, 1998. 76 s.

8. Pedagogicheskiy universitet im. A. I. Gertsena. Ot Imperatorskogo Vospitatelnogo doma do Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta / pod red. G. A. Bordovskogo, S. A. Goncharova. 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Liki Rossii, 2007. 223 s.

9. Raschetina S. A. Ot Sankt-Peterburgskogo Vospitatelnogo doma k Rossiyskomu gosudarstvennomu peda-gogicheskomu universitetu im. A. I. Gertsena: istoriya stanovleniya pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2007. № 5 (43). S. 8-17.

И. Д. Пелих

ПЕДАГОГИ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА В ГОДЫ ВОЙНЫ. 1941-1945

В 1941 году в результате реформирования системы педагогического образования в состав ЛГПИ им. А. И. Герцена вошел Ленинградский педагогический институт им. Н. К. Крупской. Так на педагогическом факультете стало два отделения: школьное и дошкольное. В годы Великой Отечественной войны педагоги и студенты проявили исключительное бесстрашие и мужество в армии народного ополчения, при обороне города, спасали от смерти и сиротства десятки тысяч детей, готовили сотни дипломированных учителей, делали научные открытия в педагогике. В статье рассматривается жизнь педагогов и студентов одного факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена в годы войны и блокады.

Ключевые слова: ленинградская блокада, детские сады и дома, РГПУ им. А. И. Герцена, эвакуация, искусство и наука педагогики.

I. Pelich

TEACHERS OF THE INSTITUTE OF CHILDHOOD DURING THE WAR. 1941-1945

In 1941, as a result of reforms in the system ofpedagogical education, the Herzen State Pedagogical Institute of Leningrad was merged with the Krupskaya Pedagogical Institute of Leningrad. This led to two departments being formed at the Pedagogical Faculty, specializing in school and preschool education. During the Great Patriotic War teachers and students showed exceptional fearlessness and courage serving in the people's militia army and defending the city, saved dozens of thousands of children from death and orphanhood, trained hundreds of certified teachers, and made scientific discoveries in pedagogy. The article deals with the life of teachers and students of one faculty at the Herzen State Pedagogical Institute of Leningrad during the war and the Siege.

Keywords: Siege of Leningrad, kindergartens and orphanages, Herzen State Pedagogical University, evacuation, art and science of pedagogy.

22 июня 1941 германская армия «Норд» переступила северо-западные границы нашей Родины и авиабомбами заявила о реализации плана «Барбаросса». В этот же

Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту черную войну!

В. Шефнер

день в 12 ч 30 мин в районных военных комиссариатах, не ожидая повесток о призыве, появились военнообязанные и первые добровольцы. 27 июня 1941 года Испол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.