Научная статья на тему 'Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества – к институту детства Герценовского университета'

Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества – к институту детства Герценовского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / дошкольник / институт детства / историческая ретроспектива / младший школьник / подготовка специалистов дошкольного и начального образования / профессиональное образование. / higher education / preschool child / institute of childhood / historical retrospective / junior schoolchild / training of specialists in preschool and primary education / vocational education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна, Онищенко Элеонора Васильевна, Савинова Людмила Юрьевна

Методология. В статье описывается история создания и развития одного из старейших факультетов Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена – института детства, готовящего специалистов для дошкольного и начального образования Института дошкольного образования, рассказывается об изменении его структуры, содержания работы и особенностях организации. Цель: описание 100-летней истории развития института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, выявление педагогических традиций и перспектив дальнейшего развития института. Метод и построение исследования. Статья построена на основе анализа документов и других источников, описывающих возникновение и развитие института детства. Методами исследования выступали нарративный (повествовательно-описательный) метод, исторический (ретроспективный) метод, метод сравнительного анализа. Результаты. Описана традиция подготовки специалистов дошкольного и начального образования, начиная с созданного в 1871 году Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Представлена история появления в 1918 году и развития первого в России вуза, где готовили дошкольных работников – Педагогического института дошкольного образования (ПИДО) до момента слияния высших педагогических учреждений Ленинграда на базе Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. Показана история развития основных направлений работы института – педагогической и научно-исследовательской деятельности. Описаны преобразования кафедр, вклад известных педагогов дошкольного и начального образования в подготовку кадров, современное состояние и перспективы развития института детства. Выводы. Представленное описание позволяет проанализировать направления развития и способы совершенствования системы подготовки специалистов дошкольного и начального образования, осознать необходимость преемственности двух ступеней образования не только в реализации образовательного процесса, но и подготовке будущих педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна, Онищенко Элеонора Васильевна, Савинова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Institute of Preschool Education. From the Froebel Society to the Institute of Childhood of the Herzen University

Methodology. The article describes the history of the creation and development of one of the oldest faculties of the Herzen State Pedagogical University of Russia – the Institute of Childhood, which prepares specialists for preschool and primary education. Authors describe the changes in structure, the content of the work and the organization’s characteristics of the institute. The article purpose is description of the 100-year history of the development of the Institute of Childhood of the Herzen State Pedagogical University of Russia, the identification of pedagogical traditions and prospects for the further development of the institute. The article is based on an analysis of documents and other sources describing the emergence and development of the Institute of Childhood. Results. Starting from the St. Petersburg Froebel Society founded in 1871, the tradition of the training of specialists in preschool and primary education in Russia is described. The history of the appearance in 1918 and the development of the first higher educational institution in Russia is unfolded. The history of the development of the main directions of the Institute’s work – pedagogical and scientific research activity – is shown. The transformations of the departments, the contribution of the well-known researchers of preschool and primary education to the training of personnel, the current state and prospects for the development of the Institute of Childhood are described. Conclusions. The presented article makes it possible to analyze the directions of development and ways of improving the system of training specialists in preschool and primary education, to realize the necessity of continuity of the two levels of education, not only in the implementation of the educational process, but also in the preparation of future educators of pre-school educational organizations and primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества – к институту детства Герценовского университета»

УДК 378.096 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10026

Акулова О.В., Онищенко Э.В., Савинова Л.Ю.

Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества - к институту детства Герценовского университета

Акулова Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), akow10@yandex.ru

Онищенко Элеонора Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), onischenko.ella@yandex.ru

Савинова Людмила Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), ludmila.savinova@bk.ru

Методология. В статье описывается история создания и развития одного из старейших факультетов Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена - института детства, готовящего специалистов для дошкольного и начального образования Института дошкольного образования, рассказывается об изменении его структуры, содержания работы и особенностях организации. Цель: описание 100-летней истории развития института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, выявление педагогических традиций и перспектив дальнейшего развития института.

Метод и построение исследования. Статья построена на основе анализа документов и других источников, описывающих возникновение и развитие института детства. Методами исследования выступали нарративный (повествовательно-описательный) метод, исторический (ретроспективный) метод, метод сравнительного анализа.

Результаты. Описана традиция подготовки специалистов дошкольного и начального образования, начиная с созданного в 1871 году Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Представлена история появления в 1918 году и развития первого в России вуза, где готовили дошкольных работников - Педагогического института дошкольного образования (ПИДО) до момента слияния высших педагогических учреждений Ленинграда на базе Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. Показана история развития основных направлений работы института - педагогической и научно-исследовательской деятельности. Описаны преобразования кафедр, вклад известных педагогов дошкольного и начального образования в подготовку кадров, современное состояние и перспективы развития института детства.

Выводы. Представленное описание позволяет проанализировать направления развития и способы совершенствования системы подготовки специалистов дошкольного и начального образования, осознать необходимость преемственности двух ступеней образования не только в реализации образовательного процесса, но и подготовке будущих педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы.

Ключевые слова: высшее образование, дошкольник, институт детства, историческая ретроспектива, младший школьник, подготовка специалистов дошкольного и начального образования, профессиональное образование.

Для цитирования: Акулова О.В., Онищенко Э.В., Савинова Л.Ю. Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества - к Институту детства Герценовского университета // Современное дошкольное образование. - 2018. - №7(89). - С. 9-23. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10026

Материалы статьи получены 17.07.2018.

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

UDC 378.096 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10026 Pedagogical Institute of Preschool Education. From the Froebel Society to the Institute of Childhood of the Herzen University Olga V. Akulova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Eleonora V. Onishchenko, Doctor of Pedagogy, Professor of Primary Education Pedagogy and Child Artistic Development Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Ludmila Y. Savinova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Primary Education Pedagogy and Child Artistic Development Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Methodology. The article describes the history of the creation and development of one of the oldest faculties of the Herzen State Pedagogical University of Russia - the Institute of Childhood, which prepares specialists for preschool and primary education. Authors describe the changes in structure, the content of the work and the organization's characteristics of the institute. The article purpose is description of the 100-year history of the development of the Institute of Childhood of the Herzen State Pedagogical University of Russia, the identification of pedagogical traditions and prospects for the further development of the institute. The article is based on an analysis of documents and other sources describing the emergence and development of the Institute of Childhood. Results. Starting from the St. Petersburg Froebel Society founded in 1871, the tradition of the training of specialists in preschool and primary education in Russia is described. The history of the appearance in 1918 and the development of the first higher educational institution in Russia is unfolded. The history of the development of the main directions of the Institute's work - pedagogical and scientific research activity - is shown. The transformations of the departments, the contribution of the well-known researchers of preschool and primary education to the training of personnel, the current state and prospects for the development of the Institute of Childhood are described. Conclusions. The presented article makes it possible to analyze the directions of development and ways of improving the system of training specialists in preschool and primary education, to realize the necessity of continuity of the two levels of education, not only in the implementation of the educational process, but also in the preparation of future educators of pre-school educational organizations and primary school teachers. Keywords: higher education, preschool child, institute of childhood, historical retrospective, junior schoolchild, training of specialists in preschool and primary education, vocational education. For citation: Akulova O.V., Onishchenko E.V., Savinova L.Y. (2018). Pedagogical Institute of Preschool Education. From the Froebel Society to the Institute of Childhood of the Herzen University. Preschool Education Today. 7:12, 9-23 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10026 Original manuscript received 17.07.2018.

В 2018 году институт детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (далее РГПУ им. А.И. Герцена) отмечает 100-летний юбилей. Особое значение эта дата приобретает в связи с тем, что конец второго десятилетия XXI века в России ознаменовался подписанием Указа Президента РФ о том, что период с 2018 по 2027 гг. объявляется «Десятилетием детства». Данный факт детерминирован потребностью в совершенствовании государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы. Подписанный Президентом РФ

В.В. Путиным Указ об основных задачах и направлениях реализации данной стратегии ориентирует нас на то, чтобы «определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»). В рамках данного проекта, как отмечают современные исследователи, «максимальная реализация потенциала каждого ребенка выступает приоритетной стратегией развития системы образования. В Российской Федерации долж-

ны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности» (Гогоберидзе, Атарова, Новиков, Новицкая, Яфизова, 2018).

При этом возникает настоятельная потребность в решении целого комплекса задач, связанных с развитием «инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании ребенка; созданием инфраструктуры детства; совершенствованием медицинской помощи детям и формированием основ здорового образа жизни; повышением доступности качественного образования детей; культурным и физическим развитием; развитием детского отдыха и детского туризма; обеспечением информационной безопасности; обеспечением равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства; развитием системы защиты и обеспечением прав и интересов детей» (Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»).

Именно институту детства, функционирующему в рамках деятельности РГПУ им. А.И. Герцена - одного из старейших в стране педагогических вузов, предстоит в ближайшее время активно решать данные задачи. При этом следует не только обращаться к актуальным сегодня фундаментальным теоретическим идеям, научным концепциям и педагогическим технологиям, связанным с обеспечением гуманного отношения к современному ребенку и детству, но и учитывать весь тот уникальный исторический опыт, который был накоплен за годы работы нашего учебного заведения. Как показывает обращение к целому ряду научных трудов ис-торико-педагогической направленности наших предшественников, за этот долгий период в нем происходило много изменений и преобразований (Махлина М.Е., Тумим-Альмединген Н.А., Широкогоров О.В.,1932, Педагогика детства: Петербургская научная школа,2005, Чувашев И.В.,1955 и др.). Поэтому мы предлагаем провести небольшой ретроспективный анализ основных этапов развития института детства.

От Фребелевского общества...

Как отмечают современные историки, момент создания нашего института совпадает с распространением в 1860-70-е гг. в России теории и практики общественного дошколь-

ного воспитания, связанной с деятельностью выдающегося немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852 гг.). Именно на территории, занимаемой сегодня РГПУ им. А.И. Герцена (по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48), в 1871 году по инициативе известных общественных деятелей Н.К. Задлер и Е.А. Вербер и при содействии педагогов И.И. Паульсона и К.А. Раухфуса было официально уч реждено Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей, объединившее первых энтузиастов дошкольного воспитания. В основу деятельности Фребелевского общества была положена идея «нравственного возрождения» русского общества путем воспитания детей с раннего возраста. Общество начало свою практическую деятельность открытием платных одногодичных курсов по подготовке детских садовниц для работы в общественных/частных детских садах, домашних наставниц, семейных воспитательниц и учительниц начальной школы в соответствии с системой Ф. Фребеля. Так зарождалась система профессионального обучения сотрудников системы дошкольного и начального образования. Современные исследователи особо подчеркивают тот факт, что «деятельность Общества за свою почти полувековую историю оказала значительное влияние на развитие отечественной дошкольной педагогики и практической работы в детских садах, очагах, приютах и других воспитательных заведениях» (Зайцева, 2018).

Рис. 1. Слушатели педагогических курсов при Петербургском Фребелевском обществе содействия первоначальному воспитанию детей

Педагогический институт дошкольного образования в Петербурге

Именно члены Общества в 1918 году обратились с письмом в комиссариат народного

просвещения с предложением преобразовать педагогические курсы в высшее учебное заведение.

Эта просьба была удовлетворена Указом наркома просвещения А.В. Луначарского. На этом основании 1.09.1918 года в Петрограде был создан первый в России вуз по подготовке дошкольных работников - Педагогический институт дошкольного образования (далее ПИДО). Эта дата и стала ведущей для определения времени рождения нашего современного Института, так как ему были предоставлены помещения бывшего Воспитательного Дома И.И. Бецкого и созданного при нем Николаевского сиротского института (набережная реки Мойки, 48, Казанская улица, 3) -здания, которые и сегодня входят в состав нашего «герценовского» университета (Институт детства Герценовского университета, 2017).

Структура нового вуза предусматривала как широкую общеобразовательную и профессиональную подготовку, так и многоаспектную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, связанную с распространением педагогических знаний среди широких масс населения. В уставе ПИДО были указаны пути осуществления этих задач, а именно:

«1. Систематическая подготовка деятелей дошкольного воспитания путем слушания теоретических лекций и практики в лабораториях и учебно-воспитательных учреждениях.

2. Организация вспомогательных показательных учреждений: музеев, выставок, консультационных и справочных бюро, открытых для широких масс.

3. Публикация научных трудов и справочных изданий по теории и практике дошкольного воспитания» (Онищенко, Романюк, 1998).

В основу ведущих идей учебного плана ПИДО был положен принцип связи с жизнью и практической деятельностью. В преподавании предполагалось единство теории и практики, студенты активно вовлекались в научно-исследовательскую работу по изучению ребенка и детства. Одновременно происходило оформление концептуальных положений Санкт-Петербургской научной школы дошкольной педагогики, среди которых особое значение приобретали следующие методологические принципы:

• «гуманизма и личностно-ориенти-рованного подхода к детям дошкольного возраста, учитывающего их потенциальные возможности, возрастные потребности, интересы и желания;

• эклектизма, предполагающего использование наиболее прогрессивных идей из различных педагогических систем, теорий и концепций (как отечественных, так и зарубежных);

• позитивизма, опирающегося на создание практико-ориентированных педагогических систем, состоящих из теоретических положений и конкретных технологий их реализации в работе дошкольных учреждений, построенных на основании позитивных знаний о реальном окружающем мире;

• ретроспективизма или пассеизма, определяющего уважительное отношение к историческому педагогическому наследию, его активное использование при создании новых «методов» и систем работы с детьми, что исключало создание «псевдооригинальных» педагогических концепций и теорий;

• альтернативности, предполагающего свободное сосуществование различных педагогических теорий и систем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это долгое время исключало преобладание одного научного направления над другими и сохраняло творческий характер педагогической деятельности, ограждая научных деятелей от рутинности и шаблона в их теоретических изысканиях и практической работе» (Онищенко,1999).

Именно широкая общественная пропаганда, научно-методологическое обоснование и практическая реализация этих принципов стала ведущим направлением деятельности института детства в последующие исторические периоды. Работа учащихся (как самих студентов, так и слушателей краткосрочных курсов) всегда предполагала преподавание дошкольной педагогики, психологии и методик с позиции нового социального подхода к детству и активное вовлечение студентов в практическую деятельность, в которой преобладала самостоятельная коллективная и индивидуальная работа в библиотеках и лабораториях, в дошкольных и внешкольных городских учреждениях. Особое внимание уделялось также усвоению практических навыков, которое проходило «на практикумах по постановке дыхания и голоса, по выразительной речи и чтению, по художественному рассказыванию, рисованию и лепке, ручному труду, музыке, пению, подвижным играм и гимнастике» (Институт детства Герценовского университета, 2017).

С этой целью к работе в ПИДО в первые годы его существования были привлечены лучшие педагогические силы города, с институтом

связана деятельность таких известных педагогов и психологов, как Н.А. Альмединген-Тумим, И.И. Грацианский, Е.С. Дедюлина-Успенская, В.А. Зеленко, Е.И. Иорданская, О.И. Капица, Н.М. Книпович, Е.Л. Привалова, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, Г.Г. Тумим, Ю.И. Фаусек, Л.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и многих других. Для организации целенаправленной учебной и научной работы на дошкольном факультете ПИДО было создано семь специализированных кафедр, деятельность которых обеспечивала всестороннее изучение ребенка и детства как особого социокультурного явления. Так, преподаватели кафедры теории дошкольного воспитания вели курсы теории воспитания в раннем детстве, предлагали изучение психологии ребенка раннего возраста.

Одновременно студентов знакомили с альтернативными как отечественными, так и зарубежными педагогическими системами. Кафедра, возглавляемая профессором Е.И. Тихеевой, обеспечивала курсы по организации деятельности современного Петроградского детского сада или «детского сада по «методу Е.И. Тихеевой» (Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при ЛГПИ им. А.И. Герцена,1928).

Курс «Американский детский сад» читала Е.Н. Янжул, с системой Ф. Фребеля их знакомил В.В. Успенский, основы теории свободного воспитания по системе итальянского педагога М. Монтессори изучались совместно с Ю.И. Фаусек. При этом в ПИДО всегда были возражения против предпочтения какой-либо одной авторской системы, однако этот толерантный подход был заменен идеей полного единообразия после распространения системы коммунистически ориентированного воспитания и образования в начале 1930-х годов.

Рис. 2. Выпуск «дошкольниц» в 1924 году в детском саду Е.И. Тихеевой

В то же время студентами осваивалась информация о способах и средствах введения ребенка в мир природы (А.А. Быстров, Е.А. Знаменская-Бызова, С.И. Тихеева-Пфей-фер), мир культуры, литературы и искусства, музыки, пения, речи, рисования, лепки, ручного труда (О.И. Капица, Е.И. Привалов, Е.И. Иорданская, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев, Н.Н. Доломанова и др.). Кафедра гигиены реализовывала курс общей гигиены и гигиены детства, а также курс подвижных игр (Л.И. Тихеева-Чулицкая).

Существенным дополнением к теоретическому образованию становилась постоянная активная педагогическая практика студентов на трех экспериментальных площадках, где студенты знакомятся с вариативными системами дошкольного образования того времени. Детский сад по «методу Тихеевой» работал под руководством самого автора этой оригинальной системы, детский сад по «методу Ф. Фребеля» работал под руководством О.Г. Светаевой, а площадку по системе М. Монтессори возглавляла Ю.И. Фаусек. Однако постепенно эта традиция изучения вариативных образовательных программ по идеологическим соображениям прекратилась и была возрождена только в конце ХХ века, когда у студентов института детства появилась реальная возможность изучения всех альтернативных педагогических систем и концепций в их единстве.

Интересна была также деятельность показательной библиотеки детской литературы и детской читальни при ней, которые были организованы в 1921-22 учебном году и где активно работали О.И. Капица, Е.П. Привалова, Е.И. Кальвейц. Так, при библиотеке был литературный кружок, а затем и студия новых писателей детской книги, в работе которых принимали участие К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, В.В. Бианки и многие другие. В читальне велись занятия по рассказыванию, иллюстрированному чтению вслух.

Еще одним оригинальным направлением работы ПИДО была организация выставок и музеев. Уже в 1918-19 учебном году в институте были организованы методические кабинеты при всех основных кафедрах, в рамках деятельности которых подбиралась литература, дидактический материал, иллюстрации, фотоснимки, детские работы. Работа этих кабинетов позволила в 1923 году создать музей ПИДО на основе объединения с известным в городе музеем «Дошкольная жизнь ребенка», заведование которым было поручено К.М. Лепилову.

При музее в разные годы работало до 15 кружков и курсов для практических дошкольных работников.

Важнейшим направлением деятельности была также научно-исследовательская работа. Институт издавал: работы по теории и практике дошкольного образования, руководства для практических работников и студентов; труды классиков педагогики, имеющих отношение к дошкольному воспитанию; учебные планы, программы, отдельные инструкции для детских садов и курсов; наиболее интересные статьи преподавателей вуза по частным вопросам дошкольного образования.

В 1922 году ПИДО подготовил 15 первых специалистов. Число выпускников постоянно увеличивалось, и к 1925 году их было уже 250 человек. И среди них - будущие видные деятели, ученые-теоретики дошкольной педагогики и психологии, известные не только в нашей стране, но и за рубежом: А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Е.П. Привалова, А.П. Усова, А.И. Сорокина. Таким образом, в деятельности ПИДО были заложены ценные начинания, ставшие традиционными в работе института детства на последующих этапах развития:

• тщательная работа над учебными планами, в которых большое внимание уделялось естественно-научной и психологической подготовке, планомерное и последовательное методическое сопровождение учебной деятельности студентов;

• глубокая научно-исследовательская работа, издание пособий в помощь практическим работникам, разнообразие форм связи преподавателей и студентов с дошкольными учреждениями нашего и других городов, с отделами народного образования.

Одновременно с созданным в 1918 году ПИДО на территории бывшего Воспитательного дома был создан единый Ленинградский педагогический институт, которому было присвоено имя писателя, философа и общественного деятеля А.И. Герцена (1812-1870 гг.). В состав института входило 3 факультета: дефектологический, педологический и социально-правовой охраны детства. Именно на педологическом отделении ЛГПИ стали готовить учителей для народных и низших классов средних учебных заведений, воспитательниц для школ и семейного воспитания, учителей для младших классов, школьных инструкторов и преподавательниц педагогики и психологии для педагогических классов. Это привело к созданию факультета начального

образования, который сегодня успешно функционирует в составе института детства. Впервые в мире в Советском Союзе на уровне высшего образования была организована целенаправленная профессиональная подготовка учителей младших классов. В 1924 году институт был преобразован в Институт педологии и дефектологии.

Создание Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена

Однако работа этих автономно существующих образовательных организаций была прервана в 1925 году, когда Советское правительство вынесло решение об укрупнении педагогических вузов города и создании на их основе единого Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (далее ЛГПИ им. А.И. Герцена). В связи с этим произошло укрупнение и научных подразделений бывшего ПИДО: педагогические кафедры (по теории дошкольного воспитания, по системе Ф. Фребеля и системе М. Монтессори) были объединены в единую кафедру дошкольной педагогики, ее возглавила профессор Наталья Алексеевна Альмединген-Тумим, на которую были возложены две взаимосвязанные задачи: во-первых, обеспечить развитие дошкольного воспитания, то есть становление и развитие дошкольной педагогики как науки; во-вторых, готовить для детского сада кадры, владеющие передовой педагогической теорией и способные организовывать воспитание детей дошкольного возраста на ее основе.

При этом традиционно, на протяжении всех лет существования, научная работа кафедр института разворачивалась в трех взаимосвязанных направлениях:

• обеспечение комплексного изучения особенностей психофизиологического развития ребенка, посещающего учреждения дошкольного и начального образования;

• разработка концептуальных основ теории педагогики дошкольного и начального образования;

• проектирование развивающего воспитательно-образовательного процесса в учреждениях, связанных с детством (детских садах и начальной школе).

Вместе с тем на каждом историческом этапе развития в рамках названных направлений решались свои специфические задачи. Так,

еще в середине 1920-х годов «учебный план ЛГПИ им. А.И. Герцена был обсужден в научно-педагогической комиссии ГУСа (высший научно-методический государственный ученый Совет Наркомпроса) с участием Н.К. Крупской. Причем план дошкольного отделения был признан наилучше педагогически выдержанным, в котором теория хорошо сочетается с практической работой студентов» (Онищенко, Романюк, 1998).

Характерной особенностью данного периода явилось стремление рассматривать детство в системе общего процесса личностного развития, что и определило принципиальные подходы к формулированию основной цели образования: «воспитать человека в гармонической целостности всех ему природой предназначенных способностей и дарований» (Тихеева, 1923). Путь ее достижения педагоги видели в гармоническом воспитании, основанном на «этических началах», которое осуществляется с первых лет жизни ребенка с учетом специфических детских потребностей. Так в институте зарождалась плодотворная идея целостного развития в период дошкольного детства, а затем и первоначального этапа обучения в рамках начальной школы. Перспективной стала и выдвинутая в 1920-30-е годы идея программности детского воспитания и обучения, результатом реализации которой стала программа, подготовленная уже в 1990-е годы педагогическим коллективом кафедры дошкольной педагогики под руководством доктора педагогических наук, профессора В.И. Логиновой и получившая символическое для нашего Института название -«Детство» (Детство, 2011).

В это же время происходило активное становление и развитие направления, связанного с подготовкой высококвалифицированных кадров учителей и воспитателей для младших классов школы. Первоначально их образование осуществлялось в Институте социального воспитания нормального и дефективного ребенка при Психологической Академии Петрограда / Ленинграда. В 1920-40-е годы в этом вузе начали преподавать талантливые педагоги, заложившие основы советской дидактики и методики начального обучения: Н.Г. Казанский -теоретик педагогики и истории педагогики, Н.С. Попова - методист по методике преподавания математики на начальной ступени обучения, Н.А. Щербакова - методист по русскому языку I ступени, И.В. Гиттис - методист по истории и др. Ими было подготовлено значи-

тельное количество учебников для начальной школы и высших педагогических учебных заведений: «Учебник по арифметике для начальной школы», «Сборник арифметических задач и упражнений», «Методика преподавания арифметики», «Дидактические материалы по арифметике», «Методика преподавания русского языка в начальной школе», «Начальное обучение истории» и «Методика начального обучения истории» и др.

Теоретические основы подобной учебно-методической работы были выстроены в соответствии с ведущими направлениями научно-исследовательской деятельности преподавателей. Так, еще в 1936 году открывается аспирантура и начинается последовательная подготовка педагогических кадров самой высокой квалификации, а также более глубокое научное исследование проблем теории и практики педагогики дошкольного и начального образования. Одновременно в 1930-40-е годы происходило оформление новой методологии педагогики, так как в этот период в институте работали известные педагоги и психологи: Л.М. Арсеньев, А.М. Буянов, Л.Л. Додон, С.П. Шиллегодский, Д.Б. Эльконин и др.

Активно велось приобщение к педагогической науке и учащихся. Студенты, проявившие способность к научной работе и отличившиеся в учебной и общественной деятельности, рекомендовались в качестве «выдвиженцев» и после окончания института направлялись на работу в опорные и опытные школы для реализации тех или иных научно-практических вопросов. В рамках данной подготовки студентам предлагались поездки-экскурсии в Москву для знакомства с различными экспериментальными и авторскими учебными заведениями и, в первую очередь, со знаменитой детской трудовой колонией С.Т. Шацкого «Бодрая жизнь». Во время экскурсии студенты познакомились с работой Биостанции юных натуралистов, Опытной станцией по народному образованию, экскурсионной базой при Наркомпросе, Институтом методов школьной работы. Теоретические вопросы разрешались в беседах студенчества с крупнейшими представителями советской педагогики того времени: П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, И.Ф. Свадковским, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным и др.

Одновременно в 1930-е годы происходили разнообразные организационные преобразования. Так, с 1936 до 1941 гг. факультет дошкольного воспитания работал в составе

переведенной из Москвы в Ленинград Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (АКВ), которая позже была реорганизована в Педагогический институт им. Н.К. Крупской, введенный позднее в состав ЛГПИ им. А.И.Герцена.

Однако все эти преобразования прервала Великая Отечественная война. Условия жизни института были существенно изменены в годы блокады Ленинграда. Часть преподавателей ушла в армию (доцент А.А. Быстров, преподаватель И.Д. Коршунов), другая часть выехала из Ленинграда, возглавляя эшелоны эвакуированных детей (А.М. Леушина и др.), некоторые остались в блокированном городе (А.П. Усова, Н.А. Альмединген-Тумим, К.М. Лепилов, Е.П. Привалова, Е.А. Гребенщикова и др.). Те, кто не ушли на фронт, продолжали вести занятия с оставшимися в городе студентами. В.А. Романовская -студентка тех лет - вспоминает: «преподаватели и студенты составляли единую дружную семью. С сентября 1941 года находились на казарменном положении. Домой не ходили. Ночевали в институте. Ночью по сигналу тревоги поднимались на крышу здания института. Группу преподавателей и студентов, находившихся на казарменном положении, возглавлял профессор Н.Г. Казанский. В перерывах между воздушными тревогами студенты слушали лекции преподавателей» (Институт детства Герценовского университета, 2017).

Таким образом, участвуя в оборонных работах, преподаватели и студенты проявляли патриотизм и выполняли долг советских граждан.

В трудные годы Великой Отечественной войны наш институт потерял старейших преподавателей: во время бомбежки в Ленинграде погибли декан факультета профессор К.М. Лепилов, профессор А.А. Быстров, умерли профессор Е.И. Тихеева и профессор Н.А. Альмединген-Тумим, преподаватели М.В. Шапоров и М.Г. Шкурин, а также значительная часть студентов не вернулась с фронта.

В 1942 году институт был эвакуирован сначала в Кисловодск, затем в Ташкент, а потом в город Кыштым Челябинской области, где преподаватели, помимо учебной и научной работы, активно сотрудничали с областными учителями. В 1943 году даже был выпуск трех студентов, окончивших школьное отделение. В этот сложный для всей страны период в Кыштыме вышел 52-й том Ученых записок «Вопросы педагогики» под редакцией профессора Е.Я. Голант, прошла защита кандидатской диссертации А.Л. Додон. Уже в 1944,

после прорыва блокады, жизнь в городе стала возрождаться, увеличилось количество школ и детских садов, а потому возникла необходимость подготовки педагогических кадров для учебно-воспитательных учреждений города. С 1 сентября 1944 года институт возобновил свою работу.

Рис. 3. Газета 4 ноября 1960 г.

«Советский учитель»,

Послевоенные годы

В первые послевоенные годы весь коллектив института не только осуществлял учебный процесс, но и принимал активное участие в восстановлении зданий и помещений, а также в налаживании всей жизни сотрудников и студенчества. В это время для повышения идейного уровня научной работы и усиления идейно-политического воспитания работали студенческие научные кружки и студенческое научное общество (СНО), в которых изучались вопросы семейного воспитания, нравственное воспитание в детском саду, педагогическое наследие А.С. Макаренко и др. Лучшие доклады обсуждались на студенческих конференциях.

В школах города создавались научные лаборатории кафедры педагогики и методики начального обучения, а учителя активно привлекались к выступлению на научных конференциях с обобщением опыта своей работы и проведением открытых уроков для студентов. В 1946-47 учебном году по инициативе Н.Г. Казанского была организована специ-

альная кафедра педагогики начальной школы, первая и единственная в то время в Советском Союзе. Сам Н.Г. Казанский стал не только заведующим вновь созданной кафедры, но и одним из авторов первого учебного пособия по педагогике для педвузов, в котором были заявлены вопросы дидактики и истории русской педагогики. Деятельность кафедры проходила при активном участии Н.С. Поповой, известного методиста по математике и автора первых учебников по арифметике для учащихся начальных классов, а также дидактических материалов по арифметике, Н.А. Щербаковой, методиста по русскому языку, автора первого советского букваря и первой советской «Методики преподавания русского языка в начальной школе», И.В. Гиттис, методиста по истории, изучавшей проблемы самостоятельной работы учащихся в малокомплектной школе, автора первой советской «Методики начального обучения истории», а также Л.Л. Додон, разрабатывавшей вопросы коммунистического воспитания.

Становление оригинальной научной школы

Существенные изменения в работе вуза произошли в 1950-70-е годы: развитие народного хозяйства страны, преодоление последствий «культа личности Сталина», резкий скачок в развитии советской науки и новые требования к развитию образования в целом выдвинули перед профессиональным коллективом новые задачи: повышение научного уровня всей учебно-воспитательной и методической работы. В этот период выдвигались новые идеи оформления учебных планов и перестройки преподавания в целом. Большое внимание стали уделять изучению и преподаванию педагогики раннего возраста, введению единого курса общей педагогики и истории педагогики, что устранило повторы и позволило углубить межпредметные связи.

На старших курсах вводилась так называемая фуркация (специализация программ) на основе выделения трех циклов: психолого-педагогического, лингвистического и биологического. Значительно повышался уровень теоретической и практической подготовки студентов. Эти идеи, выдвинутые научным коллективом вуза, были приняты Министерством высшего и среднего специального образования за основу и утверждены в учебных планах 1960-х годов. По ним работала большая часть педагогических институтов страны.

Рис. 4. Студенты ЛГПИ им. А.И. Герцена начала 1950-х гг. на практике в детском саду

Для этих десятилетий стало характерным усиление фундаментальных требований к преподаванию педагогики, психологии, отдельных методик. Огромный научный потенциал и продолжительная творческая работа преподавателей института была связана с решением проблем повышения связи практических занятий с теоретическими курсами и практикой в различных учебно-воспитательных учреждениях, а также применения разнообразных приемов активизации учебной работы студентов. На этом этапе кафедра дошкольной педагогики активно участвовала в процессе создания оригинальной советской системы дошкольного воспитания и подготовки нового учебника по дошкольной педагогике (Дошкольная педагогика, 1988). В послевоенный период кафедру возглавила А.М. Леушина, которая обладала способностями организатора и руководителя научного коллектива, что позволило ей аккумулировать достижения педагогической теории того времени и обеспечивать ее дальнейшее развитие.

Все проводимые исследования этих лет позволили получить новые данные о потенциальных возможностях дошкольного детства, которые были неизвестны ранее в психологической и педагогической науке. В итоге практически в каждый раздел дошкольной педагогики и методик было внесено новое содержание, экспериментальные результаты многих исследований впоследствии были учтены при составлении программных документов о деятельности дошкольных учреждений. Начиная с 1950-х годов институт стал готовить кадры для социалистических, развивающихся и других стран мира: Германии, Болгарии, Кубы, Вьетнама, Йемена, Бенина, Кипра, Финляндии,

Греции и др. Всего было подготовлено более 500 специалистов из 27 стран мира.

В то же время с 1957 года факультет начальных классов стал принимать абитуриентов, выбравших в качестве будущей профессии специальность учителя начальных классов. «Преподаватели факультета всегда понимали, что профессия учителя начальных классов -особая в ряду педагогических профессий. Ее уникальность не только в том, что работающий с младшими школьниками должен быть энциклопедически образован, иметь достаточную фундаментальную подготовку, владеть методиками всех предметов, преподаваемых в начальных классах, но и выступать для детей непререкаемым авторитетом, образцом действий, суждений, оценок, образцом поведения, поскольку младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки, манеру поведения учителя. Поэтому на факультете всегда царила особая атмосфера - атмосфера любви к младшему школьнику, осознания важности овладения профессией, понимание того, что учитель начальных классов - это, прежде всего, личность. Именно на формирование личности и были направлены усилия всего педагогического состава факультета» (Вергелес, 2007).

Рис. 5. А.М. Леушина с молодыми преподавателями и аспирантами кафедры дошкольной педагогики

С 1964 по 1974 г. кафедру педагогики и методики начального обучения возглавляла А.А. Люблинская - известный советский психолог. Ее научные исследования посвящены психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, проблемам развития ребенка, его мыслительной деятельности, нравственного воспитания. Работы А.А. Люблинской: «Очерки психического развития ребенка», «Детская психология», «Воспитателю о развитии ребенка», «Учителю о психологии млад-

шего школьника» до сих пор интересны для тех, кто занимается проблемами обучения и воспитания детей. Одновременно к работе в вузе привлекалось новое поколение преподавателей, среди которых было много выпускников института: И.П. Глинская, К.Т. Голенкина, Н.М. Дружинина, Т.С. Назарова, Т.Г. Рамзаева, И.Н. Турро, З.И. Щербакова и др. Они успешно продолжали развивать накопленные традиции подготовки учителя начальных классов. По их инициативе в школах Ленинграда и Ленинградской области был проведен эксперимент по созданию и апробации новых учебных программ и учебников для учащихся начальных классов. Строилась новая система обучения, в основу которой была положена идея максимального развития способностей детей младшего школьного возраста. В дальнейшем экспериментальная работа вышла далеко за пределы Ленинграда и оказала влияние на работу начальной школы в условиях всей страны. С 1969-70 учебного года по разработанным сотрудниками вуза учебным программам и учебникам начали работать практически все начальные классы общеобразовательных школ в СССР.

С 1 сентября 1961 года в ЛГПИ им. А.И. Герцена начал работать известный экспериментатор и практик И.П. Иванов, который в 1963 году создал коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ) - знаменитый творческий коллектив преподавателей, студентов и выпускников вуза. Коммуна стала членом Макаренковской секции педагогического общества РСФСР, а ее участники осуществляли разработку «методики коллективных творческих дел и праздников», изучая и пропагандируя педагогическое наследие А.С. Макаренко.

В 1970-90-е годы на кафедре дошкольной педагогики, которую возглавляла доктор педагогических наук, профессор В.И. Логинова, велось оформление нового направления ее научно-исследовательского поиска - изучение возможностей освоения системных знаний детьми и определение педагогических условий их формирования в условиях детского сада, которое стал основанием образовательных программ нового поколения. Также был разработан и применен интегральный метод, представляющий собой единство логического, системно-структурного, исторического и психолого-дидактического подходов к анализу, оценке и построению программ системных знаний детей об окружающем их мире.

Институт детства на рубеже веков

Преподаватели и аспиранты кафедры дошкольной педагогики активно изучали процесс формирования у дошкольников системных знаний в разных областях познания: мира природы (Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева,Н.О. Никонова,П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова), предметного мира и социальной действительности в их влиянии на речевое развитие, становление читательских интересов и познавательную активность, овладение ребенком игровой и трудовой деятельностью (Р.К. Аралбаева, Г.Н. Бавыкина, Е.Н. Герасимова, Л.М. Гурович, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Э.В. Онищенко, О.Н. Сомкова, С.Ф. Сударчикова и др.). С позиций системно-структурного подхода изучаются процессы освоения дошкольниками социально-нравственного опыта (Т.И. Бабаева, Е.Д. Белова, Р.Н. Дзарасов, Л.В. Лидак, М.И. Шарова), художественной деятельности (Н.А. Вершинина, Д.И. Воробьева, Л.В. Кабанова, Н.А. Ку-рочкина), математических представлений (З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман), решаются проблемы физического развития детей дошкольного возраста (Т.С. Грядкина, Г.П. Лескова, Н.А. Ноткина), анализируются исторические аспекты дошкольного образования (Г.П. Ларионова, Б.С. Лейкина, Л.К. Савинова).

Проведенные исследования показали, что дети уже с трех лет могут осваивать иерархические системы знаний и умений, которые оказывают ускоряющее влияние на развитие деятельности и в целом личности ребенка, что требует перестройки учебно-воспитательного процесса в детском саду. Сущность такой перестройки состоит в смене позиции ребенка, который рассматривается субъектом обучения и воспитания.

Своеобразным научно-методическим итогом исследовательской деятельности кафедры в 1980-е годы стало издание двухтомного учебника «Дошкольная педагогика», в котором авторский коллектив определил свое видение предмета дошкольной педагогики, представил всесторонний анализ научных исследований, определивших цели, задачи, содержание, способы и методы организации педагогического процесса в условиях детского сада, необходимость взаимодействия с семьей и преемственности со школой (Дошкольная педагогика, 1988).

В этот же исторический период существенные преобразования происходили и в научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры педагогики и методики начального обучения, которой с 1974 по 1998 годы руководила доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Рамзаева. Ею была разработана лингвометодическая теория системы обучения родному языку с учетом взаимодействия всех его подсистем, уточнено содержание начального языкового образования, определены его структурные компоненты, коммуникативно-речевая направленность. Авторская методическая концепция Т.Г. Рамзаевой была реализована в комплексе учебников «Русский язык» для четырехлетней начальной школы, а также учебных пособий для учителей и студентов педагогических вузов.

Подготовку будущих специалистов начальной школы обеспечивал профессорско-преподавательский состав 5 методических кафедр: начального обучения русскому языку, начального обучения математике и природоведению, детской литературы, начального обучения английскому языку, а также созданной по инициативе доктора психологических наук, профессора А.И. Раева кафедры педагогики и психологии начального обучения. Профессор А.И. Раев, став заведующим новой кафедры, обеспечил ее работу как соавтор учебных пособий для педагогических институтов: «Общая психология», «Педагогическая психология», практикумов по общей, возрастной и педагогической психологии для студентов.

В то же время научным коллективом во главе с А.И. Раевым была разработана система формирования универсальных умственных действий младших школьников; исследовано развитие у детей таких познавательных способностей, как кодирование, прогнозирование и перенос; организовано комплексное изучение особенностей формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, становления его как субъекта социализации. В этот же период на кафедру пришла Г.И. Вергелес - выпускница факультета начального обучения ЛГПИ им. А.И. Герцена, ныне д.п.н., профессор, которая с 1990 по 2009 гг. возглавляла ее работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1991 году Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена переименовали в Российский государственный педагогический университет (РГПУ им. А.И. Герцена), в рамках деятельности которого в 1995 году было принято решение об организации единого института

начального и дошкольного образования, который в 2003 году получил новое наименование -институт детства. Долгие годы его директором была кандидат педагогических наук, профессор Н.А. Ноткина, под руководством которой произошло много новых, интересных и значимых изменений. За личные заслуги в воспитании и подготовке высококвалифицированных научных кадров Н.А. Ноткиной было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

На этапе объединения в институте детства происходили многочисленные преобразования его структурных и научных подразделений. В настоящее время в институте функционирует шесть кафедр:

• кафедра возрастной психологии и педагогики семьи под руководством д.психол.н., профессора В.Л. Ситникова, которая объединила кафедру психофизиологии ребенка (основанную в 1987 году и многие годы руководимую д.психол.н., профессором В.Г. Каменской) и кафедру педагогики семьи, возглавляемую к.п.н., доцентом И.А. Хоменко;

• кафедра дошкольной педагогики, руководимая в различные годы к.п.н., профессором Т.И. Бабаевой, д.п.н., профессором М.В. Крулехт, д.п.н., профессором А.Г. Гогоберидзе (которая и возглавляет сегодня как саму кафедру, так и Институт детства);

• кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка, которой первоначально руководила д.п.н., профессор Г.И. Вергелес, а сегодня ее возглавляет к.психол.н., доцент С.А. Котова;

• кафедра раннего обучения иностранным языкам (начала деятельность с 1994 года), которой от основания руководит к.филол.н., доцент В.А. Погосян;

• кафедра начального естественно-математического образования под руководством д.п.н., профессора О.А. Граничиной;

• кафедра языкового и литературного образования ребенка, во главе с к.филол.н., доцентом М.Б. Елисеевой.

Помимо кафедр в состав института детства рубежа ХХ-ХХ1 веков были включены:

• лаборатория психофизиологической диагностики, основанная в 1992 году и решающая задачи комплексного психофизиологического исследования индивидуальных особенностей ребенка;

• лаборатория детской речи, функционирующая при кафедре детской речи (образованная в 1993 году почетным профессором

«герценовского» университета С.Н. Цейтлин), основными задачами которой являются разработка научных основ лингвистики детской речи, расширение фонда данных об особенностях детской речи, укрепление сотрудничества с зарубежными исследователями этого направления, развитие исследовательской деятельности студентов;

• центр раннего развития ребенка, который решал задачи внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность педагогов, установления партнерских взаимоотношений с организациями, работающими в данной области, содействия практическому внедрению и распространению инновационного опыта, накопленного преподавателями института, в деятельность образовательных учреждений.

Сегодня институту детства 100 лет. Как показал наш краткий ретроспективный анализ, в его стенах работало много выдающихся ученых, которые развивали педагогику и методики дошкольного и начального воспитания и обучения как науку. Их идеи оказали существенное влияние на практику работы учреждений системы дошкольного и начального образования, для которой они обучили огромное число профессиональных специалистов нашей страны и других стран мира. В результате в нашем институте была создана оригинальная научная школа со всеми ее признаками: преемственностью ведущих идей, общностью теоретических взглядов на процесс воспитания и оценку педагогических теорий и систем, единством методологии и методов исследования, поступательностью развития.

На этом основании можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что наш институт детства в полной мере выполняет возложенные на него функции и является сегодня одним из крупнейших в России центров подготовки дошкольных работников и учителей начальных классов для системы отечественного образования. При этом мы стремимся как сохранять уже имеющиеся традиции педагогического образования, так и развивать и совершенствовать личностно-ориентированную образовательную парадигму обучения будущих педагогов в рамках новых образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Наши выпускники, работая в различных уголках России и за ее пределами, провозглашая и пропагандируя исторически сложившуюся гуманистическую традицию видеть в ребенке, прежде всего, жителя планеты Земля, всячески оберегая

детство с его уникальными возрастными запросами и потребностями, с гордостью называют себя «герценовцами»! ■

Литература

1. Вергелес Г.И. Подготовка учителя начальных классов в РГПУ им. А.И. Герцена: история и современное состояние // Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: Герценовские чтения: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, 2007. - С. 8-16

2. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая ВА., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. - 2018. - №5(87). - С. 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018

3. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при ЛГПИ им. А.И. Герцена / Под общ. ред. Е.И. Тихеевой. - М.-Л., 1928. - 101 с.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 284 с.

5. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуко-вой. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

6. Зайцева В. Санкт-Петербургское фре-белевское общество для содействия первоначальному воспитанию // Энциклопедия благотворительности. - СПб., 2018. -URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject. do?object = 2853547719

7. Институт детства Герценовского университета / Под ред. А.Г. Гогоберидзе (авторы: Акулова О.В., Алексеева Е.Е., Барышева Т.А., Вергелес Г.И. и др.). - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2017. - 432 с.

8. Кафедра дошкольной педагогики гер-ценовского университета: 85 лет подготовки педагога - традиции и инновации // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А., Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Гогоберидзе А.Г., Грядкина Т.С., Деркунская В.А., Ивченко Т.А., Крулехт М.В., Михайлова З.А., Немченко Л.В., Никонова Н.О., Полякова М.Н., Римашевская Л.С., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Коллективная монография / Российский государственный пе-

дагогический университет им. А.И. Герцена, институт детства. Санкт-Петербург, 2010. -417 с.

9. Махлина М.Е., Тумим-Альмединген НА., Широкогоров О.В. Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет (1917-1932) -Москва-Ленинград: Учпедгиз, 1932. - 120 с.

10. Настоящий учитель для школы // Педагогические вести. 2017.-№10-12(2795-2797) май - июнь. URL: https://www.herzen. spb.ru/uploads/pedvesty/files/gazeta%2010-12%202017%20inet(1).pdf (дата обращения: 31.07.2018)

11. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. URL:http:// cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cd k-detstvo.cen-terstart.ru/files/strategiya.pdf (дата обращения: 31.07.2018)

12. Онищенко Э.В. Педагогические традиции Санкт-Петербургской школы дошкольного образования. Тезисы докладов Герценовских чтений: «Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия». - СПб., 1999. -С. 18.

13. Онищенко Э.В., Котова СА., Савинова Л.Ю. Традиции профессиональной подготовки педагогических кадров в Санкт-Петербурге (на примере дошкольного и начального образования) // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. -2016. - С. 65-72.

14. Онищенко Э.В., Романюк Л.В. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. - 76 с.

15. Официальный сайт университета имени А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. История кафедры. URL: https:// www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/detstvo/ 1 298372807/1 298373911/1 383070140/(дата обращения: 31.07.2018).

16. Педагогика детства: Петербургская научная школа. - СПб., 2005. - 490 с.

17. Сайт памяти Н.Г. Казанского. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Библиотека электронного научного журнала "Письма в Эмиссия. Оффлайн" URL:http://www.emissia.org/ng/site/ module3.htm (дата обращения: 31.07.2018)

18. Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1992. - 198 с.

19. Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. - М.: Мир, 1923. - 143 с.

20. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 31.07.2018)

21. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». URL: http://base.garant. ru/71684480/ (дата обращения: 31.07.2018)

22. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена / Отв. ред. А.М. Леушина. - Л., 1949. - Том 85.

23. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М., 1955. -370 с.

References

1. Vergeles G.I. (2007) Podgotovka uchitel-ja nachal'nyh klassov v RGPU im. A.I. Gercena: istorija i sovremennoe sostojanie. [Preparation of a primary school teacher at the Herzen State Pedagogical University of Russia: History and the Present State] Podgotovka uchitelja nachal'nyh klassov s vysshim obrazovaniem: Gercenovskie chtenija: sbornik nauchnyh statej po itogam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena [Preparation of a Primary School Teacher with Higher Education: Herzen's Readings: a collection of scientific articles on the results of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Herzen State Pedagogical University of Russia, Institute of Childhood, 8-16

2. Gogoberidze A.G., Atarova A.N., Novikov M.S., Novickaja V.A., Jafizova R.I. (2018) Doshkol'nik kak sub#ekt proektirovanija sociokul'turnogo prostranstva i obrazovatel'noj sredy svoego razvitija. Zamysel odnogo proekta [A preschool child as a subject of designing a so-ciocultural space and an educational environment for her development. The idea of one project] Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 5, 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018

3. Detskij sad po metodu E.I. Tiheevoj pri LGPI im. A.I. Gercena [Kindergarten according to Tikheeva E.I. method at the Leningrad State Pedagogical University named after A.I. Herzen] In Tiheeva E.I. (ed.) M.-L., 1928. 101.

4. Detstvo: Primernaja osnovnaja obshheobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [Childhood: An approximate basic general educational program for preschool

education] In Gogoberidze AG, Babaeva TI, Mikhailova ZA. (ed). Saint Petersburg: Childhood-press, 2011. 284.

5. Doshkol'naja pedagogika: Ucheb posobie dlja studentov ped. institutov [Preschool pedagogy: Textbook for students of pedagogical institutes: 2 vol. In Loginova V.l., Samorukova (ed). - Moscow: Prosveshhenie, 1988. - 256 p.

6. Zajceva V. Sankt-Peterburgskoe frebelevskoe obshhestvo dlja sodejstvija pervonachal'nomu vospitaniju [St. Petersburg's Freibel Society for the Promotion of Primary Education] Encyclopedia of Philanthropy. St. Petersburg URL: http://encblago.lfond.spb.ru/ showObject.do?object = 2853547719 (accessed: 31.07.2018)

7. Institut detstva Gercenovskogo universiteta [The Institute of Childhood of the Herzen University] In A.G. Gogoberidze (ed.). St. Petersburg: Publishing house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2017. 432.

8. Kafedra doshkol'noj pedagogiki gercenovskogo universiteta: 85 let podgotovki pedagoga - tradicii i innovacii. Akulova O.V., Babaeva T.I., Berezina T.A., Verbenec A.M., Vershinina N.A., Gogoberidze A.G., Grjadkina T.S., Derkunskaja V.A., Ivchenko T.A., Kruleht M.V., Mihajlova Z.A., Nemchenko L.V., Nikonova N.O., Poljakova M.N., Rimashevskaja L.S., Solnceva O.V., Somkova O.N. Kollektivnaja monografija [Department of preschool pedagogy of Herzen University: 85 years of teacher training -traditions and innovations]. Herzen State Pedagogical University of Russia, Institute of Childhood. 2017. 417.

9. Mahlina M.E., Tumim-Al'medingen N.A., Shirokogorov O.V.(1932) Doshkol'noe vospitanie v Leningrade za 15 let (1917-1932) [Preschool education in Leningrad for 15 years (1917-1932)]. Moscow-Leningrad: UCHPEDGIZ. 120.

10. Nastojashhij uchitel' dlja shkoly [A real teacher for the school] Pedagogicheskie vesti [Pedagogical news] 2017.-№10-12(2795-2797). URL: https://www.herzen. spb.ru/uploads/pedvesty/files/gazeta%2010-12%202017%20inet(1).pdf (Accessed: 31.07.2018)

11. Nacional'naja strategija dejstvij v inte-resah detej na 2012 - 2017 gg. [National Strategy of Action for Children for 2012-2017] URL:http:// cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.cen-terstart.ru/files/strategiya.pdf

12. Onishhenko Je.V.(1999) Pedagogicheskie tradicii Sankt-Peterburgskoj shkoly doshkol'nogo obrazovanija. [Pedagogical traditions of the St.

Petersburg school of preschool education.] Tezisy dokladov Gercenovskih chtenij: «Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie na poroge tret'ego tys-jacheletija» [Abstracts of Herzen's readings: „Preschool and primary education on the threshold of the third millennium"].Saint-Petersburg. 48.

13. Onishhenko Je.V., Kotova S.A., Savinova L.Ju. (2013) Tradicii professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov v Sankt-Peterburge (na primere doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovani-ja) [Traditions of vocational training of pedagogical staff in St. Petersburg (on the example of preschool and primary education)] Universitetskoe obrazovanie sovremennogo pedagoga sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-praktiches-koj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj peda-gogicheskij universitet im. A.I. Gercena [University education of a modern teacher. A collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference] Herzen State Pedagogical University of Russia. 65-72.

14. Onishhenko Je.V., Romanjuk L.V. (1998) Istorija fakul'teta doshkol'nogo obrazovanija RGPU im. A.I. Gercena [History of the Faculty of Preschool Education of Herzen State Pedagogical University of Russia. Saint-Petersburg. Publ. Chemestry NII SPbGU. 76.

15. Oficial'nyj sajt universiteta imeni A.I. Gercena. Kafedra doshkol'noj pedagogiki. Istorija kafedry [Official site of the Herzen University. The department of preschool pedagogy. History of the department] U RL: https://www.herzen.spb. ru/main/ structure/inst/detstvo/1298372807/1298373911/ 1383070140/(Accessed: 31.07.2018)

16. Pedagogika detstva: Peterburgskaja nauchnaja shkola.[Pedagogy of Childhood: St. Petersburg Scientific School]. Saint-Petersburg, 2005. 490.

17. Sajt pamjati N.G. Kazanskogo. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im.

A.I.Gercena. Biblioteka jelektronnogo nauchnogo zhurnala „Pis'ma v Jemissija [Website of the memory of N.G. Kazanskiy. Herzen State Pedagogical University of Russia. The library of the electronic scientific journal „Letters to the Issue: Offline" URL:http://www.emissia.org/ng/site/module3.htm (accessed: 31.07.2018)

18. Stanovlenie teorii i praktiki doshkol'nogo vospitanija. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [Formation of theory and practice of preschool education. Interuniversity collection of scientific works]. - Leningrad: Publ. Herzen State Pedagogical University.1992. 198.

19. Tiheeva E.I.(1923) Organizacija detsk-ogo sada i detskogo doma [Organization of a kindergarten and an orphanage]. Moscow. Mir. 143.

20. Ukaz Prezidenta RF ot 1 ijunja 2012 g. N 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v inte-resah detej na 2012 - 2017 gody» [Presidential Decree of June 1, 2012 N 761 „On the National Strategy of Action for Children for 2012-2017"] URL: http://base.garant.ru/70183566/ (Accessed: 31.07.2018)

21. Ukaz Prezidenta RF ot 29 maja 2017 g. N 240 „Ob objavlenii v Rossijskoj Federacii Desjatiletija detstva" [Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 201 7 N 240"On the Announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation"] URL: http://base.garant.ru/71684480/ (Accessed: 31.07.2018)

22. Uchenye zapiski LGPI im. A.I. Gercena/ otv. red. A.M. Leushina. Scientific notes of the Leningrad State Pedagogical University. A.I. Herzen. In Leushin (ed.) Leningrad.-1949.-№85

23. Chuvashev I.V.(1955) Ocherki po isto-rii doshkol'nogo vospitanija v Rossii [Essays on the history of preschool education in Russia]. Moscow. 370.

*

Читайте самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook: https://www.facebook.com/sdojournal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.