Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 371.65 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10027
Акулова О.В., Атарова А.Н., Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И.
Аутентичные музейные коллекции Ф. Фребеля и М. Монтессори. Уникальные дары времен
Акулова Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), akow10@yandex.ru
Атарова Анна Николаевна - ассистент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) ann-atarova@yandex.ru Ничипоренко Лидия Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), mail-to-lida@mail.ru
Яфизова Римма Иршатовна - кандидат педагогических наук, ассистент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), jafizova@rambler.ru
Введение. В статье представлены результаты теоретико-практического исследования истории музейной коллекции кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, раскрываются группы задач, которые решают преподаватели кафедры, обращаясь к музейным коллекциям. Особое внимание авторы статьи уделяют одной из приоритетных задач современного образования - созданию мотивации у студентов к освоению педагогической профессии и осознанию ее ценности в социуме. Цель проведенного исследования - описание истории создания уникальной музейной коллекции аутентичных материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори, обоснование возможности использования потенциала коллекций в образовании современного педагога.
Результатом исследования явилось описание потенциала музея для организации научно-исследовательской работы преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Описаны возможности музейной коллекции для ознакомления с историей становления профессии «воспитатель детского сада». Анализ наследия М. Монтессори и Ф. Фребеля подводит к выводу о современности и актуальности идей педагогов прошлого и реин-новации их в практику детского сада XXI века.
Вывод. Представленное описание аутентичных музейных коллекций материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, объяснение потенциальных возможностей их использования в образовательном процессе педагогического вуза раскрывает один из способов решения актуальной задачи высшего профессионального образования по созданию у студентов мотивации к освоению педагогической профессии. Экскурс в историю позволяет молодым и опытным педагогам переосмыслить современную теорию и практику дошкольного образования.
Ключевые слова: педагогические системы Ф. Фребеля и М. Монтессори, музейная коллекция, профессия.
Для цитирования: Акулова О.В., Атарова АН, Ничипоренко Л.К., Яфизова РИ. Аутентичные музейные коллекции Ф. Фребеля и М. Монтессори. Уникальные дары времен // Современное дошкольное образование. - 2018. - №7(89). - С. 24-37. DOI: 10.24411/1 997-9657-201 8-10027
Материалы статьи получены 17.07.2018.
UDC 371.65
DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10027
Authentic Museum Collections by F. Froebel and M. Montessori. Unique Gifts of Times
Olga V. Akulova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Anna N. Atarova, Assistant Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Lidia K. Nichiporenko, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Rimma I. Yafizova, PhD in Pedagogy, Assistant Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Introduction. The article presents the results of a theoretical and practical study of the history of the museum collection of the Department of Preschool Pedagogy, Herzen State Pedagogical University. Particular attention is paid to the creation of motivation for students to master the pedagogical profession and to realize its value in society.
The purpose of the study is to describe the history of the creation of the unique museum collection of authentic materials by F. Froebel and M. Montessori, the rationale for using the potential of collections in the education of a modern teacher.
The result of the study was a description of the museum's potential for organizing the research work of teachers, students, undergraduates and post-graduates of the Department of Preschool Pedagogy Department, Herzen State Pedagogical University. The possibilities of the museum collection for acquaintance with the history of the formation of the profession "kindergarten teacher" are described. Analysis of the legacy of M. Montessori and F. Frobel leads to a conclusion about the modernity and relevance of the ideas of the educators and their reinvention into the practice of the kindergarten of the XXI century. Conclusion. The presented description of the authentic museum collections of materials by F. Frobel and M. Montessori of the Department of Preschool Pedagogy, the explanation of the potential possibilities of their use in the educational process of the pedagogical university reveals one of the ways to solve the urgent problem of higher professional education in creating motivation for students to master the pedagogical profession. An excursion into history allows young and experienced teachers to rethink the modern theory and practice of preschool education..
Keywords: pedagogical systems of F. Frobel and M. Montessori, museum collection, profession. For citation: Akulova O.V., Atarova A.N., Nichiporenko N.K., Yafizova R.I. (2018). Authentic Museum Collections by F. Froebel and M. Montessori. Unique Gifts of Times. Preschool Education Today. 7:12, 24-37 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10027
Original manuscript received 17.07.2018.
Введение
Образно об истории педагогического образования в Санкт-Петербурге можно сказать так: от гувернантки и садовницы к учителю и воспитателю. Каждый из этих этапов так или иначе связан с РГПУ им. А.И. Герцена и кафедрой дошкольной педагогики - одной из старейших в этом вузе (Акулова, Савинова, 2017). И свидетелями почти всех этих этапов была музейная коллекция дидактических материалов Фридриха Фребеля и Марии Монтессори.
Теоретико-практическое исследование истории музейной коллекции кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета
позволяет вскрыть группы профессиональных задач, которые решают преподаватели кафедры, обращаясь к музейным коллекциям. Особое внимание заслуживает одна из приоритетных задач современного образования - создание мотивации у студентов к освоению педагогической профессии и осознанию ее ценности в социуме.
Цель проведенного исследования - описание истории создания уникальной музейной коллекции аутентичных материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори; обоснование возможности использования потенциала коллекций в подготовке и образовании современного педагога.
Направления и методы исследования
В результате многофакторного исследования, объединенного целостной идеей, характерной для любого музейного комплекса, - сохранение подлинных предметов материальной культуры, изучались направления, в соответствии с которыми были использованы методы, характеризующие исследование как истори-ко-педагогическое. Исследовательскими методами выступали нарративный (повествовательно-описательный) метод, исторический (ретроспективный) метод, метод сравнительного анализа, качественный анализ и интерпретация исследовательских данных, структурный метод.
Направления исследования были связаны с описанием аутентичных музейных коллекций: единичной, неповторимой полной коллекции материалов Ф.Фребеля и редкой коллекции дидактических материалов М. Монтессори; определением характера коллекций и исто-рико-педагогической ценности в российской педагогической науке и практике; научного и творческого потенциала использования педагогических идей авторов материалов применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.
История создания музейной коллекции дидактических материалов Фридриха Фребеля и Марии Монтессори
В 1871 году по инициативе Н.К. Задлер и Е.А. Вербер, И.И. Паульсона и К.А. Раухфуса было официально учреждено общество, объединившее первых энтузиастов дошкольного воспитания, - Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей. Во Фребелевском обществе вели активную педагогическую пропаганду и научную деятельность такие известные педагоги, как И.И. Паульсон (редактор журнала «Учитель»), П.Ф. Каптерев, Г.Г. Тумим, Н.А. Альмединген, А.М. Калмыкова, О.Г. Светаева и др. Общество начало свою практическую деятельность открытием детских садов и курсов по подготовке детских садовниц и семейных воспитательниц (Акулова, 2017). К этому периоду относится часть материалов коллекции «даров и детских рукоделий» Ф. Фребеля.
Именно члены Санкт-Петербургского Фребелевского общества, содействуя первоначальному воспитанию детей в 1918 году, обратились с письмом в Комиссариат народного просвещения с просьбой преобразовать четырехгодичные педагогические курсы в высшее учебное заведение (Акулова, 2017). Указом наркома просвещения А.В. Луначарского 1 сентября 1918 года в Петрограде был создан первый в России вуз по профессиональной подготовке дошкольных работников - Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО).
Одним из важных для того исторического этапа направлений деятельности ПИДО стала организация вспомогательных показательных учреждений: музеев, выставок, консультационных и справочных бюро, открытых для широких масс (Акулова, 2010, 2017). В 1923 году произошло объединение нескольких музейных коллекций в единый музей педагогического института дошкольного образования, заведование которым было поручено К.М. Лепилову. При музее работало 14 кружков и курсы для практических работников. Наиболее ценной частью экспонатов данного музея стали материалы Фридриха Фребеля и Марии Монтессори.
В первые послереволюционные годы Советское Правительство активно ориентировало специалистов разного профиля, в том числе и работников образования, на знакомство с лучшим зарубежным опытом, что должно было обеспечить быстрый рост научного потенциала молодой развивающейся страны. Так, в 1922-23 учебном году сразу несколько преподавателей первого вуза для дошкольных работников были командированы за границу в целях ознакомления с прогрессивным педагогическим опытом работы дошкольных учреждений Европы и Америки (Акулова, Гогоберидзе, Солнцева, Сомкова, 2017).
В Германию были отправлены ректор ПИДО Г.Г. Тумим и профессор Н.А. Альмединген (впоследствии - Альмединген-Тумим), которая в более позднее время стала ректором и еще позже - заведующей кафедрой дошкольной педагогики. По воспоминаниям коллег, именно они привезли в наш вуз материалы Ф. Фребеля первой четверти ХХ века и коллекцию дидактических материалов М. Монтессори.
Наталья Алексеевна Альмединген-Тумим глубоко изучала историю дошкольной педагогики и одной из первых начала систематизировать эти коллекции. В написании методических рекомендаций к материалам Ф. Фребеля приняла самое активное участие преподаватель
ПИДО Е.С. Дедюлина-Успенская. А материалы М. Монтессори описывала, использовала и создавала к ним рекомендации Ю.И. Фау-сек - верная последовательница идей Мон-тессори-педагогики в нашей стране, заведующая кафедрой ПИДО. Их дело было продолжено в 1940-60 годах преподавателями ЛГПИ им. А.И. Герцена.
Как становится ясно из этого краткого исторического обзора, каждая коллекция уникальна и оригинальна по-своему.
Так, коллекция дидактических материалов Марии Монтессори едина в своей основе, имеет общий исторический источник (Акулова, 2010). Данная часть коллекции выполнена в начале ХХ века из ценных пород дерева и имеет штамп изготовителя: «P.JohannesM□ller. ВегИ|^.57.Ви^а^. 68».
О ее ценности говорит следующий факт: в мире сохранилось всего четыре аутентичных комплекта материалов Марии Монтессори. Один из них хранится в музее первого Дома Ребенка в Риме; второй находится в Нидерландах в музее при фабрике по изготовлению материалов М. Монтессори, организованной ее сыном Марио Монтессори; третий содержится в Америке, в Институте Монтессори-педагогики, а четвертый имеется на кафедре дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена.
Особое значение для систематизации этих материалов и адаптации рекомендаций к их использованию для России имела деятельность Ю.И. Фаусек, которая была известна и одобряема самой Монтессори. Юлия Ивановна придавала огромное развивающее значение дидактическому материалу, разработанному М. Монтессори. Привнесла в процесс использования дидактического материала пооперационную последовательность, подобрала упражнения, подготавливающие ребенка к выполнению сложных операций. Дополнила систему Монтессори простыми, житейскими упражнениями, помогавшими воспитанникам ориентироваться в окружающем мире. Адаптировала содержание дидактического материала по освоению письма и чтения для русскоговорящих детей и разработала наиболее эффективную методику его использования (Сороков, 2010). Это сделало коллекцию материалов ценной с позиции разработанности методического сопровождения.
История музейной коллекции: «Дары» Ф. Фребеля и материалы для занятий и «детских рукоделий» - еще ждет своего иссле-
дователя. Данная коллекция более «пестрая» и разрозненная, по сравнению с коллекцией материалов М. Монтессори. Однако это не умаляет ее достоинства. Если аналогичные коллекции Монтессори-материалов огромная редкость, то такая полная коллекция материалов Фребеля и методических рекомендаций к ним - явление единичное и неповторимое. Эта уникальность связана с тем, что источников получения материалов было несколько.
Основу (сердцевину) коллекции составляют старинные материалы, которые использовались на курсах по подготовке детских воспитательниц-садовниц при Санкт-Петербургском Фребелевском обществе содействия первоначальному воспитанию детей. На многих материалах стоит штамп этого общества, которое активно функционировало на рубеже Х1Х-ХХ веков. А значит данным экспонатам более 130 лет.
Дидактические пособия Фребелевских курсов достались преподавателям ПИДО, которые расширяли коллекцию за счет приобретения пособий, представляющих собой материалы (игры, подборки наглядности и пр.) более или менее адаптированные к отечественной системе воспитания. Так, в коллекции появились экспонаты, сделанные в России и за ее пределами (прежде всего в Германии) в более позднее время. Еще одним, несомненно, важным источником появления в коллекции немецких пособий (как писалось выше) явились заграничные командировки для преподавателей ПИДО в 1922-23 годы.
Объясняя характер коллекции и ее истори-ко-педагогическую ценность, следует отметить, что в Санкт-Петербургском Фребелевском обществе определилось два основных подхода к использованию наследия Ф. Фребеля. Сторонники одного стремились внедрить в российскую практику все элементы фре-белевской системы дошкольного воспитания, широко распространенной в Германии. Представители другой точки зрения критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.
Именно этим концептуальным положением объясняется неоднородность коллекции материалов Ф. Фребеля, часть из которых аутентична, а другие представляют собой результат творческого осмысления теории и методики великого педагога. Особенно это ка-
сается методических рекомендаций по работе с «дарами и фребелевскими рукоделиями», которые составляют неотъемлемую и, пожалуй, главную и самую малоизвестную часть музейной коллекции. Если некоторые научно-философские идеи педагогики Фребеля являются на сегодня устаревшими, то его положения о необходимости познавательного, художественно-эстетического, математического развития маленьких детей в процессе рукоделий никогда не будут подлежать сомнению. Предложенные им художественные рукоделия - переплетение, нанизывание, прокалывание, вышивание, конструирование из бумаги, лепка, рисование, связывание бумаги, оформительские работы - являются эффективным средством развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста (Акулова, 2012).
В коллекции имеются рекомендации, созданные на основе немецких источников, переведенные на русский язык (например, Эльзы Фромм), написанные с использованием русскоязычных книг, близких по своим идеям к оригиналу (например, пособие А. Дараган). А также разработанные преподавателями кафедры дошкольной педагогики и представляющие собой своеобразную ретроинновацию идей Ф. Фребеля (для своего времени) и творческое переосмысление сути работы на основе бережного отношения к духу педагогики Ф. Фребеля. Особую роль в этом сыграла Е.С. Дедюлина-Успенская, перу которой принадлежит большая часть методических разработок.
С 1925-26 учебного года ПИДО был объединен с другими педагогическими институтами в единый вуз - Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена.
Музейные коллекции пережили вместе с факультетом годы Великой Отечественной войны, 900 дней Ленинградской блокады. Война пощадила их, но унесла жизни многих старейших членов кафедры дошкольной педагогики. В блокадном Ленинграде погибли Е.И. Тихеева, Н.А. Альмединген-Тумим, Ю.И. Фаусек, К.М. Ле-пилов.
После войны им на смену пришли преподаватели, которые с большим уважением относились к их педагогическому наследию, важную часть которого составляли коллекции материалов и методические рекомендации к ним для работы со студентами. Пособия М. Монтессори и Ф. Фребеля в послевоенные годы реставрировались, дополнялись новыми материалами взамен утерянным деталям, систематизировались и описывались. Особое значение в этом имела
преподавательская и организаторская деятельность Н.Б. Мчедлидзе, стараниями которой дидактические материалы конца XIX - начала ХХ века сохранились до сих пор.
Сегодня не существует единых государственных нормативных требований к правилам и принципам описания предметов музейных коллекций (Емельянова, 2018). При описании указываются визуальные характеристики предмета: форма, цвет, внешняя конструкция, фактура и т.д., время и история его создания; дается информация о том, кем создан предмет и откуда поступил, во что упакован, есть ли повреждения, особые знаки и т.д.
Особенным в описании материалов коллекций Ф. Фребеля и М. Монтессори становятся образовательные задачи, которые заложены авторами в каждое дидактическое пособие, способы их использования в образовательном процессе детского сада.
Экспонаты коллекции дидактических материалов Фридриха Фребеля
Первую группу коллекции материалов Ф. Фребеля составляют «Дары»: неделимые («Первый дар» и «Второй дар») и делимые (с третьего по шестой дар). «Первый дар» - девять цветных мячей из шерстяных ниток девяти цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный). «Второй дар» - выполненные из неокрашенного дерева шар, куб, цилиндр и подвешенные на перекладину. Дар дополнен глубокой тарелочкой для катания предметов, палочками и подвесами, которые позволяли увидеть видоизменения предметов (Гогоберидзе, Акулова, 2013). Третий, четвертый, пятый и шестой дары - неокрашенные деревянные кубы, деленные от 8 до 27 частей; каждый куб уложен в отдельную коробку с крышкой.
Вторую большую группу коллекции составляют дидактические пособия, позволяющие знакомить ребенка с понятиями плоскости, линии и точки (например, «Мозаика», выполненная из дерева, выкрашенного с двух сторон: красный - синий, белый - черный и т.д. Цветные палочки, длиной 25 см и шириной 1 см, являются вариантом аутентичного материала Ф. Фребеля «Лучин», выполненных из неокрашенного дерева разных пород. Материалы для прокалывания в картоне по сетке. Эти пособия предназначались для выкладывания форм
1-й дар Ф. Фребеля
2-й дар Ф. Фребеля
3-й, 4-й, 5-й, 6-й дары Ф. Фребеля
познания и красоты) (Гогоберидзе, Акулова, 2013).
Третья группа материалов Ф. Фребеля - это дидактические пособия, при помощи которых знакомили детей с движением от точки к телу: образцы для нанизывания и примеры работы с горохом, оформленные на плотном картоне и в ящиках со стеклянной крышкой.
В коллекцию входят папки с методическими рекомендациями для воспитателей, разработанные педагогами кафедры дошкольной педагогики в первой половине XX века. Данные материалы представляют собой основную, но самую малоизвестную часть музейной коллекции. В них отражено: название пособия, обоснование последовательности, места пособия в общей системе работы, характеристика материала, из которого оно изготовлено, иногда - способ хранения, упоминание о возрасте детей, которым будет полезен данный вид «работы», иногда с обоснованием возрастных границ, краткие замечания по использованию материалов в работе с детьми (Акулова, 2012).
Четвертое направление связано с лепкой из глины, разрыванием бумаги, оформлением. В коллекции представлены малые витрины с тем, что может сделать ребенок из глины (например, «Ящик №2»: примерный комок глины, образцы поделок из глины шарообразной, конической и цилиндрической формы, сложные фигурки животных, человека из глины). Глина неокрашенная, серая.
Пятое - это пособия для пения, наглядных и ролевых игр. К данной группе относятся альбомы с пальчиковой гимнастикой (черно-белые рисунки) и альбом «Песни при игре в мяч».
Направления работы с аутентичными пособиями коллекции Фридриха Фребеля
В развитии речи детей дошкольного возраста Ф. Фребель считал, что слово и вещь органически между собой связаны. Фребель выделил стадии в речевом развитии ребенка:
1. Стадия пассивной речи, когда ребенок слушает речь взрослого и накапливает запас этих словесных знаков, на которые он реагирует.
2. Стадия, когда для ребенка слово не отделяется от данного предмета, когда ребенок начинает уже сам говорить, но слово для него является конкретным предметом.
3. Стадия, когда для ребенка слово отделяется от данного предмета, когда ребенок начинает употреблять обобщения.
4. Стадия, когда возникает потребность в графической речи, - ребенок начинает читать и писать (Акулова, 2012).
В методике развития математических представлений Ф. Фребель вслед за И.-Г. Пе-сталоцци считал, что математические представления ребенок должен получить с раннего детства. Представления о формах, величинах, пространственных и количественных числах, навыки счета ребенок осваивает в деятельности - играх и занятиях с дарами и различными материалами. Он отрицал механическое обучение формам и числам.
Формы общения детей с природой и занятия их в природе у Фребеля разнообразны. Им разработаны прогулки, специальные целевые экскурсии в природу, работа на участке и наблюдения, причем указывается на то, что через наблюдения и работу дети могут установить связь между растительным и животным миром (Фребель, 1906).
Экспонаты коллекции дидактических материалов Марии Монтессори
Наиболее известными материалами стали те, которые предназначены для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д.
«Розовая башня» - это 10 кубов из натурального дерева, окрашенных в розовый цвет, длины ребер которых уменьшаются от 10 до 1 см. «Коричневая лестница» состоит из 10 натуральных дубовых параллелепипедов, длины ребер квадратов уменьшаются от 10 до 1 см. Комплекты розовой башни и коричневой лестницы неполные. Имеется аналог «Розовой башни», выполненный из картона по принципу вкладышей.
«Цветные таблички»: в деревянном ящике 8 отделений, в каждом из которых лежат по 5 пар табличек следующих цветов: красный, синий, желтый, серый, коричневый, розовый, зеленый, фиолетовый, оттенок которых убывает от темного к светлому.
«Геометрический комод» выполнен из дерева. В каждом выдвижном ящике лежат в определенной логике разнообразные геометрические формы: квадраты, ромбы, параллелограммы, прямоугольники, круги, многоуголь-
Дидактические материалы М. Монтессори
Подвижный алфавит и буквы из шершавой бумаги М. Монтессори
Рамки-застежки М. Монтессори
ники, уменьшающиеся в размере. Например, в ящике №6 - овал, эллипс, сферический треугольник, фигура в виде цветка, трапеция и неправильные четырехугольники.
«Весовые таблички»: в каждом из двух ящиков находится по 7 одинаковых табличек.
Цветные таблички М. Монтессори
Числовые штанги М. Монтессори
Таблички сделаны из разных пород дерева, поэтому между собой они отличаются по цвету и весу. Самые тяжелые таблички темно-коричневого цвета, самые легкие - светло-желтого; таблички промежуточного веса имеют светло-коричневый цвет. Дощечки гладко отполированы, но сохранен естественный цвет дерева.
«Колокольчики (звоночки)» на подставках черного и белого цвета. Набор досок с изображением нотного стана и ящик с нотными знаками. Доска с нотными линиями для тональности до-мажор. Доски с нотными линиями и знаками для различных музыкальных упражнений. Данный комплект частично утерян и представлен не полностью.
Не менее интересны и даже более оригинальны и эксклюзивны материалы М. Монтессори, которые она разработала для обучения детей письму, чтению и математике. Например, числовые штанги: 10 деревянных штанг длиной от 10 см до 1м, разделенных на красные и синие промежутки по 10 см. Цифры и буквы из шершавой бумаги. Цепочка из разноцветных бусин, коробка с большими карточками от 1 до 100. Подвижный алфавит - это два ящика с ячейками под прописные наклонные бук-
вы немецкого алфавита, вырезанные из картона синего и красного цветов. Буквы совпадают с буквами шероховатого прописного наклонного алфавита.
Методическое сопровождение к материалам коллекции М. Монтессори представлено рукописью «Дидактический материал по системе М. Монтессори» и двумя книгами. Одна из которых - книга самой Монтессори (Д-р мед. Мария Монтессори «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка» - перевод со 2-го итальянского исправленного и дополненного издания со многими рисунками и таблицами; с предисловием И.М. Соловьева. издание 4-е. -М.,1920) и книга Ю. Фаусекъ. «М^сяцъ в рим^ въ «домахъ д^тей» Марм Монтессори». - Петроград, 1915.
Психологические детерминанты использования системы Ф. Фребеля и М. Монтессори в развитии ребенка
Что свойственно ребенку? И чем так умело воспользовалась Мария Монтессори в своей системе работы? Естественные проявления детей и бессознательная жажда удовлетворять закономерные психофизиологические потребности обеспечили беспроигрышное применение (вполне объяснимых с любой точки зрения психолого-педагогического знания) принципов организации работы в системе Монтессори, которые отражают суть взаимодействия ребенка с дидактическими материалами:
• «изоляция трудности» - трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, «Розовая башня» показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах;
• «контроль ошибок» - руководит самовоспитанием ребенка и позволяет увидеть свои ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок. Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи орга-
нов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи учителя. Следует отметить, что в ошибках Монтессори усматривала огромное воспитательное значение дидактического материала. Ошибки заставляют обследовать предметы, присматриваться к ним, переделывать работу по несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание и память;
• «особый порядок предоставления материала» обеспечивает занятия с материалом, который не повторяется и не наскучивает ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет. Реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества;
• дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения. В частности, подготовка ребенка к письму состоит из работы с блоками цилиндров для развития координации движений пальцев руки, с металлическими вкладками и с буквами из песчаной бумаги для развития мускульной памяти образцов буквы, звуковых игр. Такая непрямая подготовка обеспечивает необходимую готовность к овладению письмом, а также развивает чувство уверенности в себе, радость от успешного познания мира;
• последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. Вначале материал прямо выражает какую-то идею, постепенно становясь все более и более абстрактным выражением этой идеи. Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и в конце концов - почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями.
Важнейший педагогический потенциал материалов - это возможность реализации на практике антропологического принципа. В центре системы М. Монтессори и Ф. Фребеля ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Очень важно, что в этих педагогических системах отношение
к свободе и достоинству человека проявляется уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания - уважение к духовной свободе ребенка (Рындина, 2012).
Свободный ребенок- это одно из базисных понятий. Самая сложная задача в воспитании ребенка, по словам М. Монтессори, это «как оставить ребенка свободным». Развивать и образовывать ребенка можно тогда, когда педагог знает его, а это знание формируется в результате наблюдения за ребенком свободным (Монтессори, 2009). Закрепить освоенный навык или умение ребенок может только в самостоятельном действии.
Демонстрация применения материалов М. Монтессори из музейной коллекции позволяет показать возможные виды проявления свободы: свободу передвижения ребенка в подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, уровня сложности, коммуникации и объединения в работе с другими детьми.
Принцип автодидактизма М. Монтессори и принцип саморазвития Ф. Фребеля позволяют ребенку изначально чувствовать свою значимость, быть самостоятельным. При изучении проявления самостоятельности детьми третьего года жизни в условиях деятельности, организованной педагогом, и свободной самостоятельной деятельности было определено, что дети проявляют самостоятельные действия в 17 раз чаще и интенсивнее по сравнению с ситуацией организованного педагогического взаимодействия. Это еще один немаловажный детерминант, о котором писала М. Монтессори в том числе, - когда предметная среда существует и неразрывно связана в развивающем потенциале со средой социальной. Все события и праздники, смена времен года и дни рождения детей, их достижения, обязательно находят отражение в среде и жизни группы. Среда меняется, растет и развивается вместе с тем, как растут и развиваются воспитанники.
Предметы Монтессори-среды обеспечивают открытие и заполнение «окон возможностей» (термин М. Монтессори), когда в раннем возрасте актуализируются зоны манипуля-тивных материалов, развития речи и практической жизни, а в дошкольном - сенсорного развития, упражнений в практической жизни, математическая, языковая и космические зоны.
Идея созданных Марией Монтессори материалов заключалась в том, чтобы они были использованы ребенком тогда, когда он особенно в них нуждается, когда бы они становились проводником в понимании законов окружающей действительности. Впоследствии когнитивный компонент подкрепляется решением проблемы «а как тем, что меня окружает, можно управлять?», то есть ребенок познает окружающий его мир и начинает им управлять. Все знания, полученные ребенком в специально созданной среде, становятся универсальными и используются им и после сенситивных периодов.
Использование коллекций в образовательном процессе вуза
Экспозиция коллекций Ф. Фребеля и М. Монтессори является частью образовательной среды университета, расширяет ее возможности. Работа с экспонатами решает ряд задач в образовании будущих бакалавров и магистров:
1. Коллекции являются наглядным пособием для студентов, изучающих теоретические курсы, связанные с историей дошкольной педагогики. Появляется уникальная возможность «соприкоснуться» с историей, увидеть специфику подлинных экспонатов коллекции.
2. Музейные коллекции выполняют функцию «научной лаборатории». Студенты и слушатели курсов повышения квалификации работают с коллекциями аутентичных материалов, овладевая общекультурными и профессиональными компетенциями в процессе обучения.
3. Экскурсии к музейным коллекциям кафедры дошкольной педагогики, организованные для первокурсников, привлекают их внимание к истокам педагогической профессии. Знакомство с наследием великих педагогов прошлого позволяет студентам увидеть, что мировой опыт дошкольной педагогики актуален сегодня в нашей стране (огромное количество частных развивающих центров работают по системе М. Монтессори).
4. Коллекции аутентичных пособий Ф. Фребеля и М. Монтессори являются визитной карточкой кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена для участников и гостей научных конференций, семинаров, курсов повышения квалификации.
Привлечение студентов к педагогической науке начинается уже с первого курса и продолжается на протяжении обучения
в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре. Первокурсники, познакомившиеся с музейными коллекциями Ф. Фребеля и М. Монтессори, получают дополнительную мотивацию к обучению в вузе и освоению выбранной профессии -педагога дошкольного образования. Экскурсии позволяют студентам приобщиться к истории своего вуза, дают ощущение сопричастности к ценности общественно значимой функции развития образования и науки в обществе (Berry, Mayer, 1989).
На основе приобретенного опыта студенты посвящают свои исследования теме «Авторские концепции Ф. Фребеля и М. Монтессори: история и современность». Студенты разрабатывают путеводители по экспонатам коллекций с подробным описанием наследия великих педагогов, материал презентуется на студенческой конференции:
• в традиционной форме буклета с описанием наследия великих педагогов;
• виртуальный путеводитель, содержащий фотографии, цитаты, интересные биографические факты;
• стихотворения или оды о педагогических системах Ф. Фребеля и М. Монтессори;
• театрализованное представление путеводителя (Ничипоренко, 2014).
Для студентов старших курсов организуется работа в педагогических лабораториях. Интерактивная форма «Контрольная закупка» организуется с использованием коллекций. Студентам предлагаются аутентичные пособия Ф. Фребеля и М. Монтессори и современные пособия по данным системам. В рамках деятельности лаборатории создаются две группы экспертов (эксперты в области Монтессори-пе-дагогики, эксперты по наследию Ф. Фребеля). Эксперты оценивают и сравнивают аутентичные и современные пособия авторских систем. В результате работы в лаборатории студенты проявляют дополнительную профессиональную компетентность в освоении и практическом применении знаний психолого-педагогических дисциплин: в умении пользоваться диагностикой, во взаимодействии с профессионально-педагогическим сообществом, в организации развивающей среды.
Ядром педагогики детского сада Ф. Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она - его собственная жизнь. Много страниц в сочинениях Ф. Фребеля посвящено развитию речи детей, песенкам, играм;
им установлена последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью и другие занятия, для этого им были придуманы песенки, сопровождающие занятия по рисованию, лепке.
Большой заслугой Ф. Фребеля стало введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: работа с «Дарами» -строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек. Многие из этих занятий, методически преобразованные, находят применение в современных детских садах.
Таким образом, мы подводим студентов к понимаю того, что педагоги второй половины XIX - начала XX века рассматривали ребенка как субъекта детских видов деятельности, говорили об детских интересах как основе для организации педагогического процесса. После посещения музейной коллекции кафедры будущие педагоги воспринимают «привычные» для них игры и «игрушки» по-новому, как авторские пособия с многолетней историей и огромным развивающим потенциалом, идеи прошлого как прогрессивные и актуальные для современного этапа развития педагогической теории и практики.
Современность в сочетании с академичностью - это то, что позволяет сегодня понять позицию студента, его взгляд на объект изучения, раскрыть его собственный потенциал в педагогической науке и практике.
Систематически проблематикой Форума молодых ученых (в рамках ежегодной международной научно-практической конференции, которую организует кафедра дошкольной педагогики) становится направление, связанное с историей педагогики как «поля проблемного поиска». В 2013 году исполнилось 100 лет со дня открытия первого детского сада по системе М. Монтессори в России и 150 лет со дня рождения Юлии Ивановны Фаусек (18631942). Молодые ученые представляли статьи и доклады об истории становления и развития педагогической системы М. Монтессори, о современном аспекте использования наследия итальянского врача и педагога в практике современного дошкольного образования.
Таким образом, сегодня происходит развитие студенческой науки в научной лаборатории на базе музейной коллекции материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори. Самоанализ на-
чинающих исследователей в результате участия в самых разнообразных организуемых формах позволяет почувствовать, что ты не одинок в начале пути в большое, необъятное пространство современной науки - педагогики, глубоко связанной с прошлым.
Перспективное направление работы с музейной коллекцией
Виртуальный музей - это новая культурная форма интегративного характера, в настоящее время находящаяся в стадии активного развития и представляющая собой многофункциональный комплекс, существующий в виртуальном пространстве в большом количестве разнообразных видов, что обуславливает множественность подходов к их типологии (Максимова, 2012).
Обозначим функциональные возможности виртуального музея аутентичных пособий Ф. Фребеля и М. Монтессори. Виртуальный музей кафедры дошкольной педагогики:
• направляющий фактор развития общей и профессиональной культуры студентов и преподавателей университета;
• реализует социальную функцию, осуществляя массовый доступ к культурным ценностям;
• развивает творческий потенциал будущих бакалавров и магистров педагогики;
• является современным рекламным инструментарием (может служить визитной карточкой кафедры дошкольной педагогики Герце-новского университета) (Ничипоренко, 2014).
Студентам предоставляется возможность провести параллель между историческим наследием этих педагогов и педагогическим процессом в государственных и частных дошкольных образовательных учреждениях. Широкий круг пользователей сети Интернет может провести сравнительный и сопоставительный анализ прошлого и настоящего аутентичных пособий, разработанных Ф. Фребелем и М. Монтессори.
После посещения реального и виртуального музея кафедры будущие педагоги воспринимают «привычные» для них игры и «игрушки» по-новому, как авторские пособия с многолетней историей и огромным развивающим потенциалом, идеи прошлого как прогрессивные и актуальные для современного этапа развития педагогической теории и практики.
Современность в сочетании с академичностью - это то, что позволяет сегодня понять
позицию студента, его взгляд на объект изучения, раскрыть его собственный потенциал в педагогической науке и практике.
Результаты
Результатом исследования явилось описание музейной коллекции для организации научно-исследовательской работы преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Изучен потенциал музейной коллекции для ознакомления с историей становления профессии «воспитатель детского сада». Анализ наследия М. Монтессори и Ф. Фребеля подводит к выводу о современности и актуальности идей педагогов прошлого и реинновации их в практику детского сада XXI века.
Выводы
Представленное описание аутентичных музейных коллекций материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, объяснение потенциальных возможностей их использования в образовательном процессе педагогического вуза раскрывает один из способов решения актуальной задачи высшего профессионального образования по созданию у студентов мотивации к освоению педагогической профессии. Экскурс в историю позволяет молодым и опытным педагогам переосмыслить современную теорию и практику дошкольного образования.
Музейная коллекция кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета решает приоритетные задачи современного образования - создает мотивацию у студентов к освоению педагогической профессии, способствует становлению профессиональной компетенции будущих педагогов. Экскурс в историю позволяет молодым педагогам переосмыслить современную теорию и практику дошкольного образования. Обеспечивает сохранение культурного наследия с помощью инноваций; формирует единое культурное пространство, одновременно сохраняя традиции; развивает творческий потенциал профессорско-преподавательского состава и студентов; содействует развитию новых культурных форм, оказывает информационную и консультационную поддержку и т.д.
Сохранившиеся до наших дней музейные коллекции являются своеобразным связующим
звеном между прошлым и настоящим дошкольной педагогики, между прошлым и настоящим в подготовке специалистов для дошкольного образования. ■
Литература
1. Акулова О.В. Дидактические материалы М. Монтессори на кафедре дошкольной педагогики: история и современность // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 36-43.
2. Акулова О.В. Дидактические материалы Ф. Фребеля как средство педагогического сопровождения развития и саморазвития дошкольников // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. -С. 218-224.
3. Акулова О.В. История факультета дошкольного образования // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб., 2017. - С. 15-34.
4. Акулова О.В. Организация научно-исследовательской работы магистрантов с использованием музейной коллекции материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 391-398.
5. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Кафедра дошкольной педагогики // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб., 2017. - С. 54-99.
6. Акулова О.В., Савинова Л.Ю. От Воспитательного Дома... // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб., 2017.- С.8-15.
7. Белова Т.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся в Монтессори-образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №121. - С. 79-83.
8. Гогоберидзе А.Г. Акулова О.В. Ретроинновация системы Ф. Фребеля в педагогическом сопровождении дошкольника // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. - №9. - С. 3541. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id = 20653467. Дата обращения 24.07.2018.
9. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педа-
гога - традиции и инновации: Коллективная монография // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А. и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 417 с.
10. Максимова Т.Е. Виртуальный музей как социокультурный феномен. Автореф. дис... канд. культурологии: 24.00.01.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М., 2012. - 25 с.
11. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - М.: Задруга, 1913.
12. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Карапуз, 2009. -288 с.
13. Ничипоренко Л.К. Возможности научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и магистрантов в научной лаборатории на базе музейной коллекции материалов М. Монтессори и Ф. Фребеля // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. - СПб., 2014.- №171.
14. Ничипоренко Л.К. Использование уникальных материалов коллекции Ф. Фребеля для мотивации студентов 1 курса к освоению педагогической профессии и их профессионально-личностному развитию // Актуальн проблеми дошкiноi та початковоi ос-в™ в контекст педагог^чних ^ей Фрiдрiха Фребеля: Матерiали мiжнародноi науково-практичноi конферен-цп / За ред. Петуховоi Л. Э., Полевiклвоi О.Б. - Херсон: Айлант, 2014. - У 3-х т. - Т.1.
15. Организационные и научные основы описания музейных предметов в Костромском музее-заповеднике: методические рекомендации / Авт.-сост.: И.В. Емельянова, И.С. Наградов, С.В. Рябинцев. -Кострома, 2018. - 30 с.
16. Рындина А.Г. Особенности организации образовательного процесса в рамках исторических дисциплин на базе музея кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: сборник науч. ст.: по материалам международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб, 2012. - С. 390-396.
17. Сороков Д.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек. -М.: Форум, 2010. - Кн. 2. - С. 64-99.
18. Сумнительный К.Е. Тайна освобождения ребенка. Почему метод М.Монтессори опять актуален? // Проблемы современного образования. - 2011. - №1. -С. 18-25.
19. Фребель Ф. Избранные сочинения. Воспитание Человека / Пер. с нем. И.Д. Городецкого. -М.: Тихомиров (педагогич. биб-ка в изд. К. Тихомирова). - Т.1. - 1906.
20. Friedrich-FrlUbel-Museum. [Электронный ресурс]. URL:http://froebel-museum.de/pages/de/startseite.php. Дата обращения: 25.07.2018.
21. Museum education: History, Theory and Practice / Ed. N. Berry and S. Mayer Reston, 1989.
References
1. Akulova O.V. (2010) Didakticheskie materialy M. Montessori na kafedre doshkol'noj pedagogiki: istorija i sovremennost'. Razvitie idej nauchnoj shkoly kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta: Sbornik nauchnyh statej: po materialam mezhdunarodnoj konferencii [Didactic materials M. Montessori at the Department of Preschool Pedagogy: History and Modernity. Development of the ideas of the scientific school of the chair of preschool pedagogy of the Herzen University: Collection of scientific articles: on the materials of the international conference]. Saint-Petersburg. Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena [Herzen State Pedagogical University of Russia]. 36-43.
2. Akulova O.V. (2012) Didakticheskie materialy F. Frebelja kak sredstvo pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija i samorazvitija doshkol'nikov. Innovacionnye processy v doshkol'nom obrazovanii: Sb. nauch. st.: po materialam mezhdunarodnoj konferencii [Didactic materials F. Frebel as a means of pedagogical support for the development and self-development of preschool children. Innovative processes in preschool education. Collection of scientific articles: on the materials of the international conference]. Saint-Petersburg. Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena [Herzen State Pedagogical University of Russia]. 218-224.
3. Akulova O.V. (2013) Organizacija nauchno-issledovatel'skoj raboty magistrantov s ispol'zovaniem muzejnoj kollekcii materialov F. Frebelja i M. Montessori. Disseminacija rezul'tatov nauchnyh issledovanij v praktiku doshkol'nogo obrazovanija: Sbornik nauchnyh statej: po materialam mezhdunarodnoj konferencii [Organization of research work of undergraduates with the use of the museum collection of materials by F. Froebel and M. Montessori. Dissemination of the results of scientific research into the practice of preschool education. Collection of scientific articles: on the materials of the international conference]. Saint-Petersburg. Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena [Herzen State Pedagogical University of Russia]. 391-398.
4. Akulova O.V. (2017) Istorija fakul'teta doshkol'nogo obrazovanija. Institut detstva Gercenovskogo universiteta: kollektivnaja monografija [Department of preschool pedagogy of Herzen University. Institute of Childhood: Collective monograph]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburg. 15-34.
5. Akulova O.V., Gogoberidze A.G., Solnceva O.V., Somkova O.N. (2017) Kafedra doshkol'noj pedagogiki. Institut detstva Gercenovskogo universiteta: kollektivnaja monografija [Department of preschool pedagogy of Herzen University. Institute of Childhood: Collective monograph].
Edited by A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburg. 54-99.
6. Akulova O.V., Savinova L.Ju. (2017) Ot Vospitatel'nogo Doma... Institut detstva Gercenovskogo universiteta: kollektivnaja monografija [From the Educational House. Institute of Childhood: Collective monograph]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburg. 8-15.
7. Belova T.G. (2011) Razvitie issledovatel'skoj dejatel'nosti uchawihsja v Montessori-obrazovanii [The development of research activities of students in Montessori education]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. 121, 79-83.
8. Frebel' F. Izbrannye sochinenija Fridriha Frebelja. Vospitanie Cheloveka [Selected works of Friedrich Frobel. Education of Man]. Translated by I.D. Gorodeckiy. Moscow. Tihomirov Publishing. 1906.
9. Friedrich-FrDbel-Museum. [Electronic resource]. URL:http://froebel-museum.de/pages/de/startseite.php. Date: 25.07.2018.
10. Gogoberidze A.G. Akulova O.V. (2013) Retroinnovacija sistemy F. Frebelja v pedagogicheskom soprovozhdenii doshkol'nika [Retroinnovatsiya system F. Frobel in the pedagogical accompaniment of the preschooler]. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Izvestiya Southern Federal University. Pedagogical sciences]. 9, 35-41. [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 20653467. Date 24.07.2018.
11. Kafedra doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta: 85 let podgotovki pedagoga - tradicii i innovacii [Department of preschool pedagogy of Herzen University: 85 years of teacher training - traditions and innovations]: Collective monograph (2010). Akulova O.V., Babaeva T.I., Berezina T.A. i dr. Edited by A.G. Gogoberidze . Saint-Petersburg. Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena [Herzen State Pedagogical University of Russia].
12. Maksimova T.E. (2012) Virtual'nyj muzej kak sociokul'turnyj fenomen. Avtoreferat dissertacii kandidata kul'turologii: 24.00.01 [Virtual museum as a socio-cultural phenomenon. The Author's abstract of the dissertation of the candidate of cultural science]. Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv [Moscow State University of Culture and Arts]. Moscow.
13. Montessori M. (1913) Dom rebenka. Metod nauchnoj pedagogiki [The house of the child. Method of scientific pedagogy]. Moscow. Zadruga Publishing.
14. Montessori M. (2009) Samovospitanie i samoobuchenie v nachal'noj shkole. Moscow [Self-education and self-education in primary school]. Karapuz Publishing.
15. Museum education: History, Theory and Practice. Edited by N. Berry and S. Mayer Reston, 1989.
16. Nichiporenko L.K. (2014) Ispol'zovanie unikal'nyh materialov kollekcii F. Frebelja dlja motivacii studentov 1 kursa k osvoeniju pedagogicheskoj professii
i ih professional'no-lichnostnomu razvitiju [Use of unique materials of F.Frebel's collection for motivation of students of 1 course to development of a pedagogical trade and their professional-personal development]. Aktual'ni problemi doshkinoi ta pochatkovoi osviti v konteksti pedagogiichnih idej Fridriha Frebelja: Materiali mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii [The current problems of the pre-school enrollment in the context of pedagogical ideas of Friedrich Froebel: The material of the international scientific and practical conference]. Edited by Petuhova L. Je., Poleviklva O.B. Herson: Ajlant Publishing.
17. Nichiporenko L.K. (2014) Vozmozhnosti nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti prepodavatelej, studentov i magistrantov v nauchnoj laboratorii na baze muzejnoj kollekcii materialov M. Montessori i F. Frebelja [Possibilities of research activities of teachers, students and undergraduates in the scientific laboratory on the basis of the museum collection of materials by M. Montessori and F. Frobel]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science]. 1 71.
18. Organizacionnye i nauchnye osnovy opisanija muzejnyh predmetov v Kostromskom muzee-zapovednike: metodicheskie rekomendacii (2018) [Organizational and scientific basis for the description of museum items in the Kostroma Museum-Reserve: methodical recommendations]. Avtor-sostavitel': I.V. Emel'janova, I.S. Nagradov, S.V. Rjabincev. Kostroma.
19. Ryndina A.G. (2012) Osobennosti organizacii obrazovatel'nogo processa v ramkah istoricheskih disciplin na baze muzeja kafedry doshkol'noj pedagogiki Instituta detstva RGPU im. A.I. Gercena [Features of the organization of the educational process within the framework of historical disciplines on the basis of the museum of the preschool pedagogy chair of the Institute of Childhood of the Herzen University]. Disseminacija rezul'tatov nauchnyh issledovanij v praktiku doshkol'nogo obrazovanija: sbornik nauch. st.: po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Dissemination of the results of scientific research into the practice of preschool education. Collection of scientific articles: on the materials of the international conference]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburg. 390-396.
20. Sorokov D.G. (2010) Russkaja uchitel'nica. Semejnye istorii i metod nauchnoj pedagogiki Julii Fausek [Russian teacher. Family history and method of scientific pedagogy Julia Fausek]. Moscow. Forum Publishing. 64-99.
21. Sumnitel'nyj K.E. (2011) Tajna osvobozhdenija rebenka. Pochemu metod M. Montessori opjat' aktualen? [The mystery of the l iberation of the child. Why i s Montessori's method again relevant?] Problemy sovremennogo obrazovanija [Problems of modern education]. 1, 18-25.