Научная статья на тему 'От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования'

От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-методическое сопровождение / музей «Детская жизнь ребенка» / инновационная деятельность / практика дошкольного образования / история дошкольного образования. / scientific and methodological support / museum “Child’s life of the child” / innovative activity / practice of preschool education / history of pre-school education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Езопова Светлана Александровна, Новицкая Виктория Александровна, Солнцева Ольга Викторовна

Введение. В статье представлены результаты ретроспективного исследования, посвященного становлению и развитию сотрудничества Герценовского университета с детскими садами Санкт-Петербурга, раскрываются исторически сложившиеся традиции научно-методического сопровождения практики дошкольного образования, описываются современные тенденции развития данного направления. Целью исследования стало изучение ключевых идей и направлений научно-методического сопровождения деятельности детских садов в процессе целостного исторического развития. Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ содержания архивных материалов, публикаций, периодических изданий, ретроспективный метод, показывающий процесс сотрудничества Герценовского университета с точки зрения динамики его развития и исторической преемственности, научная интерпретация и синтез конкретных фактологических материалов. Полученные результаты исследования раскрывают уникальный опыт деятельности музея «Детская жизнь ребенка», послуживший основой для формирования практики научно-методического сопровождения инновационной, опытно-экспериментальной, проектной деятельности детских садов города. Выводы. Исследование позволяет определить тенденции развития процесса научно-методического сопровождения практики дошкольного образованиями в Санкт-Петербурге, выделить исторически сложившиеся традиции такого сотрудничества, обозначить существующие современные тенденции, определить ключевые направления развития данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Езопова Светлана Александровна, Новицкая Виктория Александровна, Солнцева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Museum “Children’s Life of the Child” to the Organization of Scientific and Methodological Support of Modern Practice of Preschool Education

Introduction. The article presents the results of a retrospective study devoted to the formation and development of the cooperation of the Herzen State University with the kindergartens of St. Petersburg, the historically established traditions of scientific and methodological support of pre-school education and current trends in the development of this direction are described. The aim of the study was to study key ideas and directions of scientific and methodological support of kindergartens in the process of integral historical development. A comprehensive research methodology was used, including a theoretical analysis of the contents of archival materials, publications, periodicals, a retrospective method showing the process of cooperation of the Herzen State University in terms of its development dynamics and historical continuity, scientific interpretation and synthesis of specific factual materials. The results show unique experience of the “Child’s life of the child” museum, which served as the basis for the formation of the practice of scientific and methodological support of the innovative, experimental activities of the city’s kindergartens. Conclusion. The study makes it possible to determine the tendencies in the development of the process of scientific and methodological support of the practice of pre-school education in St. Petersburg, highlight the historically established traditions of such cooperation, identify current rends, and key directions of the development of this process.

Текст научной работы на тему «От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10030

Езопова С.А., Новицкая В.А., Солнцева О.В.

От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования

Езопова Светлана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), esal@mail.ru

Новицкая Виктория Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), novikaa75@mail.ru

Солнцева Ольга Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), sololv@mail.ru

Введение. В статье представлены результаты ретроспективного исследования, посвященного становлению и развитию сотрудничества Герценовского университета с детскими садами Санкт-Петербурга, раскрываются исторически сложившиеся традиции научно-методического сопровождения практики дошкольного образования, описываются современные тенденции развития данного направления. Целью исследования стало изучение ключевых идей и направлений научно-методического сопровождения деятельности детских садов в процессе целостного исторического развития. Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ содержания архивных материалов, публикаций, периодических изданий, ретроспективный метод, показывающий процесс сотрудничества Герценовского университета с точки зрения динамики его развития и исторической преемственности, научная интерпретация и синтез конкретных фактологических материалов. Полученные результаты исследования раскрывают уникальный опыт деятельности музея «Детская жизнь ребенка», послуживший основой для формирования практики научно-методического сопровождения инновационной, опытно-экспериментальной, проектной деятельности детских садов города. Выводы. Исследование позволяет определить тенденции развития процесса научно-методического сопровождения практики дошкольного образованиями в Санкт-Петербурге, выделить исторически сложившиеся традиции такого сотрудничества, обозначить существующие современные тенденции, определить ключевые направления развития данного процесса.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, музей «Детская жизнь ребенка», инновационная деятельность, практика дошкольного образования, история дошкольного образования.

Для цитирования: Езопова СА., Новицкая ВА., Солнцева О.В. От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования // Современное дошкольное образование. - 2018. - №7(89). - С. 62-79. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-201 8-1 0030

Материалы статьи получены 17.07.2018.

UDC 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10030 From the Museum "Children's Life of the Child" to the Organization of Scientific and Methodological Support of Modern Practice of Preschool Education Svetlana A. Ezopova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Victoria A. Novitckaya, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Olga V. Solntseva, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Introduction. The article presents the results of a retrospective study devoted to the formation and development of the cooperation of the Herzen State University with the kindergartens of St. Petersburg, the historically established traditions of scientific and methodological support of pre-school education and current trends in the development of this direction are described. The aim of the study was to study key ideas and directions of scientific and methodological support of kindergartens in the process of integral historical development. A comprehensive research methodology was used, including a theoretical analysis of the contents of archival materials, publications, periodicals, a retrospective method showing the process of cooperation of the Herzen State University in terms of its development dynamics and historical continuity, scientific interpretation and synthesis of specific factual materials. The results show unique experience of the "Child's life of the child" museum, which served as the basis for the formation of the practice of scientific and methodological support of the innovative, experimental activities of the city's kindergartens. Conclusion. The study makes it possible to determine the tendencies in the development of the process of scientific and methodological support of the practice of pre-school education in St. Petersburg, highlight the historically established traditions of such cooperation, identify current rends, and key directions of the development of this process. Keywords: scientific and methodological support, museum "Child's life of the child", innovative activity, practice of preschool education, history of pre-school education. For citation: Ezopova S.A., Novitckaya V.A., Solntseva O.V. (2018). From the Museum "Children's Life of the Child" to the Organization of Scientific and Methodological Support of Modern Practice of Preschool Education. Preschool Education Today. 7:12, 62-79 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10030 Original manuscript received 17.07.2018.

Введение

Интерес к процессу научно-методического сопровождения практики дошкольного образования в последнее десятилетие значительно усилился. Это связано с изменением отношения государства и общества к профессиональной деятельности современного педагога. Согласно Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 №3241 п -П8), обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству

педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. Сохраняя лучшие традиции научно-методического сопровождения российских учителей и воспитателей, необходимо развивать и обновлять содержание и форматы данного процесса, ориентированного на развитие новых профессиональных качеств специалистов в области дошкольного образования в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога.

Приоритетность выделенной задачи подчеркнута в ключевых положениях государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы

(утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642), где научно-методическое сопровождение процесса развития системы общего образования провозглашено в перечне актуальных прикладных исследований (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642. С. 208).

В настоящее время существующий эшелон исследований, посвященных проблеме научно-методического сопровождения в сфере образования, позволяет нам определить специфику данного процесса, его структуру и форматы реализации. В исследованиях А.Г. Гогоберидзе, В.А. Новицкой, Е.В. Каратаевой и др. научно-методическое сопровождение рассматривается в контексте сотрудничества двух образовательных организаций, одна из которых имеет научный и методический потенциал для оказания помощи и поддержки субъекту образования в решении актуальных задач его деятельности. Среди потребностей образовательных организаций актуальной становится практика сопровождения педагогов в процессе решения педагогических задач. Чаще потенциально готовы к научно-методическому сопровождению образовательные организации, реализующие научные исследования, имеющие научный кадровый потенциал, осуществляющие процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Вместе с тем, неоднозначность трактовки понятия «научно-методическое сопровождение» в современных исследованиях позволила авторам статьи углубиться в данную проблему и на основании проведенного ретроспективного анализа становления практики научно-методического сопровождения Герценовским университетом дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга выделить актуальные направления и форматы данного процесса.

Направления и методы исследования

Ключевым методом изучения фактологических данных стал ретроспективный анализ. Достоинством данного метода выступает возможность изучения практики научно-методического сопровождения дошкольных образований города с момента создания педагогического института дошкольного образования, преобразованного в дальнейшем в Герценовский университет. В основу исследования были положены следующие критерии изучения:

• содержательные аспекты научно-методического сопровождения практики дошкольного образования;

• направления и форматы научно-методического сопровождения практики дошкольного образования;

• принципы реализации процесса сопровождения.

Главным преимуществом ретроспективного анализа становится возможность наглядно представить динамику развития процесса научно-методического сопровождения практики дошкольного образования в столетнем разрезе, определить наиболее эффективные тенденции данного процесса, выделить факторы, влияющие на качество научно-методического сопровождения практики дошкольного образования.

В рамках проведенного исследования была предпринята попытка определить сущностные особенности научно-методического сопровождения как современного феномена российского образования.

Обращение к справочной литературе позволяет нам констатировать, что термин сопровождение всегда применяется в контексте деятельности субъектов. Например, в словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «сопровождение» трактуется как «следовать рядом, вместе с кем-то, ведя куда-то или идя за кем-то, в качестве спутника или провожатого» (Ожегов, 2009). В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (Даль, 2009) предлагается рассматривать сопровождение как действия, которые позволяют сопроводить кого-то, провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-то, для проводов, провожатым, следовать рядом. При этом синонимом сопровождающего становятся - проводник, провожатый; попутчик. Словарь синонимов (Горбачевич, 2009) подчеркивает, что синонимами сопровождения становятся термины: вместе, совместно, дружно, нераздельно, неразлучно, вообще, сообща, вкупе, купно, совокупно, соборно, коллективно, единодушно, в один голос, как один человек, разом, миром, скопом, хором, гурьбой, заодно, за компанию, бок о бок, рука об руку.

В работах Е.И. Казаковой, А.Г. Гогоберидзе, Л.Н. Бережновой, М.Р. Битяновой, О.С. Газ-мана,Л.М. Шипициной,Л.Б. Лаптевой,М.С. Полянского, И.В. Серебряковой, В.А. Новицкой и др. подчеркивается, что появление термина «сопровождение» было обусловлено возникновением особого взгляда общества на разви-

тие человека, приоритетность его субъектной позиции; готовность самостоятельно принимать жизненные решения и нести за них ответственность. Необходимость оказания помощи и поддержки человеку в решении возникающих в его жизни трудностей и проблем являются основными причинами исторического появления процесса сопровождения в практике работы многих социальных институтов, в том числе и в образовании.

Сравнительно недавно в образовании наряду с другими видами сопровождения стали активно использовать понятие «научно-методическое сопровождение». В исследованиях Е.В. Коротаевой научно-методическое сопровождение понимается как непрерывный процесс сотрудничества учреждений науки и практики с целью повышения качества профессиональной деятельности педагогов, повышения эффективности функционирования образовательных систем региона (Коротаева, 2015).

В научных трудах Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макаровой научно-методическое сопровождение определяется как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей его профессиональной деятельности (Дроботенко, Макарова, 2016).

Мы можем констатировать, что научно-методическое сопровождение реализуется в том случае, если:

• осуществляется сотрудничество двух организаций, одна из которых обладает научным и методическим потенциалом, позволяющим ей реализовывать сопровождение, а вторая организация испытывает потребность в оказании такого рода помощи и поддержки;

• сотрудничество носит пролонгированный характер, не является эпизодическим и (или) краткосрочным;

• сотрудничество ориентировано на удовлетворение взаимных потребностей, которые определяются субъектами взаимодействия в режиме диалога;

• сотрудничество предполагает использование вариативных форматов взаимодействия субъектов сопровождения, ориентированных на достижение общей цели - обеспечение непрерывности педагогического образования.

В настоящее время не существует единого мнения исследователей по поводу направлений

научно-методического сопровождения практики образования. Однако, существуют работы, где предпринята попытка их определения. Так, в трудах Н.В. Чекалевой подчеркивается, что научно-методическое сопровождение предполагает оказание помощи образовательной организации в создании и продвижении педагогических проектов, а также сопровождение инновационной деятельности и опытно-экспериментальной работы педагогов ДОО.

И.В. Лебедева, Р.У. Арифулина (Лебедева, Арифулина, 2016) полагают, что научно-методическое сопровождение возникает в том случае, если необходимо обобщить педагогический опыт образовательной организации или конкретного педагога в виде презентации или публикации.

Н.Н. Сабинина (Сабинина, 2011) подчеркивает, что научно-методическое сопровождение ориентировано на осуществление консультирования педагогов, их знакомство с современными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии.

Очевидно, что ретроспективный анализ практики взаимодействия Герценовского университета с дошкольными организациями Санкт-Петербурга позволит нам уточнить сущность понятия «научно-методическое сопровождение», определить и обосновать его направления, выделить наиболее эффективные (исторически сохранившиеся) форматы сопровождения, определить перспективы его развития.

Результаты исследования

Анализ архивных материалов позволяет нам утверждать, что активное взаимодействие Герценовского университета с дошкольными образовательными организациями города начинает складываться с момента создания музея «Дошкольная жизнь ребенка», который позиционировал себя как научно-методический и исследовательский центр (Шульгина, 2007). Инициатива создания такого научно-методического центра принадлежит Е.И. Тихеевой и М.Я. Морозовой, которые «стремились реализовать педагогические проекты, отвечающие задаче создания комплексов, выполняющих различные педагогические, просветительские, методические и др. функции» (Шульгина, 2007). В 1914 году музей «Дошкольная жизнь ребенка» стал работать как методический и образовательный центр по дошкольному воспитанию. Направления работы Музея полностью

соответствовали потребностям практики дошкольного образования и отражали профессиональные запросы воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста. В частности, в Музее существовали целые отделы, посвященные направлениям развития ребенка дошкольного возраста: отдел развития речи и внешних чувств, отдел грамоты и счета, отдел физического воспитания, отдел музыкального воспитания, отдел игр и игрушек, отдел моделирования и конструирования, отдел изучения среды и интересов ребенка. Благодаря многообразию направлений в Музее удалось собрать уникальный педагогический опыт воспитателей, обобщить прогрессивные на тот момент практики решения педагогических задач, распространять имеющийся опыт путем проведения публичных лекций, семинаров, чтения докладов, организации бесед с педагогами-практиками, техническим персоналом, родителями и т.п.

Особым достоянием Музея стала педагогическая читальня, где были представлены научно-методическая и практическая печатная продукция: теоретические сборники, детская литература, пособия для воспитателей, детей, родителей.

Интересной стала и практика создания педагогических кружков, деятельность которых была ориентирована на тех, кто интересовался вопросами дошкольного образования, но не имел соответствующего образования, в том числе для родителей детей дошкольного возраста. Работа кружков строилась практико-ориентированно, для ведения мероприятий приглашались действующие педагоги, работающие в детских садах и очагах. Такая практика позволяла выявлять лучших педагогов, по сути поддерживать и сопровождать практику су-первизорства и наставничества.

Петроградский музей «Дошкольная жизнь ребенка» был первым научно-методическим центром в нашей стране, где осуществляли свою деятельность преподаватели Педагогического института дошкольного образования: Н.А. Альмединген-Тумим, Е.С. Дедюлина-Успенская, Е.И. Иорданская, Е.Л. Привалова, Е.И. Тихеева, Г.Г. Тумим, Ю.И. Фаусек, Л.И. Чулицкая и др.

Изучение архивных материалов государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №109 Центрального района Санкт-Петербурга, отметившего в 2016 году свой столетний юбилей, позволяет нам наглядно представить отношение практических работников к де-

ятельности музея «Дошкольная жизнь ребенка». Далее приводятся отрывки из воспоминаний Анастасии Николаевны Костроминой, с 1914 года возглавлявшей детский очаг №2 в Петербурге (сохранена орфография и стилистика автора):

«...Работать было крайне тяжело. Все воспитательницы имели только среднее образование, но наблюдалось общее стремление и добросовестное рвение к работе с детьми. Все охотно стремились получать некоторые знания по работе с детьми в открывавшихся тогда курсах и кружках, где читали лекции Морозова, Тихеева, Соловьев, Фаусек. Занятия брались, главным образом, на Фребелевской системе: работа с бумагой по сгибанию, вырезывание, плетение, рисование по клеточкам, подвижные игры, пение без инструмента.К 1919 году педагогическая работа начала приобретать некоторую четкость и определенность. К руководительницам предъявлялись требования обязательного приобретения знаний по дошкольному воспитанию на открывшихся тогда в большом количестве курсах и кружках при Музее «Дошкольная жизнь ребенка». Они активно и охотно посещали эти мероприятия и приобретенные там знания и методику занятий с детьми переносили в воспитательную работу детского сада. В это время уже проводились занятия по развитию внешних чувств, развитию речи, по ИЗО-работе. Проводились организованные подвижные игры и плановая работа по музыкальному образованию. Педагоги уже делали попытки планировать свою работу на определенный отрезок времени по темам и учитывать ее в форме дневников. Ежедневного плана учета тогда не было. Контролировали воспитательную работу, осуществляли методическое руководство этой работой инспектора по дошкольному воспитанию по 2 на район, которые в свою очередь активно принимали участие в деятельности Музея «Дошкольная жизнь ребенка», общались с педагогами, знали лучший опыт работы передовых садов, например, образцовых Богдановских яслей при табачной фабрике. На заседаниях кружков и открытых беседах с педагогами зимой и летом детские сады отчитывались о своей работе, на таких встречах могли присутствовать родители, общественность, все задавали вопросы, уточняли, как работало учреждение. Так распространялся лучший опыт.

Часто с визитами в детские сады приезжали комиссии с ведущими педагогами и методистами по дошкольному образованию: Тихеева, Бобылева, Успенская, Альмединген-Тумим. Во время посещения методисты внимательно зна-

комились с обстановкой в детском саду, постановкой работы, наблюдали наши занятия с детьми, режим, знакомились с детскими работами. Тут же на месте устраивали совещания и давали оценку своего наблюдения, практические указания к работе в соответствии с новыми веяниями... Я помню в какой трепет привело нас неожиданное посещение Е.И. Тихеевой, да еще к несчастью выключили водопровод. Пришлось мыть детям руки, поливая над тазом. Но Е.И. Тихеева одобрила, что нашли выход из положения, не посадили детей за стол с грязными руками. В общем оказалась не такой строгой, как нам казалось на ее лекциях. Она дала положительную оценку нашей работе, одобрила наблюдаемые занятия по грамоте, но и указала на недочеты, дала новые варианты игр. Очень полезные, в образной форме давал указания к обучению грамоте и профессор Тумим.

Благодаря деятельности музея «Дошкольная жизнь ребенка» мы могли принимать участие и в конференциях дошкольных работников. Так, в 1919 году на областную конференцию наш сад получил 2 билета. Это было очень нужно. Поэтому даже не испугались мороза, помещение было неотапливаемое, сидели в валенках и пальто, но зал был переполнен до отказа, и никто не уходил с утра до вечера. Выступали все те же Тихеева, Морозова, Фаусек. Было интересно и познавательно. В саду потом руководительница собрала всех работников, и мы рассказывали все в подробностях, чтобы можно было использовать потом всем в работе с детьми.

Через музей «Дошкольная жизнь ребенка» прошли все сотрудники детских садов. Хотелось работать результативно, а педагогический багаж был ничтожным. Все воспитатели нашего сада были включены в кружки при музее. Мы посещали аккуратно все мероприятия, семинары, занятия, экскурсии. Все помнят увлекательные экскурсии в кружке по природе профессора Кайгородова. Эти экскурсии были полезны и интересны, давали большой материал по знакомству с природой нашего окружения, сезонными явлениями, лесами и лугами, фауной и флорой, давали богатый материал по работе с детьми. Благодаря такой помощи все воспитательницы стали организовывать экскурсии в природу для детей. Общими усилиями в результате занятий в кружках был организован большой живой уголок в детском саду: перевезли с лугов из леса растения: «мать-мачеха», манжетки, землянику, маленькие елочки, в аквариумах поселили наловленных карасиков-плавунцов, в террариумах - лягушек, тритонов. Из животных были гуси, кролик, руч-

ная ворона Кирочка. Позднее уголок расширили,

стали выращивать растения: редиску, помидоры,

собирали порядочный урожай.».

Выделенный фрагмент воспоминаний руководителя детского сада Анастасии Николаевны Костроминой позволяет нам увидеть ростки зарождения научно-методического сопровождения практики дошкольного образования. Анализируя архивные данные, можно выделить направления научно-методического сопровождения, среди которых явно прослеживается:

• выявление, обобщение и распространение лучших практик дошкольного образования, использование практического опыта при чтении лекций, проведении семинаров, помощь в подготовке к публичным выступлениям с отчетами о работе дошкольных учреждений;

• включение дошкольных работников в создание методических пособий, публикаций для пополнения педагогической библиотеки;

• организация и сопровождение деятельности тематических кружков, что явилось в будущем основой для научного руководства методических и кустовых объединений дошкольных работников;

• патронаж и поддержка деятельности дошкольных организаций, выезды в детские сады, анализ работы педагогов, оказание консультационной и методической помощи на местах;

• организация и проведение массовых профессиональных мероприятий и событий с целью распространения лучших практик дошкольного образования;

• разработка в соответствии с потребностями практики и реализация программ профессионального образования, педагогических курсов и семинаров.

Архивные данные позволяют нам выделить актуальное содержание научно-методического сопровождения педагогов дошкольных организаций. Наиболее востребованным содержанием научно-методического сопровождения становятся вопросы проектирования и реализации педагогического процесса в следующих направлениях: развитие речи дошкольников, внешних чувств, развитие грамоты и счета, физическое и музыкальное воспитание ребенка, моделирование и конструирование; условия реализации педагогического процесса, в частности организация среды развития ребенка, использование игр и игрушек для детей дошкольного возраста; знания о ребенке дошкольного возраста, в том числе портретные характеристики детей, их психологические особенности.

Особым разделом научно-методического сопровождения практики дошкольного образования становится работа с родителями, поиск наиболее эффективных форматов общения с семьями воспитанников.

В частности, воспоминания А.Н. Кост-роминой иллюстрируют важность получения методической помощи при организации взаимодействия с родителями:

«.Работа с родителями была самым сложным в работе воспитательниц, приходилось посещать семьи с целью выявления характера помощи: помещение самых остронуждающихся детей в детский сад; получение молока из детского сада; направление на единовременное пособие.

Эта работа была очень трудной, так как важно было сдерживать эмоции, уметь внушать доверие и веру в лучшее. Владение приемами доверительных бесед, развитие педагогической наблюдательности позволяло педагогам индивидуально сотрудничать с каждой семьей, хорошо знать бытовую обстановку, запросто навещать семьи, поддерживая и помогая родителям человеческим советом. Помню я долго убеждала и убедила мать семьи Королевых, где жило 5 детей, а отец погиб на войне, вынести курятник из комнаты и тут же распланировала, как лучше разместить вещи, чтобы обеспечить отдельные постельки для детей. Эта деятельность была очень сложна, но на курсах, кружках, на лекциях преподаватели убеждали, что для правильного воспитания необходимо хорошо изучить семью, условия ее жизни, на практике учили, что и как нужно видеть, как разговаривать с членами семьи.». Особую заботу со стороны педагогов Музея «Дошкольная жизнь ребенка» ощущали на себе молодые, неопытные педагоги. Для них организовывались специальные встречи, курсы, они объединялись в кружки, посещали популярные лекции, на курсах руководительниц детских садов учили, как оказывать помощь молодым воспитательницам, рассказывали о наставничестве и попечительстве.

Таким образом, авторы статьи могут констатировать, что с появлением Музея «Дошкольная жизнь ребенка» начинает складываться практика научно-методического сопровождения педагогов дошкольного образования. Представленный опыт сотрудничества науки и практики нашел свое отражение на современном этапе развития дошкольного образования Санкт-Петербурга.

Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена, опираясь на уже сложившиеся традиции научно-методического сопровождения практики

дошкольного образования, продолжает расширять и углублять данный опыт.

В исследованиях С.А. Езоповой, И.А. Ка-лабиной, В.А. Новицкой (Езопова, Калабина, Новицкая, 2018) проиллюстрированы современные тенденции научно-методического сопровождения дошкольных образовательных организаций города.

Благодаря вековому сотрудничеству Герценовского университета с дошкольными организациями в настоящее время создано уникальное пространство поддержки и сопровождения педагогов дошкольного образования. Традиционно направлениями научно-методического сопровождения практики дошкольного образования продолжают выступать:

• сопровождение лучших практик дошкольного образования;

• помощь в создании методических пособий и публикаций;

• организация и сопровождение деятельности методических и кустовых объединений дошкольных работников;

• персонифицированные консультации педагогических работников и дошкольных организаций города;

• организация и проведение профессиональных событий;

• разработка и реализация персонифицированных, адресных программ дополнительного профессионального образования.

Одним из направлений долговременного сопровождения практики дошкольного образования стало создание научно-методического сопровождения комплексной образовательной программы «Детство», которая существует уже более 25 лет. Патронаж и поддержка деятельности дошкольных организаций, начатые Музеем «Дошкольная жизнь ребенка», связаны с изданием библиотеки программы «Детство», в создании которой принимают участие как преподаватели кафедры дошкольной педагогики, так и педагоги-практики. Издания, которыми активно пользуются педагоги-практики, отразили изменения, которые происходили в дошкольном образовании в 1990-е годы, и современные тенденции его развития, обусловленные введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Первым продуктом методического обеспечения программы стал сборник «Методические советы к программе «Детство» (Методические советы к программе «Детство», 2000), адресованный, в первую очередь, воспитателям

дошкольных образовательных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических учебных заведений. Основой построения педагогического процесса по программе «Детство» стала концепция целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, которая на протяжении многих лет разрабатывалась научным коллективом кафедры дошкольной педагогики (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, О.В. Акулова, А.М. Вербенец, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.). В сборнике были обозначены подходы к организации педагогического процесса, которые в дальнейшем получили развитие в методических разработках к программе:

• использование проблемных ситуаций, побуждающих ребенка занять позицию субъекта, поисково-исследовательской деятельности разной направленности;

• использование игр и ситуаций, направленных на решение значимых для ребенка задач в игровой форме;

• интегрированный подход к реализации содержания программы через его тематическое построение;

• использование моделирования как средства, активизирующего познавательную и творческую активность детей.

Были заложены основы ситуационного подхода к реализации образовательного содержания программы. Так, Т.И. Бабаевой было определено, что педагогическая технология социально-эмоционального развития детей предусматривает накопление каждым ребенком положительного субъектного опыта через участие в специально организованных воспитательных ситуациях, основанных на сочетании «понимать, сопереживать, творить», использовании близких детям жизненных проблем. В статье З.А. Михайловой и Л.М. Клариной было дано обоснование использования развивающих ситуаций, основанных на сотрудничестве детей и взрослых в процессе решения образовательных задач. Их отличительная черта -направленность на развитие ребенка через использование экспериментирования, эвристических бесед, творческих заданий, обеспечивающих высокую активность ребенка.

Особое место в статьях сборника «Методические советы к программе "Детство"» уделялось мотивации детской деятельности как основы становления субъектной позиции. Для педагогов были раскрыты и методически проиллюстрированы такие приемы, как:

действия, «провоцирующие к деятельности» (М.Н. Полякова), приведены примеры внесения в группу необычных предметов и материалов, создания сюрпризных и игровых моментов (О.Н. Сомкова).

Основы индивидуально-дифференцированного подхода к детям в организации педагогического процесса были проиллюстрированы характеристиками подгрупп детей со сходными особенностями освоения игровой деятельности (О.В. Солнцева), театрально-игровой деятельности (О.В. Акулова) и примерами построения работы с подгруппами детей.

Были обозначены значимые для организации педагогического процесса условия, направленные на создание в группе детского сада эмоционально-комфортной атмосферы, сотрудничества, доверия, сопереживания, что способствует раскрытию субъектных проявлений ребенка. Стали определяться требования к построению развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, реализующем программу «Детство». Начиная с 2000 года сборник неоднократно дорабатывался и выдержал более 10 переизданий в издательстве «Детст во-Пресс».

Важным шагом в создании научно-методического обеспечения реализации программы «Детство» стало методическое пособие для педагогов ДОУ «Готовимся к аттестации!» (2005). В содержании пособия впервые был представлен комплекс педагогической диагностики образовательного процесса в детском саду. В сборнике были целостно представлены подходы к построению развивающей среды детского сада (М.Н. Полякова), которые впоследствии дорабатывались и совершенствовались в методических рекомендациях к программе.

Еще одним шагом к созданию научно-методического обеспечения реализации программы стал сборник «Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» (Игра и дошкольник.., 2004). В сборнике были рассмотрены теоретические и практические аспекты развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста в различных видах игр. Из материалов статей педагоги получили представление о детской игровой культуре первого десятилетия XXI века, о методах педагогического сопровождения, развивающих самостоятельность и творческую активность детей в игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ. В статье Т.И. Бабаевой были раскрыты значение игры в социокультурном развитии детей, основы

культурологического подхода в дошкольном образовании и обобщены результаты исследования игровой деятельности на кафедре дошкольной педагогики, апробации его результатов.

Материалы статей были основаны на диссертационных исследованиях и научных разработках преподавателей кафедры дошкольной педагогики. В статьях раскрыты теоретические основы и практические аспекты развития субъектной позиции ребенка в режиссерских играх (О.В. Солнцева), конструктивных играх (М.Н. Полякова), развивающих математических играх (З.А. Михайлова), играх по мотивам фольклорных произведений (О.В. Акулова), хороводных играх (А.Г. Гогоберидзе); представлены подходы к диагностике театрализованной деятельности детей (В.А. Деркунская), использованию игры как средства коррекции поведения детей (Т.А. Березина), возможности использования игры и труда в целостном развитии дошкольника (М.В. Крулехт, Э.В. Онищенко). Издание данного сборника окончательно утвердило положение об игровых основах организации образовательного процесса по программе «Детство».

С 2005 года методическое обеспечение программы «Детство» окончательно оформилось в учебно-методических пособиях под общим названием «Как работать по программе «Детство» (Как работать по программе «Детство».. , 2005, 2007, 2010). В создании пособий принимали участие не только авторы программы «Детство», но практически все преподаватели кафедры дошкольной педагогики, педагоги-практики. Издание данных пособий связано с оформлением научно-методических подходов к организации педагогического подхода к программе «Детство». Содержание ориентировано на выделение ведущих для каждой возрастной группы задач воспитания и развития ребенка, оснований для использования индивидуально-дифференцированного подхода.

Основой построения образовательного процесса стал ситуационный подход, были разработаны и предложены для использования в практике работы детского сада образовательные ситуации, обеспечивающие развитие и воспитание ребенка на разном образовательном содержании. При разработке образовательных ситуаций особое внимание уделялось проблемному подходу к организации воспитания и развития детей, игровым основам организации образовательного процесса в детском саду.

Реализация образовательного процесса была выстроена на основе развития познава-

тельной активности детей в процессе наблюдения, поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, сюрпризных моментов, отгадывания загадок. В каждой возрастной группе внимание уделялось определению приемов развития детской самостоятельности в разных видах деятельности и в общении. В методических рекомендациях по каждому из разделов были приведены способы развития творческих проявлений детей, подходы к развитию индивидуальности ребенка. Стали определяться и предлагаться для использования практиками новые формы организации образовательного процесса в детском саду: проектная деятельность, детские викторины, коллекционирование, экспериментирование, ведение детских дневников и журналов, составление диафильмов, игры-путешествия, спектакли-коллажи, творческие мастерские и многое другое. Методические разработки были лишены дидактизма, переноса школьных методов образования в детский сад, что обусловлено следованием теоретико-методологическим основам программы.

Содержание методических пособий существенно обогатилось за счет разработки перспективного планирования по некоторым разделам программы, тематического подхода к реализации образовательного содержания с выделением общих тем для разных разделов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б ыли оп ределен ы требования к организации взаимодействия воспитателя с детьми на протяжении дошкольного возраста (Т.И. Бабаева), показано, как обеспечить личностно-ориенти-рованный характер взаимодействия педагога с детьми, создать в группе обстановку эмоционального комфорта, сделать общение взрослого и ребенка содержательным.

Параллельно с созданием учебно-методических пособий к программе авторами создавались и продолжают создаваться расширенные версии методических рекомендаций по отдельным разделам (образовательным областям) программы. Это методические пособия «Ребенок и книга» (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Пирадова); «Знакомство с портретной живописью», «Знакомство с натюрмортом», «Дети и пейзажная живопись», «Знакомим со сказочной живописью» Н.А. Курочкиной; «Игровые задачи для дошкольников» З.А. Михайловой, «Ребенок и рукотворный мир» М.В. Крулехт; «Самоделкино» М.В. Крулехт, А.А. Крулехт; «Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей» В.А. Деркунской,

А.Г. Гогоберидзе; «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей» О.В. Солнцевой, «Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды» Т.И. Бабаевой, Л.С. Римашевской и многие другие пособия преподавателей кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета (В.А. Деркунской, Л.С. Римашевской, О.В. Солнцевой, А.Н. Харчевниковой, А.Г. Рын-диной и др.).

Появление мониторинга как составляющей части образовательного процесса в детском саду повлекло за собой создание научно-методического пособия «Мониторинг в детском саду» (Мониторинг в детском саду, 2011). В пособии раскрыты научно-методические основы мониторинга образовательного процесса, основанные на гуманитарной методологии и понимании ребенка как субъекта детской деятельности и поведения. Педагоги получили инструментарий для целостного мониторинга образовательного процесса, практический материал для его организации (схемы, диагностические карты, наглядный материал и многое другое) с использованием метода наблюдения и ситуационных методов.

Новый этап в разработке научно-методического обеспечения программы «Детство» был обусловлен появлением Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В короткий период времени под руководством и при непосредственном участии заведующей кафедры дошкольной педагогики, профессора А.Г. Гогоберидзе появились учебно-методические пособия для педагогов детских садов по всем образовательным областям стандарта. Обобщением подходов к организации образовательного процесса по программе «Детство» в современных условиях стало учебно-методическое пособие по планированию и организации образовательного процесса дошкольного учреждения по программе «Детство» (Вербенец, Сомкова, Солнцева, 2015). Оно стало результатом совместной работы всей кафедры по определению тематического содержания образовательной деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Идеи комплексности и интеграции образовательного процесса, ставшие актуальными для педагогов, легли в основу данного пособия. Сам процесс планирования представлен в пособии как проектная деятельность педагога, результат которой - это проект организации образовательной деятельности на определенный пе-

риод времени (что не тождественно проектной деятельности детей).

В качестве основной формы образовательного процесса выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе «Детство» на протяжении многих лет. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов образовательной деятельности завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социокультурный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сю-жетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.

Таким образом, становление методического обеспечения программы «Детство» осуществлялось с позиции теоретико-методологических подходов к программе и основано на широком вхождении ребенка в мир культуры, развитии субъектной позиции в разных видах деятельности, гуманитарном понимании природы ребенка. Этому способствуют игровые основы организации образовательного процесса, широкое использование проблемных методов и детского экспериментирования в его организации, ситуационный подход и опора на продуктивность образовательной деятельности, возможность вариативного выбора содержания и способов взаимодействия с детьми в зависимости от их индивидуальных особенностей. Деятельность педагога по организации образовательного процесса рассматривается с позиции проектного подхода, что предполагает проявление педагогического творчества и мастерства.

Дальнейшие перспективы совершенствования методического обеспечения комплексной образовательной программы «Детство» связаны с обобщением опыта реализации ФГОС дошкольного образования, накоплением инновационных практик организации образовательной деятельности в детском саду, в том числе в связи с организацией инновационной деятельности в дошкольных организациях.

В результате такого тесного взаимодействия науки и практики в Санкт-Петербурге функционируют экспериментальные площадки, ведущие научно-методическую работу по решению актуальных проблем развития системы дошкольного образования, и педагогические лаборатории, реализующие научные исследования по актуальным проблемам развития системы дошкольного образования Санкт-Петербурга на конкретной практической базе - партнерами большинства педагогических лабораторий становится Герценовский университет; ресурсные центры дошкольного образования, которые осуществляют внедрение в систему дошкольного образования Санкт-Петербурга инноваций, оказывают методическую поддержку в рамках имеющегося инновационного опыта, консультируют деятельность ресурсных центров представители кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Анализ тематики и содержания проектов инновационной деятельности детских садов Санкт-Петербурга за последние три года позволяет нам выделить наиболее актуальные направления научно-методического сопровождения практики дошкольного образования. Продолжая традиции взаимодействия музея «Дошкольная жизнь ребенка» с детскими садами нашего города, в настоящее время наиболее востребованным направлением инновационной деятельности является:

1. Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В рамках инновационной деятельности коллективу ГБДОУ детский сад №25 Центрального района под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена О.В. Солнцевой удалось разработать алгоритм проектирования содержания и структуры образовательной деятельности, инновационной командой представлена модель описания образовательного процесса с позиции структуры деятельности. Педагогическим коллективом ГБДОУ №25 Центрального района создан уникальный информационный продукт - сайт «Навигатор по образовательной программе дошкольного образования» (http://opdo-fgosdo.ru), где осуществляется информационно-методическая и консультационная поддержка педагогов при проектировании образовательной программы.

Интересной инновационной практикой поддержки уникальности личности ребенка и разнообразия детства является опыт проектирования вариативных образовательных маршрутов (ВОМ) развития детей дошкольного возраста педагогами ГБДОУ №22 Московского района. Авторским коллективом под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена О.В. Акуловой и ассистентом кафедры Т.А. Ивченко предложена авторская технология «Кейс-ВОМ» с описанием ситуации использования вариативных образовательных маршрутов трех видов («ВОМ помощи», «ВОМ поддержки», «ВОМ содействия развитию способностей») для дошкольников с разными образовательными возможностями, потребностями и интересами, что обеспечивает их полноценное развитие и самореализацию в деятельности.

2. Создание условий для развития современной образовательной среды путем внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания дошкольного образования.

Педагогическим коллективом ДОУ №32 Петроградского района под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена В.А. Деркунской в рамках инновационной деятельности разработана и апробирована парциальная программа страноведческого и поликультурного образования старших дошкольников «Космобот и дети гуляют по планете». Методический продукт позволяет знакомить детей с многообразием культурного пространства и обеспечивает методическое сопровождение данного процесса.

Одним из востребованных инновационных образовательных продуктов на региональном уровне является педагогическая технология художественно-творческого развития дошкольников средствами дизайн-деятельности «Дошкольник в мире дизайна», спроектированная и апробированная на базе ГБДОУ №50 Приморского района. Предложенная технология была разработана под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена А.М. Вербенец и позволяет педагогу значительно обогатить образовательный процесс и создать условия для позитивного развития детей на основе «дизайн-увлечения».

Наряду с вышеуказанными инновационными образовательными продуктами в профессиональном сообществе Санкт-Петербурга востребованы методические материалы:

ДОУ «Радуга» Центрального района «Педагогическая технология развития эмпа-

тии старших дошкольников в театрализованной деятельности» под руководством доцента

B.А. Деркунской;

ДОУ №116 Невского района «Новая территория детского чтения: современная литература в библиотеке детского сада» под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики

C.А. Езоповой;

3. Механизмы включения родительского сообщества в проектирование, реализацию образовательной программы ДОО и оценивание ее качества.

Повышение внимания в российском обществе к проблеме формирования ответственного и позитивного родительства, активному участию родительской общественности в проектировании и реализации стратегии образования и развития привело к появлению проекта, разработанного авторским коллективом ГБДОУ №19 Центрального района под руководством доцента кафдеры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена С.А. Езоповой на тему «Формирование культуры независимой оценки родителями качества реализации образовательной программы дошкольного образования». В рамках проделанной работы был создан Путеводитель для родителей по образовательной программе детского сада и разработаны методические рекомендации по использованию инновационного продукта.

4. Поддержка молодых педагогов дошкольного образования, создание условий для их успешной интеграции в профессию.

В рамках решения поставленной задачи авторским коллективом СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8» под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена В.А. Новицкой создана вариативная модель интеграции молодых педагогов в профессию. Вариативная модель представляет собой содержательную часть, описывающую возможные направления партнерства педагогического колледжа с молодыми педагогами, и технологическую часть, определяющую способы их активного сотрудничества. С этой целью создан центр интеграции молодых педагогов в профессию <^0-движение». Основными задачами деятельности центра являются:

• создание единого профессионального пространства для молодых педагогов;

• целостное представление о специфике работы современного молодого педагога, четкая выработка и определение технологий работы по планированию, учебному содержа-

нию, оценочной деятельности с использованием диагностических, коррекционных, просветительских и консультационных техник;

• внешняя супервизия и профессиональная поддержка молодых специалистов с целью выработки адекватного самовосприятия и самооценки в профессиональной деятельности;

• поддержка и стимулирование профессиональной карьеры.

Лучшим продолжением традиций научно-методического сотрудничества Герценовского университета с дошкольными организациями города является организация ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников, организаторами которой являются доцент кафедры дошкольной педагогики В.А. Новицкая и ассистент кафедры М.С. Новиков. Ярмарка традиционно проводится на базе научно-методического центра Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и объединяет представителей дошкольного образования всего города и других регионов. В апреле 2018 года ярмарка отметила свой 5-летний юбилей. В настоящее время значимыми результатами ярмарки стали: регулярное взаимодействие системы дошкольного образования с представителями профессиональных образовательных организаций, готовящих воспитателей детского сада и специалистов в области управления дошкольным образованием, объединение в сетевые сообщества педагогов разных районов нашего города, представление платформы для совместных исследований, проектов, инициатив дошкольным работникам нашего города. Сегодня ярмарка раскрыла возможности для:

• инициирования и поддержки профессиональной активности педагогов;

• выявления лучших практик дошкольного образования на всей территории РФ;

• повышение профессиональной компетентности педагогов в актуальных вопросах обновления системы дошкольного образования;

• развитие профессиональных умений, способности видеть траекторию своего профессионального роста и развития.

Благодаря ярмарке удалось не только создать единую профессиональную территорию опережающего профессионального развития, организовать деятельность проектных офисов, но и создать особый образ профессиональной жизни, когда потребность в обсуждении и презентации нового опыта становится необходимым толчком для дальнейшего развития педагогической карьеры.

Важными достижениями ярмарки становятся ее видимые результаты в цифрах и фактах. За пять лет организации ярмарки было напечатано более 1000 экземпляров сборников, общий объем всех сборников на момент первого юбилея составляет более 2000 страниц или 125 печатных листов. За 5 лет было напечатано более 570 научно-методических и практических статей. С 2015 года заочными участниками ярмарки стали представители дошкольного образования Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. С 2014 по 2017 год ярмарку посетили более 800 ученых и практиков. У ярмарки появилось много интересных традиций. Так, ежегодно в событии принимают участие выпускники магистратуры института детства Герценовского университета, молодые специалисты знакомят профессиональное сообщество города с результатами работы над магистерскими диссертациями, предлагают новые способы решения актуальных проблем, существующих на практике. За годы работы на площадках ярмарки было представлено более 200 презентаций и стендовых докладов, раскрывающих яркий опыт работы педагогов. Особое место на ярмарке отводится площадке, предлагающей молодым педагогам города принять участие в обсуждении ключевых профессиональных вопросов. Для начинающих специалистов было проведено более 25 мастер-классов, показано более 15 видеороликов, раскрывающих инновационные подходы в работе дошкольного образовательного учреждения.

Традиционным продолжением опыта реализации программ профессионального образования, начатого силами музея «Дошкольная жизнь ребенка», стала реализация на кафедре дошкольной педагогики программ дополнительного профессионального образования для педагогов дошкольного образования по следующим направлениям: «Мультимедийные технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС», «Психолого-информационное обеспечение образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях», «Организация образовательного процесса в детском саду в условиях введения ФГОС дошкольного образования». В процессе проектирования содержания Программ учитывались потребности региона, профессиональные потребности педагогов дошкольного образования, что позволяет сделать программы адресными и востребованными практикой. Для желающих заново освоить профессию

педагога дошкольного образования реализуется программа переподготовки «Дошкольное образование», рассчитанная на 252 часа. Целью программы является формирование теоретических знаний в области современного дошкольного образования, развитие профессионально-педагогических и общекультурных компетенций специалистов в сфере дошкольного образования.

Таким образом, мы можем говорить о создании уникального опыта научно-методического сопровождения практики дошкольного образования силами Герценовского университета, имеющего свои традиции и инновации, продиктованные потребностями региональной системы дошкольного образования.

Заключение

Проведенное исследование позволило авторам проследить становление опыта научно-методического сопровождения практики дошкольного образования силами Герценовского университета. Выделить ключевые направления научно-методического сопровождения, среди которых наиболее востребованными становятся:

• Выявление, обобщение и распространение лучших практик дошкольного образования, использование практического опыта при чтении лекций, проведении семинаров, помощь в подготовке к публичным выступлениям с отчетами о работе дошкольных учреждений;

• Оказание помощи педагогам в создании методических пособий и публикаций, осуществлении профессиональной самопрезентации;

• Организация и научное сопровождение деятельности методических и кустовых объединений дошкольных работников;

• Патронаж и поддержка деятельности дошкольных организаций, выезды в детские сады, анализ работы педагогов, оказание консультационной и методической помощи, в том числе через создание научно-методического обеспечения комплексной образовательной программы «Детство»;

• Организация и проведение массовых профессиональных мероприятий и событий с целью распространения лучших практик дошкольного образования;

• Разработка в соответствии с потребностями практики и реализация программ дополнительного профессионального образования, переподготовки, педагогических курсов и семинаров;

• Руководство инновационной и опытно-экспериментальной деятельностью дошкольных образовательных организаций.

Эффективность науч но-методическо-го сопровождения практики дошкольного образования обеспечивается принципами его организации, исторически сложившимися в процессе развития системы взаимодействия между Герценовским университетом и региональной практикой дошкольного образования:

• Практикоориентированность, выстраивание процесса научно-методического сопровождения, ориентируясь на потребности и запросы системы дошкольного образования региона, современные тенденции развития системы дошкольного образования страны.

• Системность, раскрывающуюся в единстве целей, задач, содержания и способов сотрудничества преподавателей кафедры дошкольной педагогики с педагогами дошкольных организаций.

• Регулярность, систематичность и последовательность взаимодействия.

• Творческий характер, способствующий гибкой нелинейной организации данного процесса.

• Непрерывность обучения и самообразования субъектов научно-методического сопровождения.

• Сетевое взаимодействие участников научно-методического сопровождения, открытость диалога между субъектами сопровождения.

Удовлетворение обозначенных принципов научно-методического сопровождения позволяет нам сохранить уникальную практику сотрудничества и будет способствовать развитию и дальнейшему обновлению данного процесса. ■

Литература

1. Информационно-аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2016 год) / Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской информационно-методический центр «Семья». - СПб., 2017.

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования 2018-2025 гг.» -http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения 01.08.2018).

3. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при ЛГПИ им. А.И. Герцена / Под общ. ред. Е.И. Тихеевой. - М.-Л., 1928. - 101 с.

4. Институт детства Герценовского университета / Под ред. А.Г. Гогоберидзе (авторы: Акулова О.В., Алексеева Е.Е., Барышева Т.А., Вергелес Г.И. и др.). - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2017. -432 с.

5. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога - традиции и инновации // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А., Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Гогоберидзе А.Г., Грядкина Т.С., Деркунская В.А., Ивченко Т.А., Крулехт М.В., Михайлова З.А., Немченко Л.В., Никонова Н.О., Полякова М.Н., Римашевская Л.С., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, институт детства. - СПб., 2010. - 417 с.

6. Онищенко Э.В., Котова СА., Савинова Л.Ю. Традиции профессиональной подготовки педагогических кадров в Санкт-Петербурге (на примере дошкольного и начального образования) // Университетское образование современного педагога. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 2016. - С. 65-72.

7. Педагогика детства: Петербургская научная школа. - СПб., 2005. - 490 с.

8. Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. - М.: Мир, 1923. -143 с.

9. Изменения в профессиональной деятельности педагога в контексте новой трудовой реальности: коллектив. Монография / Под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск: Литера, 2015. - 228 с.

10. Лебедева И.В., Арифулина Р.У. Научно-методическое сопровождение процесса создания инновационной среды школы // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№8. - С. 339-343.

11. Полякова М.Н. Историко-ретроспектив-ный анализ предмета педагогической диагностики в научных исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - №1 55. URL: https:// cyberleninka.rU/article/n/istoriko-retrospektivnyy-anal iz-predmeta-pedagogicheskoy-diagnostiki-v-nauchnyh-issledovaniyah-kafedry-doshkolnoy-pedagogiki (дата обращения: 04.07.2018).

12. Ничипоренко Л.К. Возможности научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов в научной лаборатории на базе музейной коллекции материалов М. Монтессори

и Ф. Фребеля // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2014. - №171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-prepodavateley-studentov-v-nauchnoy-laboratorii-na-baze-muzeynoy-kollektsii (дата обращения: 02.07.2018).

13. Шалашова И.В. Обоснование основных тенденций развития трудового обучения в ретроспективном анализе теории и практики в советской педагогике и школе 1920-30-х годов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-osnovnyh-tendentsiy-razvitiya-trudovogo-obucheniya-v-retrospektivnom-analize-teoni-i-praktiki-v-sovetskoy-pedagogike-i (дата обращения: 04.07.2018).

14. Щербаков В.С., Шайхутдинова ГА. Методологические исследования института педагогики, психологии и социальных проблем: теории, подходы, концепции (ретроспективный анализ) // КПЖ. - 2016. - №5(118). URL: https://cyberleninka. r u / a r t i c l e / n / m e t o d o l o g i c h e s k i e - i s s l e d o v a n i y a -instituta-pedagogiki-psihologii-i-sotsialnyh-problem-teori i-podhody-kontseptsii-retrospektivnyy (дата обращения: 04.07.2018).

15. Дубровская ВА. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов // Вестник ТГПУ. - 2007. - №7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-konkursnogo-dvizheniya-pedagogov (дата обращения: 21.07.2018).

16. Коротаева Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/o-rol i-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-v-razvitii-teorii-i-praktiki-obrazovaniya (дата обращения: 025.07.2018).

17. Паршукова И.Л. Научно-методическое сопровождение образовательного учреждения в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС начального общего образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-usloviyah-perehoda-regionalnoy-sistemy-obrazovaniya-na-fgos (дата обращения: 02.07.2018).

18. Дроботенко Ю.Б., Макарова Н.С. Перспективные модели научно-методического сопровождения деятельности базовых кафедр педагогического университета // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 201 6. -№4(13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivnye-modeli-nauchno-metodicheskogo-

soprovozhdeniya-deyatelnosti-bazovyh-kafedr-pedagogicheskogo-universiteta (дата обращения: 07.07.2018).

19. Шульгина Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский гуманитарный университет. - М., 2007.

20. Езопова СА, Калабина ИА., Новицкая ВА. Дошкольное образование в Санкт-Петербурге // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2018. - №1. - С. 6-20.

21. Методические советы к программе «Детство». Учебно-методическое пособие. Ред. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2000.

22. Готовимся к аттестации! Учебно-методическое пособие. Авторы-составители З.А. Михайлова, Л.М. Маневцова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005, 2-е изд.

23. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

24. Как работать по программе «Детство». Младший дошкольник в детском саду. Учебно-методическое пособие / Составители и научные редакторы: Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

25. Как работать по программе «Детство». Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Учебно-методическое пособие / Составители и научные редакторы: Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.

26. Как работать по программе «Детство». Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Учебно-методическое пособие / Составители и научные редакторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.

27. Мониторинг в детском саду. Учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. -СПб.: Детство-Пресс, 2011.

28. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. -СПб.: Детство-Пресс, 2015.

29. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. -СПб., 2007. - 18 с.

30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л.И. Скворцова. -26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. -1359 с.

31. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [Науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.

32. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [Толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов]. - М.: Эксмо, 2009. - 601 с.

33. Дука НА. Формы организации взаимодействия базовой кафедры педагогического университета и общеобразовательной организации // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 4. URL: http:// mir-nauki.com/ PDF/ 41PDMN416.pdf (дата обращения: 17.06.2018).

34. Сабинина Н.Н. Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях инновационной деятельности // Сборник научных статей «Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты». - СПб.: Институт бизнеса и права, 2011. http://www.ibl.ru/konf/151211/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov.html (дата обращения: 25.06.2018).

References

1. Informacionno-analiticheskie materialy o polozhenii detej v Sankt-Peterburge (2017) [Information and analytical materials on the situation of children in St. Petersburg]. Komitet po social'noj politike Sankt-Peterburga Pravitel'stva Sankt-Peterburga, Sankt-Peterburgskoe gosudarstvennoe bjudzhetnoe uchrezhdenie «Gorodskoj informacionno-metodicheskij centr «Sem'ja» [Committee for Social Policy of St. Petersburg Government of St. Petersburg, St. Petersburg State Budgetary Institution "City Information and Methodological Center" Family"]. Saint-Petersburg.

2. Detskij sad po metodu E.I. Tiheevoj pri LGPI im. A.I. Gercena (1928) [Kindergarten by the method of E.I. Tikheeva at the Leningrad State Pedagogical University. A.I. Herzen]. Edited by E.I. Tiheeva. Moscow-Leningrad.

3. Institut detstva Gercenovskogo universiteta (2017) [Institute of Childhood of Herzen State Pedagogical University of Russia]. Edited by A.G. Gogoberidze (Akulova O.V., Alekseeva E.E., Barysheva T.A., Vergeles G.I. i dr.). Saint-Petersburg. Izd-vo RGPU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

im A.I. Gercena [Herzen State Pedagogical University of Russia].

4. Kafedradoshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta: 85 let podgotovki pedagoga - tradicii i innovacii (2010) [Department of preschool pedagogy of Herzen University: 85 years of teacher training -traditions and innovations]. Akulova O.V., Babaeva T.I., Berezina T.A., Verbenec A.M., Vershinina N.A., Gogoberidze A.G., Grjadkina T.S., Derkunskaja V.A., Ivchenko T.A., Kruleht M.V., Mihajlova Z.A., Nemchenko L.V., Nikonova N.O., Poljakova M.N., Rimashevskaja L.S., Solnceva O.V., Somkova O.N. Kollektivnaja monografija. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Institut detstva [Collective Monograph. Herzen State Pedagogical University of Russia. Institute of Childhood]. Saint-Petersburg.

5. Onishchenko Je.V., Kotova S.A., Savinova L.Ju. (2016) Tradicii professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov v Sankt-Peterburge (na primere doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovanija). Universitetskoe obrazovanie sovremennogo pedagoga [Traditions of professional training of teachers in St. Petersburg (on the example of preschool and primary education). University education of a modern teacher.]. Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena [Herzen State Pedagogical University of Russia]. 65-72.

6. Pedagogika detstva: Peterburgskaja nauchnaja shkola (2005) [Pedagogy of Childhood: St. Petersburg Scientific School]. Saint-Petersburg.

7. Tiheeva E.I. (1923) Organizacija detskogo sada i detskogo doma [Organization of a kindergarten and an orphanage]. Moscow. Mir Publishing.

8. Izmenenija v professional'noj dejatel'nosti pedagoga v kontekste novoj trudovoj real'nosti: kollektiv (201 5) [Changes in the professional activity of the teacher in the context of the new labor reality: the collective]. Monograph. Edited by N. V. Chekaleva. Omsk: Litera Publishing.

9. Lebedeva I.V., Arifulina R.U. (2016) Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie processa sozdanija innovacionnoj sredy shkoly [Scientific and methodological support of the process of creating an innovative school environment]. Sovremennye Naukoemkie Tehnologii [Modern High-Tech Technologies]. 8, 339-343.

10. Poljakova M.N. (2013) Istoriko-retrospektivnyj analiz predmeta pedagogicheskoj diagnostiki v nauchnyh issledovanijah kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta [Historical and retrospective analysis of the subject of pedagogical diagnostics in the scientific research of the Department of Preschool Pedagogy of the Herzen University]. Izvestija

RGPU im. A.I. Gercena [Izvestija of Herzen State Pedagogical University of Russia]. 155. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/istoriko-retrospektivnyy-analiz-predmeta-pedagogicheskoy-diagnostiki-v-nauchnyh-issledovaniyah-kafedry-doshkolnoy-pedagogiki (Date: 04.07.2018).

11. Nichiporenko L.K. (2014) Vozmozhnosti nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti prepodavatelej, studentov v nauchnoj laboratorii na baze muzejnoj kollekcii materialov M. Montessori i F. Frebelja [Possibilities of research activities of teachers, students in the scientific laboratory on the basis of the museum collection of materials by M. Montessori and F. Froebel]. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena Gercena [Izvestija of Herzen State Pedagogical University of Russia]. 171. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vozmozhnosti-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-prepodavateley-studentov-v-nauchnoy-laboratorii-na-baze-muzeynoy-kollektsii (Date: 02.07.2018).

12. Shalashova I.V. (2009) Obosnovanie osnovnyh tendencij razvitija trudovogo obuchenija v retrospektivnom analize teorii i praktiki v sovetskoj pedagogike i shkole 1920-30-h godov [The substantiation of the basic tendencies of development of labor training in the retrospective analysis of the theory and practice in the Soviet pedagogy and school of the 1920s-1930s]. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena Gercena [Izvestija of Herzen State Pedagogical University of Russia]. 105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-osnovnyh-tendentsiy-razvitiya-trudovogo-obucheniya-v-retrospektivnom-analize-teorii-i-praktiki-v-sovetskoy-pedagogike-i (Date: 04.07.2018).

13. Shcherbakov V.S., Shajhutdinova G.A. (2016) Metodologicheskie issledovanija instituta pedagogiki, psihologii i social'nyh problem: teorii, podhody, koncepcii (retrospektivnyj analiz) [Methodological research of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems: theories, approaches, concepts (retrospective analysis).]. KPZh. 5(118). URL: https://cyberleninka. r u / a r t i c l e / n / m e t o d o l o g i c h e s k i e - i s s l e d o v a n i y a -instituta-pedagogiki-psihologii-i-sotsialnyh-problem-teorii-podhody-kontseptsii-retrospektivnyy (Date: 04.07.2018).

14. Dubrovskaja V.A. (2007) Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie konkursnogo dvizhenija pedagogov [Scientific and methodological support of the competitive movement of teachers]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU]. 7. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-konkursnogo-dvizheniya-pedagogov (Date: 21.07.2018).

15. Korotaeva E.V. (2015) O roli nauchno-metodicheskogo soprovozhdenija v razvitii teorii

i praktiki obrazovanija [On the role of scientific and methodological support in the development of theory and practice of education]. Pedagogicheskoe Obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-v-razvitii-teorii-i-praktiki-obrazovaniya (Date: 025.07.2018).

16. Parshukova I.L. (2011) Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo uchrezhdenija v uslovijah perehoda regional'noj sistemy obrazovanija na FGOS nachal'nogo obwego obrazovanija [Scientific and methodological support of the educational institution in the conditions of the transition of the regional education system to the GEF of primary general education]. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment [Municipal Formation: Innovations and Experiment]. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-usloviyah-perehoda-regionalnoy-sistemy-obrazovaniya-na-fgos (Date: 02.07.2018).

17. Drobotenko Ju.B., Makarova N.S. (2016) Perspektivnye modeli nauchno-metodicheskogo soprovozhdenija dejatel'nosti bazovyh kafedr pedagogicheskogo universiteta [Perspective models of scientific and methodological support of the activities of the basic departments of the Pedagogical University]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research]. 4(13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-modeli-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-deyatelnosti-bazovyh-kafedr- pedagogicheskogo-universiteta (Date: 07.07.2018).

18. Shul'gina E.V. (2007) Nasledie E.I. Tiheevoj kak celostnaja pedagogicheskaja Sistema [The legacy of EI. Tikheeva as an integral pedagogical system]. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences]. Moskovskij gumanitarnyj universitet [Moscow University for the Humanities]. Moscow.

19. Ezopova S.A., Kalabina I.A., Novickaja V.A. (2018) Doshkol'noe obrazovanie v Sankt-Peterburge [Preschool education in St. Petersburg]. Vospitatel' doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija [The Teacher of Preschool Educational Institution]. 1, 6-20.

20. Metodicheskie sovety k programme «Detstvo» (2000) [Methodical advice to the program "Childhood"]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching Manual]. Edited by Z.A. Mihajlova, T.I. Babaeva. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

21. Gotovimsja k attestacii! (2005) [Preparing for the certification!]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching Manual]. Avtory-sostaviteli Z.A. Mihajlova, L.M. Manevcova. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

22. Igra i doshkol'nik: razvitie detej starshego doshkol'nogo vozrasta v igrovoj dejatel'nosti (2004) [Game and preschooler: development of children of senior preschool age in gaming activities]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching Manual]. Edited by T.I. Babaeva, Z.A. Mihajlova. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

23. Kak rabotat' po programme «Detstvo» (2005). Mladshij doshkol'nik v detskom sadu [How to work on the program "Childhood". Younger preschooler in kindergarten]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching Manual]. Edited by T.I. Babaeva, M.V. Kruleht, Z.A. Mihajlova. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

24. Monitoring v detskom sadu (2011) [Monitoring in kindergarten]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching Manual]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

25. Verbenec A.M., Somkova O.N., Solnceva O.V. (2015) Planirovanie obrazovatel'nogo processa doshkol'noj organizacii: sovremennye podhody i tehnologija [Planning of the educational process of preschool organization: modern approaches and technology]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

26. Novickaja V.A. (2007) Metodicheskoe soprovozhdenie vospitatelja v uslovijah sovremennogo doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija. avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [Methodical support of the educator in the conditions of a modern pre-school educational institution. The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences]. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena [Herzen State Pedagogical University of Russia]. Saint-Petersburg.

27. Ozhegov S.I. (2009) Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: okolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language: about 100 000 words, terms and phraseological expressions]. Edited by L.I. Skvorcova. Moscow. Oniks Publishing.

28. Dal' V.I. (2009) Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka: izbr. st. / V.I. Dal'; sovmew. red. izd. V.I. Dalja i I.A. Bodujena de Kurtenje [Explanatory dictionary of the living Great Russian language]. Edited by. L. V. Belovinskij. Moscow. OLMA Media Grupp Publishing.

29. Gorbachevich K.S. (2009) Slovar' sinonimov russkogo jazyka: bolee 4000 sinonimov: Tolkovanie

znachenij. Sochetaemost' s drugimi slovami. Osobennosti upotreblenija sinonimov [Dictionary of synonyms of the Russian language: more than 4000 synonyms: Interpretation of meanings. Combination with other words. Features of the use of synonyms]. Moscow. Eksmo Publishing.

30. Duka N.A. (2016) Formy organizacii vzaimodejstvija bazovoj kafedry pedagogicheskogo universiteta i obweobrazovatel'noj organizacii [Forms of organization of interaction of the basic chair of the pedagogical university and the general educational organization]. Internet-zhurnal «Mir nauki» [Internetjournal "The World of Science"]. 4-4. URL: http:// mir-nauki.com/ PDF/ 41PDMN416.pdf (Date: 17.06.2018).

31. Sabinina N.N. (2011) Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti. Sbornik nauchnyh statej «Problemy vzaimodejstvija hozjajstvujuwih sub#ektov real'nogo sektora jekonomiki Rossii: finansovo-jekonomicheskij social'no-politicheskij, pravovoj i gumanitarnyj aspekty» [Scientific and methodological support of teachers in the conditions of innovative activity. Collection of scientific articles „Problems of interaction of economic entities in the real sector of the Russian economy: financial and economic sociopolitical, legal and humanitarian aspects"]. Saint-Petersburg. Institut biznesa i prava Publishing [Institute of Business and Law]. http://www.ibl.ru/konf/151211/ nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov. html (Date: 25.06.2018).

32. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.1 2.201 7 N 1642 (red. ot 26.04.2018) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija 2018-2025» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 (Edited on 26.04.2018) "On the approval of the state program of the Russian Federation" Development of Education 2018-2025] http://docs.cntd.ru/document/556183093 (Date 01.08.2018).

33. Kak rabotat' po programme «Detstvo» (2007). Doshkol'nik 4-5 let v detskom sadu [How to work on the program "Childhood". Preschooler 4-5 years in kindergarten]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching Manual]. Edited by T.I. Babaeva, M.V. Kruleht, Z.A. Mihajlova. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

34. Kak rabotat' po programme «Detstvo» (2010). Doshkol'nik 5-7 let v detskom sadu [How to work on the program "Childhood". Preschooler 5-7 years in kindergarten. Uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching Manual]. Edited by T.I. Babaeva, A.G. Gogoberidze, Z.A. Mihajlova. Saint-Petersburg. Detstvo-Press Publishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.