Л. К. Ничипоренко
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СТУДЕНТОВ В НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА БАЗЕ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ МАТЕРИАЛОВ М. МОНТЕССОРИ И Ф. ФРЕБЕЛЯ
Рассматривается история создания музея кафедры дошкольной педагогики Герценов -ского университета, обозначаются группы задач, которые решают преподаватели кафедры с помощью музейных коллекций. Особое внимание автор статьи уделяет одной из приоритетных задач современного образования — созданию мотивации у студентов к освоению педагогической профессии.
Ключевые слова: музей кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, педагогические системы Ф. Фребеля и М. Монтессори, педагогическая профессия, студенческая наука.
L. Nichiporenko
OPPORTUNITIES FOR RESEARCH ACTIVITIES OF TEACHERS, STUDENTS IN SCIENTIFIC LABORATORY ON THE BASIS OF THE MUSEUM COLLECTION OF M. MONTESSORI'S AND F. FREBEL'S MATERIALS
The article describes the history of the museum of the Department of Pre-school Pedagogy of Herzen University and discusses the problems which are solved by teachers by means of museum collections. A special attention is drawn to one of the priority problems of modern education — development of students' motivation to pedagogical profession aquisition.
Keywords: museum of the Department of Pre-school Pedagogy of Herzen University, F. Fre-bel's and M. Montessori's pedagogical systems, pedagogical profession, students' science.
Истоки зарождения научной лаборатории как научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и магистрантов кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета стоит искать в истории Фребелевских курсов и первого в России педагогического института дошкольного образования (ПИДО).
В педагогическом институте дошкольного образования были представлены все основные системы дошкольного воспитания: системы Ф. Фребеля [3], М. Монтессори [1], Е. И. Тихеевой, американский детский сад. Еще в 1918-1919 гг. в институте были организованы кабинеты при всех основных кафедрах. В 1921 году был создан единый кабинет, иллюстрирующий все
системы и педагогические течения в области дошкольного образования. Педагоги в этом кабинете подбирали литературу, диапозитивы, дидактический материал, фотоснимки, детские работы. В 1923 году произошло объединение музея «Дошкольная жизнь ребенка» и музея института, заведование которым было поручено К. М. Лепи-лову. В музее работало 14 кружков и курсы для практических работников.
После вхождения ПИДО в состав ЛГПИ им. А. И. Еерцена в 1927-1928 гг. на кафедре велась работа в двух научных кружках: по методике природоведения (руководитель О. П. Кончаева) и по гигиене детского возраста (руководитель профессор Л. И. Чулицкая). В 1935 г. на кафедре до-
школьной педагогики работало четыре научных кружка, где аспиранты кафедры обсуждали свои исследования. С 1936 по 1941 год кафедра дошкольной педагогики входила в состав Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Студенты вели активную работу в городском методическом кабинете по распространению передовых идей и внедрению их в практику детских садов.
В послевоенные годы на кафедре была возобновлена работа студенческих научных кружков и СНО, в которых изучались вопросы семейного воспитания, нравственного воспитания в детском саду, педагогическое наследие А. С. Макаренко и др. По результатам работы СНО организовывались студенческие конференции, где обсуждались наиболее интересные доклады [2, с. 17].
В разные периоды развития кафедры неотъемлемой частью ее работы всегда оставалась студенческая наука.
На сегодняшний день одним из направлений исследований в рамках СНО становится работа в лаборатории на базе музейной коллекции Ф. Фребеля и М. Монтессо-ри. Музей кафедры выполняет функцию «научной лаборатории». Студенты работают с коллекциями аутентичных материалов в рамках спецкурсов и факультативов, написания выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций.
В основу педагогической работы положены принципы личностно-ориентированного образования. То есть в процессе такого обучения создаются условия для развития не только профессиональных, но и личностных качеств, важных для становления будущего педагога. У студента появляется возможность проявить свою индивидуальность, реализовать свои возможности в наиболее предпочитаемых видах деятельности, выбрать форму выполнения задания.
Идеи педагогики Монтессори легли в основу актуального сегодня педагогического сопровождения дошкольника. Итальянский педагог разработала систему поддержки
проявлений ребенка, инициирования его деятельности. Взрослый выступает в роли помощника, который лишь помогает ребенку справиться с заданием самостоятельно.
Воспитание ребенка в системе Ф. Фребеля также во многом созвучно с идеями педагогического сопровождения. Среди педагогических принципов можно выделить следующие:
• педагогический процесс должен обеспечить раскрытие сущности ребенка, то есть его природных инстинктов и задатков;
• педагогический процесс должен обеспечить самораскрытие в ребенке его духовных и физических сил, поэтому воспитание должно быть свободным.
Таким образом, мы подводим студентов к пониманию того, что педагоги второй половины XIX и начала XX века рассматривали ребенка как субъекта детских видов деятельности, говорили о детских интересах как основе для организации педагогического процесса.
Итак, после посещения музея кафедры будущие педагоги воспринимают «привычные» для них игры и «игрушки» по-новому — как авторские пособия с многолетней историей и с огромным развивающим потенциалом, идеи прошлого — как прогрессивные и актуальные для современного этапа развития педагогической теории и практики.
Привлечение студентов к педагогической науке начинается уже с I курса и продолжается на протяжении обучения в бакалавриате, в магистратуре, в аспирантуре.
Самоопределение, определение профессиональных ценностей будущей профессии — основные направления работы с первокурсниками. Работа ведется в течение года и начинается с экскурсии по Институту детства и его кафедрам. Особое внимание уделяется мини-музею кафедры дошкольной педагогики. Экскурсии позволяют студентам приобщиться к истории своего вуза, дают ощущение сопричастности к ценности общественно
значимой функции развития образования и науки в обществе.
Учебный план на втором курсе бакалавриата позволяет студентам освоить начальный психолого-педагогический базис, познакомиться с историей педагогики. На основе приобретенного опыта студенты посвящают свои исследования теме «Авторские концепции Ф. Фребеля и М. Монтессори: история и современность». Студенты готовят путеводитель по музею кафедры с подробным описанием наследия великих педагогов, материал презентуется на студенческой конференции в виде (по выбору студента):
- путеводителя в традиционной форме буклета с описанием наследия великих педагогов;
- виртуального путеводителя по музею кафедры дошкольной педагогики, содержащего фотографии, цитаты, интересные биографические факты;
- стихотворения или оды о педагогических системах Ф. Фребеля и М. Монтессори;
- театрализованного представления путеводителя.
Эксперты-аналитики определяют глубину разработанности темы каждой подгруппой.
Студенты III курса осваивают такие дисциплины, как методика обучения и воспитания в раннем и дошкольном возрасте, проходят первую педагогическую практику. Накопленный опыт позволяет им решать практикоориентированные педагогические задачи, проводить анализ, обобщать полученные результаты. Для данной целевой аудитории организуется работа в педагогических лабораториях.
В музее кафедры дошкольной педагогики можно провести лабораторную работу «Контрольная закупка». Студентам предлагаются аутентичные пособия Ф. Фребеля и М. Монтессори и современные пособия по данным системам. В рамках деятельности лаборатории создаются две группы экспертов (эксперты в области Монтессори-педагогики, эксперты по наследию Ф. Фребеля). Эксперты оценивают и сравнивают
аутентичные и современные пособия авторских систем.
В результате работы в лаборатории студенты проявляют начальную профессиональную компетентность в освоении и в практическом применении знаний психолого-педагогических дисциплин: в умении пользоваться диагностикой, во взаимодействии с профессионально-педагогическим сообществом, в организации развивающей среды.
Студенты старших выпускных курсов участвуют в студенческих научно-практических конференциях, форумах. Будущие бакалавры педагогики представляют доклады по результатам своих исследований. Также участниками становятся студенты младших курсов и магистратуры, они являются активными слушателями, задают выступающим дискуссионные вопросы. Все участники во время выступления докладчиков работают с педагогическими блокнотами, где фиксируют интересные факты, прозвучавшие в докладах, отражают свои научные идеи и мысли.
Магистранты I и II курсов уже достаточно компетентны в решении педагогических задач разного характера, поэтому они являются одними из организаторов деятельности студенческого научного общества. Они участвуют во всех обозначенных мероприятиях в качестве модераторов, сопровождающих научный поиск студентов более младших курсов.
Студенческие конференции, работа в научных лабораториях, знакомство с историей РГПУ им. А. И. Герцена логично организуется в течение всего учебного года. По итогам этой деятельности весной в Институте детства РГПУ им. А. И. Герцена в рамках ежегодной международной научно-практической конференции, которую организует кафедра дошкольной педагогики, проводится международный Форум молодых ученых, где студенты, магистранты, аспиранты из разных городов и стран имеют возможность представлять результаты своих научных изысканий.
В 2013 году темой форума молодых учёных стала «История педагогики как поле
проблемного поиска». Такая тема организаторами форума выбрана не случайно. В 2013 году исполняется 100 лет со дня открытия первого детского сада по системе М. Мон-тессори в России и 150 лет со дня рождения Юлии Ивановны Фаусек (1863-1942). Молодые ученые представили статьи и доклады об истории становления и развития педагогической системы М. Монтессори, о современном аспекте использования наследия итальянского врача и педагога в практике современного дошкольного образования.
Все формы работы со студентами и магистрантами организованы с учётом образовательного уровня и базиса, усвоенных психолого-педагогических дисциплин, что позволяет участникам проявить себя, возможности своего личностного и образовательного роста.
Таким образом, происходит ориентация не только на содержательную сторону взаимодействия, но и на организационную, обеспечивающую студентов любого курса обучения в университете возможностью демонстрировать свой познавательный, научно-практический интерес, пробовать себя в первых научных дискуссиях, в выступлениях, отстаивать подходы и позиции, обобщать и интерпретировать, учиться позиционировать себя.
Вышеназванные формы организации и развития студенческой науки вызывают закономерные вопросы: что даёт современному студенту ориентация его на науку; на чём основан данный процесс, какие задачи решаются?
Решение поставленных задач возможно лишь при интегрированном подходе к изучению образовательных дисциплин, с появлением качественно новых для студента умений интерпретации научных фактов, подходов, теорий с позиции основополагающих наук какой-либо из специализаций обучения.
Ещё одним немаловажным аспектом решаемых задач в организации направлений студенческой науки является возможность общаться, взаимодействовать, контактировать, обмениваться опытом студен-
там с разных курсов, разных академических групп и потоков.
Именно это способствует в дальнейшем развитию контактов студентов между смежными курсами обучения, причём не только на уровне эмоционально-личностных интересов, но и интересов, связанных с образованием. Естественным образом создаётся почва для конструктивного взаимодействия, позволяющего обращаться к образовательному опыту студентов старших курсов, что ложится в основу значимых процессов взаимообучения, взаиморазвития.
Результатом организованного, целенаправленного, развивающего и развивающегося взаимодействия со студентами является определение ими исследовательских направлений и выбор проблематики для изучения.
Таким образом, сегодня происходит развитие студенческой науки на базе музейной коллекции материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори. Самоанализ начинающих исследователей в результате участия в самых разнообразных организуемых формах позволяет определить наиболее значимые аспекты работы в данном направлении для самих участников, а именно:
- ощущение эмоционального комфорта в роли исследователей, особенно важно на этапе представления результатов своего научного поиска;
- возможность разнопланового общения и взаимодействия, что позволяет развивать свою работу, видеть её со стороны;
- активизация мышления в направлении организации собственной научной деятельности;
- видение разнообразных взглядов, позиций, подходов, связанных с уже известными проблемами;
- определение актуальности собственной исследовательской проблематики, подходов, исследовательских методов;
- один из главных — ощущение для каждого студента, что он не одинок в начале пути в большом, необъятном, во многом непонятном пространстве современной науки — педагогики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913.
2. Педагогика детства: петербургская научная школа. СПб., 2005.
3. Friedrich-Fröbel-Museum. URL: http://froebel-museum.de/pages/de/startseite.php
REFERENCES
1. MontessoriМ. Dom rebenka. Metod nauchnoj pedagogiki. M.: Zadruga, 1913.
2. Pedagogika detstva: peterburgskaja nauchnaja shkola. SPb., 2005.
3. Friedrich-Fröbel-Museum. URL: http://froebel-museum.de/pages/de/startseite.php
Н. В. Примчу к
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Рассматривается проблема активизации учения путем графической интерпретации системы «учитель —ученик» (<учение —обучение») в аспекте свободы и детерминизма. Раскрываются два «разрыва» как причины и ресурсы активизации учебной деятельности школьников: первый —между имеющимся и желаемым результатом учебной деятельности школьника, который видит учитель; второй — между рассогласованием средств учебной деятельности и обучения. Рассматриваются: учебная задача как универсальное средство вовлечения ученика в учение; графические возможности построения и анализа траектории активности учащегося в учебной деятельности.
Ключевые слова: активизация учебной деятельности школьников, вовлечение в учебную деятельность, система «учение — обучение», траектория активности учащегося.
N. Primchuk
ACTIVIZATION OF PUPIL'S EDUCATIONAL ACTIVITY: POSSIBILITIES OF GRAPHIC ANALYSIS.
The problem of activization education by the way of system's "teacher-pupil" ("teaching-learning ") visual interpretation in the aspect of freedom and determinism, is revealed in this article. Two "bursts " are revealed as reasons and resources of pupil's educational activity activization: first one, between existing and desired outcome of pupil's educational activity, which sees the teacher, the second one, mismatch between educational activity funds and education. Disscus-es: educational task as universal tool to involve pupil into education; visual capabilities of the design and analysis of trajectories of student's activity in educational activity.
Keywords: Activization of pupil's educational activity, involvement into educational activity, system "teaching-learning", trajectory of student's activity.
Проблема активизации деятельности человека актуальна, особенно с учетом современного состояния «быстро изменяю-
щегося» мира, что настоятельно требует ответов на многие вопросы. В современной педагогике решения различных аспектов