Научная статья на тему 'Активизация учебной деятельности школьников: возможности графического анализа'

Активизация учебной деятельности школьников: возможности графического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ВОВЛЕЧЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА "УЧЕНИЕ-ОБУЧЕНИЕ" / ТРАЕКТОРИЯ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ / ACTIVIZATION OF PUPIL''S EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEM "TEACHING-LEARNING" / TRAJECTORY OF STUDENT''S ACTIVITY / INVOLVEMENT INTO EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

Рассматривается проблема активизации учения путем графической интерпретации системы «учитель-ученик» («учение обучение») в аспекте свободы и детерминизма. Раскрываются два «разрыва» как причины и ресурсы активизации учебной деятельности школьников: первый между имеющимся и желаемым результатом учебной деятельности школьника, который видит учитель; второй между рассогласованием средств учебной деятельности и обучения. Рассматриваются: учебная задача как универсальное средство вовлечения ученика в учение; графические возможности построения и анализа траектории активности учащегося в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activization of Pupil''s Educational Activity: Possibilities of Graphic Analysis

The problem of activization education by the way of system''s "teacher-pupil" ("teaching-learning ") visual interpretation in the aspect of freedom and determinism, is revealed in this article. Two "bursts " are revealed as reasons and resources of pupil''s educational activity activization: first one, between existing and desired outcome of pupil''s educational activity, which sees the teacher, the second one, mismatch between educational activity funds and education. Disscuses: educational task as universal tool to involve pupil into education; visual capabilities of the design and analysis of trajectories of student''s activity in educational activity.

Текст научной работы на тему «Активизация учебной деятельности школьников: возможности графического анализа»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913.

2. Педагогика детства: петербургская научная школа. СПб., 2005.

3. Friedrich-Fröbel-Museum. URL: http://froebel-museum.de/pages/de/startseite.php

REFERENCES

1. MontessoriМ. Dom rebenka. Metod nauchnoj pedagogiki. M.: Zadruga, 1913.

2. Pedagogika detstva: peterburgskaja nauchnaja shkola. SPb., 2005.

3. Friedrich-Fröbel-Museum. URL: http://froebel-museum.de/pages/de/startseite.php

Н. В. Примчу к

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рассматривается проблема активизации учения путем графической интерпретации системы «учитель —ученик» (<учение —обучение») в аспекте свободы и детерминизма. Раскрываются два «разрыва» как причины и ресурсы активизации учебной деятельности школьников: первый —между имеющимся и желаемым результатом учебной деятельности школьника, который видит учитель; второй — между рассогласованием средств учебной деятельности и обучения. Рассматриваются: учебная задача как универсальное средство вовлечения ученика в учение; графические возможности построения и анализа траектории активности учащегося в учебной деятельности.

Ключевые слова: активизация учебной деятельности школьников, вовлечение в учебную деятельность, система «учение — обучение», траектория активности учащегося.

N. Primchuk

ACTIVIZATION OF PUPIL'S EDUCATIONAL ACTIVITY: POSSIBILITIES OF GRAPHIC ANALYSIS.

The problem of activization education by the way of system's "teacher-pupil" ("teaching-learning ") visual interpretation in the aspect of freedom and determinism, is revealed in this article. Two "bursts " are revealed as reasons and resources of pupil's educational activity activization: first one, between existing and desired outcome of pupil's educational activity, which sees the teacher, the second one, mismatch between educational activity funds and education. Disscus-es: educational task as universal tool to involve pupil into education; visual capabilities of the design and analysis of trajectories of student's activity in educational activity.

Keywords: Activization of pupil's educational activity, involvement into educational activity, system "teaching-learning", trajectory of student's activity.

Проблема активизации деятельности человека актуальна, особенно с учетом современного состояния «быстро изменяю-

щегося» мира, что настоятельно требует ответов на многие вопросы. В современной педагогике решения различных аспектов

проблемы активизации учения ведутся с разных методологических позиций, что существенно расширяет и обогащает имеющиеся научные представления о способах активизации учения школьников. Наибольшее внимание исследователей в последние годы сосредоточено на подходах и методах, способствующих глубинному качественному пониманию данного феномена — на феноменологическом, герменевтическом, онтологическом, антропологическом.

Вместе с тем в современной педагогической науке ведутся поиски возможностей использования в исследовании проблем обучения новых подходов, например си-нергетического, и соответствующих ему количественных методов. Известно, что в педагогическом процессе явно выявляются взаимодействия, изучаемые синергетикой. Эта теория фокусирует внимание на неравномерности, нестабильности как естественном состоянии нелинейных систем, на многовариантности и неопределенности путей их развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий. Проблема активизации учения связана с анализом системы «учитель — ученик», которая характеризуется большим количеством бифуркаций, приводящих к усложнению поведения системы и к резким изменениям ее состояния.

В данной статье предпринята попытка анализа проблемы путем графической интерпретации. Для этого необходимо, прежде всего, обозначить исходные теоретические положения, раскрывающие сущностные черты процесса активизации учебной деятельности.

В педагогических исследованиях «управление активностью школьников» традиционно называют активизацией. Этот процесс можно определить как процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоления пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе [6].

Для определения ресурсов активизации учебной деятельности представляется важным рассмотрение состояния деятельности в определенный (конкретный) момент, фиксирование определенных разрывов между достигнутыми и ожидаемыми результатами. Можно предположить, что именно фиксирование разрывов в имеющихся и желаемых результатах деятельности и выступает основанием для активизации деятельности.

Вслед за Г. П. Щедровицким учебную деятельность будем рассматривать как деятельность, опосредованную использованием специальных учебных средств в процессе обучения [5]. Не менее ценными для нашей работы выступают идеи Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, рассматривающие учебную деятельность как специфическую разновидность учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.

Активность рассматривается как мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода [4, с. 126].

Принимая во внимание, что субъект не только и, может быть, не столько отражает, сколько конструирует реальность [1, с. 242], можно утверждать, что результат учебной деятельности в контексте процесса обучения не идентичен желаемому результату со стороны учителя. Действенным результатом активизации учебной деятельности учащихся выступает, на наш взгляд, достижение лично значимого результата для построения реальной жизнедеятельности ученика, например, желание и интерес к учебной деятельности.

Опираясь на вышеприведенные рассуждения, определим основные характерные черты процесса активизации учебной деятельности.

Активизация выступает ресурсом достижения «нормы» (требований образовательного стандарта), «выше нормы» (например, победы в олимпиадах). Наличие разрывов от нормы свидетельствует о необходимости активизации.

Активизация предполагает использование внутренних резервов самого ученика, которые необходимо использовать в процессе обучения; поиск таких ресурсов является одной из задач активизации взаимодействия «учитель — ученик» («учение — обучение»). Активизация системы «учение — обучение» предполагает не передачу знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его творчество [1, с. 236].

Для более детального рассмотрения процесса активизации учебной деятельности школьников представим данный процесс графически, уделяя особое внимание «разрывам» как причинам и ресурсам активизации (рис. 1).

Субъект деятельности обозначен треугольником. Вариации с изгибами сторон в «треугольнике» показывают влияние свободы и детерминизма в системе «учение — обучение». Поведение любого субъекта всегда имеет проявления свободы и детерминизма, находящихся в определенной зависимости: детерминизм подавляет свободу, а свобода ограничивает проявления детерминизма [3]. Ученик, осуществляя учебную деятельность, занимает особое положение, которое характеризуется таким образом:

Ученик

Графическое представление процесса активизации учебной деятельности школьника

Учебная деятельность

Ученик

2.

Система «учение-обучение»

Учитель

Учитель

Активизация

1.

Обучение

Желаемый результат ! Достигаемый результат

Ученик

Ученик

Ученик

Ученик

Ученик

Учитель

Ученик

Рис. 1 199

- с одной стороны, его положение является подчиненным — он обязан выполнять правила, установленные не им, то есть в системе взаимодействия «учитель — ученик» его поведение в значительной степени предопределено, детерминировано, и это влияние отражается вогнутым изгибом стороны треугольника;

- с другой стороны, он характеризуется собственным поведением, то есть в определенных рамках ученик имеет возможность для проявления свободы, и это влияние отражается выпуклым изгибом стороны треугольника;

- сторона треугольника, перпендикулярная основанию, фиксирует ситуацию в учебной деятельности школьника в определенный момент. Поэтому графически представленные вариации прямоугольного треугольника актуальны на страте активизации, когда есть предшествующее действие, каким-то образом детерминирующее (вогнутая сторона треугольника) или не детерминирующее (выгнутая сторона треугольника) учебную деятельность школьника.

Остановимся на анализе двух разрывов, преодоление которых есть активизация учебной деятельности школьников.

Разрыв между имеющимся результатом учебной деятельности школьника и результатом, который видит учитель, обозначен цифрой 1. Преодоление данного разрыва при сохранении идентичности желаемого и достигаемого результата возможно только при обучении посредством включения в деятельность, но ни о какой активизации субъекта деятельности в данном случае говорить не приходится. Да и результат (ожидаемый правильный треугольник — равновесность детерминизма и свободы) в реальной ситуации будет детерминированным объектом деятельности обучения без перспективы на дальнейшее свободное развитие, чему будет способствовать преодоление разрыва 2 (см. рис. 1).

Для активизации учебной деятельности действенным разрывом выступает не разрыв, обозначенный выше, а разрыв между рассогласованием средств учебной деятельности и обучения, который устраним посредством вовлечения школьника в систему «учение — обучение».

Универсальным средством вовлечения ученика в учение становится учебная задача (задачи текущие, творческие, аттестационные), которая рассматривается как условие актуализации личностного плана учебной деятельности. Включение личностного компонента в процесс решения задачи связано с такими личностными проявлениями ученика, как принятие намерения о решении, оценка процесса и результата решения, придание смысла, проявление креативности, взятие на себя ответственности за полученный результат и др. [2, с. 129130]. Одновременно вовлечение — это и использование потенциальных ресурсов для включения ученика в систему «учение — обучение», это модификация средств обучения для создания среды, наиболее эффективно влияющей на динамику процесса активизации. Динамику процесса активизации можно представить как «движение активности» ученика: пассивное участие (жду помощи) — активное участие (самостоятельно ищу помощи других для решения учебных задач) — ответственное участие (самостоятельно решаю задачу) — субъектное участие (самостоятельно ищу разные варианты решения).

Используя представленную на рисунке схему, можно графически отобразить разрывы в траектории активности ученика, далее путем анализа (анализ треугольников) можно определить направления вовлечения ученика в учение и преодолеть имеющиеся разрывы. Представленная схема будет положена в основу разработки автоматизированной диагностики «Учебная успешность» для определения траектории активности учащихся в учеб-

нои деятельности и направлении активизации учения. Сравнение результатов, полученных с помощью графического анализа процесса активизации (получаемых с помощью диагностики) и в рамках

качественного анализа традиционных педагогических рекомендаций позволит, на наш взгляд, глубже понять сущность активизации учения и выявить новые возможности этого процесса.

Ученик

А

Субъектное участие

Самостоятельно ищу разные варианты решений учебных задач

Ответственное участие

Самостоячтельно решаю учебные задачи

Активное участие

Пассивное участие

Жду помощи других для решения учебных задач

Пассивное ожидание

Безразличие

других

Отторжение

«НОРМА»

Самостоятельно ищу помощи других для решения учебных задач

Не решая учебные задачи, жду помощи других

Не решая учебные задачи, не ящу помощи

Сопротивляюсь решению учебных задач, активно отторгаю помощь других

Активное сопротивление

Активно сопротиляюсь решению учебных задач, агрессивно отторгаю помощь других

Траектория активности учащегося в учебной деятельности

высокии и не изменился

увеличился

Личностный смысл

снизился

низкий и не изменился

Рис. 2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Когнитивный подход: Научная монография / Отв. ред. академик РАН В. А. Лекторский. М.: Ка-нон+; РООИ «Реабилитация», 2008. 464 с.

2. Сиделъкикова В. В. Формирование познавательного интереса учащихся ПТУ к предметам гуманистического цикла общеобразовательной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1978.

3. Филимонов A.A. Синергетическая модель системы «учитель — ученик» // Развитие лидерства — ресурс модернизации образования: Материалы научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. С. 86-93.

4. Фридмст Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.

5. Щедровгщкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1968. Доступ: http://www.fondgp.ru/gp/biblio

6. Ярошенко С. Н. Понятие «активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях. Доступ: http://vestnik.osu.ru/2004_9/13.pdf

REFERENCES

1. Kognitivnyj podhod: Nauchnaja monografija / Otv. red. akademik RAN V. A. Lektorskij. M.: Kanon+; ROOI «Reabilitatsija», 2008. 464 s.

2. Sidel'nikova V. V. Formirovanie poznavatel'nogo interesa uchashchihsja PTU к predmetam gumanisti-cheskogo tsiklaobshcheobrazovatel'noj podgotovki: Dis. ... kand. ped. nauk. L., 1978.

3. Filimonov A. A. Sinergeticheskaja model' sistemy «uchitel' — uchenik» // Razvitie liderstva — resurs modernizatsii obrazovanija: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2002. S. 86-93.

4. FridmanL. M., Kulagina I. Ju. Psihologicheskij spravochnik uchitelja. M.: Prosveshchenie, 1991. 288s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 .Shchedrovickij G. P. Sistema pedagogicheskih issledovanij (metodologicheskij analiz) // Pedagogika i lo-gika. M., 1968. Dostup: http://www.fondgp.ru/gp/biblio

6. Jaroshenko S. N. Ponjatie «aktivizatsija uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti» uchashchihsja v nauchno-pedagogicheskih issledovanij ah. Dostup: http://vestnik.osu.ru/2004_9/13.pdf

А. В. Рубцова

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ПРОДУКТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием продуктивно-ориентированной парадигмы иноязычного образования как методологической основы проектирования инновационного педагогического пространства в высшей школе. Обосновывается ведущая роль продуктивного подхода, который характеризуется гуманистической направленностью преобразования педагогической действительности.

Ключевые слова: продуктивно-ориентированная парадигма, иноязычное образование, продуктивный подход, методология, иностранный язык, инновационный, высшая школа.

A. Rubtsova

FOREIGN LANGUAGE LEARNING PRODUCTIVE PARADIGM AS THE BASIS FOR DESIGNING INNOVATIVE PEDAGOGICAL AREA

IN HIGHER EDUCATION

The article reveals some issues of the productive paradigm of foreign language education as the basis for designing innovative pedagogical area in higher school. The leading role of the productive approach and its humanistic basis for the pedagogical reality are discussed.

Keywords: productive paradigm, foreign language education, productive approach, methodology, foreign language, innovative, higher education.

Глобальные трансформации системы высшего образования сегодня связаны не только со сменой структурных и содержа-

тельных формаций этого комплексного и многоаспектного пространства обучения и воспитания членов современного многопо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.