УДК 37.01 ББК74,2+74.204. 4
Д. З. РАХМОНОВА Н. М. КУЗИЕВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
На современном этапе развития общества вопросы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить в них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, который рассматривал данную проблему как основное назначение начальных классов, « сначала нужно «научить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому».
В последние годы отмечается значительный рост неуспевающих детей, которые в начальной школе не справляются с трудностями в обучении. Причины этого самые разные, и решить проблемы, связанные с ними, одним махом невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже непозволительно. Таких детей можно наблюдать при посещении уроков, внеклассных мероприятий, и о них говорят многие учителя школ.
Среди обстоятельств, оказывающих свое влияние на формирование некоторых негативных качеств личности детей, следует указать и на изменившиеся условия их жизни (социальные и экономические сложности, которые происходят в настоящее время) в семье и в школе.
В педагогике начальной школы разработаны оправдавшие себя методы и способы обучения: педагогика сотрудничества, метод комментированного управления учебно-воспитательным процессом, дифференцированное обучение и др.
Однако методика работы с неуспевающими детьми младшего школьного возраста в психолого-педагогическом отношении в современной педагогике конкретно не разработаны.
Получившая дальнейшее развитие в 80-90-х годах изировать идея педагогического сотрудничества ставит задачу к активному участию в своем совершенствовании. Известный психолог академик Л.В. Занков выдвинул идею общего развития школьников. Он отмечает: «Под общим развитием подразумевается разностороннее развитие психической деятельности. Общее развитие в этом смысле отличается от умственного тем, что охватывает не только познавательные процессы, но также волю и чувства» (1,176).
Народный учитель С.Н. Лысенкова обогатила педагогическую науку новым методом комментированного управления учебно-воспитательным процессом. Она умело приучает всех учащихся мыслить вслух, добивается, чтобы каждый из них самостоятельно и активно усваивал учебную программу и превращался из объекта в субъект воспитания.
Одновременно С.Н. Лысенкова считает, что у детей должны развиваться мысли, чувство ответственности перед товарищами и самим собой за свои слова и действия, умение самоанализа, самооценки и саморегуляции учебно-познавательной деятельности (2,65).
Видный таджикский ученый-педагог М.Лутфуллоев указывает, что дифференцированное обучение может развивать творческие способности учащихся. «Развитие личности учащихся, - пишет он -опирается на их способности, возможности, знания, успеваемость и интереса к обучению...». (3,118)
По мнению И.С.Якиманской, активность познавательной деятельности только тогда может стать важнейшим источником умственного развития, когда она основана на самостоятельности. Формирование этой самостоятельности - важнейшая задача развивающего обучения. Развивая ее мысль, можно констатировать, что активность познавательной деятельности может возникнуть в результате педагогического воздействия, которое предполагает развитие, коррекцию способности
школьника при дифференцированное™ обучения и воспитания с использованием сознательной и творческой активности неуспевающих учеников. (7, 144)
По утверждению Т.И.Шамовой, система средств активизации учения школьников должна отвечать следующим требованиям:
- пробуждение и развитие мотива учения;
- стимулирование механизма ориентировки учащихся;
- обеспечение самооценки в ходе учения.
Мы думаем, что требования, предъявляемые Т.И.Шамовой, могут быть реализованы в работе со средними и сильными учениками. (6, 208)
За последние годы в связи с переходом к ступенчатому образованию (1-4 кл. - ступень начальной школы, 5-9 кл.- ступень основной, 10-11 кл. ступень средней школы) ведется большая работа над содержания образования. Кардинально было пересмотрено содержание образования и в начальных классах. Теперь уже недостаточно, чтобы ученики начальных классов овладели на начальном этапе обучения элементарными навыками чтения, письма, счета, решения задач. Процесс формирование этих навыков включается решение более широких задач.
Во-первых, необходимо подвести детей к предметному обучению, раскрывающему логику научных знаний, для чего в доступной форме показать им те основополагающие свойства изучаемой области действительности, которые и составляют содержанием данной науки. Так, например, овладение навыками чтения превращается во введение в изучение языка как средства общения и формы существования, мышления, а овладение элементарными навыками счета - во введение в изучение количественных отношений.
Во-вторых, надобно сформировать у учеников учебную деятельность, иначе говоря, научить их учиться. На современном этапе развития общества ученики начальных классов должны научиться самостоятельно и сознательно приобретать новые знания, совершенствовать свои умения.
В-третьих, следует использовать все периоды начального обучения для того, чтобы у ученика сложились надлежащие мотивы учения, для интеллектуального развития детей. Регулирующую и направляющую роль в системе могут сыграть дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым, - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса изучения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Основное значение деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха, то есть совокупность условий, которые обеспечивают успех. Учитель должен дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения успеха, осознать свои возможности и поверить в себя.
Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает личность - напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждается эстетическое отношение к интеллектуальной деятельности, удовлетворение от сделанной работы. Уроки должны быть связаны с жизнью учащихся, а приобретенные во время урока знания они должны свободно применять в своей жизни. Не зная, какой должен быть конкретный результат учебной деятельности на уроке, учащиеся не прилагают должных усилий для его достижения. Образовательная цель должна умело доводиться до учащихся и осознаваться ими. Им необходимо четко представлять, какими знаниями, умениями и навыками и на каком уровне они должны овладеть и какие требования им будут предъявлены по окончании таго или иного урока. Лишь при этом условии можно проверить результаты, выявить, насколько цель урока достигнута, какие имеются пробелы в знаниях учеников, каковы причины этих пробелов и как их устранить.
Активизация учебно-познавательной деятельности в обучении достигается в условиях тесной связи теории и практики. Значительное место в учебном процессе следует отвести таким видам упражнений, которые учили бы школьников основным логическим операциям.
«Учение, - как отмечают Л.М. Фридман и Ю.И. Кулагина, - является своеобразным видом деятельности, в которой цель сдвинута по сравнению с деятельностью, для которой она служит подготовкой. То, что в этой последней является лишь предпосылкой, средством ее осуществления, в учении выступает как цель. С этим смещением цели неизбежно связано и изменение мотивов». (5, 169) Существует два вида учения и два вида деятельности личности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, достигая иные цели. Учение в последнем смысле не самостоятельная деятельность, а процесс, включенный в другую деятельность (например: игровую, трудовую). Учение, доведенное до
завершающих результатов, обычно осуществляется обоими способами в том или ином их соотношении.
Т.А.Лоренская отмечает, что процесс учения состоит из 4-х фаз. В первой фазе на основе психологического процесса возникает чувственный образ объекта: учитель в наглядной форме предлагает ученику учебный материал и проблемную ситуацию так, чтобы он понял их смысл, и тем самым как бы вводит ученика в предстоящий процесс обучения. Во второй фазе психический образ выделяется из психического процесса как его возможный результат: идет активное формирование хода решения и их тренировка с помощью учителя. В третьей фазе то, что субъект усвоил, снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика: эта фаза используется для закрепления и проверки знаний. Четвертая фаза - синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение.
Если анализировать высказывания Т.А. Лоренской, то в процессе учения необходимо изучать психологические и физиологические особенности учащихся, при которой каждого ученика можно вводить в предстоящий учебный процесс и при этом активизировать их учебно-познавательную деятельность.
Обучение станет творческим процессом и для учащихся, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих детей.
Активная позиция в учении, превращение его в личностно значимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где учитель и ученик будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят. Для этого нужно, чтобы обучение включало постановку и решение системы творческих задач. Проблематичность предмета и поиск возможных методов его раскрытия делают обучение особым исследовательским процессом, в результате которого происходит добывание знаний, выработка учениками вместе с учителем различных понятий, описывающих изучаемый предмет.
Наши наблюдения показывают, что многие ученики начальных классов программный материал усваивают механически поэтому большинство учащихся не могут самостоятельно использовать уже усвоенные знания, умения и навыки при изучении нового материала. Этот недостаток чаще всего можно наблюдать после школьных каникул. Отсюда отсутствие необходимейшего мотива учения -познавательного.
Одним из необходимых условий обучения является повседневный и планомерный контроль за качеством усвоения знаний. Однако не менее важен в учении психологический комфорт, в которой, например, С.Н. Лысенкова включает: «Создание в классе спокойной обстановки, атмосфере доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллектива, сосредоточенности внимания учителя не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких» (2, 78)
Мы уже отмечали выше, что успешная учеба невозможна без устойчивых надлежащих мотивов ученика, которые должны сложиться у него еще в начальной школе. Традиционной и избранной нами в качестве рабочей является следующая топология мотивов учения:
1. Социальные мотивы, связанные с различными взаимоотношениями учащихся между собой, с учителями, воспитателями, родителями и другими людьми;
2. Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к занятиям и к процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к отдельным отраслям знаний и соответствующим учебным предметам;
3. Мотивы перспективы связаны с установлением далекой и близкой цели обучения.
Как утверждают психологи и педагоги, развитие мотивов учения определяется теми конкретными обстоятельствами, в которых протекает жизнь ученика. Для младших школьников, как преддверие глубокой адекватной мотивации, очень важны такие обстоятельства его жизни в школе и дома, которые стимулируют желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность учителя, родителей и других взрослых, занять достойное место среди сверстников, подражать любимому учителю, желание быть похожим на героев художественной литературы и т.д. для становления школьника, движения детской души.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь/ Л.В. Занков. -М.: Просвещение, 1968. -176 с.
2. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. - В кн.: Педагогический поиск. Сост. И.Н.Батенова/ С.Н. Лысенкова. -М.: Педагогика, 1990. С. 59-100.
3. Лутфуллоев, М. Современная дидактика/ М.Лутфуллоев.- Душанбе, 2001. - 331 с.
4. Рахманова, Д.З. Творчество учителя на уроке./ Д.З. Рахманова.- Худжанд, 2015. - С. 74.
5. Фридман, Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман. -М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
6. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И.Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
7. Якиманская, И.С. Развивающее обучение/ И.С.Якиманская. -М.: Педагогика, 1979.-144 с.
REFERENCES:
1. Zankov, L.V. Didactics and Life / L.V. Zankov. - M .: Enlightenment, 1968. - 176 p.
2. Lysenkova, S.N. When it is Easy to Learn. In the book: Pedagogical Quest. Compiler: I.N.Batenova / S.N. Lysenkova. - M.: Pedagogy, 1990. -P. 59-100.
3. Lutfulloev, M. Modern Didactics / M. Lutfulloyev . - Dushanbe, 2001. - 331 p.
4. Rakhmanova, D.Z. Teacher's Creation at the Lesson./ D.Z. Rakhmanova .- Khujand, 2015. - P. 74.
5. Fridman, LM, Kulagina I.Yu. Psychological Reference-Book for a Teacher / L.M. Fridman. -M.: Enlightenment, 1991. - 288 p.
6. Shamova, T.I. Activization of Schoolchildren's Learning / T. Shamova. - M.: Pedagogy, 1982. - 208 p.
7. Yakimanskaya, I.S. Developing Tuition / I.S. Yakimanskaya. - М.: Pedagogy, 1979. - 144 p.
Асос^ои назариявии фаъолгардонии раванди таълимй -маърифатии хонандагони синфх,ои ибтидой Вожщои калидй: фаъолгардонй, равандуои фаъолияти маърифатй, худомузй, ацибмонии кудак, инкишофи шахсият, асоси таълим, мактаби муосир, раванди таълим, фаъолияти тадцицот, хонандаи хурдсол
Дар маруилаи инкишофи цамъияти муосир муаммои фаъолгардонии равандуои таълимй -маърифатии хонандагони синфуои ибтидой яке аз муаммоуои мууим ва уалталаби педагогикаи муосирро ташкил медиуад. Муаллифон дар макола оид ба муаммои фаъолгардонии равандуои таълимй -маърифатии хонандагони синфуои ибтидой маълумот дода, асосуои назариявии муаммои мазкурро кушода додаанд.
Аз цонибимуаллифон тадцицотуои олимон С.Н. Лисенкова, И. С. Якиманская, Т.И. Шамова, М. Лутфуллоев таулил карда шудаанд. Тадцицоти Т.И. Шамоваро таулил намуда, муаллифон бар он ацидаанд, ки пешниуодуои педагог уангоми кор бо хонандагони аълохон амалй гашта метавонанд.
Ба ацидаи муаллифон яке аз шартуои асосии таълими самаранок назорати уамаруза аз болои сифати азхудкунии дониш мебошад. Барои ин бояд дар раванди таълим як цатор вазифауои эцодй уаллу фасл карда шаванд. Муаммоуое, ки дар кушода додани моуияти фанни таълимй ба вуцуд меоянд, раванди таълимро ба фазои тадцицотй мубаддал месозанд.
Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов
Ключевые слова: активизация, учебно-познавательная деятельность, самообразование, неуспевающие дети, развитие личности, мотивы учения, современная школа, учебный процесс, исследовательская деятельность, младший школьник, мотивация.
На современном этапе развития общества вопросы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В статье затрагиваются вопросы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся младших классов, раскрываются теоретические основыы данной проблемы.
Анализируются труды учёных, таких как С.Н. Лысенкова, И.С. Якиманская, Т.И. Шамова, М. Лутфуллоева, приводятся цитаты из их трудов.
Проанализировав исследование Т.И. Шамовой авторы выдвигают гипотезу о том, что учебные требования, могут быть реализованы в работе со средними и сильными учениками.
По мнению авторов, одним из необходимых условий обучения является повседневный и планомерный контроль за качеством усвоения знаний, для чего необходимо, чтобы обучение включало постановку и решение системы творческих задач. Подчеркивается, что проблематичность предмета и поиск возможных методов его раскрытия делают обучение особым исследовательским процессом, в результате которого происходит добывание знаний, выработка учениками вместе с учителем различных понятий, описывающих изучаемый предмет.
Theoretical Grounds of Activization of Educational-Cognitive Activity of Pupils in Primary Forms Keywords: activization, educational-cognitive activity, self-education, underachieving children,
individuales development, motives of learning, modern school, educational process, research activity, junior schoolchild, motivation
At the contemporary stage of the development of society the issues beset with activization of educational-cognitive activity ofjunior schoolchildren are among the most acual problems ofmodern pedagogical science and practice. The article touches upon the issue concerned with activization of educational-cognitive activity ofpupils of junior classes, reveals the theoretical grounds of the relevant problem.
In their article the authors analyze the works belonging to the pen of such scientists as: S.N. Lysenkova, I.S. Yakimanskaya, T.I. Shamova, M. Lutfulloev, they give quotations from their works in most cases.
Having analyzed T.I. Shamov's research work, the authors put forward the hypothesis that training requirements can be implemented in a work with middle and strong students.
In conformity with the authorsл opinion, one of the necessary conditions for learning is considered to be a day-to-day and systematic control over the quality of knowledge mastering, for which it is necessary that teaching should include formulation and solution of the system of creative tasks. It is emphasized that the problematic nature of the subject and the search for possible methods of its disclosure make learning a special research process, in the result of which knowledge is obtained, students develop together with the teacher, various concepts describing the subject under study.
At the stage of society^s development the issues related to activization of junorpupilsл educational-cognitive activity refer to the most actual problems of modern pedagogical science and practice. The question of this activization is touched upon in the article; theoretical grounds of the problems being revealed concurrently.
Маълумот дар борам муаллиф:
Рахмонова Дилбар Зикриё'евна, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи педагогикаи ицтимой ва касбии факултети педагогии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров, (Цущурии Тоцикистон, ш Хуцанд) Email: [email protected]
Кузиева Нодира Муродовна, сармуаллимаи кафедраи грамматикам забощои арабии факултети Забон^ои шарци Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров, (Цущурии Тоцикистон, ш Хуцанд),Email: kuzieva.nodira @mail.ru Сведения об авторе:
Рахмонова Дилбар Зикриё'евна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогии педагогического факультета Худжанского государственного унивеситета имени академика Б.Гафурова, (Республика Таджикистан, г. Худжанд) Email: [email protected] Кузиева Нодира Муродовна, старший преподаватель кафедры грамматики арабского языка факультет восточных языков Худжанского государственного унивеситета имени академика Б. Гафурова, , (Республика Таджикистан, г. Худжанд) Email: kuzievanodira @mail.ru Information about the authors:
Rahmonova Dilbar Zikriyoevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of general and social pedagogy attached to the Faculty of Pedagogy under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand),, Email: [email protected] Kuziyeva Nodira Murodovna, senior lecturer of the department of Arabic Grammar attached to the Faculty of Oriental Studies under Khujand State University named after academician B. Gafurov (TajikistanRepublic, Khujand), Email: kuzieva.nodira @mail.ru