ББК74.00 М.С. ^АКИМОВА
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Активная позиция в учении, превращение его в личностно значимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где ученик и учитель , объединившись, будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены. Для этого нужно, чтобы обучение включало постановку и решение системы творческих задач. Проблематичность предмета и поиск возможных методов его раскрытия делают обучение особым исследовательским процессом, в результате которого происходит добывание знаний, выработка учениками вместе с учителем различных понятий, описывающих изучаемый предмет.
«Изучение личности ученика педагогом, родителями, воспитателями, - отмечает Т.И. Шамова, - строится индивидуально. Своеобразие личности, ее генетические данные, способности, интересы и склонности, опыт обучения, общения, самопознание могут быть поняты только в контексте реальной жизнедеятельности» (6,208).
Положительные и отрицательные черты в деятельности ученика можно определить прежде всего в его учебно-познавательной деятельности.
По мнению Костюка Г.С., процесс учения состоит из 4-х фаз. В первой фазе на основе психологического процесса возникает чувственный образ объекта: учитель в наглядной форме предлагает ученику учебный материал и проблемную ситуацию так, чтобы он понял их смысл, и тем самым как бы вводит ученика в предстоящий процесс обучения. Во второй фазе психический образ выделяется из психического процесса как его возможный результат: идет активное формирование хода решения и их тренировка с помощью учителя. В третьей фазе то, что субъект усвоил, снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика: эта фаза используется для закрепления и проверки знаний. Четвертая фаза - синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение (2,125).
Если анализировать высказывания Костюка Г.С., то в процессе учения необходимо изучать психологические и физиологические особенности учащихся, при которой каждого ученика можно вводить в предстоящий учебный процесс и при этом активизировать их учебно-познавательную деятельность.
Обучение станет творческим процессом и для учащихся, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих детей.
Наши наблюдения показывают, что многие ученики начальных классов программный материал усваивают механически, поэтому большинство учащихся не могут самостоятельно использовать уже усвоенные знания, умения и навыки при изучении нового материала. Этот недостаток чаще всего можно наблюдать после школьных каникул. Отсюда отсутствие необходимейшего мотива учения - познавательного.
Одним из необходимых условий обучения является повседневный и планомерный контроль за качеством усвоения знаний. Однако не менее важен в учении психологический комфорт, в которой, например, М.М. Поташник включает «создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллективизма, сосредоточенность внимания учителя не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких» (4,80).
Мы уже отмечали выше, что успешная учеба не возможна без устойчивых надлежащих мотивов ученика, которые должны сложиться у ученика еще в начальной школе. Традиционной и избранной нами в качестве рабочей является следующая топология мотивов учения:
1. Социальные мотивы, связанные с различными взаимоотношениями учащихся между собой, с учителями, воспитателями, родителями и другими людьми;
2. Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к занятиям и к процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к отдельным отраслям знаний и соответствующими учебным предметам.
3. Мотивы, перспективы связаны с установлением далекой и близкой цели обучения.
Как утверждают психологи и педагоги, развитие мотивов учения определяется теми конкретными обстоятельствами, в которых протекает жизнь ученика. Для младших школьников как преддверие глубокой адекватной мотивации очень важны такие обстоятельства его жизни в школе и дома, которые стимулируют желание получить хорошую отметку, желание заслужить благодарность учителя, родителей и других взрослых, желание занять достойное место среди сверстников, желание подражать любимому учителю, желание быть похожим на героев художественной литературы и другие необходимые для становления школьника движения
детской души. Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает широкую пропаганду передового педагогического опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Чтобы обеспечить преодоление неуспеваемости, требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Прежде чем уточнить основные факторы неуспеваемости детей младшего школьного возраста, необходимо учесть, что существуют психологические и педагогические причины неуспеваемости.
Психологи И.В.Дубровина, М.К.Акимова и Е.М.Борисова к психологическим причинам неуспеваемости относят такие недостатки познавательной деятельности, как плохое восприятие и усвоение учеником школьного материала, неумение выполнять учебные действия.
К педагогическим причинам можно отнести применение неадекватных способов учебной работы, использование неправильных навыков и приемов учебной работы.
По мнению В.Г. Степанова, по причинам неуспеваемости учащиеся распределяются на три группы (5,336). В первую группу входят дети, у которых отсутствуют действенные мотивы - дети со слабым стремлением к учению; во вторую - дети со слабыми способностями к учению, в третью - дети с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Врачи и физиологи, а также психологи и педагоги сравнительно хорошо изучили особенности развития ребенка до школы и имеют достаточно полное представление о том, какой он, будущий первоклассник, каким приходит и должен прийти в школу, чтобы не сникнуть под бременем школьных нагрузок, нормально расти и развиваться. Функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе. Учителю начальной школы важно учитывать, что одним из периодов интенсивного развития ребенка и является период шести-семи лет, то есть именно тот возраст, когда начинается систематическое обучение и воспитание в школе. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется тем уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Учитель начальных классов должен знать нижеследующие параметры состояния здоровья ученика:
уровень достигнутого физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка, включая семью и школу.
В зависимости от совокупности этих параметров различаются пять групп детей. Первая группа - дети, редко болеющие и не болеющие совсем, имеющие соответствующие возрасту психическое и физическое развитие, не имеющие нарушений в отдельных органах и системах. Процент таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.
Вторая группа - дети, которые имеют различные функциональные нарушения и находятся на грани здоровья. Их болезни еще не перешли в хронические и тем не менее значительно сказываются на сроках и уровне адаптации в школе. Число таких детей при поступлении в первый класс колеблется от 30 до 35 %.
В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями с периодическими обострениями. Количество таких детей составляет 30-35 %.
В четвертую и пятую группу входят дети, имеющие серьезные, глубокие нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением в школе массового характера.
Согласно данных медицинских форм из 84 неуспевающих детей 1-2 классов 41,6 % составляют дети с отклонениями в умственном или физическом развитии. Из них, по нашим наблюдениям, только 20-35 % детей продолжают лечиться. Лечить остальных, в связи с экономическими трудностями семей, родители не в состоянии. При этом отдельные дети страдают двумя и более болезнями. Каждый урок в начальных классах должен проходить живо, интересно и эмоционально. Этого требуют психологические особенности младшего школьника. Порой учителя проводят уроки скучно, без наглядности, шаблонно, без элементов творчества, не создавая проблемных ситуаций. Это прежде всего связано с недостаточной подготовкой учителя к уроку. В своевременном выявлении, и в предупреждении неуспеваемости младших школьников главной фигурой является учитель. Согласно нашим наблюдениям за работой учителей начальных классов ряда школ Согдийской области выяснилось следующее.
1. Большинство учителей не знают, как работать с неуспевающими учениками, объясняя это, прежде всего, отсутствием специальной литературы или методических рекомендаций;
2. Своевременно не выявляют причины неуспеваемости своих учеников, считая это дело второстепенным. При этом всегда основное внимание направляют на сильных и средних, учеников, а слабые остаются в стороне.
3. О плохой успеваемости учеников учителя своевременно не предупреждают их родителей;
4. Часть учителей считают, что с неуспевающим учеником за бесполезностью нет смысла заниматься, относятся к нему некорректно, а порой просто грубо. А для дополнительной или индивидуальной работы у них не находится времени.
Деятельность учителя начальных классов должна быть направлена на повышение уровня научной и практической значимости процесса обучения. Научная значимость - это изучение закономерностей психического развития ученика, а практическая - это совместная работа учителя с учениками и взрослыми. Эффективность педагогического процесса обеспечивается единством содержательной и процессуальной сторон обучения. Непременными составляющими процессуальной стороны обучения являются стимулирование и активизация деятельности ученика, доброжелательная, но непреклонная требовательность учителя, единство и согласованность действий всех субъектов педагогического процесса, включая семью ученика, и успех как целевой и эмоциональный фактор.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Изучение личности школьника учителем. Под ред. З.И.Власовой, Т.В.Ахаян и др. -М.: Педагогика, 1991. -136 с.
2. Костюк, Г.С. Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника: Обучение и развитие младших школьников/ Г.С.Костюк.- Киев, 1970. - 125 с.
3. Онищук, В.А. Урок в современной школе/ В.А.Онищук.- М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
4. Поташник, М.М. Как оптимизировать процесс воспитания/ М.М.Поташник. -М., 1984. - 80 с.
5. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие/В.Г.Степанов. - М.: «Академия», 2001. -336 с.
6. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/Т.И.Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
REFERENCES:
1. The Study of a Schoolchild by a Teacher as an Individual. Under the editorship of Z.I.Vlasova, T.V.Akhayan et alia. - M.: Pedagogy, 1991. - 136 p.
2. Kostyuk, G.S. Actual Issues Concerned with Tuition and Development of a Junior Schoolchild: Tuition and Development of Junior Schoolchildren/ G.S.Kostyuk. - Kiev, 1970. - 125 p.
3. Onishchuk, V.A. A. Lesson in Modern School/ V.A. A.Onishchuk.- M.: Enlightenment, 1986. - 160 p.
4. Potashnik, M.M. How to Optimize the Process of Upbringing/ M.M.Potashnik. - M., 1984. - 80 р.
5. Stepanov, V.G. Psychology of Tough Schoolchildren: manual/ V.G.Stepanov. - M., 2001. - 336 p.
6. Shamova, T.I. Activation of Schoolchildren's Studies/ T.I.Shamova.- M.: Pedagogy 1982. - 208 p.
Хусусият^ои назариявию методии бартарафсозии муаммо^ои аз таълим цафомонии хонандагони синни хурди мактаби Вожщои калидй: шахсияти хонанда, раванди амузиш, вазъияти муаммо, сифати донишомузи, цафомонй, бартарафсозии цафомонй, фаъолияти муаллим Бартарафсозии цафомонй аз таълим - вазифаи асосии педагогикаи назариявиву амалист. Интихоби дурусти роуу воситауои ташкили коруои ислоуй аз болои фаъолгардонии фаъолияти маърифатии хонандагон ва инкишоф додани хусусиятуои шахсии хонандагони аз таълим цафомонда синфуои ибтидой яке аз шартуои асосии фаъолияти муаллимони синфуои ибтидой ба уисоб меравад.
Мушоуидаи муаллифон нишон медиуад, ки бештари хонандагони синфуои ибтидой маводи таълимиро ба таври механикй аз худ менамоянд, бинобар уамин, цисми зиёди толибилмон дониш, мауорат ва малакауои соуибшудаашонро дар раванди азхудкунии мавзуи нав мустацилона истифода бурда наметавонанд.
Ба ацидаи муаллифон, дар синфуои ибтидой уар як дарс бояд зинда, шавцовар ва уиссиётнок ташкил карда шавад. Хусусиятуои психологии мактабиёни хурдсол низ уаминро талаб менамоянд. Муаллиф цайд менамояд, ки баъзан муаллимон дарсро бе истифодаи асбобуои аёнй, бе истифодаи эцодкорй якрангу дилгиркунанда ташкил менамоянд. Ин пеш аз уама бо он алоцаманд аст, ки муаллим ба дарс бе омодагии махсус хозир мешавад. Дар муайянсозии саривацтй ва пешгирии аз таълим цафомонии хонандагон нацши пешбарандаро омузгори синфуои ибтиидой мебозад.
Теоретико - методические особенности преодоления неуспеваемости младших школьников 262
Ключевые слова: личность ученика, процесс обучения, проблемная ситуация, качество усвоения
знаний, преодоление неуспеваемости, деятельность учителя. Объектом исследования данной статьи является преодоление неуспеваемости: как важнейшая задача теоретической и практической педагогики. Отмечается правильный выбор путей, форм и средств коррекционной работы по активизации познавательной деятельности и развитию индивидуальных способностей неуспевающих учащихся младших классов представляется необходимым условием работы учителей начальных классов.
Наблюдения авторам показывают, что многие ученики начальных классов программный материал усваивают механически, поэтому большинство учащихся не могут самостоятельно использовать уже усвоенные знания, умения и навыки при изучении нового материала.
По мнению авторам, каждый урок в начальных классах должен проходить живо, интересно и эмоционально, чего требуют психологические особенности младшего школьника. Подчёркивается, что в своевременном выявлении, и в предупреждении неуспеваемости младших школьников главной фигурой является учитель.
Theoretical-Methodological Peculiarities Beset with Overcoming Junior Schoolchildren Underachievement Key words: pupil as an individual, process of tuition, problematic situation, quality of knowledge
mastering, unsuccessful pupil, underachievement overcoming, teacher's. The object of the research of the given article is underachievement overcoming as the most important goal of both theoretical and practical pedagogy. The author underscores an important of a correct choice aimed at the ways, forms and means of corrective work on activation of cognitive activity and development of individual abilities in reference to underachieving junior pupils being a necessary condition for primary school teachers' work.
The author's observations show that the majority of primary school pupils master the program material mechanically, therefore, most of them cannot resort to the gained knowledge, habits and abilities in the course of studying new material self-sufficiently.
In conformity with the author's opinion, each lesson in primary forms should be conducted lively, interestingly and emotionally, being required to be such by psychological peculiarities of a junior pupil. The author lays an emphasis upon the idea that in current elicitation, and prevention from low progress of junior schoolchildren a teacher acts as a main figure, in general.
Маълумот дар бораи муаллифон:
Ра^монова Дилбар Зикриёевна, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи педагогикаи ицтимой ва касбии факултети педагогии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд),ЕтаИ: [email protected]
Хркимова Манижа Сарфарозовна, магистранти соли якуми ихтисоси таусилоти ибтидоии факултети педагогии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд),Етай: [email protected] Сведения об авторах:
Рахманова Дилбар Зикриёевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики педагогического факультета Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), Email: dilbar_sns@mail. ru
Хакимова Манижа Сарфарозовна, магистрант первого курса специальности начального обучении педагогического факультета Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), Email: [email protected] Information about the authors:
Rahmanova Dilbar Zikriyovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of general and social pedagogy of the faculty of pedagogy under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Email: [email protected]
Hakimova Manija Sarfarozovna, graduate student of the first year of specialty in primary education of the faculty of pedagogy under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Email: [email protected]
УДК 303.01
В.А.ШАРИПОВ