Научная статья на тему 'Фаъолнокии эҷодии муаллим ҳангоми ташаккули иқтидори эҷодии хонандагон дар машғулиятҳои технология (трудовое обучения)'

Фаъолнокии эҷодии муаллим ҳангоми ташаккули иқтидори эҷодии хонандагон дар машғулиятҳои технология (трудовое обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6467
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фаъолияти касбӣ / ташаккул / қобилияти эҷодӣ / фаъолият / хусусият / шахсият / омодагӣ / профессиональная деятельность / формирование / творческие способности / активность / особенность / личность / готовность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдуҳалимович, Дадобоева Мавлуда Абдуқаҳоровна

Педагогикаи мактаби муосир исроркорона аз муаллимони муассисаҳои таҳсилотӣ ҳангоми тайѐрӣ ба машғулият зоҳир кардани фаъолнокии эҷодӣ дар ҷорӣ намудани шаклҳои самаранок ва методҳои таълими хонандагонро, ки дар инкишофи қобилияти эҷодии онҳо мусоидат мекунад, талаб мекунад. Зоҳир намудани фаъолнокии эҷодӣ ҳангоми тайѐрӣ ба дарс-сифати арзишноки муаллим ба ҳисоб меравад. Ба муаллим дар кори худ оид ба ташаккули иқтидори эҷодии хонандагон истифодаи ҳамаи методҳои таълимии психо-педагогии маъмул барои инкишофи қобилияти эҷодии хонанда зарур мебошад: эвристикӣ, тадқиқотӣ, муаммогӣ ва ҷустуҷуӣ, ки ба муаллим барои ба хонандагон пешниҳод намудани мустақилияти зиѐдтар ва озодӣ дар ҷустуҷӯи эҷодӣ имкон медиҳад. Муаллими муассисаи таҳсилоти миѐнаи умумӣ фаҳмиданаш зарур ва доимо дар хотир дошта бошад, ки маҳорати педагогӣ худ аз худ намеояд, он дар раванди меҳнати педагогии фаъоли эҷодӣ дар асоси донишҳои чуқур ва гуногунпаҳлӯ дар соҳаи касб, педагогика, психология, методика ва ташкили таълим ташаккул меѐбад.Тадқиқотҳои аз тарафи мо гузаронидашуда, ки дар он дараҷаи инкишофи қобилиятҳои эҷодии синфҳои 5 дар машғулиятҳои технология (таълими меҳнат) дар мисоли маҳорати тартиб додани кроссворд муайян намудем ва ба мо ҳамин тариқ фаъолнокии эҷодии муаллим, касбият ва муносибати онҳо бо хонандагон ва рафтор дар машғулиятҳо бо онҳо имконият дод, шахсан ба муаллим ин тадқиқот барои муайян намудани тарафҳои суст ва мусбати кори педагогии худ кӯмак расонд ва роҳи дигаргуншавӣ ва беҳтар гардонидани ташкили кори худ муайян кард.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдуҳалимович, Дадобоева Мавлуда Абдуқаҳоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматривается вопрос о настоятельном требовании современной школьной педагогики проявления у учителей образовательных учреждений творческой активности при подготовке к занятиям, внедрения ими новых, эффективных форм и методов обучения детей, способствующих развитию у них творческих способностей, т.к. проявление творческой активности при подготовке к урокам – ценнейшее качество учителя. Отмечается, что учителю в своей работе по формированию творческого потенциала школьников необходимо использовать весь арсенал известных психо-педагогических методов обучения для развития творческих способностей учащихся, таких как эвристический, исследовательский, проблемный и поисковый, поскольку они позволяют учителю предоставить учащимся больше самостоятельности и свободы в творческом поиске. Указывается о понимании школьным учителем того важного обстоятельства, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Проведенное авторами исследование, в котором они определили уровни развития творческих способностей учащихся 5-х классов на уроках технологии на примере умения составлять кроссворды, дали нам возможность таким образом оценить творческую активность учителей, профессионализм, их отношение к ученикам и поведение на занятиях с ними, а самим учителям это исследование помогло выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить пути по изменению и улучшению организации своей работы.

Текст научной работы на тему «Фаъолнокии эҷодии муаллим ҳангоми ташаккули иқтидори эҷодии хонандагон дар машғулиятҳои технология (трудовое обучения)»

13.00.02.НАЗАРИЯ ВА УСУЛХрИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02.ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02.THEORY AND METHODS OF TEACHING AND UPBRINGING

УДК 371,012 ББК 74,202

ФАЪОЛНОКИИ Э ЦОДИИ МУАЛЛИМ ХАНГОМИ ТАШАККУЛИ ЩТИДОРИ Э ЦОДИИ ХОНАНДАГОН ДАР МАШFУЛИЯТХОИ ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЯ)

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

THE CREATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER IN THE FORMA TION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF SCHOOLCHILDREN IN TECHNOLOGY LESSONS

Вожщои калиди: фаъолияти шахсият, омодагй

Педагогикаи мактаби муосир исроркорона аз муаллимони муассисауои таусилотй уангоми тайёрй ба машгулият зоуир кардани фаъолнокии эцодй дар цорй намудани шаклуои самаранок ва методуои таълими хонандагонро, ки дар инкишофи цобилияти эцодии ощо мусоидат мекунад, талаб мекунад. Зоуир намудани фаъолнокии эцодй уангоми тайёрй ба дарс-сифати арзишноки муаллим ба уисоб меравад. Ба муаллим дар кори худ оид ба ташаккули щтидори эцодии хонандагон истифодаи уамаи методуои таълимии психо-педагогии маъмул барои инкишофи цобилияти эцодии хонанда зарур мебошад: эвристикй, тадцицотй, муаммогй ва цустуцуй, ки ба муаллим барои ба хонандагон пешнщод намудани мустацилияти зиёдтар ва озодй дар цустуцуи эцодй имкон медщад. Муаллими муассисаи таусилоти миёнаи умумй фаумиданаш зарур ва доимо дар хотир дошта бошад, ки мауорати педагогй худ аз худ намеояд, он дар раванди меунати педагогии фаъоли эцодй дар асоси донишуои чуцур ва гуногунпаулу дар соуаи касб, педагогика, психология, методика ва ташкили таълим ташаккул меёбад. Тадцицотуои аз тарафи мо гузаронидашуда, ки дар он дарацаи инкишофи цобилиятуои эцодии синфуои 5 дар машгулиятуои технология (таълими меунат) дар мисоли мауорати тартиб додани кроссворд муайян намудем ва ба мо уамин тариц фаъолнокии эцодии муаллим, касбият ва муносибати онуо бо хонандагон ва рафтор дар машгулиятуо бо онуо имконият дод, шахсан ба муаллим ин тадцицот барои муайян намудани тарафуои суст ва мусбати кори педагогии худ кумак расонд ва роуи дигаргуншавй ва беутар гардонидани ташкили кори худ муайян кард.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, формирование, творческие способности, активность, особенность, личность, готовность

В статье рассматривается вопрос о настоятельном требовании современной школьной педагогики проявления у учителей образовательных учреждений творческой активности при подготовке к занятиям, внедрения ими новых, эффективных форм и методов обучения детей,

Азизов Абдулатиф Абдух^алимович, доктори илмуои педагоги, профессори кафедраи технология ва методикаи таълими они МДТ "ДДХ ба номи акад. Б. Гафуров; Дадобоева Мавлуда Абдуцщоровна,

дотсенти кафедраи технология ва методикаи таълими они МДТ "ДДХ ба номи акад. Б. Гафуров"(Тоцикистон, Хуцанд);

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии ГОУ "ХГУимени акад. Б.Гафурова"; Дадобоева Мавлуда Абдукахоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова" ( Таджикистан, Худжанд ).

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Dr. of Pedagogy, dean of the faculty of Fine Arts and Technology under the SEI "KhSU named after acad. B. Gafurov" E-MAIL: uchzaphgu@mail.ru;Dadoboeva Mavluda Abdukahorovna,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of technology and methods of its teaching under the SEI "KhSUnamed after acad. B. Gafurov" (Tajikistan Khujand) E-MAIL: uchzaphgu@mail.ru.

касби, ташаккул, цобилияти эцоди, фаъолият, хусусият,

способствующих развитию у них творческих способностей, т.к. проявление творческой активности при подготовке к урокам - ценнейшее качество учителя. Отмечается, что учителю в своей работе по формированию творческого потенциала школьников необходимо использовать весь арсенал известных психо-педагогических методов обучения для развития творческих способностей учащихся, таких как эвристический, исследовательский, проблемный и поисковый, поскольку они позволяют учителю предоставить учащимся больше самостоятельности и свободы в творческом поиске. Указывается о понимании школьным учителем того важного обстоятельства, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Проведенное авторами исследование, в котором они определили уровни развития творческих способностей учащихся 5-х классов на уроках технологии на примере умения составлять кроссворды, дали нам возможность таким образом оценить творческую активность учителей, профессионализм, их отношение к ученикам и поведение на занятиях с ними, а самим учителям это исследование помогло выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить пути по изменению и улучшению организации своей работы.

Key words: professional activity, formation, creative abilities, activity, peculiarity, personality, readiness.

The article dwells on the issue concerned with modern school pedagogy more and more insistently requires teachers of educational institutions to display creative activity while preparing for classes, introducing new, effective forms and methods of teaching children promoting the development of their creative abilities. The manifestation of creative activity in preparing for lessons is the most valuable quality of a teacher.It is underscored that the teacher in his work on the formation of the creative potential of schoolchildren needs to use the entire arsenal of well-known psycho-pedagogical teaching methods to develop the creative abilities of students: heuristic, research, problem and search, because they allow the teacher to give students more autonomy and freedom in creative search. They lay an emphasis upon the ides that it is important for the school teacher to understand and constantly remember that pedagogical mastery does not come by itself, it is formed in the process of active creative pedagogical work, based on deep and diverse knowledge in the field of profession, pedagogy, psychology, methods and organization of education. The research conducted by the authors, in which they determined the levels of development of creative abilities of 5th grade students at technology lessons on the example of the ability to create crossword puzzles, gave them the opportunity to evaluate the creative activity of teachers, their professionalism and attitude towards students and behavior in classes with them. The relevant study helped teachers to identify the positive and weak points of their pedagogy and to chart a way to change and improve the organization of their work.

Учитель в своей педагогической деятельности должен постоянно стремиться к совершенствованию своего труда, не должен быть удовлетворен уже достигнутыми результатами, только в таком случае он становится мастером своего дела. Проявление творческой активности при подготовке к урокам - ценнейшее качество учителя. В противном случае он превращается в ремесленника.

Учителю в своей работе по формированию творческого потенциала школьников необходимо использовать для развития творческих способностей учащихся весь арсенал известных психопедагогических методов обучения: эвристическ, исследовательск, проблем и поискового, поскольку они позволяют учителю предоставить учащимся больше самостоятельности и свободы в творческом поиске.

В этом случае одной из основных задач учителя становится помощь учащимся в актуализации творческих способностей на уроках технологии.

Творческая активность учителя, развивающего творческие способности учащихся, проявляется при соблюдении нижеперечисленных правил. Он должен: служить примером для подражания; поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям; разрешать делать ошибки; поощрять разумный поиск; включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал; поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему; поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности; подготовить к препятствиям, встречающимся на пути

творческой личности; стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Многие ученые считают, что творчество в деятельности детей - это норма их развития, ибо склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, ребенок может действовать, руководствуясь каким-либо готовым образцом. В подобном случае мы называем этот вид деятельности пассивно-подражательным, он также может самостоятельно выбрать один из множества возможных вариантов решения -это активно-подражательная деятельность, и, наконец, он может придумать, создать качественно новое - это уже творческая деятельность. Ученик на определенном этапе обучения способен к одному из этих типов деятельности, а учителю предстоит учитывать степень этой способности.

Учитель должен оказывать постоянное внимание и вести систематическую работу по развитию творческих способностей школьников, что обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, способствует рождению настоящей личности.

Сложность работы учителя состоит еще и в том, что он часто сталкивается с необходимостью принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, однозначный ответ на которые не найти ни в инструкциях, ни в учебниках педагогики и методики. Здесь учитель может полагаться только на себя, на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания. Важно понимать и постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.

Учитель технологии (трудового обучения), обладающий такими качествами, заранее продумывает и планирует свое педагогическое воздействие на учащихся. Скрупулезно подбирая наиболее целесообразные учебно-производственные задания, он должен думать об их восприятии учащимися, возможных затруднениях и ошибках, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Применяя разнообразные методы обучения в комплексе, сочетая различные формы обучения и учитывая индивидуальные возможности и способности своих учащихся, умелый педагог способен организовать учебный процесс в полном соответствии с требованиями.

Для творчески активного учителя, владеющего высоким педагогическим мастерством, характерны: высокий уровень организации занятий; бережное отношение к своему рабочему времени и времени учащихся; целесообразный подбор учебно-производственных работ; высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности; нацеленность на качество результатов труда; деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью; строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.

Немаловажное значение для учителя имеет его способность устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения. Умение учитывать их индивидуальные особенности, характер, способности и недостатки - это один из самых важных компонентов педагогического мастерства.

Каждый учащийся имеет свой потенциал создания новых идей, отношений и объектов во всем множестве вариантов, предоставляемых жизнью. Однако отношение к творчеству может быть разным: для одних это сознательное действие, для других - лишь случайное, а третьим оно кажется вообще невозможным, и эти особенности развития школьников должны быть тщательно изучены учителем. Каждого ребенка ему предстоит рассмотреть через «линзу».

Рассуждения о том, что творческие личности - обязательно гении, и лишь гении - творческие люди - это миф. Мы почему-то привыкли к мысли, что талант, исключительные способности, интеллект, неутомимость и прозорливость присущи только гениям и те, кто лишен этих качеств не могут быть творческими личностями. Однако наличие хотя бы одного из перечисленных качеств не гарантирует владения навыками творческого мышления. Человечество не достигло бы современного уровня развития, если бы его создавали только гении, которых, по правде говоря, не так уж и много.

В свое время К.Д. Ушинский утверждал, что степень творческих успехов человека зависит от того, насколько он покорился своему сознанию и воле богатства своего нервного организма и, стало быть, может распоряжаться этими сокровищами по собственному. И это утверждение

справедливо, ибо всякое творчество начинается с осознания незнания. Но не всякое незнание становится знанием с помощью творчества. Творчество является наивысшим уровнем умственной деятельности.

Основой творчества является внутренняя мотивация, воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, воля, деятельность и трудолюбие. «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества», - говорил основоположник современной таджикской литературы Садриддин Айни, который, кроме писательского таланта, обладал еще и талантом учителя, наставника.

Он огромное значение при работе с дехканскими (крестьянскими) детьми придавал воспитанию в них творческих способностей. В своем общении с детьми, которые окружали его, он раскрывал совершенно неведомый им до того способ выражения своего опыта и своего отношения к миру, вместе с ребятами он строил, сочинял, комбинировал, заражал их волнением, давал им тему, управлял процессом их творчества, показывал им приемы этого творчества и т.д.

В своей повести «Смерть ростовщика» («Марги судхур») С.Айни наглядно и убедительно описывает труд ремесленников, которые между задумкой, вдохновением и конечным продуктом испытывают то, что мы сегодня называем муками творчества - это тяжелая работа, жесткая дисциплина, упорные тренировки и упражнения, практика, повторения, набрасывание первых набросков и т.д.

Действительно, творчество основывается на упорстве, терпении и тяжелой работе. Говоря детям об этой стороне творчества, учитель должен учитывать, что дети, в силу своей непосредственности, являются наиболее изобретательными и креативными. Отчасти по этой причине в число лучших испытуемых для изучения фазы вдохновения входят маленькие дети, чьи способности на выдумку часто нельзя определить в терминах продукта. Известны случаи, когда подросток сам открыл десятичную систему исчислений или придумал поворотный мост оригинальной конструкции или что-нибудь иное, действительно новое и оригинальное. Для таких детей это высший полет вдохновения и творчества, и от подобных маленьких «открытий» не отмахнешься банальной ссылкой на то, что они никуда не годятся, так как никто раньше такого не придумывал.

Творчество становится качеством личности, чертой ее характера, когда приобретает устойчивость, выраженность, большую значимость, становится характерным для личности.

Т.Н. Тищенко считает творческими такие элементы деятельности, как «формирование замысла; планирование труда; рационализация методов труда; определение затрат труда и нормативов». (9,17).

И.П. Левченко и И.К. Матюша, в свою очередь, считают творческой деятельностью учащихся «техническое моделирование, конструирование приборов и пособий, изготовление и конструирование детских игр и игрушек». (3,35).

Исследователи отмечают и разные характерные черты творческой деятельности. Так, И.Я. Лернер считает, что к таким чертам следует относить: «...самостоятельный перенос учащимися знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомых, стандартных условиях; видение структуры объекта; видение новой возможности функции знакомого объекта; учет альтернатив при решении проблемы; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; создание принципиально нового объекта, подхода». (4,52).

А.Н. Лук таковыми считает: зоркость в поисках проблемы; перенос опыта на новые ситуации; цельность восприятия; гибкость мышления; способность критически оценивать деятельность; мягкость генерирования идей; способность предвидения (5,12).

А.И. Доровской при составлении образовательных программ для одаренных детей выделяет такие творческие способности: «пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое; культура рефлексии и предвосхищения результата; способность находить и выражать оригинальные идеи; изобретательские порывы и богатое воображение; интерес к парадоксам, импровизациям и восприятие неоднозначных вещей; дивергентное мышление» (2,71).

Нельзя развить творческое начало у школьников, если их держать в течение одиннадцати лет обучения, главным образом, на бездумной, воспроизводящей исполнительской деятельности. В первую очередь, это относится к урокам технологии, на которых учащиеся что-либо мастерят, учась работать с материалами и инструментами. Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить только при систематическом приобщении учащихся к работе творческого характера, ставя их в ситуацию необходимости решения различных, постепенно

усложняющихся творческих задач на уроках, внеклассных занятиях и в домашней учебной работе.

Суть творческой деятельности состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д.

Современный учитель, обладающий творческими способностями, должен уметь организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик смог бы раскрыть свои потенциальные возможности, творческие способности, стать активным участником учебного процесса. «Для того, чтобы способствовать повышению качества обучения и воспитания, учителям необходимо самим постоянно расширять свой кругозор и совершенствовать знания. Учитель, прежде всего, сам должен быть творческой личностью, должен уметь творчески мыслить, создавать творческую атмосферу в классе и творчески организовывать учебно- воспитательный процесс в школе». (8,204).

В.С. Митинев в работе «О творческом труде учителя», анализируя творческий труд сельских учителей, отмечает: «Основными стимулами творческой деятельности человека являются призвание, любовь к труду и целеустремленность. Для педагога к этому надо добавить искренность, душевную простоту, скромность и любовь к детям». (6,11).

Общеизвестно, что современное содержание образования (в любом учебном заведении -школе, колледже, вузе, аспирантуре и т.д.) должно состоять из четырех элементов: знания о природе, обществе, технике и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности; отношение к деятельности -воспитанность.

Анализируя эти четыре элемента, Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов правильно замечают, что «современный учебный процесс можно считать завершенным только в том случае, если усвоение знаний и умений будет доведено до третьего уровня». /1,56/.

С точки зрения педагогики, для формирования творческого потенциала школьника нужен плавный переход от репродуктивной деятелъности к творческой. Причем, самостоятельная работа учащихся не должна превращаться в нудную и бессистемную деятельность.

Следует отметить тот факт, что в процессе изучения теоретического материала следует учителю отобрать среди множества дидактических и дополнительных материалов такие задания, которые способствовали бы развитию творческих начал у школьников. Теоретический материал, как правило, педагоги подкрепляют еще и наглядностью, сообщениями из других вспомогательных источников. Все это положительно сказывается на познавательном и творческом потенциале учащихся.

Наша многолетняя практика подтверждает, что наблюдаются случаи, когда ученик интеллектуально слабо развит, плохо репродуктирует услышанное, увиденное, прочитанное, но на интуитивном уровне он может успешно моделировать, конструировать, часами сидеть с разными игровыми предметами, прекрасно рисовать или играть на музыкальных инструментах. Поэтому творческий ученик - это, прежде всего индивид, ищущий приложения своих сил в разных областях деятельности с целью получения морального удовлетворения от сделанной работы.

С другой стороны, если сопоставить двух условных «противников» -разных по успеваемости школьников, может так случиться, что у более успешно обучающегося ученика креативное мышление слабее; чем у более слабого ученика. История человечества изобилует многочисленными такими примерами, когда многие из известных нам людей плохо учились в школе, однако достигали больших высот в своей профессиональной деятельности. Достаточно в качестве примера упомянуть выдающегося автора теории относительности Альберта Эйнштейна, который в школе был «двоечником».

Нам кажется, что учителям легче работается с «сильными» учащимися, но на практике часто бывает, что когда перед такими учащимися ставится задача на творческое воображение, то они, зачастую, попадают в проблемные ситуации и не могут найти самостоятельного решения поставленной задачи.

В конечном итоге, общество получает «изолированную» личность, личность без «спирали роста». Поэтому учителю предстоит выявить и направить способности учащихся на русло творчества.

Подводя предварительный итог вышесказанному, заметим, что творческую активность учителя и его профессионализма достаточно сложно выразить посредством каких-либо количественных показателей или оценок. По этой причине, нами был выбран способ оценить

уровень творческих способностей учителя косвенным путем, через оценку творческих способностей его учеников.

С этой целью мы провели исследование, в котором определили уровни развития творческих способностей учащихся на уроках технологии на примере умения на начальном этапе изучения технологии составлять кроссворды для выявления интеллектуального уровня развития школьников. В качестве критериев оценки были выбраны срезы: 1-степень сложности, 2-без помощи учителя, 3-с помощью учителя, 4-полнота заполнения кроссворда, при этом оценку производили по трем уровням: высшему, среднему и низкому.

Данное исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ Согдийской области: №№ 19 и 24 г. Худжанда и № 1 г.Кайраккума. Исследованием в целом было охвачено 78 учащихся 5-х классов. По завершении исследования нами, по предварительно установленным критериям, были подсчитаны объединенные по всем 3-м школам результаты, отраженные ниже в табл. № 1.

Таблица №1.Уровень развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Классы № среза Уровень развития умения составлять кроссворды

высший Средний Низкий

5-е классы 1 16 32 30

2 37 24 17

3 41 21 16

4 58 12 8

Анализ этих данных позволил выяснить уровни развития школьников в умении составлять кроссворды и выразить их в виде диаграммы. (рис. 1).

На диаграмме наглядно видно, что большинство испытуемых владеют умением составлять кроссворды. При этом они, что радует, практически не обращались за помощью к учителю, и, перебирая различные варианты, самостоятельно находили верное решение, а в классах царила деловая, непринужденная, живая атмосфера.

Рис. №1. Динамика развития умения составлять кроссворды у школьников 5-х классов.

Динамика развития умения составлять кроссворды

60 -

Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4

■ Ряд 1 ■ Ряд 2 ■ Ряд 3

Достигнутые учениками результаты позволяют говорить о том, что учителя испытуемых классов в предшествующий период были творчески активны и работали над своим профессиональным ростом, и ими было верно выбрано правильное направление профессионального развития и творческого роста, повысившее эффективность их усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и объективный анализ их отношения к ученикам и поведения на занятиях с ними (на примере проведенного исследования) в

дальнейшем может помочь им выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики, совершенствовать ее и наметить пути поизменению и улучшению организации своей работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. /Иванов В.Д.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-288 с.

2. Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся/ А.И.Доровской.-М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-210 с.

3. Левченко, И.П. Формирование у учащихся творческого отношения к труду./И.П. Левченко, Матюша И.К. - Киев: Знание, 1971. -35 с.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/И.Я Лернер. -М.: Педагогика, 1981.-186с.

5. Лук, А.Н. Психология творчества/А.Н.Лук.-М.: Наука, 1978. -126 с.

6. Митинев, В.С. О творческом труде учителя/ В.С. Митинев .-М.: Просвещение, 1962.-11с.

7. Полонский, В. Сознание и творчество/В.Полонский.-Л., Просвещение, 1934.-80 с.

8. Рахмонова, Д.З. Творчество учителя на уроке как средство повышения качества обучения и воспитания младших школьников. Вестник Таджикского национального университета (научный журнал) №:3/4(205) /Д.З. Рахмонова. -Душанбе: «Сино» 2016. -204с.

9. Тищенко, В.И. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества школьников в процессе общественно-полезного труда. Автореф. дис. канд. пед. Наук/В.И.Тищенко.- М., 1962.25 с.

10. Шарифов, Дж. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф. дисс. докт. пед. Наук/Дж.Шарифов. -Душанбе.1997.-48с.

REFERENCES:

1. Wolfov, B.Z. The Grounds of Pedagogy in Lectures, Situations, Primary Sources: manual / B.Z. Wolfov, Ivanov V.D. - M.: Publishing house of URAO, 1997. - 288p.

2. Dorovskoy, A.I. Didactic Basis for the Development of Gifted Students/ A.I.Dorovskoy. - M.: Russian Pedagogical Agency, 1998. - 210 p.

3. Levchenko, I.P. Formation of Creative Attitude to Work by Students. /Matyusha I.K., I.P. Levchenko. - Kiev: Knowledge, 1971. - 35 p.

4. Lerner, I. Ya. The Didactic Basis of Teaching Methods. - M.: Pedagogy/1. Ya. Lerner. - 1981. -186 p.

5. Luk, A.N. Psychology of Creativity/ A.N.Luk. - M.: Science, 1978. -126p.

6. Mitinev, V.S. On the Creative Work of the Teacher/ V.S.Mitinev. -M.: Education, 1962. - 11 p.

7. Polonsky, V. Consciousness and Creativity /V. Polonsky. - L.: Enlightenment, 1934. - 80 p.

8. Rakhmonova, D.Z. Creativity of the Teacher in the Classroom as a Means of Improving the Quality of Training and Education of Junior Students. Bulletin of the Tajik National University (scientific journal) №: 3/4 (205) /D.Z. Rakhmonova. - Dushanbe: Sino, 2016. - 204с.

9. Tishchenko, V.I. Development of Initiative, Self-Suffiencet and Sreativity of Schoolchildren in the Process of Socially Useful Labor: synopsis of candidate dissertation in pedagogy/ V.I. Tishchenko. - M., 1962. - 25 p.

10. Sharifov, J. Didactic Foundations of the Formation of Mastership of Self-suffiencet Work of Students in the Educational Process. synopsis of doctoral dissertation in pedagogy/J.Sharifov. -Dushanbe, 1997.- 48p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.