Научная статья на тему 'Некоторые проблемы повышения теоретического уровня начального обучения'

Некоторые проблемы повышения теоретического уровня начального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / FORMATION OF INDIVIDUAL / KNOWLEDGE / ABILITIES AND HABITS / EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL / ACTIVITIES OF PRIMARY GRADES TEACHERS / SYSTEM OF EDUCATION / PECULIARITIES OF TUITION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ТАШАККУЛИ ШАХСИЯТ / ОМӯЗИШ ДАР МАКТАБИ ИБТИДОӣ / ФАЪОЛИЯТИ ОМӯЗГОРИ СИНФҳОИ ИБТИДОӣ / МАЛАКА ВА қОБИЛИЯТҳО / НИЗОМИ ОМӯЗИШ / ХУСУСИЯТҳОИ ТАЪЛИМИ МАКТАББАЧАГОНИ ХУРД / ФАЪОЛГАРДОНИИ ФАРОЯНДИ ОМӯЗИШИИ МАКТАББАЧАГОНИ ХУРДСОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахмонова Д.З.

В статье рассматривается образование в начальной школе, включающее в себя обучение, воспитание и развитие личности, которая за период обучения в начальных классах должна приобрести умения и навыки чтения и письма, счета, решения арифметических примеров и задач, овладеть начальными гуманитарными и естественными знаниями, устойчивыми адекватными мотивами учения и с прочными основами нравственности.В данной статье автором освещаются проблемы повышения теоретического уровня начального обучения, отмечается общность процессов научного и учебного познания, специфические особенности познавательной деятельности которых необходимо учитывать в ходе учебного процесса. По мнению автора, повышение теоретического уровня начального обучения создаѐт благоприятные условия для развития учащихся, но многое зависит от того, как данный процесс осуществляется учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Problems Dealing with Elevation of Theoretical Standard in Reference to Primary Tuition

The article dwells on education at primary school including learning, upbringing and development of individual who for the period of tuition in primary grades ought to acquire abilities and habits of reading and writing, counting, decision of arithmetical examples and tasks and to master initial humanitarian and natural knowledge, stable adequative motives targeted at learning and a solid foundation for morality.In her article the author elucidates a number of problems associated with the elevation of a theoretical standard of primary learning and underscores a generality of the process of both scientific and educational cognition, specific features of cognitive activities which should be taken into account in the course of process.In conformity with the author`s opinion, the elevation in question creates favourable conditions for students` advancement, but it depends on how the relevant process is carried out by teachers.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы повышения теоретического уровня начального обучения»

УДК 00.74 Д.З.РАХМАНОВА

ББК Р.47

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В начальных классах закладывается фундамент формирования подрастающего поколения, создается та основа, на которой строится дальнейшее усвоение необходимых знаний и умений. От того, как поставлена учебно-воспитательная работа в начальных классах, во многом зависит не только успешное овладение необходимыми знаниями и умениями в дальнейшем, но и темп развития и качество личности школьника. В процессе обучения у учащихся должны развиваться творческие способности, закладываться основы мировоззрения и национального самосознания.

В государственных документах Республики Таджикистан обозначены основные задачи, которая должна решать начальная школа. Это всестороннее развитие личности, формирование устойчивого интереса к учению, воспитание любви к родной природе и родному языку, уважение к национальным культурным ценностям и традициям.

Таким образом, образование в начальной школе включает в себя обучение, воспитание и развитие личности, которая за период обучения в начальных классах должна приобрести умения и навыки чтения и письма, счета, решение арифметических примеров и задач, овладеть начальными гуманитарными и естественными знаниями, воспитание личности с устойчивыми адекватными мотивами учения и с прочными основами нравственности.

В Концепции национального образования Республики Таджикистан говорится, что задача начального образования заключается в организации условий для обеспечения успеваемости учащихся начальных классов; в защите их здоровья и физического развития, в пробуждении у учащихся интереса к учебе и грамоте, счету и пересказу своих мыслей, развитии культуры общения, в воспитании уважения к старшим.За последние годы в связи с переходом к ступенчатому образованию (1-4 кл. - ступень начальной школы, 5-9 кл.- ступень основной, 10-11 кл.- ступень средней школы) ведется большая работа по пересмотру содержания образования. Кардинально было пересмотрено содержание образования и в начальных классах. Теперь уже недостаточно, чтобы ученики начальных классов овладели на начальном этапе обучения элементарными навыками чтения, письма, счета, решения задач. Формирование этих навыков включает решение более широких задач. Во - первых, необходимо подвести детей к предметному обучению, раскрывающему логику научных знаний, для чего в доступной форме показать им те основополагающие свойства изучаемой области действительности, которые и составляют содержание данной науки. Так, например, овладение навыками чтения превращается во введение в изучение языка как средства общения и формы существования, мышления, а овладение элементарными навыками счета - во введение в изучение количественных отношений.

Во - вторых, надобно сформировать у учеников учебную деятельность, иначе говоря, научить их учиться. На современном этапе развития общества ученики начальных классов должны научиться самостоятельно и сознательно приобретать новые знания, совершенствовать свои умения. В - третьих, следует использовать все периоды начального обучения для того, чтобы у ученика сложились надлежащие мотивы учения, для интеллектуального развития детей. Регулирующую и направляющую роль в системе могут сыграть дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса изучения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых (5,260).

Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха, то есть совокупность условий, которые обеспечивают успех. Учитель должен дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения успеха, осознать свои возможности и поверить в себя.

Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждается эстетические отношения к интеллектуальной деятельности, удовлетворение от сделанной работы. Уроки должны быть связаны с жизнью учащихся, а приобретенные во время урока знания они должны свободно применять в своей жизни. Не зная, какой должен быть конкретный результат учебной деятельности на уроке, учащиеся не

прилагают должных усилий для его достижения. Образовательная цель должна умело доводиться до учащихся и осознаваться ими. Они должны четко представлять, какими знаниями, умениями и навыками и на каком уровне они должны овладеть и какие требования им будут предъявлены по окончании того или иного урока. Лишь при этом условии можно проверить результаты, выявить, насколько цель урока достигнута, какие имеются пробелы в знаниях учеников, каковы причины этих пробелов и как их устранить.В целях совершенствования системы образования в Республике Таджикистан в учебные планы начальной школы внесены серьезные изменения, что требует новых методических подходов, поиска наиболее эффективных форм и методов, а также дидактических средств всестороннего развития учащихся в процессе обучения и воспитания.

Активизация учебной деятельности учащихся выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая включала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала бы их материалом для самостоятельных умозаключений. Для этого каждому ученику начальных классов необходимо научиться самостоятельно анализировать специальные задания учителя, факты из собственной жизни, умело обобщать и делать конкретные выводы по полученным знаниям.

Активизация учебно-познавательной деятельности в обучении достигается в условиях тесной связи теории и практики. Значительное место в учебном процессе следует отвести таким видам упражнений, которые учили бы школьников основным логическим операциям.

«Учение, - как отмечают Л.М. Фридман и Ю.И. Кулагина, - является своеобразным видом деятельности, в которой цель сдвинута по сравнению с деятельностью, для которой она служит подготовкой. То, что в этой последней является лишь предпосылкой, средством ее осуществления, в учении выступает как цель. С этим смещением цели неизбежно связано и изменение мотивов» (7,288). Существует два вида учения и два вида деятельности личности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем смысле -не самостоятельная деятельность, а процесс, включенный в другую деятельность (например: игровую, трудовую). Учение, доведенное до завершающих результатов, обычно осуществляется обоими способами в том или ином их соотношении. Повышение теоретического уровня начального обучения создало благоприятные условия для развития учащихся, но только теоретический уровень обучения сам по себе еще не решает проблемы - многое зависит от того, как он осуществляется учителем. Многие ошибки, по мнению К.Д. Иванова, в практическом решении задач развивающего обучения порождаются недооценкой способности младших школьников к абстрактному мышлению. Интеллектуальное развитие, приобретаемое детьми на уроках, имеет две стороны.

1. Знания о природе, обществе и духовной жизни людей; 2.Умение овладевать этими знаниями под руководством учителя и самостоятельно. От единства и гармонии этих двух сторон интеллектуального развития зависит успеваемость учеников, их кругозор, любовь к книге и науке (4,128). Нужно отметить, что в начальных классах в действительности необходимо развивать процесс самоанализа, самооценки и активности. Положительное отношение к учению является совершенно необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. В процессе обучения внимание совершенствуется, становится произвольным, организованным, регулируемым и управляемым. Основные средства обсуждения внимания учащихся - динамичное ведение занятий с применением разнообразных приемов, организация активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другую, устранение отвлекающих раздражителей. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления. Их изображения приобретают конкретные представления, они осмысливают, понимают учебный материал, включают его в определенную систему, устанавливают локальные, внутрипредметные и межпредметные связи. У учеников младших классов более развито предметно-конкретное мышление, что во многом определяет способ подачи учителем программного материала.

Запоминание прямо зависит от характера деятельности. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. Осмысленное запоминание учебного материала не только необходимо, но оно и неизмеримо эффективнее механического. Учитель должен добиваться, чтобы осмысленное запоминание и воспроизведение стали основной характеристикой мнемической деятельности ученика.

Отмечая общность процессов научного и учебного познания, необходимо учитывать специфические особенности познавательной деятельности в ходе учебного процесса. Прежде всего, надо отметить, что во время обучения ученики не открывают каких - либо новых научных истин, а усваивают уже накопленные наукой научные понятия, законы, теории на основе уже собранных фактов.При этом школьников необходимо знакомить с историей своего народа и национальными традициями, с деятельностью ученых. Учебное познание не может не быть связанным с возрастными и индивидуальными возможностями и особенностями учеников, что требует специальных мер по обеспечению доступности содержания, форм и методов обучения. Учебная задача лишь направляет мыслительную поисковую деятельность. Решение учебной задачи не только приводит к усвоению учебного материала, но и влияет на достигнутый уровень развития ученика, способствует повышению наличного уровня его знаний, умений и навыков. Процесс обучения не возможен без взаимодействия учителя и учеников, тогда как научное познание не обязательно предполагает межличностное взаимодействие.

Урок сотрудничества, на котором у всех все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дороге познания. Таким образом, основными особенностями обучения младших школьников являются потенциальные возможности их всестороннего развития. При этом идёт процесс формирования у младших школьников знаний, умений и навык, мировоззрения, взгляды и убеждения, достижения определенного уровня образованности и развития способностей учащихся.

Учет особенностей обучения младших школьников - непременное условие успеха обучения. Современный педагогический опыт содержит в себе разные элементы мастерства, которые может использовать даже творческий работающий учитель начальных классов, чтобы не тратить время на открытие уже накопленного, а развивать и совершенствовать этот опыт. Поэтому пропаганда передового опыта среди учителей, безусловно, необходима. Но эта пропаганда должна вестись конструктивно, не исключая нелицеприятного обсуждения идей и методов этого опыта. Необходимо изучение не только новаторского опыта известных учителей, но и опыт работы школ целых педагогических коллективов, администраций школ, ибо проблему формирования личности учащихся решает не отдельный учитель, хотя его роль трудно переоценить, а весь учительский коллектив, вся школа во главе с завучем и директором.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/Ш.А.Амонашвили.-М.: Педагогика. 1984. - 286 с.

2. Блага, К.Я твой ученик,ты мой учитель/К.Блага,М.Шебек.-М.:Просвещение,1991.-126 с.

3. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски.Сост.Н.Л.Селиванова.-М.:Знание,1989. -80 с.

4. Иванов,К.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами/К.Д.Иванов. - М.: Просвещение, 1991. -128 с.

5. Занков, Л.В. О начальном обучении/Л.В.Занков. - М.: Просвещение, 1963.-260 с.

6. Рахманова, Д.З. Творчество учителя на уроке/Д.З.Рахманова. - Худжанд, 2015.- 147 с.

7. Фридман, Л.М.Психологический справочник учителя /Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагин. -М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

REFERENCES:

1. Amonashvili, Sh.A.Up-Bringing and Educational Functions in Regard to an Assessment of Schoolchildren's Learning/Sh.A. Amonashvili. - M.: Pedagogy, 1984. - 286 p.

2. Blaga, K. I am your Pupil and you Are my Teacher/K.Belga, M.Shebek. - M.: Enlightenment, 1991. -126 p.

3. Reading System of School: Problems and Quests. Compiled by N.L. Selivanova. - M.: Knowledge, 1989. - 80 p.

4. Ivanov, K.D. Self-Activities, Self-Sufficiency, Self-Management or some Histories from the Life of Schoolchildren Linked with the Issues of Letters, Monologues and Documents/K.D. Ivanov. - M.: Enlightenment, 1991. - 128 p.

5. Zankov, L.V. About Primary Tuition/L.V.Zankov. - M.: Enlightenment, 1963. - 260 p.

6. Rahmanova, D.Z. Teacher's Creation at the Lesson/D.Z. Rahmanova. - Khujand, 2015. - 147 p.

7. Freedman, L.M. Teacher's Psychological Reference-Book /L.M. Freedman, I.Yu. Kulagin. - M.: Enlightenment, 1991. - 288 p.

Баъзе муаммо^ои баланд бардоштани сатхц назариявии та^силоти ибтидои

Вожа^ои калиди: ташаккули шахсият,омузиш дар мактаби ибтидои, фаъолияти омузгори синфцои ибтидои, малака ва цобилиятуо, омузиш дар мактаби ибтидои,

низоми омузиш, хусусиятуои таълими мактаббачагони хурд,фаъолгардонии фароянди омузишии мактаббачагони хурдсол Дар мацола масъалаи баландбардории дарацаи назариявии таусилоти ибтидои мавриди тадциц царор дода шуда, ба ягонагии равандуои маърифати илмиву таълими, ки хусусиятуои махсуси фаъолияти маърифатии он дар раванди таълим бояд ба назар гирифта шавад, ауамияти махсус дода шудааст.Зикр меравад, ки таусил дар мактаби ибтидои ба маълумотгири ва рушди уаматарафаи шахс нигаронида шуда, дар раванди таусил дар синфцои ибтидои хонанда соуиби дониш, мауорат ва малакаи хондану навиштан, уисоб кардан, мауорати щлли мисолуои арифметикиро соуиб мегардад, донишуои гуманитариву табииро соуиб гардида, меъёруои ахлоциро аз бар менамояд.Ба ацидаи муаллиф, баландбардории дарацаи назариявии таусилоти ибтидои барои инкишофи уаматарафаи хонандагон шароитуои мусоид фароуам оварда, ба он вобаста аст, ки чи гуна ин раванд аз цониби муаллим ташкил карда мешавад.

Некоторые проблемы повышения теоретического уровня начального обучения Ключевые слова: формирование личности, знания, умения и навыки, образование в начальной школе, деятельность учителя начальных классов, система образования, особенности обучения младших школьников, активизация учебной деятельности младших школьников В статье рассматривается образование в начальной школе, включающее в себя обучение, воспитание и развитие личности, которая за период обучения в начальных классах должна приобрести умения и навыки чтения и письма, счета, решения арифметических примеров и задач, овладеть начальными гуманитарными и естественными знаниями, устойчивыми адекватными мотивами учения и с прочными основами нравственности.

В данной статье автором освещаются проблемы повышения теоретического уровня начального обучения, отмечается общность процессов научного и учебного познания, специфические особенности познавательной деятельности которых необходимо учитывать в ходе учебного процесса. По мнению автора, повышение теоретического уровня начального обучения создаёт благоприятные условия для развития учащихся, но многое зависит от того, как данный процесс осуществляется учителем.

Certain Problems Dealing with Elevation of Theoretical Standard in Reference to Primary Tuition Key words: formation of individual, knowledge, abilities and habits, education in primary school, activities of primary grades teachers, system of education, peculiarities of tuition of junior schoolchildren, activization of educational activities ofjunior schoolchildren The article dwells on education at primary school including learning, upbringing and development of individual who for the period of tuition in primary grades ought to acquire abilities and habits of reading and writing, counting, decision of arithmetical examples and tasks and to master initial humanitarian and natural knowledge, stable adequative motives targeted at learning and a solid foundation for morality.

In her article the author elucidates a number of problems associated with the elevation of a theoretical standard of primary learning and underscores a generality of the process of both scientific and educational cognition, specific features of cognitive activities which should be taken into account in the course ofprocess.

In conformity with the authofs opinion, the elevation in question creates favourable conditions for studentsл advancement, but it depends on how the relevant process is carried out by teachers. Маълумот дар бораи муаллиф:

Ра^монова Дилбар Зикриёевна, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи педагогикаи умуми ва ицтимоии факултети педагогии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), Email: dilbar_sns@mail.ru Сведения об авторе:

Рахманова Дилбар Зикриёевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики педагогического факультета Худжандского государственного универстета имени академика Б. Гафурова (Респулика Таджикистан, г. Худжанд), Email: dilbar_sns@mail.ru Information about the author:

Rahmanova Dilbar Zikriyoevnа, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of general and social pedagogy of the pedagogical faculty under Khujand State University named after acad. B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.