Научная статья на тему 'Компетентностный подход к процессу активизации учебной деятельности студентов'

Компетентностный подход к процессу активизации учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTEGRATIVE APPROACH TO TRAINING PROCESS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разуменко Ирина Анатольевна, Кошман Наталья Владимировна, Шпикс Татьяна Александровна

В статье обоснована необходимость активизации учебной деятельности студентов для формирования у них профессиональных компетенций. Активизация учебной деятельности студентов рассматривается через создание педагогических условий и построение процесса обучения на основе интегративного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разуменко Ирина Анатольевна, Кошман Наталья Владимировна, Шпикс Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE PROCESS OF ACTIVIZATION OF STUDENTS’ EDUCATIONAL ACTIVITY

The necessity of activization of educational activity for formation professional competences at students is proved in the article. Activization of educational activity of students is considered via creation of pedagogical conditions and process of training on the basis of integrative approach.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к процессу активизации учебной деятельности студентов»

№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 378.147

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

И. А. РазуменкоН. В. Кошман1. Т. А. Шпикс2

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

2ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

В статье обоснована необходимость активизации учебной деятельности студентов для формирования у них профессиональных компетенций. Активизация учебной деятельности студентов рассматривается через создание педагогических условий и построение процесса обучения на основе интегративного подхода.

Ключевые слова: активизация учебной деятельности, компетенции, интегративный подход к процессу обучения, педагогические условия.

Разуменко Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: razumenko@bk.ru

Кошман Наталья Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: n.oshman@mal.ru

Шпикс Татьяна Александровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-98-31, e-mail: tshpiks@yandex.ru

Одной из ведущих тенденций инновационного развития в системе высшего профессионального образования является усиление внимания к проблеме подготовки кадров качественно нового уровня. Приоритетными становятся вопросы реализации компетентностного подхода к процессу обучения в высшей школе. Реализация этого направления в образовательном процессе требует внедрения новых обучающих технологий и педагогических приемов, цель и содержание образования становятся все более динамичными и требуют активных методов и соответствующей организационной базы.

Современная высшая школа ориентируется на формирование разносторонне подготовленных кадров, стимулируя дальнейшее усиление фундаментального образования и приближая учебный процесс к исследовательской и практической профессиональной деятельности [1]. Целью образования становится оптимальное сочетание убеждений, знаний и творческих способностей студента, позволяющее ему после окончания вуза самостоятельно повышать уровень профессиональной подготовки, находить принципиально новые решения педагогических проблем, осуществлять коррекцию и творческое преобразование педагогической реальности, прогнозировать результаты профессиональной деятельности, свободно ориентироваться в постоянно растущем потоке научной, художественно-графической и общественной информации. Возрастание роли социально экономических ценностей образования, обновление задач его развития в XXI веке, вхождение в мировое образовательное пространство выдвигают большие требования к уровню подготовки будущего учителя, способному работать в условиях современной школы. В связи с этим первостепенной задачей на современном этапе является повышение профессионализма учителей, подготовка и формирование их как активных личностей, целенаправленное развитие их самостоятельности, навыков и потребности в самообразовании.

Становление учителя как активной личности неразрывно связано с активизацией учебной деятельности студента в процессе обучения. Разработка и практическая реализация приемов, методов и средств, создание педагогических условий активизации учебной деятельности студентов при подготовке выпускников, способных ставить и формулировать задачи, анализировать, принимать решения, т. е. реализовывать свою самостоятельность и компетентность, является одной из актуальнейших проблем высшей школы [2].

Несмотря на широкое исследование проблем подготовки будущих учителей изобразительного искусства, недостаточно полно исследован процесс активизации учебной деятельности студентов при изучении графических дисциплин.

Важной составной частью профессиональной подготовки специалистов является формирование графической культуры будущего учителя изобразительного искусства. Понятие «графическая культура» понимается нами как совокупность достижений человечества в области разработки и освоении способов передачи информации. Графическая культура, как элемент общей культуры личности, характеризуется высоким уровнем знаний, умений и навыков в области визуализации, пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения учебно-профессиональных задач на приемлемом эстетическом уровне.

Формирование графической культуры лежит в основе подготовки специалистов различных направлений. В условиях массовых коммуникаций, необходимости уплотнения громадного объема информации и возможностей, представляемых современными информационными технологиями, графическая культура становится необходимой составляющей любого специалиста с высшим образованием. Значимость графических дисциплин определяется тем, что графика это общепринятый и общепризнанный язык передачи информации; средство осознания трехмерного пространства, гармонии объектов, в нем существующих, и отражение их в доступной форме на плоском листе чертежа или рисунка. Развивающая функция графических дисциплин определяется их ролью в реализации идеи подготовки специалиста с развитым научно-теоретическим мышлением, способного творчески ставить и решать практические задачи.

Формирование графической культуры будущих учителей неотделимо

от их пространственного мышления. Успешность данного формирования определяется совокупностью внешних и внутренних условий и осуществляется в вузе как единый процесс становления образного, логического, абстрактного и творческого мышления, являясь вспомогательными средствами учебных дисциплин и путем решения разноплановых задач.

Графические дисциплины, являясь общетеоретической базой специального художественно-педагогического образования, составляют важную часть профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

К особенностям учебной деятельности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов относятся художественно-педагогическая направленность высшего педагогического образования как фактор формирования учителя, способного руководить учебной деятельностью ученика; идея единства развития творческой личности учителя и профессиональной компетентности в области педагогики и искусства в целом. Все эти требования могут рассматриваться как компоненты (элементы) компетентностей другого вида, в первую очередь, личностных и социальных [3].

Таким образом, основной особенностью процесса обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов является становление субъекта учебной деятельности через интеграцию педагогических и художественных знаний, умений и навыков.

В основе учебной деятельности при изучении начертательной геометрии и черчения лежит графическая деятельность студентов. Подграфической деятельностьюмы понимаем учебную деятельность студентов по освоению курса начертательной геометрии и черчения, в процессе которой осуществляется оперирование геометрическими образами с последующим отображением их на плоскости, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками, результатом которой является изменение студента как субъекта учебного процесса. Графические изображения являются одним из главных средств познания окружающего мира, инструментом творческого и пространственного мышления личности.

Традиционно начертательная геометрия считается одной из наиболее сложных дисциплин при обучении студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство». Это объясняется рядом факторов, к которым относятся:

• временной и образовательный разрыв в структурах обучающих программ школы и вуза;

• несогласованность в применяемой терминологии, понятийном аппарате учебных дисциплин графического цикла;

• изучение предмета начертательной геометрии приходится на сложный период адаптации студентов к новым условиям обучения;

• содержание учебного материала курса не обладает очевидной для студентов практической значимостью для дальнейшей их профессиональной деятельности, что снижает заинтересованность студентов в его изучении.

Названные особенности негативно сказываются на качестве графической подготовки студентов, определяют необходимость поиска новых путей её совершенствования, а активное включение студентов в учебный процесс может значительно улучшить качество их учебной деятельности.

В нашем исследовании под активизацией учебной деятельности студентов при изучении

графических дисциплин мы понимаем организацию учебного процесса на основе интеграции общепрофессиональных и графических дисциплин, которая стимулирует активность познавательной и практической деятельности обучаемых.

Под интеграцией мы понимаем процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования. Графические дисциплины оперируют понятиями (изображение, вид, эскиз, конструкция), законами (перспективы, цветоведение, композиции, стилизации), категориями (эстетическое отношение к окружающему миру, творчество), которые являются общими в учебных дисциплинах общепрофессиональной и предметной подготовки учителя изобразительного искусства. Графические изображения лежат в основе формирования единого процесса становления образного, логического, абстрактного и творческого мышления, являясь вспомогательными средствами учебных дисциплин и путем решения разноплановых задач. Следовательно, они обладают свойствами базовых дисциплин, на основе которых возможно построение интегративного учебного процесса.

Опираясь на концепцию педагогического управления как деятельности преподавателя по созданию организационно-педагогических условий (В. А. Якунин), в рамках исследования выделена совокупность взаимосвязанных условий, являющихся необходимыми для активизации учебной деятельности студентов при изучении графических дисциплин.

Одним из важнейших условий активизации учебной деятельности студентов является построение учебного процесса на основе межпредметной интеграции. Межпредметная интеграция определяет углубление, расширение, уточнение общих понятий, которые являются объектом изучения различных учебных дисциплин, это та логически необходимая ступень в обучении, которая позволяет перейти на качественно новый, категориальный уровень мышления. Результатом интегрированного обучения является формирование у студентов целостной системы профессиональной подготовки, усвоение и последующая реализация интегративных знаний, повышения мотивации обучения, становление их субъектности в учебном процессе[5].

Второе педагогическое условие активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения графических дисциплин — организация творческой самостоятельной работы студентов, носящей междисциплинарный характер. Самостоятельность — одна из качественных характеристик интеллектуальной активности, и наивысшего уровня она достигает тогда, когда характер деятельности студентов приближается к логике научно-исследовательской работы — это творческий уровень самостоятельности. Междисциплинарный характер творческой работы позволяет развивать у студентов умение владеть обобщенными способами действий при решении учебно-практических задач, усиливает взаимопроникновение и сближение предметных связей.

Наличие открытой рейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов является третьим педагогическим условием активизации учебной деятельности студентов. Рейтинговая система способствует максимальной индивидуализации учебного процесса, мотивирует систематическую работу студентов в течение всего семестра, дает возможность определить уровень собственных достижений и своевременно корректировать собственную учебную деятельность. Индивидуализация учебной деятельности студентов позволяет определять последовательность элементов учебной деятельности каждого студента по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности

преподавателя. Создание ситуации успеха в учебной деятельности всех студентов, достигнутое путем предоставления им права выбора уровня сложности заданий в соответствии с их возможностями, определяет положительный эмоциональный фон, что играет существенную роль в процессе активизации учебной деятельности студентов [4].

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса является четвертым педагогическим условием активизации учебной деятельности студентов при изучении графических дисциплин. Под информационно-методическим обеспечением учебного процесса мы понимаем совокупность документов, в которых зафиксированы в удобном и доступном для использования виде организационный, информационный и дидактический материалы.

Активизация учебной деятельности студентов предполагает на начальном этапе определение структурных компонентов содержания образовательного процесса при изучении графических дисциплин и возможности их интеграции. В качестве таких компонентов нами выделены содержание графических и общепрофессиональных дисциплин, основанных на межпредметной интеграции, и практический опыт студентов.

Анализ исследований проблемы педагогического проектирования (Н. А. Дука, Е. С. Заир-Бек, И. А. Колесникова, С. А. Писарева и др.) дал нам основание для построения модели активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения графических дисциплин в педагогическом вузе.

В основу педагогической модели процесса активизации учебной деятельности студентов заложены принципы комплексности, сотрудничества и сотворчества, информационной поддержки; использованы личностно-деятельностный и системный подходы к образованию и воспитанию будущих педагогов.

Руководствуясь логикой построения педагогической модели, мы представили ее в виде взаимосвязанных структурных элементов, где целевой комплекс отражает прогнозируемые результаты, а структура содержания имеет обязательный минимум дидактических единиц, интегрирующих тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала.

Динамическая природа процесса активизации учебной деятельности рассматривалась нами как поэтапный переход одного состояния в другое, отличающееся своими функциями и ведущими направлениями деятельности. В целостном и непрерывном процессе активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения графических дисциплин мы условно выделили 3 этапа — мотивационно-ориентировочный, деятельностно-технологический и рефлексивно-оценочный. Каждый выделенный нами этап наполняется различным содержанием, характеризуется развитием и формированием структурных компонентов учебной деятельности, а также изменением самого студента как субъекта учебной деятельности.

На первом (мотивационно-ориентировочном) этапе происходит ознакомление с учебной программой, объемом и сроками выполнения графических работ, критериями их оценивания, системой рейтинга, дается мотивационно-ценностная установка на значимость графических дисциплин, создается и поддерживается познавательный интерес и положительный эмоциональный фон. Интеграция осуществляется через введение и расширение понятий, законов и категорий, используемых в различных учебных дисциплинах. На этом этапе активно используются диалоговые методы, направленные на формирование взглядов и обмен информацией; осуществляется решение репродуктивно-поисковых графических задач с обсуждением условий

и алгоритмов; практикуется работа в малых группах и индивидуальные консультации. Осуществление текущего и промежуточного контроля проводится преподавателем. На данном этапе происходит дифференциация студентов по уровню активизации учебной деятельности, которая позволяет преподавателю наметить пути и средства интенсификации этого процесса, а студентам самоопределиться в выборе индивидуальной образовательной траектории.

На втором (деятельностно-технологическом) этапе у студентов формируются умения и навыки активной учебной деятельности, а деятельность преподавателя направлена на обеспечение устойчивой положительной мотивации студентов к такой деятельности. Изучение графических дисциплин осуществляется в соответствии с модифицированной учебной программой с учетом профессиональной направленности, широко используются межпредметные связи дисциплин. По итогам выполнения творческих работ организуются выставки и просмотры. На этом этапе преподавателем активно используются методы проблемного обучения, связанные с пересмотром постановки задачи; организуется групповая и индивидуальная работа по выполнению творческих заданий, проводятся групповые и индивидуальные консультации. Осуществление текущего и промежуточного контроля проводится преподавателем с помощью компьютерного тестирования, а студенты осуществляют самоконтроль по критериям, определенным преподавателем. На этом этапе происходит формирование субъектной позиции студентов по отношению к учебной деятельности.

На третьем (рефлексивно-оценочном) этапе происходит формирование у студентов умений и навыков в управлении учебной деятельностью и потребности в самообразовании, целевая ориентация и мотивация студентов направлена на самосовершенствование в профессиональной деятельности. В этот период преподавателем используются методы: комбинаторики, аналогии, ассоциации, инверсии, «мозговой атаки», метод проектов; контроль и коррекция действий осуществляется при использовании метода «типовых ошибок» и аналогии. Студенты овладевают опытом проектной деятельности через введение в учебный процесс заданий по разработки проектов междисциплинарного характера, которые представляют собой синтез творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности. Выполнение проекта, его презентация и защита способствует дальнейшему формированию субъектной позиции студента; межпредметная интеграция учебной деятельности осуществлялась на стыке графических и общеобразовательных дисциплин. Результатами данного этапа стали ценностно-смысловое самоопределение студентов, развитие профессиональной мотивации, высокий уровень активизации учебной деятельности студента, сформированность его личностного отношения к самообразованию и самосовершенствованию.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что создание совокупности организационно-педагогических условий оказывает решающее влияние на процесс активизации учебной деятельности студентов при изучении графических дисциплин. Результатом построения учебного процесса на интегративной основе и реализации педагогического сценария активизации является повышение качества знаний студентов, развитие умений использовать полученные знания разных учебных дисциплин при решении учебно-практических задач, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Дурнева Е. Е. Интеграция требований профессиональных и образовательных

стандартов. Разработка компетентностных моделей выпускников с учетом требований

работодателей / Е. Е. Дурнева // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 8. — С. 17-19.

2. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2012. — № 2 (14).

3. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 3. — С. 20-26.

4. Тихомирова А. Н. Фонды оценочных средств : материал курсов повышения квалификации «Разработка образовательных программ при переходе к уровневой системе образования» / А. Н. Тихомирова. — М. : НИЯУ МИФИ, 2010.

5. Чуприна О. В. Роль межпредметных связей для совершенствования профессиональной деятельности / О. В. Чуприна // Инновационные процессы в высшей школе : материалы VIII Всероссийской научно-практической конф. — Краснодар, 2011. — С. 150-153.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE PROCESS OF ACTIVIZATION OF STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITY

I. A. Razumenko1, N. V. Koshman'. T. A. Spiks2

1FSBEIHPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk) 2SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk)

The necessity of activization of educational activity for formation professional competences at students is proved in the article. Activization of educational activity of students is considered via creation of pedagogical conditions and process of training on the basis of integrative approach.

Keywords: activization of educational activity, competence, integrative approach to training process, pedagogical conditions.

About authors:

Razumenko Irina Anatolyevna — candidate of pedagogical science, assistant professor at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: razumenko@bk.ru

Koshman Natalya Vladimirovna — candidate of pedagogical science, assistant professor of chair of theory and methods of educational systems at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: n.oshman@mal.ru

Shpiks Tatyana Aleksandrovna — candidate of medical science, assistant professor of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», contact phone: 8 (383) 226-98-31, e-mail: tshpiks@yandex.ru

List of the Literature:

1. Durneva E. E. Integration of requirements of professional and educational standards. Development of competence-based models of graduates taking into account requirements of employers / E. E. Durneva // International magazine of experimental education. — 2013. — N 8. — P. 17-19.

2. Zeer E. F. Psychological didactic constructs of quality of professional education / E. F. Zeer // Science and education. — 2012. — N 2 (14).

3. Tatur Y. G. Competence in structure of model of expert's training quality / Y. G. Tatur // Higher education today. — 2012. — N 3. — P. 20-26.

4. Tikhomirova A. N. Fonds of estimated means : material of advanced training courses «Development of educational programs upon transition to a-level education system» / A. N. Tikhomirova. — M. : NRNU MEPhI, 2010.

5. Chuprina O. V. Role of intersubject communications in improvement of professional activity / O. V. Chuprina // Innovative processes at the higher school : materials VIII All-Russian scientific and practical conf. — Krasnodar, 2011. — P. 150-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.