Научная статья на тему 'Педагогические условия, обеспечивающие активизацию самостоятельной деятельности студентов техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин'

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию самостоятельной деятельности студентов техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / PROFESSIONALLY-ORIENTED TASKS / PERSONAL-SOLVING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Надежда Викторовна

Одним из основных направлений дидактики остается поиск условий и путей, активизации самостоятельной деятельности студентов.В статье называются и раскрываются педагогические условия обеспечивающие активизацию самостоятельной деятельности студентов техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин. Рассмотрено каждое из выделенных педагогических условий, а именно: теория личностно-деятельностного подхода, междисциплинарные связи и включение в содержание учебного процесса профессионально ориентированных задач. Соблюдение всех названых условий позволяет повысить эффективность самостоятельной работы студентов, а значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS IS REVITALIZED INDEPENDENT ACTIVITY IN THE STUDY COLLEGE STUDENTS GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES

One of the main areas of didactics is finding conditions and ways of activization of independent work of students. The article called and revealed pedagogical conditions providing activation of self-employment college students in the study of general subjects. Consider each of the selected pedagogical conditions, namely: the theory of person-activity approach, interdisciplinary communication and inclusion in the content of the educational process professionally oriented tasks. Compliance with all the names of conditions can increase the effectiveness of students' independent work, and thus significantly increase its role in achieving the new educational goals.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, обеспечивающие активизацию самостоятельной деятельности студентов техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-10-6 УДК 377(571.122Сургут)-057.876

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Басова Н.В.

Одним из основных направлений дидактики остается поиск условий и путей, активизации самостоятельной деятельности студентов. В статье называются и раскрываются педагогические условия обеспечивающие активизацию самостоятельной деятельности студентов техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин. Рассмотрено каждое из выделенных педагогических условий, а именно: теория личностно-де-ятельностного подхода, междисциплинарные связи и включение в содержание учебного процесса профессионально ориентированных задач. Соблюдение всех названых условий позволяет повысить эффективность самостоятельной работы студентов, а значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей.

Ключевые слова: педагогические условия; междисциплинарные связи; профессионально-ориентированные задачи; личностно-деятельностный подход.

PEDAGOGICAL CONDITIONS IS REVITALIZED INDEPENDENT ACTIVITY IN THE STUDY COLLEGE STUDENTS GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES

Basova N.V.

One of the main areas of didactics is finding conditions and ways of activization of independent work of students. The article called and revealed pedagogical conditions providing activation of self-employment college students in the study of general subjects. Consider each of the selected pedagogical conditions, namely: the theory ofperson-activity approach, interdisciplinary communication and inclusion in the content of the educational process professionally oriented tasks. Compliance with all the names of conditions can increase the effectiveness of students ' independent work, and thus significantly increase its role in achieving the new educational goals.

Keywords: pedagogical conditions; interdisciplinary communication; professionally-oriented tasks; personal-solving approach.

Каждая эпоха в предлагала свой ответ на вопрос, как сделать так, чтобы обучающийся обучался с желанием. Но и в наши дни этот вопрос не находит точного ответа и относится к числу актуальных проблем современной педагогики.

Эсаулов А.Ф. утверждает, что стратегией и тактикой максимально активной, умственной изобретательной деятельностью студенты должны овладевать в период обучения. Молодой специалист не нуждается ни в чем кроме как в способности самостоятельно решать жизненно важные задачи. Самостоятельно их сформулировать, преобразовать и найти их правильное решение.

Таким образом, одним из основных направлений дидактики по-прежнему остается поиск путей и условий активизации самостоятельной деятельности студентов.

Опыт работы, анализ педагогической литературы, результаты экспериментального этапа работы позволили определить, педагогические условия, обеспечивающие активизацию самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин:

1) рассматривать с позиций личностно-деятельностного подхода активизацию самостоятельной деятельности будущего специалиста через подбор заданий, соответствующий уровню подготовленности (низкий, средний, высокий) студентов нефтяного техникума, учитывая личность обучающегося и его способности;

2) применение в самостоятельной деятельности студентов выявленных междисциплинарных связей посредством применения органической связи материала по дисциплинам общепрофессионального цикла;

3) улучшение самостоятельной работы студентов как субъектов учебного процесса за счет регулярного включения в учебный процесс профессионально ориентированных задач, что позволяет студенту применять знания на практике и проявлять себя как надежный и уверенный специалист на буровых и в цехах по ремонту нефтепромыслового оборудования.

Рассмотрим подробнее каждое педагогическое условие.

Личностно-деятельностный подход, суть которого состоит в том, что студенту предлагаются задания соответствующие уровню подготовленности (низкий, средний, высокий), учитывая

личность обучающегося и его способности. система обучения должна учитывать половозрастные, индивидуально-психологические, статусные и национальные особенности личности. Обучающийся находится в центре обучения и является субъектом учебной деятельности.

В активизации самостоятельной деятельности студентов личностно-деятельностный подход может быть эффективным, если обеспечивается грамотное управление самостоятельной деятельностью студентов. Они должны быть ориентированы на овладение методами учебной и познавательной деятельности, а также поддерживаться высокий уровень мотивации.

Второе педагогическое условие самостоятельной деятельности студентов заключается в реализации междисциплинарных связей. Возможно это с помощью применения органической связи материала по дисциплинам общепрофессионального цикла.

Большая современная энциклопедия по педагогике трактует междисциплинарные связи как взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями. Как правило, изучение одной дисциплины в учебном процессе опирается на знания, излагаемые в другой дисциплине, которую осваивают ранее или параллельно.

На рисунке 2 представлена междисциплинарная связь общепрофессиональных дисциплин при подготовке выпускников техникума.

Большая задача, требующая согласованной работы всего педагогического состава учебного заведения - это реализация проведения междисциплинарных связей.

Междисциплинарная интеграция - это объединение знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования.

Бесспорно, что общепрофессиональные дисциплины (инженерная графика, детали машин, материаловедение) находятся между собой в органической связи.

По вопросам будущей профессиональной деятельности взаимосвязь между содержанием общепрофессиональных дисциплин расширяет и углубляет знания, обогащает мировоззрение, способствует лучшему осознанию ценностей жизни, развивает творческую активность, самостоятельность, что вносит свой вклад в активизацию самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума.

Третье педагогическое условие заключается в улучшении самостоятельной работы студентов как субъектов учебного процесса за счет регулярного включения в учебный процесс профессионально ориентированных задач, что позволяет студенту применять знания на практике и проявлять себя как надежный и уверенный специалист на буровых и в цехах по ремонту нефтепромыслового оборудования.

Повышать эффективность самостоятельной работы студентов - значит сильно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей.

Необходимо расширить формы оценки самостоятельной работы студентов для улучшения условий контролируемости самостоятельной работы, которые выполняются с преподавателем в рамках специально определенных для этого часов.

Для студента задания должны быть индивидуальные, учитывающие индивидуальные способности и потребности, а также должны быть направлены на активизацию самостоятельной деятельности. При выполнении должно произойти увеличение интереса к самостоятельной работе. Это будет создать условия для более широкого использования знаний по выбору студентов.

Выделенные педагогические условия являются необходимыми и достаточными для активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Для активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин необходимо учитывать все перечисленные условия. Различные сочетания этих условий тоже работают на повышение активизации самостоятельной деятельности студентов, но эффект достигается только частично. Все выделенные условия должны соблюдаться и работать лишь в совокупности.

Список литературы

1. Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: науч.-метод. пособие / А.Ф. Эсаулов. - М.: Высш. шк., 1982. 223 с.

2. Усова, А.В. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей у учащихся / А.В. Усова // Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1972. С. 10-20.

3. Педагогика: большая соврем. энцикл. / Сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Соврем. слово, 2005. 720 с.

4. Чебышев, Н. Основа развития современной высшей школы / Н. Чебышев // Высшее образование в России. - М. 1998. С. 17-22.

5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. 240 с.

6. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. П.П. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. 274 с.

References

1. Esaulov, A.F. Aktivizatsiya uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti studentov [Activation of learning and cognitive activity of students]. - Moscow, 1982. 223 p.

2. Usova, A.V. Rol' mezhpredmetnykh svyazey v razvitii poznavatel'nykh sposobnostey u uchash-chikhsya [The role of interdisciplinary connections in the development of cognitive abilities in students]. - Chelyabinsk, 1972. Рр. 10-20.

3. Rapatsevich E.S. Pedagogika: bol'shaya sovremennaya entsiklopedia [Pedagogy: most modern encyclopedia]. - Moscow, 2005. 720 p.

4. Chebyshev, N. Osnova razvitiya sovremennoy vysshey shkoly [The basis of the development of modern higher school]. - Moscow, 1998. Рр. 17-22.

5. Pidkasistyy, P.I. Samostoyatel'nayapoznavatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov v obuchenii. Teo-retiko-eksperimental'noe issledovanie [Self cognitive activity students in learning. Theoretical and experimental study]. - Moscow, 1980. 240 p.

6. Tul'kibaevoy P.P., Trubaychuk L.V. Pedagogicheskaya entsiklopediya: aktual'nye ponyatiya sovremennoy pedagogiki [Educational Encyclopedia: current concepts of modern pedagogy]. -Moscow, 2003. 274 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Басова Надежда Викторовна, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования

Сургутский государственный университет ХМАО - Югры ул. Ленина, 1, г. Сургут, Россия e-mail: nadezda_25.4@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Basova Nadegda Victorovna, post-graduate student Surgut State University 1, Lenin street, Surgut, Russia e-mail: nadezda_25.4@mail.ru

Рецензент:

Насырова Э.Ф., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.