Научная статья на тему 'Педагогические условия активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума'

Педагогические условия активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНОГО ТЕХНИКУМА / АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / THE INDEPENDENT ACTIVITY OF THE STUDENTS AT THE OIL TECHNICAL SCHOOL / ACTIVATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / PERSON-SOLVING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Надежда Викторовна

В статье уточняется понятие «самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума», представлены педагогические условия активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of activation of the independent activity of the students at the oil technical school

This article clarifies the notion of «independent activity of the students at the oil technical school», presented pedagogical conditions of activation of the independent activity of the students at the oil technical school.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума»

УДК 377(571.122Сургут)-057.876 ББК 74.57

Басова Надежда Викторовна

аспирант

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Basova Nadegda Victorovna post-graduate student chair of theory and methods of professional education Surgut State University

Surgut [email protected] Педагогические условия активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума Pedagogical conditions of activation of the independent activity of the students at

the oil technical school

В статье уточняется понятие «самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума», представлены педагогические условия активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума.

This article clarifies the notion of «independent activity of the students at the oil technical school», presented pedagogical conditions of activation of the independent activity of the students at the oil technical school.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность студентов нефтяного техникума, активизация самостоятельной деятельности студентов, междисциплинарные связи, личностно-деятельностный подход.

Key words: the independent activity of the students at the oil technical school, activation of independent activity of students, interdisciplinary communication, personsolving approach.

Одним из ведущих направлений модернизации среднетехнического образования является формирование творческой личности с высоким уровнем интеллектуального развития, обладающей такими личностными качествами, как самостоятельность, информационная и коммуникативная культура, инициативность, творческая активность, ответственность за выполненную работу, мобильность, конкурентоспособность. Как утверждает А. Ф. Эсаулов «именно стратегией и тактикой максимально активной, умственной изобретательной деятельностью студенты должны овладевать в период обучения. Ведь ни в чем молодой специалист не нуждается так сильно, как в способности решать жизненно важные задачи, но не только те из них, которые возникают в производственной, научной или общественной деятельности в готовом виде, но, прежде

всего те, которые необходимо выявить, самостоятельно сформулировать, преобразовать и тем самым разумно найти их наиболее рациональное решение».

Следовательно, одним из главных направлений дидактики по-прежнему остается поиск средств, путей, условий активизации самостоятельной деятельности студентов.

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач. То есть, к педагогическим относятся те условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов.

Однако авторы склонны считать, что только к внешним обстоятельствам, обстановке, совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс педагогические условия сводить нельзя, так как образование личности представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. На этом основании исследователи выделяют и рассматривают комплекс внешних и внутренних условий эффективного развития личности.

В нашем исследовании мы будем придерживаться данной трактовки понятия «условие» и под педагогическими условиями будем понимать внешние обстоятельства и внутренние особенности, оказывающие позитивное воздействие на характер процесса активизации самостоятельной деятельности студентов техникума.

Проведя теоретический анализ научно-педагогической литературы, мы предположили, что активизация самостоятельной деятельности студентов техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

- личностно-деятельностный подход способствующий активизации самостоятельной деятельности;

- реализация выявленных междисциплинарных связей в самостоятельной деятельности студентов;

Вестник ЧГПУ 12.2'2013 28

- повышение эффективности самостоятельной работы студентов нефтяного техникума и обеспечением их дифференцированными заданиями.

Рассмотрим каждое из выделенных нами педагогических условий.

В целом, личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения ориентирована на максимальный учет индивидуально-психологических, половозрастных, статусных и национальных особенностей личности обучающегося. Первое педагогическое условие заключается в обеспечении студентов дифференцированными заданиями при осуществлении лич-ностно-деятельностного подхода.

Теория личностно-деятельностного подхода в активизации самостоятельной деятельности студентов требует учета того, какого вида (учебная, познавательная, учебно-исследовательская, научная) деятельность студентов активизируется, каковы ее этапы, степень самостоятельности, творчества (проблемно-сти), мотивационной поддержки, особенностей педагогической организации. И только с учетом указанных характеристик осуществляется ее активизация.

Личностно-деятельностный подход в активизации самостоятельной деятельности студентов может быть эффективным, если обеспечивается педагогическое управление самостоятельной деятельностью студентов, поддерживается высокий уровень их мотивации, студенты ориентированы на овладение методами учебной и познавательной деятельности.

Второе педагогическое условие заключается в реализации выявленных междисциплинарных связей в самостоятельной деятельности студентов посредством применения интеграции на основе органической связи материала по дисциплинам общепрофессионального цикла.

В современных условиях возникает необходимость в формировании у студентов не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения могут свободно использоваться студентами при изучении различных предметов, в практической и профессиональной деятельно-

сти. Обобщенные умения должны формироваться в условиях осуществления междисциплинарных связей.

Впервые идею взаимосвязи между учебными дисциплинами выдвинул Я. А. Коменский. Так, в «Великой дидактике» он писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим» .

Хотя результаты теоретических исследований и практического применения междисциплинарных связей получили достаточно полное отражение в современной отечественной дидактической литературе, но, к сожалению, в учебных программах междисциплинарные связи учебных дисциплин пока реализуется недостаточно.

В большой современной энциклопедии по педагогике междисциплинарные связи - это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных учебных дисциплин таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые в других дисциплинах.

В нашем исследовании примем за основу определение А.В. Усовой, которая понимает междисциплинарные связи как отражение связей между науками, в содержании учебного материала, в его структуре и методах преподавания.

Междисциплинарные связи самостоятельной деятельности студентов мы рассматриваем посредством применения интеграции на основе органической связи общепрофессиональных дисциплин.

В толковом словаре русского языка под интеграцией понимают «объединение в одно целое».

В большой современной энциклопедии по педагогике «интеграция» определяется как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей взаимодействия между элементами, их

упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств».

В нашем исследовании мы опираемся на данное определение и под интеграцией будем понимать объединение в целое каких-либо ранее разнородных частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Это не сумма соединенных частей, а органическое их взаимодействие, дающее новое целостное или системное образование.

Междисциплинарная интеграция - это объединение знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования.

Бесспорно, что общепрофессиональные дисциплины (инженерная графика, детали машин, материаловедение) находятся между собой в органической связи.

Междисциплинарные связи учебных дисциплин считаются возможными при соблюдении следующих условий: родство отраслей наук рассматриваемых дисциплинами; близость объектов изучения; наличие общих закономерностей и теоретических концепций. В педагогической литературе рассмотрены различные методы, способы и средства реализации междисциплинарных связей в процессе обучения.

При этом личностно-деятельностный подход способствует наиболее полному раскрытию существенных сторон указанной проблемы.

Взаимосвязь между содержанием общепрофессиональных дисциплин расширяет и углубляет знания по вопросам будущей профессиональной деятельности, обогащает мировоззрение, способствует лучшему осознанию ценностей жизни, развивает творческую активность, мыслительную самостоятельность, что вносит свой вклад в активизацию самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума.

Третье педагогическое условие заключается в повышении эффективности самостоятельной деятельности студентов как субъектов самостоятельной дея-

31 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

тельности за счет систематического включение в содержание учебного процесса профессионально ориентированных задач.

Мы придерживаемся мнения В.С. Лазарева о том, что «в современном образовательном процессе нет проблемы более важной и, одновременно, более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов» [1].

Самостоятельная деятельность - это не только систематическая, планомерная, целенаправленная работа студента в ходе аудиторных, обязательных по расписанию занятий, где он слушает и самостоятельно делает записи по ходу объяснения преподавателя на лекции или семинаре. Самостоятельная работа формирует навыки и умения, закрепляет усвоенный материал, способствует решению практических и научных задач, а так же выявляет пробелы в знаниях студентов. Но, как показывает практика, значительный объем заданий, предназначенных для самостоятельного разбора, не выполняется студентами вообще или выполняется формально, или просто списывается с различных доступных им источников.

Поэтому, повысить эффективность самостоятельной деятельности студентов - значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий студентов и преподавателей на отношение к ней как к ведущему способу активизации самостоятельной деятельности студентов.

Вслед за В.С. Лазаревым, под активизацией самостоятельной работы студентов техникума будем понимать не простое увеличение ее объема, выражающееся в количестве времени, отводимого преподавателями на самостоятельную работу студентов, хотя в связи с включением России в Болонское соглашение эта проблема также становится актуальной. В России на сегодня в действующих учебных планах и программах отношение между лекциями и самостоятельной деятельностью редко превышает соотношение 1:1. Между тем в США и в Европейских странах отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной деятельности студентов в примерном соотношении 1:3. Именно такое, трёхкратное Вестник ЧГПУ12.22013 32

превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается наиболее эффективным для улучшения качества подготовки выпускников. Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых целей образования по активизации самостоятельной деятельности студентов техникума.

Как показывает передовой российский, а также зарубежный опыт модернизации системы образования, повышения эффективности самостоятельной деятельности студентов можно достичь, благодаря реализации следующих требований к системе и условиям ее проведения.

Во-первых, должно увеличиться количество часов, отводимых на самостоятельную работу. Пропорция между лекциями и активными формами учебных занятий должна быть доведена до отношения 1:3. В учебный план рекомендуется включить отдельные курсы и их разделы для самостоятельного изучения студентами, возможно, по их выбору.

Во-вторых, содержанию самостоятельной работы студентов необходимо придать целенаправленный характер. Самостоятельная работа должна быть направлена на формирование заданных в образовательной программе компонентов: гносеологического, праксиологического, аксиологического.

В-третьих, необходимо осуществить переход к контролируемой самостоятельной работе. Для улучшения контролируемости самостоятельной работы нужно улучшить качество ее планирования. Время, отводимое на самостоятельную работу студентов, должно фиксироваться в программах учебных дисциплин и рассчитываться на основе обоснованных нормативов на выполнение всех видов самостоятельных учебных заданий по каждой дисциплине. Планирование самостоятельной работы, то есть определение ее целей, содержания и сроков проведения должно соотноситься не только с предметной логикой, но и с общей логикой, установленной в общей образовательной программе и в программах учебных дисциплин.

Библиографический список

1. Лазарев, В. С. Принципы и процедуры проектирования структуры, содержания и условий реализации инновационных образовательных программ: метод. рек. Ч. 3. / В. С. Лазарев. - М., 2006. - 77 с.

2. Косенок, С. М. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие / С. М. Косенок, Ф. Д. Рассказов. - Сургут: Изд-во Сургутский гос. ун-т, 2012. - 75 с.

Bibliography

1. Lazarev, V. S. Principles and procedures of planning the structure, content and conditions of implementation of innovative educational programs: methodical recommendations Part. 3. / V. S. Lazarev. - M., 2006. - 77 p.

2. Kosenok, S. M. Modern educational technologies: textbook / S. M. Kosenok, F. D. Russkazov. - Surgut: Publishing house of the Surgut state University, 2012. - 75 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.