Научная статья на тему 'Педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности'

Педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PEDAGOGICAL MODEL / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рущишина Асият Адамовна, Рачковская Надежда Александровна

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать и обосновать педагогическую модель, интеграция в практику которой обеспечивает развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. В статье произведён анализ научной литературы по проблеме развития профессионального интереса студентов, и на основе системного подхода с применением метода моделирования была спроектирована педагогическая модель, обеспечивающая развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. Авторами разработана, обоснована и представлена педагогическая модель, реализация которой обеспечивает последовательное развитие эмоционально-ценностного, мотивационно-волевого, познавательно-ориентационного и потребностно-деятельного компонентов профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время система среднего профессионального образования находится на этапе модернизации, а формирование профессионального интереса представляет собой не реализованный в полной мере резерв, актуализация которого позволит повысить качество профессиональной подготовки выпускников техникума. Статья адресована специалистам, работающим в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рущишина Асият Адамовна, Рачковская Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF TECHNICAL STUDENTS’ PROFESSIONAL INTEREST DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF EXTERNALEDUCATIONAL ACTIVITY

The purpose of the research is to develop and substantiate a pedagogical model, the integration of which into the practice ensures the development of the professional interest of the technical school students in extracurricular activities. The article analyzes the scientific literature on the problem of developing the professional interest of students. Basing on the systemic approach and using the modeling method the pedagogical model has been designed to ensure the development of the professional interest of college students in extracurricular activities. The authors developed, substantiated and presented the pedagogical model, the implementation of which ensures the consistent development of the emotional-value, motivational-volitional, cognitive-orientational and need-active components of the vocational students’ interest in extra-curricular activities. The theoretical and practical significance of the study lies in the fact that at present the system of secondary vocational education is at the stage of modernization, and the formation of professional interest is a fully unrealized reserve, updating of which will improve the quality of technical school graduates’ vocational training. The article is addressed to specialists working in the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности»

УДК 377.5

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-32-41

педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности

Рущишина А. А.1, Рачковская Н. А.2

1 Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4А, Российская Федерация

2 Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. Цель исследования состоит в том, чтобы разработать и обосновать педагогическую модель, интеграция в практику которой обеспечивает развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. В статье произведён анализ научной литературы по проблеме развития профессионального интереса студентов, и на основе системного подхода с применением метода моделирования была спроектирована педагогическая модель, обеспечивающая развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. Авторами разработана, обоснована и представлена педагогическая модель, реализация которой обеспечивает последовательное развитие эмоционально-ценностного, мотивационно-волевого, познавательно-ориентационного и по-требностно-деятельного компонентов профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время система среднего профессионального образования находится на этапе модернизации, а формирование профессионального интереса представляет собой не реализованный в полной мере резерв, актуализация которого позволит повысить качество профессиональной подготовки выпускников техникума. Статья адресована специалистам, работающим в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: педагогическая модель, среднее профессиональное образование, вне-учебная деятельность, профессиональный интерес.

PEDAGOGICAL MODEL OF TECHNICAL sTuDENTs' PROFEssIONAL

interest development in the process of external educational activity

A. АА. Rushchishina1, N. Rachkovskaya2

1 Kamchatka State University named after Vitus Bering

4A, Pogranichnaya ul, Petropavlovsk-Kamchatsky 683032, Russian Federation

2 Moscow Region State University

24, Very Voloshinoi ul., Mytishchi, Moscow region 105005, Russian Federation

© CC BY Рущишина А. А., Рачковская Н. А., 2019.

Abstract. The purpose of the research is to develop and substantiate a pedagogical model, the integration of which into the practice ensures the development of the professional interest of the technical school students in extracurricular activities. The article analyzes the scientific literature on the problem of developing the professional interest of students. Basing on the systemic approach and using the modeling method the pedagogical model has been designed to ensure the development of the professional interest of college students in extracurricular activities. The authors developed, substantiated and presented the pedagogical model, the implementation of which ensures the consistent development of the emotional-value, motivational-volitional, cognitive-orientational and need-active components of the vocational students' interest in extra-curricular activities. The theoretical and practical significance of the study lies in the fact that at present the system of secondary vocational education is at the stage of modernization, and the formation of professional interest is a fully unrealized reserve, updating of which will improve the quality of technical school graduates' vocational training. The article is addressed to specialists working in the system of secondary vocational education.

Key words: pedagogical model, secondary vocational education, extracurricular activities, professional interest.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране возрастают требования к качеству подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений, что обусловливает необходимость модернизации профессионального образования и ведёт к поиску новых подходов повышения качества подготовки будущих специалистов. Выпускники средних профессиональных учебных заведений должны не только обладать фундаментальными знаниями, но и проявлять инициативу, быть конкурентноспособными, брать ответственность, применять нестандартные, творческие методы решения профессиональных задач и стремиться к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Так, согласно требованиям ФГОС среднего профессионального образования, выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес. Таким образом, качество профессиональной подготов-

ки оценивается не только путём определения уровня приобретаемых знаний, но и положительной динамикой развития профессионального интереса будущих специалистов. Это делает формирование профессионального интереса студентов техникума одной из ключевых проблем современной теории и методологии профессионального образования и актуализирует проектирование оптимальной педагогической модели развития профессионального интереса.

Профессиональный интерес - это сложное образование, поэтому в науке пока отсутствует чёткое определение данного понятия. В основе этого понятия лежит феномен «интерес», который играет важную роль в жизни человека, являясь побудительным мотивом той или иной деятельности. Н. Г. Морозова, характеризуя феномен «интерес», выделяет три ключевых признака: высокую эмоциональную окрашенность, познавательный характер, наличие высокой мотивации [6, с. 5]. Это делает актуальным изучение этого феномена в науке, особенно

относительно формирования интереса к различным видам профессиональной деятельности (Г. Д. Бабушкин, С. Я. Ба-тышев, Ю. К. Васильев, И. Д. Кожевников, С. Е. Матушкин, А. В. Мордовская, В. А. Сластенин, О. В. Черникова, С. Д. Шлома, Г. И. Щукина, С. А. Яру-шева и др.).

Профессиональный интерес занимает особое место в системе интересов человека и является особым отношением человека к конкретной профессиональной деятельности, т. е. «внутренним регулятором» профессиональной деятельности [9, с. 26]. Так, профессиональный интерес является настоящим, правильным мотивом сначала освоения профессии, а затем успешной профессиональной деятельности. Как пишет В. В. Шаповалов, «профессиональный интерес является одним из ведущих мотивов, обуславливающих интерес к будущей профессиональной деятельности...» [10, с. 43]. С. И. Архангельский подчеркивает, что «сила интереса в учебном процессе. и профессиональной деятельности оказывает решающее влияние на подготовку студентов к их будущей работе. Поэтому весьма важным является направление интересов студентов, их развитие и обоснование» [1, с. 221].

Сегодня в науке существуют различные точки зрения относительно определения понятия, природы и компонентов профессионального интереса, однако большинство исследователей определяют профессиональный интерес как положительное эмоциональное отношение к какой-либо деятельности (В. Ф. Афанасьев, В. П. Грибанов, В. В. Кривневич, М. А. Хомутова, А. Ф. Эсаулов и др.). Например, В. В. Кревневич определяет

профессиональный интерес как окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определённой профессии, заключающееся в выделении её из ряда других и в стремлении больше узнать о ней [3, с. 166]. По мнению О. В. Черниковой, под профессиональным интересом следует понимать непосредственное эмоционально-познавательное отношение личности к профессии, при благоприятных условиях и волевой активности переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность [9, с. 8]. А. Т. Байтими-рова определяет профессиональный интерес как избирательное активно-положительное отношение к определённому виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься [2, с. 117].

Мы согласны с представленными точками зрения учёных и, опираясь на них, трактуем профессиональный интерес как положительно эмоционально-окрашенное избирательное отношение студентов к профессиональной деятельности, характеризующееся стремлением расширить знания и умения, стойкой волевой установкой на овладение профессией и потребностью в активной трудовой деятельности [8, с. 165].

Относительно природы профессионального интереса нам близка точка зрения С. П. Крягжде, который считает, что профессиональный интерес представляет собой единство социального и личностного, врождённого и приобретённого. В процессе развития профессионального интереса на начальном этапе преобладают врождённые, а на заключительных - приобретённые качества [6].

Детальное изучение процесса развития профессионального интереса показало, что относительно внеучебной деятельности студентов средних профессиональных учебных заведений этот вопрос недостаточно изучен. Педагогическое сопровождение развития профессионального интереса в среднем профессиональном учебном заведении имеет свою специфику, это связано с такими причинами, как ранний период профессионального выбора абитуриентов техникума, низкий уровень качества общеобразовательной подготовки студентов средних профессиональных учебных заведений, практико-ориентированность обучения техникумов и колледжей и др. Внеучебная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении и имеет ряд особенностей: свободное и добровольное участие студентов; направленность на самостоятельность и предприимчивость студентов; опосредованное педагогическое руководство деятельностью студентов; разнообразие форм и видов деятельности; отсутствие строгих рамок; доступность участия для каждого студента; возможность удовлетворения различных интересов и др. [8]. Благодаря такой специфике вне-учебная деятельность имеет богатый воспитательный потенциал, который на сегодняшний день не реализован в рамках проблемы развития профессионального интереса студентов, что делает актуальным создание и внедрение модели развития профессионального интереса студентов техникума во вне-учебной деятельности.

Моделирование - это один из главных методов системного исследова-

ния, без которого невозможно произвести достоверный анализ изучаемого объекта. В. А. Штафф пишет, что моделью является мысленно представляемая система, которая воспроизводит объект исследования, предоставляя скрытую информацию объекта [11]. Так, педагогическая модель даёт возможность определить взаимосвязь всех компонентов, установить условия протекания каждого этапа, выявить факторы, влияющие на процесс развития, и подобрать приемлемые средства достижения каждого этапа.

Построение модели естественно начинать с определения цели её создания. Так, мы определяем цель модели - развитие профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности. Методологической основой модели развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности является комплексное использование системного, аксиологического, синергетического, герменевтического, деятельностного, контекстного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов. Использование такой комбинации методологических подходов даёт возможность осуществить всестороннее исследование и определить тактику процесса формирования профессионального интереса у студентов техникума, будущих специалистов по туризму, во внеучебной деятельности. Модель включает следующие составляющие: структурные компоненты, уровни развития, внутренние и внешние факторы развития профессионального интереса.

Создание эффективной модели невозможно без определения структур-

ных компонентов профессионального интереса. Существуют различные точки зрения относительно его структуры: одни исследователи выделяют два компонента - эмоциональный и познавательный, а другие исследователи (В. В. Арнаутов, Е. Н. Землян-ская, В. Ф. Сахаров, А. П. Сейтешев, А. Ф. Эсаулов и др.) отмечают, что правомерным является выделение ещё и волевого компонента в составе профессионального интереса, и это связано с тем, что стремление к определённой деятельности характеризуется волевой установкой личности. Существует также мнение, что состав профессионального интереса определяется наличием четырёх компонентов (В. В. Арнаутов, Н. И. Виноградов, А. В. Мордовская): эмоционального, познавательного, волевого и потреб-ностно-деятельного. Определение таких структурных компонентов объясняется тем, что профессиональный интерес характеризуется стремлением расширить знания, стойкой волевой установкой на овладение профессией и потребностью в активной трудовой деятельности.

Мы также в структуре профессионального интереса выделяем четыре компонента: эмоционально-ценностный, мотивационно-волевой, позна-вательно-ориентационный и потреб-ностно-деятельный. Эмоционально-ценностный компонент реализуется в отношении к выбранной профессии, в удовлетворённости выбором и в наличии специфических профессионально важных ценностей. Эмоционально-ценностный компонент имеет особое значение на начальном этапе развития профессионального интереса, так как обусловливает профессиональный

выбор, что делает необходимым учёт эмоциональных состояний и проявлений человека в процессе профессионального выбора и профессиональной подготовки [7, с. 21].

Мотивационно-волевой компонент выражается в способности индивида преодолевать трудности в процессе учебной деятельности. Включение мотивационно-волевого компонента в структуру профессионального интереса является необходимым, так как любая деятельность человека осуществляется за счёт сплочения мотивов и воли, так как сформировавшиеся мотивы являются побудителями деятельности индивида, а воля является гарантией достижения цели, потому что помогает преодолевать отрицательные эмоции и состояния, которые возникают в процессе формирования профессионального интереса.

Познавательно-ориентационный компонент включает в себя профессиональные знания, умения и навыки, широкий профессиональный кругозор, потребность в повышении квалификации. Познавательно-ориен-тационный компонент на начальных этапах проявляется через знания о выбираемой профессии и о требованиях к ней, на заключительных этапах развития профессионального интереса предполагает наличие профессиональных компетенций, широкого профессионального кругозора, потребности в повышении квалификации.

Потребностно-деятельный компонент реализуется не только в стремлении проверить свои знания и умения на практике, но и в потребности постоянно повышать свою квалификацию. Это связано с тем фактом, что интерес развивается в деятельности, а

деятельность как фактор формирования и развития личности ориентирует студентов во время обучения получать и применять различные теоретические знания на практике. Уровень развитости потребностно-деятельного компонента имеет ключевое значение, так как свидетельствует о степени устойчивости профессионального интереса.

Таким образом, профессиональный интерес является многокомпонентным интегративным личностным образованием, структура которого представлена единством таких компонентов, как эмоционально-ценностный, мотивационно-волевой, познава-тельно-ориентационный, потребност-но-деятельностный. Все компоненты профессионального интереса взаимосвязаны и обусловливают развитие друг друга, но могут быть сформированы неравномерно, т. е. степень развитости каждого компонента определяется индивидуально.

Для того, чтобы оценить эффективность формирования профессионального интереса, необходимо определить уровни его развития. Формирование профессионального интереса может осуществляться самопроизвольно, но бывает эффективным только при обеспечении сопровождения. Относительно динамики развития профессионального интереса в педагогике также существуют различные точки зрения, это объясняется различными взглядами учёных на феномен и его структуру.

С. А. Ярушева пишет, что определить уровень развития профессионального интереса значит оценить качество выполнения учебной деятельности по овладению профессиональными знаниями, навыками и умениями. Чем больше успешность

обучения, тем выше уровень развития профессионального интереса [12, с. 27]. Так, С. Е. Матушкин считает, что профессиональный интерес развивается путём прохождения следующих уровней: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, интерес к профессии [4]. О. В. Черникова считает, что профессиональный интерес проходит три уровня развития, которые характеризуются различным акцентом на предмете профессионального интереса: первый уровень - интерес к внешней составляющей профессиональной деятельности; второй уровень - интерес к процессу профессиональной деятельности; третий уровень - наличие интереса к процессу и результату профессиональной деятельности [9, с. 56].

Изучив различные точки зрения учёных на процесс формирования профессионального интереса, мы считаем, что профессиональный интерес развивается последовательно, проходя четыре этапа развития: любопытство к профессии, интерес к профессии, неустойчивый профессиональный интерес и устойчивый профессиональный интерес.

Начальным этапом развития профессионального интереса является любопытство к профессии. Любопытство свойственно раннему этапу познания, когда профессия привлекает новизной или необычностью. Этот этап характеризуется проявлением интереса к внешним сторонам и атрибутам будущей профессии. Следующий уровень развития профессионального интереса - интерес к профессии. Этот этап характеризуется тем, что студенты активно демонстрируют интерес к процессу и содержанию професси-

ональной деятельности. Третий этап развития профессионального интереса нами определяется как неустойчивый профессиональный интерес. В этот период студенты стремятся усиленно приобщиться к профессиональной деятельности, поэтому стараются приобрести специфические профессиональные знания, умения и навыки. Заключительным этапом развития профессионального интереса является устойчивый профессиональный интерес. Этому этапу свойственны стремление студентов к совершенствованию своих умений и желание опробовать свои силы и увидеть результат профессиональной деятельности.

На основе структурных компонентов профессионального интереса мы выделили условия его формирования у студентов в процессе внеучебной деятельности: постоянное побуждение студентов к рефлексии своих эмоций, ценностных ориентаций и усиление их профессиональной направленности, культивирование профессионально значимых переживаний; сформиро-ванность мотивов учебной и профессиональной деятельности (социальных, экономических, самореализации, самоактуализации и др.), а также волевой сферы, что проявляется в развитых чувствах долга и ответственности; наличие познавательной активности, которая направлена на овладение выбранной профессией; предоставление студентам возможности включиться в профессиональную деятельность, овладеть дополнительными профессиональными навыками на курсах повышения квалификации, обучающих вебинарах и практиках.

Формирование профессионального интереса - это сложный и длительный

процесс, на который оказывают влияние различные факторы.

Внутренние факторы: сильные эстетические переживания, которые вызывает профессиональная деятельность, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, наличие профессионально направленного познавательного интереса; стремление к апробации и совершенствованию полученных знаний, умений и навыков.

Внешние факторы: организация внеучебной деятельности путём выбора форм и методов, воздействующих на эмоциональную сферу личности; тесное взаимодействие кадровых партнёров в процессе внеучебной деятельности; демонстрация лучших образцов профессиональной деятельности; активизация профессионально направленной познавательной деятельности студентов в процессе внеу-чебной деятельности; использование интерактивных методов во внеучебной деятельности; выбор форм внеучебной деятельности, моделирующих будущую профессиональную деятельность; последующая рефлексия профессионально направленной внеучебной деятельности. Мы считаем, что для эффективного развития профессионального интереса необходимо актуализировать все факторы и возможность их взаимодействия и дополнения, ведь если даже один из этих факторов не учитывается, устойчивость развития профессионального интереса снижается.

Таким образом, приведённое описание позволяет выделить систему элементов модели развития профессионального интереса студентов техникумов в процессе внеучебной деятельности (табл. 1). Опыт реализации основных элементов этой модели, на-

Таблица 1

Модель формирования профессионального интереса у студентов техникума

Цель

развитие профессионального интереса студентов в процессе внеучебной деятельности

Методологическая основа

системный, аксиологический, синергетический, герменевтический, деятельностный, контекстный, личностно ориентированный, компетентностный

Структурно >-содержательные компоненты профессионального интереса студентов техникума

эмоционально-ценностный мотивационно-волевой познавательно-ориентационный потребностно-деятельный

Внешние факторы

участие кадровых партнёров, которые способны пробудить эмоции демонстрация лучших образцов профессиональной деятельности занимательность учебного материала включение интерактивных методов во внеучеб-ную деятельность. Выбор форм внеучебной деятельности, которые моделируют будущую профессиональную деятельность. Внеучебная деятельность с последующей рефлексией

Внутренние факторы

сильные эстетические переживания, которые вызывает профессиональная деятельность стремление к самосовершенствованию и саморазвитию познавательный интерес стремление не только апробировать в практической деятельности полученные знания, умения и навыки, но и совершенствовать их

Уровни развития профессионального интереса

любопытство к профессии интерес к профессии неустойчивый профессиональный интерес устойчивый профессиональный интерес

Ожидаемый результат

сформированность профессионального интереса как целостного феномена, который выражается в желании трудиться по освоенной профессии

копленный за последние несколько лет в Профессиональном образовательном частном учреждении «Камчатский кооперативный техникум», доказывает ее возможности в развитии

профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности.

Статья поступила в редакцию 15.01.2019

^39J

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие. М., 1980. 368 с.

2. Байтимирова А. Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 116-118.

3. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,

4. Мазина О. Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф., Казань, май 2015 г. Казань, 2015.

5. Матушкин С. Е., Бессараб В. Ф. Из опыта формирования профессионального интереса у учащихся средних ПТУ // Советская педагогика. 1981. № 12. С. 68.

6. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 49 с.

7. Рачковская Н. А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе: монография. М., 2011. 202 с.

8. Рущишина А. А. Формирование профессионального интереса у будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования Камчатского края // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4 С. 164-174.

9. Черникова О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2007. 186 с.

10. Шаповалов В. В. Формирование профессионально-познавательного интереса студентов-будущих менеджеров: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2010. 194 с.

11. Штафф В. А. Моделирование и философия. М., Л., 1966. 302 с.

12. Ярушева С. А. Педагогические условия развития профессионального интереса у студентов ВУЗов в процессе обучения общепрофессиональных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 183 с.

1. Arkhangel'sky S. I. Uchebnyi protsess v vysshei shkole, ego zakonomernye osnovy i metody [The educational process in the higher school, its natural bases and methods]. Moscow,

1980. 368 p.

2. Baitimirova A. T. [The nature and structure of the concept of "professional interest"]. In: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2013, no. 4, pp. 116-118.

3. Kryagzhde S. P. Psikhologiya formirovaniyaprofessional'nykh interesov [Psychology of professional interest formation]. Vilnius, 1981. 196 p.

4. Mazina O. N. [Technology of professional interest development of students of professional educational organizations]. In: Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Kazan', mai 2015 g. [Innovative pedagogical technologies: materials of the II International scientific conference, Kazan, May 2015]. Kazan, 2015, pp. 164-170.

5. Matushkin S. E., Bessarab V. F. [From the experience of professional interest formation of students of secondary vocational schools]. In: Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy],

1981, no. 12, pp. 68.

6. Morozova N. G. Uchitelyu opoznavatel'nom interese [To the eacher about cognitive interest]. Moscow, 1979. 49 p.

1981. 196 с.

С. 164-170.

REFERENCES

7. Rachkovskaya N. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya emotsional'noi kul'tury sotsial'nogo pedagoga v vuze [Theoretical-methodological bases of social teacher's emotional culture development at high school]. Moscow, 2011. 202 p.

8. Rushchishina A. A. [The formation of professional interest of future professionals of tourism in the system of secondary professional education in the Kamchatka region]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 4, pp. 164-174.

9. Chernikova O. V Formirovanie professional'nogo interesa k pedagogicheskoi deyatel'nosti u stu-dentov vuza: dis. ... kand. ped. nauk [The formation of university students' professional interest to pedagogical activities: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Veliky Novgorod, 2007. 186 p.

10. Shapovalov V. V. Formirovanie professional'no-poznavatel'nogo interesa studentov-budush-chikh menedzherov: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of professionally-cognitive interest of students-future managers: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Shuya, 2010. 194 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shtaff V A. Modelirovanie i filosofiya [Modeling and philosophy]. Moscow, Leningrad, 1966. 302 p.

12. Yarusheva S. A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'nogo interesa u studentov VU-Zov vprotsesse obucheniya obshcheprofessional'nykh distsiplin: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of university students' professional interest development in studying general professional disciplines: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Chelyabinsk, 2002. 183 p.

Рущишина Асият Адамовна - аспирант кафедры педагогики Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга; е-таП: кгаЬар1е@таП.ги

Рачковская Надежда Александровна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии Московского государственного областного университета; е-таИ: nad1606@yandex.ru

Asiyat A. Rushchishina - graduate student at the department of Pedagogy of Kamchatka State University named after Vitus Bering; e-mail: Krabaple@mail.ru

Nadezhda A. Rachkovskaya - Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, professor at the Department of General and educational psychology, Moscow Region State University; e-mail: nad1606@yandex.ru

Рущишина А. А., Рачковская Н. А. Педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 32-41. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-32-41

FOR CITATION

Rushchishina A. A., Rachkovskaya N. A. Pedagogical model of technical students' professional interest development in the process of external educational activity. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 2, рр. 32-41. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-32-41

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.