Научная статья на тему 'Формирование профессионального интереса у будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования Камчатского края'

Формирование профессионального интереса у будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ТЕХНИКУМЕ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ТУРИЗМУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рущишина Асият Адамовна

В статье обоснована актуальность подготовки квалифицированных специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования. Представлены результаты эмпирического исследования причин отказа выпускников от трудоустройства по освоенной профессии, главная из которых заключается в несформированности у них профессионального интереса. В статье раскрыты этапы, формы и методы развития профессионального интереса у студентов среднего специального профессионального образования во внеучебной деятельности. Рассмотрены возможности профориентационной работы в школе для формирования у абитуриентов профессионального интереса к специальности «туризм», а также способы стимулирования профессионального интереса у специалистов в системе повышения квалификации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the urgency of training qualified specialists for tourism in the system of secondary professional education is discussed. The results of empirical research studying the causes of graduates’ refusal from employment according to the qualification received are presented. One of the main causes is their professional interest not being formed. The article reveals the stages, forms and methods of students’ professional interest development at a secondary professional educational institution during extracurricular activities. The possibilities of career guidance at schools are considered. The aim of such work is to form students’ professional interest to the specialty "tourism". Besides, the ways to stimulate professional interest of specialists in the system of advanced training are given.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального интереса у будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования Камчатского края»

УДК 377.5

DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-164-173

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Рущишина АА.

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга

683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4А, Российская Федерация

Аннотация. В статье обоснована актуальность подготовки квалифицированных специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования. Представлены результаты эмпирического исследования причин отказа выпускников от трудоустройства по освоенной профессии, главная из которых заключается в несформированности у них профессионального интереса. В статье раскрыты этапы, формы и методы развития профессионального интереса у студентов среднего специального профессионального образования во внеучебной деятельности. Рассмотрены возможности профориентационной работы в школе для формирования у абитуриентов профессионального интереса к специальности «туризм», а также способы стимулирования профессионального интереса у специалистов в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, образовательный процесс в техникуме, специалист по туризму, профессиональный интерес, профориентационная работа в школе.

FUTURE TOURISM SPECIALISTS' PROFESSIONAL INTEREST DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN KAMCHATKA TERRITORY

А. Rushchishina

Kamchatka State University named after Vitus Bering

4A, Pogranichnaya ul, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683032, Russian Federation

Abstract. In the article the urgency of training qualified specialists for tourism in the system of secondary professional education is discussed. The results of empirical research studying the causes of graduates' refusal from employment according to the qualification received are presented. One of the main causes is their professional interest not being formed. The article reveals the stages, forms and methods of students' professional interest development at a secondary professional educational institution during extracurricular activities. The possibilities of career guidance at schools are considered. The aim of such work is to form students' professional interest to the specialty "tourism". Besides, the ways to stimulate professional interest of specialists in the system of advanced training are given.

Key words: secondary vocational education, the educational process at a technical school, specialist in tourism, professional interest, career guidance work at a school.

© Рущишина А.А., 2017.

V16V

Сегодня многие отрасли производственной сферы испытывают острую потребность в специалистах среднего звена, поскольку рынок труда перенасыщен высококвалифицированными работниками, в то время как рабочие места, предназначенные для специалистов со средним профессиональным образованием остаются вакантными. Эта проблема характерна для всех отраслей производства в различных регионах России, но наиболее остро она ощущается в регионах, значительно удаленных от Федерального центра, в связи с их территориальной изолированностью, низким уровнем трудовой миграции, небольшим количеством профессиональных образовательных учреждений и ограниченным выбором образовательных программ среднего профессионального образования.

Камчатский край - уникальный регион, имеющий богатый природно-ресурсный потенциал, что даёт возможность развития круглогодичного туризма различной направленности (экологического туризма, научно-познавательного, спортивного, экстремального, лечебно-рекреационного). Эта сфера способна стать бюджетообразующей для региона, но на сегодняшний день она находится на этапе становления [7]. Сегодня, по неофициальным подсчётам, в Камчатском крае функционируют более 50 различных фирм, предлагающих туристские услуги по Камчатскому краю для россиян и иностранных граждан.

Профессиональная подготовка специалистов в сфере туризма, нацеленных на трудоустройство по освоенной профессии, становится одним из главных условий процветания региона [6]. За счёт стремительного развития сфе-

ры туризма в Камчатском регионе ежегодно происходит увеличение спроса на квалифицированных сотрудников, освоивших специальность 43.02.10 «Туризм», при этом требования к их компетентности, технологической культуре и качеству труда значительно возрастают. Это детерминирует необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов по туризму в условиях Камчатского края путём культивирования у студентов профессионального интереса.

В процессе изучения научной литературы по теории и методике профессионального образования было установлено, что в настоящее время категория профессионального интереса является достаточно разработанной (В.Е. Алексеев, И.А. Андрианова, Г.Д. Бабушкин, О.В. Гришукова, П.П. Костенков, Н.П. Костюшина, В.А. Крутецкий, И.Д. Кожевников, О.Н. Мазина, В.Г. Максимова, А.В. Мордовская, Т.Г. Мухина, О.Н. Пантелеева, В.Ф. Сахарова, В.А. Сластенин, Е.Б. Тесля, В.В. Шаповалов, С.А. Ярушева и др.). Так, существует множество определений [1; 3], синтезируя которые, мы сформулировали свою дефиницию профессионального интереса студентов, осваивающих специальность 43.02.10 «Туризм». Данное понятие означает положительно эмоционально окрашенное избирательное отношение студентов к профессиональной деятельности в сфере туризма, характеризующееся стремлением расширить знания и умения, стойкой волевой установкой на овладение профессией и потребностью в активной трудовой деятельности. Сформированный профессиональный интерес у студентов СПО (Среднее

Vi6sy

профессиональное образование) является условием не только будущего трудоустройства по освоенной профессии, но и стимулом качественного выполнения профессиональных обязанностей, выбора творческого пути решения профессиональных задач и развитой потребности совершенствования профессиональных навыков [2].

Одними из основополагающих критериев сформированности профессионального интереса у выпускников

техникумов и колледжей являются трудоустройство и работа выпускников по освоенной специальности. Используя метод опроса, мы провели пилотажное исследование с целью выявить степень занятости выпускников СПО в профессиональной сфере Камчатского края, а также основные причины нежелания работать по полученной специальности, результаты обработаны и представлены в виде диаграммы (рис. 1).

44%

U

■ Небольшая зарплата молодого специалиста 17% Неуверенность в своих силах, возможностях 20%

■ Отсутствие связей для получения желаемой должности 14%

■ Отсутствие интереса к выбранной профессиональной деятельности 44%

■ Другое 5%

Рис. 1. Результаты пилотного исследования причин нежелания выпускников колледжей и техникумов Камчатского края работать по освоенной специальности (2016 г.)

Выборочный опрос выпускников средних профессиональных учебных заведений Камчатского края показывает, что отказ от самореализации в освоенной профессии респонденты объясняют различными причинами,

но мы считаем, что представленные доводы являются следствием, так как истинной преградой на пути самореализации по освоенной профессии является низкий показатель сформи-рованности профессионального инте-

V16V

реса. Профессиональная деятельность занимает большую часть активной жизни человека, и профессиональная самореализация является важным критерием субъективного благополучия индивида. Отсутствие надлежащей работы по формированию профессионального интереса влечёт за собой пагубные последствия: выполнение деятельности, не приносящей удовлетворения; отсутствие связи между профессией и осуществляемой деятельностью; дальнейшая переквалификация. Перечисленные последствия наносят колоссальный вред не только отдельному индивиду, но и экономике региона, что является преградой для развития всего государства.

В связи с этим было решено организовать работу по формированию устойчивого профессионального интереса у студентов СПО к специальности «Туризм», поскольку в современных условиях эта специальность будет способствовать развитию соответствующей сферы в Камчатском крае, что содействует его экономическому развитию. В Профессиональном образовательном частном учреждении «Камчатский кооперативный техникум» Камчатского краевого союза потребительских обществ (ПОЧУ «Камчатский кооперативный техникум») ежегодно проводится опрос студентов первого курса, осваивающих специальность 43.02.10 «Туризм», с целью выявить мотивы поступления в техникум. В результате исследования, проведённого в начале 2016-2017 уч. г., в котором участвовали 26 студентов, были выявлены следующие мотивы поступления в среднее профессиональное учебное заведение:

- нежелание или страх сдавать

Единый государственный экзамен или неспособность набрать необходимое количество баллов (60,3%) - в 2016-2017 учебном году подавляющее большинство (49%) из этой группы составили абитуриенты, не набравшие нужного количества баллов для поступления в университет;

- привлекательность новой формы организации учебного процесса, обладающей атрибутами взрослости (20,7%);

- интерес к профессии (10,8%);

- заинтересованность в получении бесплатного образования, не важно какого (8,2%).

Анализ личных дел абитуриентов показал, что основную массу составляют выпускники с низким средним баллом аттестата (так, средний балл аттестата абитуриентов техникума в 2016 г. составил - 3,2), поэтому для них представляется возможным получение профессионального образования только в системе СПО, но они воспринимают обучение в техникуме в качестве переходного этапа к получению высшего образования. Об этом свидетельствуют данные опроса, который показал, что для большинства студентов приоритетное значение имеет высшее образование. Такие ответы продиктованы жёстким влиянием устоявшегося стереотипа, который прочно закреплён в российском обществе и для развенчания которого, на наш взгляд, требуются время и проведение ранней систематической регионально -ориентир ов анной профориен -тационной работы, которая включает работу с родителями.

Для выявления причин отказа от самореализации выпускника в освоенной профессии необходимо точное

KWJ

определение уровня сформирован-ности профессионального интереса на каждом этапе обучения. В самом начале исследования была выдвинута гипотеза, что на момент поступления в учебное заведение выбор профессии осуществлен на основе чёткого понимания её специфики, но при реализации начального диагностического сре-

за опытно-экспериментальной работы было установлено, что абитуриенты техникума не обладают стойкой мотивацией к получению выбранной профессии. В ходе опроса абитуриентов было обнаружено, что их представления о выбираемой профессии являются ложными или вообще отсутствуют (рис. 2).

Нечеткие представления 63% Представления отсутствуют 17%

I Четкие представления 20%

Рис. 2. Результаты исследования сформированности представлений о выбираемой профессии у абитуриентов техникума (на основе опроса)

Это, безусловно, объясняет колебания абитуриентов при осуществлении выбора будущей профессии, который в 8% случаев заканчивается радикальной переменой решения в процессе регистрации документов. Респонденты, комментируя представленные ответы, подчёркивают существенность для себя факта поступления в учебное заведе-

ние, а не выбора профессии, так как существует возможность дальнейшей переквалификации или осуществления трудовой деятельности, которая не будет требовать специальной подготовки. Можно сделать вывод, что абитуриенты средних профессиональных учебных заведений имеют представление о своём профессиональном будущем как о

невероятно далеком и, обладая неограниченным временным ресурсом, они будут способны скорректировать негативные последствия неверного выбора.

Это обстоятельство указывает на отсутствие способности осознания временного ограничения трудовой активности человека и постепенной утраты возможности приобретения новых профессиональных навыков. Известный специалист в области профориентации Н.С. Пряжников подтверждает, что время избрания профессии обычно приходит, когда личность ещё не готова к осознанному выбору [4], поэтому профессиональное образование заинтересованно в качественной про-фориентационной работе, которая будет является стартом на пути формирования профессионального интереса к выбранной профессии.

Используя ресурсы профориента-ционной работы в школе, профессиональное учебное заведение закладывает основы дальнейшей результативной работы по подготовке специалистов. Такого рода работу эффективно могут осуществить: преподаватели профессиональных учебных заведений; квалифицированные специалисты, достигшие высокого профессионального уровня; студенты, нацеленные на высокий результат; представители руководства предприятий. Интенсивное взаимодействие школы, профессионального учебного заведения и работодателя сегодня является необходимым и реализуемым через: мастер-классы, экскурсии, конкурсы, олимпиады, курсы, открытые занятия и чемпионаты профессионального мастерства, волонтерскую работу и др. Так, для популяризации туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни

и профориентирования по специальности «Туризм» в историческом центре города Петропавловска-Камчат-ского находится База по приёму юных туристов Камчатского дома детского и юношеского туризма и экскурсий, в которой ведется клубная работа, организуются туристические слёты, конференции для школьников, инструктажи для волонтёров и др.

Мы считаем, что профессиональный интерес к специальности «Туризм» взаимообусловлен увлечённостью туристской деятельностью, которую возможно стимулировать сотрудничеством с общественными туристскими организациями («Федерация спортивного туризма Камчатки», «Камчатский клуб туристов им. Глеба Травина», Камчатское краевое отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» и т. д.); природоохранными организациями («Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края», КГАУ «Охрана камчатских лесов», «Ассоциация особо охраняемых природных территорий Камчатского края»), природными парками («Быстринский природный парк», «Налычево», «Южно-камчатский», «Ключевской», «Голубые озёра»), заповедниками («Кроноцкий», «Корякский», «Командорский») и заказниками края («Олений дол», «Река Коль» и «Южно-Камчатский»). Продуктивная совместная работа между техникумом, школами и природоохранными организациями по развитию профессионального интереса может воплощаться в различных формах:

- в работе юношеского природоохранного и туристского волонтёрского движения;

- в очной и заочной экскурсионной работе на территориях природных парков и заповедников;

- в профессионально ориентированной кружковой и клубной работе.

Такая деятельность бесспорно будет способствовать популяризации среди молодёжи внутреннего туризма, здорового образа жизни, зимних видов спорта, активного отдыха и олимпийского движения. Регулярность совместной работы будет способствовать качественному профориентиро-ванию школьников, формированию профессионального интереса и, как следствие, дальнейшему трудоустройству выпускников по освоенной профессии.

Как было сказано ранее, подавляющая часть контингента средних профессиональных учебных заведений сформирована абитуриентами, которые неориентированы или ложно-ориентированы на получение образования по выбранной профессии, что является препятствием эффективной работе учебного заведения. В связи с этим сегодня приоритетными задачами в работе СПО становится:

- раскрытие специфики получения среднего профессионального образования;

- представление будущей сферы деятельности;

- развитие желания осваивать и совершенствовать профессиональные навыки;

- мотивирование к реализации своих профессиональных навыков на практике.

Мы считаем, что решить поставленные задачи возможно благодаря поэтапному формированию профессионального интереса в процессе

внеучебной деятельности студентов техникумов и колледжей. Получение среднего профессионального образования охватывает три года, за это время происходит развитие и профессиональное становление личности, поэтому для каждого периода обучения требуются различные способы воздействия, мы считаем возможным разделение всего периода обучения на четыре этапа формирования профессионального интереса:

1 этап (абитуриенты) - профори-ентационная работа со школьниками и родителями, раскрытие специфики среднего профессионального образования, экономического развития страны, представление востребованных в регионе профессий с характеристикой их профессиональных особенностей и социальной значимости их трудовой реализации;

2 этап (1 курс) - формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, выработка общих представлений о выбранной профессии, получение знаний о возможностях самореализации в данной сфере деятельности;

3 этап (2 курс) - формирование профессионального интереса, развитие профессионально важных качеств, социальное партнёрство с потенциальными работодателями, экскурсии на производство, групповая проектная деятельность;

4 этап (3 курс) - формирование устойчивого профессионального интереса, воспитание потребности к самореализации в выбранной профессиональной сфере и совершенствованию полученных навыков.

В современной науке процесс формирования профессионального ин-

V1ZV

тереса изучается с использованием разных подходов и технологий, но, несмотря на различные способы решения проблемы и её разработанность в отечественной науке, существует острая потребность в её дальнейшем изучении - так, недостаточно представлены методы и технологии формирования профессионального интереса к осваиваемой профессии у студентов в процессе внеучебной деятельности. Осуществление поэтапного формирования профессионального интереса возможно путём проведения вне-учебных мероприятий: тематических классных часов; различных конкурсов студенческого профессионального мастерства, включающих межсетевое взаимодействие студентов различных регионов; региональных съездов; экскурсий; квест-игр; тренингов; групповой и индивидуальной проектной деятельности и т. д.

Современные требования к специалистам со средним профессиональным образованием диктуют потребность в реализации опережающего обучения, которое способно воплотиться через такие неактуализированные ресурсы, как курсы повышения квалификации («Туристическая фирма с нуля», «Эффективные технологии продаж ту-

ристского продукта», «Руководитель туристической фирмы»), организация конференций и семинаров, создание центра сертификации для экскурсоводов и гидов [5].

Для решения экономических проблем государства играет огромную роль уменьшение числа дотационных регионов, на содержание которых ежегодно выделяются миллиарды рублей. Камчатский край, имея колоссальный туристский потенциал, входит в число регионов, требующих больших вложений со стороны федерального бюджета. Незамедлительное развитие сферы туризма в крае будет способствовать эффективному использованию богатейших природных ресурсов, сохранению культурно-исторического наследия, экономическому развитию региона, решению проблемы занятости населения, привлечению дополнительных средств в бюджет региона.

Таким образом, развивая профессиональный интерес у студентов по специальности 43.02.10 «Туризм», мы нацеливаем выпускников на достижение высоких результатов в обучении и на реализацию своих профессиональных знаний и умений на практике, что является одним из решений сложившейся непростой экономической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришукова О.В. Сущность и структура понятия профессиональный интерес // Вестник Шадринского педагогического университета. 2013. № 2. С. 43-51.

2. Мазина О.Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации // Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции, Казань, май 2015 г. Казань, 2015. С. 164-170.

3. Мордовская А.В. Основы профориентологии: учеб. пособие для бакалавров. М., 2013. 237 с.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009. 480 с.

5. Рачковская Н.А., Хомутова Е.Б. Реализация концепции опережающего образования в

Vuy

вузе и системе повышения квалификации [Электронный ресурс] // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции XII Левитовские чтения, Москва, 19-20 апреля 2017 г. / отв. ред. Н.Т. Колесник. М., 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Рущишина А.А. Среднее профессиональное образование по специальности 43.02.10 Туризм в Камчатском крае: состояние и перспективы // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития): материалы II Международной научнно-практической конф. (Магадан, 30 ноября - 01 декабря 2016 г.). Красноярск, 2017. С. 411-414.

7. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.reec.rushydro.ru/file/main/reec/company/law/ Development_strategy_Kamchatskyi_kray_2025.pdf (дата обращения: 01.09.2017).

REFERENCES

1. Grishukova O.V. [The nature and structure of the concept of professional interest]. In: Vest-nik Shadrinskogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Shadrinsk Pedagogical University], 2013, no. 2, pp. 43-51.

2. Mazina O.N. [Technology of development of professional interest of students of professional educational organizations]. In: Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Kazan', mai 2015 g. [Innovative pedagogical technologies: materials of the II International scientific conference, Kazan, May 2015]. Kazan, 2015, pp. 164-170.

3. Mordovskaya A.V. Osnovy proforientologii [Fundamentals of prof-orientology]. Moscow, 2013. 237 p.

4. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psihologiya truda [Psychology of work]. Moscow, 2009. 480 p.

5. Rachkovskaya N.A., Khomutova E.B. [The implementation of the concept of advancing education at a university and the system of advanced training]. In: Kolesnik N.T., ch. ed. Prikladnaya psikhologiya: sovremennoe sostoyanie, effektivnost' issledovanii, perspektivy raz-vitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii XII Levitovs-kie chteniya, Moskva, 19-20 aprelya 2017g. [Applied psychology: current status, effectiveness of research, prospects of development: proceedings of the International scientific-practical conference XII Levitov's readings, Moscow, 19-20 April 2017]. Moscow, 2017. 1 electronic optical disc (CD-ROM)].

6. Rushchishina A.A. [Secondary vocational education in the specialty 43.02.10 Tourism in Kamchatka Kray: status and prospects]. In: Na perekrestke Severa i Vostoka (metodologii i praktiki regional'nogo razvitiya): materialy II Mezhdunarodnoi nauchnno-prakticheskoi konf. Magadan, 30 noyabrya - 1 dekabrya 2016 g. [At the intersection of the North and East (methodologies and practices of regional development): materials of the II International scientific-practical conference, Magadan, 30 November - 1 December 2016]. Krasnoyarsk, 2017, pp. 411-414.

7. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kamchatskogo kraya do 2025 goda [Strategy for socio-economic development of Kamchatskiy Kray till 2025]. Available at: http:// www.reec.rushydro.ru/file/main/reec/company/law/Development_strategy_Kamchatskyi_ kray_2025.pdf (accessed: 01.09.17).

V1ZV

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Рущишина Асият Адамовна - аспирант Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга; e-mail: Krabaple@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Asiyat A. Rushchishina - post-graduate student, Kamchatka State University named after Vitus Bering;

e-mail: Krabaple@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Рущишина А.А. Формирование профессионального интереса у будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования Камчатского края // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4 С. 164-173. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-164-173

FOR CITATION

Rushchishina А.А. Future tourism specialists' professional interest development in the system of secondary professional education in Kamchatka territory. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 164-173. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-164-173

V173;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.