УДК 37 ПОНЯТИЕ «ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО
Канаева Т.А.
Актуальность темы статьи обусловлена внедрением Государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование (СПО), повышением требований к профессиональным компетенциям и профессиональным качествам выпускника среднего профессионального образования.
Научный интерес к данной теме связан со способностью внеучебной деятельности влиять на динамику профессионального становления студентов СПО. С изменениями взглядов общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению, воспитанию и формированию его профессиональных компетенций, профессионально-личностных качеств.
Особенностью разработки является методологический аспект внеучебной деятельности, позволяющий более фундаментально исследовать структуру внеучебной деятельности.
В статье рассматривается роль внеучебной деятельности по формированию и динамике профессионально важных качеств, общих компетенций студентов среднего профессионального образования, формируемых в процессе внеучебной деятельности (Реализация программы «Патриотическое воспитание»).
Автором предлагается трактовка понятия внеучебная деятельность в аспекте профессионального становления студентов ССУЗа: Внеучебная
деятельность - активное взаимодействие субъектов за рамками образовательного пространства для эффективного решения учебно-
воспитательных задач по формированию профессионально-личностных качеств.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, профессиональная
компетентность, профессионально-личностные качества, профессиональное становление.
THE CONCEPT OF “EXTRACURRICULAR ACTIVITIES” IN TERMS OF PROFESSIONAL GROWTH OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Kanaeva T.A.
The topicality of the article is conditioned by the introduced State standards of the third generation for secondary vocational education (SVE), and the increased requirements to professional competence and professional qualities of the graduates of a secondary vocational school.
The scientific interest in this theme is based on the effect of extracurricular activities on the dynamics of professional growth of SVE students, changes in public opinion on the graduates and new requirements to education and professional competence, as well as professional and personal qualities.
The specific feature of the work is the methodological aspect of extracurricular activities that serves to more fundamental investigation of the structure of such activities.
The article considers the role of extracurricular activities in formation and dynamics of professionally important qualities and general competence of students in SVE formed during extracurricular activities (Realization of the Program “Patriotic Education”).
The author offers to interpret the concept of extracurricular activities in terms of professional development of SVE students. “Extracurricular activities” is an active
interaction of subjects beyond the frameworks of educational environment, effectively addressing training and educational challenges in formation of professional and personal qualities.
Keywords: extracurricular activities, professional competence, professional and personal qualities, professional growth.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованию времени и государственным образовательным стандартам, образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития личностно-профессионального ресурса будущих специалистов.
Актуальность проблемы, выбранной для исследования, обусловлена:
1. Повышением требований к профессиональным компетенциям и профессиональным качествам выпускника СПО.
2. Способностью внеучебной деятельности влиять на динамику профессионального становления студентов СПО.
3. Недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов внеучебной деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов СПО.
Внеучебная деятельность является индикатором личностнопрофессионального роста, профессионального становления студентов, одним из эффективных механизмов по реализации задач в подготовке конкурентоспособных выпускников - будущих специалистов, которые удовлетворяли бы возрастающие требования рынка труда.
Однако в учебных профессиональных школах эти возможности используются недостаточно. Тем самым актуализируется необходимость разработки механизмов внеучебной деятельности в СПО, направленной на формирование профессиональных компетенций, на профессиональное становление студентов.
Теоретическая база исследования включает в себя следующие общепризнанные в современной науке теории и концепции:
- теория ведущей роли деятельности в процессе развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- теория профессионального образования и самообразования (С.Я. Батышев, А.П. Беляев, Е.А. Климов, В.И. А.Т. Маленко, Г.Н. Сериков, С.Г. Вершловский и др.).
Основу концепции профессионального становления личности составили фундаментальные исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.ГАсмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова.
В основу теоретического фундамента нашего исследования легли исследования о профессионально важных качествах (В.Д.Шадриков, Б.Г.Ананьев, В.П.Беспалько, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.В. К.К. Платонов)
Только на основе новейших воспитательных технологий, разработки современных форм и методов внеучебной деятельности можно добиться желаемых результатов в решении задач, стоящих пред профессиональными учебными заведениями.
К настоящему времени рядом авторов проведены исследования посвященные внеучебной деятельности как фактору профессиональноличностного становления выпускников по высшей школе (Г.В.Балахничева,А.В.Бодак И.В.Бухалова, Г.В.Звездунова, Н.А.Патунина, И.С.Ройтштейн, С.В.Сердюк,)
Другую группу работ составляют исследования, посвященные различным аспектам проблемы подготовки учащихся учреждений среднего профессионального образования к работе в условиях рынка труда: формированию их профессиональной устойчивости, конкурентоспособности, воспитание инициативности и предприимчивости, педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. В эту группу входят работы
Э.Г. Байдалиновой, С.Я. Батышева, В.А. Полякова и С.Н. Чистяковой, Н.Н. Шамрай и другие.
В последние годы появляются диссертационные исследования, посвященные поиску новых подходов в отдельных направлениях воспитания учащихся средних профессиональных учебных заведений. Так, в работе Т.В. Корчагиной рассмотрены вопросы правового воспитания в учреждениях профессионального образования. Исследование О.В. Петриченко посвящено вопросам политического воспитания учащихся в системе профессионального образования, работа Е.В. Андреевой - о технологии повышения качества профессиональной подготовки студентов среднего специального учебного заведения на основе интегрального взаимодействия мотивационной, коммуникативной, профессионально-деятельностной и рефлексивной подсистем внеучебной деятельности.
Анализ проведенных в последние годы исследований по вопросам
совершенствования качества профессиональной подготовки студентов в
среднем специальном учебном заведении показывает, что, несмотря на наличие теоретических исследований и практического опыта, способность внеучебной деятельности эффективно влиять на личностно - профессиональный рост, профессиональное становление студентов СПО остается еще недостаточно изученной. Анализ теоретических подходов, реальная ситуация педагогической деятельности по организации внеучебной работы, направленной на профессиональное становление студентов обозначили следующие
противоречия, отражающие проблему исследования:
- объективной потребностью среднего специального учебного заведения в
качественно новом подходе профессиональной подготовки студентов и
наличием традиционной системы, ориентированной, прежде всего, на учебную деятельность и традиционные формами учебно-воспитательного процесса.
- развитие внеучебной деятельности, адекватной потребности студентов;
- использование практико - ориентированных технологий в профессиональном становлении студентов, отражающих нормы корпоративной культуры:
- богатым педагогическим опытом организации внеучебной деятельности в системе среднего профессионального образования и стереотипным подходом к этому виду деятельности.
В любом образовательном учреждении внеучебная деятельность является неотъемлемой частью выполняемых им функций. Ее специфика заключается в деятельности, осуществляемой в свободное от учебного процесса и зависит от собственного выбора учащегося. Внеучебной деятельности всегда уделялось пристальное внимание учителей, методистов и ученых. Особую роль внеучебной деятельности в развитии личности отводили Дж. Дьюи, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий.
Внеучебная деятельность - совокупность разнообразных видов и форм воспитательной работы со студентами, проводимыми за пределами занятий и учебного времени. Внеучебная деятельность одна из форм организации свободного времени.
Внеучебная деятельность - это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.
Как трактуется внеучебная деятельность в аспекте профессионального становления студентов?
Участие учащихся во внеучебной деятельности создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения профессиональных навыков, необходимых будущему специалисту.
По мнению, Сачек И.Ф., внеучебная деятельность как часть социальнопедагогической деятельности, направлена на целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического
средства воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности. [4]
На основе изложенного, я даю авторскую трактовку понятия внеучебная деятельность в аспекте профессионального становления студентов ССУЗа. Внеучебная деятельность - активное взаимодействие субъектов за рамками образовательного пространства для эффективного решения учебновоспитательных задач по формированию профессионально -личностных качеств.
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Любая деятельность предполагает организацию, имеет мотив и конечный результат. Организация чего- либо, кого-либо - это «управляемый» процесс.
Идем ли мы в театр с целью обсуждения спектакля о проблемах молодежи, или готовим презентацию - проявляются личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры.
Это ситуативное созданное отношение в деятельности её мотивы и цели порождают смысл (в психологии это называют «единица» сознания)
Делать что-либо сознательно означает: понимать, выбирать для чего это нужно делать (или наоборот не делать). Психологическая структура сознания: Чувственное содержание, Значение, Смысл. Переживание.Знание у людей могут быть сходны., одинаковы, но сознание, как личностное отношение к знаниям всегда неповторимо - уникально. Эти (вышеперечисленные) составляющие сознания являются механизмами внеучебной деятельности.
Рассмотрим известную всем форму внеучебной деятельности - КТД (коллективно-творческое дело).
У школьников в результате КТД приобретается позитивный опыт совместной деятельности. Если рассмотреть КТД в аспекте профессионального
становления студентов, каким образом работают заявленные механизмы внеучебной деятельности?
Для того чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.
В этой связи главным результатом образования выпускника учреждений начального и среднего профессионального образования должны стать некие универсальные качества и характеристики, включающие результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, поведению, культурные обретения, взаимодействие с окружающей действительностью. И. А. Зимняя [1] .
Поэтому необходимо более фундаментально исследовать деятельностный и личностно-ориентированный подходы в структуре внеучебной деятельности состоящей из взаимосвязанных компонентов ценностно-смыслового, обеспечивающего, аналитико-рефлексивного, которой присущи интегрирующая, регулирующая, развивающая, корректирующая функции.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет журнал «Эйдос». 2006. ЦКЬ: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 12.10.2012)
2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. М.:Издательский центр «Академия», 2008. 352с.
3.Коростелёва В.А. Проблемы географических исследований школьников
в рамках внеурочной деятельности: дипломная работа. URL:
http://www.ecosystema.ru/03programs/publ/korost/index.htm (дата обращения: 12.10.2012)
4. Сачек И. Ф. Возможности внеучебной деятельности в развитии общих
и специальных способностей учащейся молодежи // Воспитание. Личность. Профессия. URL: http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/12/show.php?art=6&auth=cachek
(дата обращения: 12.10.2012)
5. Субботин В.Н. Развитие системы воспитания учащихся в учреждении среднего профессионального образования в современных условиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Москва, 2004. 153 с.
6. Моисеева А.Н. Компетентностный подход в воспитании [Электронный ресурс]. URL: http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/ped/2_2.htm (дата обращения: 12.10.2012)
References
1. Zimnyaya I.A. Eydos. 2006. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
2. Zagvyazinskiy V.I., Zakirova A.F., Strokova T.A. et al. Pedagogicheskiy slovar [Pedagogical Dictionary]. Moscow: Publishing Centre “Academia”, 2008. 352p.
3. Korosteleva V.A. Problemy geograficheskikh issledovaniy shkol'nikov v
ramkakh vneurochnoy deyatel'nosti [The problems of pupils’ geological researches in the frames of extra-curricular activities].
http://www.ecosystema.ru/03programs/publ/korost/index.htm
4. Sachek I. F. Vozmozhnosti vneuchebnoy deyatel'nosti v razvitii obshchikh i spetsial'nykh sposobnostey uchashcheysya molodezhi [The possibilities of the extracurricular activity in the general and special skills development of the students]. Vospitanie. Lichnost'. Professiya. http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/12/show.php?art= 6&auth=cachek
5. Subbotin V.N. Razvitie sistemy vospitaniya uchashchikhsya v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [Development of the system of education of students in secondary vocational education in modern conditions]. Moscow, 2004. 153 p.
6. Moiseeva A.N. Kompetentnostnyy podkhod v vospitanii [Competence-based approach in education]. http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/ped/2_2.htm
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Канаева Татьяна Александровна, аспирант, заместитель начальника управления воспитательной работы ДВГУПС по СПО
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ул. Серышева, 47, г. Хабаровск, 680021, Россия
tkanaevavr@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kanaeva Tatyana Aleksandrovna, Post-graduate student, Deputy Head on Secondary Vocational Education
Far Eastern State Transport University
47 Serysheva Str., Khabarovsk city, 680021, Russia
tkanaevavr@mail. ru
Рецензент:
Качалова Л.П., д-р пед. наук, проф.