№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки
УДК 378.1:159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Н. В. Кошман1, И. А. Разуменко1. М. В. Хомякова2
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
(г. Новосибирск)
2ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогической подготовки студентов института искусств к педагогической практике в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая практика, учитель, педагог, студент.
Кошман Наталья Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: [email protected]
Разуменко Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: [email protected]
Хомякова Марина Викторовна — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон 8 (383) 226-98-31
Проблема профессиональной подготовки будущих специалистов традиционно является предметом изучения современной педагогики.
Инновационные процессы, происходящие в обществе и системе образования, сложность и масштабность задач, встающих в связи с этим перед современной школой, требуют качественно иного уровня профессионально-педагогического мышления учителя, которое позволит ему перейти к целостному, системному рассмотрению возникающих преобразований, усилить восприимчивость к новому, адекватному отражению, отслеживанию и прогнозированию изменений, происходящих в научно-педагогическом знании и образовании, свободному самоопределению в них, обеспечить прочную установку на приоритет воспитательных целей в целостном педагогическом процессе [2].
Педагогическая практика в образовательных учреждениях по праву считается одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, педагога, требующая от студентов
осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с психическим развитием ребенка, высокого уровня общей психолого-педагогической культуры, знаний специальных дисциплин, конкретных методических технологий и методики познания личности и детского коллектива и т. д.
Социальная функция учителя заключается в том, чтобы трансформировать требования общества к личности ученика в требования этой личности к самой себе. Готовность учителя к выполнению своих социально значимых функций определяется сформированностью его педагогического сознания. Педагогическое сознание включает в себя (по Р. Бернсу) три концептуально-важных составляющих: личностную и профессиональную «Я-концепцию»; концепцию воспитанника; концепцию педагогической деятельности.
Следовательно, процесс подготовки учителя необходимо ориентировать на профессиональное воспитание каждого студента. Развитию в системе психолого-педагогической подготовки подлежат такие педагогические способности будущего учителя, как коммуникативные, дидактические, организаторские, конструктивные, гностические, прогностические, перспективные. Все это предполагает непрерывный процесс психолого-педагогической подготовки студента, в котором важным этапом является отработка практических навыков, т. е. педагогическая практика.
Вместе с тем, как отмечает в своей работе Е. А. Леванова, «подготовка будущих учителей строится в основном на основе интенсивного подхода, что ведет к информационной перегрузке студентов, к формальной реализации учебных программ, в то же время современные государственные образовательные стандарты ориентированы на резкое сокращение педагогической практики» [1].
Как показывают наши наблюдения в процессе педагогической практики, а также анализ опыта работы молодых педагогов, студент не всегда может компетентно и целесообразно решить практические вопросы воспитания и обучения, даже достаточно овладев теорией.
При необходимости решения практических педагогических задач выпускник вуза не всегда может восстановить приобретенные знания по тому или иному вопросу и соотнести их с конкретной ситуацией, т. е. адекватно спроектировать теоретические знания на реальную ситуацию. При этом необходимо иметь в виду отсутствие у молодого педагога не только педагогического, но и житейского опыта, который достаточно часто выручает педагогов со стажем.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что необходима дополнительная работа по включению современных студентов в практическую педагогическую деятельность, которая будет способствовать накоплению опыта и формировать чувство уверенности и профессиональной компетентности.
Поэтому мы считаем, что необходимо создавать определенную среду вуза, которая включала бы в себя мероприятия по профессионально-педагогическому ориентированию студентов, а также организацию сотрудничества вуза и детских образовательных учреждений. На наш взгляд, это позволяет современному студенту понять специфику деятельности образовательных учреждений и выбрать то направление, которое ему наиболее интересно.
Данная проблема особенно актуальна для студентов института искусств, поскольку педагогическая практика организуется в образовательных учреждениях различной направленности: это и дома детского творчества, центры дополнительного образования,
детские художественные школы, детские школы искусств, общеобразовательные школы. Все эти учреждения, с одной стороны, выполняют схожие задачи по художественному образованию детей и подростков, с другой — имеют серьезные отличия как в содержании, так и в плане организации учебного процесса.
Учитывая все вышеперечисленные особенности подготовки учителя в современном вузе, в институте искусств в рамках учебно-воспитательного процесса предусмотрены мероприятия, направленные на профессиональное ориентирование будущих педагогов.
Прежде всего, это выездные педагогические сборы (адаптивный, инструктивный), в рамках которых студенты-старшекурсники, являясь организаторами, могут развивать свои коммуникативные, конструктивные, организаторские способности.
Это различные факультативы, связанные с организацией работы с детьми, работающие в период школьных каникул. В рамках этих мероприятий студенты проводят мастер-классы для детей, что позволяет им развить свои дидактические и коммуникативные качества, а также снять страх перед общением с детской аудиторией.
Это и дни открытых дверей, и различные досуговые мероприятия профессиональной направленности, которые формируют важные профессионально-личностные качества, а также способствуют развитию педагогического творчества, снимают у студентов психологические барьеры перед будущей педагогической деятельностью.
Но наибольшее влияние на формирование профессиональных навыков студентов оказывает собственно педагогическая практика.
Организационная структура образовательного процесса в образовательных организациях позволяет четко определить и поставить перед будущими художниками-педагогами основные задачи, которые решаются на различных возрастных этапах.
Первый этап обучения (дети 5-6 лет) предполагает в большем объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающего мира и знакомство с различными живописными и графическими материалами. Постоянная смена тем, техник и материалов поддерживает интерес, краткость сохраняет свежесть работы. Цель первого года обучения, стоящая перед педагогом, — научить детей увидеть красоту окружающего мира, научить чувствовать, переживать, жалеть, выражать свои чувства. Одним словом — отзываться, отражая этот мир доступными художественными средствами.
Занятия строятся в форме игры. Игра — самый эффективный путь познания мира, путь свободный и ненасильственный, самый близкий к художественному типу познания. Задания на первом этапе обучения рассчитаны на одно занятие, их постоянная смена помогает поддерживать интерес, краткость сохраняет свежесть работы.
Второй этап обучения (дети 7-9 лет) основывается на активизации функции воображения. Используя богатство эмоциональных состояний ребёнка, изостудия развивает его художественное воображение, целенаправленно организуя фантазию. На этом этапе педагогу важно оценить внутреннюю потребность ребёнка в самовыражении, не заменить её давлением внешнего авторитета.
Дети этого возраста большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их работы — не констатация увиденного, а плод буйной фантазии, но их собственный опыт и возможность объективно оценить окружающий мир недостаточны. Дети легко и с удовольствием живут в этом особом мире образов, красок, неожиданных композиционных построений и уже вполне осознано работают с цветом,
легко усваивая понятия «композиция», «ритм» и т. д.
Третий этап обучения (дети 10-13 лет) учитывает проблемы переходного возраста, когда ребёнок уже не хочет рисовать «как маленький», но и ещё не может по-другому: начинает мешать самокритичность. Чтобы вернуть уверенность и чувство внутренней свободы, изостудия вооружает простыми навыками и умениями — способностью изобразить предметы в близких к натуре пропорциях в различных ракурсах. Большая и последовательная работа по изучению формы и фактуры предметов, способов их изображения в объёме живописными и графическими материалами идёт параллельно с темами «по представлению», где дети могут применить свои знания, и без страха решают свои сложные изобразительные задачи. Наряду с работой с натуры, по-прежнему даются темы «по представлению», поскольку процесс воображения в этом возрасте требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи»; дети творят вдохновенно и испытывают наслаждение от творческого созидания.
Четвёртый этап обучения (дети 13-15 лет) синтезирует знания, полученные на первых трёх этапах. Появляется сознательное отношение к творческой деятельности. Решаются более сложные задачи: эмоционально-образное выражение жизненных впечатлений, ассоциативное восприятие художественного образа. Дети осознано выбирают художественные средства для выражения своего творческого замысла, утверждается своя манера подачи, своё видение, любимый жанр, любимый материал. Индивидуализация подхода к детям на этом этапе трансформирует программу обучения в пакет персональных программ.
В рамках педагогической практики студенты овладевают не только базовыми педагогическими компетенциями, но и включены в работу, помогающую эти компетенции совершенствовать:
• оказание помощи в проведении конкурсов детских работ, оформлении выставок и т. д.;
• участие в различных профессиональных конкурсах на уровне города, области, региона;
• конференции по итогам педагогической практики, которые имеют форму творческих отчетов;
• организация выставок детских работ по итогам педагогических практик студентов.
Важно, что организация педагогической практики осуществляется при поддержке педагогов образовательных учреждений, что позволяет студентам корректировать результаты деятельности и приобретать в основном позитивный опыт.
Возникающие личностные отношения с преподавателями на этапе профессиональной подготовки позволяют переносить подобный опыт в образовательную среду (общение с учащимися).
Данная работа, безусловно, дает свои результаты. Ребята приходят в образовательные организации более уверенные в своих силах. Они более осознанно выбирают направленность учреждения — художественная школа или школа искусств предполагают большую дидактическую направленность процесса обучения. Дома творчества и центры дополнительного образования направлены скорее на формирование мотивации, интереса у детей.
Это требует и от педагога различных профессиональных качеств, и студенты, прошедшие предварительную подготовку (не только учебную), более успешно справляются с этой задачей.
Список литературы
1. Леванова Е. А. Проектирование последипломного педагогического образования преподавателей колледжей / Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева, М. Л. Субочева. — М., 2013. — 118 с.
2. Морозова О. П. Развитие профессионально-педагогического мышления учителя
в условиях инновационных перемен / О. П. Морозова // Сиб. педагогич. журн. — 2015. — № 3. — С. 68.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
N. V. Koshman1.1. A. Razumenko1. M. V. Khomyakova2
1FSBEIHPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk) 2SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk)
Problems of psychology and pedagogical training of students of institute of arts for teaching practice in educational institutions are considered in the article.
Keywords: vocational training, teaching practice, teacher, educationalist, student.
About authors:
Koshman Natalya Vladimirovna — candidate of pedagogical science, assistant professor of chair of theory and methods of educational systems at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: [email protected]
Razumenko Irina Anatolyevna — candidate of pedagogical science, assistant professor at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: [email protected]
Khomyakova Marina Viktorovna — senior teacher of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 226-98-31
List of the Literature:
1. Levanova E. A. Design of post-degree pedagogical education of teachers of colleges / E. A. Levanova, T. V. Pushkareva, M. L. Subochev. — M., 2013. — 118 p.
2. Morozova O. P. Development of professional and pedagogical thinking of the teacher in the conditions of innovative changes / O. P. Morozova // Sib. pedag. journal. — 2015. — N 3. — P. 68.