Научная статья на тему 'Мотивационные аспекты управления учебной деятельностью студентов педагогического вуза'

Мотивационные аспекты управления учебной деятельностью студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION / ACTIVITIES / NEEDS / LEARNERS / EMPLOYMENT / HUMAN CAPITAL / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряписов Н.А., Старкова М.В.

В статье представлены результаты исследования теоретических аспектов формирования мотивации обучающихся к учебной и профессиональной деятельности, рассмотрены понятие и структура мотивации учебной деятельности, проанализирована динамика изменения мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности, выявлена взаимосвязь трудоустройства выпускников педагогического вуза и формирование человеческого капитала. Проблема исследования заключается в определении мотивационных аспектов выбора профессиональных предпочтений обучающихся в процессе учебной деятельности. Эмпирический этап исследования выполнен на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». На основе результатов определения уровня мотивации обучающихся к профессиональной педагогической деятельности и выявления взаимосвязи личностных факторов и профессиональной мотивации студентов педагогического университета разработана модель управления уровнем мотивации обучающегося педагогического университета к учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряписов Н.А., Старкова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational Aspects of Management of Educational Activity of Students of Pedagogical University

The article presents the results of the study of theoretical aspects of the formation of motivation of students to training and professional activities, the concept and structure of motivation of educational activities, analyzed the dynamics of changes in motivation of students to training and professional activities, revealed the relationship of employment of graduates of pedagogical University and the formation of human capital. The problem of the study is to determine the motivational aspects of the choice of professional preferences of students in the learning process. The empirical stage of the study was carried out on the basis of the Novosibirsk state pedagogical University. Based on the results of determining the level of motivation of students to professional teaching activities and identify the relationship of personal factors and professional motivation of students of pedagogical University developed a model of management of the level of motivation of students of pedagogical University to training and professional activities.

Текст научной работы на тему «Мотивационные аспекты управления учебной деятельностью студентов педагогического вуза»

профессиональное образование

DOI: 10.15293/1813-4718.1805.06 УДК 378+159.923

Ряписов Николай Александрович

Доктор экономических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН, проректор по учебной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, ryapisov@ngs.ru, ORCID 0000-0003-2080-7840, Новосибирск

Старкова Марина Владимировна

Магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, catch_my_ letter@mail.ru, Новосибирск

мотивационные аспекты управления учебной

деятельностью студентов педагогического вуза

Аннотация. В статье представлены результаты исследования теоретических аспектов формирования мотивации обучающихся к учебной и профессиональной деятельности, рассмотрены понятие и структура мотивации учебной деятельности, проанализирована динамика изменения мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности, выявлена взаимосвязь трудоустройства выпускников педагогического вуза и формирование человеческого капитала. Проблема исследования заключается в определении мотивацион-ных аспектов выбора профессиональных предпочтений обучающихся в процессе учебной деятельности. Эмпирический этап исследования выполнен на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». На основе результатов определения уровня мотивации обучающихся к профессиональной педагогической деятельности и выявления взаимосвязи личностных факторов и профессиональной мотивации студентов педагогического университета разработана модель управления уровнем мотивации обучающегося педагогического университета к учебной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, деятельность, потребности, обучающиеся, трудоустройство, человеческий капитал, интерактивные методы обучения.

Актуальность проблемы. По данным ежегодного мониторинга о трудоустройстве выпускников [2] известно, что вузы выпускают на рынок труда специалистов, которые не спешат идти работать по профессии с их профилем обучения. Поэтому в настоящее время актуальна задача системы высшего образования - не только обеспечить студента необходимыми компетенциями, но и сформировать стремление к трудоустройству по профессии с помощью повышения их профессиональной мотивации. Это касается, конечно же, и системы высшего педагогического образования. Проблема исследования заключается в определении мотивационных аспектов

выбора профессиональных предпочтений обучающихся в процессе учебной деятельности. Актуальность проблемы обусловлена, с одной стороны, запросами рынка труда на высококвалифицированные кадры, имеющие высшее педагогическое образование, и, с другой стороны, слабым уровнем мотивации специалистов.

Цель статьи состоит в выявлении динамики уровня мотивации обучающегося педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности и построении механизмов управления этим процессом. В процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- исследовать структуру мотивации

учебной деятельности;

- изучить динамику изменения мотивации обучающихся к учебной и профессиональной деятельности;

- исследовать особенности трудоустройства выпускников педагогических вузов в контексте формирования человеческого капитала;

- установить уровень мотивации обучающихся к учебной и профессиональной деятельности;

- разработать модель управления уровнем мотивации обучающихся педагогических вузов к учебной и профессиональной деятельности.

Теоретический анализ проблемы. Методологическую основу работы составляют труды в области изучения учебной деятельности (В. Д. Шадриков, А. В. Карпов), классификации потребностей человека (А. Маслоу), формирования мотивации человека (Л. С. Выготский, Х. Хекхау-зен), формирования мотивации обучающихся (А. Н. Леонтьев, А. А. Вербицкий, А. К. Маркова, Е. П. Ильин).

Результаты анализа теоретических аспектов формирования мотивации обучающихся к учебной и профессиональной деятельности позволили установить, что общепринятая структура мотивации учебной деятельности достаточно содержательно разработана советской психологической школой, например, в трудах А. Н. Леонтьева [9; 10], В. Д. Шадрикова [16; 17]. Однако в теории современной науки нет единого представления о структуре и компонентах мотивации учебной деятельности студентов [3; 11]. Так, одна группа ученых рассматривает мотивацию учебной деятельности как процесс, который необходимо изучать во временном отрезке, и считают, что он представляет динамичное образование, уровень которого изменяется под внутренними (профессионально значимыми, личностно значимыми) мотивами и внешними факторам. Другие - как систему, элементы которой представлены не

только потребностями и внутренними мо-тивационными предпосылками студента, но и его окружением (уровень образования родителей, материальная обеспеченность, место жительства и окончания общеобразовательного учреждения). Традиционно основными компонентами мотивационной сферы обучающегося, по А. Н. Леонтьеву, являются: цель обучения (процесс целепо-лагания), смыслообразующие мотивы, побудительные факторы (положительные, отрицательные), мотивы-стимулы, полагаем, что Е. П. Ильин [7] справедливо включает в структуру мотивации также мотиваторы.

В результате исследования динамики изменения мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности [1; 8; 18] выявлено, что у индивида в момент поступления в вуз и в процессе обучения в университете формируются ожидания от его будущей профессиональной деятельности. Он оценивает сам процесс учебной деятельности, результат деятельности (привела ли данная деятельность к его цели обучения) и следствие деятельности (при достижении результата - получено ли удовлетворение). Если ожидание от профессиональной деятельности в момент прохождения педагогической практики у студента не оправдались, то уровень мотивация к профессиональной деятельности обучающегося понижается (что соответствует практическим выводам «теории ожидания ценности» В. Врума [7]).

Особое внимание уделено изучению вопроса о трудоустройстве выпускников педагогических вузов и формировании человеческого капитала [13; 15]. Выявлены ключевые особенности рынка труда в сфере образования, которые напрямую влияют на выбор профессии среди абитуриентов: педагогическое образование ограничивает выбор альтернатив трудовой деятельности, на выбор профессии влияет также недостаточная значимость данной профессиональной деятельности в глазах общества [6].

Установлено, что если выпускник педа-

гогического университета трудоустраивается согласно профилю его обучения, то вклад в собственный человеческий капитал возрастает. Если же студент подошел неосознанно к выбору профессиональной деятельности, окончив высшее учебное заведение для статуса, и его будущая трудовая деятельность не имеет отношения к полученным знаниям, умениям и навыкам в вузе, то накопление человеческого капитала существенно замедляется.

Опытно-экспериментальный этап исследования. Эмпирическая часть исследования формирования мотивации обучающихся к учебной и профессиональной деятельности выполнялась с помощью следующих методов:

- статистический анализ данных о трудоустройстве выпускников ФГБОУ ВО «НГПУ» и факторов, которые повлияли на выбор вуза;

- экспертный опрос, направленный на выявление оценки уровня мотивации на профессиональную педагогическую деятельность молодых выпускников-педагогов ФГБОУ ВО «НГПУ»;

- анкетирование студентов 1, 2, 3, 4-го года обучения для определения мотивов, стимулов и факторов, обусловивших их выбор вуза и профиль обучения в момент поступления и в период обучения.

Статистический анализ данных о трудоустройстве выпускников «НГПУ» проведен на основе данных ежегодного мониторинга о трудоустройстве выпускников [12]. Как следует из данного источника, в период с 2012 по 2016 гг. меньше половины выпускников НГПУ планировали работать по профилю обучения. А после 2013 г., к сожалению, заметна тенденция снижения доли тех, кто трудоустраивается по получаемой профессии.

Изучение общественного мнения для оценки уровня профессиональной подготовки молодых специалистов выполнено с помощью опроса (методом углубленного интервью) директоров средних общеобра-

зовательных учреждений г. Новосибирска. Всего опрошено 50 руководителей образовательных организаций. База исследования была сформирована таким образом, чтобы в нее входили общеобразовательные учреждения из каждого района г. Новосибирска. Следует отметить, что, по данным центра трудоустройства выпускников, в выборку входили также учреждения, куда были трудоустроены выпускники вуза.

Были получены неоднозначные результаты. Респонденты отмечали, что современное поколение педагогов (около % выпускников вуза) изменилось в лучшую сторону, так считают 36 % экспертов. Приводились следующие аргументы: молодые специалисты стали свободнее в своих мнениях и высказываниях; они более творчески подходят к образовательному процессу, применяя современные технологии; показывают хороший уровень подготовки к проведению уроков. Однако были и те, кто утверждал, что современный выпускник педвуза изменился в худшую сторону (16 %), а именно: молодой специалист избегает дополнительных нагрузок, не связанных с основной профессиональной деятельностью и не заложенных в должностные обязанности, скуден теоретический и практический опыт применения методик общения с детьми и их родителями.

Кроме того, руководители школ считают, что 46 % молодых специалистов мотивированы на работу в школе и мотивацией служит: микроклимат коллектива, оплата жилья государством (для иногородних работников), работа с детьми.

В рамках исследования был проведен опрос в форме группового анкетирования. В анкетировании приняли участие 1299 студентов, что составляет 87,7 % от статистической совокупности. Выборка была направлена на максимальный охват респондентов. Важно было сохранить состав испытуемых в процессе исследования, поэтому в 2013/2014 учебном году проводился опрос в группах студентов 1-го

и 3-го курсов, а в 2014/2015 году - соответственно 2-го и 4-го курса. В анкетировании приняли участие студенты бакалавриата, обучающиеся на очной форме по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Содержательная часть анкеты включала вопросы, касающиеся шести факторов, которые задавались респондентам на каждом этапе исследования. Дополнительные контрольные вопросы уточняли ответ респондентов на факторные (на каждом этапе исследования количество вопросов увеличивалось с 12 до 20). В анкете были предложены закрытые вопросы с одним вариантом ответа, дихомические вопросы (варианты ответов «да», «нет»), семантический дифференциал (вопросы, ответы на которые предполагаются в виде шкалы от 1 до 3).

Результаты опроса студентов были обработаны и проанализированы в программе IBM SPSS 21 и представлены в виде:

- 3 одномерных таблиц - частотный анализ;

- 3 двумерных таблиц - анализ сопряженности;

- 3 сегментных диаграмм;

- 20 столбчатых гистограмм.

Исследование показало, что студенты

поступают в университет с романтическими представлениями о профессии, но к концу обучения эти мотивы вытесняются прагматическими и будущие педагоги стремятся найти материальную выгоду от профессиональной деятельности.

Наблюдается тенденция: рост числа студентов, которые отмечают, что на их выбор дальнейшего трудоустройства в наибольшей степени влияют материальные мотивы, они полагают, что работа в школе в значительной степени обеспечивает стабильное рабочее место и предоставление льгот (с 9,9 % на 1-м курсе до 23,6 % к 4-му курсу).

Уровень мотивации обучающихся повышается с момента поступления и до 2-го

курса (с 52,4 % до 57,8 %). На 3-м курсе отмечено снижение мотивации студентов (45,7 %). К 4-му курсу уровень мотивации выпускников повышается, но он недостаточен для сознательного принятия решения о трудоустройстве по профилю их обучения (52,1 %). Важно отметить, существенное снижение мотивации по показателю «Буду работать в школе и заниматься тем, что мне интересно (учить детей)» с первого курса ко второму (с 46,2 % до 28,7 % соответственно).

Проектная часть работы. На основании результатов проведенного исследования была разработана модель управления уровнем мотивации обучающегося педагогического вуза к профессиональной и учебной деятельности. В ней учтены установленные факторы и мотивы студентов на различных этапах обучения, причем на третьем курсе предлагается наибольшее количество инструментов воздействия на формирование у студентов стремления к трудоустройству по выбранной профессии.

Основой для предложенного инструментария в данной модели послужили работы Б. И. Федорова [14], доктора философских наук, которые были адаптированы для педагогического университета, а также работы А. А. Вербицкого, посвященные формированию мотивации студентов [3; 5].

Весь период обучения студента с 1-го по 4-й курс условно можно разделить на четыре этапа: начальный, переходный, основной и завершающий [4].

Адаптационный (начальный) этап характеризуется преобладанием некри-сталлизованной мотивации учения. От университета требуется сопровождение обучающегося в процессе адаптации в новой среде: освоение норм и правил учебного заведения, знакомство с коллективом, а для иногородних студентов еще и адаптация к жизни в новом городе и месте жительства (общежитии). Задача университета - помочь обучающимся первокурсникам в установлении внутриколлективных свя-

зей. Поэтому для студентов 1-го курса в начале учебного года эффективно проведение внеурочных командообразующих занятий с помощью интерактивных методов обучения, например, тренинг. Это позволит создать условия для формирования новых мотивов обучения в педагогическом университете.

С целью формирования способности к сохранению мотива учения при наличии внешних разрушающихся факторов предложено применить метод обучения «лекция-визуализация» (с усиленным элементом наглядности). Лекторами будут выступать студенты 4-го курса, обучающиеся по этому же направлению подготовки и профилю обучения. Данный метод является объединяющим и создающим цикл «студент - первокурсник - слушатель и студент - выпускник - лектор».

На следующем этапе обучения (переходном) происходит становление познавательных мотивов учебной детальности. Данный этап характеризуется окончательной кристаллизацией мотивации студента на профессиональную и учебную деятельность. Переходом от несформированной мотивации учения к ориентации на практичность составных элементов обучающего процесса.

Для формирования мотивации к учебной и профессиональной деятельности считаем эффективными проведение организованных встреч с учителями-предметниками - недавними выпускниками НГПУ Темы сообщений на данных встречах должны отражать практический опыт работы педагогов: интересные истории из будней учителя-предметника, положительные моменты педагогической деятельности (стабильность работы в школе), повышение статуса профессии учителя в обществе (как относятся обучающие школ к учителю в начальной, средней и старшей школе), необходимость владеть глубокими познаниями в специальных дисциплинах в процессе работы.

С целью закрепления текущего уровня мотивации студентов к профессиональной деятельности необходимо привлекать студентов-второкурсников к педагогической практике у студентов-старшекурсников в качестве помощников.

Полагаем, что данные формы и методы обеспечат закрепление уровня мотивации обучающегося на профессиональную деятельность через следующие положительные факторы:

- возможность общения с детьми в процессе их обучения;

- возможность реализовать себя творчески в процессе обучения детей;

- возможность принадлежности к профессиональной группе учителей, подтверждая утверждение «учитель - благородная профессия».

Третий этап - профессионального выбора - характеризуется снижением влияния внешних стимулов и преобладанием познавательных мотивов. На 3-м курсе основным отрицательным фактором респонденты указали «Отсутствие навыка работы с обучающимися и их родителями в конфликтных ситуациях». Для снижения негативного влияния данного фактора полезно применять ролевые игры и тренин-говые занятия, направленные на выработку умения действовать в нестандартных ситуациях.

Для формирования собственного видения у обучающегося (современного учителя) и формирования личностно-значимых мотивов работы по профессии предлагается использовать дискуссионные методы обучения на семинарских занятиях. Например, лекции на тему «Образ профессии учителя в XXI веке», где студенты делятся на две подгруппы: первая (учитель - благородная профессия, сегодня), вторая (учитель - благородная профессия, вчера).

На данном этапе профессионального обучения студенты начинают рассматривать педагогическую деятельность, исходя не из романтических представлений, а праг-

матических. Для демонстрации материального благополучия от педагогической деятельности предлагается проведение лекции-конференции или панельной дискуссии, на которую в качестве лекторов или экспертов будут приглашены сотрудники министерства образования и науки, министерства труда и занятости, директор авторитетного общеобразовательного учреждения и т. д., которые раскроют перспективы педагогической деятельности в школе, различные аспекты социальной и материальной защищенности педагогов, стабильности педагогической профессии, востребованности учителей в сельских школах. Студенты, в свою очередь, зададут интересующие их вопросы.

На завершающем этапе обучения происходит вытеснение учебных мотивов прагматическими. Данный этап характерен поиском возможности определиться с конкретным местом работы еще до защиты выпускной квалификационной работы и получения диплома обучающимися, стремлением использовать знания и навыки с целью профессионального и личностного самоопределения.

С целью формирования чувства принадлежности к профессиональной группе учителей полезно включать студентов в про-

ведение конференций, форумов, научных школ, стимулировать участие в грантовой и проектной деятельности, в профессиональных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Заключение. В статье рассмотрены понятие и структура мотивации учебной деятельности, проанализирована динамика изменения мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности, констатирована взаимосвязь трудоустройства выпускников педагогического вуза и формирование человеческого капитала.

На основе результатов определения уровня мотивации обучающихся к профессиональной педагогической деятельности и выявления взаимосвязи личностных факторов и профессиональной мотивации студентов педагогического университета разработана модель управления уровнем мотивации обучающегося педагогического университета к учебной и профессиональной деятельности. Полагаем, что предлагаемая модель может служить основой для разработки методических рекомендаций по управлению учебной деятельностью студентов в аспекте их трудоустройства после окончания педагогического вуза по выбранному направлению подготовки.

Библиографический список

1. Абатуров И. А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3 (144). - С. 127-130.

2. Аналитический буклет по результатам анализа данных трудоустройства выпускников вузов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://vo.graduate. edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (дата обращения 18.06.2017).

3. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. -М.: Логос, 2006. - 184 с.

4. Ведута О. В. Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 395. - С. 198-203.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

6. Иванова И. А. Человеческий капитал как основа инновационных преобразований и развития общества через призму мотивационных ожиданий студентов // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Том 1, № 1. -С. 618-620.

7. ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. - СПб.:

Питер, 2002. - 512 с.

8. Леванова А. Е., Урайская И. Н. Формирование у студентов мотивации к обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). - С. 121-126.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.

11. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

12. Официальный сайт НГПУ [Электронный ресурс] // Основные сведения. - URL: https:// www.nspu.ru/about/svedeniya_obraz_organizacii/ obchie_svedeniya (дата обращения 13.06.2017).

13. Тенденции на рынке труда [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы официальной статистики. - URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/ d03/2-rin-trud.htm (дата обращения 18.06.2017).

14. Федоров Б. И. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал. - URL: http://ecsocman.hse. ru/text/33444365/ (дата обращения 18.06.2017).

15. Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А. А., Юдкевич М. М. Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда: глобальное сравнение и оценка // Вопросы образования. - 2014. - № 2. - С. 20-43.

16. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.

17. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

18. Эррера Л. М., Афанаскина О. Е. Мотивация к эффективному обучению: позиции студентов и педагогов // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 67-69.

Поступила в редакцию 15.09.2018

Ryapisov Nikolai Alexandrovich

Dr. Sci. (Economic), Prof. of the Department of Psychology and Pedagogy IESEN, Vice-rector for Academic Affairs, Novosibirsk State Pedagogical University, ryapisov@ngs.ru, ORCID 0000-0003-20807840, Novosibirsk

Starkova Marina Vladimirovna

Master's degree Student, Novosibirsk State Pedagogical University, catch_my_letter@mail.ru, Novosibirsk

motivational aspects of management of educational activity of students of pedagogical university

Abstract. The article presents the results of the study of theoretical aspects of the formation of motivation of students to training and professional activities, the concept and structure of motivation of educational activities, analyzed the dynamics of changes in motivation of students to training and professional activities, revealed the relationship of employment of graduates of pedagogical University and the formation of human capital. The problem of the study is to determine the motivational aspects of the choice of professional preferences of students in the learning process. The empirical stage of the study was carried out on the basis of the Novosibirsk state pedagogical University. Based on the results of determining the level of motivation of students to professional teaching activities and identify the relationship of personal factors and professional motivation of students of pedagogical University developed a model of management of the level of motivation of students of pedagogical University to training and professional activities.

Keywords: motivation, activities, needs, learners, employment, human capital, interactive teaching methods.

1. Abaturov, I. A., 2014. Professional motivation of students of pedagogical specialties. Bulletin of Tomsk state pedagogical University, 3 (144), pp. 127-130. (In Russ.)

2. Analytical booklet on the results of the analysis of employment data of graduates. Official website of the Ministry of education and science of the Russian Federation [online]. Available at: http:// vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitor-ing=2016 (accessed 18.06.2017). (In Russ.)

3. Bakshaeva, N. A., Verbitsky, A. A., 2006. The Psychology of motivation of students: textbook. Moscow: Logos Publ., 184 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Veduta, O. V., 2015. Motivational crises and crisis-caused model of formation of educational motivation of students. Bulletin of Tomsk state pedagogical University, 395, pp. 198-203. (In Russ.)

5. Verbitsky, A. A., 1991. Active learning in higher school: context approach: method. benefit. Moscow: Higher school Publ., 207 p. (In Russ.)

6. Ivanova, I. A., 2015. Human capital as the basis of innovative transformations and development of society through the prism of motivational expectations of students. Managerial science in the modern world, Vol. 1, № 1, pp. 618-620. (In Russ.)

7. Il'in, E. P., 2002. Motivation and motives. St. Petersburg: Peter Publ., 512 p. (In Russ.)

8. Levanova, E. A., Uray, I. N., 2013. The formation of students motivation to education. Professional education in Russia and abroad, 3 (11), pp. 121-126. (In Russ.)

9. Leont'ev, A. N., 1975. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Politizdat Publ., 304 p. (In Russ.)

10. Leont'ev, A. N., 1971. Needs, motives and emotions. Moscow: MSU Publ., 40 p. (In Russ.)

11. Markova, A. K., Matis, T. A., Orlov, A. B., 1990. The Formation of learning motivation: teacher's book. Moscow: Education Publ., 192 p. (In Russ.)

12. Official website of NSPU. Basic information [online]. Available at: https://www.nspu.ru/ about/svedeniya_obraz_organizacii/obchie_sve-deniya (accessed 13.06.2017). (In Russ.)

13. Trends in the labor market. Official website of the Federal service for official statistics [online]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/ IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm (accessed 18.06.2017). (In Russ.)

14. Fedorov, B. I. The content, methods and means of teaching in higher education. Federal educational portal [online]. Available at: http://ecsoc-man.hse.ru/text/33444365/ (accessed 18.06.2017). (In Russ.)

15. Finkelstein, M., Iglesias, K., Panova, A. A., Yudkevich, M. M., 2014. Prospects of young specialists in the academic labor market: a global comparison and assessment, 2, pp. 20-43. (In Russ.)

16. Shadrikov, V. D., 2013. Psychology of human activity. Moscow: Publishing house "Institute of psychology RAS", 464 p. (In Russ.)

17. Shadrikov, V. D., 1996. Psychology of activity and abilities of the person: textbook. Moscow: Logos Publ., 320 p. (In Russ.)

18. Herrera, L. M., Afanaskina, O. E., 2014. Motivation to effective learning: positions of students and teachers. Theory and practice of social development, 4, pp. 67-69. (In Russ.)

Submitted 15.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.