УДК 375 + 159.9
Кошман Наталья Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарного и художественного образования института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
Лисецкая Елена Вениаминовна
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарного и художественного образования института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИя
студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях студенческих творческих объединений
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием мотиваци-онно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности. Представлены результаты проведенного сравнительного анализа жизненных перспектив и ценностных ориентаций студентов 1-3 курсов института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ» по методике Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», дан подробный анализ ценностных ориентаций испытуемых. Также в статье представлен материал, позволяющий сделать выводы о том, что участие студентов в деятельности творческих студенческих объединений помогает успешно решать задачи, связанные с формированием положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, педагогическая деятельность, ценности, жизненная перспектива.
Koshman Natalia Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Pedagogy of Humanities and Art Education of Art Institute of State Educational Institute of higher education "Novosibirsk State Pedagogical University", [email protected], Novosibirsk.
Lisetskaya Elena Veniaminovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Pedagogy of Humanities and Art Education of Art Institute of State Educational Institute of higher education "Novosibirsk State Pedagogical University", [email protected], Novosibirsk.
CREATING MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION OF STUDENTS TO FUTURE CAREER IN CREATIVE STUDENT'S ASSOCIATIONS
Annotation. The article considers problems associated with the formation of motivational and valuable attitude of students to teaching. The article presents the results of the comparative analysis of life perspectives and values of students of 1-3 courses of the Institute of Arts FSBEI HPE "NSPU" by Fantalova's methodic "The level ratio of " values" and " accessibility " in various spheres of life" where given a detailed analysis of value orientations of the subjects. The article also presents the material which leads to the conclusion that the students participation in the activities of students' associations helps meet the challenges associated with the formation of positive motivation for their future professional activity.
Keywords: professional and pedagogical preparation, teaching activities, values, life perspectives.
Проблема профессиональной подготовки будущих специалистов традиционно является предметом изучения современной педагогики. В настоящее время профессио-
нальная педагогическая подготовка студентов требует от них развитого педагогически направленного мышления, соответствующих умений, необходимых для организации
образовательной работы с учащимися. Следовательно, процесс подготовки будущего педагога необходимо ориентировать на профессиональное воспитание каждого студента. Студенчество относится к возрастной категории, которая определяется как пора юности. Этот этап связан не только с бурным интеллектуальным развитием личности и ее профессиональной подготовкой, но, прежде всего, с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек укреплялись такие личностные качества как целеустремленность, решительность, инициативность. В пору юности окончательно оформляются социально-нравственные мотивы деятельности, растет интерес к моральным проблемам: ответственности, долгу, верности и т.д. [2]. В то же время, в этом возрасте возникают трудности и проблемы взросления, которые представлены в построении юношами и девушками своей жизненной перспективы. Содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. В силу этого изучение проблемы ценностных ориентаций студентов представляет особый интерес, поскольку позволяет сделать качественный анализ той картины ранжирования ценностей, которую демонстрируют современные юноши и девушки. Это позволяет, на наш взгляд, прогнозировать и определять перспективы профессиональной подготовки будущих педагогов, а также, формировать у них позитивное ценностное восприятие своей будущей профессии.
Как отмечает в своей работе Е. А. Лева-нова, «подготовка будущих учителей строится в основном на основе интенсивного подхода, что ведет к информационной перегрузке студентов, к формальной реализации учебных программ», и в то же время мы наблюдаем резкое сокращение педагогической практики. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что необходима дополнительная работа, по включению современных студентов в практическую педагогическую деятельность, которая будет способствовать накоплению опыта и формировать чувство уверенности и профессиональной компетентности.
Вопросы изучения мотивационно-цен-ностного отношения студентов к будущей
профессиональной деятельности позволяют, на наш взгляд, грамотного управлять процессом формирования жизненных планов учащихся. Важна такая информация и для самих студентов: зная и проговаривая имеющиеся противоречия и проблемы, динамику их развития, проще сделать шаг на пути разрешения трудностей [1].
С целью повышения качества профессионально-педагогической подготовки учащихся, нами был проведен сравнительный анализ жизненных перспектив и ценностных ориентаций студентов 1-3 курсов института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ».
В качестве основной выступила методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» и анкетирование студентов с точки зрения их отношения к получаемому образованию [3].
Проанализировав сочетание конкретности и перспективности жизненных планов, можем отметить незначительное преимущество студентов 3 курса. Их цели соответствуют обеим этим характеристикам, тогда как процент конкретных целей составляет не более 35% от общего количества, а требованию перспективы отвечают единицы (в среднем менее 5 %). Из данных опроса очевидно, что старшекурсники стараются использовать в обычной жизни знания и навыки, получаемые в ходе овладения профессией, а у студентов первого года обучения спектр ценных с этой точки предметов и опыт подобного переноса меньше. Такое заключение основывается на однообразии и поверхностности ответов первокурсников на вопросы анкеты (у более 60% респондентов), а также наличию неклассифицируемых или заведомо нереальных целей у каждого студента 1 курса. Для сравнения: старшекурсники практически не прибегают к шутливым ответам (они встречаются только в каждой пятой анкете и составляют не более 5% от общего числа мотивацион-ных объектов).
Для рассмотрения согласованности ценностей и жизненных планов снова обратимся к данным методики Е. Б. Фанталовой. В таблице обозначены по три сферы, которые представляют максимальную ценность для каждой категории респондентов. Это те понятия, которые чаще других получали
Таблица - Ценностные предпочтения студентов
Категория респондентов Ценностные предпочтения (в порядке значимости)
Студенты 1 курса (ИЗО) Активная, деятельная жизнь, творчество, Счастливая семейная жизнь
Студенты 3 курса (ИЗО) Счастливая семейная жизнь, Познание, Материально-обеспеченная жизнь
оценку 9-11 (из 11 возможных), общая степень значимости (9, 10 или 11) вычислялась с помощью среднего арифметического по группе опрошенных.
Из материалов становится понятно, что выбор ценностей обусловлен как биологической, так и социальной возрастной спецификой участников исследования. Студентам младших курсов свойственна тенденция обособления от родительской семьи, поиск своего места в жизни.
Студенты специальности ИЗО (и 1, и 3 курсов), как уже отмечалось, подходят к своему будущему достаточно основательно и реалистично, отыскивая и применяя ресурсы по достижению желаемого качества жизни. Источник позитивных перемен они видят в своей активной и деятельной позиции. Они проявляют творческое отношение к жизни и познавательную активность, которые могут компенсировать некоторый отрыв между ценностью и доступностью «Материально-обеспеченной жизни».
Наконец, категория «Любовь» уже на младшем курсе приобретает весомость, перерождаясь в «Счастливую семейную жизнь». Студенты не пытаются полностью разорвать связи с родительской семьёй. Более того, 45% первокурсников и свыше 70% выпускников изъявляют желание сохранять семейные ценности и традиции и даже учитывать их в своей педагогической деятельности. При изучении такого критерия, как отношение к собственному будущему студенты снова продемонстрировали схожие результаты.
Таким образом, можно говорить о преимущественно положительном отношении студентов к предстоящим этапам своей жизни, отметив при этом, что оптимизм старшекурсников представляется более сдержанным и подкреплённым достижениями настоящего.
Проведенное исследование жизненных перспектив и ценностных ориентаций студентов позволило сделать следующие вы-
воды: Студенты младших курсов представляют своё будущее менее конкретно и согласовано, однако в основном относятся к нему с оптимизмом. Они готовы проявлять собственную активность и прилагать усилия для достижения целей, однако, низкая сформированность навыков целеполагания и излишняя подверженность влиянию на мотивационную сферу внешних факторов обнаруживают противоречие между желаемым и действительным. По сравнению со старшекурсниками, данная группа студентов в меньшей степени склонна испытывать внутренние конфликты. Наблюдаются скорее внутренние вакуумы: цели, намерения и планы первокурсников сконцентрированы в области ближайшего будущего, дальняя перспектива крайне размыта и рассогласована, а средняя, приходящаяся на период окончания образования, практически отсутствует или представлена в заведомо несерьёзной, шутливой форме. Возможный ответ на это противоречие дают сами студенты в ответах на вопросы анкеты: они ожидают, что получение педагогического образования создаст благоприятные условия для их самоопределения и личностного развития. Это связано в первую очередь с изучением предметов гуманитарного цикла, прохождением разнообразных педагогических практик, общением с квалифицированными преподавателями и т.п. Студенты 3 курса проявляют сдержанность в эмоциональных оценках своего будущего и большую прагматичность жизненных планов. Они уже способны чётко формулировать и соотносить по времени свои цели, конкретизировать и согласовывать действия по их достижению. Студенты активно анализируют и учитывают потенциальные влияния среды, что делает их планы более гибкими и вариативными. Однако у значительного количества опрошенных наблюдаются внутренние конфликты. Но в силу большей социальной и личностной зрелости будущие выпускники находят внутренние резервы для их преодоления
через интересную работу, а также через личностно-значимые отношения (ценности «Любовь», «Дружба», «Счастливая семейная жизнь»). В целом жизненная перспектива характеризуется дифференцированно-стью со смысловым насыщением каждого временного отрезка, реалистичностью, но некоторыми проблемами в согласовании компонентов и размытости зон проявления личной активности и ответственности. Среди сходных черт, наблюдаемых у обеих категорий опрошенных, необходимо отметить как негативные, так и позитивные. К первым можно отнести: проблемы с целе-полаганием, наличие внутренних конфликтов и внутренних вакуумов, потребность в помощи в решении вопросов самоопределения и жизненного планирования. Студенты-первокурсники, которые по разным причинам старше своих одногруппников и не имеют опыта профессионального обучения или трудовой деятельности в сфере педагогики, демонстрируют схожие с ними результаты, поскольку находятся в одинаковой социальной ситуации. А значит именно через грамотную организацию образовательной и информационной среды вуза можно положительно влиять на формирование позитивной мотивации и ценностное отношение к будущей профессии у современных студентов.
Мы полагаем, что эти задачи сегодня могут с успехом решаться в творческих студенческих объединениях, которые создаются, с одной стороны, на основе добровольности, а с другой, имеют ярко выраженную профессиональную направленность. Немаловажное значение имеет и то, что именно в студенческих объединениях происходит процесс взаимодействия студентов младших и старших курсов. А, следовательно, происходит обмен опытом, передача ценностей и традиций, формирование отношения и мотивации к будущей профессии.
Очень большое значение как для студентов педагогических, так и непедагогических специальностей имеет практическая деятельность, предполагающая непосредственное общение с детьми. Например, в рамках деятельности объединения «Студенческая школа дизайна» предусмотрен процесс организации мастер-классов для детей и подростков в период школьных каникул.
В рамках этой школы студенты проводят мастер-классы для детей, что позволяет им развить свои дидактические и коммуникативные качества, а также снять страх перед общением как с детской аудиторией, так и аудиторией вообще. Отзывы выпускников специальности «Дизайн» (т.е. специальности не педагогической), участвовавших в работе студенческого объединения, свидетельствуют о том, что полученные навыки позволяют им быстрее влиться в рабочий коллектив, завоевать авторитет и уважение более опытных сотрудников, используя свои организационные умения.
Не менее важны и выездные профессионально-педагогические сборы (адаптивный, инструктивный), в рамках которых происходит взаимодействие студентов старших и младших курсов, где и те, и другие могут развивать свои коммуникативные, конструктивные, организаторские способности.
Это и различные досуговые мероприятия, профессиональные выставки и конкурсы, которые формируют важные профессионально-личностные качества, а также способствуют развитию педагогического творчества, снимают у студентов психологические барьеры перед будущей профессиональной деятельностью.
Наше исследование, проведенное после полугода работы объединения, куда входят студенты, как старших, так и младших курсов показало следующие результаты: У студентов-первокурсников отдалённые периоды жизни становятся более насыщенными мотивационными объектами, а ближайшие цели приобретают конкретность (например, не просто «найти работу», а «»устро-иться на интересную работу в центр дополнительного образования). Согласованность ценностей и целей улучшается за счёт переведения большинства внутренних вакуу-мов в нейтральную зону. Студенты готовы найти в своей жизни место для таких ценностей: «Познание», «Красота природы», «Творчество».
Все это свидетельствует о том, что участие студентов в деятельности творческих студенческих объединений помогает в целом успешно решать задачи, связанные с формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Ануфриева Ю. В. Особенности мотивации студентов и учащихся старших классов // Сибирский педагогический журнал. - 2012 - №1 -С. 61-65.
2. Леванова Е. А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: методическое пособие. - М., 2002. - 224 с.
3. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. - 125 с.
4. Семенов О. Г., Кошман Н. В., Лисецкая Е. В. «Детская школа дизайна» как современная мо-
дель дизайн образования // Дизайн образование 2011. Опыт, инновации, перспективы. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2011. - С. 47-48.
5. Семенов О. Г., Кошман Н. В., Лисецкая Е. В., Петрова Н. В. Детская школа дизайна // Народное образование - 2011. - № 3. - С. 137-139.
6. Сластенин В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя. // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. - С. 5-14.
УДК 378
Омельченко Елизавета Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛяД НА ФЕНОМЕН САМОВЫРАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье приводится обоснование необходимости обобщения с педагогических позиций научных сведений, полученных о самовыражении личности в области философии, культурологии, психологии, медицины. С этой точки зрения рассмотрен смысл феномена самовыражения, позволивший выделить его внутреннюю и внешнюю стороны, перечислить существенные характеристики. В качестве основы самовыражения личности предложена самоорганизуемая деятельность, условия для осуществления которой могут и должны создаваться педагогами в период получения представителями подрастающего поколения образования. Это позволит им обрести социально одобряемые способы проявления себя, раскрыть свой потенциал, развивать имеющиеся способности, успешно взаимодействуя с другими людьми и окружающим миром. Обращается внимание на важность анализа в педагогике самовыражения как процесса и результата, в связи с необходимостью научить дошкольников, школьников, студентов выбирать положительные средства, способы самовыражения.
Ключевые слова: самовыражение, субъект самовыражения, самоорганизуемая деятельность.
Omelchenko Elizaveta Alexandrovna
Candidate ofpedagogical sciences, professor of the department of the theory and methods ofpreschool education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
PEDAGOGICAL VIEW OF THE PHENOMENON OF SELF-EXPRESSION OF THE PERSONALITY
Abstract. The necessity to generalize scientific information about personality's self-expression in philosophy, culture, medicine, psychology from a pedagogical point of view is grounded in the article. The meaning of the self-expression's phenomenon which allows to select the inner and outer sides, to list the important characteristics is considered. Self-organized activity is proposed as the basis of the personality's self-expression. Conditions for implementation of self-organized activity can and have to be created by teachers when representatives of younger generation get an education, that will allow them to find socially acceptable ways to show themselves, to reach their potential, to develop available abilities, successfully interacting with other people and world around. The importance of the analysis in self-expression pedagogics is paid as process and result, due to the need to teach preschool children, school students, students to choose positive means, ways of self-expression.
Keywords: self-expression, the subject of the self-expression, self-organized activity.