Научная статья на тему 'Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности'

Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5453
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЛЕПКА / РАЗВИТИЕ / ПОЗНАНИЕ / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / PRESCHOOL AGE CHILDREN / MOLDING / DEVELOPMENT / RECOGNITION / 3 DIMENSIONAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Светлана Олеговна, Башкатов Иван Александрович

В данной статье стоит задача рассмотреть и описать процесс воплощения образа в объеме детьми 3-7 лет как универсальное средство их развития и познания окружающей действительности. При решении поставленной задачи учитываются особенности рассматриваемого возраста, непременно накладывающие объективные ограничения и приоритеты, продиктованные сильными сторонами того или иного возрастного периода. Лепка развивает у ребенка конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Задача взрослого раскрыть ему понимание мира в причинно-следственных связях. Развитие объемно-простраственного восприятия у детей дошкольного возраста рассматривается как основа для дальнейшего развития чувства пространства, пространственного воображения, понимания формы и воплощения ее в конкретных образах как в реальном трехмерном объеме, так и в изображении на листе бумаги. Обращается особое внимание на огромный гносеологический потенциал, заложенный в процессе работы в объеме (лепке из пластилина и конструировании из бумаги). Подчеркивается способность детей дошкольного возраста к усвоению формальных моментов, намного опережающих их подготовленность к пониманию содержания, выражающаяся в подражании взрослому. Эта особенность должна предостерегать от показа примитивных способов выполнения, ребенок должен от взрослого получать образцы лепных работ, приближенных по максимуму к произведениям скульптуры, что, в свою очередь, формирует эстетическое отношение к изображаемым природным формам и явлениям. Благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики ребенка создаются в процессе лепки, которая рассматривается не только как развитие моторики руки, но в первую очередь как развитие восприятия, мышления, которое у него воплощается на кончиках пальцев. Практика показывает, что при условии частого общения с пластилином восприятие окружающего мотивирует ребенка активно искать образы, которые он мог бы воплотить. Отображение конкретного мира при этом познается в деталях и мелочах точно, правдиво.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Светлана Олеговна, Башкатов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOLDING IN PRESCHOOL AGE AS A UNIVERSAL MEAN OF DEVELOPMENT AND COGNITION OF ENVIRONMENTAL REALITY

In this article there is a task to consider and describe the process of the embodiment of the image in 3 dimensions by children of 3-7 years as a universal mean of their development and knowledge of the surrounding reality. When solving this problem, specifics of the considered age are taken into account, which impose objective limitations and priorities according to the priority activities of the age. Molding develops a concrete sense perception of the surrounding world. The task of an adult is to add an understanding of the world in cause-effect relationships. The development of 3 dimensional-spatial perception in pre-school age is considered as the basic for further development of the sense of space, spatial imagination, understanding of the form and its embodiment in specific images, both in real threedimensional images and on a piece of paper. Special attention is paid to the enormous gnoseological potential of the process of working with 3-D images (molding from plasticine and designing from paper). The ability of children of preschool age to assimilate formal moments that are far ahead of their preparedness for understanding contents is emphasized. It is expressed in imitation of an adult. This feature should prevent from showing primitive ways of doing things. The child should receive from the adult samples of molding works very close to sculpture works, which in turn form an aesthetic relation to the depicted natural forms and phenomena. Favorable conditions for the enrichment and development of the child's psyche are created in the process of molding, which is considered not only for the development of the motor skills, but primarily as the development of perception, the thinking that it embodies at the fingertips. Practice shows that under the condition of frequent contact with plasticine, the surrounding motivates the child to actively look for images that he could embody. The display of the world at the same time is recognized in detail, accurately and truthfully.

Текст научной работы на тему «Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности»

УДК 37

АЛЕКСЕЕВА Светлана Олеговна Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия [email protected]

БАШКАТОВ Иван Александрович Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Омский государственный педагогический университет г. Омск, Россия [email protected]

ЛЕПКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В данной статье стоит задача рассмотреть и описать процесс воплощения образа в объеме детьми 3-7 лет как универсальное средство их развития и познания окружающей действительности. При решении поставленной задачи учитываются особенности рассматриваемого возраста, непременно накладывающие объективные ограничения и приоритеты, продиктованные сильными сторонами того или иного возрастного периода. Лепка развивает у ребенка конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Задача взрослого - раскрыть ему понимание мира в причинно-следственных связях. Развитие объемно-простраственного восприятия у детей дошкольного возраста рассматривается как основа для дальнейшего развития чувства пространства, пространственного воображения, понимания формы и воплощения ее в конкретных образах как в реальном трехмерном объеме, так и в изображении на листе бумаги. Обращается особое внимание на огромный гносеологический потенциал, заложенный в процессе работы в объеме (лепке из пластилина и конструировании из бумаги). Подчеркивается способность детей дошкольного возраста к усвоению формальных моментов, намного опережающих их подготовленность к пониманию содержания, выражающаяся в подражании взрослому. Эта особенность должна предостерегать от показа примитивных способов выполнения, ребенок должен от взрослого получать образцы лепных работ, приближенных по максимуму к произведениям скульптуры, что, в свою очередь, формирует эстетическое отношение к изображаемым природным формам и явлениям. Благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики ребенка создаются в процессе лепки, которая рассматривается не только как развитие моторики руки, но в первую очередь как развитие восприятия, мышления, которое у него воплощается на кончиках пальцев.

Практика показывает, что при условии частого общения с пластилином восприятие окружающего мотивирует ребенка активно искать образы, которые он мог бы воплотить. Отображение конкретного мира при этом познается в деталях и мелочах точно, правдиво.

Ключевые слова: дошкольники, лепка, развитие, познание, объемно-пространственное восприятие

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-127-130

Svetlana O. ALEKSEEVA Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University Lipetsk, Russia [email protected]

Ivan A. BASHKATOV Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University Lipetsk, Russia Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia [email protected]

MOLDING IN PRESCHOOL AGE AS A UNIVERSAL MEAN OF DEVELOPMENT AND COGNITION OF ENVIRONMENTAL REALITY

In this article there is a task to consider and describe the process of the embodiment of the image in 3 dimensions by children of 3-7 years as a universal mean of their development and knowledge of the surrounding reality. When solving this problem, specifics of the considered age are taken into account, which impose objective limitations and priorities according to the priority activities of the age. Molding develops a concrete sense perception of the surrounding world. The task of an adult is to add an understanding of the world in cause-effect relationships. The development of 3 dimensional-spatial perception in pre-school age is considered as the basic for further development of the sense of space, spatial imagination, understanding of the form and its embodiment in specific images, both in real three-dimensional images and on a piece of paper. Special attention is paid to the enormous gnoseological potential of the process of working with 3-D images (molding from plasticine and designing from paper). The ability of children of preschool age to assimilate formal moments that are far ahead of their preparedness for understanding contents is emphasized. It is expressed in imitation of an adult. This feature should prevent from showing primitive ways of doing things. The child should receive from the adult samples of molding works very close to sculpture works, which in turn form an aesthetic relation to the depicted natural forms and phenomena. Favorable conditions for the enrichment and development of the child's psyche are created in the process of molding, which is considered not only for the development of the motor skills, but primarily as the development of perception, the thinking that it embodies at the fingertips. Practice shows that under the condition of frequent contact with plasticine, the surrounding motivates the child to actively look for images that he could embody. The display of the world at the same time is recognized in detail, accurately and truthfully.

Keywords: preschool age children, molding, development, recognition, 3 dimensional perception

В данной статье стоит задача рассмотреть и описать процесс воплощения образа в объеме детьми 3-7 лет как универсальное средство их развития и познания окружающей действительности. «Образное мышление, сформированное в первые годы жизни в процессе изобразительной деятельности, обязательно проявляется в самых различных сферах деятельности» [1, с. 234]. Стоит отметить, что при решении поставленной задачи важно учитывать особенности рассматриваемого возраста, непременно накладывающие объективные ограничения и приоритеты, продиктованные сильными сторонами того или иного возрастного периода.

Лепка развивает у ребенка конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Задача взрослого - раскрыть ему понимание мира в причинно-следственных связях. Мышление у детей дошкольного возраста развивается преимущественно в эмоционально-образном русле познания. К.Д. Ушинский говорил: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» [2, с. 127]. Изображение для детей - наиболее доступная им форма мышления, связанная с процессом развития представлений и понятий, выяснения связей и отношений, умозаключений.

В отличие от рисунка, где изображаемый трехмерный предмет, прежде всего, необходимо умозрительно перевести в плоскостную двухмерную форму листа бумаги, а затем решать задачи выявления пространственных ходов, лепка непосредственно оперирует реальным трехмерным объемом. Исходя из этого, стоит предположить, что понимание принципа выявления объемной формы предмета, основанного на развитии объемно-пространственного восприятия, значительно активизирует понимание закономерностей изображения трехмерного предмета на двухмерной плоскости. Тем самым, развивая объ-емно-простраственное восприятие у детей дошкольного возраста, мы закладываем основу для дальнейшего развития чувства пространства, пространственного воображения, понимания формы и воплощения ее в конкретных образах как в реальном трехмерном объеме, так и в изображении на листе бумаги.

Провести полноценный анализ работ детей 3-7 лет невозможно, не анализируя процесс их создания. В первую очередь такая работа в объеме, как лепка из пластилина, а в дальнейшем и конструирование из бумаги, в дошкольном возрасте хранит в себе огромный гносеологический потенциал.

Дети настроены на познание окружающего мира, их развитие непременно происходит в процессе познания. Как показывает практика, ребенку дошкольного возраста свойственно воспринимать мир объемным. Когда ему открываются возможности работы с материалами, дающими реальный объем, остается только удивляться, как легко получаемые им образы реального мира генерируются в образы, пригодные для изображения. Тренировка руки и восприятия объектов, нацеленного на дальнейшее их изображение в объеме, происходит при этом непосредственно, органично вплетаясь в естественный процесс игры. Надо отметить, что восприятие своих работ как законченных произведений у них пока не сформировано. Их образы, воплощенные в пластилине, продолжают жить, перевоплощаться в бесконечной игре. С.П. Ломов также отмечает, что связь с игрой мыслится весьма целесообразной, «...следует предлагать создание объектов или изображений, которые можно использовать в игре для познания категориального аппарата и осознания сущности эстетических определений» [3, с. 133].

Например, Костя (5 лет), предварительно изучив процесс превращения гусеницы в бабочку, закрепляет полученные знания в игре с пластилином. Он лепит гусеницу, которую потом кормит пластилиновыми листиками, тем самым прибавляя к ней массу, она у него при этом растет и преобразовывается. Затем подвешивает ее, закрепляет пластилиновыми паутинками, ими же наматывает на гусеницу кокон. От кокона отделяет часть пластилина, лепит из него бабочку, которая у него в руках расправляет, как бы подсушивая, крылья, далее наносится узор. На этом игра не заканчивается. Далее бабочка порхает, ищет цветы, попадает под дождь, ищет укрытия, встречает друзей, уворачивается от

птиц. Игра продолжается, при этом образ бабочки также меняется (бабочка мокрая, замерзла, бабочка согрелась, бабочка испугалась, обрадовалась и т.д.).

«Для изображения по замыслу ребенок должен иметь образ изображаемого предмета» [4, с 22]. Этот образ возникает в процессе изучения (познания) в совокупности с навыками работы в том или ином материале. Дети в рассматриваемом возрасте вполне готовы к самостоятельному выбору содержания для своей работы, они уже могут планировать свою изобразительную деятельность. Ребенок изображает яркое эмоциональное впечатление от увиденного, то, что он заметил, с чем познакомился, что заинтересовало во время прогулки, просмотра мультфильма и т.д.

Другой пример - Саша (3,5 года) лепит дерево с пышной листвой. Имитирует сильный ветер, звуками и раскачивая пластилиновую листву, которая в итоге у него слетает с веток. Ветер успокаивается, и через некоторое время дерево снова обрастает листвой. Также у него явление ветра возникает и в других образах - ветер уносит с головы кепку, парус с корабля, за которыми происходит дальнейшая погоня, в итоге возвращается все на место.

У детей дошкольного возраста восприятие отличается неустойчивостью, оно недостаточно организованно для систематического наблюдения за природой. Вместе с тем ярко выражено стремление и способность схватывать и запечатлевать новое, необычное. Восприятие в этом возрасте окрашено яркой эмоциональностью. Задача взрослого при этом - в постепенном его приучении к целенаправленной деятельности, основанной на наблюдении и анализе. Ребенку необходимо раскрывать закономерности природы, приучать к анализу получаемых впечатлений и образов путем проговаривания и показа. Как показывает практика, ребенку в 4 года уже вполне доступно понимание развертки куба. Он пока не может, в отличие от детей 6 лет, изобразить ее на листе и самостоятельно вырезать, но он вылепливает развертку из пластилина и затем собирает ее в объемную форму.

Возраст 2,5-3,5 года благоприятен для показа взрослым методов работы с изобразительным материалом. Это период, когда у ребенка часто возникает неустойчивый образ предмета, который он хочет изобразить, у него не получается изображение таким, как ему хотелось бы, но его восприятие максимально подготовлено. Именно в такие моменты происходит наиболее легкое усвоение объясняемого. К трем годам ярко выраженна способность к подражанию. В этот период велико значения показа взрослого. Ребенку необходимо раскрывать путь создания образа последовательным показом способов и приемов изображения, при этом необходимо вслух проговаривать каждое действие, анализировать предмет и процесс его изображения, выстраивая логическую цепочку. При этом надо обращать внимание ребенка на определение основных качеств предмета (основную форму, пропорции).

Удивительна способность детей этого возраста к усвоению формальных моментов, намного опережающих их подготовленность к пониманию содержания. В этот период дети стараются подражать взрослому. Поэтому ни в коем случае нельзя давать им примитивный способ выполнения, иначе они заучат именно такой неверный прием, потом их будет очень трудно от этого отучить. Ребенок должен от взрослого получать образцы лепных работ, приближенных по максимуму к произведениям скульптуры, что, в свою очередь, формирует эстетическое отношение к изображаемым природным формам и явлениям.

Благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики создаются в процессе лепки, которая рассматривается не только как развитие моторики руки, но в первую очередь как развитие восприятия, мышления, воплощаемого у ребенка на кончиках пальцев.

Практика показывает, что при условии частого общения с пластилином восприятие окружающего мотивирует ребенка активно искать образы, которые он мог бы воплотить. Отображение конкретного мира при этом познается в деталях и мелочах точно, правдиво.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. - 2012. - № 2(106). - С. 233-235.

2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 1996.

3. Ломов С.П., Мартыноа Н.В. Дополнительное образование и проблема эстетического воспитания // Право и практика АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и ва». - 2015. - № 4. - С. 130-135.

4. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Изд. 2-е, доп. - М., 1961.

REFERENCES

1. Medvedev L.G., Chekaleva N.V. Pedagogy of children's fine art. Omsk scientific herald. 2012. No. 2 (106). Pp. 233-235.

2. Podlasiy I.P. Pedagogy: Manual for students of higher pedagogy Training. Institutions. Moscow, 1996.

3. Lomov S.P., Martynova N.V. Additional education and the problem of aesthetic education. Law and practice. Moscow, Research Institute of History, Economics and Law, No. 4, 2015. Pp. 130-135.

4. Ignatiev E.I. Psychology of children's visual activity. 2nd ed., supplemented. Moscow, 1961.

Информация об авторах:

Алексеева Светлана Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного, декоративно-

прикладного искусства и дизайна, Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия [email protected]

Башкатов Иван Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного, декоративно-

прикладного искусства и дизайна, Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского, член союза художников России, г. Липецк, Россия, докторант, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия [email protected]

Получена: 27.05.2017

Для цитирования: Алексеева С.О., Башка-тов И.А. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.127-130. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-127-130.

Information about the authors:

Svetlana O. Alekseeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Fine Arts, Decorative and Applied Art and Design, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia [email protected]

Ivan A. Bashkatov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Fine Arts, Decorative and Applied Art and Design, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Member of the Russian Union of Artists, Lipetsk, Russia Doctoral Student, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia [email protected]

Received: 27.05.2017

For citation: Alekseeva S.O., Bashkatov I.A. Molding in preschool age as a universal mean of development and cognition of environmental reality. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 127-130. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-127-130. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.