Научная статья на тему 'Социальное партнерство в условиях модернизации дошкольного образования'

Социальное партнерство в условиях модернизации дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИУМ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волгина Оксана Ивановна

В статье рассматривается вопрос социального партнерства ДОО с социальными институтами в условиях модернизации дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в условиях модернизации дошкольного образования»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Волгина Оксана Ивановна

старший воспитатель МБДОУ детский сад № 87 с. Покровское, Горноуральский г.о., Свердловская область E-mail: d.sad87@mail.ru

J ^

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л________________________________________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается вопрос социального партнерства ДОО с социальными институтами в условиях модернизации дошкольного образования.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальные институты, социум, ФГОС дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, детско-родительский клуб, социализация ребенка.

Общеизвестно, что период дошкольного детства -это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума [1,4] .

Социальное партнерство - это цивилизованный вид характеристик, отражающих современные социальные реалии. Если раньше традиционное общение дошкольных образовательных организаций (ДОО) с социумом отличалось значительной степенью директивности, присутствием внешнего заявления, то сейчас такое партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером отношений, балансом интересов [2,3] .

Основным способом осуществления социального партнерства является социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения оптимального варианта в решении вопросов, представляющих взаимный интерес. Выделяют два направления социального партнерства: • использование в ДОО средств и возможностей сообщества, окружающего социум;

• активное взаимодействие ДОО с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.п., где образовательная организация выступает в качестве заказчика [2,3] .

Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Если раньше педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними

[5,6]. Так ФГОС дошкольного образования в качестве

основных принципов дошкольного образования указывает на «сотрудничество Организации с семьей».

В ФГТ впервые особое внимание было уделено развитию взаимодействия с родителями. В ФГОС дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в разделе III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования п. 3.2.1. говорится, что «для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, в т.ч. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность». А «условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, включают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

В настоящее время, когда в обществе и государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения, не сотрудничество, а именно партнерство является наиболее перспективным и эффективным видом взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями. Существуют различные виды этих взаимоотношений: потребительские, благотворительные, спонсорские, инвестиционные, кооперативные и партнерские.

Партнерский уровень взаимоотношений подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников дошкольных образовательных организаций, так и родителей [1,2] .

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Опыт показывает, что создать благоприятные условия для успешной социализации ребенка без сотрудничества детского сада и семьи невозможно. Поэтому мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители воспитанников участвуют в проектной деятельности, выставках, конкурсах, праздниках, встречах, субботниках, участвуют в мероприятиях и акциях детского сада, выражают свою благодарность, оказывают посильную и спонсорскую помощь.

Социальное партнерство родителей и педагогов должно рассматриваться коллективами детских садов как совместная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребенка, как комплекс мер по модернизации дошкольного образования за счет максимальной консолидации ресурсов. Но для этого необходим переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребенка социальному партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольной образовательной организации с внешней социальной средой [1,4].

Для того, чтобы пробудить интерес к жизни детей в МБДОУ № 87, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей мы используем такую форму работы, как детско-родительский клуб. Клуб «Содружество» организован с целью повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), способствующей обогащению детско-родительских отношений, вовлечению их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ как равноправных и равноответственных партнеров. Детско-родительские встречи проводятся 1 раз в 2 месяца. Обязательное условие детско-родительских встреч: нет зрителей - все участники. Состав участников встреч также может меняться. Тематика встреч определяется, исходя из пожеланий и интересов родителей, календарных праздников.

Например, в 2013-2014 учебном году в нашем ДОУ прошли 4 встречи, одна из встреч посвящалась вопросам готовности как детей, так и родителей к переходу первых в школу. Ведь вопрос поступления детей в школу, их успешная адаптация ежегодно становится актуальным для родителей будущих первоклассников. Три другие встречи были посвящены праздникам: День матери, Рождество и День семьи.

Каждая встреча несет в себе тесное взаимодействие детей и родителей в различных видах деятельности, будь то совместное инсценирование, соревнование, проект или конкурс, что, безусловно, благотворно влияет на социальное развитие ребенка, гармонизацию детско-родительских отношений и сплочение семьи в целом.

Взаимодействие детского сада с социальными объектами села также способствует развитию и обогащению личности ребенка, развитию его эмоциональных впечатлений, создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Анализируя взаимодействие МБДОУ № 87 с социумом на территориальном и муниципальном уровне (сотрудничество с Покровским центром культуры и досуга (ЦКиД), МАОУ СОШ № 10, Покровской сельской библиотекой № 2, Покровской территориальной адми-

нистрацией, Нижнетагильской птицефабрикой (НТПФ), «Пригородной газетой», газетой «Покровский вестник», районным домом детского творчества (РДДТ)), можно выделить следующие формы взаимодействия:

• участие сотрудников и воспитанников в мероприятиях, организованных Покровским ЦКиД и Покровской территориальной администрацией (концерты, фестивали, День села, Лыжня России и др.);

• участие воспитанников и педагогов в конкурсах и выставках РДДТ (тематические выставки ИЗО и ДПИ, интеллектуально-творческая игра «ЭкоКолобок», конкурс Патриотической песни и другие);

• информирование общественности, в том числе родительской, о деятельности ДОУ через публикации (статьи в «Пригородную газету», «Покровский вестник»);

• совместные мероприятия по преемственности со школой (консультации для родителей, выступления ЮИД для дошкольников по ПДД, экскурсии в школу, школьный музей и другие);

• экскурсии в Покровскую сельскую библиотеку № 2;

• экскурсии на НТПФ.

Таким образом, на современном этапе перед дошкольным учреждением встают задачи, направленные на тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Получается, что социальное партнерство -взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. И в этой связи, мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства позволит нам развиваться в соответствии с ожиданиями общества и государства.

Литература

1. Давыдова Н.Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. с. 240-246

2. Доронова Т. Стратегия согласия // Электронный журнал Обруч.ги. 2012. № 2. URL: http://www.obruch.ru/index. php?id=8&n=68&r=2&s=1661 (Дата обращения: 1.08.2014).

3. Никитина Е.В. Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.48-50.

4. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013.№ 3. с. 37-48

5. Педагогические советы: профессиональное партнерство: совершенствование методического мастерства / авт-сост.А.И.Колобанова и др. Волгоград: Учитель, 2012. 128 с.

6. Яковлева Г.В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.3-6.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.