СоВетНиК, 2019 № 1
УДК 334
Н. В. Белинова, О. В. Фонарева
Проектирование пространства эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации с социумом
В рамках данной статьи авторами предпринята попытка актуализации проблемы социального взаимодействия дошкольной образовательной организации с партнерами. Необходимость подобного взаимодействия определена законодательством в области образования текущего десятилетия в том числе и в поиске форм сетевого взаимодействия. Дан обзор современных исследований на проблему социального партнерства в системе образования. Также авторами, на основе изучаемых исследований, выделены основные формы и связи социального партнерства дошкольной образовательной организации. Актуализируется и необходимость организации взаимодействия специалистов с целью решения вопросов инклюзивного образования, способствующего введению в общее социокультурное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Основным вектором проектирования пространства эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации с социумом являются требования федерального государственного образовательного пространства дошкольного образования и основная образовательная программа каждого конкретного детского сада.
Ключевые слова: социальное партнерство, дошкольное образование, взаимодействие с родителями, образовательное партнерство, инклюзивное образование
N. V. Belinova, O. V. Fonareva
Designing the space for effective cooperation of preschool educational organization with society
Within the framework of this article, the authors attempted to actualize the problem of the social interaction of a pre-school educational organization with partners. The need for such interaction is determined by the legislation in the field of education of the current decade, including the search for forms of network interaction. An overview of current research on the problem of social partnership in the education system is given. Also, the authors, on the basis of the reviewed studies, highlighted the main forms and connections of the social partnership of a pre-school educational organization. The necessity of organizing the interaction of specialists to address the issues of inclusive education, contributing to the introduction of children with disabilities and disabled people into the general sociocultural space, is also being updated. The main vector of designing the space for effective cooperation of pre-school educational organization with society is the requirements of the federal state educational space of preschool education and the main educational program of each particular kindergarten.
Keywords: social partnership, preschool education, interaction with parents, educational partnership, inclusive education
No. 1
The State Counsellor, 2019
Ряд политических, социальных и экономических преобразований в Российской Федерации за последние несколько десятилетий привели к необходимости модернизации большинства социальных институтов, в том числе, института системы образования. На это указывают многие исследования, в частности О.Д. Никольская отмечает, что современное образование все чаше может пониматься в качестве «открытой социально-педагогической системы, функционирующей с участием тех лиц, которые обладают опытом и стремятся передать его другим» [10, с. 62].
На сегодняшний день образование все больше становится сферой слияния интересов различных социальных групп и общественных структур, выходя из рамок ведомственной принадлежности. Реалии современного дискурса указывают на то, что институт образования не может существовать отдельно от государственного, экономического, политического, правового институтов, равно как и институтов массовой коммуникации, демографического развития. По этой причине система образования сейчас «вынуждена развиваться в русле изменений и тенденций, происходящих в обществе, и вполне ожидаемо реализует, полученные социальные заказы от общества по обеспечению нового качества образования» [3, с. 116].
Нельзя отделить от социального влияния и дошкольную образовательную организацию (далее - ДОО), поскольку тогда она окажется в стороне от реальных потребностей жизни. Социальные интересы - это важнейшие базисные прерогативы ДОО. Решить проблемы воспитания, обучения и социализации детей возможно только при «продуманном взаимодействии ДОО, семьи и других государственных и общественных институтов» [2, с. 29]. Подытожив вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что любая образовательная организация, представляющая «систему разного рода структурных компонентов и взаимосвязей между ними, не может ни функционировать, ни качественно развиваться вне взаимодействия с другими социальными системами. Поэтому все чаще понятием «социальное партнерство в образовании», как и самой деятельностью, зарабатывается полноправное признание в современном российском обществе» [1, с. 78].
Социальное партнерство выступает в качестве действующего инструмента, с помошью которого родители, педагоги, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют и координируют
совместную деятельность в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике. Данная точка зрения подтверждается работами ученых М.Н. Гончара, В.И. Редюхиной, И.М. Реморенко, Б.В. Авво, исследовавших проблему социального партнерства в образовательной сфере.
В исследованиях С.С. Лебедевой, Г.В. Ата-манчук, Е.А. Козловой рассматривается социальное партнерство в рамках дошкольного образования. Они первые указали на проблему разногласий, возникающих между меняющимися образовательными общественными потребностями и реальными возможностями системы образования, что является одной из насущных проблем современного дошкольного организации. Пока не будет «налажен диалог между образовательной сферой, родительской общественностью и институтами попечительства невозможно будет добиться успеха в новом состоянии и новом качестве образования» [8]. Достаточно ясным представляется и то, что дошкольным образовательным организациям не всегда удается обеспечивать соответствующее качество процесса обучения и воспитания, при учете их материально-технического, финансового и кадрового состояния. По этой причине, каждая дошкольная образовательная организация нуждается в привлечении к процессу воспитания дополнительных образовательных ресурсов и имеющихся резервов. В качестве одного из таких резервов, на наш взгляд, выступает институт социального партнерства, «возможности по решению задач, направленных на социализацию подрастающего поколения, не до конца осознаны и использованы образовательными организациями» [7, с. 36].
На сегодняшний день дошкольное образование является начальным уровнем общего образования, основная деятельность которого регламентируется приказом «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября
2013 года и вступившего в силу с 1 января
2014 года.
Основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждены основополагающие принципы по содействию и сотрудничеству детей и взрослых в процессе детской социализации и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС ДО
Госу^арс^^ВеннЫй ^оВетНиК, 2019
определяются задачи по формированию общей культуры воспитанников; взаимодействию педагогических и общественных объединений.
При работе каждая дошкольная организация исходит из Основной образовательной программы, которая разрабатывается на основе ФГОС ДО. Данной программой акцентируется внимание на следующих аспектах образовательной деятельности, представленных социальными формами сотрудничества и общения, ролевыми и межличностными отношениями всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители, профильные специалисты, администрация). Обязательная часть Основной образовательной программы призвана решать задачи, направленные на первичную ценностную ориентацию и социализацию.
Основная образовательная программа преследует цель - создание такой образовательной среды, которая будет развивать зону ближайшего развития ребенка.
Образовательная среда определяет «систему условий социализации и развития детей, включающих совокупность: пространственно-временных (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальных (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения между всеми участниками образовательного процесса (в том числе педагоги, дети, родители), деятельностных (доступностью и разнообразием видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условий» [5].
Основная и неотъемлемая часть содержательного обновления работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования представлена построением взаимоотношений между дошкольной организацией и семьей в системе социального партнерства. С учетом изменения нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения в дошкольном образовательном пространстве, произошло формирование иного взгляда на родительский и педагогический статусы. Существует ряд факторов, способствующих образованию новых подходов к взаимодействию с семьями: «положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; изменениями в системе ценностей современной семьи; в запросах сегодняшних родителей на образовательные услуги дошкольного организации и обществом в целом» [6].
№ 1
Взаимодействие с родителями по вопросам связанных с образованием ребенка, прямого привлечения их в образовательную деятельность является одним из важнейших условий, способствующим созданию социальной обстановки для развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Обеспечение данного условия необходимо проводить путем создания совместных с семьей образовательных проектов, основанных на выявленных потребностях и поддержке образовательных инициатив семьи.
Особенно остро эта проблема стоит в разрезе инклюзивного образования, где взаимодействие с родителями обеспечивает эффективность комплексной работы по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общее образовательное пространство.
Таким образом, актуализируется вопрос о выборе социальных партнеров, с которыми ДОО сможет взаимодействовать, форм этого сотрудничества, и его условий.
Итак, категория социальных партнеров дошкольной организации представлена родителями, общественными организациями, школами, детскими клубами, Домами творчества, центрами досуга, музеями, библиотеками, организациями здравоохранения и др.
По мнению, Л.В. Коломийченко для того, чтобы детские сады могли эффективно решать вопросы по воспитанию, образованию, социализации дошкольников, необходимо из «закрытого», автономного состояния, в котором функционировали образовательные учреждения в предыдущие десятилетия в статус «открытости». Для этого ДОО нужно стать «открытой системой» за счет перехода на новый уровень взаимодействия с социумом, выхода за пределы территориальной ограниченности. Понятие «открытая дошкольная организация» рядом признаков. Во-первых, это организация межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Во-вторых, расширение и укрепление взаимосвязей с «категориями социокультурной среды, институтами воспитания, культуры, семьи, предприятиями, культурно-досуговыми организациями, общественными организациями, местными структурами власти» [9].
Социальное партнерство ДОО с представлено в основном следующими форматами и связями:
- внутрисистемные связи, определяющие взаимодействие групп профессионалов по вопросам организации образовательной деятель-
No. 1
The State Counsellor, 2019
ности в детском саду (форматы педагогических советов, методических семинаров, родительских собраний, индивидуальных консультаций, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), семинары и консультации специалистов и педагогов по вопросам организации инклюзивного образования);
- внешние связи образовательной организации как института с организациями здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, некоммерческими общественными организациями, фондами, органами управления образованием различного уровня, службами социальной защиты семьи и детей;
- партнерство с институтами, оказывающими спонсорскую и благотворительную помощь, коммерческими структурами, СМИ и др.
Эффективно организованное образовательное партнерство приведет к положительным результатам и созданию условий, способствующих:
- эффективной реализации основной образовательной программы и программы раз-
вития детского сада, достижения целевых ориентиров, определяемых федеральным государственным образовательными стандартом дошкольного образования, как необходимым условием подготовки детей к обучению на следующей ступени образования;
- формированию социокультурных навыков в разных социальных ситуациях, с людьми разного возраста, пола, социального и профессионального статуса;
- решению проблем организации инклюзивного образования за счет координации взаимодействия профильных специалистов;
- привлечению дополнительных инвестиций в ДОО для материальной поддержки педагогов (за счет именных премий, организации конкурсов профессионального мастерства), создания новых и оснащения имеющихся помещений (игровых комнат, музыкальных, спортивных залов и т.д.), пополнения фонда методической и художественной литературы ДОО, игротеки и др. [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2009. 90 с.
2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. No. 4. С. 29-31.
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Юридическая литература, 2010. 400 с.
4. Атемаскина Ю.В., Шванн И.В. Привлечение благотворительных средств в дошкольные образовательные учреждения: учебно-методическое пособие. Барнаул: АлтГПА, 2009. 158 с.
5. Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей // Ребенок в детском саду. 2013. No. 6. С. 32-33.
6. Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно правовых документов и программно-методических материалов. Ред. - сост. Т.И. Оверчук. М., 2011. 72 с.
7. Зинченко Г.П. Рогов И.И. Социальное партнерство: Учебник. М.: ИТК «Дашков и К»; Академцентр, 2010. 223 с.
8. Козлова Е. А. Взаимодействие институтов государства в системе социального партнерства в условиях трансформации современного российского общества. 2009. 160 с. URL: http://www.kstu.ru/ft/978-5-7882-0690-5-Kozlova_vzaimod-gosudarstva.pdf. (дата обращения 18.11.2018)
9. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. / Гражданское образование в российской школе. Сост. Т.И. Тюляева. М.: ООО «Издательство ACT», 2013. 165 с.
10. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2009. Ч. 1. 125 с.
11. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. URL: https://rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html (дата обращения 18.11.2018)
REFERENCES
1. Avvo B.V. Social partnership in the context of specialized education: a teaching aid for the administration and teachers of educational institutions / ed. A.P. Tryapitsyna. Saint-Petersburg, KARO Publ., 2009. 90 p. (in Russ.)
2. Alexandrova T.I. The interaction of DOU with other social institutions. Management ofpre-schooleducational institution. 2013. no. 4. pp. 29-31. (in Russ.)
3. Atamanchuk G.V. Theory of Public Administration: Course of lectures. Moscow, Legal literature Publ., 2010. 400 p. (in Russ.)
rocygapCTBHH^^ COBTHUK, 2019 № 1
4. Atemaskina Yu.V., Schwann I.V. Attracting charitable funds to preschool educational institutions: a teaching aid. Barnaul, AltGPA Publ., 2009. 158 p. (in Russ.)
5. Dorokhina N.A. Social partnership of preschool institutions and parents. ^ child in a kindergarten. 2013. no. 6. pp. 32-33. (in Russ.)
6. Preschool education of Russia in documents and materials: Sat. existing legal documents and software materials. Ed. comp. T.I. Overchuk. Moscow, 2011. 72 p. (in Russ.)
7. Zinchenko G.P. Rogov I.I. Social Partnership: Textbook. Moscow, ITK "Dashkov and K"; Academic Center, 2010. 223 p. (in Russ.)
8. Kozlova E.A. Interaction of State Institutions in the System of Social Partnership in the Conditions of Transformation of Modern Russian Society. 2009. 160 p. Available at: http://www.kstu.ru/ft/978-5-7882-0690-5-Kozlova_vzaimod-gosudarstva.pdf. (accessed 18 November 2018) (in Russ.)
9. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2020. / Civic education in the Russian school. Comp. T.I. Tyulyaeva. Moscow, AST Publ., 2013. 165 p. (in Russ.)
10. Nikolskaya O.D. Socio-pedagogical partnership as a factor in improving the quality of preschool education: a theoretical rationale. Bulletin of the Orenburg State University. Orenburg, 2009. Part 1. 125 p. (in Russ.)
11. Federal state standard of preschool education. Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed 18 November 2018) (in Russ.)
Информация об авторах Белинова Наталья Владимировна (Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук Заведующий кафедрой психологии и педагогики
дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Фонарева Оксана Викторовна (Россия, Нижний Новгород) Магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors Natalia V. Belinova (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences Head of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Oksana V. Fonareva (Russia, Nizhny Novgorod) Master student degree Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]
S3