Научная статья на тему 'Пространственно-средовая модель предшкольного образования'

Пространственно-средовая модель предшкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО-СРЕДОВАЯ МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА / BEFORE SCHOOL EDUCATION / SPATIAL-ENVIRONMENTAL MODEL / DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL ABILITIES / SUCCESSFUL FORMATION OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанская М. В.

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста. Предшкольное образование направлено на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL-ENVIRONMENTAL MODEL OF BEFORE SCHOOL EDUCATION

The need for equalization of opportunities for children starting from different social groups and strata of the population demonstrates the feasibility of creating conditions for the mass education of children of senior preschool age. Before school education aimed at building the success of the child, the development of his individual abilities.

Текст научной работы на тему «Пространственно-средовая модель предшкольного образования»

7. Орлов, А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во МГПУ, 1991.

Статья поступила в редакцию 6. 12.09 УДК 372.3/.4(075.8)

М.В. Урбанская, аспирант СПбАППО, г. Санкт-Петербург, E-mail: margo-urban@yandex.ru ПРОСТРАНСТВЕННО-СРЕДОВАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста. Предшкольное образование направлено на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Ключевые слова: предшкольное образование, пространственно-средовая модель, развитие индивидуальных способностей, формирование успешности ребенка.

Моделирование воспитательно-образовательного процесса предполагает построение системы, функционирующей аналогично исследуемому процессу. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Создание упрощенной модели системы - действенное средство проверки истинности полноты теоретических представлений [1, с. 19].

При разработке нашей модели мы исходили из вывода Л.С. Выготского о «трехсторонне активном» воспитательном процессе: «активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда» [2, с. 89]. Если рассматривать процессуальный аспект с позиции личностной ориентации, то он будет заключаться в изменении мотивации усвоения содержания образования и применения знаний, т. е. самоутверждении ребенка через использование этих знаний в практике. В этом случае реконструкция процессуально-методической стороны обучения требует разрешения фундаментальных вопросов о том, через какие ситуации познания и жизнедеятельности необходимо провести дошкольника, чтобы он овладел соответствующим личностным опытом, какова технология создания таких ситуаций.

Именно такой подход мы избрали в реализации нашей модели на практике. При таком подходе в содержание пред-школьного образования не включаются элементы начального школьного образования: нет обучения буквам и чтению, цифрам и арифметике, есть богатый выбор игровых ситуаций и видов деятельности, имитирующих жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях. При этом используются как внутренние резервы единого образовательного пространства ДОУ, так и большие возможности социокультурной среды, в которой находится детское образовательное учреждение: природные и культурные объекты города, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Обратимся к принципу общей и социальной психологии «внутреннее через внешнее», согласно которому внутреннее развитие детерменировано внешней социально богатой, культуротворческой средой. Такой внешней средой в узком смысле слова является образовательная среда ДОУ, в широком -вся окружающая действительность. «... Окружающая человека среда, какой бы она ни была - естественная или искусственная, биологическая, социальная или культурная, внешняя или внутренняя, всегда, «со времен Адама и Евы» присутствует в нашей жизнедеятельности и участвует в нашем становлении. Следовательно, она непременно участвует в образовательном процессе как его непременная составная часть.» [3, с. 142] и определяет мотивацию к учению как опыту социального собственного роста и преодоления возрастающих трудностей. В результате раскрывается биохимическая, психическая, интеллектуальная, духовная, социальная индивидуальность ребенка и развивается каждая из трех компонентов жизнедеятельности: получение информации, жизнедеятельность и творчество. ДОУ - открытая система, при гармоничном сочетании внешней и внутренней среды формируется образовательное пространство дошкольного заведения.

Уже изначально каждый ребенок приходит в ДОУ со

своим личностным опытом, ведь по-разному проходит детство. «Любая судьба уникальна, у каждого ребенка свой внутренний мир, опосредованный его историческим временем, ближайшим окружением, случайными событиями» [4, с. 55].

И этот опыт нарастает, видоизменяется, преобразуется в процессе жизнедеятельности во взаимодействии с окружающей средой. Педагогически целесообразны как специально организованное образовательное пространство ДОУ, так и окружающая ДОУ социокультурная среда - это постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека, включающая в себя все больше богатство опосредованных и непосредственных связей человека с миром культуры и природы. Исторический опыт, передовая практика и выполненные в последние годы исследования показывают, что учебно-познавательная деятельность оказывается эффективной, когда органически сочетается с другими - общением, игрой, экономической и технической практикой [5, с. 62].

На рисунке 1 представлена пространственно-средовая модель предшкольной подготовки. В нашей пространственно-средовой модели предшкольного образования средовое влияние, обеспеченное единым образовательным пространством, является естественным фактором педагогического воздействия, решающим фактором становления личности ребенка и подготовки его к школе.

Каждая структурная часть предметно-пространственной среды несет свою смысловую нагрузку и специфические функции для адаптации и социализации дошкольника. Обустраивая предметно-пространственную среду крайне необходимо ориентироваться на субъект, для которого эта среда создается, учитывать его личностно-психологические, физиологические, антропометрические, возрастные, соматические и другие качества.

Предметно-пространственное окружение дошкольника: помещение ДОУ, гардероб, коридоры, туалеты, лестницы, игровые комнаты, кабинеты для занятий, столовая, актовый и спортивный зал - их обустройство по принципу гигиены, эстетики и этики, а также обустройство двора - оказывают психологическое влияние на его состояние, а, следовательно, на активность и продуктивность деятельности, успешность физического, социального и духовного развития. Мы бы расширили этот круг пространственного окружения одеждой членов педагогического коллектива, этикой и гигиеной питания, нормами поведения, принятыми в ДОУ. Однако предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания дошкольника лишь в том случае, когда оно «очеловечено», когда за предметами видятся отношения, когда за вещами угадываются ценности, когда материальные средства выступают для всех жителей ДОУ как условие наилучшего душевного состояния и комфортности каждого члена коллектива. Тогда предметный мир ДОУ становится фактором духовного развития дошкольника.

Оформление предметно-пространственной среды ДОУ должно обеспечить нормальное физическое и психическое здоровье ребенка, для чего необходимо учитывать требования эргономики, возрастной цветопсихологии и, конечно, эстетические требования. Правильно организованная среда помогает

ребенку сформироваться как личности и, в последствии, как индивидуальности.

Задачей предметно-пространственной среды является способствование развитию новообразований у детей и благоприятному выходу из кризиса. И если основой комфортного развития ребенка от рождения до года является имидж взрослого (родителя или его заместителя) как посредника между младенцем и миром вещей, то в 1 - 3 года ребенку необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, наполненную игрушками, предметами (не травмоопасными, не ядовитыми, эстетичными и т.п.), обеспечить возможность освоения ходьбы.

Сюжетно-ролевые игры дошкольников помогают в будущем адаптироваться в мире взрослых, поэтому необходимо построить предметно-пространственную среду для ребенка этого возраста таким образом, чтобы он мог освоить как можно больше ролей: родителя, учителя, врача, водителя, парикмахера, научиться быть клиентом, пассажиром, учеником и т.п. Способность увидеть в элементах предметно-пространственной среды что-то новое, ранее неизвестное стимулирует эвристическая функция дизайна. Особенно важно, при оформлении дошкольных и учебных заведений использовать такие элементы предметно-пространственной среды, которые способствовали бы развитию воображения детей (абстрактные игрушки, нетрадиционные подходы к оформлению интерьеров и т. д.).

Говоря об оформление основных помещений учебного заведения, подчеркнем, что интерьер всегда должен отвечать функциональному назначению, обеспечивать благоприятную психологическую среду, вызывать эстетическое чувство и удовлетворять информационную потребность. Известный французский цветопсихолог Л. Мужо писал: «Мы восхищаемся искусством садоводов, но почти всегда забываем великого волшебника - солнце. И действительно, без солнца нет света, а без света - цвета» [6]. Не просто окна, а большие окна. Недостаточное солнечное освещение дополняется флуоресцентными трубками, которые, однако, сами по себе в учебном заведении не годятся: они ярко светят, но «казарменно», не позволяют уснуть, но утомляют. Сейчас вместо них стали использовать натриевые лампы накаливания высокого давления, дающие более теплый и более мягкий свет. Если использовать традиционные лампы накаливания, то не надо экономить на мощности, и достаточно яркий желтовато-оранжевый свет является вполне уютным, способствуют хорошему настроению и творческому мышлению. Но они не терпят вмешательства естественного света.

Крайне необходимо педагогу, работая над созданием интерьера помещения для занятий, учитывать специфику предмета не только с позиции его содержания, но и с позиции необходимого психологического настроя на усвоение знаний именно этого рода. Предметы гуманитарного цикла требуют максимального раскрепощения, атмосфера предметно-пространственной среды должна способствовать снятию зажимов и комплексов, помогать учащимся высказывать свою точку зрения, чувствовать себя уверенно и спокойно. Изучение точных дисциплин требуют максимального сосредоточения. Некоторые предметы в основном задействуют сенсомоторный аппарат (трудовое обучение, рисование и т.п.), создавая интерьер таких кабинетов педагогу необходимо владеть полными знаниями из области эргономики по организации рабочего места.

Кроме специфики изучаемого предмета при оформлении интерьеров помещений в ДОУ нужно учитывать географический дизайн, тепловой и световой климат помещения, возрастные особенности восприятия детей и личностно-психологические особенности педагога, работающего в этом помещении. Практически все эти проблемы полностью или частично можно решить при помощи цветового оформления помещения. Для этого необходимо знать основы цветопсихологии, прежде всего то, как цвет воспринимается человеком. Г. Фри-линг и К. Ауэр [7] разработали классификацию цветов по психологическому воздействию на человека.

Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенного предметного пространства. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но шире - среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.

В старшем дошкольном возрасте мышление дошкольника, приобретая некоторые черты обобщенности, остается образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы образного мышления, формирующиеся в старшем дошкольном возрасте, являются итогом умственного развития дошкольника, который подводит его к порогу логики [8, 9].

социальны!) заказ

Цели:

• создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс;

- выравнивание уровня развития и готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения;

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка, при необходимости коррекция незначительных нарушений в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей;

• обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.________

~] Принципы: [ ~

'^''^индивидуальности - выявление и развитие всех способностей и задатков ребенка; непрерывности - преемственность всех ступеней образования; ^'"-'^комфортности - сохранение и укрепление здоровья детеЛ^'""*^ актирной деятельности - всестороннее развитие др*еЯ;

^''"-'Д5>брОВОЛЬНОСТИ - свободный деятельности

АКТИВНО!. ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ

- уход от жестко регламентированного обучения

С школьного типа, обеспечение свободною выбора

деятельности; с

и И - обеспечение активности детей в различных формах. 19 о

0 широкий набор различных видов игр. игровых ситуаций. X и

игровых сооружений, педагогических приемов; И

ь - использование многообразных форм организации ш о

< занятий, включающих разные специфически детские виды 2 к

У деятельности; 4 ВТ У

Л ч - обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной Л

ь ы жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой.

Т художественной, конструктивной и др.); * * ті

н - создание развивающей предметной среды. 14

функционально моделирующей содержание детской

н деятельности и инициирующей ей; 01 н

- широкое использование методов, активизирующих

Л А мышление, воображение и поисковую деятельность детей. и

я X введение элементов проблемности. заданий открытого типа. ■4 ► X

а имеющих разные варианты решений;

с і - широкое использование субъектного опыта путем 0 с

р К создания игровых ситуаций, позволяющих каждому ребенку р

: проявить инициативу, самостоятельность; ч ► Я Е

- создание эмоционально-значимых для детей ситуаций; А

• формирование детского сообщества, обеспечивающего А

каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

АКТИВНОЕ ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДО

і і і і і і і і і

І готовность к школе І

Рис. 1. Фрагмент пространственно-средовой модели пред-школьной подготовки

Событийно-деятельностное пространство - это

совокупность событий и ответных реакций на них, попадающих в поле восприятия ребенка, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов. Деятельность - непосредственный путь освоения, усвоения и присвоения мира субъектом, который вступает во взаимодействие с окружающей его средой: материальной или социальной. Деятельность должна быть максимально разнообразной, чтобы протекало широкое освоение действительности, и развивались самые разнообразные умения и навыки, столь важные для жизни дошкольника [10, ^ 176].

Созидательность, мотивированность, рефлексия -обязательные условия включения деятельности в личностный опыт жизнедеятельности школьника. Именно в событийнодеятельностной среде на практике осуществляется богатство связей человека с миром природы и культуры, социализация ребенка. Согласно Выготскому: «Личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы ... В

воспитательном процессе личный опыт ученика представляет из себя все. Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам... В основе воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика». [2, с. 82]. Педагог может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим.

Педагогическое воздействие на событийнодеятельностное пространство дошкольника заключается не в том, что ему закрывают глаза и не позволяют воспринимать и реагировать на негативные или преждевременные для него события, а в том, что осуществляется педагогическая интерпретация происходящего, и благодаря ей ребенок видит картину ценностных отношений. Лишенное педагогической интерпретации событие, даже самое необычное, увы, не становится фактором его личностного развития. Необходимо заставить ребенка стать участником случившегося: выразить свое отношение, сопереживать. Приобщенность дошкольника к происходящему - главное условие педагогического воздействия на событийно-деятельностное пространство.

Информационное пространство, пожалуй, самая насыщенная часть средового влияния. Учебные занятия существенно расширяют познавательное пространство дошкольника до границ земного шара, космоса, прошлого, настоящего и будущего. Технические средства обучения вводят в информационное пространство ребенка наглядно и живо то, чего никак не могло бы оказаться в поле восприятия дошкольника: северные льды, жаркие пустыни, Вселенная, первобытный человек и проекты завтрашнего дня, - мир наполняется смыслом и сопровождается пониманием его закономерностей. Научнотехнический прогресс, средства массовой информации, глобальная компьютеризация, возможности Интернета, - все это неотъемлемая часть жизни современного дошкольника.

В информационном пространстве наблюдается своеобразный бытийный «круговорот» информации. Став личностно-значимой, информация изменяет способ бытия в соответствии с полученным знанием, управляет действиями взрослеющего человека и определяет готовность к получению новой информации. Таким образом, «человек не только находится в определенном отношении к миру и определяется им, но и относится к миру и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека» (Рубинштейн С.Л. [11, с. 83]).

Чтобы информационное пространство выполняло функции фактора развития личности, необходимо, чтобы восприятие информации требовало интеллектуального и духовного усилия. Знания об информации, ее свойствах и законах являются основой информационной культуры человека - нового понятия, подразумевающего умение выражать мысли в словесной и графической формах, умение получать и систематизировать информацию, переосмысливать, перерабатывать и передавать ее другим в различных формах. Это тем более важно, так как объемы информации, с которыми приходится сталкиваться ребенку в его деятельности, стремительно нарастают. Информатизация общества, развертывающаяся все более ускоряющимися темпами и опирающаяся, с одной стороны - на непрерывное совершенствование технических средств работы с информацией, а с другой - на изменение условий интеллектуальной деятельности людей, требует существенной перестройки системы образования. Овладение навыками работы на компьютере стало непременным атрибутом многих профессий.

Интеллектуальное пространство. В последние годы наметилась тенденция к выделению разных типов инновационных дошкольных образовательных учреждений, где дошкольнику должно обеспечиваться всестороннее развитие. Мы

полагаем, что современное ДОУ должно иметь концепцию развития, определяющую содержание, структуру образования с учетом не только предметных областей знаний, но и их функций в интеллектуальном развитии дошкольника в целевом, ценностном и возрастном аспекте. Это может служить основой для разработки дифференцированных (индивидуальных) программ не только с учетом их объективной трудности, но и различий в типе мышления.

Субъектная активность дошкольника (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности как бы “извне”. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ребенок, а организованное обучение. За дошкольников закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных для этого условиях. Чем лучше обучающие условия, тем оптимальнее развивается ребенка. Признавая за дошкольником право быть субъектом познания, авторы этой концепции реализацию этого права по сути дела переносят на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности.

Пространство успеха - решающий фактор духовного становления личности. Ситуация успеха - это субъективное переживание человеком личностных достижений. Свободно проявлять себя может лишь личность, уверенная в своих способностях, а для этого ей надо пережить успех собственной деятельности. Только успешная деятельность, вызывая удовлетворение, служит основой для формирования положительного отношения к трудовой, познавательной, художественной, спортивной и т.д. деятельности. Ситуация успеха порождает психологическое условие принятия деятельности и своего «Я» в деятельности как ее субъекта, закладывает основы для духовной потребности в успешной деятельности и потребности в повторном переживании успеха.

Поиски технологии создания успеха привели к ряду некоторых очень простых педагогических правил: поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности; авансировать, т.е. предварительно огласить достоинства ребенка, которые позволят ему достигнуть успеха; подчеркнуть персональные качества личности; задать высокий уровень мотивации, снять страх перед предстоящей работой; выразить свою уверенность, что успех станет обязательным исходом задуманного; по окончании положительно оценить отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенность. Задача педагогов ДОУ организовать места демонстрации успеха детей.

Учат и воспитывают не только образовательное учреждение: они есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое.

На этапе констатирующего эксперимента были отобраны одинаковые по уровню старшие группы детских садов, которые в дальнейшем были разделены на контрольные и экспериментальные. В контрольной группе тестировались старшие дошкольники детских садов Санкт-Петербурга. Экспериментальную группу составили дети экспериментальной группы детского сада. На формирующем этапе эксперимента мы проверяли эффективность внедрения в педагогическую практику предложенной нами пространственно-средовой модели пред-школьного образования.

Приведем результаты по одному из критериев, который мы использовали в педагогическом эксперименте - эмоциональный статус личности. Данный критерий отслеживался с использованием методики «Эмоционально-волевая сфера» (Модификация цветового теста Люшера-Дорофеевой) и методики «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йнрасска» [12; 13].

Сравнительные показатели по критерию эмоционального статуса личности в контрольной группе

12.5 13

10 9,5

Ж

□ в начале эксперимента

□ в конце эксперимента

Сравнительные показатели по критерию эмоционального статуса личности в экспериментальной группе

_L5_____________§_

□ в начале эксперимента

□ в конце эксперимента

бо

бо

52

52

40

40

Зо

30

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.5

18.5

19

20

20

11.5

9.5

L

10

10

5

З.5

0

0

2

Рис. 1. Сравнение показателей по критерию эмоционального статуса личности. 1 - высший балл, 5 - низший балл.

Данные эксперимента убедительно показывают, что дошкольники экспериментальной группы значительно повысили свой уровень по данному показателю.

Исследование показало недостаточное внимание со стороны педагогической науки к проблемам предшкольного об-

разования, со стороны педагогической практики - недостаток идей, средств, методических приемов, активно разрабатываемых и реализуемых в ДОУ. И почти полное игнорирование богатых возможностей пространственно-средового воздействия на дошкольника.

Библиографический список

1. Арнаутов, В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. - 1998. - № 1.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

3. Макареня, А. А. Трехмерное пространство проживания сообщества и малая образовательная среда воспитания индивида // Избранные труды. - Тюмень: ТОГИРРО, 2000. - Т. 3.

4. Бим-Бад, Б.М. Щит и оборона детства. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995.

5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.: Логос, 1999.

6. Черепанова, В.Н. Педагогическая имиджелогия. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998.

7. Фрилинг, Г. Человек - Цвет - Пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. - М., 1973.

8. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

9. Поддьяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддьякова. Ф.А. Сохнина. - М., 1988.

10. Макареня, А. А. Педагогическая антропоэкология. Теоретические основы / А. А. Макареня, С.В. Кривых. - Новокузнецк: ИПК, 2000. - Ч.1.

11. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

12. Поливанова К.Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. - М.: Эксмо, 2009.

13. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: Сфера , 2007.

Статья поступила в редакцию 26. 11.09

УДК 37.035; 37б.б

С.В. Лактионова, канд. пед. наук, докторант ИПК СПО; Г.Н. Ольховикова, аспирант ИПК СПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: k1S2@km.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования развития социальной сети учащихся-сирот. Представляется авторский подход к реализации социального партнерства с целью формирования социального поведения учащихся-сирот учреждений профессионального образования.

Ключевые слова: социальная сеть, социальное поведение учащихся-сирот, социальное партнерство.

Социальная среда представляет собой системокомплекс общечеловеческих и этнических ценностей, традиций, норм и правил поведения, регулирующих жизнедеятельность людей, определяющих рамки их социальной активности. Она, с одной стороны, является источником многих трудностей, связанных с процессом личностного развития индивида и процессом его социализации, с другой - определяет функции, содержание и способы оказания ему помощи со стороны сопровождающего,

с третьей - предоставляет культурные ресурсы для проектирования и реализации выбранного пути; с четвертой - оценивает происходящее с позиции объективных, исторически сложившихся критериев и показателей.

У ребенка, молодого человека, да и у взрослого часто возникает много трудностей, проблем, которые связаны с отношениями с людьми, социальными институтами, с учебным заведением и т.д. Эти проблемы, несомненно, требуют того,

15З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.