Научная статья на тему 'Физкультурное образование детей старшего дошкольного возраста на основе антропологического подхода'

Физкультурное образование детей старшего дошкольного возраста на основе антропологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТРОПОЛОГИЯ / ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Руслан Расулович

В статье сделана попытка обобщить и проанализировать различные подходы к проблеме физкультурного образования детей и на основе антропологического подхода сформировать авторскую версию предшкольного физического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Руслан Расулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физкультурное образование детей старшего дошкольного возраста на основе антропологического подхода»

УДК 796.011.3 ББК 75.10 М 12

Р. Р. Магомедов ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье сделана попытка обобщить и проанализировать различные подходы к проблеме физкультурного образования детей и на основе антропологического подхода сформировать авторскую версию предшкольного физического воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, начальное физкультурное

образование, антропология, предшкольное образование, игровые технологии, оздоровление, здоровьесбережение.

R.R.Magom edov

Sports education of children of the senior preschool age on the basis of the anthropological approach

Abstract. In the paper, an attempt is undertaken to generalize and analyze various approaches to sports education of children and on the basis of the anthropological approach to generate the author's version of preschool physical training the child of the senior preschool age.

Key words: physical training, sports education, initial sports education, anthropology, preschool education, game technologies, health improvement, taking care of one’s health.

Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Восприимчивость организма дошкольников определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. За последние десять лет выявлена неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей дошкольников.

Отечественной педагогической наукой установлено, что 40% детей 6-7 летнего возраста не готовы к обучению в школе, это в три раза превышает количество таких детей в семидесятые годы, и в два раза больше, чем в восьмидесятые годы двадцатого века [11]. М.Н. Алиев, Э.Ю. Бачиева, В.Р. Кучма, Н.Т. Лебедева, М.И. Степанова и др. свидетельствуют об обострении проблемы школьной зрелости, что связано с ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей, уменьшением числа первоклассников, посещавших дошкольное образовательное учреждение, а также с утратой преемственности дошкольного и начального образования [9].

В системе здравоохранения недостаточно реализуются вопросы, связанные с укреплением и сохранением здоровья, профилактикой заболеваемости и с процессом реабилитации после заболеваний [8; 9;].

В этой связи проблема начального физкультурного образования детей дошкольного возраста на основе антропологического подхода с использованием игровых технологий в условиях предшкольного образования приобретает особую значимость и актуальность.

Проблема человекознания всегда была и остается главной в истории и науке. В настоящее время в России уделяется недостаточное внимание социальным и психологопедагогическим проблемам здоровья, непрерывному образованию в сфере физической культуры.

На сегодняшний день, с одной стороны, добиться определенных успехов в обучении подрастающего поколения и при этом сохранить и приумножить его здоровье является сложной и актуальной проблемой. С другой стороны, актуальность проблемы формирования здоровья, здорового образа жизни и здоровьесбережения обусловлена тем,

что взгляды, привычки у детей, стиль жизни закладываются преимущественно в системе дошкольного образования, где до сих пор идут разногласия идей, знаний, опыта в формировании здорового образа жизни детского поколения, а главное - отсутствует программно-методическое обеспечение, научно-теоретическая и методологическая база формирования мотивации здорового образа жизни [7; 10; 11].

Поэтому основной целью данного исследования являлось изучение влияния системы непрерывного образования по физической культуре в условиях предшкольного образования с применением инновационных педагогических технологий на состояние здоровья детей.

Методы и организация исследования. Решение проблем здоровья невозможно ограниченными методами, при организации работы коллектив ВНИКа исходил из положения российской педагогики, что педагогический процесс представляет собой единство процессов обучения, воспитания и развития. Формирование знаний ребенка в условиях предшкольного образования объективно требуют определенной системы и связей разных наук, исследующих человека. Такая совокупность наук о человеке есть антропология.

Современная педагогическая антропология ориентируется на поиск способов проявления человеческой индивидуальности как высшей меры развития человека.

В проведенных исследованиях в данном направлении (Н.А. Амосовым, В.К. Бальсевичем, В.И. Бондиным, Ю.Н. Вавиловым, В.В. Зайцевым, В.Н. Курысем, Р.Р. Магомедовым, Л.П. Матвеевым, Р.Е. Мотылянской, И.В. Муравовым, Л.П. Сечиной, Л.Н. Слядневой, В.Д. Сонькиным, Г.В. Шияновой и др.) отмечается, что в проблеме начального формирования физкультурного образования, укрепления здоровья детей игровыми технологиями нужны новые механизмы и такая система самосовершенствования, которая стимулировала бы самого человека.

На современном этапе развития образования в России физкультурное образование детей дошкольного возраста, как особый вид интегрированной деятельности в условиях предшкольного образования на основе учета закономерностей детской антропологии, нами рассматривается в виде одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, О.С. Газман, В.В. Сериков, Н.Б. Ромаева Р.Р. Магомедов и др.).

Педагогическая антропология характеризуется главным и стратегическим предназначением - интеграцией человековедческих дисциплин и созданием реальных предпосылок для системного исследования отличительных особенностей онтогенетического поэтапного развития человека в процессе его обучения и воспитания.

Актуальность исследования программ физического воспитания определена отсутствием единого подхода при создании образовательных программ физического воспитания детей дошкольного возраста, основанных на возрастных особенностях, нормативах и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Главная цель предшкольного образования детей - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (А. Фурсенко, 2004), а в области физической культуры - это формирование физической культуры личности с учетом возрастных, анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольников.

Система физического воспитания дошкольников должна оказывать целостное воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное физическое развитие.

Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок,

общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Ю.К. Чернышенко, 1999 и др.), свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 5560 % (Р.Р. Магомедов, О.В. Шимко, 2008) естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.

Известно также, что в школе тенденция к ухудшению здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек.

В период с 2006 по 2009 г. на базе ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в Центре развития ребенка «Радуга», Центре предшкольного образования СГПИ и Центре развития ребенка детский сад № 53 «Солнышко» г. Новоалександровска проводилась экспериментальная работа по проверке эффективности непрерывного образования по физической культуре, отрабатывались пути по внедрению положений программы непрерывного физкультурного образования в практику занятий по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Опираясь на проведенный анализ содержания понятий «физическая культура», «предшкольное образование» в сфере физической культуры, на первом этапе исследования (с сентября 2006 года по май 2007 года) в ходе теоретического исследования нами было выявлено то, что из-за резкого ухудшения здоровья детей в настоящее время возникла необходимость создания в дошкольных образовательных учреждениях «переходного мостика» психической и физической готовности к школе, который поможет первокласснику выдержать напряжение, вызванное режимом учебного дня без ущерба для его здоровья (З. С.Макарова, 1999; Е. О. Комаровский, 2000; и др.).

В ходе второго этапа проведения эксперимента (2007-2008 г.г.) на базе ЦРР детский сад № 53 «Солнышко» г. Новоалександровска создана контрольная группа (15 человек), а на базе СГПИ создана экспериментальная группа (17 человек) кратковременного пребывания детей по предшкольному образованию, в которых была поставлена цель: формирование начального физкультурного образования детей

предшкольного возраста на основе личностно ориентированного подхода средствами игровых технологий.

Решение этой проблемы мы видим в создании совокупности психологопедагогических и медицинских условий, обеспечивающих целостность образовательного процесса, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка в рамках предшкольного образования на базе ДОУ и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста.

В ходе эксперимента по формированию начального физкультурного образования и оздоровлению дошкольников фиксировались данные о количестве пропусков занятий по причине заболеваний, использовались рекомендации рациональной организации двигательной активности и закаливания Ю.Ф. Змановского, В.П. Спириной, Е.О. Комаровского, З.С. Макаровой, В.А. Шишкиной, М.В. Мащенко, Г.П. Юрко и др.

В ходе экспериментальной работы применялись инновационные технологии и элементы системы непрерывного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для правильного формирования движений ребенка преподаватели физической культуры проводят: упражнения на развитие общей моторики детского организма

(беговые упражнения, учитывая их многовариантность, легкость выполнения, цикличность, систематичность, сочетание с точечным массажем, общий положительный эмоциональный фон); подвижные игры (развивающие чувство равновесия, смелость и ловкость, для укрепления мускулатуры ног и свода стопы, на развитие внимания, его распределение, переключение и объем, на преодоление расторможенности, тренировку усидчивости и выдержку); совместные игры детей с родителями, а дети выбирают удобную для себя частоту движений.

Целесообразно использовать игровые технологии и закаливание как систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма к воздействию внешних факторов.

Значимым фактором в процессе начального физкультурного образования является личность специалиста по физической культуре, его антропологическое мировоззрение. Среди современных технологий, реализующих антропологическую направленность педагогического мировоззрения, на первый план выходят следующие: умение создавать возможности для осознанного, свободного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; владение методами организации групповой деятельности, демократическими процедурами принятия решений; повышение роли игры в воспитании, умение занять игровую позицию во взаимодействии с детьми; насыщение воспитательного пространства импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством; создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, терпимости, принятия друг друга, доверительного общения и открытости; интеграция разнообразных педагогических позиций: защитника, опекуна, старшего друга, консультанта,

исследователя и др.; овладение логикой сотрудничества; умение преобразовывать индифферентную для ребенка среду в актуальное и оптимальное пространство его развития; осуществление педагогической поддержки ребенка в процессе осознания им своих потребностей и интересов [1; 2; 7].

Рассмотрим данные, полученные при экспериментальной работе в условиях группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста, которые успешно реализуются на практике и дают эффективность начальной грамотности в сфере физической культуры и снижают уровень заболеваемости дошкольников (табл. 1,2,3).

Таблица 1.

Количественные данные о пропущенных днях одним ребенком по причине простудного заболевания

Месяц, группа Контрольная гр. (кол-во дней) Эксперимент. гр. (кол-во дней) Д=|к.гр.-эк.гр.|

Сентябрь 2007г. 1 2,5 -1,5

Октябрь 2007г. 3,6 1,1 +2,5

Ноябрь 2007г. 2,4 1,4 +1

Декабрь 2007г. 2,8 2,3 +0,5

Январь 2008г. 1,6 1,6 0

Февраль 2008г. 1,8 1,1 +0,7

Март 2008г. 1,9 2 -0,1

Апрель 2008г. 1,9 2,8 -0,9

Май 2008 г. 2,3 0,9 +1,4

2,1 1,7 +0,4

Таблица 2.

Количественные данные о заболеваемости ОРЗ, ОРВИ и их продолжительность за период с !Х-2007г. по V-2008г.

Группа, количество случаев, их продолжительность Контрольная гр. Эксперим. гр. Д=|конр. Гр.-эксп.гр.|

Всего случаев 52 45 +7

Продолжит. - 3 дня 12 8 +4

- 4 дня 7 12 -5

- 5 дней 10 9 +11

-6-8 дней 6 8 -2

-9-10 дней 6 5 +1

Более 10 дней 7 3 +4

Менее 3-х дней 4 - +4

Таблица 3.

Данные о количестве случаев заболеваний простудного характера на одного ребенка с ГХ-2007 г. по V-2008 г.

Группа, количество случаев Контрольная гр. Эксперимент. гр.

Всего детей в группе 15 17

Всего болело детей 11 10

Болело 1 раз 6 7

Болело 2 раза 3 6

Болело 3 раза 6 4

Болело более 3-х раз 3 3

В целях грамотной организации закаливающих мероприятий в условиях МДОУ ЦРР детский сад № 53 «Солнышко» и Центра предшкольной подготовки на базе СГПИ был разработан алгоритм подготовительных мероприятий, а также объединены щадящие методы закаливания, повышающие резистентность организма дошкольника. В структуру реабилитационных мероприятий заложена годовая циклограмма закаливания детей 5-7 лет, позволяющая соблюдать принципы систематичности и целостности.

Определенный интерес представляет предложенная методика закаливающих мероприятий, которая показала, что опыт применения разработанного комплекса закаливающих мероприятий в сочетании с дозированным бегом, дыхательными упражнениями свидетельствует о снижении уровня заболеваемости ОРЗ детей в экспериментальной группе. При сопоставлении данных обнаружена профилактическая эффективность.

Полученные результаты доказывают положительное влияние предлагаемой системы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста по внедрению инновационной системы физкультурного образования детей и на основе антропологического подхода.

Коллективом ВНИКа лаборатории «Педагогическая антропология» СГПИ предложена система непрерывного физического воспитания и физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста «Хотим быть здоровыми» на основе антропологического подхода.

Включенный в программу предшкольного образования круг знаний и умений, которым может овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального, социального, физического развития и адаптации к школьному обучению, показывает, что удается снизить заболеваемость детей в течение года, сохранить прирост показателей физического развития, основных физических качеств. В программе восемь разделов, и первый касается физической культуры - «Хотим быть здоровыми» (Р.Р. Магомедов, Н.Б. Ромаева, 2008).

Данный раздел определяет содержание работы по укреплению физического и психического здоровья детей, становлению у них ценностей начального физкультурного образования, закаливания и здорового образа жизни. Особое внимание уделяется созданию широких возможностей для двигательной активности детей и развитию у них представлений о своих физических возможностях. Высокий интерес к

играм, содержащим сложно-координированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребенка.

При составлении программы «Хотим быть здоровыми» авторы руководствовались рядом положений: учитывали общедидактические принципы и ведущие положения дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и развития при построении воспитательно-образовательного процесса; обеспечивали комплексный подход к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре, а также к разработке приемов руководства как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельностью; высокую вариативность в использовании предложенного содержания (на физкультурных занятиях, динамических часах, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности).

Программа «Хотим быть здоровыми» в своей основе не меняет образовательных стандартов, направлена на гармоническое физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.

Руководствуясь принципом взаимосвязи деятельностей в процессе обучения, мы обеспечили единство целей, задач, организационных форм, средств и методов обучения и содержания программы. Программа представляет собой структурно-функциональную модель поэтапного обучения играм с элементами спорта, обусловливающую оптимизацию педагогического процесса.

Одним из оснований, обеспечивающих успех в реализации программы, выработке у детей эффективной системы мотивов и стимулов, является разнообразие методов работы, использование как общепедагогических, так и специфических методов физического воспитания, в том числе приемов, направленных на обогащение двигательного опыта, формирование интереса к элементам спортивных игр, использование учебных пособий, инвентаря, индивидуальных и групповых карточек-заданий, совместной игры детей и взрослых, поощрение творческой инициативы, объединение в играх детей с разным уровнем развития и физической подготовленности.

Для реализации программы совсем не требуется дорогостоящее оборудование. Педагогам предшкольного образования необходимо вовлечь родителей в мир детской игры. Систематическое использование игр с элементами спорта на прогулке поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни.

Объем и содержание знаний, которые дети должны усвоить по программе «Хотим быть здоровыми», соответствуют возрастным особенностям мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения детей.

Положительный эффект от реализации программы во многом может быть обусловлен разработанностью методологических основ использования игр с элементами спорта в предшкольном образовании. Расширяются возможности физического воспитания, оздоровительного закаливания дошкольников благодаря организации и планированию процесса развития двигательных способностей, максимальному приближению занятий к игровой деятельности, соответствию их содержания возможностям и подготовленности детей. Это делает программу социально и личностно воспринимаемой всеми: детьми, воспитателями, родителями.

Человек третьего тысячелетия неизбежно будет поставлен перед необходимостью выбора своего предметного мира, в котором он должен осуществлять духовнонравственное самоопределение, а так как основы общей культуры человека, культуры физической и культуры здоровьесбережения закладываются в самом раннем возрасте, то в этой связи является очевидным, что начало образовательной деятельности в области

физической культуры детей предшкольного возраста в свою очередь послужит стартовой площадкой активной жизнедеятельности, здоровому образу жизни, физическому, психическому и социальному здоровью Человека.

Примечания:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М., 19SS. 20S с.

2. Бондин В.И. и др. К вопросу о валеологическом образовании школьников II Физическая культура в пространстве культуры Ставропольского края: материалы Ш науч.-практ. конф. 4-6 дек. 200З г. -Ставрополь, 200З. С. 4S^0.

3. Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей З-7 лет II Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 200З. № 4.

4. Комаровский Е. О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родителей. Харьков, 2000.

З. Курысь В.Н., Сляднева Л.Н., Шиянова Г.В. Социально-биологический феномен человека как основание начала его образования в области физической культуры в дошкольном возрасте II Физическая культура, спорт и туризм в Южном Федеральном Округе: состояние, тенденции, перспективы: сб. материалов V науч.-практ. конф. (14-16 окт. 200З г.). Ставрополь, 200З.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. СПб, 1900. С. 170-171.

7. Программно-методическое обеспечение здоровьесбережения и развитие креативности детей дошкольного возраста в контексте педагогической антропологии I P.P. Магомедов [и др.] Ставрополь, 2006.

5. Макарова З.С. Оздоровление частоболеющих детей в дошкольных учреждениях. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Педагогическая антропология I под ред. Л.Л. Pедько, Е.Н. Шиянова. Ставрополь, 200З.

10. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Pостов н!Д, 200З.

11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 200З.

References:

1. Balsevich V.K. Physical training for all and everyone. M., 19SS. 20S p.

2. On valeological education of pupils I V.I. Bondin etc. II Physical training in space of culture of Stavropol territory: materials of the ЗМ Scient.-Pract. Conf., December 4-6, 200З. Stavropol, 200З. P. 4S^0.

3. Voloshina L.N. Game programs and technologies of physical training of З-7 year-old children II Physical training: education, teaching and training. 200З. N 4.

4. Komarovsky E.O. Health of the child and common sense of his parents. Kharkov, 2000.

З. Kurys V.N., Slyadneva L.N., Shiyanova G.V. A social - biological phenomenon of the person as the basis of the beginning of his education in the field of physical training at preschool age II Physical training, sports and tourism in Southern Federal District: a condition, tendencies, prospects: the collection of materials of the ЗШ scient.-pract. conf., October 14-16, 200З I eds. V.N. Kurys, R.R. Magomedov, R.S. Koybaev. Stavropol, 200З.

6. Lesgaft P.F. Family education of the child and its value. SPb, 1900. P. 170-171.

7. Program-methodical maintenance of taking care of health and development of creativity of preschool children in a context of pedagogical anthropology I R.R.Magomedov [etc]. Stavropol, 2006.

5. Makarova Z.S. Health improvement of frequently ailing children in preschool institutions. M., 2004.

9. Pedagogical anthropologyI eds. L.L. Redko, E.N. Shiyanova. Stavropol, 200З.

10. Savelieva N.Yu. Organization of health improving work in preschool educational institutions. Rostov onD, 200З.

11. Smirnov N.K. Educational technologies taking care of health and psychology of health at school. M.,

200З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.