Научная статья на тему 'Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения'

Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4396
831
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ВОСПИТАТЕЛИ И РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровникова Ю. Г.

В статье доказана необходимость использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования. Рассмотрены четыре группы данных технологий: сохранения и стимулирования здоровья; обучения здоровому образу жизни; музыкального воздействия и коррекции поведения. Раскрыты виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-про-филактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологическо-го благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровникова Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения»

2. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2005.

3. Борисова И.В. Пути осуществления дифференцированного подхода на уроках математики в условиях СНМК школы // Народное Образование в XXI веке. 2004. Вып. 3.

4. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников // Начальная школа. 1994. № 11.

5. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И. Моро, A.M. Пышкало. М., 1977.

6. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. М., 1986.

References

1. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issle-dovanija. Myshlenija i rech'. Problemy psihologi-cheskogo razvitija rebenka. M., 1956.

2. Demenjova N.N. Differenciacija uchebnoj raboty mladshih shkol'nikov na urokah matematiki. M.,

2005.

3. Borisova I.V. Puti osushhestvlenija differenciro-vannogo podhoda na urokah matematiki v uslovijah SNMK shkoly // Narodnoe Obrazovanie v XXI veke. 2004. Vyp. 3.

4. Ivanov M.G. Differencirovannoe obuchenie mladshih shkol'nikov // Nachal'naja shkola. 1994. № 11.

5. Aktual'nye problemy metodiki obuchenija mate-matike v nachal'nyh klassah /pod red. M.I. Moro, A.M. Pyshkalo. M., 1977.

6. Amonashvili Sh.A. V shkolu - s shesti let. M., 198б.

DIFFERENTIATED APPROACH TO TEACHING PRIMARY SCHOOLCHILDREN: EXPERIENCE OF REALIZATION

T.V. Larionova, G.N. Novak

Lyceum № 29 Tambov, Russia. e-mail: lartav64@mail.ru

The article considers peculiarities of realization of differentiated approach in the process of teaching primary schoolchildren. Complexity that appears in the work of a teacher and pupils when use differentiated approach is analyzed; and the ways of its overcoming are also suggested.

Key words: differential training, primary schoolchild, levels, self-actualization, cognitive tasks, feedback, results of work.

УДК 373.24

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ю. Г. Коровникова

Детский сад № 7 г. Орел, Россия. e-mail: muhtarova_yulia@mail.ru

В статье доказана необходимость использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования. Рассмотрены четыре группы данных технологий: сохранения и стимулирования здоровья; обучения здоровому образу жизни; музыкального воздействия и коррекции поведения. Раскрыты виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дошкольное образование, дошкольники, здоровьесберегающая среда, культура здоровья, воспитатели и родители.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напря-

женности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек,

которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Согласно Уставу ВОЗ, здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека, одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.

Усилия работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сегодня как никогда направлены на оздоровление ребен-ка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление

функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание основ культуры здоровья для формирования осознанного отношения ребенка к жизни как собственной, так и других людей.

Цель здоровьесберегающей технологии -обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей, как ухаживать за своим телом, т.е. осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Можно выделить следующие задачи здоровьесберегающей технологии:

- объединение усилий сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки;

- обучение детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе;

- осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурнооздоровительной работы.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздо-

ровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.

Все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на четыре группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, т.е. комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.), подвижные и спортивные игры, контрастная дорожка, тренажеры.

В своей работе мы используем следующие технологии:

Стретчинг - 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы - во время занятий,

2-5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз - ежедневно по

3-5 мин в любое свободное время в зависи-

мости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая) -ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам.

Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, бассейн, точечный массаж, спортивные развлечения, праздники, День здоровья, ситуативные малые игры - ролевая подражательная имитационная игра).

Практика показала, что наиболее эффективными в нашем детском саду являются следующие здоровьесберегающие технологии:

Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном зале.

Проблемно-игровые (игротренинги и иг-ротерапия) - в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры - со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Проблемно-игровые игротренинги и иг-ротерапия (тренинг творческой психотехники (ТТП)) - система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и

активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

Проведение точечного самомассажа -в утренние часы. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Проведение утренней гимнастики.

3. Технологии музыкального воздействия (музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия).

Технологии музыкального воздействия -используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия - 2-4 занятия в месяц по 30 мин со старшего возраста. Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

4. Технологии коррекции поведения.

Игры с правилами, игры-соревнования.

Раскрепощающие психотехнические игры - специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения.

Психотехнические освобождающие игры - направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.

Режиссерские игры - где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками.

Народные игры - обаяние игровых персонажей.

Хочется отметить, что педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь ва-

леологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Нельзя не отметить и еще такой важный фактор здоровьесбережения, как живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи, широко использующийся в практике работы нашего ДОУ, благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает и расслабляет, помогает адекватно выразить свое эмоциональное состояние. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет более полно включиться в процесс творчества, активизирует внутренние резервы организма. Работа с глиной также оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться, снимает стресс, помогает приобщить к социальной активности необщительных детей. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: стабилизируется эмоциональное

состояние, развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, развивается речь, формируется произвольное внимание, память. Ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

В федеральных государственных требованиях выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основ культуры здоровья посредством решения таких задач, как сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Имея оздоровительную направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие. Современные психологи выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобо-гащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду [1].

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских

интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка -технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Технологии здоровьесбережения и здо-ровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы).

Очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая нами в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Совершенно очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий будет эффективно, если будет создано здоровьесберегающее пространство, будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, положительные мотивации у педагогов и родителей детей [2]. Мы полагаем, что наиболее целесообразно использовать методы, способствующие активизации инициативы, творческого самовыражения воспитанников: свободная беседа, выбор действий по интересам, выбор способа взаимодействия, свобода творчества, ролевые игры по желанию. Следует включать в педагогический процесс беседы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Наряду с этим необходимо применять оздоровительные мероприятия, способствующие предупреждению утомления и поддержанию работоспособности детей. Особое внимание педагоги обращают на такие аспекты, как:

- соблюдение гигиенических условий в помещениях ДОУ (чистота, проветривание, благоустройство);

- чередование различных видов учебной деятельности, используемых в воспитательно-образовательном процессе, так как утомляемость ведет к снижению познавательного интереса;

- применение физкультурных минуток, музыкальных пауз на занятиях, проведение бодрящих гимнастик, гимнастик для глаз, пальчиковых игр, плавание в бассейне. Включение в двигательную активность детей динамического часа, подвижных игр, дозированной ходьбы на свежем воздухе не только закаляет детей, но и помогает им в коммуникативном общении, повышает иммунитет и укрепляет здоровье;

- использование для релаксации спокойной классической музыки, звуков природы;

- организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников;

- наличие благоприятного психологического климата в группе;

- включение в педагогический процесс «уроков Айболита», «уроков Мойдодыра», минуток ЗОЖ, уроков осторожности, коммуникативных игр, минуток радости, психогимнастики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привлечение родителей к совместной работе по проведению дней здоровья, соревнований, занятий с психологом по профилактике вредных привычек, проведение консультаций, разработка советов и рекомендаций для них по воспитанию стремления детей к здоровому образу жизни. Последнее условие очень важно, так как должна существовать преемственность ДОУ и семьи [3, 4].

Детский сад - это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение - это, прежде всего, агрессивная вирусно-микробная среда с постоянной частотой обновления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый попавший в эту среду ребенок находится под угрозой постоянных инфекционных и простудных заболеваний. К сожалению, некоторые несознательные родители ведут своих детей в сад, не обращая внимания на постоянный насморк, а

порой даже кашель и другие симптомы начинающейся болезни. Однако не все инфекционные заболевания на первой стадии имеют заметные симптомы, а некоторые дети могут даже не болеть сами, но являться носителями той или иной инфекции. Поэтому даже обычная детская площадка - это уже место скопления микробов, что уж говорить о замкнутых пространствах детсадовских групп.

В связи с этим, возникает вопрос, как подготовить своего ребенка и его иммунитет к детскому саду? Как избежать постоянных болезней и частых больничных? Многие родители расскажут, что до детского сада их дети ничем никогда не болели, а вот пошли в сад и все - постоянные болячки, кашель, насморк, микстуры... Как показывает практика, именно постоянные болезни порой становятся основной причиной, по которой матери «созревают» до таких процедур, как обливание и закаливание, на которые раньше, как говорится, рука не поднималась. Ну а поскольку любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, то и подготовку к саду целесообразнее начинать до его посещения, а не тогда, когда вся семья наболелась. Итак, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно освоился в детском дошкольном учреждении, важно соблюдать следующие правила [5].

Правило 1: Нет тепличным растениям!

Первое, что следует рекомендовать родителям - это отказаться от тепличных условий. Больше свежего воздуха, больше ходьбы босиком или на босу ногу, воздушные ванны, частые контакты с другими детьми (на площадках, в гостях и пр.) - все это поможет ребенку как можно безболезненней пройти акклиматизацию в новом детсадовском коллективе. И не старайтесь создавать дома стерильную обстановку - это нанесет ребенку больше вреда, чем обычное количество окружающих нас бактерий.

Правило 2: Вы хотите поговорить об этом?

Как это ни странно, но психическое здоровье и душевное равновесие ребенка оказывает немалое влияние на его иммунную систему. Поэтому важно, чтобы ребенок шел в детский сад осознанно и с интересом. Для этого следует выбирать подходящий сад, где как можно меньше детей и больше педагогов

в каждой отдельно взятой группе. Заранее следует объяснить ребенку, что его ждет, проговорить с ним все правила поведения в саду, рассказать, сколько интересных вещей он сможет узнать и увидеть, со сколькими детьми сможет познакомиться - в общем, постараться заинтересовать и заинтриговать ребенка, чтобы избежать лишних стрессов. Не стоит также оставлять ребенка сразу на целый день: пребывание ребенка в саду следует увеличивать постепенно.

Правило 3. Доверяй, но проверяй!

Несмотря на то, что ребенок выглядит здоровым и бодрым, перед походом в сад нужно пройти диспансеризацию. В первую очередь, это нужно самим родителям, чтобы вовремя распознать ту или иную болезнь. А во-вторых, это простое правило поведения человека в коллективе - если сам болен, не заражай других.

Правило 4: Сбалансированное питание -основа здоровья ребенка.

Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей - это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Так что родителям важно организовать питание своего ребенка с самых первых дней его жизни так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами.

Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, т.е. выросшие в той полосе, где рожден ребенок. К примеру, для нас, жителей средней полосы, черная смородина является более полезным продуктом, богатым витамином С, нежели южные апельсины. Организм человека на 80% состоит из воды, поэтому каждый человек должен потреблять в сутки хотя бы небольшое ее количество. К сожалению, мы часто забываем о воде, особенно, когда речь идет о детях: заменяем ее на сладкие соки, компоты и чаи. Безусловно, это восполняет запасы жидкости в организме, но качество этих запасов оставляет желать лучшего.

Правило 5: Если хочешь быть здоров -закаляйся!

Еще с советских времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья: «Если хочешь быть здоров -закаляйся!» И правда, статистика утвержда-

ет, что среди закаленных детей больных в разы меньше. Однако все хорошо в меру, поэтому и закалка тоже требует системного подхода, в противном случае есть риск добиться обратного эффекта.

Итак, есть несколько принципов, следуя которым, родители смогут закалить своего малыша, оказав неоценимую поддержку его иммунитету [6]:

- главное правило для мамы: ничего не бояться и верить в успех;

- врачи рекомендуют начинать закаливание с воздушных ванн;

- начинать закаливание нужно как можно в более раннем возрасте, но никогда не поздно;

- все процедуры нужно проводить систематически (каждый день или через день -как заведете);

- все нужно делать постепенно, так что не стоит сразу же выливать на ребенка ледяную воду, начать лучше с положенных телу 36 градусов, снижая температуру на 1-2 градуса в 3-4 дня (учтите, что в этом случае все индивидуально и возможно ребенку потребуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой температуре);

- все нужно делать в процессе игры, с хорошим настроением и с улыбкой - слезы и истерики исключены, лучше отложить процедуру на несколько дней, пока малыш не забудется;

- не допускать переохлаждения, все нужно делать быстро - облили, растерли, одели;

- не допускать перегрева;

- не начинать закаливание, если ребенок не здоров;

- перед началом процедур руки и, главное, ноги ребенка должны быть теплыми.

В результате соблюдения этих нехитрых правил, многие дети перестают болеть не только простудными заболеваниями, но и легче переносят инфекционные болезни и постоянные стрессы.

Список литературы

1. Кухлинская В.В. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ // Управление ДОУ. 2007. № 3.

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии

обучения: индивидуально-ориентированный

подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.

3. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. М., 2009.

4. Макарова Л.Н., Гущина Т.Ю. Технология взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей // Семья в России. 2006. № 2.

5. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. М., 2010.

6. Савинова С.В. Как воспитать здорового ребенка // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5.

References

1. Kuhlinskaja V.V. Ispol'zovanie zdorov'esberega-jushhih pedagogicheskih tehnologij v DOU // Upravlenie DOU. 2007. № 3.

2. Ahutina T.V. Zdorov'esberegajushhie tehnologii obuchenija: individual'no-orientirovannyj podhod // Shkola zdorovja. 2000. T. 7. № 2.

3. Borisova E.N. Sistema organizacii fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty s doshkol'nikami. M., 2009.

4. Makarova L.N., Gushhina T.Ju. Tehnologija vzai-modejstvija pedagogov doshkol'nyh obrazova-tel'nyh uchrezhdenij s sem'ej // Sem'ja v Rossii.

2006. № 2.

5. Zhelobkovich E.F. Fizkul'turnye zanjatija v dets-kom sadu. M., 2010.

6. Savinova S.V. Kak vospitat' zdorovogo rebenka // Vospitatel' DOU. 2011. N° 5.

FEATURES OF ORGANIZATION OF HEALTH SAVING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Yu.G. Korovnikova

Nursery School № 7 Orel, Russia. e-mail: muhtarova_yulia@mail.ru

The necessity to use health saving technologies in the system of preschool education is proved in the article. There are considered 4 groups of these technologies: preservation and stimulation of health; teaching healthy lifestyle; musical influence and behavioral correction. The types of health saving technologies in preschool education are exposed: medical and preventive; health and fitness; methods of ensuring of socio-psychological welfare of children; health saving and health enrichment of teachers of preschool education; valeological education of parents.

Key words: health saving technologies, preschool education, preschool children, health saving environment, culture of health, preschool teachers and parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.