Научная статья на тему 'Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации'

Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. / УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ПРОЦЕССОМ / НАПРАВЛЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / MANAGEMENT OF THE PROCESS OF SAVING AND STRENGTHENING OF HEALTH / AREAS OF PRESERVATION AND STRENGTHENING OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ирина Владимировна, Егорова Елена Владимировна, Петрова Наталия Борисовна

Статья посвящена проблеме управления здоровьесберегающим процессом в образовательных организациях по направлениям сохранения и укрепления здоровья, таким как физкультурно-оздоровительное, физкультурно-спортивное, информационно-познавательное и другие направления деятельности; применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Ирина Владимировна, Егорова Елена Владимировна, Петрова Наталия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15446

УДК 371.72

Зайцева Ирина Владимировна,

магистрант ФГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», заведующая МБДОУ «Детский сад № 92», г. Череповец ds92k@mail.ru

Егорова Елена Владимировна,

инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 109», г. Череповец kuznechik109@vandex.ru

Петрова Наталия Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец crr53petrova@mail.ru

Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления здоровьесберегающим процессом в образовательных организациях по направлениям сохранения и укрепления здоровья, таким как физкультурно-оздоровительное, физкультурно-спортивное, информационно-познавательное и другие направления деятельности; применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: управления здоровьесберегающим процессом, направления сохранения и укрепления здоровья, здоровьесберегающие технологии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Многочисленные исследования ученых и исследовательские работы педаго-гов-практиков раскрывают сущность, содержание, методы и формы организации работы по здоровьесбережению воспитанников и обучающихся образовательных учреждений, в частности дошкольных. О совершенствовании деятельности физиологических систем организма посредством увеличения объема и интенсивности двигательной активности детей посвящены работы Ю. Ю. Рауцкис, О. Г. Аракелян, С. Я. Лай-зане, Д. Н. Селиверстова, Л. В. Карманова, В. Г. Фролова, В. Г. Шалыгиной, Е. А. Тимофеева, Г. П. Юрко. Влияние подвижных игр на оздоровление детей изучается в работах Л. И. Пензулаевой, Н. В. Полтавцевой, Н. А. Гординой, Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной; лечебной физкультуры и массажа - работах Г. В. Каштановой, Е. Г. Мамаевой, О. В. Сливиной, Т. А. Чумановой. Применению здоровьесберегающих технологий в детском саду посвящены исследования Л. В. Гаврючиной, В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева. Формирование осмысленного отношения к моторике у детей исследовали В. Г. Кудрявцев, Л. Д. Глазырина, Н. В. Полтавцева и др. О составляющих здорового образа жизни дошкольников, таких как личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, говорится в работах Т. Л. Богиной, Ю. Ф. Змановского, М. А. Руновой, В. П. Спириной.

Под здоровьесбережением в образовательном пространстве многие авторы понимают «процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности» [1].

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

Здоровьесберегающая педагогическая технология - это «систематический метод планирования, применения и оценки всего образовательного процесса, в ходе которого усвоение знаний и универсальных учебных действий осуществляется с учетом человеческих и технических ресурсов и посредством взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» [2], реализуемый с целью повышения резервов здоровья участников образовательного процесса.

Таким образом, «педагогические технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функциональных резервов здоровья (соматического, физического, нравственного, социального, психического, психологического)» [3]. Непосредственно здоровьесберегающая технология - это способ сохранения и укрепления здоровья, осуществляемый посредством системно используемого в образовательном процессе специального набора форм, методов, способов, приемов оздоровления и физического развития обучающихся (воспитанников), обучающих и воспитательных средств на основе декларируемых ценностей и установок здорового образа жизни (авторская редакция).

Анализируя психолого-педагогические источники, опыт работы педагогов-практи-ков, мы пришли к заключению, что в образовательных организациях деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников проводится в шести направлениях:

1. Лечебно-профилактическое.

2. Физкультурно-оздоровительное.

3. Физкультурно-спортивное.

4. Информационно-познавательное (валеологическое образование детей).

5. Направление создания социально-психологического благополучия и формирования психофизического здоровья.

6. Организация здоровьесберегающей среды (это направление можно выделить как отдельное шестое направление деятельности образовательной организации, так и как составляющую вышеуказанных направлений).

Более подробно остановимся на каждом выделенном нами направлении, уточнив предварительно, что мы понимаем под управлением здоровьесбережением в образовательной организации: это процесс, направленный на достижение целей и задач деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечению их полноценного физического развития и психосоциального благополучия, формированию основ здорового образа жизни.

По первому направлению важно отметить, что на данный момент в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) реализация лечебно-профилактического направления отнесена к компетенции учреждений здравоохранения, в дошкольных образовательных организациях в связи с изменениями в правовой основе функционирования образовательных организаций произведена коррекция содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования и стратегического плана оздоровления воспитанников, выраженная в удалении таких разделов работы, как физиотерапия, витаминопрофилактика, иммунопрофилактика, фитотерапия; фитонцидотерапия, которые до сентября 2014 г. образовательная организации осуществляла самостоятельно при наличии лицензии на медицинскую деятельность. Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения из всего объема предостав-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

ляемых услуг взяли на себя оказание доврачебной помощи в образовательном процессе, иммунопрофилактику. Итак, можно констатировать, что в современном правовом поле доля лечебно-профилактического направления в деятельности образовательных организаций значительно сокращена.

И, тем не менее, медико-профилактические (лечебно-профилактические) виды деятельности в дошкольном образовании призваны обеспечивать сохранение и приумножение здоровья в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся следующие виды: организация мониторинга здоровья и разработка рекомендаций по оптимизации здоровья; контроль организации питания, антропометрия физического развития, контроль закаливания; исполнение планов медико-профилактических мероприятий; организация контроля образовательного процесса на предмет соблюдения требований к оптимальной нагрузке в образовательном процессе и оказание консультативной помощи в обеспечении требований СанПиН; прояснение принципов построения здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Ко второму направлению относится применение физкультурно-оздоровительных технологий в дошкольном образовании, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры ребенка, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация вышеуказанных технологий осуществляется педагогами и специалистами по физическому воспитанию в специально организованных формах физкультурно-оздоровительной работы и в режимных моментах функционирования ДОУ.

Перечисленные технологии мы относим к непосредственным здоровьесберегающим технологиям, так как основной целью их применения является сохранение и укрепление здоровья.

Система оздоровительных мероприятий включает: «формирование культурногигиенических навыков, закаливание, обучение уходу за своим телом, С-витаминиза-цию блюд, фитопрофилактику, выполнение упражнений саморегуляции психического состояния, оптимизацию двигательной деятельности детей» [4].

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты, и это предполагает формирование осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Физкультурно-спортивное направление, третье, выделяемое нами, включает в себя работу в сфере спортивных достижений, работу с физически (спортивно) одаренными детьми в объеме, необходимом и достаточном для образовательных организаций. Например, практика работы дошкольных образовательных организаций включает в себя работу по подготовке к видам спорта, а именно: волейболу, пионерболу, флорболу, футболу, легкой атлетике и лыжам. Это наиболее интересное направление для специалистов по физической культуре, позволяющее реализовать спортивные таланты детей и профессиональные амбиции педагогов-практиков. В рамках этого направления образовательные учреждения создают специально подготовленную среду: многофункциональные стадионы и физкультурные залы со специальным покрытием, подбирают спортивный инвентарь и оборудование, отвечающие конкретным задачам. Именно в этом направлении образовательные учреждения чаще всего ведут проектную деятельность, направленную на поиск средств от градовых конкурсов.

Информационно-познавательное (валеологическое образование детей) - четвёртое направление - в несколько ином аспекте рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду: как технологии воспитания валеологической

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

культуры или культуры здоровья. Цель информационно-познавательных здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения человека, в том числе ребенка, к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, обретение валеологической компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Информационно-познавательное направление составляет, на наш взгляд, основу второго аспекта образовательной области (по ФГОС ДО) «Физическое развитие», а именно «Формирование основ здорового образа жизни».

Ведущий принцип таких технологий - учет индивидуальных и личностных особенностей, индивидуальной логики развития, учет интересов и предпочтений воспитанников.

Пятое направление создания социально-психологического благополучия и формирования психофизического здоровья представлено технологиями обеспечения социально-психологического благополучия и призвано обеспечить психическое и социальное здоровье. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия субъектов образовательного процесса, социально-эмоционального благополучия. Реализация данных технологий в ДОУ возложена в первую очередь на педагога-психолога, а также на педагогических работников, прочих сотрудников ДОУ. Относя к ответственным лицам за реализацию данного направления всех сотрудников ДОУ, мы имеем в виду создание пространства личностно ориентированных, гуманистических, субъект-субъектных отношений, в котором возможно социально-психологическое благополучие и сохранение психофизического здоровья ребенка.

О шестом выделяемом нами направлении по созданию здоровьесберегающей среды можно говорить как об отдельном направлении работы по физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья детей, так и как о составляющей части работы в каждом из пяти вышеперечисленных направлений. Среда возникает при функционировании любого дошкольного образовательного учреждения; специально организованная предметная и материально-техническая здоровьесберегающая среда сознательно выстраивается профессиональным коллективом ДОУ на основе принципов ее построения.

Управление здоровьесбережением в образовательных организациях строится, соответственно, внутри каждого направления посредством создания ряда организационно-педагогических условий и обеспечивается продуктами управленческой деятельности.

Организационно-педагогические условия управления деятельностью педагогического коллектива по направлениям СиУЗВ

Направление деятельности по СиУЗВ Организационно-педагогические условия управления Обеспечение продуктом управленческой деятельности

Лечебно- профилакти- ческое направле- ние Нормативно-правовое сопровождение направления Положение о координации медицинского сопровождения воспитанников ДОУ

Научно-методическое сопровождение направления Инструкции по использованию ионизаторов воздуха (люстр Чижевского), кварцевых ламп, памятки по видам закаливающих процедур, памятки по профилактике заболеваний и др.

Организация процедур лечебно-профилактической направленности (совместно с МУЗ ВО «ЧГДП № 3»), способствующих профилактике и Виды планирования по СиУЗВ в части планирования лечебно-профилактической работы (Приложение 4), а именно: Стратегический план оздоровления воспитанников, планы профилактики заболеваний, план осмотра

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

Направление деятельности по СиУЗВ Организационно-педагогические условия управления Обеспечение продуктом управленческой деятельности

предупреждению заболеваемости воспитанников ДОУ воспитанников специалистами МБУЗ ВО «ЧГДП № 3»; памятки, информационные бюллетени, листовки; газета ДОУ «Новости Буратино», сайт dsburatino.ru

Пополнение среды ДОУ, способствующей решению задач лечебно-профилактического направления в рамках современного правового поля Паспорт медицинского блока ДОУ

Физкуль-турно-оздо-ровитель-ное направление Нормативно-правовое сопровождение направления Положение об использовании спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов ДОУ

Научно-методическое сопровождение направления Вариативная часть ООП ДО в части направления по СиУЗВ, программа здоровья, паспорта объектов физической культуры и спорта в ДОУ; проект по укреплению психофизического здоровья воспитанников; модели двигательного режима разных возрастных групп, циклограмма оздоровительных видов деятельности, картотеки прогулок, подвижных и спортивных игр, игр по сохранению и укреплению психофизического здоровья, адаптационных игр, игр, направленных на развитие психосоциального благополучия; утренних гимнастик, гимнастик пробуждения; конспекты физкультурно-оздоровительных досугов и праздников и др.; подборки видеопрезентаций, мультфильмов по тематике СиУЗВ

Регулярный мониторинг оценки качества деятельности МБДОУ «Детский сад № 92» (в т. ч. по направлению физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей работы) Программа оценки качества, мониторинг качества по СиУЗВ, программа обследования физического развития детей, план отчета о состоянии деятельности по СиУЗВ

Проблемно ориентированный анализ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников План отчета о состоянии деятельности по СиУЗВ

Организация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по СиУЗВ Годовой план деятельности педагогического коллектива. Программа развития в части методической работы по СиУЗВ. Циклограммы работы с педагогами. Система методической работы (формы, методы, приемы)

Контроль за реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программы здоровья ДОУ, инновационных проектов по сохранению и укреплению здоровья воспитанников (проведение форм и видов деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников) Система контроля. Картотека контроля

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

Направление деятельности по СиУЗВ Организационно-педагогические условия управления Обеспечение продуктом управленческой деятельности

Формирование готовности педагогов к применению здоровьесберегающих технологий, профессиональной компетентности по сохранению и укреплению здоровья Диагностическая программа изучения готовности педагогов к применению здоровьесберегающих технологий, профессиональной компетентности по сохранению и укреплению здоровья. Модели готовности педагогов к применению здоровьесберегающих технологий. Модель профессиональных компетенций по сохранению и укреплению здоровья. Методическая работа с педагогическим коллективом ДОУ по повышению профессиональной компетентности и мастерства по применению технологий сохранения и укрепления здоровья

Организация трансляции и обмена опытом членов педагогического коллектива посредством их участия в конференциях, конкурсах, семинарах различного уровня Информационно-образовательные ресурсы

Физкультурно-спортивное направление Нормативно-правовое сопровождение направления Положение о подготовке воспитанников к спортивным играм и организации спортивных игр в ДОУ. Положение об олимпийском образовании воспитанников ДОУ

Научно-методическое сопровождение направления Картотеки подготовительных упражнений к спортивным играм, картотеки зимних и летних олимпийских игр, проект по олимпийскому образованию воспитанников, подборка видеофильмов про зимние виды спорта

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к совместному участию в организации и проведению спортивных игр Инструкции по проведению совместных мероприятий, совместных мероприятий, осуществляемых с выходом за территорию ДОУ

Консультативно-просветительская работа по разъяснению значения участия в массовых спортивных акциях (Кросс наций, Лыжня здоровья, др.), отдельно - с родителями спортивно одаренных детей Конспекты занятий родительского клуба «Малыши-крепыши», памятки, рекомендации

Организация подготовки воспитанников и проведение спортивных игр в ДОУ. Примечание. Специалист ДОУ - инструктор по ФК проводит «Школу мяча» со спортивно одаренными детьми, организует проведение игр: футбола, волейбола, пионербола; организует подготовку воспитанников к участию в городских спартакиадах по бегу, метанию мяча, прыжкам в длину; педагоги ДОУ организуют катание на лыжах в зимний период Раздел инструкции по охране жизни и здоровья детей при организации подготовки воспитанников и проведении спортивных игр в ДОУ

Обследование физического развития воспитанников. Примечание. С результатами анализа физического развития знакомятся педагоги и родители воспитанников Диагностическая программа обследования физического развития воспитанников и антропометрии

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

Направление деятельности по СиУЗВ Организационно-педагогические условия управления Обеспечение продуктом управленческой деятельности

Обновление и пополнение РППС ДОУ по физкультурно-спортивному направлению. Примечание. Приобретены мячи для метания, для футбола, для волейбола-пионербола, лыжи, секундомер Паспорта объектов спортивной и физкультурно-оздоровительной инфраструктуры ДОУ

Информаци- онно-позна- вательное (валеологи- ческое) направле- ние Нормативно-правовое сопровождение направления Положение о питании воспитанников в ДОУ. Положение о проведении внеучебной деятельности по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй». Положение о проведении внеучебной деятельности по обучению ЗОЖ

Научно-методическое сопровождение направления Адаптированная программа проведения внеучебной деятельности по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй» в рамках ООП ДО, программа внеучебной деятельности по обучению ЗОЖ в рамках ООП ДО, картотеки бесед по ЗОЖ, экскурсий на объекты физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения города, подборки видеопрезентаций, мультфильмов по тематике СиУЗВ

Организация проведения внеучебной деятельности по обучению ЗОЖ в рамках ООП ДО Подборки дидактических игр и материалов; видеопрезентаций

Обеспечено обновление и пополнение РППС ДОУ по информационнопознавательному (валеологиче-скому) направлению Подборки дидактических игр и материалов; видеопрезентаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направ-ле-ние создания соци-ально-пси-хологиче-ского благополучия и формирования психофизического здоровья (создание здоро-вьесберега-ющего пространства) Мотивирование семей воспитанников к ведению здорового образа жизни. Примечание. Организация выставок «Папа, мама, я - здоровая семья», «Семейный выходной», «Как я провел лето», привлечение семей к участию в работе семейного клуба «Малыши-крепыши», участию в городских акциях «Лыжня здоровья», всероссийских акциях «Кросс наций» и др. Положения по организации выставок. Положение о семейном клубе «Малыши-крепыши». Газета ДОУ «Новости Буратино», сайт dsburatino.ru

Мотивирование коллектива ДОУ на сохранение и укрепление собственного здоровья Философия и миссия ДОУ (в части СиУЗВ)

Нормативно-правовое сопровождение направления Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, Положение о формировании психофизического здоровья субъектов образовательного процесса

Научно-методическое сопровождение направления Проект по формированию психофизического здоровья субъектов образовательного процесса «Будем здоровы», картотеки игр социально-психологическому направлению, программы сопровождения детей группы риска, программы сопровождения семей опекунов, многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

7

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

Направление деятельности по СиУЗВ Организационно-педагогические условия управления Обеспечение продуктом управленческой деятельности

Регулярное исследование удовлетворенности родителей состоянием деятельности ДОУ по СиУЗВ, анкетирование родительской компетентности по СиУЗВ Диагностическая программа родительской компетентности по СиУЗВ и удовлетворенности работой ДОУ

Регулярное исследование психологического климата в педагогическом коллективе Анкета «Психологический климат»

Организуется работа специалистов с педагогическим коллективом, коллективом ДОУ в целом Инновационный проект по сохранению и укреплению психофизического здоровья субъектов образовательного процесса «Будем здоровы», проект педагога-психолога «Психологическая гостиная» для воспитателей и младших воспитателей ДОУ

Организуется мониторинг психофизического здоровья (с результатами анализа психофизического развития и рекомендациями по улучшению климата в группах ДОУ, по разрешению проблем во взаимоотношениях знакомятся педагоги и родители воспитанников) Диагностическая программа мониторинга психофизического здоровья

Организуется работа специалистов и педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников Привлечение родителей к участию в НОД (в соответствии с ФГОС ДО). Семейный клуб «Будем здоровы». Психологическая гостиная. Консультации, беседы, раздаточный материал. Газета ДОУ «Новости Буратино», сайт dsburatino.ru

Создание здоровье-сберегающей среды Создание развивающей предметнопространственной и материальнотехнической среды происходит по вышеуказанным направлениям деятельности по СиУЗВ Паспорта объектов спортивной и физкультурно-оздоровительной инфраструктуры ДОУ

О ISSN 2304 -12С

ниепт

Таким образом, здоровьесбережение в образовательном процессе обеспечивается посредством применения здоровьесберегающих технологий как в образовательном процессе в целом, так и в выделенных нами направлениях деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в частности.

Целью использования здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях является обеспечение высокого уровня здоровья субъектов образовательного процесса и информационно-познавательное воспитание культуры здорового образа жизни как совокупности осознанного отношения к здоровью и качеству жизни, знаний о здоровье и умений его оберегать и поддерживать.

Ссылки на источники

1. Ахмерова С. Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М., 2011.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998.

8

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. -2015. - № 12 (декабрь). - ART 15446. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15446.htm. - ISSN 2304-120X.

3. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.

4. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - URL: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dou-2008/dou_zdorovie.html.

Irina Zaitseva,

Master student, Cherepovets State University, headmaster, Kindergarten № 92, Cherepovets

ds92k@mail.ru

Elena Egorova,

Master student, Cherepovets State University, physical culture instructor, Kindergarten № 109, Cherepovets

kuznechik109@.yandex.ru

Natalia Petrova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Preschool Education, Cherepovets State University, Cherepovets crr53petrova@mail.ru

Management areas of preservation and strengthening of health in educational organizations Abstract. The paper is devoted to the management of the process of saving and strengthening of health in educational organizations, such as health and fitness, sports, educational and other activities; use of healthsaving technologies in the educational process.

Keywords: management of the process of saving and strengthening of health, areas of preservation and strengthening of health, health saving technologies.

References

1. Ahmerova, S. G. (2011). Professional'naja dejatel'nost' i zdorov'e pedagoga, Moscow (in Russian).

2. Selevko, G. K. (1998). Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii, Prosveshhenie, Moscow (in Russian)

3. Bodalev, A. A. (2011). Psihologija obshhenija. Jenciklopedicheskij slovar', Izd-vo “Kogito-Centr”, Moscow (in Russian).

4. Sovremennye zdorov'esberegajushhie tehnologii v DOU. Available at: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dou-2008/dou_zdorovie.html (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 18.12.15 Получена положительная рецензия 23.12.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 23.12.15 Опубликована 30.12.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б., 2015

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.