ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15296. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15296.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15296 УДК 376.112.4
Токарева Станислава Валериевна,
аспирант кафедры дошкольной педагогики Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, г. Одесса, Украина
stanislava.n@mail.ru
Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению
Аннотация. В статье рассматриваются коррекционно-оздоровительное направление работы в общеобразовательной школе, ее значение, особенности современных требований к данному направлению работы и условия подготовки будущих учителей физической культуры к ее организации и проведению. Определены условия, способствующие эффективной профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры к проведению коррекционно-оздоровительной работы: алгоритмизация учебных дисциплин и упорядочивание учебной информации коррекционно-оздоровительного направления; формирование мотивационной составляющей к данному виду работы; овладение и наработка моделей и методик коррекционно-оздоровительной работы в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова. коррекционно-оздоровительная работа в школе, профессиональная подготовка, будущий учитель физической культуры.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Вопросы охраны здоровья учеников в процессе обучения всегда беспокоили педагогов. Выдающийся советский педагог В. Сухомлинский подчеркивал, что укрепление здоровья детей является важнейшей задачей школы, от решения которой зависят общее развитие детей, их умственная работоспособность и успеваемость. «Опыт убедил нас в том, - писал он, - что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание...» И далее: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4 лет обучения, то добрая половина их - о здоровье» [1]
60-е гг. ХХ в. педиатры, обследуя состояние здоровья школьников, обратили внимание на распространенность среди учеников таких нарушений, как сколиозы, близорукость, анемия и неврастения. Эти нарушения получили название школьных, поскольку обусловлены именно условиями школьного обучения. С приходом ребенка в школу у него ограничивается двигательная активность, увеличивается зрительное и нервное напряжение, впоследствии сидячей рабочей позы увеличивается статическая нагрузка.
Сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО (НИИ дефектологии) Т. Власовой, Т. Егоровой, М. Певзнер, К. Лебединской, В. Лубовским были обнаружены разные категории «неуспевающих» детей. Одни дети имеют особенности психофизического развития как следствие перенесенных в раннем детстве тяжелых соматических заболеваний, другие - через органическую недостаточность центральной нервной системы с последствиями травм мозга в раннем детстве. Кроме того, есть дети с особенностями развития личности по невротическому типу [2].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15296. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15296.htm. - ISSN 2304-120X.
Проблема создания условий для здоровьесберегающего обучения учащихся в общеобразовательных школах была актуальной всегда, но сегодня она приобретает особенное значение с учетом данных о состоянии здоровья современных школьников.
По мнению И. Подласого, современные дети, которые нуждаются в коррекционной помощи, отличаются от своих сверстников-предшественников тем, что имеют, прежде всего, искаженное поведение, а во-вторых, особенности познавательной сферы [3].
Г. Кумарина, исследуя задачи и направления коррекционно-развивающей работы в условиях школьного обучения, отмечает: «В многоуровневой диагностико-коррекционной работе с проблемным ребенком первым и самым решающим уровнем всегда остается уровень собственно педагогический... Ранее, чем на других, на этом уровне ее надлежит скорректировать, внести устраняющие проблему изменения...» [4]
Ученая отмечает, что различия в развитии детей одного возраста бывают очень существенными, они обусловлены и полом, и состоянием здоровья, и темпом развития, которые определяются условиями раннего и дошкольного содержания, воспитания и обучения. Иногда эти различия бывают настолько значимыми, что в два-три раза перекрывают так называемые возрастные нормы: «Они не укладываются в схему: здоровые - больные, нормальные - аномальные» [5].
Автор отмечает, что индивидуально-типологические особенности детей младшего школьного возраста, которые обусловлены различным уровнем развития значимых для обучения качеств и способностей, полом, социальной ситуацией развития, проявляются уже с первых дней школьного обучения. Изучая их, ученый выделил шесть групп школьников, которые, несмотря на их одинаковый паспортный возраст, имеют различные показатели развития, учебной деятельности и школьной адаптации.
Таким образом, в современной системе школьного образования сложилась ситуация, свидетельствующая о необходимости организации и проведения коррекционнооздоровительной работы с учащимися, особенно младшего школьного возраста. Учитывая, что коррекционно-оздоровительная работа является компонентом охраны здоровья детей в процессе обучения, то необходимость профессиональной подготовленности к ней педагогов очевидна.
Анализ педагогической, психолого-педагогической литературы дает основание считать, что коррекционно-оздоровительная работа - особым образом организованное психолого-педагогическое воздействие, которое охватывает учебную и повседневную деятельность ребенка. Определяющим фактором этой работы является обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития [6-8].
Вместе с тем вопросы подготовки учителя физической культуры к коррекционнооздоровительной работе в общеобразовательных школах на сегодняшний день не нашли достаточного отображения и освещения в отечественных исследованиях. Поэтому считаем необходимым рассмотреть некоторые аспекты подготовки будущих учителей физической культуры к организации и проведению коррекционно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.
Как известно, устремленность к педагогической деятельности должна управлять личностью в профессиональном выборе. Абитуриенты направления «Физическое воспитание», как правило, молодые люди, которые активно занимаются спортом, они ориентированы на продолжение спортивной карьеры и не знакомы с проблемами коррекционнооздоровительного характера. Для абитуриентов педагогических институтов специальности «Физическое воспитание» при приеме их на обучение не предусмотрено специальных профессионально-педагогических требований на этапе вступительной кампании. Абитуриенты вышеуказанной специальности кроме представления результатов независимого
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15296. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15296.htm. - ISSN 2304-120X.
тестирования уровня знании сдают экзамен по специальности: выполняют определенные спортивные задания, демонстрируя умения в плавании, подтягивании, прыжках, упражнениях на ловкость. Все эти спортивные умения и их результативность никоим образом не показывают уровень мотивации будущего учителя физической культуры не только к коррекционно-оздоровительному направлению работы, но и к учительской деятельности вообще. После получения диплома специалист отрасли физической культуры и спорта может работать не только учителем физической культуры, но и тренером, методистом тренажерного зала, инструктором в фитнес-клубе и на других должностях вне школы.
Как показали результаты анкетирования студентов I курса института физической культуры и реабилитации ГУ ЮНПУ имени К. Д. Ушинского (Одесса) по их профессиональному самоопределению, лишь 60% от общего контингента имеют выраженную педагогическую ориентацию. Бакалавры, студенты IV курсов, в соответствии с анализом результатов опроса демонстрируют еще меньший показатель профессионального педагогического самоопределения и, к сожалению, в большинстве случаев выбирают спортивно-тренировочное, а не учебно-воспитательное или коррекционнооздоровительное направление педагогической деятельности. Тренерская деятельность, на которую ориентировано 60% бакалавров, никоим образом не мотивирует будущего учителя физического воспитания к овладению знаниями и умениями относительно коррекционно-оздоровительного направления работы учителя физической культуры. Более того, это направление очень часто идет в разрез с коррекционной-оздоровительным направлением работы учителя физической культуры: по содержанию и нагрузке оно ориентировано на значительные, в первую очередь физические, нагрузки; на обязательное интенсивное развитие физических качеств школьника даже в ущерб его здоровью; оно не исключает получения высокого спортивного результата за счет пренебрежения другими составляющими развития ребенка. Поэтому формирование мотивационного компонента коррекционно-оздоровительной работы будущих учителей физической культуры является важным и очень ответственным условием их профессиональной подготовленности.
К сожалению, специальной учебной дисциплины, которая бы формировала у будущих учителей мотивацию к коррекционно-оздоровительной работе средствами физического воспитания с учащимися общеобразовательной школы, учебными планами не предусмотрено. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе в школе осуществляется по мере овладения ими и педагогическими, и психологическими, и биологическими дисциплинами, дисциплинами по теории и методике обучения различным видам спорта (гимнастика, плавание, спортивные игры и т. д.) в ходе спортивного совершенствования. Создается ситуация, когда в ходе обучения будущего учителя физической культуры очень важное, социально значимое, здоровьеобеспечивающее направление профессиональной подготовки «распыляется» по многим учебным дисциплинам, не упорядочивается при их преподавании, отсутствуют преемственность, алгоритм и последовательность предоставления учебной информации о сущности, значении, формах, принципах коррекционно-оздоровительной работы в школе. Предполагается, что необходимые знания, умения коррекционно-оздоровительной работы сформируются у студента как «суммарные» знания. Как показывают результаты анкетирования бакалавров, такой подход не только не обеспечивает необходимой мотивации студентов к коррекционно-оздоровительной работе, но и не подготавливает к ней достаточным образом будущих учителей физической культуры.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15296. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15296.htm. - ISSN 2304-120X.
Определяя педагогические условия, обеспечивающие достаточный уровень подготовленности будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе, мы пришли к выводу о том, что к ним могут быть отнесены:
- формирование у будущих учителей мотивационной составляющей к коррекционно-оздоровительной работе как важному компоненту сохранения и поддержания здоровья учащихся;
- алгоритмизация учебных дисциплин, отвечающих за подготовленность студентов к коррекционно-оздоровительной работе (дисциплин биолого-валеологиче-ского цикла, психолого-педагогического цикла, теории и методики обучения видам спорта); наличие в содержании учебных дисциплин упорядоченной, преемственной учебной информации, отражающей значение, сущность и методы коррекционно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.
Уровень профессиональной подготовленности будущего учителя, его профессиональная компетенция обеспечиваются комплексом дисциплин и зависят не только от количества часов, отведенных учебным планом на ту или иную дисциплину, но и от согласованности графика обучения, такой организации и построения учебного процесса, чтобы знания, полученные студентом на первом курсе обучения, стали базовыми для овладения учебными предметами второго года обучения. К сожалению, такой алгоритм не всегда прослеживается в практике подготовки будущих учителей. А если учесть, что коррекционно-оздоровительные знания и умения вообще являются собирательными, формируются и совершенствуются на многих дисциплинах и на протяжении всех лет обучения, то необходимость разработки содержания и методики подготовки студентов к этой работе становится очевидными. Подготовленность к кор-рекционной-оздоровительной работе будущих учителей является результатом их подготовки в процессе обучения. Готовность будущих учителей к коррекционной-оздо-ровительной работе в общеобразовательной школе формируется в результате комплексного профессионально направленного воздействия на студента в процессе обучения. Необходимые знания и умения в коррекционно-оздоровительной работе формируются в зависимости от достаточности и основательности знаний, полученных на дисциплинах биологического и психолого-педагогических циклов, умений использовать приобретенные знания в процессе спортивно-практической деятельности, логический алгоритм построения учебного процесса, когда выдерживается наследственность дисциплин, дидактичность их преподавания студенту. Коррекционно-оздоровительная работа учителя физической культуры - это такой вид профессиональной деятельности, которому будущий специалист отрасли физической культуры и спорта не может научиться вне учебного заведения, на своих тренировках или соревнованиях. Собственный опыт коррекционно-оздоровительной работы средствами физического воспитания у студентов-спортсменов, как правило, отсутствует. А если он есть, то его недостаточно, так как в отклоняющемся развитии современных детей есть большое количество разных состояний, требующих коррекционно-оздоровительного воздействия: психоэмоциональные отклонения, связанные с наличием кризисного возрастного периода, или индивидуальными особенностями развития, или временной ситуацией в семье, вызванные социальной нестабильностью, тревожностью; отклонения в осанке, начиная с плоскостопия кончая наличием паретического компонента; задержка психического развития; нарушения речи разной степени; нарушения зрения разной степени и медицинского прогноза развития; нарушения слуха; особенности поведенческих реакций вплоть до девиантного поведения и другие. Понятно, что такие разные особенности развития учащихся требуют разных подходов к их коррекции и
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15296. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15296.htm. - ISSN 2304-120X.
оздоровлению, наряду с комплексным видением проблемы, определенным доминированием знаний психологии или физиологии, специальной психологии или анатомии.
Упорядочение содержания учебного материала коррекционно-оздоровительного направления в различных дисциплинах, его последовательность и доступность позволят сформировать у студента целостное представление о значении и месте коррекционно-оздоровительной работы учителя физической культуры в школе. Понятность предмета деятельности, осознание значимости этой деятельности будут мотивировать будущего учителя физической культуры непосредственно к коррекционно-оздоровительной работе. Бесспорно, каждый специалист сам будет решать, каким образом он будет проводить коррекционно-оздоровительную работу, ведь она не отражена отдельными требованиями школьной программы по физической культуре, каждый учитель планирует и проводит ее в соответствии с теми знаниями и умениями, которыми он владеет. Поэтому следующим важным условием подготовки будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе определяем овладение и наработку студентами моделей и методик организации и проведения коррекционно-оздоровительной работы с учащимися общеобразовательной школы.
Методики проведения коррекционно-оздоровительной работы осваиваются будущими учителями на дисциплинах психолого-педагогического цикла, биологических дисциплинах и на теории и методике физического воспитания. Ведь коррекционно-оздоровительная работа призвана корригировать и физическое, и психическое состояние учащихся, улучшать функциональные возможности ребенка, оздоравли-вать его, корректировать черты характера, смягчать акцентуации и тревожность ребенка. Значительное количество различных методов и моделей, обработанных студентами, позволяет реализовать личностно ориентированный подход в подготовке будущего учителя физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе. Коррекционно-оздоровительное направление в практической деятельности учителя физической культуры может реализоваться различными путями: через совершенствование организации учебного процесса и требований к ученикам, через отдельный вид спорта, через дифференциацию нагрузок в учебном процессе, через определенные воспитательные меры, через расширение форм работы в школе и другие возможности. Овладение студентами широким кругом методик и моделей реализации коррекционно-оздоровительного воздействия на учащихся является гарантией проведения этого вида работы с учащимися общеобразовательных школ.
Очень важным компонентом подготовки будущих учителей к коррекционно-оздоровительной работе является расширение специального словаря и создание моделей речевого поведения будущих учителей физической культуры. Необходимость обработки речевых моделей обусловлена тем, что проведение уроков физической культуры с соблюдением коррекционной, оздоровительной направленности требует от учителя анализа медико-психологических диагнозов и характеристик состояния учеников. Дозирование нагрузки и средств воздействия на ребенка в процессе занятий физическими упражнениями базируется на понимании учителем физической культуры сущности определенных состояний ученика, поэтому он должен ориентироваться в валеологической и медицинской терминологии. Коррекционное направление работы имеет многокомпонентный характер: это и физическая, и двигательная коррекция, психоэмоциональная и поведенческая коррекция, коррекция личностных качеств, отношений в коллективе или семье и другие составляющие. Коррекционно-педагогическая терминология широко используется социальными работниками, психологами и в системе специального образования. Будущий учитель должен не только
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15296. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15296.htm. - ISSN 2304-120X.
знать основные понятия коррекционно-оздоровительной работы, но уметь дифференцировать дефиниции, используемые по отношению к ученикам общеобразовательных учреждений и специальных учреждений, являющиеся заимствованными из медицины и по сути отражающими диагноз школьника, и их использование в педагогическом процессе нежелательно. Надо уметь подбирать и принимать те сроки, которые являются приемлемыми для обсуждения состояния ребенка в конкретной педагогической ситуации. Будущий специалист должен свободно владеть коррекционно-оздоровительной терминологией, что даст ему возможность аргументированно общаться с родителями школьников, корректно обсуждая проблемы детей, объяснять определенные приемы своей деятельности коллегам, консультироваться со школьным психологом, врачом, логопедом. Знание коррекционно-оздоровительной терминологии, ее понимание, овладение речевыми моделями - все это является залогом дальнейшего профессионального развития студента в коррекционно-оздоровительном направлении работы, условием его самообразования и профессионального самосовершенствования.
Ссылки на источники
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения: в 5 т. - Киев, 1980. Т. 3. - С. 51.
2. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 8-11.
3. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С. 3-31.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. Пособие / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Изд. центр Академия, 2003. - С. 53.
5. Там же. - С. 52.
6. Там же.
7. Выготский Л. С. Лекции по педологии. - Ижевск: Изд. дом «Удмурдский университет», 2001. - 304 с.
8. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. -280 с.
Stanislava Tokareva,
Postgraduate student, Department of Pre-School Pedagogy, South Ukrainian National Pedagogical University
named K.D. Ushinsky, Odessa
stanislava.n@mail.ru
Correction and health work at school and technique of future teachers of physical training preparation to its application
Abstract. The paper deals with correctional and recreational area of work in secondary school, its importance, modern requirements for this area and conditions of future teachers of physical training preparation to its organization and conduction. The author revealed the conditions to effective training of future teachers of physical training to conduct remedial and recreation activities: algorithm of academic disciplines and organization of educational information correctional and health trends; formation of motivational component to this type of work; mastery and best practices models and methods of correction and health activities in the learning process in higher education.
Key words: correctional and health work at school, vocational training, future teacher of physical culture. References
1. Suhomlinskij, V. A. (1980) “Serdce otdaju detjam”, Izbrannye proizvedenija: v 5 t., Kiev, t. 3, p. 51 (in Russian).
2. Vlasova, T. A. & Lebedinskaja, K. S. (1975) “Aktual'nye problemy klinicheskogo izuchenija zaderzhki psihicheskogo razvitija u detej”, Defektologija, № 6, pp. 8-11 (in Russian).
3. Podlasyj, I. P. (2006) Kurs lekcij po korrekcionnoj pedagogike, Gumanit. izd. centr VLA-DOS, Moscow, pp. 3-31 (in Russian).
4. Kumarina, G. F. (ed.), Vajner, M. Je., V'junkova Ju. N. et al. (2003) Korrekcionnaja pedagogika v na-chal'nom obrazovanii: ucheb. posobie, Izd. centr Akademija, Moscow, p. 53 (in Russian).
5. Ibid., p. 52.
6. Ibid.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15296. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15296.htm. - ISSN 2304-120X.
7. Vygotskij, L. S. (2001) Lekciipo pedologii, Izd. dom “Udmurdskij universitet”, Izhevsk, 304 p. (in Russian).
8. Goneev, A. D., Lifinceva, N. I. & Jalpaeva, N. V. (1999) Osnovy korrekcionnojpedagogiki: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Izd. centr “Akademija”, Moscow, 280 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 17.08.15 Получена положительная рецензия 19.08.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 19.08.15 Опубликована 29.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Токарева С. В., 2015
www.e-koncept.ru
7