ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. -2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15328. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15328.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15328
УДК 378.147
Ящук Сергей Михайлович,
кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры технико технологических дисциплин, охраны труда и безопасности жизнедея тельности Уманского государственного педагогического универси тета имени Павла Тычины, Умань (Украина) [email protected]
Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины
Аннотация. В статье раскрыта практическая подготовка будущих магистров технологического образования в процессе их профессиональной подготовки в высших педагогических учебных заведениях. В работе описаны особенности практической подготовки преподавателя высшей школы; цели, задачи и структура ассистентской практики как формы учебно-воспитательного процесса магистрантов специальности «Технологическое образование».
Ключевые слова: ассистентская практика, магистрант, профессиональная подготовка, учебно-воспитательный процесс.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Рост требований к качественному уровню профессиональной подготовки будущего преподавателя высшей школы, усиление роли знаний и практического опыта будущего специалиста, его конкурентоспособности на рынке труда, способности адаптироваться и реагировать на социально-экономические и научно-технические изменения, готовности к реализации профессиональных функций в сегодняшних условиях обусловливают поиск новых подходов, форм и методов профессионального образования. С учетом этого особого внимания требует реформирование практической подготовки будущих преподавателей высшей школы на основе компетентностного подхода. Настоящее требует внесения изменений в практическую подготовку будущих специалистов. Среди определенных путей, способствующих решению обозначенной проблемы, - организация и проведение магистерской практики в высших учебных заведениях.
Магистерская практика является организационной частью учебно-воспитательного процесса высшего педагогического учебного заведения. Она обеспечивает сочетание теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью, способствует выработке у магистранта определенных морально-психологических качеств, научно-педагогических умений, индивидуально-психологических черт, профессионально-педагогических компетенций (проектирование целей и содержания обучения, прогнозирование способов их реализации, осуществление самоанализа своей профессиональной деятельности, организаторские умения). Магистерская практика - это проверка готовности будущего преподавателя посвятить свою жизнь преподавательской деятельности.
Педагогическая практика в процессе подготовки магистров по специальности 8.01010301 «Технологическое образование» является обязательной составляющей образовательно-профессиональной программы и предусматривает совершенствование студентами профессиональных умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения.
Анализ научных исследований отечественных и зарубежных ученых свидетельствует об актуальности и значимости проблемы практической подготовки будущего
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. -2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15328. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15328.htm. - ISSN 2304-120X.
специалиста. Проблемы, касающиеся организации и совершенствования педагогической практики, решали А. Абдуллина, С. Билоконный, Ю. Дацко, Н. Загрязкина, С. Кара, В. Ковальчук, М. Козий, Н. Казанишена, Л. Куликова, Л. Манчуленко, В. Олейник, А. Сбруева, В. Сластёнин, Т. Стритьевич, И. Черней; проблемы практической подготовки студентов магистратуры исследовали Н. Гайдук, Н. Дудник, С. Дворецкий, Л. Клос, Л. Козак, И. Козубовский, Ю. Красильник, И. Мигович, Ш. Рамон, С. Сарре, Т. Филат, К. Ханвей, Е. Швец; проблемам подготовки и профессионального становления с позиции компетентностного подхода будущих специалистов технологического образования посвящены работы В. Гетти, А. Коберника, М. Корец, В. Кузьменко, Е. Кулика, В. Мадзигон, А. Торубара, А. Цины.
Практика в высшем педагогическом учебном заведении является одной из важнейших форм в системе профессиональной подготовки педагогов, обеспечивает их готовность к практической деятельности в учебных заведениях разных типов.
Анализ научных источников свидетельствует о том, что исследователи в большинстве случаев основные определения понятия «практика» рассматривают как целенаправленную чувственно-предметную деятельность людей, содержанием которой является преобразование окружающей среды и общества [1]; специфическую человеческую форму жизненной деятельности, способ бытия человека в мире [2].
В системе профессиональной подготовки будущего педагога важную роль играет именно педагогическая практика, которая является необходимым этапом в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
По мнению ученых, педагогическая практика определяется:
- как способ познания учебно-воспитательного процесса при непосредственном участии в нем [3];
- взаимосвязь между теорией и его будущей профессионально-педагогической деятельностью [4];
- неотъемлемая часть психолого-педагогической и методической подготовки будущего специалиста, во время которой приобретаются практические умения и навыки [5] и т. д.
Практическая подготовка будущих педагогов учитывает необходимость сочетания чувственного восприятия учебной информации и рационального, интенсивного речевого и эмоционального развития, а также необходимость создания ситуаций успеха в процессе обучения и воспитания; формирование и развитие готовности к реализации функций профессиональной деятельности: учебной, развивающей, воспитательной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, конструктивной и др. Практическая подготовка способствует приобретению необходимых для эффективной научно-педагогической деятельности умений - гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и тому подобное.
По результатам исследования данной проблемы нами сформулировано обобщенное определение педагогической практики в процессе подготовки будущего магистра технологического образования, под которым мы понимаем важную и неотъемлемую составляющую профессиональной подготовки будущего магистра. Данная подготовка предусматривает закрепление и углубление приобретенных теоретических психологопедагогических и общетехнических знаний, выработку и овладение научно-методическими умениями и профессионально-личностными качествами в условиях образовательно-научной среды, максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности и направленной на саморазвитие и самореализацию будущего научно-педагогического работника к инновационной научно-педагогической деятельности.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. -2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15328. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15328.htm. - ISSN 2304-120X.
Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих магистров технологического образования невозможно без совершенствования содержания педагогической практики. Во время ее прохождения студент-магистрант приобретает опыт практической деятельности путем углубления профессионально значимых знаний, умений, компетенций в процессе их применения, изучения зарубежного и отечественного перспективного педагогического опыта, знакомства с новейшими образовательными технологиями, методами и приемами, элементами профессиональной деятельности, современными средствами обучения, обмена творческими идеями.
Педагогическая практика в условиях магистратуры по специальности 8.01010301 «Технологическое образование» базируется на содержании профессиональной деятельности будущего преподавателя, которое предусматривает выполнение практических заданий в процессе преподавательской деятельности и ведение научного поиска в сфере преподавания общетехнических дисциплин и методики обучения технологии и родственных наук (психология, педагогика и т. п.).
Для успешного усвоения учебного плана образовательного уровня «магистр» по специальности 8.01010301 «Технологическое образование» на технолого-педагогическом факультете Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины предусмотрена ассистентская практика.
Целью ассистентской практики являются: углубление и закрепление в производственных условиях теоретических знаний и практических умений по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам; применение их в решении конкретных задач практики; формирование у магистрантов умений организовывать учебно-воспитательный процесс в высшей школе; а также воспитание у магистрантов интереса к научноисследовательской и педагогической деятельности, морально-этических качеств преподавателя высшей школы, индивидуального творческого стиля профессиональной деятельности, потребности в самообразовании.
Задачами практической деятельности магистрантов-практикантов являются: закрепление, углубление и обогащение знаний, умений и навыков по профессиональным и психолого-педагогическим дисциплинам, овладение средствами и приемами творческого применения приобретенных знаний для решения педагогических задач в высшей школе; формирование и развитие профессиональных навыков и умений преподавателя высшего педагогического учебного заведения в рациональной организации и проведении учебной, научно-методической, воспитательной работы с использованием результатов научных исследований, прогрессивных методов, средств и технологий обучения и воспитания; закрепление и усвоение современных активных и интерактивных методов и технологий обучения, форм и средств обучения в высшей школе, передового педагогического опыта работы преподавателя высшей школы, а также умений осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку собственной педагогической деятельности, анализ и оценку деятельности коллег-практикантов и преподавателей учебного заведения, в котором проходит практика; дальнейшее формирование у магистрантов творческого, исследовательского подхода к организации педагогической деятельности, приобретение умений по использованию эффективных методов и методик психолого-педагогических исследований, в частности по тематике выпускной квалификационной работы; воспитание устойчивого интереса к профессии преподавателя вуза, потребности в профессиональном саморазвитии и самообразовании, выработке творческого подхода к педагогической инновационной профессиональной деятельности; формирование представлений об особенностях, специфике и видах профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения, его должностных обязанностях и правах, ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы и материально-технической базы вузов I—IV уровней аккредитации.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. -2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15328. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15328.htm. - ISSN 2304-120X.
В соответствии с программой ассистентской практики предусмотрено прохождение и усвоение студентами-магистрантами четырех содержательных модулей: учебного, научно-методического, организационно-воспитательного и научно-исследовательского.
Формирование практических навыков осуществления научного поиска происходит на научно-исследовательском содержательном модуле, где студенты овладевают умениями и практическими подходами к сбору, анализу информации при обработке эмпирического материала научного исследования. Ознакомление с учебно-методической работой в высшей школе происходит в процессе учебного содержательного модуля, где студенты овладевают умениями и практическими подходами к сбору и анализу информации о структуре и специфике организации, управлению в высшей школе; в процессе прохождения научно-методического содержательного модуля студенты приобретают конкретные методические умения для проведения учебных занятий в системе профессионального образования подготовки специалиста; организационновоспитательный содержательный модуль обеспечивает формирование умений по управлению и исследованию социально-психологических особенностей студенческого коллектива, организации общеуниверситетских и факультетских мероприятий.
Теоретической основой для проведения ассистентской практики являются такие дисциплины, как «Психология и педагогика высшей школы», «Высшее образование Украины и Болонский процесс», «Теория и практика научно-педагогических исследований», «Научные основы теории и методики обучения технологий», «Методика преподавания общетехнических дисциплин», «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии обучения» и др.
Ассистентская практика магистров проводится с отрывом от процесса обучения (продолжительность практик по 4 недели во 2-м и 3-м семестрах).
Таким образом, задача ассистентской практики предусматривает две составляющие, которые дополняют друг друга: пассивную и активную (аудиторную) практику.
Пассивная практика, как правило, предшествует активной. Она заключается в участии в учебно-методической работе кафедры, факультета, посещении студентом-магистрантом лекций, лабораторно-практических и семинарских занятий, консультаций, которые проводят преподаватели кафедры; посещении занятий, которые проводят другие студенты-практиканты, с последующим участием в обсуждении результатов и подготовке анализа посещаемого занятия.
Активная (аудиторная) практика - основа процесса ассистентской практики, в процессе которой проявляются и закрепляются учебно-методические, педагогические и научно-исследовательские способности студентов-магистрантов. Активная практика включает в себя: самостоятельное проведение лекций и лабораторно-практических занятий; проведение воспитательных мероприятий на факультете со студенческим коллективом; участие в методической работе кафедры и тому подобное.
В течение ассистентской практики осуществляется три вида контроля: текущий, модульный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется во время прохождения практики и фиксируется в журнале студента-магистранта за каждый отдельный вид работы. Текущему контролю подлежит как пассивная, так и активная (аудиторная) практика.
Модульный контроль - контроль выполненной работы в пределах одного содержательного модуля ассистентской практики, который подается на проверку препода-вателю-методисту в виде отчетной документации.
Итоговый контроль ассистентской практики магистрантов - защита практики на итоговой конференции в присутствии руководителя практики, членов комиссии и сту-дентов-коллег.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. -2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15328. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15328.htm. - ISSN 2304-120X.
Во время защиты педагогической практики магистранты сообщают о выполненных задачах по каждому содержательному модулю, представляют пакет отчетной документации, проверенной методистом, отвечают на вопросы членов комиссии и тому подобное.
Уровень ее прохождения определяется: отношением студентов-магистрантов к прохождению ассистентской практики; качеством выполнения задач всех содержательных модулей; содержанием и качеством оформления отчетной документации; выступлением на отчетной конференции и др.
Таким образом, ассистентская практика по подготовке будущих преподавателей общетехнических дисциплин и методике обучения технологий предусматривает:
- закрепление и углубление теоретических знаний по будущей специальности,
- приобретение навыков самостоятельной практической деятельности,
- выработку творческого и научно-исследовательского подхода к профессиональной деятельности,
- закрепление теоретических знаний в сфере научно-педагогической деятельности,
- приобретение практических навыков инновационной научно-исследовательской работы.
Она является важным средством личностного роста будущего преподавателя. Магистрант начинает самоутверждаться в новой статусно-ролевой позиции преподавателя, активизируется самопознание - поиск ответов на вопросы: «Могу ли я назвать себя преподавателем?», «Хочу ли я им быть?», «Достаточно ли у меня для этого способностей и знаний?» В процессе ассистентской практики интенсивно осуществляется процесс утверждения и развития профессионального «Я» будущего преподавателя. Формируются качества, необходимые современному преподавателю: направленность на новое знание, свобода мышления и определенная критичность взглядов, настойчивость, творческая активность, креативность, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность, вежливость и тактичность, самостоятельность в решении задач, а также интерес к развитию потенциальных возможностей студентов и потребность в педагогическом взаимодействии с ними, научно-педагогическое творчество, педагогическая техника, научный поиск и другие качества.
Ассистентская практика обеспечивает фундамент для основных педагогических умений и навыков будущих преподавателей, формирования профессиональных качеств, шире раскрывает особенности выбранной профессии. По мнению К. Д. Ушинского, «метод преподавания можно изучить по книгам или со слов преподавателя, но приобрести умение пользоваться этим методом можно только благодаря длительной практике» [6]. Именно на практике магистрант может определить, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотношения личностных качеств с требуемыми профессией преподавателя.
Ссылки на источники
1. Гончаренко С. УкраТнський педагопчний словник. - К.: Либщь, 1997. - 376 с.
2. Фтософський словник: [ред.-упоряд. В. I. Шинкарук]. - 2-ге вид., оновл. - К.: Голов. ред. УРЕ, 1986. - 800 с.
3. Гончаренко С. Указ. соч.
4. Абдулина А. О. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: [пособ. для студ. пед. спец. высш. учеб. завед.]. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
5. Берека В. 6. Педагопчна практика - невщ’емна складова подготовки майбутнього керiвника осв^-нього закладу // Оновлення змюту, форм та методiв навчання i виховання в закладах освгги. Нау-rosi записки Рiвненського держ. гумаштарного ун-ту / [зб. наук. праць / ред. кол.: Хом’як I. М. (гол. ред.) та ш.]. - Р1вне: РДГУ, 2006. - Вип. 35. - С. 7-15.
6. Ушинський К. Д. Людина як предмет виховання. Спроба педагопчноТ антропологи // Вибр. тв.: в 2 т. - К.: Рад. шк., 1983. - Т. I. - С. 192-472.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. -2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15328. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15328.htm. - ISSN 2304-120X.
Sergey Yashchuk,
Candidate of Pedagogic Sciences, Doctorate Student, Assistant Professor at the chair of Technical and Technological Disciplines, Labor Protection and Safety, Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical university, Uman, Ukraine
Practical training of Masters in technological education at higher educational institutions of Ukraine Abstract. Practical training of future Masters in technology education in the process of their professional training in higher educational institutions has been revealed in the paper. The paper describes the peculiarities of high school teachers’ practical training; aim, tasks and structure of assistant practice as a form of educational process of are described.
Key words: assistant practice, Master, professional training, educational process.
References
1. Goncharenko, S. (1997) Ukrai'ns'kijpedagogichnij slovnik, Libid', Kiev, 376 p. (in Ukrainian).
2. (1986) Filosofs'kij slovnik: [red.-uporjad. V. I. Shinkaruk], 2-ge vid., onovl, Golov. red. URE, Kiev, 800 p. (in Ukrainian).
3. Goncharenko, S. (1997) Op. cit.
4. Abdulina, A. O. (1990) Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija: [posob. dlja stud. ped. spec. vyssh. ucheb. zaved.], Prosveshhenie, Moscow, 141 p. (in Russian).
5. Bereka, V. 6. (2006) “Pedagogichna praktika - nevid’emna skladova pidgotovki majbutn'ogo kerivnika osvitn'ogo zakladu”, Onovlennja zmistu, form ta metodiv navchannja i vihovannja v zakladah osviti. Naukovi zapiski Rivnens'kogo derzh. gumanitarnogo un-tu / [zb. nauk. prac' / red. kol.: Hom’jak I. M. (gol. red.) ta in.], RDGU, Rivne, vip. 35, pp. 7-15 (in Ukrainian).
6. Ushins'kij, K. D. (1983) “Ljudina jak predmet vihovannja. Sproba pedagogichnoi antropologii”, Vibr. tv.: v 21., Rad. pik., Kiev, t. I, pp. 192-472 (in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 18.09.15 Получена положительная рецензия 21.09.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 21.09.15 Опубликована 29.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ящук С. М., 2015
www.e-koncept.ru
6