Научная статья на тему 'Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду'

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1632
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ничепай О.Н.

В статье описываются применяющиеся в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии,повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

О.Н. Ничепай,

инструктор по физическому

воспитанию 1 'ККЛ «Ясли-сад№51», г.Костанай

Неглзг! создер: денсаулыц, денсаулыц сацтау ортасы, денсаулыц сацтау технологиясы.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая среда, здоровъесберегающие технологии.

Keywords: health, health saving environment, health saving technologies.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Ацдатпа

Тэрбиенушшердш, денсаульщтарын ныгайту жэне сактауга багыты, ата-аналар жэне устаздардыц бага-лы багыттары калыптасуы, тэрбиельбипмд1 жуй-есшщ кетермел1 нэтижес1, педагогикальщ технологи -ялар денсаульщ сактау мектепке дешнп мекемедеп жумыста колданалатыны жайлы жазылган. Салауат-ты eMip багытка туракты мотивация баланын, денса-лыксактау технология жиынтыгыныц нэтижесшде соцында калыптасады. 0Mipre ынталы, оптимистш, достарыныц жэне устаздардыц арасында ашык ден-саулыгы мьщты бала гана ынтамен эрекетке косы-лады. Онын, барлык сапасы жэне касиет1, ол жеке тулгасыныц сэтп даму кепш болып табылады.

Аннотация

В статье описываются применяющиеся в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии,повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного

развития всех сфер личности, ее свойств и качеств. ^

Я <

Annotation §

СП

The article describes the health saving technologies in

the pre - school's work, rising the result of the brining g

- up and educational process, forming the teachers' and S

parents' valuable orientations, which direct to safety and ^

strengthening of the pupils' health. The health saving о

technologies form the firm child's motivation to healthy ® mode of life. Only healthy child is included in all kinds of н

activities with great pleasure. He is cheerful, optimistic ^

and sociable with the other children and teachers. This g

is a voice of successful development of all spheres § personality and its quality.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Цель статьи заключается в раскрытии основополагающих факторов, способствующих организации здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении как фактора внедрения Государственного общеобязательного стандарта дошкольного вос-питанияи обучения.

«Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его с^ жизни. Растить детей здоровыми, силь-щ ными, эмоциональными - задача каждого и дошкольного образовательного учреждено ния, так как более 70% времени ребёнок Й проводит в детском саду. Это время, ког-^ да он растёт, развивается, поэтому забота ^ о здоровье занимает в детском саду одно § из приоритетных направлений работы. § В государственных требованиях Мини-и стерства образования и науки Республики Е Казахстан выделены отдельные образова-Щ тельные области - «Здоровье», «Физиче-

§ екая культура». Содержание этих областей м

н многогранно - это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей

среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же,- формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни.

На сегодняшний день существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1, с. 21 — 28].

Педагоги А. А. Баранов, Е. Л. Вишневская, В. В. Каргенов и др.придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую. Зачастую они забывают о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Концепция модернизации образования в Казахстане предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям на основе Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентностипедагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Понятие «здоровьесберегающие педа-

гогические технологии» у разных авторов трактуются по-разному. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесбе-регающие образовательные технологии» утверждал, чтоих можно рассматривать как технологическую основу здоровьесбе-регающей педагогики, как совокупность форми методов организации обучения детей без ущерба для ихздоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детейи их родителей, педагогов [3, с.240].

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении:

- относительно ребенка - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада. Воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровьюи жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать,поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизнии безопасного поведения; задачи, связанные с оказани-емэлементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Относительно взрослых - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального

здоровья воспитателен дошкольного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации дошкольного учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов дошкольного учреждения и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включаетсяво все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

К современным здоровьесберегающим технологиямотносятся:

• ритмопластика;

• динамические паузы (физкультминутки);

• подвижные и спортивные игры;

• релаксация;

• технологии эстетической направленности;

• гимнастика пальчиковая;

• гимнастика для глаз;

• гимнастика дыхательная;

• гимнастика пробуждения;

• оздоровительный бег;

в; К х

т

о

СП

я

ш О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; х

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

• физкультурное занятие;

• проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) и коммуникативные игры;

• занятияиз серии «Здоровье», самомассаж;

• технологии музыкального воздействия;

• технологии воздействия цветом;

• технологии коррекции поведения;

• сказкотерапия и т. п.

Этапы внедрения здоровьесберегаю-щих технологий включают:

• анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников,их вале-ологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения;

• организацию здоровьесберегающе-го образовательного пространства в дошкольном учреждении;

• установление контактов с социальными партнёрами дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения;

• освоение педагогами дошкольного учреждения методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых;

• внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детейи взрослых;

• работа валеологической направленности с родителями в дошкольном учреждении [2, с.36].

Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка-привычку к здоровому образу жизни. Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальными руководителями, логопедами, педагогом-психологом.

Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции,управлять своим поведением, слышать и чув-

ствовать свое тело.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система здоровьесбережения в дошкольном учреждении включает:

• различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

• комплекс закаливающих мероприятий (воздушноезакаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах,полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

• физкультурные занятия всех типов;

• оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика,физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

• организация рационального питания;

• медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

• соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

• комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбере-жению в дошкольном учреждении:

• интеграция задач физкультурно-оз-доровительнойработы в различные виды совместной деятельности;

• внедрение инновационных здо-ровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;

• разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

• формирование привычки к здоровому образу жизниу дошкольников, педагогов и родителей;

• совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленностив соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

• обеспечение физического и психического благополучия ребёнка в дошкольном учреждении [2, с. 84].

Укрепление здоровья ребенка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Результатами внедрения здоровьесберегаю-щих технологийв дошкольном учреждении являются:

1. Сформированные навыки здорового образа жизнивоспитанников, педагогов и родителей.

2.Взаимодействие специалистов в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберега-ющих технологий в педагогический процесс.

4.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении и семье;

6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошколь-

ников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоро-вьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Наиболее востребованными в дошкольных учреждениях и популярными в настоящее время являются педагогические здоровьесберегающие технологии, таким образом, можно сказать, что учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических здоровьесберегающих технологий в работе детского сада, позволяет сохранить и укрепить здоровье детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст]/Т.В. ^ Ахутина. // Школаздоровья,- 2000. Т. 7. № § 2. - С.21-28. ^

2. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные м основы физических упражнений [Текст]/ ^ Л.Д. Назаренко,- М., 2002. -24с. °

3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберега- К ющие образовательные технологии в ра- § боте учителя и школы [Текст]/Н.К. Смир- § нов. - М.: АРКТИ,2003.-272с. £

4. Селевко,Г.К. Современные образо- к

вательные технологии [Текст] :Учебное §

к

пособие. - М.: Народное образование, § 1998, —256 с. Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.