Научная статья на тему 'Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей на основе ознакомления с народной культурой'

Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей на основе ознакомления с народной культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIO-PERSONAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL AGE / PERSONALITY DEVELOPMENT / SOCIAL CONCEPT / SOCIALIZATION / POPULAR CULTURE / FOLKLORE / MUSEUM PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтян Анна Гогиевна

Данная статья посвящена проблеме социальноличностного развития детей дошкольного возраста, в частности, особенностям воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей, эффективным формам и методам работы по формированию социально-личностных качеств детей средствами народной культуры. Образовательная цель - приобщение детей ко всем видам народного искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до музейной педагогики. Воспитательная роль народной культуры и, прежде всего, культуры традиционной велика, так как она активно влияет на весь уклад жизни общества и на каждую личность в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of upbringing and educational activities on the socio-personal development of children on the basis of acquaintance with the folk culture

This article is devoted to personal and social development of preschool children, in particular, features of upbringing and educational activities for personal and social development of children, effective forms and methods of work on the formation of social and personal qualities of children by means of popular culture.. The educational goal to involve children to all kinds of folk art from architecture to painting, from the dancing, stories and music to museum education. The educational role of national culture and, above all, tradition al culture is great, because it actively affects the entire society and way of life for each person individually.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей на основе ознакомления с народной культурой»

3. Оспенникоба Е. В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: учеб. пособие / Перм. гос. пед.ун-т. Пермь, 2002. С. 103.

4. Стандарт второго поколения предусматривает при изучении предмета «Технология» придерживаться не гендерного подхода, а образовательных потребностей и интересов учащихся, поэтому раздел «Кулинария» может преподаваться и мальчикам.

5. Уиз Д. Занимательная химия, физика, биология. М.: Изд-во: АСТ, 2008. 154 с.

6. Степин Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б. Д. Сте пин, Л. Ю. Аликберова. М.: Дрофа, 2002. 432 с.

7. Там же.

УДК 37.03 + 37.013 + 394.2

А. Г. Ахтян

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ

Данная статья посвящена проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста, в частности, особенностям воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей, эффективным формам и методам работы по формированию социально-личностных качеств детей средствами народной культуры.

Образовательная цель - приобщение детей ко всем видам народного искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до музейной педагогики.

Воспитательная роль народной культуры и, прежде всего, культуры традиционной велика, так как она активно влияет на весь уклад жизни общества и на каждую личность в отдельности.

This article is devoted to personal and social development of preschool children, in particular, features of upbringing and educational activities for personal and social development of children, effective forms and methods of work on the formation of social and personal qualities of children by means of popular culture..

The educational goal - to involve children to all kinds of folk art - from architecture to painting, from the dancing, stories and music to museum education. The educational role of national culture and, above all, tradition al culture is great, because it actively affects the entire society and way of life for each person individually.

© Ахтян А. Г., 2012

Ключевые слова: социально-личностное развитие, дошкольный возраст, развитие личности, социальное понятие, социализация, народная культура, фольклор, музейная педагогика.

Keywords: socio-personal development, preschool age, personality development, social concept, socialization, popular culture, folklore, museum pedagogy.

Когда ребенок появляется на свет, его нельзя назвать личностью, потому как личность не врожденна, личность возникает в результате культурного и социального воспитания и развития.

Личность - социальное понятие, оно подразумевает все, что есть в человеке надприродного и исторического. Как отметила Л. И. Божович, «личность - человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития» [1].

Это развитие осуществляется в процессе взращивания человека в специально созданных воспитательных организациях, в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития, и духовно-ценностной ориентации. При этом происходит формирование социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуры. Данные качества и поступки определяют в своей совокупности культуру поведения человека: нравственного, эстетического, умственного и др. Поэтому социально-личностное развитие ребенка является непрерывным и неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития. В связи с этим социально-личностное развитие ребенка должно начинаться уже на ступени дошкольного образования.

В связи с этим проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста является особенно актуальной на современном этапе и находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так, статьи № 9 и № 14 закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое должно ориентироваться в первую очередь на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., «важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Эти качества формируются в процессе и результате двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, - направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

А. Г. Ахтян. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному.

В связи с этим проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди них важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Вспоминая мысль К. Д. Ушинского о том, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [2], можно сказать, что сегодня возрождаются и формируются традиции социально-личностного воспитания на основе приобщения детей к народной культуре.

По мнению Н. Криницыной, в детских садах проводится большая работа по приобщению детей к культуре как своего народа, так и России. У детей формируются представления о древней русской культуре. Чтобы проводить работу с детьми дошкольного возраста, знакомить с народной культурой, педагог должен правильно использовать источник педагогического мастерства, использовать различные формы методы и опыт, накопленный веками [3].

В исследовании Л. А. Кондрыкинской подчеркивается значимость народной культуры как средства патриотического, нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте (фольклорные праздники, посещение разнообразных выставок народного искусства и краеведческие экспозиции - музеи). Однако для дошкольного возраста не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется грамотная переработка материала [4].

От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом [5].

Чтобы донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, надо использовать специальные наглядные средства, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Необходима организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Очень важно активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание чувства сопричастности к поступкам героев сказок, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с ребята-

ми, способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию. При отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал: для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки. Детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.).

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, фи-лимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [6]. Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения - часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из могучих средств приобщения детей к культуре и гармоническому развитию личности» [7].

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами жизни людей. В праздниках всегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведения личности и социума в целом.

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли) благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества. Большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли русской. Святой Препо-

добный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое могучее государство. Святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Великие полководцы А. В. Суворов, М. И. Кутузов являются высоким нравственным примером для наших детей [8].

Занятия должны быть направлены на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Они должны быть основаны на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

К. Горская считает, где педагогам и родителям необходимо участвовать с детьми в фольклорных праздниках, посещать разнообразные выставки народного искусства, музеи [9].

Музейная педагогика является прекрасным средством приобщения детей к народной культуре. Музейная педагогика - область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства на занятиях по музейной педагогике, взрослые должны исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Это, в свою очередь способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора.

Не всегда окружающий мир ребёнка равнозначен в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики вы-

бор объектов, о которых следует рассказать детям. Любой уголок нашей страны неповторим. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчеркивала, что «основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других, далёких краёв и областей» [10].

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до музейной педагогики.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.

Примечания

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

2. Ушинский К. Д. Воспитание человека. М.: ИД «Карапуз», 2000. С. 47.

3. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. 1991. № 11. С. 16-17.

4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. Л. А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 3.

5. Жуковская Р. И. Игра в ее педагогическом значении. М.: Педагогика, 1975. С. 35.

6. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. М.: Пед. о-во России, 2000.

7. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. Т. 1. М., 1985. С. 41.

8. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ. Сфера, 2007. 128 с. (Растим патриотов России). С. 29.

9. Горская К. Веселая горница // Дошкольное воспитание. 1995. № 10. С. 9-11.

10. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. М.: Просвещение, 1990. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.