Вопросы психологии и коррекционно-развивающего обучения
УДК 372.3/.4
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
DEVELOPMENT OF PARENTS' PEDAGOGICAL COMPETENCE AS THE FACTOR CONTRIBUTING TO DISABLED CHILD'S SOCIAL ADJUSTMENT
© 2015
Т.Н. Винтаева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
T.N. Vintayeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Г.Г. Вареницина, А.А. Тарабыкина МБ ДОУ детский сад комбинированного вида №120 «Сказочный»
(Россия, Тольятти)
G.G. Varenitsina, A.A. Tarabykina MB PEI Kindergarten of combined type №120 «Skazochnyy» (Russia, Togliatti)
В статье раскрываются направления, содержание процесса взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в аспекте становления его социально-адаптивной личности. Формирование педагогической компетентности родителей рассматривается автором с позиций современных тенденций развития российского дошкольного образования.
The article reveals the trends, the content of the interaction of preschool educational institutions and families raising a disabled child, in the context of his social adjustment. Development of parents' pedagogical competence is considered by the author in terms of the modern trends in the Russian pre-school education.
Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей; социально-адаптивная личность; процесс взаимодействия; дошкольная образовательная организация; семья; дети с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: pedagogical competence of parents; tional organization; a family; disabled children.
Формирование социально адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует учета возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, организации эмоционально положительного общения со сверстниками и взрослыми, максимально возможной индивидуализации, а значит, создания развивающей среды, отвечающей особым образовательным потребностям ребенка, насыщения психолого-педагогического процесса различными ви-
socially-adjusted personality; interaction; preschool educa-
дами деятельности, моделирующими способы адаптивного поведения ребенка в различных ситуациях (Е.Б. Айвазян, А.В. Павлова, Г.Ю. Одинокова; Т.А. Репина и др.) [1; 2]. Успешному личностному и социальному развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья способствует активное участие в образовательно-воспитательном процессе родителей детей. Сотрудничество с родителями - важнейшее звено концепции современного образования. Родители являются
первыми и основными воспитателями детей, и невозможно обеспечить становление социально-адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели.
Семья во многом может помочь образовательной организации, однако часто родители не владеют должной коммуникативной культурой, педагогическим компетенциями, необходимыми для формирования социально-адаптивной личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи актуален поиск резервов и эффективных условий формирования социально-адаптивной личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацелен на главный результат - обеспечение позитивной социализации ребенка [3]. Построение продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в целях достижения максимально возможной социализации и интеграции каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс - приоритетная задача Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Необходимости подготовки родителей к воспитанию детей в семье, повышению педагогической компетентности родителей в отечественной педагогике уделяли внимание многие ученые. В настоящее время существует значительное число публикаций по организации работы с родителями детей с ОВЗ [4; 5 и др.]. Единство семейного и дошкольного общественного образования в работе детского сада регламентируется основными законодательными документами. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей «несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность» Н.В. Бочарова, Т.Н. Касимова [6]. Определяющим
фактором в контексте «семьи и дошкольной организации» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и достижений, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе формирования социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья [7, с. 4].
Сегодня актуальны новые формы взаимодействий родителей и педагогов. Детский сад становится открытой системой. Придать дошкольной организации «открытость внутрь» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями [7; 8]. Одна из форм открытости дошкольной организации - организация работы психолого-педагогической гостиной.
Детский сад «Сказочный» г.о. Тольятти реализует образовательный проект «Программа инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации». Интеграцией охвачены воспитанники с синдромом Дауна и задержкой психического развития. В рамках реализации задач проекта встал вопрос о необходимости повышения педагогической компетентности всех участников психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, в том числе и родителей как здоровых детей, так и детей с ОВЗ.
Психолого-педагогические гостиные - одна из форм организации психолого-педагогического сопровождении семей воспитанников с ОВЗ. В работе гостиной неоценима помощь педагогов и родителей, содействующих друг другу в понимании возможностей ребенка, в решении его специфических потребностей и проблем, в оптимизации его развития.
Это особенно актуально для групп детей с задержкой психического развития и синдромом Дауна. В структуре дефекта детей с нарушениями интеллекта отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрело-
сти. У детей с умственной отсталостью формирование деятельности происходит с большим опозданием и с разнообразными отклонениями на всех этапах развития.
Для организации совместного занятия родителей и детей необходима особая подготовка: дети с нарушениями интеллектуального развития нуждаются в доступных формах обучения, родители часто не справляются с особыми образовательными запросами своих детей, затрудняются в выборе необходимого оборудования, приемов включения ребенка в совместную или самостоятельную деятельность.
Изучение особенностей и проблем семьи, имеющей ребенка с нарушениями интеллекта, показало, что подавляющее число родителей испытывают чувства вины, стыда, безнадежности и жалости к себе. По-разному определяется и стратегия выхода из сложившейся ситуации. Нами было отмечено несколько стратегий поведения в семье имеющей ребенка с ОВЗ. Чаще всего это гиперопека; в других случаях возможности детей чрезмерно завышаются, к ним предъявляются требования без учета их психофизического состояния; выявлены семьи с явным или скрытым эмоциональным отвержением ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Вышеописанные стили воспитания имеют негативные последствия для ребенка и не способствуют развитию его личности.
Наиболее благоприятной является ситуация, когда родители объективно оценивают и воспринимают особенности ребенка и принимают его таким, каков он есть. Эти особенности могут определить и учесть их в своей работе только педагогически компетентные родители. Понятию «педагогическая компетентность родителей» [9] близко по содержанию понятие, предложенное И.В. Гребенниковым, -«педагогическая подготовленность родителей», под которой понимается определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей [Цит. по: 10].
В дошкольной образовательной организации применяются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, но часто родители остаются недостаточно заинтересованными, не включенными в психолого-педагогический процесс. Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет родителям научиться по-новому понимать своих детей, усвоить методы совместной деятельности, получить новые знания, которые можно будет использовать в домашних условиях.
В процессе реализации раздела программы инклюзивного образования «Психолого-педагогическая гостиная в детском саду: сопровождение семьи воспитанников с ОВЗ» педагогическим коллективом выстраивалось образовательное пространство дошкольной организации, в котором происходило формирование педагогической компетентности родителей здоровых детей и детей с ОВЗ.
Нами решались следующие задачи.
1. Определить основные направления и содержание взаимодействия специалистов дошкольной организации с семьями здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию педагогической компетентности педагогов и родителей.
2. Включить родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в разнообразные формы психолого-педагогического просвещения и обучения в рамках психологической гостиной ДОУ.
3. Обеспечить материально-технические ресурсы для реализации разнообразных, в том числе интерактивных форм взаимодействия с родителями.
4. Обеспечить трансляцию полученного опыта педагогическому и родительскому сообществу через методический и научно-практический семинар, интернет-ресурсы.
Деятельность по формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках психолого-педагогической гостиной мы реализуем в три основных этапа:
1 этап - проектно-аналитический, на котором нами была сформирована теоретическая и методическая база для построения программы формирования педагогической компетентности родителей воспитанников с нормальным и нарушенным развитием. Реализация задач первого этапа рассматривается через:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме проекта;
- обобщение практического опыта работы учреждений для детей с нарушением интеллектуального развития через участие в семинарах, конференциях, форумах;
- отбор диагностического инструментария для изучения и оценки уровня педагогической компетентности родителей воспитанников и готовности педагогического коллектива к реализации проекта;
- первичную диагностику;
- аналитическую обработку и систематизацию полученного экспериментального материала.
На данном этапе составлен подробный план мероприятий, нацеленный на обучение, просвещение и консультирование родителей по проблемам семейного воспитания, развития и компенсации дефекта.
Педагогом-психологом и дефекто-логом проведена диагностика семей, помогающая выявить стиль воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, заключены договоры с родителями и сотрудниками, проведен ряд мероприятий по обогащению предметно-пространственной среды детского сада.
Результатом работы на первом этапе проекта стало определение основных направлений и содержания взаимодействия специалистов дошкольной организации с семьями здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию их педагогической компетентности.
Педагогическая подготовленность проявляется в педагогической деятельности. С.С. Пиюкова описывает педагогическую деятельность как ряд составляющих, включающих конструктивную, организаторскую и коммуникативную деятельность [10]. По мнению автора, конструктивная деятельность заключается в осознании родителем цели воспитания, в вы-
боре его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.
Организаторская деятельность позволяет реализовывать конструктивную на практике. Она включает:
- организацию жизни и занятий детей, обеспечивающих их социально-личностное становление;
- организацию своей собственной деятельности и отдыха.
Коммуникативная деятельность родителей предполагает способность устанавливать оптимальные межличностные отношения как между родителями, так и между родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.
Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обуславливает педагогическое мастерство родителя.
Опираясь на исследования Н.А. Хру-стальковой, С.С. Пиюковой [9; 10] и других авторов, мы пришли к заключению, что формирование педагогической компетентности родителей должно носить структурный характер и быть направлено на развитие ряда взаимосвязанных компонентов: личностный, гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный.
Личностный компонент определяет способность родителя к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Это главный педагогический «инструментарий» достижения психолого-педагогического результата. В личностный компонент входит педагогическая направленность, педагогические способности, качества личности. Истинно педагогическая направленность родителя состоит в устойчивой мотивации на формирование максимально развитой личности ребенка средствами педагогического взаимодействия. Во взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья наиболее ценными являются эмоциональность, общительность, пластичность и гибкость родителя, способность понимать детей и руководить ими, проявлять любовь, интерес и эмпатию к детям, а также
педагогическая наблюдательность и находчивость, содержательность и яркость речи, педагогический такт и педагогическая требовательность, распределение внимания [10].
Для успешной реализации родителя в педагогической деятельности, в особенности во взаимодействии с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, важны не отдельные способности, а совокупность ряда педагогических способностей. Среди них особое место занимают коммуникативные и перцептивные способности.
Коммуникативные способности позволяют родителю, находясь в обществе взрослых или детей, делится с ними мыслями, устанавливать оптимальное взаимодействие. Перцептивные способности наделяют родителя зоркостью, наблюдательностью, вниманием, интуицией. Диагностические способности наделяют родителя готовностью к исследованию и оценке индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, изучению его направленности, характера протекания психических процессов, выявлению интересов, склонностей и т.д. Прогностические способности позволяют родителям предупреждать возникновение вероятных проблем в социально-личностном развитии ребенка, направлены на обеспечение более полного развития способностей и совершенствования сохранных функций. В педагогическом процессе становления социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья родители должны обладать способностью к поиску, отбору необходимой информации, специальных знаний, необходимых для успешной кор-рекционно-развивающей работы. Это гностический компонент педагогической способности. Для семейного воспитания родителями необходимы психологические знания, позволяющие познать всю сложность развития ребенка с ограниченными возможностями на том ли ином этапе, понять его индивидуальные, отличительные особенности. Гностический компонент включает и формирование педагогических знаний - о путях, формах, способах и средствах эффективного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка.
Конструктивный компонент включает способность ставить стратегические, перспективные цели и определять способы их реализации в комплексном психолого-педагогическом процессе, а организационный - готовность родителя организовывать собственную деятельность и деятельность ребенка. В условиях семейного воспитания важно уметь привлечь внимания ребенка, развивать у него устойчивый интереса к познавательной деятельности, труду и другим видам деятельности, разумно использовать поощрения и наказания, создавать атмосферу совместных переживаний.
Педагогически компетентный родитель может самостоятельно определять зону ближайшего развития собственного ребенка, создавать занимательные ситуации для развития познавательных процессов, положительных эмоциональных реакций, волевых усилий и др.
Рефлексивный компонент определяет способность родителя оценить эффективность педагогического процесса; важно сформировать у взрослых потребность в постоянной обратной связи, которая позволит им своевременно получать информацию об эффективности образовательного процесса, о соответствии цели и полученных результатов. Рефлексивные умения включают способность родителей к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции. Они особенно значимы на этапе контрольно-оценочной деятельности, когда необходимо подвести итоги воспитательной деятельности.
Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе нами реализовы-вались задачи формирования у родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья названных компонентов педагогической компетентности через разнообразные формы психолого-педагогического просвещения и обучения в рамках психологической гостиной дошкольной организации. Решение поставленных задач осуществляется через:
- организацию работы учителя-дефектолога, психолога, логопеда, психолого-медико-педагогических консилиумов;
- разработку комплекса занятий, направленных на формирование педагогической компетентности родителей;
- разработку инструментария методического обеспечения индивидуальных программ развития;
- разработку «узкими» специалистами парциальных коррекционно-разви-вающих программ;
- обучение педагогического коллектива дошкольной организации работе с новыми технологиями;
- активное включение родителей и детей в интегрированный педагогический коррекционный процесс;
К эффективным средствам формирования педагогической компетентности родителей можно отнести просвещение, обучение и консультирование. Одним из важных условий повышения уровня педагогической компетентности родителей является психолого-педагогическое просвещение. В ходе психолого-педагогического просвещения родители получали информацию об особенностях социального и личностного развития их ребенка, о продуктивных способах взаимодействия с ним. Психолого-педагогическое просвещение обеспечивает передачу как психолого-педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений [10; 11].
В работе психолого-педагогической гостиной наиболее часто используются такие формы просвещения, как лекции-дискуссии, семинары, психолого-педагогические практикумы, конференции.
В своей деятельности по проекту основной акцент нами сделан на обучении как одном из средств формирования педагогической компетентности родителей. Оно предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков развивающей деятельности в условиях семьи.
Обучение родителей шло по трем направлениям, рекомендуемым С.С. Пию-ковой:
- обучение родителя как воспитателя;
- обучение родителя как учителя своего ребенка;
- обучение родителя как союзника, партнера.
Разделы обучения родителей:
1. Образовательный, который необходим для формирования у родителей адекватного восприятия особенностей ребенка, принятия его психофизического своеобразия, учета темпа и характерологических черт. Мероприятия данного
направления осуществляются в индивидуальной и подгрупповой форме через семинары, мастер-классы, групповые дискуссии, «мозговой штурм», а также занятия в системе «ребенок - родитель - специалист».
2. Психотерапевтический. Он необходим для снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирования позитивного мировосприятия. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования.
Гармонизация эмоциональных проявлений, склонность к сотрудничеству, позитивный образ будущего, стремление к конструктивным изменениям у взрослых и стабилизация психоэмоционального состояния и у детей - результат психотерапевтического воздействия.
3. Социально-тренинговый. Необходим для формирования у родителей адекватных и эффективных форма поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации и вырабатываются новые формы позитивного социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость, рациональность поведения и реагирования.
В ходе реализации проекта при участии педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей групп компенсирующей направленности родители овладевают эффективными способами взаимодействия с детьми, совершенствуется общение родителей и детей, укрепляются их психоэмоциональные контакты.
Включение родителей и педагогов в совместный просмотр и обсуждение видеофрагментов коррекционно-развиваю-щих занятий со специалистами, работающими с детьми с ОВЗ, позволило расширить педагогический арсенал участников сопровождения.
Принципы взаимодействия с родителями в рамках психолого-педагогической гостиной: добровольность, доступность, индивидуальный подход, практический деятельный подход, системность, отношения на основе взаимодоверия и доброжелательности.
Третий этап - обобщающий. Задача - анализ и обобщение теоретического и практического опыта работы в рамках проекта; внедрение положительного опыта в практику работы коррекционно-образовательных учреждений аналогичного профиля. Решения задач заключительного этапа осуществлялось через:
- рефлексивную деятельность педагогов и родителей;
- экспертизу продуктов исследования;
- необходимые корректировки в разработанных программах;
- оформление и публикацию результатов проекта.
Итоги деятельности проекта позволили:
1. Построить образовательное пространство ДОУ, содействующее формированию педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить основные направления и систематизировать содержание взаимодействия специалистов дошкольной
организации с семьями здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию их педагогической компетентности.
3. Включить родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в разнообразные формы психолого-педагогического обучения в рамках психологической гостиной дошкольной организации.
4. Приобрести и апробировать материально-технические ресурсы для реализации разнообразных, в том числе интерактивных форм взаимодействия с родителями.
5. Через трансляцию полученного опыта расширить круг родителей и педагогов, активно участвующих в процессах интеграции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и обладающих педагогическими компетенциями, необходимыми для гармоничного развития ребенка.
6. Сформировать у родителей воспитанников педагогические компетентности воспитателя, учителя и партнера собственного ребенка.
•к к к
1. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - №3. - С. 72-80.
2. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2. - С. 42-46.
3. Бочарова Н.Б. Взаимодействие семьи и детского сада в формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2014. -197 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/rsl01006759000/rsl01006759615-/rsl01006759615.pdf. (дата обращения 27.12.2015).
4. Касимова Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров [Электронный ресурс] : Автореф. дис. ... канд. пед. Наук. - Омск, 2006. - 19 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01003000000/rsl01003301000/rsl01003301570-/rsl01003301570.pdf. (дата обращения 27.12.2015).
5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пос. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.
6. Матюшкова Е.А. Развитие компетентности учителей в сфере педагогического взаимодействия с родителями учащихся в системе работы службы практической психологии образования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07. - Брянск, 2010. - 211 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004714000/rsl01004714961/rsl01004714961.pdf. (дата обращения 27.12.2015).
7. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-priemnykh-detei#ixzz3zWQMhED. (дата обращения 27.12.2015).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения 27.12.2015).
9. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М. : Педагогика, 2008. - 531 с.
10. Сазонова В.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни слабовидящих дошкольников [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - М., 2011. - 23 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004914000/rsl01004914000/rsl01004914000.pdf. (дата обращения 27.12.2015).
11.Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи [Электронный ресурс] : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. - Саранск, 2009. - Режим доступа: http://dibase.ru/article/24022009_khrustalkovana/ (дата обращения 27.12.2015).