Научная статья на тему 'Реализация принципа открытости в региональной системе дошкольного образования'

Реализация принципа открытости в региональной системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытость образования / информационная открытость / институциональная открытость / пользовательский запрос на информацию / социальное партнерство / государственно-общественное управление / профессиональное сообщество. / openness of education / information openness / institutional openness / user request for information / social partnership / public administration / professional community

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Захарова Татьяна Николаевна, Сергеева Галина Викторовна

В статье обоснована актуальность обеспечения открытости образования как современной задачи, стоящей перед всеми уровнями образовательной системы. Поясняется, что в современном обществе становятся общепризнанными гуманизация и демократизация отношений, а это крайне важно в сфере образования. На основе анализа научной литературы авторы статьи раскрывают сущность категории «открытость образования»: это сложная социальная система, способная к быстрому реагированию в связи с меняющимися социально-экономическими ситуациями, индивидуальными и групповыми потребностями и запросами. В качестве основных характеристик открытого образования выступают гибкость обучающей системы с точки зрения построения технологии обучения; открытость содержания – информационная доступность; расширение образовательного пространства с точки зрения его участников; интеграция всех способов освоения человеком мира; личностная направленность, готовность к диалогу и партнерство субъектов образовательного процесса и др. В статье обсуждаются различные аспекты принципа открытости образования: доступность и востребованность информации об образовательных организациях для участников образовательных отношений и заинтересованных лиц; подотчетность системы образования, возможность общества влиять на процессы в сфере образования; готовность образовательных организаций ко взаимодействию с социальными институтами и профессиональным сообществом. Содержание статьи отражает пути реализации обозначенных сторон информационной и институциональной открытости в региональном дошкольном образовании Ярославской области. Анализируются результаты изучения пользовательского запроса родителей детей дошкольного возраста к содержанию информации, способам сетевой коммуникации официальных сайтов детских садов региона. В опросе приняли участие 124 респондента. Соответствие предложения и спроса на информацию, ее востребованность и полезность рассматриваются как основные критерии эффективности информационной открытости образовательной организации. В статье представлены также практические подходы к решению задачи обеспечения институциональной открытости дошкольного образования региона: функционирование управляющих советов как органов государственно-общественного управления; совместные проекты дошкольных образовательных организаций с представителями социума с целью расширения образовательного пространства развития детей; сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций и учреждений профессионального образования, освоение инновационных практик педагогами детских садов в рамках профессиональных сообществ. Рассмотрены существующие проблемы и потенциальные эффекты реализации открытости образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Захарова Татьяна Николаевна, Сергеева Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the Principle of Openness in the Regional System of Preschool Education

The urgency of ensuring openness of education as a modern task facing all levels of the educational system is determined in the article. Various aspects of the implementation of the principle of education openness are considered: accessibility and relevance of information on educational organizations for participants in educational relations and stakeholders; accountability of the education system, the ability of society to influence the processes in the sphere of education; willingness of educational organizations to interact with social institutions and professional community. The content of the article reflects the implementation of the indicated sides of openness in the regional pre-school education of the Yaroslavl region. The results of studying the user request of preschool children’s parents to the content of information, the ways of network communication of official sites of kindergartens in the region (124 respondents) are analyzed. The relevance of supply and demand for information, its relevance and usefulness are considered as the main criteria for the effectiveness of the information openness of the educational organization. The article presents practical approaches to solve the problem of ensuring the openness of preschool education in the region: the functioning of the governing councils as bodies of state-public management; joint projects of pre-school educational organizations with representatives of the society with a view for expanding the educational space for the development of children; network interaction of preschool educational organizations and vocational education institutions, development of innovative practices by kindergarten teachers within the framework of professional communities. The existing problems and potential effects of the implementation of education openness are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа открытости в региональной системе дошкольного образования»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10228

УДК 37

В. Н. Белкина

https://orcid.org/0000-0003-1903-7500 Т. Н. Захарова

https://orcid.org/0000-0003-2727-7811 Г. В. Сергеева

https://orcid.org/0000-0003-0424-8372

Реализация принципа открытости в региональной системе дошкольного образования

В статье обоснована актуальность обеспечения открытости образования как современной задачи, стоящей перед всеми уровнями образовательной системы. Поясняется, что в современном обществе становятся общепризнанными гуманизация и демократизация отношений, а это крайне важно в сфере образования. На основе анализа научной литературы авторы статьи раскрывают сущность категории «открытость образования»: это сложная социальная система, способная к быстрому реагированию в связи с меняющимися социально-экономическими ситуациями, индивидуальными и групповыми потребностями и запросами. В качестве основных характеристик открытого образования выступают гибкость обучающей системы с точки зрения построения технологии обучения; открытость содержания - информационная доступность; расширение образовательного пространства с точки зрения его участников; интеграция всех способов освоения человеком мира; личностная направленность, готовность к диалогу и партнерство субъектов образовательного процесса и др. В статье обсуждаются различные аспекты принципа открытости образования: доступность и востребованность информации об образовательных организациях для участников образовательных отношений и заинтересованных лиц; подотчетность системы образования, возможность общества влиять на процессы в сфере образования; готовность образовательных организаций ко взаимодействию с социальными институтами и профессиональным сообществом.

Содержание статьи отражает пути реализации обозначенных сторон информационной и институциональной открытости в региональном дошкольном образовании Ярославской области. Анализируются результаты изучения пользовательского запроса родителей детей дошкольного возраста к содержанию информации, способам сетевой коммуникации официальных сайтов детских садов региона. В опросе приняли участие 124 респондента. Соответствие предложения и спроса на информацию, ее востребованность и полезность рассматриваются как основные критерии эффективности информационной открытости образовательной организации. В статье представлены также практические подходы к решению задачи обеспечения институциональной открытости дошкольного образования региона: функционирование управляющих советов как органов государственно-общественного управления; совместные проекты дошкольных образовательных организаций с представителями социума с целью расширения образовательного пространства развития детей; сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций и учреждений профессионального образования, освоение инновационных практик педагогами детских садов в рамках профессиональных сообществ. Рассмотрены существующие проблемы и потенциальные эффекты реализации открытости образования.

Ключевые слова: открытость образования, информационная открытость, институциональная открытость, пользовательский запрос на информацию, социальное партнерство, государственно-общественное управление, профессиональное сообщество.

V. N. Belkina, T. N. Zakharova, G. V. Sergeeva

Realization of the Principle of Openness in the Regional System of Preschool Education

The urgency of ensuring openness of education as a modern task facing all levels of the educational system is determined in the article. Various aspects of the implementation of the principle of education openness are considered: accessibility and relevance of information on educational organizations for participants in educational relations and stakeholders; accountability of the education system, the ability of society to influence the processes in the sphere of education; willingness of educational organizations to interact with social institutions and professional community. The content of the article reflects the implementation of the indicated sides of openness in the regional pre-school education of the Yaroslavl region. The results of studying the user request of preschool children's parents to the content of information, the ways of network communication of official sites of kindergartens in the region (124 respondents) are analyzed. The relevance of supply and demand for information, its relevance and usefulness are considered as the main criteria for the effectiveness of the information openness of the educational organization. The article presents practical approaches to solve the problem of ensuring the openness of preschool education in the region: the functioning of the governing councils as bodies of state-public management; joint projects of pre-school educational organizations with representatives of the society with a view for expanding the educational space for the development of children; network interaction of preschool

© Белкина В. H., Захарова Т. H., Сергеева Г. В., 2018

educational organizations and vocational education institutions, development of innovative practices by kindergarten teachers within the framework of professional communities. The existing problems and potential effects of the implementation of education openness are considered.

Keywords: openness of education, information openness, institutional openness, user request for information, social partnership, public administration, professional community.

В последние десятилетия значительно изменились акценты в понимании ведущих принципов общественной и духовной жизни общества. Становятся общепризнанными гуманизация и демократизация отношений, в том числе и в сфере образования, что приводит к обоснованию сущности категории «открытость образования». Различные аспекты открытого образования рассматриваются в работах И. А. Вавилова, И. А. Вальдмана, С. Г. Косарецкого, Е. А. Ленской, Т. А. Мерцало-вой, А. М. Моисеева, А. А. Пинского, А. А. Се-дельникова, В. И. Соколова, Е. Н. Шимутиной [6, 7, 8, 12, 15, 16, 17, 23, 24].

Открытое образование - это сложная социальная система, способная к быстрому реагированию в связи с меняющимися социально-экономическими ситуациями, индивидуальными и групповыми потребностями и запросами. В качестве основных характеристик открытого образования выступают гибкость обучающей системы с точки зрения построения технологии обучения; открытость содержания - информационная доступность; расширение образовательного пространства с точки зрения его участников; интеграция всех способов освоения человеком мира; личностная направленность, готовность к диалогу и партнерство субъектов образовательного процесса и др.

Реализация принципа открытости в сфере образования - явление, которое, с одной стороны, обусловлено спецификой информационного общества, стремлением к правовому государству и определяется существующими требованиями законодательства, а с другой - может быть связано с собственными потребностями образовательной организации и рассматриваться в русле решения задач повышения качества образования [21]. Тренд открытости образования характерен в настоящее время для большинства стран, при этом по-разному определяются ее предназначение, модели и инструменты. Естественно, тенденция к открытости затрагивает все уровни системы образования, начиная с дошкольного.

Одним из аспектов открытости образования, который, наряду с другими, выделен в работах ученых и государственных нормативных документах - информационная доступность сведений об образовательных организациях и их деятельности для всех заинтересованных лиц. При этом следует отметить, что сама по себе доступность информа-

ции не может рассматриваться как самоцель. Ее реализация ориентирована на конкретные задачи и процессы: подотчетность системы образования; общественная экспертиза и вовлечение граждан в принятие решений в рамках государственно-общественного управления; развитие связей образовательных организаций с социумом и расширение образовательного пространства [17].

Рассмотрим более подробно эти аспекты открытости образования в контексте опыта дошкольных образовательных организаций Ярославского региона.

1. Подотчетность и возможность общественности влиять на процессы в системе образования

Отечественное образование, рассматриваемое сегодня как развивающаяся открытая единая государственно-общественная система, связано с изменениями в работе образовательных организаций, в частности, с реорганизацией структуры управления этими организациями. При этом государственно-общественное управление представлено разными формами - советами образовательной организации, родительскими комитетами, наблюдательными советами, попечительскими советами и т. д. [22].

Открытость и подотчетность учреждения перед такими органами способствует не только пониманию заинтересованными лицами того, как работает образовательная организация, но и появлению у них возможности защищать права педагогических работников, детей и их родителей, участвовать в независимой оценке качества образования, влиять на изменения в хозяйственно-финансовой деятельности, в кадровой политике.

В системе дошкольного образования Ярославской области получили распространение такие органы государственно-общественного управления, как управляющие советы. Это относительно новая структура в деятельности детских садов, что вызывает у практических работников и общественности ряд вопросов. В чем отличие управляющего совета от привычных родительских комитетов? Каким образом они могут оказывать влияние на жизнь детского сада? Существует ли реальная потребность в деятельности такого совета или это просто следование модным тенденциям?

Несмотря на то, что в региональной системе образования достаточно широко представлены школьные управляющие советы, их опыт не может

55

быть напрямую перенесен в деятельность дошкольных образовательных организаций, обладающих очевидной спецификой. Вместе с тем функционирование экспериментальных площадок по данному направлению реализации принципа открытости образования позволяет подвести некоторые итоги.

В частности, содержание деятельности МДОУ «Детский сад № 171» г. Ярославля, который один из первых создал управляющий совет (2011 г.), рассматривалось в рамках исследований Организационно-методического центра по теме «Управляющий совет образовательного учреждения как институт общественного участия в управлении образованием» (руководитель Т. И. Сурова, научный руководитель Т. Н. Захарова) [4, 10]. Участниками данной площадки стали 48 руководителей дошкольных образовательных организаций г. Ярославля. В процессе совместной работы были определены основные направления функционирования управляющего совета детского сада [9]:

— нормативная и правовая деятельность (совет принимает Устав учреждения, изменения и дополнения к нему, участвует в разработке и утверждении программы развития, согласовании содержания образовательной программы детского сада, осуществляет контроль качества условий воспитания и образования детей и др.);

— повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности дошкольной образовательной организации (содействует взаимосвязям детского сада и социальных партнеров);

— расширение информационного пространства детского сада;

— создание здоровых и безопасных условий развития, воспитания в дошкольной образовательной организации.

Региональный опыт показывает, что управляющие советы могут быть наделены разными полномочиями и степенью влияния на образовательный процесс, включать различных представителей общественности в зависимости от ситуации в каждом конкретном учреждении.

Как показывает опыт, идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (заведующий детским садом), и носители общественного начала (представители родителей, общественных организаций, заинтересованные граждане), - не что иное, как шаг к практической реализации актуальных задач открытости образования.

2. Информационная открытость

Процессы информатизации, распространение информационно-коммуникационных технологий привели к тому, что ключевым каналом информации о системе образования становится сеть Internet. Статические данные показывают, что по количественным показателям полноты информации открытость образовательной системы России приближается к 100 %, опережая другие социальные сферы [17, 21].

Современными инструментами информационной открытости выступают сайты образовательных организаций и органов управления образованием. При изучении различных сторон информационной открытости образовательных организаций чаще всего анализируется содержание сайта, форма представления информации и средства сетевой коммуникации.

При этом информационную открытость образования невозможно рассматривать только с позиции тех, кто предоставляет информацию, без учета второй стороны - потребителей образовательных услуг и заинтересованных лиц. Во многих исследованиях отмечается, что значимость информационной открытости не ограничивается удовлетворением потребности пользователей в информации, а определяется теми результатами и эффектами, к которым она может привести при ее качественном осуществлении [2, 7, 16, 18]. Среди них: поддержание положительного имиджа организации; повышение степени доверия к ней; расширение сферы сотрудничества с социумом; утверждение и продвижение позиций, стратегий образовательной организации.

В целом сайты образовательных организаций в малой степени ориентированы на учет пользовательских запросов основных участников образовательных отношений [18].

В связи с этим нами было осуществлено изучение востребованности сайтов дошкольных образовательных организаций Ярославской области у основных заинтересованных лиц - родителей, а также определение их пользовательского запроса на содержание сайта и способы сетевой коммуникации. В исследовании приняли участие 124 респондента.

Несомненно, результаты исследования не претендуют на целостный охват проблемы, но отражают ключевые моменты для первичного понимания ситуации: частота посещаемости сайта родителями; наиболее востребованные материалы сайта; запросы родителей на материалы, которые могут повысить их интерес к сайту; предпочтения относительно форм сетевой коммуникации. Также изу-

чалось желание родителей выступить авторами материалов для сайта.

Результаты опроса свидетельствуют о невысокой популярности официальных сайтов дошкольных образовательных организаций у родителей. Так, из числа всех респондентов только 8 % обращаются к сайту детского сада чаще, чем один-два раза за несколько месяцев; 20 % обращаются к сайту примерно один раз в год и 48 % - 2-3 раза в год; 16 % никогда не посещали сайт; 7 % обращались к сайту однократно при выборе детского сада и поступлении в него.

Можно предположить, что такая ситуация обусловлена рядом причин: несоответствие официальных сайтов пользовательскому запросу, высокая занятость родителей или получение необходимой информации из других источников.

Данные о востребованности дополнили ответы респондентов о материалах сайта, к которым они обращаются чаще всего. Лидирующие позиции, как видим, занимают фотографии, контактная информация и сведения о педагогическом коллективе.

Среди материалов, наличие которых может повысить посещаемость сайта, родители отмечают информацию, непосредственно связанную с детьми и отражающую их жизнь в детском саду.

Отметим, что эти данные также соотносятся с результатами исследований пользовательского запроса родителей школьников [17, 18]. Как показывает анализ сайтов, наиболее интересующая родителей информация размещается образовательными организациями в редких случаях.

К способам сетевой коммуникации пользователей, необходимых для сайта, родители, прежде всего, относят такие формы, как «Вопрос-ответ», «Форум» и «Онлайн-голосование».

Таким образом, нами были получены данные о пользовательском запросе родителей, которые могут стать основой для осуществления необходимых изменений сайтов с целью повышения информационной открытости дошкольных организаций.

3. Взаимодействие образовательных организаций с социальными институтами

Институциональная открытость образовательной организации создает необходимые условия для социального партнерства в сфере образования. При этом не только традиционные институты, такие как детский сад, школа, высшие учебные заведения и т. п., выполняют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды обладает определенным образовательным эффектом.

В организациях, готовых ко взаимодействию с социумом, появляются новые образовательные

возможности за счет включения новых компонентов и ресурсов социального окружения.

Система социального партнерства в образовании является, по сути, способом интеграции различных общественных слоев и групп на основе открытости и сотрудничества, ориентации на развитие, общение и обмен идеями, возможности для местных жителей, общественно активных образовательных учреждений, местных организаций быть активными партнерами в решении проблем в образовании [25].

В Ярославской региональной системе дошкольного образования существуют разные формы взаимодействия с социальными партнерами. Интересной, с нашей точки зрения, является идея совместного участия социальных партнеров и дошкольных образовательных организаций в социальных образовательных проектах [9].

Тематика социальных проектов может быть самой разной («Каждому ребенку - тепло семейного очага», «Дорогой добра», «Дети-волонтеры», «От экологии природы к экологии души», «Нас объединяют дети!» и др.), а идея их организация - решение реальной социальной проблемы совместными усилиями участников проекта. Сущность такой проблемы понятна ребенку, у него есть интерес к совместной деятельности для ее решения.

Как показывает практика, совместно со взрослыми дошкольник вполне способен видеть и обосновывать социальную проблему, выдвигать гипотезы, он учится ставить цели, планировать дальнейшую деятельность, осуществлять поиск информации, получать запланированный продукт, презентовать результаты проекта. В процессе участия в проекте формируются навыки взаимодействия с самыми разными партнерами, растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения, происходит передача социального опыта.

Социальный проект в детском саду носит характер совместной коллективной деятельности взрослых и детей.

Организация детско-взрослых проектов требует определенной подготовки педагога к активному открытому взаимодействию с его участниками: нужно уметь заинтересовать, замотивировать их к совместной деятельности; важно научиться выявлять проблемы, формулировать их в понятных для детей категориях. Педагогу необходимо четко знать этапы организации проекта, грамотно оценивать его результаты, создавать ситуации, где ребенок попробует свою самостоятельность в решении социальных проблем.

Среди эффектов социального партнерства в детском саду можно отметить следующие: во-

первых, обеспечение связи социальных институтов, имеющих свои интересы в образовательной сфере: семья, здравоохранение, культура, социальная защита, правоохранительные органы, укрепление связи со школой и другими образовательными учреждениями более высоких ступеней образования (колледжи, вуз); во-вторых, осуществление деятельности по структурированию ближайшего образовательного и социального пространства (изучение социума, выявление семей и отдельных детей, нуждающихся в социальной поддержке и патронаже; выявление возможных источников дополнительного финансирования дошкольных образовательных организаций); в-третьих, проведение различных мероприятий, способствующих укреплению связей в социуме между различными поколениями, этническими группами; тесному взаимодействию с учреждениями культуры, библиотеками, поликлиниками; связи с территориальными центрами по работе с пожилыми людьми для совместного проведения мероприятий, шефства и дополнительного общения, обогащения социального опыта дошкольника; в-четвертых, участие в международных акциях и программах, конкурсах детских рисунков, семейных проектов, деятельности волонтерских организаций с целью формирования у ребенка способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним.

4. Открытость образовательной организации профессиональному сообществу

Институциональная открытость образовательной организации проявляется также во взаимодействии с другими структурами системы образования и в целом с профессиональным сообществом. Данные исследований показывают, что практическая вовлеченность в профессиональное сообщество, обсуждение с коллегами вопросов, связанных с образовательным процессом, привлечение сторонних специалистов оказывает больший эффект на профессиональное развитие педагогов и повышение образовательных результатов, чем внутриорга-низационные инициативы [26].

В региональной системе дошкольного образования можно отметить как существующие уже достаточно длительное время успешные практики взаимодействия образовательных организаций, так и новые подходы в реализации открытости дошкольного образования профессиональному сообществу:

— сетевое взаимодействие ЯГПУ им. К. Д. Ушинского с дошкольными образовательными организациями региона (педагогическая практика студентов, конференции, семинары);

— освоение инновационных практик, подходов, программ объединенными командами детских садов под руководством регионального Института развития образования, городского Центра развития образования, авторов программ [13];

— участие в ассоциациях и профессиональных группах («Ассоциация сельских детских садов», «Школа проектирования»);

— формирование команды тьюторов по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

— выездные сессии по профессиональной экспертизе основных образовательных программ, разработанных дошкольными образовательными организациями;

— постоянно действующий межмуниципальный семинар «Эффективные практики реализации ФГОС ДО».

Последние направления деятельности дошкольных образовательных организаций осуществляются под руководством Института развития образования Ярославской области.

В заключение заметим, что открытость образования и расширение внешних границ делают необходимой и внутреннюю транформацию образовательных организаций. Это связано с вопросами готовности коллектива к повышению открытости учреждения и их собственной профессиональной деятельности; развития компетенций инициирования и организации командной работы и распределенного лидерства; формирования у руководителей и педагогов экспертной позиции; выстраивания работы с инициативами общественности таким образом, чтобы она влияла на изменения в образовательной практике, а не декларировала или имитировала их.

Эти вопросы определяют как исследовательские интересы, так и перспективы практической деятельности в области дошкольного образования региона.

Библиографический список

1. Александрова, Т. И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными партнерами [Текст] / Т. И. Александрова // Управление в дОу - 2003. - № 4. -С. 29-32.

2. Барбер, М. Преимущества системы ответственности и отчетности: Перестройка системы, инспекционная деятельность и стимулирование в эпоху информированного профессионализма, 2004 [Электронный ресурс] / М. Барбер. - иЯЬ: http://www.mhs548.ru/ 2/10/ЬагЬег.р^

3. Белкина, В. Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника [Текст] / В. Н. Белкина, Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 14-19.

4. Белкина, В. Н. Метод проектов в деятельности современного дошкольного учреждения [Текст] /

B. Н. Белкина, Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - № 4 - С. 131-135.

5. Бочкарев, В. И. 2012. Концепция государственно -общественного управления общим образованием (проект) [Электронный ресурс] / В. И. Бочкарев. - ЦКЬ: http://www.doxa.ru/obr/sobranie/Conf1.html Дата обращения: 02.09.2013

6. Вавилов, А. И. 2009. Перспективы создания управляющего совета образовательного учреждения [Электронный ресурс] / А. И. Вавилов. - ШЬ: < Ар: // www.menobr.ru/materials/26/4914]

7. Вальдман, И. А Практика организации информационного взаимодействия школы и общества в ряде стран мира [Текст] / И. А. Вальдман // Управление образованием: теория и практика / ФГНУ ИУО РАО. -2013. - № 3. - С. 8-31.

8. Захарова, Т. Н. Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления в условиях стандартизации дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Захарова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. - № 2. - С. 79.

9. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)

10. Косарецкий, С. Г., Шимутина, Е. Н., Седельников, А. А., Моисеев, А. М., Мерцалова, Т. Н. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах [Текст] /

C. Г. Косарецкий, Е. Н. Шимутина, А. А. Седельников, А. М. Моисеев, Т. Н. Мерцалова. - М. : Сентябрь, 2011. -192 с.

11. Коточигова, Е. В., Захарова, Т. Н., Сергеева, Л. П., Сергеева, Г. В. Сетевое взаимодействие по освоению и внедрению развивающего образования в практику ДОУ [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Т. Н. Захарова, Л. П. Сергеева, Г. В. Сергеева - Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2013. - 51 с.

12. Кочева, О. Н. Управляющие советы: что это, зачем это, как это? [Текст] / О. Н. Кочева. - Пермь : Библиотека школьного управляющего, 2011. - 189 с.

13. Ленская, Е. А., Вальдман, И. А. Оценивание и подотчетность обществу [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Ленская, И. А. Вальдман. - М. : Логос, 2014. -156 с.

14. Мерцалова, Т. А. Запрос на информацию [Текст] / Т. А. Мерцалова // Директор школы. - 2015. -№ 2. - С. 17-25.

15. Мерцалова, Т. А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики [Текст] / Т. А. Мерцалова // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 40-75.

16. Мерцалова, Т. А. Информационная открытость образования: три стороны двустороннего процессам [Текст] / Т. А. Мерцалова // Народное образование. -2015. - № 1. - С. 90-99.

17. Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов

[Текст] / под ред. А. М. Моисеева ; руководитель проекта А. А. Пинский. - М. : Готика, 2005. - 180 с.

18. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной учебного заведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации [Текст] : приказ: принят Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014. - М. : Собрание законодательства РФ. - № 785-06.2014.

19. Открытость образования: разные взгляды - общие ценности [Текст] : сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию образования ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 193 с.

20. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон: [Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - М. : Российская газета. -№ 303. - 31.12.2012.

21. Седельников, А. А. Управляющий совет - гражданское участие в управлении образованием [Текст] / А. А. Седельников. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.

22. Соколов, В. И. Что мы называем открытым образованием [Электронный ресурс] / В. И. Соколов // Современные научные исследования и инновации. - 2011. -№ 1. - URL: http://web.snauka.ru / issues /2011/05/63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Фальковская, О. Г. Взаимодействие с социумом как условие социализации дошкольника [Электронный ресурс] / О. Г. Фальковская. - URL: http://www. it-n.ru / Attachment. aspx?id = 9425

24. H. Timperley, A. Wilson, H. Barrar & I. Fung (2007) Teacher Professional Learning and Development: Best Evidence Synthesis Iteration [BES]Wellington, New Zealand: Ministry of Education

Reference List

1. Aleksandrova, T. I. Vzaimodejstvie DOU s drugimi social'nymi partnerami = Interaction of preschool educational institution with other social partners [Tekst] / T. I. Aleksandrova // Upravlenie v DOU. - 2003. - № 4. -S. 29-32.

2. Barber, M. Preimushhestva sistemy otvetstvennosti i otchetnosti: Perestrojka sistemy, inspekcionnaja dejatel'nost' i stimulirovanie v jepohu informirovannogo professionalizma, 2004 Advantages of the system of responsibility and reporting: Reorganization of the system, inspection activity and stimulation during the era of informed professionalism, 2004 [Jelektronnyj resurs] / M. Barber. - URL: http://www.mhs548.ru/2/10/barber.pdf

3. Belkina, V N. Obrazovatel'noe prostranstvo detskogo sada kak faktor socializacii doshkol'nika. Educational space of kindergarten as a factor of socialization of the preschool child [Tekst] / V N. Belkina, T. N. Zaharova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Yaroslavl pedagogical bulletin -2016. - № 4. - S. 14-19.

4. Belkina, V N. Metod proektov v dejatel'nosti sov-remennogo doshkol'nogo uchrezhdenija = Method of projects in activity of modern preschool institution [Tekst] / V N. Belkina, T. N. Zaharova // Jaroslavskij pedagogicheskij

vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin - 2011. - T. 2. -№ 4 - S. 131-135.

5. Bochkarev, V I. 2012. Koncepcija gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija obshhim obrazovaniem (proekt) = Concept of state and public management of the general education (project) [Jelektronnyj resurs] / V I. Bochkarev. - URL: http://www.doxa.ru/obr/sobranie/ Conf1.html Data obrashhenija: 02.09.2013

6. Vavilov, A. I. 2009. Perspektivy sozdanija upravlja-jushhego soveta obrazovatel'nogo uchrezhdenija = Prospects of creating management board of educational institution [Jelektronnyj resurs] / A. I. Vavilov. - URL: http://www.menobr.ru/materials/26/4914]

7. Val'dman, I. A Praktika organizacii informacionnogo vzaimodejstvija shkoly i obshhestva v rjade stran mira = Practice of organization of information exchange of school and society in a number of world countries [Tekst] / I. A. Val'dman // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika / FGNU IUO RAO. - 2013. - № 3. - S. 8-31.

8. Zaharova, T. N. Upravljajushhij sovet v detskom sadu kak forma gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija v uslovijah standartizacii doshkol'nogo obrazovanija = Management board in kindergarten as a form of state and public management in conditions of preschool education standardization [Tekst] / T. N. Zaharova // Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. - 2014. - № 2. - S. 79.

9. Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody (Utverzhdena raspor-jazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2014 g. № 2765-r) = Concepts of the Federal target program of education development for 2016-2020 (It is approved by the Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 № 2765-r)

10. Kosareckij, S. G, Shimutina, E. N., Sedel'nikov, A. A., Moiseev, A. M., Mercalova, T. N. Gosudarstvenno-obshhestvennoe upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem v voprosah i otvetah = State and public management of educational institution in questions and answers [Tekst] / S. G Kosareckij, E. N. Shimutina, A. A. Sedel'nikov, A. M. Moiseev, T. N. Mercalova. - M. : Sentjabr', 2011. -192 s.

11. Kotochigova, E. V, Zaharova, T. N., Sergeeva, L. P., Sergeeva, G V Setevoe vzaimodejstvie po osvoeniju i vnedreniju razvivajushhego obrazovanija v praktiku DOU Network interaction on development and introduction of the developing education in practice of preschool educational institution [Tekst] : metodicheskie rekomendacii / E. V Kotochigova, T. N. Zaharova, L. P. Sergeeva, G V Sergeeva - Jaroslavl' : GOAU JaO IRO, 2013. - 51 s.

12. Kocheva, O. N. Upravljajushhie sovety: chto jeto, zachem jeto, kak jeto? = Management boards: what is it, why is it, how is it? [Tekst] / O. N. Kocheva. - Perm' : Biblioteka shkol'nogo upravljajushhego, 2011. - 189 s.

13. Lenskaja, E. A., Val'dman, I. A. Ocenivanie i podotchetnost' obshhestvu = Estimation and accountability to society [Tekst] : ucheb. posobie / E. A. Lenskaja, I. A. Val'dman. - M. : Logos, 2014. - 156 s.

14. Mercalova, T. A. Zapros na informaciju = Request for information [Tekst] / T. A. Mercalova // Direktor shko-ly. - 2015. - № 2. - S. 17-25.

15. Mercalova, T. A. Informacionnaja otkrytost' sistemy obrazovanija: voprosy jeffektivnosti gosudarstvennoj politi-ki = Information openness of the education system: questions of state policy efficiency [Tekst] / T. A. Mercalova // Voprosy obrazovanija. - 2015. - № 2. - S. 40-75.

16. Mercalova, T. A. Informacionnaja otkrytost' obrazovanija: tri storony dvustoronnego processa = Information openness of education: three parties of the bilateral processe [Tekst] / T. A. Mercalova // Narodnoe obrazovanie. - 2015. -№ 1. - S. 90-99.

17. Metodicheskie rekomendacii po razvertyvaniju i or-ganizacii dejatel'nosti Upravljajushhih sovetov = Methodical recommendations about expansion and organization of Management boards' activity [Tekst] / pod red. A. M. Moiseeva ; rukovoditel' proekta A. A. Pinskij. - M. : Gotika, 2005. -180 s.

18. Ob utverzhdenii trebovanij k strukture oficial'nogo sajta obrazovatel'noj uchebnogo zavedenija v informacion-no-telekommunikacionnoj seti «Internet» i formatu pred-stavlenija na nem informacii = About the approval of requirements to the structure of the educational institution official site on the Internet and to the format of information representation there [Tekst] : prikaz: prinjat Federal'noj sluzhboj po nadzoru v sfere obrazovanija i nauki ot 29.05.2014. - M. : Sobranie zakonodatel'stva RF. - № 785-06.2014.

19. Otkrytost' obrazovanija: raznye vzgljady - obshhie cennosti = Openness of education: different views are general values [Tekst] : sb. materialov / Obshhestv. palata Ros. Federacii, Komissija po razvitiju obrazovanija ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki», In-t obrazovanija. - M. : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2013. - 193 s.

20. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii = Russian Federation. Laws. About education in the Russian Federation [Tekst] : feder. zakon: [Prinjat Gos. Dumoj 21 dekabrja 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii 26 dekabrja 2012 g.]. - M. : Rossijskaja gazeta. -№ 303. - 31.12.2012.

21. Sedel'nikov, A. A. Upravljajushhij sovet - gra-zhdanskoe uchastie v upravlenii obrazovaniem = Management board - civil participation in education management [Tekst] / A. A. Sedel'nikov. - M. : Chistye prudy, 2008. -32 s.

22. Sokolov, V I. Chto my nazyvaem otkrytym obrazovaniem = What do we call open education [Jelektronnyj resurs] / V I. Sokolov // Sovremennye nauchnye issledovani-ja i innovacii = Modern scientific research and innovations -2011. - № 1. - URL: http://web.snauka.ru / issues /2011/05/63.

23. Fal'kovskaja, O. G. Vzaimodejstvie s sociumom kak uslovie socializacii doshkol'nika = Interaction with society as a condition of the preschool child's socialization [Jelektronnyj resurs] / O. G. Fal'kovskaja. -URL: http://www. it-n. ru / Attachment. aspx?id = 9425

24. H. Timperley, A. Wilson, H. Barrar & I. Fung (2007) Teacher Professional Learning and Development: Best Evidence Synthesis Iteration [BES]Wellington, New Zealand: Ministry of Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.