Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf DOI: 10.15862/69PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/69PVN614)
УДК 37
Маркарян Ирина Андреевна
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»1
Россия, Ростов-на-Дону Кандидат педагогических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Взаимодействие детского сада и семьи
- приоритетное направление в деятельности дошкольной
Аннотация. В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации - взаимодействие детского сада и семьи. В статье доказывается, что взаимодействие детского сада и семьи одно из главных направлений деятельности дошкольной образовательной организации. Раскрывается состояние проблемы по вопросу взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. Представлены разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. Определяющим социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главное условие развития взаимодействия с семьей - общение в системе «педагог-ребенок-родитель». Участие родителей в жизни собственных детей помогает им отличить мир детей от мира взрослых; относиться к нему, как к равному себе, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Ключевые слова: семья; родители; взаимодействие; педагог; ребенок; формы работы с семьей.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10Л5862/69?УШ14
1 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 105/42
организации
Дошкольными образовательными организациями накоплен значительный опыт сотрудничества с различными социальными институтами в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно-эстетического развития детей. Педагоги детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы работы с детьми, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольной организации, обеспечить всестороннее развитие личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение.
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья, традиционно семья — главный институт воспитания. Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни, в семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Семьи бывают совершенно разными, в зависимости от состава семьи, от отношений между членами семьи и отношения вообще к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом. Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.
Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья, традиционно семья — главный институт воспитания. Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья - живая, постоянно меняющаяся система, не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития, на семью влияют такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы», это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.
Семью как психологическую систему рассматривали (Б.Г, Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Р.В. Овчарова, и др.), педагогические положения о семье как воспитательной
системе (Е.П. Арнаутова, P.C. Буре, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, С.А.Козлова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, B.C. Мухина, и др.), социально-педагогические труды, раскрывающие особенности социально-педагогической работы с семьей (В.Н. Гуров, Т.В. Лодкина, Л.В. Мардахаев, В.А. Никитина, С.И. Токарева, С.И. Голод, А.И. Антонов и др.), общетеоретические модели воспитания родителей (Ю. Хамяляйнен, Дж. Лэм и У. Лэм, Р. Якку-Сихвонен, С.У. Бижу, Б.Л. Хоппкинс, Дж. Холл, В. Бьерл, М. Каштан, М. Такала и др.), взаимодействие образовательных учреждений с семьей и членов семьи между собой рассмотрены Ю.П. Азаровым, П.П. Пивненко, Т.В. Волковой и др., методологические основы семьи и семейного воспитания исследованы в трудах В.Г. Афанасьева, З.И. Васильевой, C.B. Дармодехина, А.Г. Харчева и др.
Психолого-педагогические исследования (Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Т.А. Марковой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.
В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.
Главное условие развития взаимодействия с семьей - общение в системе «педагог-ребенок-родитель». От специалистов дошкольной образовательной организации требуется знание психолого-педагогических технологий.
Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в двух аспектах:
• информативное просвещение: знакомство с возрастными особенностями детей; видами оздоровительных мероприятий в семье; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье.
• обучающее просвещение по овладению родителями практическими умениями и навыками: руководить детской деятельностью; развивать речь детей; укрепление физического и психического состояния детей; развитие любознательности детей; формирование творческого воображения, предпосылки учебной деятельности у детей; приобщение к общечеловеческим ценностям; обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Многие молодые семьи не придерживаются культурно-исторических семейных традиций, отчего страдает культурное развитие ребенка. Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, задуматься о ребенке, живущем ожиданиями игры, сказки, путешествия. От участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
Участие родителей в жизни собственных детей помогает им отличить мир детей от мира взрослых; относиться к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; увидеть сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего
нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребенка. Важно развивать доверительные отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах, разделять его радости и горести.
Опыт работы детских садов показывает, что педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы работы с семьей; содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно. При выборе методов сотрудничества педагоги не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто педагоги, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей. Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У многих педагогов недостаточно развиты коммуникативные умения.
Анализ современных исследований (Азаров Ю.П., Арнаутова Е.П., Зверева О.Л., Козлова А.В., Куликова Т.А. и др.) показывает, что работу по взаимодействию детского сада и семьи можно строить следующим образом:
• изучение семьи воспитанника и условий воспитания детей в семье;
• методы и приемы работы с родителями;
• методы и формы педагогического просвещения родителей;
• повышение активности родителей;
• рекомендации педагогам для работы с разными категориями семей.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, адаптируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности воспитания детей.
Ценный опыт социально значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных акций, направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи, объединение усилий родителей и сотрудников. Совместные акции: «Самый красивый детский сад!» привлечение родителей, детей и педагогов к совместному обустройству детского сада; «Традиции моей семьи» - члены семей воспитанников делятся семейными традициями, рассказывают о родословной; «Папа, мама, я - дружная семья» - спортивные соревнования между семьями воспитанников; «Красота нашего края» - экскурсии, туристические походы с участием членов семей воспитанников и т.д. Педагоги во время прохождения акций получают возможность лучше узнать семьи воспитанников, определить сильные и слабые стороны домашнего воспитания, характер и меру профессиональной помощи семье, а иногда учатся и у родителей. Таким образом, совершенствуется и семейное и общественное воспитание.
Разнообразить жизнь в дошкольной образовательной организации, внести свой вклад в культурное развитие малышей способны не только родители, а также бабушки и дедушки, тети и дяди — носители уникального культурного опыта. Они являются свидетелями многих исторических событий: войн, созидательного труда, социально значимых научных открытий. Поэтому необходимо использовать, в работе с семьей, культурно-историческое наследие семьи, ее мощные духовные ресурсы.
Преодолеть барьеры на пути развития взаимодействия с семьей, педагогам помогают семинары-практикумы, тренинги, работа в проектных группах по созданию новой педагогической реальности, рефлексивные часы и т.д. Такая работа позволяет педагогам:
• овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса;
• освоить алгоритм постановки цели и поэтапного создания проекта, отталкиваясь от потребностей мира детства;
• актуализировать гуманистические принципы педагогики и психологии не насилия (достижение позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности; подключение социальных партнеров к целям образования, а также умение подключаться к целям и задачам социальных партнеров; преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности);
• объединить усилия всех субъектов педагогического процесса в целях реализации проекта [4].
Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьей может выстраивается следующим образом:
• анализ трудностей возникающих в ходе работы дошкольного образовательного учреждения с семьей;
• учет психологических характеристик возрастных особенностей педагогов;
• организация методической работы в процессе взаимодействия с семьей
• разработка алгоритма взаимодействия педагогов с семьей;
• использование методик контактного взаимодействия педагогов с родителями;
• разработка критериев оценки качества взаимодействия с семьей;
• организация работы с педагогами по повышению их педагогической компетентности;
• диагностика состояния работы педагогов дошкольной образовательной организации с семьей;
• тематический самоконтроль дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие педагогов с семьей может развивается по следующему алгоритму:
• социально-педагогическая диагностика семьи;
• выявление педагогами зон особого внимания (общих и частных проблем семьи), совместное с родителями осмысление результатов исследования;
• совместное создание проекта и плана действий с прогнозируемыми результатами для ребенка, педагога, родителя - для каждой семьи определяются конкретные и реальные цели;
• выполнение плана действий, наблюдения за детско-родительскими отношениями;
• оценка педагогами и родителями полученных результатов.
Изучение взаимодействия педагогов с родителями носит цикличный характер:
• изучение профессиональных компетенций педагогов (в системе «детский сад -семья»;
• выявление зон особого внимания методической службы, совместное с педагогами осмысление результатов исследования;
• совместное с педагогами обсуждение проблем, создание проекта и плана действий по их решению;
• выполнение плана, отслеживание результатов;
• оценка результатов участниками взаимодействия. сравнительный анализ.
Детский сад должен понимать необходимость постоянной оценки качества взаимодействия с семьей, разнообразить формы работы с семьями и педагогами по повышению педагогической компетентности.
Методическая служба, организующая освоение педагогами и родителями новой модели взаимодействия, способна переломить традиционную для дошкольных организаций ситуацию, когда отсутствует взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития отношений в системе «педагог—ребенок— родитель».
Приходится с сожалением констатировать, что в последнее десятилетие дошкольные организации не выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения педагогической культуры населения. И это тем удивительнее, чем более распространяется среди педагогов дошкольных организаций представление о некомпетентности родителей в области воспитания, об их нежелании заниматься этой деятельностью. Казалось бы, наоборот, необходимо усилить влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, но на практике получается иная картина. Социологические опросы показывают, что значительная часть современных педагогов объясняет свое недостаточное внимание педагогическому просвещению родителей тем, что в последние годы появилось много популярной литературы соответствующей тематики. Известную конкурентность дошкольным организациям в педагогическом просвещении составляет радио, телевидение и другие средства массовой информации. Так, например, за последние годы стали издаваться новые педагогические журналы, часть из которых адресована семье («Наш малыш», «Няня», «Домашнее воспитание» и др.) [8].
Определяя содержание и формы психолого-педагогического просвещения, коллективу дошкольной организации необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность родителей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических умений, обращаются за помощью к педагогам дошкольной организации. Педагогам, чтобы удовлетворить возникшую потребность родителей, необходимо представлять себе их уровень образования, культуры, в том числе и педагогической, отношение к воспитательной деятельности. Другими словами, результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогов конкретной семьи и адекватного подбора содержания форм и методов работы с родителями.
Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в
семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни: и новым социальным условиям.
Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье, дети дошкольного возраста видят себя глазами взрослых: положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Педагогическому коллективу детского сада очень трудно бывает активизировать родителей, скорее всего причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям. консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги:
• своевременно ставят в известность родителей о мероприятии (просьба рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей);
• обеспечивают повседневные контакты между педагогами и родителями;
• осуществляют индивидуальный подход воспитателей к самим родителям, учёт особенностей личности родителей и затруднений семейного воспитания.
Родителям предлагаются различные проблемные ситуации, решение которых требует от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии, также предлагают ситуации, которые можно решить только совместно с детьми. Подобные занятия позволяют лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, обратить внимание на недостатки в воспитании, принять дополнительные коррекционные меры воздействия, направить действия родителей в нужное русло.
Одной из форм работы могут быть «Вечера вопросов и ответов», которые представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера может быть обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. Подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем.
Педагогический коллектив должен понимать необходимость постоянной оценки качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Формы работы могут быть самыми разнообразными, они зависят от возможностей детского сада, творческого потенциала коллектива.
Изучение отношения педагогов к проблеме взаимодействия с семьей возможно с помощью тестирования, анкетирования, опроса. Анализ полученных результатов поможет сделать выводы важные для дальнейшей работы детского сада.
Возможны следующие примерные темы и формы работы:
• Творческая работа: «Современная семья — какая она?», «Роль наблюдения в работе педагога. Виды наблюдений».
• Темы педагогических советов: «Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада», «Развитие речи детей». «Влияние личностных качеств педагога на позитивное отношение между педагогами и семьями воспитанников», «Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в укреплении психического здоровья ребенка», «Формирование у ребенка ценностных представлений о здоровье, потребности в его укреплении и сохранении», «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней».
• Консультации: «Директивы в воспитании детей. Их психологическое значение», «Воспитание ребенка с проблемами развития в семье», «Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе», «Психологический анализ результатов стандартизированного наблюдения стилей детско-родительских отношений, проведенный воспитателями», «Подготовка и проведение опроса родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи. Цели и задачи», «Методы семейной диагностики в повседневной работе воспитателя», «Семья глазами ребенка».
• Круглый стол «Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия».
• Проблемные семинары: «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Место ребенка в семье, дошкольном образовательном учреждении и социуме».
• Тренинговые семинары: «Воспитание толерантности в семье», «Позиция воспитателя во взаимодействии с семьей. Основы педагогической эффективности».
• Лекции «Семейное воспитание — причины нарушения поведения у детей» [7].
К сожалению лишь небольшое количество родителей, понимают ценность совместных усилий, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.
При взаимодействии с семьей со стороны педагогов могут возникнуть: сопротивление, недоверие, нежелание, нескоординированность, разобщенность специалистов дошкольной образовательной организации. Эти трудности возможно преодолеть постепенным приобретением авторитета, повышением мотивации участия в работе с семьей, путем нахождения общих интересов, личной вовлеченностью в процесс. Преодоление возникающих трудностей - длительная работа, результат которой виден не сразу.
В семье а также в дошкольной образовательной организации формируется личность не только ребенка, но и его родителей и педагогов. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль, они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями, педагогами и его стремлением быть похожим на мать и отца, а также на своего любимого воспитателя. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Все этапы развития требуют от
человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. В жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно. Преодоление кризисной ситуации или усиливает сплоченность людей, или такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве - важнейшее направление работы в деятельности дошкольной образовательной организации в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 1993.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
3. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина. СИ. Мусиенко -Москва, ЛИНКА)ПРЕСС, 2001 г.
4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ.- Москва. Сфера, 2005 г.
6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2007
7. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методическое пособие. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,1999.
9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
10. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. - М., 2004.
Рецензент: Ефремова Н.Ф., зав.кафедрой «Педагогические измерения» , д.п.н., профессор ДГТУ.
Markaryan Irina Andreevna
Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-Mail: [email protected]
The interaction between kindergarten and family a priority in the activities of pre-school educational organizations
Abstract. The article describes one of the activities of pre-school educational institutions, the interaction of the kindergarten and the family. This paper argues that the interaction between kindergarten and family one of the main activities of the preschool educational organization. Reveals the state of the problem on the issue of the interaction of preschool educational institutions and families. Presents a variety of forms and methods of interaction between kindergarten and family. Kindergarten is the first social institution, the first educational institution with which come into contact parents at their pedagogical education. The creation of the educational environment in pre-school institutions with the involvement of the family as an environment for personal development of the child of preschool age is one of the promising directions of development of preschool education in Russia. Determining social factors that influence the formation of personality is the family. The main condition for the development of interaction with the family communication in the system "teacher-child-parent". The participation of parents in the lives of their children helps them to distinguish the world of children from the adult world; to treat him as an equal to himself, to show a sincere interest in the actions of the child and to be prepared for emotional support.
Keywords: family; parents; interaction; teacher; child; forms of work with the family.
REFERENCES
1. Azarov Yu.P. Semeynaya pedagogika: Pedagogika Lyubvi i svobo-dy. M., 1993.
2. Arnautova E.P. Pedagog i sem'ya. M., 2001.
3. Doshkol'noe uchrezhdenie i sem'ya - edinoe prostranstvo detskogo razvitiya: metodicheskoe rukovodstvo dlya rabotnikov doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy / T.N. Doronova, E.V. Solov'eva, A.E. Zhichkina. SI. Musienko -Moskva, LINKA)PRESS, 2001 g.
4. Evdokimova E.S. Pedagogicheskaya podderzhka sem'i v vospitanii doshkol'nika. — M.: TTs Sfera, 2005.
5. Zvereva O.L., Krotova T.V. Obshchenie pedagoga s roditelyami DOU.- Moskva. Sfera, 2005 g.
6. Kozlova A.V., Desheulina R.P. Rabota DOU s sem'ey: Metodicheskie rekomendatsii. — M.: TTs Sfera, 2007
7. Kolodyazhnaya T.P., Markaryan I.A., Sogomon'yan N.V. Semeynoe vospitanie detey s raznym urovnem zdorov'ya i razvitiya: problemy, tekhnologii, opyt v usloviyakh vzaimodeystviya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya i sem'i. Metodicheskoe posobie. - M.: UTs «PERSPEKTIVA», 2011.
8. Kulikova T.A. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie. M.,1999.
9. Lesgaft P.F. Semeynoe vospitanie rebenka i ego znachenie. M., 1991.
10. Solodyankina O.V. Sotrudnichestvo doshkol'nogo uchrezhdeniya s sem'ey. - M., 2004.