Научная статья на тему 'Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования'

Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1829
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRODUCTIVE INTERACTION / NONCONVENTIONAL FORMS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Е. В.

Обозначена проблема продуктивного взаимодействия современного детского сада с семьей. В ходе изложения материала раскрываются основные понятия: совместная деятельность, педагогическое взаимодействие, продуктивное взаимодействие; анализируются принципы, психолого-педагогические условия, алгоритм продуктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей. Результатом поиска путей продуктивного взаимодействия стало обоснование выбора нетрадиционных форм (информационно-аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские), посредством которых происходит передача педагогического опыта, просвещение родителей, повышение их родительской компетентности, поддержка семейных инициатив. Эти формы являются основой продуктивного взаимодействия детского сада с семьей, так как направлены на выявление потребностей родителей, установление эмоционального контакта между субъектами взаимодействия. В статье обосновываются условия взаимодействия детского сада с сельскими и городскими семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигунова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE INTERACTION OF KINDERGARTEN WITH A FAMILY IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FGOS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article designates the problem of productive interaction between the modern kindergarten and a family. The basic concepts revealed in the article: joint leisure time activities, pedagogical interaction, productive interaction. The principles, psychology and pedagogical conditions, the algorithm of productive interaction between the preschool educational organization and parents are analyzed. As a result, justification for choosing nonconventional forms of productive interaction was proved (information and analytical; leisure; informative; evident and information: information and fact-finding; information and educational). By applying those working methods, the transfer of pedagogical experience, education of parents, increase of their parental competence, and support of family initiatives are realized. These forms represent the basis for productive interaction between a kindergarten and a family,because they are directed to reveal the parents’ needs and to establish emotional contact between subjects of interaction. The conditions of interaction between kindergarten and rural / city families are justified in the article.

Текст научной работы на тему «Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

УДК 372.32

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В.Мигунова

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE INTERACTION OF KINDERGARTEN WITH A FAMILY IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FGOS OF PRESCHOOL EDUCATION

E.V.Migunova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Обозначена проблема продуктивного взаимодействия современного детского сада с семьей. В ходе изложения материала раскрываются основные понятия: совместная деятельность, педагогическое взаимодействие, продуктивное взаимодействие; анализируются принципы, психолого-педагогические условия, алгоритм продуктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей. Результатом поиска путей продуктивного взаимодействия стало обоснование выбора нетрадиционных форм (информационно-аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские), посредством которых происходит передача педагогического опыта, просвещение родителей, повышение их родительской компетентности, поддержка семейных инициатив. Эти формы являются основой продуктивного взаимодействия детского сада с семьей, так как направлены на выявление потребностей родителей, установление эмоционального контакта между субъектами взаимодействия. В статье обосновываются условия взаимодействия детского сада с сельскими и городскими семьями.

Ключевые слова: продуктивное взаимодействие, нетрадиционные формы, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

The article designates the problem of productive interaction between the modern kindergarten and a family. The basic concepts revealed in the article: joint leisure time activities, pedagogical interaction, productive interaction. The principles, psychology and pedagogical conditions, the algorithm of productive interaction between the preschool educational organization and parents are analyzed. As a result, justification for choosing nonconventional forms of productive interaction was proved (information and analytical; leisure; informative; evident and information: information and fact-finding; information and educational). By applying those working methods, the transfer of pedagogical experience, education of parents, increase of their parental competence, and support of family initiatives are realized. These forms represent the basis for productive interaction between a kindergarten and a family,because they are directed to reveal the parents' needs and to establish emotional contact between subjects of interaction. The conditions of interaction between kindergarten and rural / city families are justified in the article.

Keywords: productive interaction, nonconventional forms, Federal state educational standard of preschool education

Гуманизация образования как существующий ответ на кризисные явления в педагогике, воспитании детей дошкольного возраста обусловила интеграцию социогуманитарного знания и интенсивное включение нетрадиционных форм работы в образовательный контекст взаимодействия «педагог—родитель— ребенок». Смысл обновления образования, дошкольного в том числе, заключается в эффективной организации взаимодействия педагога с детьми и их родителями.

Семья — это естественная и наиболее благоприятная среда для развития ребенка, где он учится познавать, радоваться, сочувствовать, перенимает социальный опыт. Семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому важно помочь родителям понять, что развитие и воспитание личности ребенка не должно осуществляться стихийно.

Обучению родителей, взаимодействию с ними уделялось внимание еще в конце 19 века. Так в первом российском дошкольном журнале (.№№ 7-8, 1867 г.) говорилось об устройстве школы воспитания для матерей, которая соответствовала бы состоянию нау-

ки и требованиям современной жизни. Необходимо, по мнению авторов статей, «всякой девице среднего сословия, желающей быть матерью, заниматься таким образом, чтобы она знала организацию ребенка настолько, чтобы уметь следить за его развитием и тогда многое, что совершается с ребенком, будет предвидено, и стало быть, никогда не будет пугать мать. Нормальное не будет казаться ненормальным и наоборот». Предлагалось создать специальное заведение для будущих матерей, куда бы принимались девицы от 17 до 20 лет. Предметы изучения: анатомия женщины и младенца с физиологическими, химическими и физическими указаниями на процессы, совершающиеся в организме; история развития ребенка; теоретическая педагогика. Такая педагогика, по мнению авторов статей, полезна матери потому, что она при нравственном воспитании своих детей не руководствовалась бы слепым случаем, а, напротив, стала бы подчинять все условия жизни для нормального воспитания своего ребенка. Мать сумеет «пользоваться жизнью для своих целей», а не слепо доверять другому лицу по незнанию. Это должно быть воспитательное учреждение, признанное и правительством, и обществом [1].

М.Я.Морозова, Е.И.Тихеева и Л.К.Шлегер в начале 20 века писали о том, что детский сад может работать плодотворно, приближаться к намеченным целям только в том случае, если между ним и семьей установиться неразрывное единение, если семья будет оказывать ему благожелательную и непринужденную поддержку. Нужно всеми мерами стремиться к тому, чтобы детский сад был учреждением не благотворительным, а просветительным. Каждая семья может содействовать успешной работе сада как в деле воспитания своих детей, так и в не менее трудном деле преодоления неисчеслимых внешних материальных и иных трудностей. Просвещение отцов и матерей — дело первейшей важности, без чего не мыслимо рациональное воспитание наших детей [2].

Воспитание самостоятельности, становление интереса к знаниям, организация работы детского сада с семьей по развитию живого общения с ребенком, изучения детей, наблюдения за ними, посвящение родителей в образовательный процесс детского сада — все эти проблемы и сейчас также актуальны, как и полтора столетия тому назад.

На развитие ребёнка огромное влияние оказывает среда детского сада, подчиненная целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Как и семья, детский сад имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Воспитательные функции семьи и дошкольной образовательной организации (ДОО) различны. Однако для того, чтобы ребенок развивался гармонично, необходима совместная деятельность, направленная на продуктивное взаимодействие семьи и детского сада.

Понятие «совместная деятельность» очень актуально в современной дошкольной практике, о ней упоминается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В ходе исследований групповой активности, групповой деятельности, группового взаимодействия учеными выявлены основные характеристики совместной деятельности, предполагающие наличие: единой цели для участников деятельности; общей мотивации; объединения, совмещения и согласования индивидуальных деятельностей, образующих одно целое; управления совместной деятельностью; единого конечного результата; единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми [3].

Организация такой совместной деятельности педагогов и родителей эффективна при соблюдении психолого-педагогических условий: реализация демократичного стиля взаимодействия, поэтапность осуществления совместной деятельности, осуществление индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, осуществление принципов системности, целевого детерминизма (ориентирует на предполагаемый результат и его учет при планировании).

В ФГОС ДО говорится, что одними из самых важных партнёров детского сада являются родители. Цели и задачи детского сада и семьи, прописанные в ФГОСе, совпадают: обе стороны по окончании дет-

ского сада желают получить одинаковый результат: здорового, умного, активного, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость взаимодействия детского сада с семьей с целью создания партнерских отношений «семья—детский сад» в совместном воспитании дошкольников, вовлечения их в образовательную деятельность, выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как цель, содержание, технология и результат в дошкольном образовании [4]. С точки зрения цели педагогическое взаимодействие — основа успешности в образовании; с точки зрения содержания — оно определяет объем совместной деятельности, необходимый для решения задач обучения и воспитания, социально-психологические эффекты деятельности и общения; с точки зрения технологии — равноактивное, динамично сменяющиеся и чередующееся воздействие субъекта на объект; с точки зрения результата — взаимные изменения в субъектах, определяемые частотой, содержанием и интенсивностью взаимных воздействий (в образовании такие эффекты описываются в понятиях «развитие», «взаиморазвитие», «саморазвитие»).

По мнению Л.И.Божович, продуктивное взаимодействие — такое взаимодействие, которое обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку друг друга, отношения на основе доверительного сотрудничества [5].

Рассмотрим алгоритм взаимодействия ДОО и семьи, выделенный С.В.Глебовой [6]. Первая стадия — это поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. Во второй стадии обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этой стадии уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка. На третьей стадии (установление общих требований к воспитанию ребенка) педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение об используемых методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. В четвертой стадии говориться об упрочении сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, однако, важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. На стадии реализации индивидуального подхода педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним; вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка. На шестой стадии совершенствования педагогического сотрудниче-

ства готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности; идет реализация единых педагогических воздействий.

Организация работы в рамках новых форм взаимодействия с семьей, о которых говорится в ФГОСДО, руководствуется следующими принципами: информационная открытость детского сада и семьи; доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; позитивный настрой на общение; индивидуальный подход, предполагающий почувствовать ситуацию, настроение родителей, найти выход из сложившихся обстоятельств; сотрудничество, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи; динамичность (современный детский сад представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменение социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы; в зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей).

Реагируя на ФГОС ДО, современное дошкольное образование предлагает применять нетрадиционные формы взаимодействия семьи и детского сада, так как они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Так, Т.В.Кротова выделила следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи: 1) информационно-аналитические (проведение социологических резов, опросов, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты), цель — выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности; 2) досуговые (совместные досуги, праздники, экскурсии, выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, кружки и секции, Клубы отцов, бабушек), цель — установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; 3) познавательные (семинары-практикумы, тренинги, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, совместные проекты с участием всех субъектов образовательного процесса), цель — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей; 4) Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские (информационные проспекты родителей, альманахи, журналы и газеты, издаваемые детским садом для родителей, Дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазет, сайт ДОО в интернете), цель — ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирование знаний о воспитании и развитии детей [7].

В связи с тем, что в системе дошкольного образования, в семье происходят глобальные изменения

ФГОС ДО рекомендует организацию образовательного процесса на деятельностной основе посредством традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей, через проектную деятельность, которую считает наиболее эффективной. В проектной деятельности родители являются активными участниками образовательного процесса, у них формируется активная позиция, доверие к ДОО, развивается родительская компетентность. В процессе организации проектной деятельности создаются условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке., в основе которого лежит включение родителей в непосредственное участие в образовательный процесс ДОО. Проектная деятельность отражает содержание основной образовательной программы детского сада, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает, в соответствии с ФГОС ДО, пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, которые определяют развитие и образование детей.

Сейчас набирает популярность и такая форма как квест. Детско-родительские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные образовательные области знаний и умений — это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Взрослые и дети учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения, при этом родители становятся активными участниками образовательного процесса, укрепляются доверительные взаимоотношения в системе детский сад—семья.

Таким образом, посредством представленных форм происходит передача педагогического опыта и обогащение знаний родителей, повышение их родительской компетентности; они являются основой продуктивного взаимодействия детского сада с семьей, так как направлены на выявление потребностей родителей, установление эмоционального контакта между субъектами взаимодействия, на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

В современных условиях педагогу во взаимодействии с семьей отводится особое место. Ему необходимо найти точки соприкосновения с каждой семьей воспитанника, вовлекать родителей в педагогический процесс ДОО, а также приобщать детей в дет-ско-взрослые сообщества, внедряя нетрадиционные формы взаимодействия. Однако существует ряд проблем, которые тормозят этот процесс. Остановимся на некоторых из них.

Семья и детский сад — два главных общественных института в период детства ребенка, но часто им не хватает взаимопонимания, что сильно отража-

ется на ребенке. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, бытового характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители не должны перекладывать всю ответственность на педагогов. Детский сад только помогает родителям найти подход к своим детям посредством организованных мероприятий в ДОО, что позволяет им лучше узнать своего ребенка, научиться взаимодействовать с ним.

В современных условиях существует избирательное отношение родителей к формам взаимодействия в условиях ДОО. Родительские собрания в форме лекций, отчетов — традиционные формы стали менее интересны и родителям, и педагогам. В условиях современности необходимо искать новые нетрадиционные формы взаимодействия родителей, которые были бы интересны, приносили бы положительные результаты, они построены по типу игр, направлены на установление неформального общения с родителями.

Многие родители интересуются только потребностями ребенка первого порядка (питание, одежда и т.д.), считая, что детский сад — это место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги испытывают трудности в общении с родителями по этой причине.

Меняются и аспекты удовлетворенности родителей условиями деятельности детского сада. Родители (прежде всего, малообеспеченные) проявляют беспокойство по поводу оплаты за содержание ребенка в дошкольной организации, которая в последнее время существенно увеличилась, дополнительных денежных сборов.

Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влиянием объективных факторов, но и под воздействием реально разворачивающихся взаимодействий со специалистами дошкольной образовательной организации (заведующей, психологом, воспитателями, музыкальным руководителем и др.). На эту очень важную составляющую также следует обращать внимание педагогическому составу детского сада.

Что касается компетентности родителей в области воспитания своих детей, то и здесь наблюдаются некоторые особенности. Родители в областном центре имеют больше источников получения информации о воспитании детей: психолого-педагогическая литература, консультации воспитателей и психолога в детском саду. В сельской местности родители отдают предпочтение своей интуиции, далее — тому, как воспитывали их самих, и советам воспитателей детского сада. Однако некоторые вопросы преемственности поколений в сельских и городских детских садах отличаются. Например, изучение вопроса различий осведомленности об истории семьи городских (Великий Новгород) и сельских детей (микрорайон Волховский) показало, что знание истории своей семьи у сельских детей несколько выше, нежели у городских, они изображают на рисунках большее количество родственников, лучше знают историю своего

рода. На наш взгляд, это связано с меньшей территорией, а, соответственно, большей близостью, более частыми встречами родственников, поддержанием более тесных контактов сельскими жителями. В городе семья нередко изолируется от родственников, ведет более автономную жизнь, поддерживая редкие контакты с другими взрослыми и детьми, зачастую это происходит лишь посредством телефонных звонков, с большей профессиональной загруженностью у городских жителей, территориальной отдаленностью и др. Представление детьми городских и сельских детских садов своих семейных историй в совместной проектной деятельности, обращение к семейным фотографиям, посещение мест жительства предков, сохраненные реликвий, традиций позволили лучше понять историю семьи, осознать свое поведение, выбрать образ значимого человека как объекта идентификации в поведении и личностных черт, открыть для себя новые ресурсы, а значит и новые возможности совладания с трудными жизненными ситуациями, что является немаловажным в современных социально-экономических условиях при организации продуктивного взаимодействия с семьями в вопросах воспитания.

На основании вышеперечисленных проблем, исследований, проведенных в детских садах Великого Новгорода, мы можем свидетельствовать о том, что большинство родителей во взаимодействии с ДОО занимают достаточно пассивную позицию, однако есть родители, которые стремятся к продуктивному взаимодействию, но не решаются первыми проявить инициативу, не знают возможных путей взаимодействия, и к этому такие семьи можно лишь направить, помочь увидеть в своих детях личность, уважать их мнение, стараться быть партнерами по общению и совместной деятельности, создать ситуации успеха для ребенка, формировать чувство психологического комфорта, способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, призывать к диалогу, дискуссии, учитывать их интересы и предпочтения, развивают творческие способности. Переживания радости, успеха — явления, вызывающие чувство самодостаточности, комфортности, эмоциональной стабильности и защищенности. Даже разовое переживание успеха может улучшить самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. В педагогическом смысле успех может быть результатом совместной тактики педагога и семьи.

Обобщая все вышесказанное, можно констатировать, что сегодня образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы детских садов стали волновать не только процесс обучения воспитанников, но и их успешность в дальнейшей жизни за пределами детского сада, умение взаимодействовать с разными людьми. Современное дошкольное образование, несмотря на социально-экономические проблемы нашего общества, находится в поиске путей продуктивного взаимодействия с семьями детей, применяет нетрадиционные формы, вовлекает родителей в образовательный процесс детского сада, оказывает поддержку, повышает их родительскую компетентность, координирует действия на основе дове-

рительного сотрудничества, что, безусловно, способствует внимательному отношению к новому интеллектуальному, творческому и активному поколению успешных людей, имеющему ценностные ориентации.

1. Симонович Я.М., Симонович А.С. Детский сад: прошлое в настоящем. Статьи из первого российского дошкольного журнала / Сост. и ред. А.С.Русаков. М.: ТЦ Сфера, СПб: Образовательные проекты, 2014. 128 с.

2. Организация детского сада в начале 20 века / Ред.-сост. А.С.Русаков. М.: ТЦ Сфера; СПб: Образовательные проекты, 2014. 128 с.

3. Классическая социальная психология: учебн. пос. для студ. вузов / Под ред. Е.И.Рогова. М.: ВЛАДОС, 2011. 414 с.

4. Майер А.А., Файзуллаева Е.Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. 464 с.

6. Глебова С.В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 111 с.

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: Сфера, 2005. 80 с.

References

1. Simonovich Ya.M., Simonovich A.S., Rusakov A.S. (comp. and ed.). Detskiy sad: proshloe v nastoyashchem. Stat'i iz pervogo rossiyskogo doshkol'nogo zhurnala [Kindergarten: the past in the present. Articles from the first Russian preschool magazine]. Moscow, Saint Petersburg, 2014. 128 p.

2. Rusakov A.S., comp. and ed. Organizatsiya detskogo sada v nachale 20 veka [The organization of kindergarten at the beginning of the 20th century]. Moscow, Saint Petersburg,

2014. 128 p.

3. Rogov E.I., ed. Klassicheskaya sotsial'naya psikhologiya: uchebn. pos. dlya stud. vuzov [Classical social psychology: a Textbook]. Moscow, 2011. 414 p.

4. Mayer A.A., Fayzullaeva E.D. Detsko-vzrosloe soobshchestvo: razvitie vzroslykh i detey [Child adult community: development of adults and children]. Moscow,

2015. 128 p.

5. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [The personality and its formation in childhood]. Moscow, 1986. 464 p.

6. Glebova S.V. Detskiy sad — sem'ya: aspekty vzaimodeystviya [Kindergarten — a family: aspects of interaction]. Voronezh, 2005. 111 p.

7. Zvereva O.L., Krotova T.V. Obshchenie pedagoga s roditelyami v DOU [Communication of the teacher with parents in preschool educational institution]. Moscow, 2005. 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.