Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности дошкольников как психолого-педагогическая проблема'

Формирование социальной компетентности дошкольников как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / STRUCTURE OF SOCIAL COMPETENCE / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPONENTS OF SOCIAL COMPETENCE / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOL CHILDREN / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / PRESCHOOL CHILDHOOD / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / OPENNESS OF EDUCATIONAL INSTITUTION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Е. В.

Статья посвящена изучению такой психолого-педагогической проблемы, как формирование социальной компетентности дошкольников. В работе рассмотрены научные подходы к определению сущности термина «социальная компетентность» и «социальная компетентность дошкольника», обоснована роль процесса формирования социальной компетентности в период дошкольного детства для обеспечения гармоничного развития и успешности социализации личности ребёнка. В статье приведены основные условия успешной реализации процесса формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF PRESCHOOLERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article is dedicated to the study of such psychological and pedagogical problems as the formation of social competence of preschool children. The paper considers scientific approaches to determining the basics of the terms “social competence” and “social competence of preschool children”. The work substantiates the role of the process of formation of social competence in preschool children to ensure the harmonious development and success of socialization of the child’s personality. The article presents the main conditions for the successful implementation of the process of formation of social competence of preschool children in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности дошкольников как психолого-педагогическая проблема»

УДК 371

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogy (branch), V. I. Vernadsky

Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF PRESCHOOLERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM.

The article is dedicated to the study of such psychological and pedagogical problems as the formation of social competence of preschool children. The paper considers scientific approaches to determining the basics of the terms "social competence" and "social competence of preschool children". The work substantiates the role of the process of formation of social competence in preschool children to ensure the harmonious development and success of socialization of the child's personality. The article presents the main conditions for the successful implementation of the process of formation of social competence of preschool children in an educational institution.

Key word: social competence, competences, structure of social competence, components of social competence, preschool children, preschool childhood, formation of social competence, educational space, openness of educational institution, social partnership.

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей

дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО, г. Ялта,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена изучению такой психолого-педагогической проблемы, как формирование социальной компетентности дошкольников. В работе рассмотрены научные подходы к определению сущности термина «социальная компетентность» и «социальная компетентность дошкольника», обоснована роль процесса формирования социальной компетентности в период дошкольного детства для обеспечения гармоничного развития и успешности социализации личности ребёнка. В статье приведены основные условия успешной реализации процесса формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Ключевые слова: социальная компетентность, компетенции, структура социальной компетентности, компоненты социальной компетентности, дошкольники, дошкольное детство, формирование социальной компетентности, образовательное пространство, открытость образовательного учреждения, социальное партнерство.

Дошкольное детство является периодом первоначального становления личности. В течение данного периода закладывается фундамент, служащий основой для будущих воспитательных воздействий и самоактуализации ребёнка. В современных условиях социализация дошкольника происходит в условиях стремительных общественных изменений. В этой связи усвоенный детьми множественный опыт способен выводить их за пределы традиционных социализационных моделей и правил, что не всегда положительно сказывается на уровне сформирован-ности социальной компетентности и успешности социализации. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что важной психолого-педагогической проблемой является изучение факторов и условий, способствующих формированию социальной компетентности личности ребёнка в дошкольный период.

Исследовательницей О.В. Полозовой социальная компетентность представляется в значении «интегративного качества личности, формируемого в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций» [1, с. 78 - 79].

Т.Н. Захаровой социальная компетентность трактуется как «качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений» [2, с. 113].

А.Г. Гогоберидзе анализируемую в данном исследовании компетентность рассматривает «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребёнка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [3, с. 14].

Анализ работ исследователей, разрабатывающих проблему формирования социальной компетентности дошкольников, к числу которых относятся Е.Р Артамонова, О.Ф. Борисова, А.С. Гогоберидзе, Т.Л. Пасальская, Л.В. Трубайчук, Ю.Е. Уфим-цева, Г.М. Яппарова и другие, позволяет обосновать необходимость начинать процесс формирования анализируемой в данном

исследовании компетентности именно в период дошкольного детства. Эта необходимость аргументируется учеными тем, что данный возраст является сензитивным периодом социального развития человека.

Данное утверждение поддерживает и Т.Н. Захарова, подчеркивая, что «важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность» [2, с. 113].

На основе указанных выше научных взглядов на проблему формирования социальной компетентности ребёнка дошкольного возраста и ее сущность обобщим, что в рамках данного исследования социальная компетентность дошкольника будет рассматриваться нами в качестве соответствующей интеграция знаний, умений и отношений, которые планомерно, целенаправленно и систематически развиваются во время воспитания и обучения и обеспечивают оптимальную адаптацию к школе.

Процесс формирования социальной компетентности не может быть эффективным без знания и учета ее структуры при организации учебно-воспитательного процесса. По мнению Л.В. Трубайчук, социальную компетентность дошкольника составляет совокупность приобретаемых ребёнком начальных компетенций, необходимых для вхождения растущей личности в общество, а также комплекс необходимых умений и навыков, представляющих ценность для его последующей жизни. К данному комплексу исследовательница относит умения и навыки: коллективного поведения и коллективной деятельности; принимать общие цели; осуществлять познавательную деятельность; привыкать к саморегламентации собственной активности, к согласованию ее с окружающими на основе общечеловеческих ценностей [4]. Целенаправленная деятельность по формированию начальных компетенций и указанных умений и навыков является основным условием формирования социального опыта и социальной зрелости личности [4].

Вслед за О.В. Полозовой в рамках данного исследования в качестве компонентов структуры социальной компетентности будем выделять следующие: мотивационный; когнитивный; эмоционально-оценочный; поведенческий.

Так, содержание указанных компонентов включает:

- мотивацию к полноценной социализации;

- знание как результат духовной и практической деятельности человечества, выраженное в системе фактов, представлений, правил,законов и теорий;

- отношение, то есть устойчивый эмоциональный настрой дошкольника, которое проявляется в действии и отображает значение явлений, связанных с потребностями и мотивами;

- умение должным образом выполнять определенные действия и создание возможностей выполнения этих действий не только в привычных, но и в изменяющихся условиях.

Рассмотрев структуру и содержание социальной компетентности, обратимся к изучению условий ее формирования у детей дошкольного возраста. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста, можем прийти к выводу, что основным условием, наряду с организацией целенаправленной педагогической деятельности по формированию указанной компетентности, является обеспечение «открытости» дошкольного образовательного учреждения.

По мнению В.Н. Белкиной и Т.Н. Захаровой, открытость представляет собой особую характеристику учреждения образования, позволяющую расширить его образовательное пространство, создать необходимые условия для своевременного развития и образования обучающихся, пополнить их представления об окружающей действительности, сформировать качества, необходимые для жизни, в частности, компоненты социальной компетентности [5].

Библиографический список

Одной их задач дошкольного учреждения, реализующего образовательную и воспитательную деятельности на основе принципа «открытости», как было указано выше, является построение особого образовательного пространства, служащего необходимым педагогическим фоном формирования социальной компетентности. Создание и обеспечение такого образовательного пространства возможно путем построения отношений между субъектами образовательного процесса на основе социального партнерства, под которым нами будет пониматься, вслед за Б.В. Авво, «такая совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам» [6, с. 8].

Резюмируя вышесказанное, заключим, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования основ социальной компетентности детей, являющейся одним из основных условий дальнейшей многокомпонентной личностной успешности ребёнка на последующих ступенях образования. Формирование социальной компетентности предполагает знание педагогами и методистами ее сущности, содержания и структурных компонентов, а также обеспечение открытости образовательной организации и создания благоприятного для повышения уровня социализации дошкольников образовательного пространства на основе идеи социального партнерства.

1. Полозова О.В. Формирование социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи Ill уровня в проектной деятельности. Специальное образование. 2013; 3: 78 - 86.

2. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников. Ярославский педагогический вестник. 2011; 2: 113 - 117.

3. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста). Управление в ДОУ. 2006; 1: 10 - 19.

4. Трубайчук Л.В. Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образовательном процессе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.

5. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника. Ярославский педагогический вестник. 2016; 1: 14 - 19.

6. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. Санкт-Петербург, 2005.

References

1. Polozova O.V. Formirovanie social'noj kompetentnosti u doshkol'nikov s obschim nedorazvitiem rechi Ill urovnya v proektnoj deyatel'nosti. Special'noe obrazovanie. 2013; 3: 78 - 86.

2. Zaharova T.N. Mehanizmy i usloviya formirovaniya social'noj kompetentnosti doshkol'nikov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; 2: 113 - 117.

3. Gogoberidze A.G. Predshkol'noe obrazovanie: nekotorye itogi razmyshlenij (Koncepciya obrazovaniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta). Upravlenie vDOU. 2006; 1: 10 - 19.

4. Trubajchuk L.V. Teoreticheskie osnovy razvitiya i stanovleniya lichnosti mladshego shkol'nika v obrazovatel'nom processe. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.

5. Belkina V.N., Zaharova T.N. Obrazovatel'noe prostranstvo detskogo sada kak faktor socializacii doshkol'nika. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; 1: 14 - 19.

6. Avvo B.V. Social'noe partnerstvo v usloviyah profil'nogo obucheniya. Sankt-Peterburg, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.03.18

УДК 372.874

Vlasova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Fine Arts, Voronezh State Pedagogical University

(Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITIES FOR OLDER ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF STUDYING THE HISTORY OF ART. The article presents the main results of the study of educational and visual activities of high school students in the study of the history of art. The paper studies forms and methods of organization of training sessions, the contents of independent work of a teenager in the development of individual topics and sections of the history of fine arts. The researcher examines the didactic and methodological possibilities of this form of education as a tour. The article snalyzes the methodological effect of the organization of the practical arts and the creative work of students as an organic part of the tour and listening to live its content, identifies the types of graphic exercises (training, training with elements of creativity, creative), techniques and methods of their implementation (from life, from memory, on the presentation), and didactic value.

Key words: educational and creative activity of teenagers, forms and methods of studying history of fine arts, types of graphic exercises, solution of compositional and graphic tasks.

Н.В. Власова, канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства, Воронежский государственный педагогический

университет, г. Воронеж, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье изложены основные результаты исследования учебной и изобразительной деятельности старшеклассников в процессе изучения истории искусства. Определены формы и методы организации учебных занятий, содержание самостоятельной работы подростка при освоении отдельных тем и разделов истории изобразительного искусства. Рассматриваются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.