- отношение, то есть устойчивый эмоциональный настрой дошкольника, которое проявляется в действии и отображает значение явлений, связанных с потребностями и мотивами;
- умение должным образом выполнять определенные действия и создание возможностей выполнения этих действий не только в привычных, но и в изменяющихся условиях.
Рассмотрев структуру и содержание социальной компетентности, обратимся к изучению условий ее формирования у детей дошкольного возраста. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста, можем прийти к выводу, что основным условием, наряду с организацией целенаправленной педагогической деятельности по формированию указанной компетентности, является обеспечение «открытости» дошкольного образовательного учреждения.
По мнению В.Н. Белкиной и Т.Н. Захаровой, открытость представляет собой особую характеристику учреждения образования, позволяющую расширить его образовательное пространство, создать необходимые условия для своевременного развития и образования обучающихся, пополнить их представления об окружающей действительности, сформировать качества, необходимые для жизни, в частности, компоненты социальной компетентности [5].
Библиографический список
Одной их задач дошкольного учреждения, реализующего образовательную и воспитательную деятельности на основе принципа «открытости», как было указано выше, является построение особого образовательного пространства, служащего необходимым педагогическим фоном формирования социальной компетентности. Создание и обеспечение такого образовательного пространства возможно путем построения отношений между субъектами образовательного процесса на основе социального партнерства, под которым нами будет пониматься, вслед за Б.В. Авво, «такая совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам» [6, с. 8].
Резюмируя вышесказанное, заключим, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования основ социальной компетентности детей, являющейся одним из основных условий дальнейшей многокомпонентной личностной успешности ребёнка на последующих ступенях образования. Формирование социальной компетентности предполагает знание педагогами и методистами ее сущности, содержания и структурных компонентов, а также обеспечение открытости образовательной организации и создания благоприятного для повышения уровня социализации дошкольников образовательного пространства на основе идеи социального партнерства.
1. Полозова О.В. Формирование социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи Ill уровня в проектной деятельности. Специальное образование. 2013; 3: 78 - 86.
2. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников. Ярославский педагогический вестник. 2011; 2: 113 - 117.
3. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста). Управление в ДОУ. 2006; 1: 10 - 19.
4. Трубайчук Л.В. Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образовательном процессе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.
5. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника. Ярославский педагогический вестник. 2016; 1: 14 - 19.
6. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. Санкт-Петербург, 2005.
References
1. Polozova O.V. Formirovanie social'noj kompetentnosti u doshkol'nikov s obschim nedorazvitiem rechi Ill urovnya v proektnoj deyatel'nosti. Special'noe obrazovanie. 2013; 3: 78 - 86.
2. Zaharova T.N. Mehanizmy i usloviya formirovaniya social'noj kompetentnosti doshkol'nikov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; 2: 113 - 117.
3. Gogoberidze A.G. Predshkol'noe obrazovanie: nekotorye itogi razmyshlenij (Koncepciya obrazovaniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta). Upravlenie vDOU. 2006; 1: 10 - 19.
4. Trubajchuk L.V. Teoreticheskie osnovy razvitiya i stanovleniya lichnosti mladshego shkol'nika v obrazovatel'nom processe. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.
5. Belkina V.N., Zaharova T.N. Obrazovatel'noe prostranstvo detskogo sada kak faktor socializacii doshkol'nika. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; 1: 14 - 19.
6. Avvo B.V. Social'noe partnerstvo v usloviyah profil'nogo obucheniya. Sankt-Peterburg, 2005.
Статья поступила в редакцию 23.03.18
УДК 372.874
Vlasova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Fine Arts, Voronezh State Pedagogical University
(Voronezh, Russia), E-mail: vlasova1013@rambler.ru
THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITIES FOR OLDER ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF STUDYING THE HISTORY OF ART. The article presents the main results of the study of educational and visual activities of high school students in the study of the history of art. The paper studies forms and methods of organization of training sessions, the contents of independent work of a teenager in the development of individual topics and sections of the history of fine arts. The researcher examines the didactic and methodological possibilities of this form of education as a tour. The article snalyzes the methodological effect of the organization of the practical arts and the creative work of students as an organic part of the tour and listening to live its content, identifies the types of graphic exercises (training, training with elements of creativity, creative), techniques and methods of their implementation (from life, from memory, on the presentation), and didactic value.
Key words: educational and creative activity of teenagers, forms and methods of studying history of fine arts, types of graphic exercises, solution of compositional and graphic tasks.
Н.В. Власова, канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства, Воронежский государственный педагогический
университет, г. Воронеж, E-mail: vlasova1013@rambler.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье изложены основные результаты исследования учебной и изобразительной деятельности старшеклассников в процессе изучения истории искусства. Определены формы и методы организации учебных занятий, содержание самостоятельной работы подростка при освоении отдельных тем и разделов истории изобразительного искусства. Рассматриваются
дидактические и методические возможности такой формы обучения как экскурсия. Анализируется методический эффект организации практической изобразительно-творческой работы учащихся как органичной части экскурсии и живого восприятия ее содержания, определяются типы графических упражнений (учебные, учебные с элементами творчества, творческие), приемы и методы их выполнения (с натуры, по памяти, по представлению), дидактическая ценность.
Ключевые слова: учебная и творческая деятельность подростков, формы и методы изучение истории изобразительного искусства, типы графических упражнений, решение композиционных и графических задач.
Расширение образовательного пространства художественной педагогики предусматривает соответствующую реорганизацию учебного процесса в общеобразовательной школе, требует модернизации и разработки новых дидактических подходов и технологий в преподавании различных аспектов изобразительного искусства подросткам. Введение предмета «История изобразительного искусства» в общеобразовательную программу школьников старших специальных классов, готовящихся к поступлению в гуманитарные и художественные высшие учебные заведения, может существенно повлиять на их общекультурный и творческий потенциал, так как искусство обладает уникальной способностью обогащения восприятия и формирования качеств личности, в наибольшей степени соответствующих представлению об идеале человека. Вместе с тем бесспорно утилитарное значение знаний в области культуры и искусства для расширения общего кругозора и формирования эстетического вкуса. В процессе обучения при активном сочетании классной и внеклассной работы школьники должны научиться самостоятельному освоению мира художественных ценностей, осознать роль искусства в жизни и в развитии человека, приобрести опыт общения с произведениями искусства.
Несмотря на то, что содержание предмета имеет смысл некоей «антологии» памятников изобразительного искусства, оно ни в коем случае к нему не сводится, преследуя цель осознания тенденций развития мирового искусства в его исторической изменчивости и преемственности при ярко выраженной универсальности и непреходящем значении каждого произведения. Выбор типа и содержания занятий зависит от возможностей школы, стадии изучения предмета, особенностей восприятия и уровня подготовки учеников, от возможностей личности преподавателя и его базового образования. При сохранении поурочной системы знакомство с искусством между занятиями по физике и забегом по физкультуре превращается в отдых и развлечение, сопровождающие основную учебную деятельность. В конечном счете, это приводит к закреплению привычки поверхностного восприятия без установки на специфические художественно-эстетические переживания и понимание природы произведения искусства. Данной методической проблеме посвящен ряд работ [1; 2; 3].
На наш взгляд, оптимальным режимом занятий для подлинного освоения предмета могут стать занятия блоками или многочасовые занятия в методике погружения. Гораздо продуктивнее не один-два часа работы в неделю в течение года, а компактно запланированные четыре-пять часов в три-четыре недели, один-два месяца в продолжении всех лет обучения. Только в многочасовом занятии учитель может подготовить учеников к глубокому постижению произведений искусства, организовать его обсуждение и анализ, создать условия для самостоятельной работы.
У преподавателя появится время на планомерную внеклассную и экскурсионную работу.
Распределение учебного времени на самостоятельные блоки может осуществляться по тематическому принципу. Периоды между аудиторными занятиями могут быть использованы для выполнения заданий по самостоятельному освоению ценностей художественной культуры и знакомства с литературой по предмету.
Самостоятельная работа учащихся с самого начала должна быть построена как систематическая, с предоставлением возможности работы в библиотеке, выставочном зале, художественном музее. Диалогическая природа искусства предполагает диалогическую природу преподавания предмета история искусства, что вызывает необходимость применения активных методов обучения, вовлекающих учащихся в учебный процесс и приучающих их к получению знаний собственными усилиями. В организации таких занятий особую роль играют опережающие задания. Опережающие задания - это программа, которая задается преподавателем до начала изучения раздела или крупной темы. При этом свободному выбору учащихся предлагается и подтема, и партнеры по заданию, и форма его практического выполнения. Деятельность преподавателя в этом случае не может сводиться к "собиранию" информации, а должна быть направлена на создание активного отношения учащихся к обучению и восприятию содержания занятия.
По мнению ряда исследователей [4; 5], приучать к идеалам и ценностям нельзя иначе, как через духовные и эстетические переживания, искренне проявленные педагогом; его внимание к чувствам учеников; поддержание в них веры в свои силы и способности; уважение к своему и чужому творчеству. Необходимо искать приемы и средства обучения, которые наполнят общение преподавателя и учащихся удовлетворением и радостью. В связи с ограниченностью количества учебных часов, за рамки часовой сетки выносятся экскурсии. Однако, использование этой формы работы в данном случае абсолютно необходимо, поскольку она предоставляет возможность знакомства с «живым» искусством, без которого все усилия сведутся к «сухой» передаче информации. Особый методический эффект имеет организация практической изобразительно-творческой работы учащихся как органичная часть экскурсии и живого восприятия ее содержания: натурные зарисовки по теме экспозиции, переработка и трансформация визуальных впечатлений в тематической композиции по законам стилизации и декорирования. Отдельные примеры графических упражнений и учебных заданий при организации экскурсий по историческому центру Воронежа приведены в таблице 1. Данные графические задания охватывают основные историко-архитектурные памятники и объекты культурного наследия города и области.
Таблица 1
Содержание и типы графических упражнений
Образцы графических упражнений
Содержание
Гоафические приемы рисования
Дидактическая ценность
>з ^
з S
о 3 5
Благовещенский кафедральный собор. Рисование с натуры, возможно дополнительное рисование по памяти и представлению после длительного периода наблюдений за объектами городской среды: архитектуры, ланд-шафтно-парковой среды, Целенаправленное восприятие явлений центральной и «воздушной» перспективы
Осознание роли рисование с натуры, оперирование на практике понятиями - точка зрения, линия горизонта, главная точка картины, композиционная доминанта, художественный образ и т.д.
типы
■о £
¡S
(В
Ei £ О
£
Петровский пассаж. Рисование по памяти и представлению. Использованы основные приемы стилизации - упрощение, уплощение. Преобразование изображаемого трехмерного пространства в двумерную схему, план парковой зоны исторического центра города
Осознание роли стилизации как основного приема преобразования формы и пространства. оперирование на практике понятиями - фронтальность композиции, детализация и декоративность в городском пейзаже, композиционная доминанта, план, схема
>з 2 £
3 £
<в §
ф
о £ ■О
(В
Ei £ О
£
Площадь науки. Рисование по памяти и представлению. Использованы основные приемы стилизации - схематизация, уплощение. Преобразование изображаемого трехмерного пространства в «развертку» городского квартала, удачно применены тональные контрасты и акценты на центральной площади - перекрестке
Осознание роли стилизации через схематизацию пространства. Оперирование на практике понятиями - фронтальность композиции, контрастность и тональность при детализации пространства, линейность и нелинейность в декоративном городском пейзаже
I
ш щ
о
I
0
1
(В
а
■о
Ü 5
Адмиралтейская площадь. Рисование по представлению, возможно использование дополнительных визуальных материалов (предварительный просмотр видеоматериалов, снятых с квадрокоптера). Использованы основные приемы стилизации и рисования с «высокой точки зрения», с высоты птичьего полета и т.д. Преобразование изображаемого трехмерного пространства в «полусферический» городской квартал, удачно использованы приемы «лессировки» при работе над насыщенным тоном
Осознание системы правил «сферической» перспективы, ее приемов организации пространства. Оперирование на практике понятиями - горизонтальность композиции, стаффаж и правила введения фигуры человека в композицию академического или декоративного городского пейзажа
Несмотря на то, что педагог вправе отбирать иллюстративный материал, ориентируясь на свой вкус и возможности, которыми он располагает, следует помнить, что существует целый ряд феноменов и шедевров мировой художественной культуры, которые со всей полнотой представляют пластические искусства различных эпох и отражают суть их развития. Их познание, освоение, оценка во многом определяют знание предмета. Именно поэтому к программе прилагается по каждой теме перечень обязательных к изучению памятников изобразительного искусства и архитектуры.
Библиографический список
Контроль уровня знаний может осуществляться в разнообразных формах деятельности: в выполнении индивидуальных контрольных заданий, в подготовке учебного занятия или внеклассного мероприятия, в организации или участии в дидактической игре, индивидуальном / коллективном исследовательском проекте, через самостоятельные творческие работы обучающихся: от маленьких сочинений на заданную тему до самостоятельной разработки и постановки сценариев, посвященных деятелям искусства той или иной эпохи.
1. Костина А.В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности. Автореферат диссертации ... кандидата культурологических наук. Москва, 2009.
2. Давалева Д.А. Развитие восприятия произведений искусства как условие формирования художественного вкуса младших подростков. Омский научный вестник. 2012; 1 (105): 227 - 230.
3. Лазарева Н.И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов. Омский научный вестник. 2008; 4 (69): 136 - 141.
4. Титов А.А. Активизации творческой деятельности подростков на уроках тематического рисования. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012; 1 (45): 172 - 175.
5. Канунникова Т.А. Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления подростков. Наука и школа. 2015; 6: 168 - 175.
References
1. Kostina A.V. Sootnoshenie i vzaimodejstvie tradicionnoj, 'elitarnoj i massovoj kul'tur v social'nom prostranstve sovremennosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata kul'turologicheskih nauk. Moskva, 2009.
2. Davaleva D.A. Razvitie vospriyatiya proizvedenij iskusstva kak uslovie formirovaniya hudozhestvennogo vkusa mladshih podrostkov. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; 1 (105): 227 - 230.
3. Lazareva N.I. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya interesa k izobrazitel'noj deyatel'nosti podrostkov sredstvami tvorcheskih proektov. Omskij nauchnyj vestnik. 2008; 4 (69): 136 - 141.
4. Titov A.A. Aktivizacii tvorcheskoj deyatel'nosti podrostkov na urokah tematicheskogo risovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 1 (45): 172 - 175.
5. Kanunnikova T.A. Diagnostika urovnya razvitiya kompozicionno-obraznogo myshleniya podrostkov. Nauka i shkola. 2015; 6: 168 - 175.
Статья поступила в редакцию 29.03.18
УДК: 371
Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogy (branch), V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net
MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN. The article is dedicated to a study of the problem of formation of social competence of preschool children. The paper substantiates the idea that the process of formation of social competence is in close relationship with the process of socialization of the individual. The article analyzes the meaning of the concepts of "social competence", "socialization", "educational space", considers the main mechanisms of socialization of the individual, which influence the process of formation of social competence of preschool children. The process of forming components of this competence in preschool children was closely linked with the process of socialization, the success of which depends on the nature of educational space and realization of mechanisms of socialization.
Key words: social competence, socialization, preschool children, personality formation, preschool educational institution, educational space, mechanisms of social competence formation.
Е.В. Вовк, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАО ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Статья посвящена изучению проблемы формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста. В работе обоснована мысль о том, что процесс формирования социальной компетентности находится в тесной взаимосвязи с процессом социализации личности. Оптимальным возрастом для формирования основ социальной компетентности является период дошкольного детства. В статье анализируется сущность понятий «социальная компетентность», «социализация», «образовательное пространство», рассматриваются основные механизмы социализации личности, оказывающие влияние на процесс формирования социальной компетентности дошкольников.
Ключевые слова: социальная компетентность, социализация, дошкольник, ребёнок дошкольного возраста, формирование личности, дошкольное образовательное учреждение, механизмы формирования социальной компетентности.
Одной из ключевых категорий системы образования является понятие социальной компетентности, связанной с особенностями развития соответствующих поведенческих установок, ценностных ориентаций, норм и образцов взаимодействия личности с окружающим миром. Социальная компетентность как один из показателей личностной зрелости требует развития еще в дошкольном возрасте. Так, социальная компетентность является компонентом жизненной компетентности человека.
По определению А.Г. Гогоберидзе, социальная компетентность - это «готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребёнка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [1, с. 14].
По мнению большинства ученых в области психологии и педагогики, для формирования основ данной компетентности наиболее продуктивным является период дошкольного детства. В этой связи актуальной проблемой современной педагогической теории и практики является поиск оптимальных путей, механизмов и средств формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Формирование анализируемой в данном исследовании компетентности тесно связано с процессом социализации личности ребёнка.
Социализация как процесс состоит из отдельных взаимосвязанных компонентов. С одной стороны, это процесс усвоения индивидом социального опыта путем его вхождения в определенную социальную среду, систему социальных связей и его адаптации к культурным, психологическим и социологическим факторам окружающей действительности. С другой стороны, социализация трактуется в зарубежной и отечественной науке в значении процесса активного воспроизводства личностью системы социальных связей через активную деятельность, преодоление негативных влияний среды, которые оказывают сопротивление ее самоутверждению и саморазвитию.
По мнению Т.Н. Захаровой, «сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой, формирование определенного уровня ее социальной компетентности» [2, с. 114].
Прежде чем перейдем к рассмотрению основных механизмов формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста, укажем, что важнейшим условием реализации указанной цели является создание благоприятного образовательного пространства в условиях ДОУ.
В данном контексте целесообразно обратиться к определению сущности понятия «образовательное пространство». Так, И.В. Маричев и Э.Г. Малиночка определяют образовательное пространство «в виде условий для выполнения образовательной деятельности. Условия для этой деятельности подразделяются на внешние и внутренние. Компонентами образовательного пространства являются внешние. А внутренние тоже составляют пространство, но другое - самого образования. Это совокупность условий, создаваемых самими образовательными действиями для их же выполнения» [3, с. 14].
Говоря о построении учебного процесса в ДОУ, а также о реализации системы деятельности, направленной на совершенствование процесса социализации личности дошкольника и формирования его социальной компетентности, целесообразно привести суждение исследователей В.Н. Белкиной и Т.Н. Захаровой, которые утверждают, что «в качестве одного из серьезных факторов приобретения ребёнком социального опыта выступает образовательное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада» [4, с. 15].
Необходимость рассмотрения сущности и значения образовательного пространства в данном исследовании была вызвана тем, что именно в рамках данного пространства реализуются