Научная статья на тему 'Целевой прием в современных условиях'

Целевой прием в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ / ЦЕЛЕВАЯ КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PURPOSE ENTRY / PURPOSE CONTRACT EDUCATION / STAFF POTENTIAL / LEGAL REGULATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулина Светлана Сергеевна, Музыченко Евгения Анатольевна, Черноскутов Виктор Егорович

Статья посвящена вопросам правового регулирования системы целевого приема и целевой контрактной подготовки, анализу нормативно-правовой базы, ориентированной на государственную поддержку высшего образования в субъектах Российской Федерации. В работе рассматривается опыт реализации целевой контрактной подготовки в Новосибирской области и в Сибирской академии государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purpose entry in modern conditions

The article covers the issues of legal regulation of the system of purpose entry and purpose contract education, analyses of regulatory base oriented on state support of higher education in constituent entities of the Russian Federation in Siberian Federal District. The experience in realization of purpose contract education in the Novosibirsk region and in the Siberian academy of public service is considered.

Текст научной работы на тему «Целевой прием в современных условиях»

С.С. БАКУЛИНА, начальник отдела высшей школы

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ЕА. МУЗЫЧЕНКО, доцент, проректор В.Е. ЧЕРНОСКУТОВ, доцент, проректор Сибирская академия государственной службы

Целевой прием в современных условиях

Статья посвящена вопросам правового регулирования системы целевого приема и целевой контрактной подготовки, анализу нормативно-правовой базы, ориентированной на государственную поддержку высшего образования в субъектах Российской Федерации. В работе рассматривается опыт реализации целевой контрактной подготовки в Новосибирской области и в Сибирской академии государственной службы.

Ключевые слова: целевой прием, целевая контрактная подготовка, кадровый потенциал, правовое регулирование высшего образования.

В современных условиях перед эко- прием за счет средств бюджета, цель

номикой региона возникает необходимость разработки новых подходов к совершенствованию механизмов подготовки и переподготовки кадров. Требуется прежде всего обновить организационно-экономические механизмы на всех уровнях системы образования, чтобы обеспечить ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, усилить практическую ориентацию отрасли.

Важным направлением повышения качества профессионального образования становится социальное партнерство, которое предполагает совместную разработку и реализацию следующих мер:

• создание практико-ориентиро-ванной образовательной среды;

• предоставление рабочих мест для трудоустройства выпускников;

• участие работодателей в разработке профессиональных стандартов, учебных программ и модулей.

Одним из действенных инструментов партнерства работодателей и системы образования является целевой

которого - удовлетворение потребности в высококвалифицированных кадрах в соответствии с социально-экономической политикой региона. «При этом адресная целевая подготовка специалистов по заказам работодателей должна занимать особое место и быть определяющей в подготовке кадров для региона» [1, с. 3].

Расходы, связанные с целевым приемом, финансируются в основном за счет средств федерального бюджета. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в некоторых случаях тоже могут полностью или частично нести расходы, связанные с целевым приемом, однако на данный момент такая практика практически не используется. Студент, обучающийся на целевом месте в вузе, берет на себя обязательство после учебы заключить контракт с организацией, указанной органом власти, направившим его на обучение в рамках целевого приема, и отработать по этому контракту определенное время. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября

2009 г. № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) определяется не позднее чем за месяц до начала приема документов и не должно превышать 20% от общего количества бюджетных мест по каждому направлению подготовки (специальности), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Помимо целевого приема существует также целевая контрактная подготовка (ЦКП) специалистов с высшим образованием. Она осуществляется из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Договор о целевой контрактной подготовке заключается после зачисления студента на бюджетное место. В отличие от целевого приема, лица, обучающиеся по целевой контрактной подготовке, поступают на общих основаниях, а не по отдельному конкурсу. После зачисления в вуз студент заключает договор, согласно которому берет на себя обязательство отработать в организации определенное время (как правило, до трех лет после окончания вуза) на должности, соответствующей уровню и профилю его образования. Студенты, заключившие контракт и от-

казавшиеся от заключения договора с работодателем либо не выполнившие его условий, возмещают затраты, связанные с установлением ему государственной стипендии, других социальных пособий в порядке, определенном договором. Целевая контрактная подготовка специалистов призвана удовлетворить потребности в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений и в первую очередь тех из них, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Далее рассмотрим механизмы ЦПК, которые реализуются в семи вузовских центрах Сибирского федерального округа.

В Алтайском крае действует постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 04.04.2005 № 138 о целевом приеме. Для решения социально-экономических проблем Алтайского края государственные вузы за счет средств федерального бюджета выделяют в пределах государственных заданий места для целевого приема.

В Красноярском крае в соответствии с распоряжением Совета администрации Красноярского края от 19.06.2002 № 664-р и от 26.06.2003 № 584-р вузы и ссузы осуществляют целевой прием для коренных жителей районов Крайнего Севера на места,

Таблица 1

Основные характеристики целевого приема и целевой контрактной подготовки

Целевой прием Целевая контрактная подготовка

Зачисление в вуз По отдельному конкурсу на госбюджетные места По общему конкурсу на госбюджетные места или отдельному конкурсу на места, финансируемые за счет средств региональных бюджетов

Договор Может быть оформлен со стороны органа власти и студента и представлен в приемную комиссию при поступлении Может быть заключен на первом курсе после выхода приказа о зачислении

Внесение оплаты за обучение Оплата не требуется Заказчик оплачивает обучение студента

финансируемые за счет средств федерального бюджета.

В Иркутской области не уделяется достаточного внимания разработке нормативно-правовых актов, направленных на поддержку и развитие системы высшего образования на уровне региона, в том числе и по организации целевого приема.

В Кемеровской области возможность реализации целевой подготовки закреплена законом Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-03 «Об образовании в Кемеровской области». Объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов за счет средств областного бюджета определяются Коллегией Администрации Кемеровской области на основе программ подготовки и повышения квалификации специалистов. Трудоустройство выпускников, получивших образование на основании договора о ЦКП, осуществляется в соответствии с данным договором.

В Омской области Постановлением Правительства от 5 декабря 2007 г. № 156-п утверждена ЦКП, посредством которой решается задача удовлетворения потребностей государственных органов, предприятий и учреждений в вы-сококвали фицированных специ али стах с высшим и средним профессиональным образованием. Порядок организации ЦКП включает в себя формирование и размещение областного заказа, дополнительные требования, предъявляемые к абитуриентам, основания для зачисления абитуриентов, порядок заключения контракта между студентом и работодателем.

В Томской области также реализуется ЦКП. Администрация Томской области на основе договоров с образовательными учреждениями и контрактов с обучающимися осуществляет финансирование подготовки специ-

алистов соответствующего уровня исходя из потребностей области. Средства на подготовку и повышение квалификации специалистов включаются в сметы расходов соответствующих структурных подразделений администрации области. На основании образовательного заказа Томской области может осуществляться трудоустройство выпускников учреждений высшего (среднего) профессионального образования. В этом случае соответствующее образовательное учреждение обязано направить на конкретное рабочее место выпускника, получившего бесплатное образование, при наличии договора на целевую контрактную подготовку.

В Новосибирской области в целях содействия кадровому обеспечению отраслей экономики сельских районов специалистами и поддержки сельской молодежи в получении высшего профессионального образования с 2000 г. заключаются контракты на целевую подготовку специалистов. Обучение студентов в рамках ЦКП осуществляется на условиях долевого финансирования за счет средств областного бюджета, работодателя, студента. Количество мест для приема в вузы и ссузы на первый курс, размер платы за обучение и стипендий (академической и социальной) устанавливается ежегодно. Основным обязательством студентов-контрактников, обучающихся на целевой основе, является последующая отработка в течение трех лет у работодателя, с которым студент заключил контракт [2, с. 29-30].

Анализ практики данных субъектов Сибирского федерального округа показал, что региональное законодательство, регулирующее государственную поддержку системы высшего образования, достаточно однообразно. Как правило, все указанные субъекты РФ

удовлетворяют потребность в кадрах за счет федеральных целевых мест, которые выделяют вузы в рамках целевого приема.

Несмотря на преимущества использования возможностей механизма целевой контрактной подготовки, на данный момент отсутствуют современные документы, устанавливающие регламент ее реализации. Основными действующими документами являются: постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября

1995 г. №942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», постановление Министерства труда Российской Федерации и Государственного комитета по высшему образованию Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. №73/7 (бГк Рф

1996 г. №4) «О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». В контрактах оговариваются права, обязанности и виды ответственности договаривающихся сторон: студента, высшего учебного заведения и работодателя. Заключивший контракт студент обязан освоить образовательную профессиональную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным образовательным стандартом. Образовательная программа может быть скорректирована либо дополнена с учетом договоренностей студента, работодателя и учебного заведения. По предложению ректора студент обязан заключить контракт с работодателем на срок до трех лет после окончания вуза при условии предоставления работы, соот-

ветствующей уровню и профилю профессиональной подготовки, а также материального и при необходимости жилищного обеспечения.

В силу того что существующие на сегодняшний день механизмы целевой контрактной подготовки и целевого приема не всегда решают проблемы обеспечения кадрами организаций, а также социально-экономические проблемы регионов, Федеральное агентство по образованию России предлагало упразднить механизм целевой контрактной подготовки специалистов за счет средств бюджетов и использовать механизм целевого приема. Согласно этому механизму лица, зачисляемые в вуз в рамках целевого приема, должны будут заключать двусторонний договор с государством (федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти, который за него ходатайствовал).

Одним из показательных примеров эффективной реализации целевой контрактной подготовки за счет средств областного бюджета является Новосибирская область. В 2000 г. в соответствии с постановлением главы администрации Новосибирской области № 485 от 10.06.2000 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса» осуществлен первый набор - 327 человек. На тот момент процентная численность главных специалистов с высшим образованием на селе составляла всего 10-15%. В 2004 г. постановлением губернатора Новосибирской области от 23.04.2004 № 259 работа органов исполнительной власти в части заключения контрактов на подготовку специалистов с высшим образованием была систематизирована. Заключение контрактов стало осуществляться на полный срок обучения между выпускником образовательно-

го учреждения, органами местного самоуправления, работодателем, исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и высшим или средним специальным учебным заведением. Количество мест для приема в вузы и ссузы на первый курс и размер оплаты стали ежегодно утверждаться губернатором области [3, с.40].

По ЦКП в 21 вузе, филиалах и техникумах обучается 970 чел. В 2010/2011 уч. году оплата за обучение одного человека в год составляет 45,0 тыс. руб., ежемесячная академическая стипендия составляет 1375,0 руб., социальная -2063,0 руб. В 2010 г. на реализацию ЦКП выделено почти 60000,0 тыс. руб. В 2010 г. набор составил 80 чел., выпуск

- 317 чел. Выпуск специалистов, обучающихся в рамках ЦКП, с 2005 по 2010 гг. составил свыше 1500 чел. Затраты на реализацию целевой контрактной подготовки возросли с 2000 по 2008 гг., поскольку до 2008 гг. постоянно увеличивалась квота и, соответственно, прием; к тому же вузы ежегодно поднимают плату за обучение.

Обучение основной части студентов ведется в следующих вузах:

• Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ),

• Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) и Куйбышевский филиал НГПУ (кф НГПУ),

• Новосибирский государственный медицинский университет (НГМУ),

• Новосибирский государственный технический университет (НГТУ),

• Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ),

• Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),

• Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ),

• Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК).

По окончании обучения молодым специалистам предоставляется выбор -вернуться на село либо возвратить средства в областной бюджет. В результате уже около 15% выпускников, ранее не вернувшихся в село, приступили к работе. Из 30% выпускников, не приступивших к работе по контракту, 9% решили расторгнуть контракт в соответствии с законодательством, а около

Таблица2

Финансирование целевой контрактной подготовки

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Подготовка специалистов в вузах по договорам и контрактам (тыс. руб.) 1250,0* 52823,0 63453,9 58116,7 91815,8 78427,1 70090,5

Стоимость обучения одного специалиста (тыс. руб.) 5,0 27,0 32,0 39,0 42,0 42,0 45,0

Количество человек, обучающихся в рамках ЦКП (чел.) 327* 1791 1733 1602 1601 1293 970

Квота по приему (чел.) 250 376 300 310 330 80 80

Выпуск (чел.) - 253 321 310 260 317 270

* Финансирование обучения осуществлялось с нескольких бюджетных строк, в том числе муниципальными образованиями самостоятельно.

5% возвращают средства в областной бюджет. За период с 2004/05 по 2009/

2010 уч. годы всего возвращено около 4,5 млн. рублей. Большая часть выпускников, принявших решение не возвращаться в село, основной причиной называют “низкий уровень заработной платы на селе”, “устройство на работу в городе” (не по специальности). Для повышения мотивации выпускников вузов по закреплению на местах работы ведется работа по поддержке молодых специалистов, принятых на работу, по реализации социальных льгот и гарантий молодым специалистам.

Кроме того, ежегодно действует система мер по прохождению старшекурсниками преддипломной практики: в вузах назначены ответственные за студентов, проводятся встречи выпускников с потенциальными работодателями, руководителями территориальных администраций районов области и органов местного самоуправления. С будущими выпускниками проводятся регулярные консультации по вопросам трудоустройства и закрепления на новом месте работы.

Контроль за трудоустройством выпускников и взаимодействие с органами муниципальных образований осуществляют отраслевые исполнительные органы государственной власти Новосибирской области (департаменты), участвующие в реализации целевой контрактной подготовки на территории области (по профилю). В целях содействия закреплению выпускников вузов на местах работы отраслевыми департаментами реализуются социальные льготы и гарантии принятым на работу молодым специалистам, а именно: выплачиваются подъемные, оказывается безвозмездная помощь в выделении молодняка скота, коров, участков земли, в ряде хозяйств приобретаются квартиры, выплачивается ежеме-

сячная надбавка к заработной плате. Однако процент выпускников, выполняющих условия контракта, остается в диапазоне от 60 до 70%.

С принятием решения о создании в области Технопарка вектор внимания исполнительного органа государственной власти субъекта РФ переместился в сферу подготовки кадров для инновационной экономики и промышленности [4, с. 15]. С 2007 г. исполнительным органом государственной власти Новосибирской области выполняются функции государственного заказчика по ЦКП специалистов для ряда промышленных предприятий, таких как ОАО НАПО имени В.П. Чкалова, Холдинговая компания «НЭВЗ-Союз», НПО «Элсиб» ОАО. Таким образом, акцент целевой контрактной подготовки сместился от подготовки кадров для села к подготовке кадров для предприятий и инновационных фирм, поддержке малообеспеченных семей.

Данное смещение обусловлено проблемами трудоустройства выпускников и выполнения ими условий контракта в части отработки не менее трех лет у работодателя. Следует отметить такие несовершенства механизма ЦКП, как:

• отсутствие должной связи между программами социально-экономического развития районов и формированием кадрового резерва;

• несовершенство отбора кандидатов на обучение в рамках ЦКП;

• отсутствие необходимой социальной поддержки выпускников, направленных на отработку в районы.

Интересный опыт работы по целевому приему студентов за счет средств федерального бюджета накоплен в Сибирской академии государственной службы (СибАГС). Вуз практически с первых лет своей деятельности стремится готовить высококвалифицированные кадры для органов власти с уче-

том специфики их будущей работы, реальных потребностей и возможностей конкретного работодателя. Основной формой деятельности в этом направлении является прием студентов на обучение в рамках квот, выделяемых органам государственной власти Сибирского федерального округа. Данный вид деятельности регулируется Договором о сотрудничестве между СибАГС и органом государственной власти субъекта РФ СФО. В нем определено следующее:

• органы государственной власти не позднее 1 апреля направляют в Сиб-АГС мотивированную заявку на количество необходимых им мест на обучение по целевому приему на очередной учебный год;

• на основе полученных заявок, исходя из контрольных цифр приема, установленных учредителем, имеющейся учебной и материально-технической базы СибАГС, региональных социально-демографических и иных особенностей субъектов федерации, Ученый совет вуза ежегодно устанавливает каждому субъекту федерации квоту приема целевиков;

• на обучение в рамках целевого приема принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, рекомендацию органа государственной власти субъекта РФ СФО, успешно прошедшие конкурсный отбор по результатам ЕГЭ, а также подписавшие контракт с работодателем и СибАГС;

• после зачисления на обучение в рамках целевого приема заключается трехсторонний контракт: «заказчик (орган государственной власти субъекта, он же работодатель) - исполнитель (СибАГС) - студент» или же четырехсторонний контракт: «заказчик (орган государственной власти

субъекта) - работодатель (орган местного самоуправления) - исполнитель (СибАГС) - студент»;

• в случае невыполнения работодателем условий контракта в вопросах трудоустройства и организации практики целевиков, СибАГС может сократить квоту на целевой набор соответствующему субъекту федерации.

При отборе кандидатов на обучение в рамках целевого приема органы государственной власти выявляют желающих получить высшее профессиональное образование по специальностям, реализуемым в академии. Список кандидатов для обучения в СибАГС составляется с учетом выявленных у них способностей к организаторской, управленческой и аналитической работе в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Список кандидатов в целевики высылается в приемную комиссию СибАГС не позднее 1 июля. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют отбор абитуриентов, исходя из своих задач и требований. Характерно, что многие органы власти направляют на целевые места по несколько кандидатов на одно место, что позволяет принимать в академию наиболее подготовленных абитуриентов, мотивированных на государственную и муниципальную службу.

В условиях отсутствия системы распределения выпускников вузов целевой прием превратился в реальный и действенный механизм адресной планомерной подготовки высококвалифицированных специалистов для органов государственной власти и органов местного самоуправления СФО. Целевой прием позволяет:

• получить образование в СибАГС молодым людям из всех субъектов Сибирского региона;

• готовить кадры адресно для ор-

ганов власти с учетом их потребностей и интересов;

• целенаправленно готовить молодых специалистов для включения их в резерв управленческих кадров, готовить кадры на перспективу.

За годы работы академия в рамках целевого приема выпустила около 1000 молодых специалистов для органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе: для Республики Алтай - 84; Республики Бурятия

- 73; Республики Тыва - 57; Республики Хакасия - 85; Алтайского края - 48; Красноярского края - 95; Иркутской области - 50; Кемеровской области -63; Новосибирской области и города Новосибирска - 350; Омской области

- 37; Томской области - 34. Кроме того, подготовлено 9 специалистов для Забайкальского края и два - для Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время в академии в рамках целевого приема обучается около 250 студентов.

Нужно отметить субъективные и объективные трудности, возникающие в ходе трудоустройства выпускников целевого приема.

Направляющая организация зачастую не проявляет должного внимания к проблеме трудоустройства выпускников. Как правило, отсутствуют гарантии социального пакета и карьерного роста. По этой и другим причинам часть молодых специалистов, обучавшихся по целевому приему, стремится остаться в Новосибирске.

Со своей стороны, СибАГС уделяет этому вопросу большое и постоянное внимание: систематически высылает в администрации информацию об успеваемости студентов-целевиков, сроках прохождения ими практики, предоставляет списки выпускников, ежегодно поднимает вопросы трудоустройства выпускников на ежегодных

совещаниях с представителями кадровых служб органов государственной власти субъектов федерации.

Сознавая важность целевого приема, считаем, что эту работу следует продолжать, одновременно повышая ее эффективность и внимание к ней со стороны органов власти.

Текущая ситуация на рынке труда ставит под угрозу сохранение имеющегося кадрового потенциала, в том числе и в высокотехнологичных секторах промышленности. В этих условиях целевая подготовка как форма государственного заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, обеспеченного бюджетным финансированием, может быть эффективным инструментом государственного воздействия на управляемые процессы формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала. Однако необходим более четкий механизм ее реализации. Продуманная структурная политика способна обеспечить интересы региона, связанные с насыщением приоритетных секторов экономики квалифицированными кадрами, появлением новых специальностей и развитием новых направлений бизнеса, а также с созданием условий для решения проблем получения высшего образования социально незащищенными группами населения.

Литература

1. Кутузов В.М., Семенов Н.Н., Шестопалов

М.Ю. Формы и методы взаимодействия вузов с рынком труда // Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России: Третья Всероссийская научнопрактическая Интернет-конференция «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». URL: http://labourmarket.ru/ со^3/

2. Бакулина С.С. Целевая контрактная под-

готовка как форма реализации государственного заказа на подготовку специалистов // Социальные процессы в современной Западной Сибири: Сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. С. 28-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бакулина С.С., Музыченко Е.А. Опыт и проблемы формирования государственного регионального заказа на подготовку специалистов с высшим профессио-

нальным образованием // Факторы и механизмы устойчивости предприятий: Сб. научных трудов. Новосибирск: СибАГС, 2003. 207 с.

4. Бакулина С.С. Правовые основы государственной поддержки высшего профессионального образования в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа // Право и образование. 2011. № 1.

BAKULINA S., MUSYCHENKO E, CHERNOSKUTOV V. PURPOSE ENTRY IN MODERN CONDITIONS

The article covers the issues of legal regulation of the system of purpose entry and purpose contract education, analyses of regulatory base oriented on state support of higher education in constituent entities of the Russian Federation in Siberian Federal District. The experience in realization of purpose contract education in the Novosibirsk region and in the Siberian academy of public service is considered.

Key words: purpose entry, purpose contract education, staff potential, legal regulation of higher education.

A.Г. СЛОМЧИНСКИИ, профессор А.Г. БИСЕРОВ, канд. тех. наук, директор филиала Е.А. ТАУШКАНОВА, ст. преподаватель,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, филиал УрФУ в г. Краснотурьинске

УрФУ: ориентиры и перспективы территориальной политики

В настоящей статье рассматриваются проблемы территориальной политики Уральского федерального университета, пути и перспективы их решения на региональном уровне.

Ключевые слова: территориальная политика, университет, филиал вуза, регион.

Среди факторов, определяющих появление и существование «постсоветских филиалов», немаловажным является запрос жителей регионов на образование, в котором они видят гарантию достойного уровня жизни. В свою очередь, власти и промышленные предприятия региона, вкладывая средства в содержание филиала вуза, осознают, что это «вложение капитала» является демонстрацией социальной поддержки населения и снижает обще-

ственное напряжение в период сложных социально-экономических преобразований. Как правило, такой филиал расположен в небольшом городе, где нет или очень мало структур, занимающих молодёжь чем-то полезным (работой или учёбой). Например, на Среднем и Северном Урале филиалы находятся в моногородах, где центром всей социально-экономической жизни является базовое предприятие металлургической или горной промышленнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.