Научная статья на тему 'Целевая контрактная подготовка для высокотехнологичных производств'

Целевая контрактная подготовка для высокотехнологичных производств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВУЗ / ЦЕЛЕВАЯ КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / МАШИНОСТРОЕНИЕ И АВИАЦИЯ / LEADING FIELD ENTERPRISE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / GOAL-ORIENTED CONTRACT-BASED TRAINING OF SPECIALISTS / EMPLOYMENT / ENGINEERING AND AVIATION INDUSTRY / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костин Владимир Алексеевич, Насырова Раиса Григорьевна

В статье обсуждаются проблемы взаимодействия базовых предприятий и вуза, излагается опыт КГТУ им. А.Н. Туполева по целевой контрактной подготовке специалистов для машиностроительной и авиационной отраслей в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goal-oriented contract-based training of specialists

The article discusses challenges of leading field enterprises and higher educational institution interaction. Tupolev Kazan State Technical University experience on goal-oriented contract-based training of specialists for engineering and aviation industry in the region is described.

Текст научной работы на тему «Целевая контрактная подготовка для высокотехнологичных производств»

В.А. КОСТИН, профессор, проректор

Р.Г. НАСЫРОВА, доцент

Целевая контрактная подготовка для высокотехнологичных производств

В статье обсуждаются проблемы взаимодействия базовых предприятий и вуза, излагается опыт КГТУ им. А.Н. Туполева по целевой контрактной подготовке специалистов для машиностроительной и авиационной отраслей в регионе.

Ключевые слова: базовое предприятие, вуз, целевая контрактная подготовка специалистов, трудоустройство, машиностроение и авиация, регион.

Анализ развития современной экономики, целей, задач и приоритетов проводимой реструктуризации оборонной промышленности выявил определенные трудности в аэрокосмическом комплексе страны, в частности в его кадровых аспектах. Это нашло отражение в государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 гг. Из него следует, что в авиационной отрасли существует потребность в выпускниках учреждений, прежде всего - НПО, затем СПО и в меньшей степени - ВПО.

Система образования, обеспечивающая первую фазу воспроизводства трудовых ресурсов, т.е. их формирование, должна ориентироваться при эффективной работе на рынке образовательных услуг на 1) требования современной экономики (обеспечивать соответствующий уровень знаний и умений); 2) потребности рынка труда в необходимом количестве специалистов; 3) требования потребителей.

Формирование единого образовательного пространства, охватывающего учреждения НПО, СПО, ВПО, производство и науку, может осуществляться на основе следующих стратегий: объединения информационных пространств образовательных учреждений, науки и производства; перено-

са (трансфера) и продуктивного использования представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий из одних областей в другие; формирования новых форм коллективной деятельности. Организация элементов системы «образование - наука - производство» определяет развитие различных форм взаимодействий.

К традиционным формам социального партнерства можно отнести филиалы кафедр на предприятиях, хоздоговора с предприятиями на выполнение различных видов работ, практики на производстве.

В настоящее время наблюдается ин-

терес бизнес-сообщества к образованию, к подготовке кадров. Этот процесс отражается в нормативно-правовых документах. Принят закон, предусматривающий участие работодателя в формировании ФГОС и в контроле качества профессионального образования всех уровней. Ведь самые актуальные требования к выпускнику может сформулировать только работодатель.

В Республике Татарстан с 2005 г. реализуется порядок конкурсного отбора в государственные вузы на условиях целевой контрактной подготовки (ЦКП), утвержденный постановлением Кабинета министров РТ от 28.06.2004 г. №308 «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Татарстан и их трудоустройстве».

За четыре года выполнения постановления заказы министерств и ведомств существенно не изменились. По данным вузов РТ, в 2007-2008 гг. по дополнительным заявкам предприятий на очные бюджетные отделения было принято 1463 человека. Предприятиям больше нужны инженерно-технические кадры, хотя заявки на специалистов социально-гуманитарных областей также продолжают поступать. Анализ показывает, что потребность в инженерно-технических специальностях сегодня почти в два раза выше.

Для экономики страны важно, чтобы специалисты применяли свои компетенции в соответствии с полученным дипломом, чего часто не происходит. Не случайно Рособрнадзор намерен при выдаче лицензий по новым специальностям и при повторном лицензировании вуза учитывать экспертные заключения на востребованность кадров со стороны служб занятости и администраций региона, в котором функционирует вуз. В этих условиях интег-

рация вузов и производства выступает важнейшим фактором подготовки компетентного, конкурентоспособного, востребованного обществом специалиста.

Для взращивания профессионала, обладающего к тому же высокой мотивацией к труду и преданного предприятию, необходимо постоянное участие самого предприятия в образовательном процессе. На сегодняшний день работодатели практически не задействованы в уточнении образовательных программ с целью их «подгонки » под конкретное рабочее место и не всегда указывают свои требования к профессии. В результате выпускники часто не проходят отбор при трудоустройстве именно из-за несоответствия дополнительным требованиям работодателя.

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева является активным участником пяти образовательных кластеров Республики Татарстан (машиностроительного, авиационного, энергетического, транспорта и дорожного строительства, информатизации и связи), целью создания которых является социаль-

ное партнерство учебных заведений и предприятий РТ в подготовке высококвалифицированных кадров для региона.

Такая форма интеграции образования и производства позволяет свести до минимума время адаптации выпускника на рабочем месте; обеспечить мобильность специалистов при освоении и разработке принципиально новых технологий; ускорить рост профессионального мастерства выпускников; создать эффективную обратную связь вуза с предприятием в целях совершенствования предметного содержания учебного процесса, усиления практической составляющей обучения, формирования инструментов продуктивного взаимодействия производства и науки.

Наиболее перспективным направлением сотрудничества вуза и производств, входящих в образовательный кластер, и является целевая контрактная подготовка (ЦКП) специалистов по заказам предприятий, что особенно актуально для высокотехнологичных производств: машиностроения, авиа- и ракетостроения, транспорта и энергетики, где имеется острый дефицит инженерных кадров. По условиям ЦКП вуз и предприятие совместно с министерствами согласовывают цифры приема абитуриен-тов-«целевиков» с учетом потребностей промышленности и региона. КГТУ им. А.Н. Туполева имеет многолетний опыт сотрудничества в этом плане с предприятиями машиностроительной и авиационной отраслей: Казанским авиационным производ-

ственным объединением им. С.П. Горбунова, Казанским вертолетным заводом, Казанским моторостроительным производственным объединением, КамАЗом, КБ «Туполев» и другими.

Вместе с Казанским авиационно-техническим колледжем им. П.В. Дементьева, профессиональным лицеем ПЛ-123 и перечисленными выше предприятиями в рамках авиационного образовательного кластера осуществляется подготовка рабочих, техников и инженеров для авиационной отрасли. Совместно с КамАЗом КГТУ им. А.Н.Туполева организован втуз. Аналогичное взаимодействие наш университет осуществляет с предприятиями региона в области связи, транспорта, энергетики. При этом используются различные формы сотрудничества: целевая контрактная подготовка; организация учебных, производственных и преддипломных практик студентов; создание научных лабораторий и кафедр на производстве, создание учебно-научно-производственных комплексов; опрос работодателей для формирования наиболее важных компетенций (профессиограмм) специалиста; анализ отзывов работодателей; трудоустройство выпускников, стажировка преподавателей на передовых

предприятиях; выполнение совместных исследований и многое другое.

Со всеми предприятиями заключены долгосрочные договора о сотрудничестве, в том числе о целевой контрактной подготовке специалистов для базовых предприятий. Важным звеном ЦКП является реализация дополнительных образовательных программ по специализациям различного направления по согласованию с базовыми предприятиями. Целью введения таких дополнительных учебных занятий является углубление профессиональных знаний, улучшение качества подготовки инженерных кадров, адаптация их к условиям производства.

Имеющийся опыт развития новых форм интеграции вуза и базовых предприятий позволяет говорить о переориентации системы «образование -производство» на формирование компетентности специалиста, на развитие его профессионально значимых личностных качеств (лидерства, креативности и др.).

Награждение лучших студентов именными стипендиями от предприятий за научные исследования и высокую успеваемость должно стимулировать их к углубленному освоению предметов учебного плана. Предприятия могут финансировать и дополнительное изучение студентами смежных дисциплин, не входящих в госстандарт. Это также способствует повышению качества подготовки специалистов, причем при выборе программ дополнительного обучения целевых студентов предприятие исходит из стратегии своего развития. Участие работодателя в разработке тематики курсовых и дипломных работ позволяет

студентам глубже изучить специфику профиля предприятия и перспективы дальнейшей диверсификации производства.

Предприятия осуществляют контроль текущей успеваемости целевых студентов, которым они оказывают финансовую поддержку, что позволяет корректировать критерии их отбора и общее количество «целевиков».

Производственная практика, которую студенты проходят на предприятии, должна быть первым этапом адаптации студентов к профессиональной среде и приобретения необходимых практических навыков. Совмещение учебы и работы повышает их самодисциплину и психологическую устойчивость, дает возможность общаться со специалистами-профессионалами, перенимать их опыт и знания, формирует творческий потенциал.

Одним из условий ЦКП по заказу предприятий является совершенствование практических навыков студентов, в частности приобретение ими рабочих специальностей. Это позволяет улучшить качество инженерной подготовки уже с первых курсов обучения. Так, первокурсники Института авиации, наземного транспорта и энергетики КГТУ им. А.Н. Туполева имеют

возможность получить смежную рабочую специальность и днем трудиться на базовом предприятии, а во второй половине дня обучаться по программе вуза. Для этого на заводе открыты филиалы кафедр института. Полученная рабочая специальность повышает социальную защиту студентов на рынке труда, а в условиях дефицита рабочих кадров помогает решать задачи производства и делает более качественной подготовку будущих инженеров. По такой схеме работают выпускники Казанского авиационно-технического колледжа, объединенные в группы ЦКП вуза при Казанском моторостроительном производственном объединении и Казанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбунова.

За четыре года работы по целевой контрактной подготовке в КГТУ им. А.Н. Туполева поступили и обучаются около 300 человек, а в 2008/09 учебном году «целевики» составили 50% от общего плана набора абитуриентов. Полученные в ходе практической деятельности знания, умения и навыки помогают студентам глубже вникать в секреты будущей инженерной специальности. На старших курсах у многих из них начинается карьерный рост, происходит естественный переход на ин-женерно-техничес-кие должности.

Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные требования к качеству подготовки рабочих и специалистов для авиационной отрасли.

• Научно-технологическое обеспечение професси-

онального аэрокосмического образования, которое ориентировано на целевую подготовку и переподготовку кадров на базе передовых проектно-конструкторских решений, применения новых материалов и технологий.

• Информационное обеспечение подготовки специалистов для широкого использования информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделий авиационной и ракетно-космической промышленности - от разработки проектов до эксплуатации и утилизации.

• Формирование системы опережающей подготовки научно-педагогических кадров и повышения качества их профессиональной деятельности.

• Формирование единого образовательного пространства «НПО - СПО - ВПО - наука - производство», направленного на объединение усилий профессиональной школы, науки и отраслевых предприятий по организации целевой подготовки квалифицированных рабочих и специалистов под конкретные рабочие места.

Хотелось бы обратить внимание на возникающие при целевой контрактной подготовке проблемы. Прежде всего отметим некачественный отбор абитуриентов. Резко

упавший престиж инженерной профессии приводит к тому, что базовые предприятия вынуждены формировать контингент целевого набора из числа «троечников» - выпускников общеобразовательных школ. Как следствие - низкая успеваемость первокурсников и большой процент отсева. Многие базовые предприятия из-за дефицита рабочих кадров ввели новую схему обучения «целевиков»: днем - работа на заводе, вечером - учеба в вузе, что негативно сказывается на их успеваемости.

Наблюдается парадокс: предприятие желает иметь адаптированного к условиям будущей работы студента, и вуз по просьбе предприятия готов представить соответствующую программу дополнительной подготовки, предприятия же не в состоянии эту программу финансировать. Не всегда «целевикам» гарантировано трудоустройство, кроме того, на практике редко выполняются социальные гарантии договора (оплата проезда, проживание и т.д.).

Возможным выходом из сложившейся ситуации могли бы стать следующие меры:

■ создание оптимальных условий для совмещения работы и учебы целевиков;

■ приближение учебного процесса к месту работы, что сократит потерю времени при переезде к месту занятий;

■ формирование гибкого графика работы и учебы;

■ оплата дополнительной образовательной программы вуза за счет общих средств предприятий-работодателей, спонсоров и родителей;

■ привлечение специалистов предприятий для чтений лекций по дополнительной программе подготовки «целевиков».

Непосредственное участие предприятия в образовательном процессе позволяет готовить квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в конкретной области и адаптированных к производственной деятельности. Целевая контрактная подготовка сегодня остается признанным механизмом повышения качества подготовки специалистов для высокотехнологичных производств.

KOSTIN V.A., NASYROVA R.G. GOAL-ORIENTED CONTRACT-BASED TRAINING OF SPECIALISTS

The article discusses challenges of leading field enterprises and higher educational institution interaction. Tupolev Kazan State Technical University experience on goal-oriented contract-based training of specialists for engineering and aviation industry in the region is described.

Keywords: leading field enterprise, higher educational institution, goal-oriented contract-based training of specialists, employment, engineering and aviation industry, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.