Научная статья на тему 'Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов'

Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16072
1645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЦЕЛЕВАЯ КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноскутов В.Е.

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, анализируются факторы, мешающие им устраиваться на работу своевременно и по специальности. Особое внимание уделяется проблемам подготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of employment for students and graduates in higher education institutions are considered, the factors pre-venting them from getting employment quickly and in their speciality are analysed. Particular attention is paid to the prob-lems of training specialists for public authorities and local government.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов»

УДК 378.374

В. Е. Черноскутов

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, анализируются факторы, мешающие им устраиваться на работу своевременно и по специальности. Особое внимание уделяется проблемам подготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: студенты, работодатель, органы власти, трудоустройство, целевая контрактная подготовка.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о трудоустройстве молодежи, особенно выпускников высших учебных заведений. Сегодня многие работодатели не хотят брать молодых специалистов на работу, так как у них нет опыта работы, а производственные практики в вузах не дают необходимой профессиональной подготовки. Нехватка профессионального опыта, знаний теоретических основ и реалий рыночных отношений часто становится определяющим критерием при отборе кадров.

Актуальной проблемой в трудоустройстве выпускников высших учебных заведений является устройство на работу по специальности, полученной в вузе. Многие выпускники образовательных учреждений вынуждены после окончания обучения проходить соответствующую переподготовку. По данным Росстата, лишь 40 % россиян работают по специальности, полученной за время учебы. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Основной причиной работы не по специальности является то, что в институте дают в основном фундаментальные знания — студенты не получают должной практической подготовки1.

По мнению экспертов, исследующих трудовой потенциал современной России, основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

— отсутствие действенного механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

— слабая заинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профо-риентационной работы с абитуриентами и студентами;

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 2. © В. Е. Черноскутов, 2015

1 См.: Мазин А., Мазина А. Выпускники вузов на рынке

труда // Человек и труд. 2011. № 5. С. 34—38.

— недостаточное внимание вузов к изучению изменений требований, предъявляемых к квалификации работников на рынке труда, и емкости самого рынка по конкретным профессиям и специальностям;

— несовершенство кадровой политики большинства российских организаций, ориентированной в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

— отсутствие у большинства выпускников необходимой социально-трудовой культуры — навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

— в отдельных случаях — завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у определенной части выпускников учреждений профессионального образования.

В настоящее время государство не стимулирует предприятия и организации к обеспечению рабочими местами выпускников учреждений профессионального образования. Необходима современная система информирования абитуриентов, обучающих, выпускников вузов и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг, помогающими решать конкретные вопросы трудоустройства2.

Трудности с устройством на работу после окончания вуза по специальности связаны и с тем, что на рынке труда на некоторые специальности существует незначительный спрос (экономисты, юристы, социологи, психологи и т. п.), а на другие, напротив, спрос повышен (технические специальности). Данная проблема носит общегосударственный характер: сначала государство, население вкладывают существенные средства на подготовку соответствующих специалистов, а затем вынуждены тратить немалые деньги еще и на их переобучение.

2 См.: Аношин А. В. Интеллектуальный потенциал трудовых ресурсов современной России: формирование, сохранение, использование // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. № 2. С. 14.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов обусловлены целым рядом факторов, в том числе и переходом на европейскую систему образования. Если раньше вузы выпускали специалистов, то сейчас идет первая волна выпускников-бакалавров. Многие работодатели отдают предпочтение специалистам, считают бакалавриат более низкой ступенью высшего образования.

Особенно актуальной является проблема трудоустройства выпускников при подготовке будущих менеджеров государственного и муниципального управления (ГМУ). Органы власти нуждаются в высококвалифицированных кадрах, так как от их работы в первую очередь зависит эффективность управления территориями и в конечном счете уровень жизни населения. При подготовке будущих управленцев необходимо применять методы, направленные на формирование не только профессиональных компетенций, но и ценностей, установок будущей профессиональной деятельности. Будущие менеджеры ГМУ должны:

— знать и понимать сущностные особенности профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего;

— уметь ставить цели своего профессионального развития (в том числе, карьерные);

— владеть технологиями саморазвития, самоменеджмента;

— принимать участие в обучающихся мероприятиях, развивающих программах.

При подготовке кадров для органов власти важно не только формировать профессиональные компетенции, но и развивать личностные качества. В процессе обучения ведущими должны быть активные и интерактивные формы и методы обучения, которые способствуют формированию умения действовать1.

Решение проблемы трудоустройства выпускников вузов, по нашему мнению, требует не только совершенствования учебного процесса, усиления практической направленности в подготовке кадров, но и развития систематического взаимодействия вузов, работодателей и органов власти. Они должны сотрудничать в решении многих вопросов подготовки и трудоустройства молодых специалистов.

Определенный опыт успешного взаимодействия вуза, работодателей и органов власти в вопросах трудоустройства выпускников накоплен Сибирским институтом управления — филиалом РАНХиГС (ранее — Сибирская академия государственной службы). Это касается прежде всего целевой контрактной подготовки (ЦКП) молодых специалистов, поступающих на обучение, по направлению органов власти Сибирского региона. С первых лет своей деятельности вуз стремится готовить специалистов для органов власти с учетом специфики будущей деятельности. Основной формой работы в этом направлении является це-

1 См.: Богдан Н. Н., Бушуева И. П. Управление непрерывным профессиональным развитием государственных гражданских служащих (региональный аспект) : моногр. / РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. С. 154.

левой прием студентов на обучение за счет федерального бюджета в рамках квот, выделяемых органам власти Сибирского федерального округа (СФО). Данный вид деятельности регулируется Договором о сотрудничестве между вузом и органом государственной власти субъекта РФ СФО.

В условиях отсутствия реального распределения выпускников вузов целевая контрактная подготовка превратилась в реальный и действенный механизм адресной планомерной подготовки высококвалифицированных специалистов для органов государственной власти и органов местного самоуправления СФО. За 15 лет работы в рамках ЦКП подготовлено более 1 000 молодых специалистов.

Необходимо отметить, что в работе по организации ЦКП существуют как объективные, так и субъективные трудности, в первую очередь в вопросе трудоустройства выпускников целевого приема. Опыт показывает, что направляющие организации не всегда проявляют должное внимание к вопросам трудоустройства целевиков: не гарантируют им карьерного роста и получения социального пакета, не создают мотивации для возвращения молодого специалиста в организацию, направлявшую его на обучение. По этим и некоторым другим причинам значительная часть молодых специалистов, обучавшихся по целевому приему, не трудоустраиваются в организациях, направивших их на обучение.

Существующий в настоящее время механизм реализации целевой контрактной подготовки специалистов, введенный в Российской Федерации в 1995 г.2, значительно устарел и является малоэффективным, так как не достигает поставленной цели (задачи), а именно подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений отраслей бюджетной и социальной сфер отдаленных регионов страны.

В настоящее время в работе по целевой контрактной подготовке наиболее острыми проблемами являются:

— несбалансированность спроса и предложения по конкретным специальностям и направлениям подготовки;

— восприятие абитуриентами и их родителями поступления по целевому контракту как льготы без необходимости исполнения обязательства по отработке определенного количества лет;

— отсутствие механизма контроля за исполнением выпускником ЦКП обязательств по отработке определенного количества лет в организации, которая направила его на обучение;

— отсутствие механизма контроля за предоставлением выпускнику ЦКП места работы по специальности, полученной в вузе;

2 См.: О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием : постановление Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 1995 г. № 942. Закон утратил силу.

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

— отсутствие стимулов на муниципальном уровне и уровне самого образовательного учреждения для закрепления молодых специалистов на селе, в отдаленных районах.

В настоящее время появились новые возможности в развитии целевой контрактной подготовки специалистов, связанные с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В новом законе более подробно прописан целевой прием, сказано, что существенными условиями договора о целевом обучении должны являться обязательства по трудоустройству выпускников вуза в организации, которая направила их на обучение1.

Новые перспективы в развитии адресной целевой контрактной подготовки высококвалифицированных специалистов открываются и с принятием Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы». В данном законе указано, что органы местного самоуправления могут осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе. В договоре о целевом обучении предусмотрено обязательство гражданина в прохождении муниципальной службы в указанном органе в течение установленного срока по окончании вуза2.

В целях создания действенных и эффективных правовых основ обеспечения учреждений социальной и бюджетной сфер Российской Федерации сельскохозяйственных и отдаленных районов квалифицированными кадрами с высшим и средним профессиональным образованием необходимо принять федеральный закон о целевой контрактной подготовке специалистов в учебных заведениях Российской Федерации и закреплении их в сельскохозяйственных и отдаленных районах РФ, который бы внедрил механизм финансирования целевой подготовки специалистов по профессиям, требуемым для общества и государства, путем межбюджетных трансфертов. Одним из возможных путей решения исследуемой проблемы может стать введение на государственном и муниципальном уровне налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов.

Решение проблемы трудоустройства выпускников во многом зависит и от активности самих студентов. В подавляющем большинстве случаев информацию о потенциальном месте работы студенты получают от друзей, родственников, зна-

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 14 дек. 2015 г.). Ст. 56 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием

механизма подготовки кадров для муниципальной службы : федер. закон от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3 // РГ. 2015. 6 апр.

комых; почти половина выпускников черпает информацию в интернете и СМИ. Важным способом поиска работы может выступать также обращение в службу занятости и участие студентов в ярмарках вакансий или днях карьеры.

Успехов в поиске работы может добиться только тот выпускник вуза, который открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению, умеет адаптироваться в быстро меняющихся обстоятельствах.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников зависит и от приобретения студентами практического опыта работы по профилю подготовки за время обучения в вузе, от профориентации студентов для работы в конкретных предприятиях и организациях. В этих целях необходимо не только повышать эффективность учебных практик, но и расширять практику временного найма студентов старших курсов и молодых специалистов на разовые работы (рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, занятость на общественных работах, деятельность в качестве волонтеров и др.).

Временная занятость студентов старших курсов, а также выпускников вузов не только позволит им получить практический опыт, но и заработать позитивную репутацию. Для значительной части студентов работа во время учебы является реальным способом заработать средства на обучение, помогает приобрести практические навыки и умения по специальности, получаемой в вузе. В современных условиях это возможность соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные способы вхождения в профессию (практика, стажировка во время учебы) не решают данной проблемы3. Совмещение учебы с работой требует развивать навыки индивидуального обучения на основе современных информационных технологий.

Определенный опыт содействия студентам и выпускникам в устройстве на временную и постоянную работу накоплен в Сибирском институте управления, где на протяжении многих лет этому вопросу уделяется большое внимание. В 2013 г. в институте был создан центр развития карьеры и работы с выпускниками. Центр осуществляет консультационную и методическую подготовку студентов старших курсов к выходу на рынок труда. В этих целях организует дни карьеры, выставки, встречи с работодателями, информирует студентов и выпускников о состоянии рынка труда, вакансиях и требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей, участвует в организации практики и стажировок студентов, ведет базу данных потенциальных работодателей, проводит презентации профессий с участием компаний-работодателей и органов власти. Разработан и функционирует раздел центра на сайте института. В 2014/2015 учебном году проведены ярмарки вакансий совместно с Управ-

3 См.: Аношин А. В. Указ. соч.

лением Федерального казначейства и Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области. Центр заключил договоры о сотрудничестве с 29 крупными компаниями и органами власти Сибирского региона по вопросам организации практики и трудоустройства выпускников. Большой интерес у студентов вызвали конференции «День открытых возможностей», «Уникальный ресурс Сибири», семинар-практикум «Как правильно выбрать профессию и спланировать карьеру», мастер-класс «Интегральное проектирование карьеры».

В апреле 2015 г. в Сибирском институте управления на высоком организационно-методическом уровне прошел кадровый форум «Дни карьеры: вызовы рынка». В рамках работы форума прошли мастер-классы «Выпускники сегодня: как отобрать лучших», «Как решать бизнес-кейсы», деловая игра «Делаем будущее», ток-шоу «Бизнес и вузы — курс на сближение», презентация программ для молодых специалистов, выставки компаний-партнеров: Сибирского банка ОАО «Сбербанк России», АО «Альфа-банк», «Сибирского филиала ОАО "Мегафон"» и др. Перед студентами на форуме выступили ведущие эксперты по подбору персонала из Москвы и Новосибирска. Руководитель отдела персонала ЗАО «НГС» представил информационный доклад «Портрет новосибирского соискателя», в котором привел данные о профессиях, востребованных на рынке труда в г. Новосибирске. При этом указывается, что большинство работодателей сегодня предпочитают брать на работу лиц, имеющих трудовой стаж, лишь каждая десятая вакансия не требует наличия опыта работы. В силу этого студентам необходимо уже во время учебы получить определенный опыт трудовой деятельности как в рамках учебных практик, так и посредством временной работы. Проводимая центром карьеры работа вызывает большой интерес у студентов и потенциальных работодателей и дает первые положительные результаты.

Определяя пути решения исследуемой проблемы — трудоустройства выпускников вузов в соответствии с полученной специальностью, необходимо также совершенствовать и систему оценки эффективности работы высшего учебного заведения. В ходе оценки вуза, на наш взгляд,

необходимо учитывать в первую очередь следующие показатели:

— востребованность выпускников вуза на рынке труда;

— результаты трудоустройства выпускников вуза в соответствии с полученной специальностью;

— качество работы в аспекте практико-ориен-тированной подготовки будущих специалистов;

— результаты взаимодействия вуза и работодателей на всем протяжении подготовки специалистов — от момента набора студентов до трудоустройства выпускников по окончании института;

— уровень и качество сотрудничества вуза и работодателей в вопросах целевой контрактной подготовки специалистов, организации практики студентов, проведения научно-исследовательской и проектной работы;

— степень и формы участия работодателей в определении содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— наличие и уровень работы филиалов вузовских кафедр в крупных организациях, предприятиях, учреждениях;

— сотрудничество вуза, работодателей и органов управления образованием при анализе потребности рынка труда по конкретной специальности.

Сознавая важность и необходимость совершенствования оценки эффективности работы вуза, считаем, что в первую очередь нужно учитывать уровень взаимодействия высшего учебного заведения и работодателей в вопросах трудоустройства будущих специалистов.

Проблема трудоустройства выпускников вузов, по нашему мнению, в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной и сложной, требовать к себе особого внимания как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества в целом. Очевидно, что вузам предстоит осваивать и развивать новые подходы к профессиональной подготовке специалистов, к организации трудоустройства выпускников. Поэтому необходимо более детально исследовать позитивный опыт работы по трудоустройству выпускников вузов, трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы, что, возможно, позволит более эффективно справиться с этой проблемой.

V. E. Chernoskutov

TOPICAL PROBLEMS REGARDING STUDENTS AND UNIVERSITY GRADUATES EMPLOYMENT

The problems of employment for students and graduates in higher education institutions are considered, the factors preventing them from getting employment quickly and in their speciality are analysed. Particular attention is paid to the problems of training specialists for public authorities and local government.

Keywords: students, employer, authorities, employment, target contract preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.